Анализ адаптации детей раннего возраста доу

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ (из опыта работы)

Дети раннего возраста — очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними — одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслабленности. Но и ребенок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь, доброжелательность и ласку. Когда ребенку хорошо и спокойно, он быстро развивается. Что для этого нужно? Прежде всего — обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша.

Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие — соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.

Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни — это и эмоциональный, и информационный стресс.

В нашем ДОУ функционируют 6 групп, 3 из которых — группы раннего возраста для детей от 1 года до 3 лет, поэтому вопрос адаптации детей к ДОУ для нас особенно актуален.

В нашем детском саду разработана целая система мероприятий по предупреждению дезадаптации детей при приеме в ДОУ. Важной составляющей этой системы является психологическое обеспечение адаптационного процесса.

Основными задачами по профилактике и преодолению дезадаптации детей в ДОУ являются:

  • анализ конкретного единичного случая в контексте новых изменившихся условий (типичных для ДОУ);
  • выявление причин дезадаптации и нарушения эмоционально-личностной сферы ребенка;
  • оценка психоэмоционального состояния ребенка в начале периода адаптации и после его окончания.
  • Вся работа проводится в три этапа:

    1. Первичная диагностика проходит по трем направлениям:

    — характеристика родителями состояния своих детей в семье (анкеты для родителей; см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1,2)

    — оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада (карта наблюдений; см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

    — оценка психоэмоционального состояния детей (индивидуальный лист адаптации, см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

    По результатам проведенного анкетирования родителей обозначаю для себя семьи воспитанников с повышенной тревожностью. В дальнейшем данные анкетирования позволяют грамотно построить профилактическую и консультативную работу с родителями. Основная задача здесь — не просто проинформировать родителей об особенностях протекания периода адаптации у их ребенка, но и дать рекомендации, как общаться с ним в этот период.

    2. Второй этап включает в себя психопрофилактическую и коррекционно-развивающую работу, направленную на снятие проблем, возникающих в начальном периоде адаптации детей к условиям образовательного учреждения.

    3. На третьем этапе проходит контрольная диагностика (повторная) — по окончании периода адаптации и повторное анкетирование родителей (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

    На основании первичной диагностики составляется заключение, в котором дается предварительная оценка адаптационного периода каждого ребенка. По итогам заключения и по наблюдениям психолога и воспитателей определяется круг детей, нуждающихся в помощи при прохождении адаптации.

    Наиболее эффективным, а иногда и единственным методом коррекционной работы с детьми раннего возраста является игровая терапия, проводимая как в индивидуальной, так и в групповой форме.

    Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Поэтому акцент в выборе игр для детей раннего возраста мы делаем на сенсорные и моторные игры.

    Сенсорные игры дают ребенку опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима «пища».

    Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления, речи. Сенсомоторное развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка со взрослым, который обучает его видеть, ощущать, слушать и слышать, т.е. воспринимать окружающий предметный мир.

    Не меньше удовольствия детям раннего возраста приносит рисование. Оно нравится всем без исключения малышам. Может быть, именно поэтому, пока родители не догадаются купить ребенку краски, первые живописные этюды ему приходится выполнять подручными средствами — манной кашей на кухне или мыльной пеной в ванной. Можно научить ребенка рисовать мокрыми ладошками или папиным кремом для бритья, который наносится на ладони.

    Задачами коррекционной работы с детьми в период адаптации являются:

    • создание для ребенка атмосферы безопасности и комфортной обстановки;
    • понимание внутреннего мира ребенка и принятие его таким, какой он есть;
    • предоставление ребенку большей свободы и самостоятельности.

    При проведении занятий учитываю специфику работы с маленькими детьми: ребенок раннего возраста не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, поэтому они часто проявляются косвенно, через отставание в развитии, капризность, агрессивность и т.д. Это обусловливает необходимость активности со стороны самого психолога по выявлению психологических проблем у детей, в т.ч. и в период адаптации.

    Отсутствие у детей раннего возраста рефлексии, с одной стороны, облегчает, а с другой — усложняет диагностическую работу и постановку общей проблемы ребенка. Коррекционная работа, связанная с переживаниями ребенка, осуществляется по принципу «здесь и теперь» с акцентом на немедленном закреплении тех позитивных процессов, которые проявляются в ходе коррекционного процесса.

    По окончании второго этапа работы проводится заключительная диагностика степени адаптации детей раннего возраста, а также сравнительный анализ показателей первичной и заключительной диагностик.

    По окончании периода адаптации в дошкольном учреждении собирается медико — психолого — педагогический консилиум с расширенным составом. Туда входят заведующая, старший воспитатель, педагог-психолог, старшая медсестра, воспитатели групп раннего возраста и воспитатели других группа (по приглашению). На нем обсуждаются результаты проведенной работы в период адаптации, положительные моменты, анализируются итоги, корректируются планы по организации адаптации и намечается дальнейшая работа.

    Анализ работы ДОУ за последние несколько лет показывает, что процесс привыкания детей проходит очень успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Положительным является и то, что дети раннего возраста, а особенно второго года жизни, привыкают к детскому саду безболезненно. Эти данные позволяют судить о правильно построенной работе педагогического коллектива по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада.

    Анализ результатов диагностического исследования

    Средствами профилактики успешной адаптации ребенка к условиям детского дошкольного учреждения выступают развивающая функция в процессе индивидуальных и групповых занятий с педагогом и развивающего взаимодействия родителей с ребенком.

    Успешной адаптации помогает специально организованная предметно-пространственная среда в группе, развивающее взаимодействие, сотрудничество взрослых с ребенком в различных видах деятельности, индивидуальные и групповые развивающие занятия с педагогом (с учетом рекомендаций педагога-психолога), психопрофилактические занятия.

    Процесс поступления ребенка в детское дошкольное учреждение сложен, как для самого малыша, так и для его родителей.

    Ребенку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. А это совсем не просто. Ранее сформированные динамические стереотипы иммунная система, физиологические процессы подвергаются некоторым преобразованиям. Возникает необходимость преодоления психологических преград.

    Читать еще:  Анализы сахарный диабет ребенка

    В настоящем исследовании ставились задачи обобщить, систематизировать накопленный опыт, методы и формы работы с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям детского дошкольного учреждения.

    Представляем систему психолого-педагогического сопровождения:

    Анкетирование родителей (еще до поступления ребенка в детский сад). Устные и письменные рекомендации родителям по развитию детей раннего дошкольного возраста и по подготовке к поступлению в детский сад. Изучение медицинской карты. (Предварительный сбор информации о ребенке, его особенностях, стиле семейного воспитания, определение уровня готовности ребенка к поступлению в детский сад.)

    Наблюдение за детьми в группе. Беседы с родителями и воспитателями. Проведение психологической диагностики уровня адаптированности ребенка к ДОУ. Основной задачей на этом этапе становится выявление, комплексное обследование и отбор детей раннего возраста, имеющих отклонения в физическом, эмоциональном развитии и социальной адаптации.

    Заполнение воспитателем под руководством психолога «Карты психофизического развития ребенка раннего возраста», с целью отслеживания гармоничности /дисгармоничности развития ребенка. Обобщение информации об уровне развития детей, планирование направлений индивидуальной работы (индивидуально по эпикризным срокам каждого ребенка).

    Психолого-педагогическое обследование детей с целью определения актуального уровня развития, выявления проблем и недостатков развития.

    Рекомендации родителям и педагогам. Разработка и осуществление индивидуальных комплексных коррекционно-развивающих программ (в случае необходимости).

    Раннее выявление отклонений в развитии детей.

    Устранение выявленных проблем в развитии в течение дошкольного детства.

    Повышение психолого-педагогической грамотности педагогов и родителей.

    Создание специально организованной педагогической среды.

    Исследование адаптации детей к детскому дошкольному учреждению проводилось в МБОО «Солнышко» Каа-Хемского района с. Бурен-Хем

    В исследовании участвовали 15 детей — воспитанники младшей — ясельной группы «Пчелка», из них восемь мальчиков и семь девочек, в возрасте от 1года 6 месяцев до 3 лет. В исследовании участвовали дети старшей и младшей подгруппы по 15 человек в каждой.

    Дети посещают группу с начала учебного года, исследование началось с ноября месяца.

    Исследование проводилось с использование следующих методик:

    Метод опроса родителей.

    Доцентом кафедры поликлинической педиатрии РМАПО К. Л. Печорой разработаны психолого-педагогические параметры, с помощью которых определяется степень готовности ребенка к поступлению в ДОУ и прогнозируется, как будет проходить адаптация, которые использовались в данной работе.

    После проведенной психодиагностики были проанализированы результаты опытно — экспериментальной работы исследования адаптации детей к посещению детского дошкольного учреждения в первой и второй подгруппе ясельной группы «Пчелка».

    Проведение мероприятий по адаптации детей к детскому дошкольному учреждению способствовало повышению степени адаптации детей первой подгруппы: из 16 человек только у одного степень адаптации характеризуется, как тяжелая, 6 детей перешли в разряд легкой степени, а 9 в средней степени адаптации. Для детей второй подгруппы более оптимистичный результат — ни одного ребенка с тяжелой степенью, и по 8 детей с легкой и средней степенью адаптации к условиям детсада.

    Уровни адаптации детей при поступлении в детский сад характеризуются, как легкая, средняя и тяжелая адаптация. (Табл. 4)

    Таблица 4 Уровни адаптации детей при поступлении в детский сад

    Поведение — нормализуется в течение 1 недели.

    Аппетит — снижается, к концу первой недели восстанавливается.

    Сон — восстанавливается в течение 2 недель.

    Адаптация проходит в течение 1 месяца.

    Характерна аффективная разлука и встреча с близкими взрослыми

    Поведение восстанавливается до 40 дней, настроение вялое, плаксивое, неустойчивое.

    Пассивность, малоподвижность, наблюдается регрессия навыков. Восстановление до возрастной нормы в течение полутора месяцев.

    Сон — восстанавливается до возрастной нормы в течение 40 дней.

    Характерна аффективная разлука и встреча с близкими взрослыми.

    Поведение — неадекватное, иногда граничит с невротическими проявлениями. Ребенок апатичен.

    Аппетит — длительный отказ от еды, снижен, нестабилен, может наблюдаться невротическая рвота (при кормлении насильно).

    Сон — нестабилен, неглубок, невротичен (ребенок плачет во сне, часто просыпается), отказ от сна.

    Срок адаптации растягивается из-за частых длительных болезней.

    Адаптация длится от 6 месяцев до 1,5 лет.

    Апатичен по отношению к близким взрослым при встрече и разлуке

    В результате проведенного исследования выявлена разная степень адаптации детей к условиям детского сада в первой и второй подгруппе. Характерно, также, изменение состояния детей в этих подгруппах после проведения адаптационных мероприятий педагогами детсада совместно с родителями.

    Более высокий уровень готовности у детей второй подгруппы, они готовы к поступлению в детский сад. У первой группы условная готовность к детскому саду. Возможно, это объясняется возрастными особенностями детей этой подгруппы, так как в ней дети 1,5 -2 лет.

    Диаграмма 1 — Степень адаптации к условиям детсада детей первой подгруппы.

    Диаграмма 2 — Степень адаптации к условиям детсада детей второй подгруппы.

    Результаты диагностики показали, что уровень психофизиологической адаптации к условиям дошкольного учреждения более высок у детей второй подгруппы, как в момент поступления в детский сад, так и через три месяца после поступления (Диаграммы 1 и 2).

    Анализ показал, что наибольшую роль в периоде адаптации играет уровень социализации, наличие или отсутствие навыка общения со сверстниками. Немаловажное значение имеет формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать проблемы в игре.

    Выяснено, что очень важно выявить проблемы, которые могут возникнуть в периоде адаптации, и посоветовать родителям, как подготовить ребенка к детскому саду.

    Благодаря такому методу работы воспитатель заранее может узнать об особенностях развития и поведения малыша — своего будущего воспитанника. При поступлении детей в группу воспитатель ведет наблюдение за их поведением и отражает его в листе адаптации до тех пор, пока оно не нормализуется. Если же ребенок заболевает, это в листе отмечается особо, и по возвращении малыша после болезни тщательное наблюдение продолжается, по меньшей мере, в течение трех дней. Психолог, педагог могут на основании этих наблюдений предлагать индивидуальные назначения, облегчающие процесс адаптации.

    Для дальнейшей работы с детьми раннего возраста важно знать, как протекает адаптация всей группы в целом. Исходными данными при анализе процесса служат сведения о том, какова готовность малышей к поступлению в ДОУ и каковы результаты адаптационного периода, проходящего под наблюдением воспитателей, психолога, врача.

    В результате проведенного анализа было выяснено, что для успешной адаптации ребенка к посещению детского дошкольного учреждения, необходимо одновременное проведение адаптационных мероприятий с ребенком в семье и в детском саду. (Табл. 5)

    Таблица 5 — Мероприятия, рекомендуемые для подготовки детей к поступлению в детское учреждение и организации периода адаптации

    Поступление детей в соответствии с графиком приема детей

    Укороченное время пребывания в детском саду.

    Соблюдение рекомендаций по адаптации

    Ведение адаптационных листов.

    Ежедневное наблюдение педагога-психолога.

    По возрасту ребенка, максимально приближенный к детскому саду.

    Соблюдение гибкого режима

    Сбалансированное и рациональное питание.

    Привитие навыков самостоятельности

    Привитие навыков самостоятельного приема пищи.

    При отказе от питания не кормить насильно.

    Гимнастика и массаж

    Овладение родителями элементарными приемами массажа, ЛФК, гимнастики.

    Занятия, соответствующие возрасту.

    Закаливание по любой методике

    Закаливание по щадящей схеме в учреждении

    Читать еще:  Подготовка ребенка к сбору общего анализа мочи

    Занятия по возрасту, особое внимание уделить развитию игровых навыков и умению занять себя.

    На период адаптации — игровая деятельность с элементами занятия

    При этом особое внимание необходимо уделять согласованности действий родителей и воспитателей, соблюдению общего подхода к ребенку в семье и детском саду. Родители не должны оставаться в стороне.

    Еще до поступления в детский сад можно сделать прогноз адаптации ребенка к нему. Принять решение о возможности посещения ребенком садика.

    Здесь необходима работа по психологическому просвещению взрослых, в процессе которой, воспитатели и родители получают знания о симптомах трудной адаптации, рекомендации по улучшению адаптации к общим условиям детского дошкольного учреждения каждого конкретного ребенка с его выраженной индивидуальностью.

    Только совместными действиями родителей и педагогов, направленными на адаптацию ребенка к условиям содержания в детском саду можно сгладить негативные проявления в поведении, психологическом и эмоциональном состоянии ребенка.

    Факторы, определяющие успешность адаптации малыша к детскому саду связаны с психическим и физическим состоянием его здоровья.

    Во-первых, это — состояние здоровья и уровень развития. Здоровый, развитый по возрасту, малыш обладает лучшими возможностями системы адаптационных механизмов, он лучше справляется с трудностями. Токсикозы, заболевания матери в период беременности вызывают неблагополучное созревание сложных систем организма ребенка, ведающих приспособлением к изменяющимся условиям внешней среды. Последующие заболевания неблагоприятно сказываются на иммунитете, могут затормозить психическое развитие. Отсутствие правильного режима, достаточного сна приводит к хроническому переутомлению, истощению нервной системы. Такой ребенок хуже справляется с трудностями адаптационного периода, у него возникает стрессовое состояние, и как следствие — заболевание.

    Вторым фактором является возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение. С ростом и развитием ребенка изменяется степень и форма его привязанности к постоянному взрослому. Малыш остро нуждается в чувстве защищенности и опоры, которые дает ему близкий человек. Потребность в безопасности у маленького ребенка так же велика, как в еде, сне, теплой одежде.

    Третьим фактором, сугубо психологическим, является степень развития у ребенка опыта общения с окружающими и предметной деятельности. В раннем возрасте на смену ситуативно-личностному общению приходит ситуативно-деловое, в центре которого становится овладение ребенком совместно с взрослым миром предметов, назначение которых сам малыш открыть не в состоянии. Взрослый становится для него образцом для подражания, человеком, который может оценить его действия, прийти на помощь.

    Чтобы привыкание ребенка к детскому саду было максимально безболезненным, необходима поэтапная работа всех участников (родителей, воспитанников и педагогов).

    Первый этап включает в себя информационное сопровождение.

    Цель первого этапа — заинтересовать родителей, имеющих детей раннего возраста в услугах ДОУ.

    На следующем этапе особенно важна информация для родителей о необходимости соблюдения режима дня. Для успешной адаптации ребенка к условиям детского учреждения необходимо развитие предметной деятельности ребенка и создание в доме для него отдельного игрового уголка с набором игрушек.

    Таким образом, когда процессы социализации в семье успешны, ребенок сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности окружающей его группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты поведения частью его сознания. Он воспринимает нормы таким образом, что автоматически действует в ожидаемой манере поведения большую часть времени.

    Успешное проведение рекомендуемых мероприятий, также, позволит достичь наилучших результатов в состоянии физического здоровья ребенка. Дети успешно адаптированные к условиям детского дошкольного учреждения меньше болеют.

    При проведении контрольного этапа анализа сравниваются результаты по «Картам наблюдений» в начале адаптационного периода и через месяц посещения детьми детского сада.

    На основании первичной диагностики составляется заключение, в котором дается предварительная оценка адаптационного периода каждого ребенка. По итогам заключения и по наблюдениям психолога и воспитателей определяется круг детей, нуждающихся в помощи при прохождении адаптации.

    Таким образом, адаптация ребенка раннего возраста к условиям детского дошкольного образовательного учреждения предполагает мобилизацию профессиональных сил всего педагогического коллектива. А также, стратегии сотрудничества, партнерства и сотворчества всех специалистов, а не только воспитателей возрастных групп. Руководитель детского дошкольного учреждения заботится о том, чтобы педагоги детсада совершенствовали свои коммуникативные навыки для установления контактов с семьями.

    Персонал детского учреждения может способствовать успешной адаптации детей к условиям детсада, имея необходимое методическое оснащение для разработки технологий общения с родителями и проведения на профессиональном уровне необходимых диагностических процедур.

    Данные проведенного исследования свидетельствуют о том, что важно поддерживать любую ориентированность родителя на повышение своего воспитательного потенциала, ввиду многообразия психологического воздействия на ребенка адаптационного периода при поступлении в детское дошкольное учебное заведение. При этом, компетентное профессиональное общение педагога с родителями проявляется в способности обеспечить высокое качество пространства общения по стилю и выбранной стратегии, актуальности содержания и умелому сочетанию многообразия форм сотрудничества и методов активизации родителей.

    АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ДОУ

    Гипотеза – социально – педагогическая работа с родителями по адаптации детей раннего возраста к ДОУ

    Цель работы – изучить взаимодействие детско — родительских отношений, выяснить влияние родительского отношения на адаптацию ребенка группы раннего возраста в детском саду.

    1. Охарактеризовать феномен адаптации как социально – психологический феномен.

    2. Выявить социально – педагогические методы работы, способствующие адаптации детей раннего возраста к ДОУ.

    3. Осуществить практическую социально – педагогическую деятельность по адаптации детей раннего возраста к ДОУ.

    4. Разработать методические рекомендации для воспитателей и родителей по организации адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.

    Исследование проводилось с 20-ю родителями воспитанников группы раннего возраста детского сада № 389 г. Новосибирска.

    Задачи экспериментальной работы:

    Использовались следующие методы исследования:

    — беседа с воспитателями;

    — наблюдение за детьми;

    Встреча с родителями проходила непосредственно во время посещения детей детского сада.

    Родителям предлагалось ответить на вопросы анкеты «Адаптация ребенка в детском саду» (Приложение Б).

    По результатам обработки анкетных данных было выявлено состояние адоптации детей данной группы при посещении дошкольного образовательного учреждения, что отражено в таблицах 2.1-2.7.

    Таблица 2.1. С каким настроением ребенок ходит в ДОУ

    Как видно из таблицы 2.1, по мнению родителей, большинство детей посещает детское образовательное учреждение с удовольствием -10 человек-50,6%.

    Таблица 2.2 Что в большей степени влияет на нежелание ребенка посещать ДОУ

    По опросу родителей, как видно из таблицы 2.2, в большей степени влияет на нежелание ребенка посещать ДОУ ранний подъем (8 чел.) 38,4%, близкие взаимоотношения родителя и ребенка (6 чел.) 30%, а так же некаждодневное посещение (5 чел.) 24,7%.

    Таблица 2.3 Кто, по вашему мнению, может помочь успешно адаптироваться вашему ребенку в ДОУ

    Как видно из таблицы 2.3, успешно адаптироваться ребенку в ДОУ могут помочь совместные усилия воспитателей и родителя.

    На этот вопрос положительно ответили 19 родителей — 93,1 %.

    Таблица 2.4 Что вы думаете о ДОУ

    Как видно из таблицы 2.4, по мнению родителей, на ребенка в большей мере влияет подготовка ребенка к общению с другими детьми и социализации в целом (15 чел.) 93,1%.

    Читать еще:  Анализ продуктивной деятельности детей в доу

    Таблица 2.5 Подготавливали ли вы своего ребенка к поступлению в ДОУ

    По данным таблицы 2.5, мнение родителей явно разделились. Занимались подготовкой ребенка к детскому саду – 10 чел.(45,2%), 16 чел. Не акцентрировали на этом внимание – 49,6%.

    На вопрос: «Как повлияет на привыкание ребенка к детскому саду его отсутствие по причине болезни?» был допустим свободный вариант ответа.

    — Каждый раз как первый раз.

    — Лучше не болеть.

    — Сложно ребенку привыкнуть к режиму детского сада.

    — Никак не повлияет.

    — Отвыкает, потом не очень хочет идти в детский сад.

    — Пока болеет хочет в детский сад.

    — За период болезни отвыкает и капризничает.

    — Увеличивается желание идти в дс при условии не раннего подъема утром.

    — Отличается более агрессивное поведение в группе, отбирание игрушек, ссоры с детьми.

    — Уже привык, скучает и просится в детский сад.

    — Возвращаемся к периоду привыкания заново.

    — Ребенок отвыкает от детского сада.

    — Адаптация начинается с нуля.

    — Не возникло проблем, наоборот скучает по дс.

    Таблица 2.6 Как относитесь к тому. Если родитель привел ребенка в детский сад с признаками простуды или гриппа

    По данным таблицы 2.6 мнения родителей разделились. 8 человек относится с пониманием т.к. многие дети болеют в период адаптации, в детском саду есть медицинский работник (48,9%). 7 человек относятся категорически отрицательно (35,2%).

    На вопрос: «Как может помочь своему ребенку родитель, что бы легче и быстрее ребенок привык ходить в детский сад?» был допустим свободный вариант ответа.

    — Настраивать ребенка на детский сад.

    — Получение положительных эмоций, узнавание чего-то нового.

    — Уделять максимум внимания ребенку по возвращению из детского сада домой.

    — Настраивать ребенка на положительные эмоции.

    — Подбадривать, успокаивать, поддерживать.

    — Организовать режим как в детском саду.

    — Прогуливаться возле детского сада.

    — Находиться вместе с ребенком в группе первое время и обыгрывать день детского сада дома.

    — Общаться с ребенком на тему детского сада. Говорить что там хорошо, много детей, много игрушек и то что мама обязательно вернется за ребенком.

    — Проводить позитивные беседы в дружественной манере о детском саде, о воспитателях и детях, соблюдать режим дс дома.

    — Акцентировать внимание ребенка на положительных моментах детского сада, вкусная еда, детское окружение и т.д.

    — Поощрять первые успехи во всем, рисование, лепка и прочее.

    — Говорить ребенку, что его ждуть дети и воспитатели, без него будет скучно играть и они скучают.

    — Разговаривать с ребенком, рассказывать, как другие дети ходят в дс, сколько нового они там узнают, как там интересно и т.д.

    — Не пропускать детскй сад не по причине болезни.

    — Говорить только хорошее о детском саде. Проводить беседы, игры в дс.

    — Дать понять ребенку что угрозы безопасности без мамы у него нет, положительно настраивать на детский сад.

    Таблица 2.7 Испытываете ли вы тревогу оставляя ребенка в ДОУ

    Как видно из табицы 2.7 первое время, родители испытывают тревогу за ребенка-14 человек (78,4%).

    По мнению родителей, готовы к поступлению в детский сад 26,3% детей, условно готовы — 52,6%, не готовы — 21,1%.

    Таким образом, у большинства детей отмечается не достаточный уровень готовности к условиям ДОУ. Уровень подготовки детей к дошкольному учреждению, выявленный на основе анкетирования родителей и наблюдений за детьми, можно охарактеризовать, как средний, так как преобладает оценка «условно готов».

    Беседа с воспитателями показала, что при поступлении ребенка в детский сад педагоги использовали формы организации общения как индивидуальные, так и фронтальные.

    В индивидуальных беседах с родителями выясняли условия жизни ребенка в семье, состояние его здоровья, привычки, особенности характера, режим, взаимоотношения между взрослыми членами семьи; знакомили с сотрудниками детского сада, которые будут работать с детьми; рассказывали о режиме дня детей в детском саду.

    Достаточно полно использовалась наглядная информация для родителей. В нее включалось следующее:

    — Визитная карточка учреждения с указанием направления его деятельности и программы работы, дополнительных услуг.

    — Информация о достижениях (дипломы, грамоты как сотрудников учреждения, так и детей).

    — Стенд о правах и обязанностях родителей, который содержит краткие выдержки из нормативно-правовых документов от международного до локального уровня (Конвенция о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, Закон об образовании и другие).

    — График работы сотрудников с детьми и родителями (с указанием фамилии, имени, отчества сотрудника).

    Стенд наглядной информации для родителей оформлен в едином стиле, не перегружен материалом, отличается хорошим оформлением, простотой и логичностью изложенного материала.

    Период адаптации детей в присутствии родителей длится до двух недель, постепенно снижая интенсивность их участия в деятельности ребенка, одновременно прослеживая адекватность и компетентность действий воспитателя.

    Результат констатирующего эксперимента показал, что в дошкольном учреждении созданы условия для организации процесса адаптации детей к детскому саду, но их следует обновлять и расширять при помощи новых форм и методов работы с детьми, родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения.

    В детском саду попытки решения проблемы адаптации в основном сводятся к рекомендациям родителям максимально приблизить режим дня ребенка к режиму дошкольного учреждения. Кроме того, у некоторых воспитателей сложилось упрощенное представление об эмоциональных реакциях детей, впервые пришедших в детский сад. Они считают, что плач и капризы — результат избалованности и изнеженности в семье. Такое мнение может стать следствием негативного отношения ребенка у детскому саду.

    На длительность и характер адаптации особое влияние оказывают такие факторы, как социальный и эмоционально-психологический. При прохождении острой фазы адаптационного периода в дошкольном учреждении у детей преобладает уровень адаптации средней тяжести, уровень адаптации также средний.

    Для определения успешности адаптации детей мы использовали методику, предложенную А. Остроуховой. Наблюдая за процессом адаптации и внося данные своих наблюдений в специальный протокол, воспитатель делает вывод о результате адаптации каждого ребенка.

    Успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода. Можно выделить четыре основных фактора поведенческой адаптации: эмоциональное состояние, коммуникабельность, послеполуденный сон, аппетит.

    Каждый из факторов может оцениваться от +3 до -3, то есть от отличной адаптации до полной дезадаптации.

    Для удобства обработки данных и во избежание субъективного толкования даются краткие характеристики разных оценок (+1, +2, +3, 0, -1, -2, -3).

    Суммарно по всем четырем факторам можно получить +12 или -12, в интервале чего и определяются уровни адаптации. Продолжительность процесса адаптации может ограничиваться одним днем (когда ребенок в первый день социализируется в дошкольном образовательном учреждении) или быть сколько угодно долгим.

    Уровень адаптации выводится из взаимодействия продолжительности адаптационного периода (А) и поведенческих реакций (П).

    Таблица 2.8 Уровень адаптации детей к дошкольному учреждению

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector