Анализ педагогических условий общения детей

Теоретический анализ проблемы психолого-педагогических условий организации ситуативно-деловой формы общения у детей третьего года жизни

Ситуативно-личностное общение имеет большое значение для общего психического развития ребенка. Внимание и доброжелательность взрослых вызывают у детей яркие радостные переживания, а положительные эмоции повышают жизненный тонус ребенка, активизируют все его функции. Помимо такого неспецифического, влияния общения в лаборатории установлено и прямое воздействие этой деятельности на развитие психики детей. Для целей общения детям необходимо научиться воспринимать воздействия взрослых, и это стимулирует формирование у младенцев перцептивных действий в зрительном, слуховом и других анализаторах. Усвоенные в «социальной» сфере, эти приобретения начинают затем использоваться и для знакомства с предметным миром, что приводит к значительному прогрессу когнитивных процессов у детей.
Ситуативно-деловая форма общения детей с взрослыми (6 месяцев — 2 года) имеет важное значение в жизни детей раннего возраста. В это время дети переходят от неспецифических примитивных манипуляций с предметами ко все более специфическим, а затем и культурно фиксированным действиям с ними. Главной особенностью этой второй в онтогенезе формы коммуника-ции следует считать протекание общения на фоне практического взаимодей-ствия, ребенка и взрослого и связь коммуникативной деятельности с таким взаимодействием.
Исследования М.И. Лисиной [13, с. 67] показали, что помимо внимания и доброжелательности ребенок раннего возраста начинает испытывать нужду еще и в сотрудничестве взрослого. Такое сотрудничество не сводится к простой помощи. Детям требуется соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность рядом с ними. Только такого рода сотрудничество обеспечивает ребенку достижение практического результата при тех ограниченных возможностях, которыми он пока располагает. В ходе подобного сотрудничества ребенок одновременно получает внимание взрослого и испытывает его доброжелательность. Сочетание внимания, доброжелательности и сотрудничества – соучастия взрослого и характеризует сущность новой потребности ребенка в общении [13, с. 69]. Ведущими становятся в раннем возрасте деловые мотивы общения, которые тесно связаны с мотивами познавательными и личностными. Основными средствами общения являются предметно-действенные операции: функционально-преобразованные предметные действия, позы и локомоции.
Важным приобретением раннего возраста является понимание речи окружающих и овладение активной речью. Возникновение речи тесно связано с деятельностью общения: будучи наиболее совершенным средством общения, она появляется для целей общения и в его контексте.
Значение ситуативно-делового общения в процессе совместной деятель-ности ребенка и взрослого мы видим главным образом в том, что оно приводит к дальнейшему развитию и качественному преобразованию предметной деятельности детей (от отдельных действий к процессуальным играм), к возникновению и развитию речи. Но овладение речью позволяет детям преодолевать ограниченность ситуативного общения и перейти от чисто практического сотрудничества со взрослым к сотрудничеству, так сказать, «теоретическому». Таким образом, снова рамки общения становятся тесными и разламываются, а дети переходят к более высокой форме коммуникативной деятельности [15, с. 172].
Переход от низших форм общения к высшим осуществляется по принципу взаимодействия между формой и содержанием: достигнутое в рамках предыдущей формы общения содержание психической деятельности перестает соответствовать старой форме, обеспечивавшей в течение некоторого времени прогресс психики, разламывает ее и обусловливает возникновение новой, более совершенной формы общения.
Важное значение в развитии общения имеют воздействия взрослого, опережающая инициатива которого постоянно «подтягивает» деятельность ребенка на новый, более высокий уровень по принципу «зоны ближайшего развития». Организуемая взрослым практика взаимодействия с детьми способствует обогащению и преобразованию их социальных потребностей.
Исследования, проведенные под руководством М.И. Лисиной [13, с. 79], показали, что если потребность в общении с взрослым складывается в первые два месяца жизни, то коммуникативная потребность в сверстнике появляется только у детей на третьем году жизни [13, с. 79].
Итак, общение ребенка – не только умение вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать и слы-шать, использовать мимику, жесты для более экспрессивного выражения своих мыслей. Осознание особенностей себя и других людей влияет на конструктивный ход общения. Потребность в общении изменяется по содержанию в зависимости от характера совместной деятельности ребенка ее взрослым. На каждом этапе развития потребность в общении конституируется как потребность в таком участии взрослого, которое необходимо и достаточно для решения ребенком основных, типичных для его возраста задач.
1.3 Условия организации общения детей раннего возраста

В основе развития общения ребенка и развития его речи в начальном периоде ее активного пользования лежит оперантное и викарное научение, внешне выступающее как подражание взрослым. На этом возрасте у ребенка резко возрастает интерес к окружающему миру. Их особенно интересуют на-звания новых предметов и явлений имена окружающих людей, они ждут от взрослых соответствующих разъяснений. Овладев первыми словами, дети часто задают взрослым вопросы «что это?», «кто это?», «как это называется?». Такие вопросы нельзя оставлять без внимания, необходимо всегда отвечать на них как можно полнее, чтобы удовлетворить естественное любопытство ребенка и способствовать его когнитивному развитию. Неправильная, слишком быстрая и невнятная речь взрослых препятствует речевому развитию детей. С ребенком необходимо говорить медленно, отчетливо произнося и повторяя все слова и выражения. Внимательно наблюдая за действиями взрослых, ребенок к концу первого года жизни уже оживленно реагирует на его мимику, жесты и пантомимику. По ним он улавливает смысл тех слов, которые произносятся взрослым. Поэтому, разговаривая с детьми раннего возраста, особенно в начале усвоения активной речи, необходимо широко пользоваться в общении языком мимики и жестов. Своим родителям, братьям и сестрам дети в процессе речевого развития подражают больше, чем другим людям. Чем чаще, общаясь с ре-бенком, его ближайшие родственники разговаривают с ним, тем быстрее сам ребенок усваивает речь. Поддержка и одобрение собственной речевой активности ребенка со стороны окружающих людей играют важную роль в развитии его речи. Лучше всего обучать и практически оценивать уровень речевого развития, достигнутый ребенком, может мать. Если одни и те же слова произносит она, то ребенок лучше понимает их и разумнее на них реагирует, чем на аналогичные высказывания других людей. У родителей, которые наблюдают за речевым развитием детей, иногда возникает беспокойство по поводу задержек начала их активной речи. Если ребенок примерно до двух лет мало говорит, но хорошо понимает обращенные к нему слова взрослого, то никаких серьезных оснований для переживаний по поводу его речевого развития быть не должно.
Дети, которые до этого говорили мало, между двумя и тремя годами нередко обнаруживают значительный и быстрый прирост собственной речевой активности, догоняя своих сверстников. В характере и темпах усвоения ребенком активной речи имеются значительные, нормальные индивидуальные различия, которые не должны вызывать беспокойства.
В возрасте около трех лет ребенок начинает внимательно и с явным интересом прислушиваться к тому, о чем говорят между собой взрослые. Их речь в связи с этим должна быть разнообразной и становиться такой, чтобы быть понятной для ребенка.

Скачать реферат «Теоретический анализ проблемы психолого-педагогических условий организации ситуативно-деловой формы общения у детей третьего года жизни» DOC | TXT

изучить психолого-педагогические условия организации ситуативно-деловой формы общения у детей третьего года жизни.

1 Теоретический анализ проблемы психолого-педагогических условий организации ситуативно-деловой формы общения у детей третьего года жизни 5

1.1 Понятие об общении 5

1.2 Особенности развития общения детей раннего возраста 9

1.3 Условия организации общения детей раннего возраста 14

Актуальность темы. Основой совместной деятельности человека явля-ется общение. В общении происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности.

Взаимодействуя с другими людьми, имеющими разные интересы и спо-собности, разный жизненный опыт и уровень развития, человек приобретаем практические навыки и умения в сфере общения. Вместе с тем, различия во взглядах, позициях, мнениях, целях, замыслах и мотивах нередко в процессе коммуникации приводит к их столкновению или противостоянию, то есть к конфликтам.

Эффективное общение направляет поток информации в нужное русло, способствуя взаимопониманию, помогает людям преодолеть барьеры для проведения открытой дискуссии и стимулирует собеседников предпринимать действия для достижения поставленных целей.

Психическое развитие ребенка происходит на основе освоения культур-но-исторического опыта, носителем которого является взрослый. Этот процесс имеет сложный характер, в нем немалую роль играет квалифицированно организованное общение ребенка с взрослым. А в раннем возрасте характер общения ребенка с взрослым оказывает определяющее влияние на успешность этого процесса. Именно в общении формируется отношение ребенка к окружающим, к деятельности и к самому себе. Важным условием формирования коммуникативных умений является совместная деятельность и обучение.

Читать еще:  Анализ днк ребенка по крови матери

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9−11 классов)

. . Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Нарушения в сфере общения сказываются на развитии личности: искажено представление детей о себе, отношение к себе, затруднено осознание себя как личности. При недостаточном общении темп формирования коммуникативных умений, психических процессов замедляется, в связи с чем ребенок попадает в категорию дезадаптированных детей [23, с. 109].

Несмотря на большое число теоретических и практических исследова-ний, проблема психологии общения представляет собой одну из наиболее важных практических задач современной науки.

Высокая значимость коммуникативной компетентности личности для своевременной успешной социализации, недостаточный уровень сформированности коммуникативных умений у детей дошкольного возраста, необходимость поиска эффективных источников и средств формирования коммуникативных умений у детей раннего возраста с целью профилактики отрицательного влияния несформированности коммуникативных умений на развитие личности определяют актуальность настоящего исследования.

Цель исследования — изучить психолого-педагогические условия орга-низации ситуативно-деловой формы общения у детей третьего года жизни.

В соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1 Проанализировать психолого-педагогическую литературу по про-блеме психолого-педагогических условий организации ситуативно-деловой формы общения у детей третьего года жизни, изучить степень теоретической и практической разработанности проблемы в психологии.

2 Исследовать особенности развития ситуативно-делового общения детей раннего возраста.

3 Провести анализ психолого-педагогических условий организации ситуативно-деловой формы общения у детей третьего года жизни.

Объект исследования: ситуативно-деловое общение у детей третьего года жизни.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия орга-низации ситуативно-деловой формы общения у детей третьего года жизни.

1 Теоретический анализ проблемы психолого-педагогических усло-вий организации ситуативно-деловой формы общения у детей третьего года жизни

Воспитание положительных качеств личности ребенка дошкольного возраста в процессе его общения со сверстниками и взрослыми

. . Проблема: как влияет процесс общения ребенка со сверстниками и взрослыми на формирование личности ребенка дошкольного возраста? Предмет нашего исследования — влияние процесса общения ребенка со сверстниками и взрослыми . не только функцию обмена информацией, но и экспрессивную. Параметры общения. Форма общения: вне ситуативно-познавательная (до 4-5 лет); внеситуативно-личностное (5-6 .

1.1 Понятие об общении

Проблема общения является актуальной для многих наук. В психологии общение определяют как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия, взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга [1, с. 213]. Посредством общения осуществляются процессы обучения и воспитания, управление, обслуживание, научная работа и иная деятельность во всех сферах, где необходимы передача, усвоение и обмен информацией, культурными и общечеловеческими ценностями, общественными опытом [2].

Сложность проблематики общения выражается в многообразии подходов к пониманию сущности общения, среди которых основными являются:

1 Деятельность — средство общения людей.

2 Общение — самостоятельная человеческая деятельность.

3 Общение — атрибут других видов человеческой деятельности, условие их существования.

Современные исследователи рассматривают общение как сложный мно-гогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга [12, с. 134]. При акценте на обмене и сообщении информации общение превращается в коммуникацию, явление более узкое, но неразрывно с ним связанное [13, с. 71].

Общение как процесс вклю…

1. Алифанова, Е.М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр / Е.М. Алифанова. Волгоград, 2001. 168 с.

2. Андриенко Е.В. Социальная психология: учебное пособие / Под ред. В.А. Сластенина. — М.: ACADEMIA, 2000. — 264 с.

3. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. — М.: Смысл, 2004. — 512 с.

14. Психология лечебного процесса

. осознаваемых и неосознаваемых механизмов психологической защиты. При анализе психологии больного и лечебного процесса используются следующие следующие психологические характеристикиличности: отношения; самооценка; мотивация . лечебной практики. Необходимо рассматривать психологию больного не только как субъекта болезни, но и каксубъекта лечебного процесса, участвующего в нём, переживающего .

4. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. — М.: Инфа, 2001. — 272 с.

5. Добрович, А.Б. Воспитатель о психологии и психогигиене общения / А.Б. Добрович. — М.: Просвещение, 2007. — 205 с.

6. Дудьев, В.П. Системный подход в развитии коммуникативного по-тенциала дошкольников с общим недоразвитием речи / В.П. Дудьев // Логопедия. 2006. № 2. С. 22−26.

7. Екжанова, Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям до-школьного возраста / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. СПб.: КАРО, 2008. 336 с.

8. Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении. / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. — Киров, 2001. — 142 с.

9. Запорожец А.В. Избранные психологические труды / А.В. Запорожец. — М.: Директ-Медиа, 2008. — 1287 c.

10. Кравцова, Е.Н. Ребенок внутри общения / Е.Н. Кравцова // Дошкольное образование. — 2005. — № 3. — С. 2−6.

11. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, речь / А.Н. Леонтьев. — СПб.: Питер, 2007. — 396 с.

12. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. М.: Смысл, 1997. — 365 с.

13. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. — М.: Институт практической психологии, 1997. — 384 с.

14. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. — М.: Институт практической психологии, 1996. — 144 с.

15. Лисина, М.И. Влияние общения со сверстниками на познавательную ак-тивность дошкольников / М.И. Лисина, Т.Д. Сарториус. — М.: Просвеще-ние, 2000. — 169 с.

16. Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средства общения / А.К. Маркова. — М.: Просвещение, 2004. — С. 87−90.

17. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. — М.: Владос, 2004. — Кн. 3: Психодиагностика.

18. Петровская, Л.А. Обратная связь в межличностном общении / Л.А. Петровская, О.В. Соловьев // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология, 2002. № 3. С. 15−16.

Психология Этапы развития психологии

. развитии высших психических функций человека, личности в её «вершинных» (Выготский) проявлениях. Деятельностный подход Школа советской психологии, основанная А. Н. Леонтьевым . любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Когнитивная психология Раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческого сознания. Исследования .

19. Развитие общения дошкольников со сверстниками / под ред. А.Г. Руз-ской. — М.: Педагогика, 2009. — 216 с.

20. Рубинштейн, С. Л. / Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2002. — 720 с.

21. Степина, О. С. Коммуникативные умения младших школьников с ЗПР / О.С. Степина // Специальное образование: Научно-методический журнал / Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т спец. образования. — Екатеринбург, 2007. — № 8. — С. 52−59.

22. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии / Г. А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. — М.: Просвещение, Владос, 1995.

23. Шипицына, Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л.М. Шипицына, О.В. Защирин-ская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. 384 с.

24. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. М.: Академия, 2006. — 384 с.

25. Яноушек, Я. Проблемы общения в условиях современной деятельности./ Я. Яноушек // Вопросы психологии, 2007. № 1. С16−19.

Педагогическое общение воспитателя

Профессиональная деятельность воспитателя невозможна без педагогического общения. Педагогическое общение представляет собой систему взаимодействия педагога с детьми с целью оказания на них воспитательного воздействия, форми­рования педагогически целесообразных взаимоотношений и самооценки ребенка, создания благоприятного для психического развития микроклимата.

Воспитатель должен стремиться, чтобы его педагогическое общение с детьми было эффективным и в наибольшей степени способствовало их психическому развитию. Для этого ему нужно знать, чего ждут от общения с ним его воспитан­ники, учитывать изменяющуюся на протяжении детского возраста потребность их в общении со взрослыми, развивать ее. Вступая в общение с детьми в «зоне ближайшего развития», воспитатель может способствовать реализации их потен­циальных возможностей. Общение со взрослыми подготавливает появление но­вых, более сложных видов деятельности. Так, например, деловое общение спо­собствует становлению предметно-орудийной — ведущей в раннем возрасте — деятельности; внеситуативно-личностное общение — учебной, ведущей в млад­шем школьном возрасте (Лисина М. И., 1978).

Читать еще:  Анализ мочи высокой температуре ребенка

Форма и содержание педагогического общения воспитателя в значительной степени определяются теми конкретными задачами, которые он пытается решить в процессе руководства деятельностью детей.

Эффективность педагогического общения зависит от умения воспитателя учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Различные формы воздействия избирает педагог для общения в аналогичных ситуациях с детьми разного темперамента и возраста. К самым маленьким он чаще выражает особую теплоту, использует ласковые формы обращения, к которым малыш привык в се­мье. Чуткость и заинтересованность педагог проявляет и в работе с более старши­ми детьми. Но здесь для создания оптимального характера взаимоотношений от него требуется и умение пошутить, а в случае необходимости — разговаривать серьезно, строго. Отличается и содержание общения воспитателя с разными деть­ми — учитываются их интересы, склонности, пол, особенности семейной микро­среды.

В процессе взаимодействия с детьми педагог использует как прямые, так и косвенные воздействия.

Обычно под прямыми понимаются воздействия, которые прямо обращены к воспитаннику, так или иначе касаются его поведения, взаимоотношений (объ­яснение, показ, указание, одобрение, порицание и др.). Косвенными считаются воздействия через других лиц, через соответствующую организацию совместной деятельности и т. д.

Сущность такого способа воздействия состоит в том, что управляющий не чи­нит никаких препятствий и не дает никаких указаний в отношении желаемого на­правления поведения, но он так изменяет окружающие условия, что каждая лич­ность в отдельности выбирает именно ту форму деятельности, которая желатель­на была управляющему.

Наиболее эффективны в работе с детьми, особенно младшего и среднего воз­раста, косвенные воздействия, прежде всего воздействия посредством игры, игро­вого общения.

Оптимальность педагогического общения зависит и от способности воспита­теля использовать сказку, искусство как средство косвенного воздействия на ре­бенка. Правильно организованное педагогическое общение создает наиболее бла­гоприятные условия для развития творческой активности детей. Выявлено, что именно личностно-деловое общение, удовлетворяющее одновременно потреб­ность в сотрудничестве и в сопереживании, взаимопонимании, в наибольшей сте­пени способствует созданию благоприятного психологического климата в детском саду и школе.

Воспитатели руководят деятельностью детей, но формы их воздействий на детей бывают разные. Чаще всего выделяют «демократическую» и «авторитар­ную» форму руководства. Продуктивность «демократического» и вредность «ав­торитарного» стиля, недопустимость последнего в работе с детьми была доказана в целом ряде исследований (А. А. Бодалев, К. Левин, В. С. Мухина, Л. Н. Башлакова и др.).

Характеризуя оптимальное педагогическое общение учителя, А. А. Леонтьев справедливо отмечает, что оно «позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя». Такую возможность создает и опти­мальное педагогическое общение воспитателя с детьми детского возраста. Инте­ресы, склонности, способности, педагогическое отношение воспитателя находят отражение в стиле его профессионального общения.

Разнообразны стили педагогической деятельности воспитателей детского са­да. В настоящее время проводится их изучение. Однако уже можно говорить о бесспорном преимуществе положительного гармонического стиля, когда положи­тельная мотивация сочетается с позитивными формами общения с детьми, с вы­соким уровнем профессиональных умений и навыков. Воспитание и самовоспи­тание такого стиля — одно из важных средств повышения эффективности педаго­гического общения.

В совершенствовании педагогического общения, как и всей деятельности вос­питателя, важную роль играет психологический климат в педагогическом кол­лективе детского сада.

Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса. С позиции деятельностного подхода общение — это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной дея­тельности и включающий в себя обмен информацией, выработ­ку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Общение — чрезвычайно емкое и широкое понятие. В социальной психологии оно определяется следующим образом.

Общение многолико: оно имеет множество форм и видов. Педагогическое обще­ние — частный вид общения людей. Ему присущи как общие черты и характеристики этой формы взаимодействия, так и специфические черты, связанные с содержанием образовательного процесса.

В настоящее время распространен подход, согласно которо­му в общении рассматриваются коммуникативная, интерактив­ная и перцептивная стороны. Существенно, что все эти стороны общения проявляются одновременно. Коммуника­тивная сторона реализуется в обмене информацией, интерактив­ная — в регуляции взаимодействия партнеров общения при ус­ловии однозначности кодирования и декодирования ими знако­вых (вербальных, невербальных) систем общения, перцептивная же — в «прочтении» собеседника за счет таких психологических механизмов, как сравнение, идентификация, апперцепция, ре­флексия. В зависимости от степени сформированности группы обу­чающихся в коммуникативном воздействии учителя может быть больше выявлена та или другая сторона этого процесса.

Известный психолог В. А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:

В. А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:

Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. Этот стиль характеризуется ув­леченностью педагога совместной творческой деятельностью с учащимися. О таких педагогах говорят: «За ним дети буквально по пятам ходят!»

Общение на основе дружеского расположения — предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника со­вместной учебной деятельности. Однако, при этом следует избегать панибратства. Осо­бенно это касается молодых педагогов, не желающих попасть в конфликтные ситуации.

Общение-дистанция — его суть в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся постоянно, в качестве важного ограничителя, фигурирует дистанция: «Вы не знаете — я знаю». Один из самых распространенных типов педагогического общения. Постоянно прослеживается дистанция во всех сферах: в обучении — со ссылкой на ав­торитет и профессионализм, в воспитании — со ссылкой на жизненный опыт и возраст.

Общение-устрашение — крайняя форма общения-дистанции. Она соединя­ет в себе отрицательное отношение к учащимся и авторитарность в способах организации деятельности. Такой стиль создает атмосферу нервозности, эмоционального неблагополучия, тормозит творческую деятельность.

Общение-заигрывание — стиль общения, вызванный стремлением завоевать ложный, дешевый авторитет. Причиной проявления этого стиля является, с одной стороны, стремление быстро установить контакт, желание понравиться классу, а с другой — отсутствие навыков профессиональной деятельности. Оба последних стиля свидетельствуют о профессиональном несовершенстве педагога.

Педагогическое общение, основанное на сотрудничестве, предполагает творческий поиск преподавателем оптимальных педагогических решений.Педагогическое сотрудничество — двусторонний процесс, ос­нованный на взаимодействии «преподаватель—учащийся», успешность которого зависит от деятельности и личности пе­дагога и деятельности обучаемого.

Уровень общения непосредственно связан с воздействиями педагога, которые соответствуют парциальным (частичным) оценкам, хорошо изученным Б. Г. Ананьевым. Эти воздействия можно разделить на два вида:

· положительные — одобрение, поощрение самостоятель­ности, похвала, юмор, просьба, совет и предложение;

· отрицательные — замечания, насмешка, ирония, упреки, угрозы, оскорбления, придирки.

Процесс общения преподавателя с учащимися может скла­дываться в двух крайних вариантах: 1) взаимопонимание, сла­женность выполнения учебной деятельности, развитие способ­ности прогнозировать поведение друг друга и 2) разлад, отчуж­денность, неспособность понять и предугадать поведение друг друга, появление конфликтов.

Эффективность общения зависит от ряда личностных качеств учащихся: возраст­ных и половых характеристик, социального статуса, психологических установок, общительности или замкнутости индивида. К внутренним факторам педагогического об­щения можно отнести особенности самого учителя. Огромное значение для органи­зации эффективного педагогического общения имеет педагогический такт, который предполагает естественность и простоту в общении, требовательность без придир­чивости, внимательность и чуткость по отношению к ребенку.

Способность к эмпатии, т. е. к эмоциональному вчувствованию и сопереживанию дру­гому человеку, является внутренним фактором, способствующим эффективному педаго­гическому общению. Учитель, у которого хорошо развита способность к эмпатии — это просто расположенный к людям (к детям), сердечный, гуманный, внимательный и искренний человек, который всегда имеет в виду их социальную незащищенность (Я. Корчак) и может видеть себя в детях, встать на их позицию (Ш. А. Амонашвили).

Эффективность педагогического общения зависит также и от педагогической на­блюдательности, которая представляет собой «способность по выразительным дви­жениям читать человека словно книгу» (А. К. Маркова).

Таким образом, педагогическое общение, основанное на субъект-субъектных отношениях, проявляется в сотрудничестве, которое осуществляется в атмосфере творчества и способствует гуманизации обучения.

[1] Блонский П.П. Введение в дошкольное воспитание. М. 1915, с.55.

[2] Запорожец А.В. К вопросу об обучении, воспитании и развитии детей шестилетнего возраста //Советская педагогика. 1973, № 1, с.34.

[3] Запорожец А.В. Роль дошкольного воспитания в общем процессе всестороннего развития человеческой личности //Здоровье и воспитание детей дошкольного возраста в СССР. Объединенная сессия общих собраний Академии медицинских наук СССР и Академии педагогических наук СССР. Тезисы научных докладов. М. 1978, с.15.

[4] Хухлаева О.В. Формирование психологического здоровья младших школьников. Дис… — докт. педагог. наук. М. 2001.

[5] См. подробнее: Социальная одаренность и коммуникативные способности: выявление и развитие в дошкольном возрасте /Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. Мозырь. 2005.

Читать еще:  Как сдавать мочу по зимницкому ребенку

93.79.221.197 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ

В исследованиях ведущих отечественных психологов доказано, что потребность в общении у детей является базисом для дальнейшего развития всей психики и личности уже на ранних этапах онтогенеза. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает человеческий опыт. Без общения невозможно установление психического контакта между людьми.

Владение навыками культуры общения со сверстниками и взрослыми, способность выстраивать свои отношения и взаимодействие с ближайшим социальным окружением, чрезвычайно важны для ребенка. Проблема развития навыков общения у детей дошкольного возраста имеет разноплановую научно-теоретическую и практическую реализацию:

— для воспитателей и учителей, так как на этом фоне формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе — коммуникативный;

— для родителей, поскольку нормы поведения, усвоенные ребенком в семье, отражаются на процессе его общения со сверстниками, а многие качества, приобретенные ребенком в детском коллективе, привносятся в семью;

— для самих дошкольников, так как в дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения: конфликтные и дружеские, и выделяются дети, испытывающие трудности в общении.

В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекательных его играх, — игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. В игровой деятельности дошкольник не только замещает предметы, но и берет на себя ту или иную роль и начинает действовать в соответствии с этой ролью. В игре ребенок впервые открывает отношения, существующие между людьми в процессе их трудовой деятельности, их права и обязанности. Игра является для детей средством коммуникации, прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Игра — главная сфера общения детей: в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей.

Таким образом, игра оказывает положительное влияние на формирование взаимодействия и взаимоотношения детей. Игры снимают психологические барьеры, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми.

Анализ вышесказанного позволяет говорить о необходимости создания психолого-педагогических условий для обеспечения наиболее успешного общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством игры.

Дошкольный возраст — это период, в течение которого происходят колоссальное обогащение и упорядочение чувственного опыта ребенка, овладение специфическими человеческими формами восприятия и мышления, бурное развитие воображения, формирование произвольного внимания и смысловой памяти.

Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате которого формируется «детское общество». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника.

Общение — основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.

В общении со сверстниками ребёнок учится согласовывать свои действия с действиями других детей. В играх и реальной жизни, общаясь с товарищами, дети воспроизводят отношения взрослых, учатся применять на практике нормы поведения, оценивать своих товарищей и себя. В общении со сверстниками дошкольник использует и проверяет действенность присвоенных им в общении со взрослым способов деятельности и норм человеческих взаимоотношений.

Развитие общения у старших дошкольников со сверстниками посредством игры относится к важному направлению педагогической работы. Эффективность его развития зависит от условий, обеспечивающих успешность его реализации.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил нам разработать диагностическую программу, направленную на выявление особенностей общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте. Разработанная нами диагностическая программа была использована на констатирующем и контрольном этапе формирующего эксперимента с целью констатации анализа качественных и количественных характеристик экспериментального изучения общения старших дошкольников со сверстниками.

Цель программы: выявить и проанализировать особенности общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте.

Далее нами была разработана диагностическая программа, предназначенная для детей старшего дошкольного возраста; в ней представлены методики, позволяющие получить данные количественного и качественного характера. Она строилась с ориентацией на следующие составляющие: цель экспериментального изучения, критерии оценки и описание методики.

Диагностическая программа состоит из шести методик

Уровень развития диалогических навыков общения детей давался с учетом критериев оценки: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень: Для ребенка характерны полные ответы, свидетельствующие о желании вступить в общение, самому задавать вопросы, использовать в разговоре формулы речевого этикета, доброжелательный, спокойной тон в общении, внимание к речи собеседника

Средний уровень: для ребенка характерны неполные ответы детей, свидетельствующие о желании вступить в общение, самим задавать вопросы, использовать в разговоре формулы речевого этикета, не всегда доброжелательный тон общения, часто не внимателен к речи собеседника

Низкий уровень: для ребенка характерны односложные ответы, свидетельствующие о нежелании или неумении строить полные речевые конструкции, задавать вопросы, использовать в речи формулы речевого этикета; недоброжелательный, крикливый тон общения, ребенок невнимателен к речи собеседника.

В разработанной и реализованной нами программе развития общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте посредством игры главным и основным направлением является развитие диалогического общения и коммуникативных умений (3 блок). Остальные два блока – развитие эмпатийных форм общения и эмоционального отношения к людям, и повышение сплоченности в группе, создание положительного микроклимата в группе – являются пропедевтическими, т.е. дополнительными к основному блоку.

В каждом блоке содержится определенное количество игр и игровых упражнений, объединенных общей целевой направленностью внутри блока. Всего программа содержит 55 игр. Игровой материал реализовывался комплексно, с ведущим значением третьего блока. Обязательным условием являлось проведение игры из основного блока и добавлением к ней игр из первого или второго блоков, или проведение игр из всех трех блоков. Развивающая программа включает в себя комплекс игр, которые проводились 2 раза в неделю на протяжении 5 месяцев. Игры включались в занятия по развитию речи, чтению, изодеятельности, частично проводились между занятиями и во время прогулок. Для более эффективного развития общения у старших дошкольников со сверстниками посредством игры, были созданы следующие психолого-педагогические условия:

— создание положительного эмоционального фона в группе в ходе занятия;

— поддержка интереса детей в ходе проведения игр;

— последовательное введение игрового материала, начиная с умения слушать собеседника, отвечать на вопросы, вступать в контакт, и заканчивая умением владеть речевыми оборотами для установления контакта, умение задавать вопросы, своевременно вступать в диалог, завершать разговор;

— обеспечить взаимопонимание, доверительные отношения «педагог-дети», «ребенок-дети», «ребенок-ребенок»;

-обогатить представления детей об эмпатийных формах поведения, культуре речевого общения;

-создать эмоциональный характер общения педагога с детьми, а также детей друг с другом;

-заботиться об эмоциональном благополучии каждого ребёнка.

Программа развития общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством игры способствовала: развитию диалогического общения, коммуникативных умений и навыков; повышению степени сплоченности в группе; формированию чувства принадлежности к группе; созданию положительного микроклимата в группе; выработке доброжелательного отношения друг к другу; способствовала развитию доверительной атмосферы в группе; развитию эмпатийных форм общения и эмоционального отношения к сверстнику, понимания друг друга; обучению умению внешне выражать свои эмоциональные проявления и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector