Анализ подготовки детей школе

Аналитический отчет по выполнению программы и подготовки детей к школе подготовительной за учебный год

В подготовительной группе 27 человек, из них 19 мальчиков и 8 девочек. Возраст детей от 6 до 7 лет. Атмосфера в детском коллективе доброжелательная, позитивная. Преобладают партнерские взаимоотношения и совместная деятельность детей. Конфликты между детьми, если и возникают, то быстро и продуктивно разрешаются. Все дети разносторонне развиты, многие из них дополнительно занимаются в различных кружках, секциях, изостудии, бассейне. Со всеми детьми в течение года было очень интересно сотрудничать, проводить творческие эксперименты. На протяжении года дети развивались согласно возрасту и по всем направлениям развития показали положительную динамику и высокие результаты. В этом году сохранялась достаточно высокая посещаемость детей в группе (23-25чел ежедневно). Заболеваемость детей была низкой, в основном связанная с сезонными погодными условиями, это ОРЗ и ОРВИ, ринофаренгиты, а в конце года ветрянка. Так же некоторые пропуски в посещаемости детей были обусловлены отпусками либо выходными родителей.

Результат выполнения образовательной программы:
Работа в подготовительной группе проводилась исходя из основных годовых задач и в соответствии с годовым планом работы ГБОУ СОШ №572 дошкольное отделение (7). Содержание образовательного процесса определялось общеобразовательной программой, разработанной и реализуемой в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В течение учебного года деятельность ДОУ была направлена на обеспечение непрерывного, всестороннего и своевременного развития ребенка.
Организация учебно-воспитательного процесса строилась на педагогически обоснованном выборе программы (в соответствии с лицензией), обеспечивающей получение образования, соответствующего государственным стандартам– Примерная образовательная программа дошкольного образования «ИСТОКИ», под ред. Алиевой Т.И., Антоновой Т.В, Васюковой Н.Е., Волковой Е.М., Лыковой И.А., Павловой Л.Н., Парамоновой Л.А., Научный руководитель — доктор педагогических наук Л.А. Парамонова.
Согласно программе перед воспитателями группы были поставлены следующие задачи:
• обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях,
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

Познавательно-речевое: Дети любознательны, проявляют устойчивый интерес к исследовательской и проектной деятельности, используют различные источники информации для познавательно-речевого развития. Способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения. Умеют самостоятельно придумывать небольшие сказки по заданию и рассказы.
Большинство детей умеют сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различие.
Без затруднений различают цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (хроматические) и белый, серый и черный (ахроматические), но некоторые дети (15%-20%) не могут распределять цвета по светлоте и насыщенности, правильно называть их.
Дети умеют поддержать беседу, высказывать свою точку зрения, согласие или нет с мнением сверстников. Умеют делиться с педагогами и другими детьми разнообразными впечатлениями.

Социально-личностное: умеют согласовывать тему игры; распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, уступать, убеждать и т. д.; самостоятельно разрешать конфликты, возникающие в ходе игры. Способствовать укреплению возникающих устойчивых детских игровых объединений; согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных игровых действий с персонажами. Умеют усложнять игру путем расширения состава ролей, согласования и прогнозирования ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры, увеличения количества объединяемых сюжетных линий.

В течение года в группе были проведены мероприятия с детьми согласно
недельному тематическому планированию. Были проведены тематические недели: «День знаний», «День народного единства», « В гостях у осени», « Зимние игры и забавы для больших и маленьких»,» Масленичная неделя», неделя по ПДД «Неделя безопасности», «Тематическая неделя игры и игрушки», « Пасхальная неделя –Дорого яичко к Христову Дню», «Тематическая неделя, приуроченная к 70-летию Победы», « Театральная неделя», и.т.д.
Также воспитатели и дети принимали участие в конкурсах по оформлению группы к новому году, участие в отборочном турнире по шашкам «Юный шашист», в отборочном этапе «Эстафета искусств» среди дошкольников ГБОУ СОШ №572, окружные соревнования «Весёлые старты», в конкурсе оформления уголков посвященные Дню матери, в районном конкурсе- фестивале «Вифлеемская звезда», в творческом конкурсе фотографии и детского рисунка «ЛЮБЛИНО В КРАСКАХ-2014», участие в выставке детско-родительских поделок «Дорого яичко к Христову-Дню», в выставке рисунков, поделок, оформление тематических стендов и альбомов, посвященных 70-летию Победы, где ребята занимали призовые места.
Основные формы взаимодействия с семьей
Информирование родителей о ходе образовательного процесса:
индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток и брошюр, переписка по электрон¬ной почте и социальные сети.
Образование родителей: проведение мастер-классов, тренингов, создание библиотеки, размещение консультаций и рекомендаций на сайте ДОУ.
Совместная деятельность: привлечение родителей к организации конкурсов, прогулок, экскурсий, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
Создан сайт детского сада. Где родители (законные представители) могут оставить свои пожелания и предложения в гостевой книге, общаться на форуме, задавать интересующие вопросы и получать ответы. Родители принимали активное участие жизни группы.
В соответствии с годовым планом работы проводились общие и групповые родительские собрания. Систематически внутри группы для родителей оформлялись стенгазеты и коллективные работы, выпускались информационные листки, оформлялись папки-передвижки для педагогического просвещения родителей по различным областям развития детей.
Перед родительским комитетом стояла непростая задача: доводить до каждой семьи и педагогов идеи сотрудничества. Результатом взаимодействия педагогов и родителей являются: повышение активности родителей в жизни группы и детского сада; выставки совместных поделок и рисунков детей и родителей; участие в праздниках и досугах, совместной познавательно-исследовательской и проектной деятельности, спортивных мероприятиях. Результаты анкетирования родителей на предмет удовлетворенности услугами ДОУ показал, что 88% родителей полностью удовлетворены системой работы ДОУ.

Вывод о проделанной работе за 2013 — 2014 учебный год
Анализ выполнения требования к содержанию и методам воспитания и обучения, а также анализ усвоения детьми программного материала показали стабильность и позитивную динамику по всем направлениям развития.
Положительное влияние на этот процесс оказывает тесное сотрудничество воспитателей. Специалистов, администрации ДОУ и родителей, а также использование приемов развивающего обучения и индивидуального подхода к каждому ребенку. Знания и навыки, полученные детьми в ходе непосредственно образовательной деятельности, необходимо систематически закреплять и продолжать применять в разнообразных видах детской деятельности. Особое внимание следует уделить использованию многообразных традиционных и нетрадиционных методов работы, позволяющих развивать соответствующие знания, умения, навыки.
В течение года педагоги распространяли свой педагогический опыт на районном уровне. Были проведены открытые показы непосредственно образовательной деятельности. В минувшем году были выявлены следующие проблемы и недостатки: не все родители прислушиваются к советам воспитателей, специалистов (логопеда, воспитателей, медсестры,…). В связи с этим возникают проблемы детей с готовностью поступления в 1 класс: есть нарушения в звукопроизношении, поведении детей, не вовремя ставятся прививки и не пройдена диспансеризация. Результаты деятельности группы были тщательно проанализированы, сделаны выводы о том, что в целом работа проводилась целенаправленно и эффективно.

Читать еще:  Песня про витамины для детей текст

Динамика результатов освоения образовательной программы
Результат готовности детей подготовительной группы к школьному обучению. Доля выпускников ДОУ, получивших высокий и средний уровень готовности к школьному обучению по результатам внутреннего и внешнего контроля (по мониторингу).

Практический анализ подготовки детей к школе игровыми методами

Проведение диагностического этапа

Экспериментальная работа была проведена нами на базе ДОУ № 34 нашего города. В экспериментальной работе приняли участие 20 детей.

На констатирующем этапе нашего эксперимента нам необходимо было оценить интеллектуальную готовность дошкольников к обучению в школе.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в определенном кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей.

Ниже представлены игры, которые помогли нам выяснить, насколько развит словарный запас ребёнка, и расширить его.

Сколько знаем разных слов, сколько одинаковых? Цель игры: обогащать словарь слов-признаков, навыки свободной речи, понятийные связи и сообразительность. Называем ребёнку слово и просим описать его разными словами, например: котёнок хорошенький, игривый, пушистый, ласковый, серый, любимый; яблоко круглое, красное, сочное, сладкое, душистое. Одинаковые слова — это синонимы. К слову маленький можно подобрать синонимы крохотный, крошечный, малюсенький, лилипутский. Необходимо подсчитывать количество слов, стремясь назвать как можно больше. Можно устроить соревнование с ребёнком на наибольшее количество слов-признаков и придумать награду победителю. Значение незнакомых слов необходимо объяснять.

Хамелеон. Цель игры: обогащать словарь слов-признаков, развивать умение ориентироваться в цветах, логически мыслить, быстро реагировать. Игра проводится как соревнование, отвечать нужно быстро. Если ответ неверный, право задавать вопросы переходит к другому игроку. Вначале объясняем ребёнку, что хамелеон — это ящерица, меняющая свой цвет в зависимости от того, на какой поверхности, она находится. Какого цвета будет хамелеон, если его поместить на траву, на камни, на шахматную доску, на холодильник, на ковёр? Каждый ответ должен затем обосновыватся игроком. Игра проводится с мячом.

Найдите лишнее слово. Цель игры: обогащать словарь слов-предметов, развивать логическое мышление, умение сравнивать и анализировать. Ребёнку предлагаются четыре слова: три из одной тематической группы, а четвёртое из другой. Он должен назвать лишнее слово, обосновав свой выбор. При этом важно, чтобы он правильно назвал обобщённое понятие обеих тематических групп и заменил лишнее слово подходящим к данной группе слов. Примерные группы слов: яблоко, помидор, капуста, горох; печенье, кефир, хлеб, сухари; ложка, кастрюля, диван, сковорода. Вместо яблока можно назвать картофель, вместо кефира сушки, а вместо дивана блюдце. Игра проводится с мячом.

На развитие гибкости ума. Цель игры: обогащать словарь слов-предметов, развивать кругозор и логическое мышление. Называете какое-либо общее понятие (овощи, фрукты, мебель, посуда, транспорт, одежда и т.д.) и просите ребёнка назвать все предметы из этой группы, которые ему известны. Можете дополнять группу новыми предметами, демонстрируя их ребёнку и объясняя значение новых слов. Меняетесь ролями, ребёнок даёт вам понятие, а вы старательно выполняете его задание. В этом случае неизвестные ребёнку слова обязательно объясняются. Игра проводится с мячом.

Родственники. Цель игры: обогащать словарь слов-предметов, временных представлений, развивать логическое мышление, сообразительность, умение анализировать. Задаёте ребёнку вопрос следующего содержания: Никита — сын Андрея. Кем доводится Андрей Никите? Если ребёнок затрудняется с ответом, приводите аналогичный пример вашей семьи. Рассматриваете примеры семей ваших родственников и знакомых. После этого ребёнку не составит труда научиться разбираться в родственных связях. Можно дополнить игру разбором понятий старше-младше. Игра проводится с мячом.

Говори наоборот. Цель игры: обогащать словарь слов-признаков, антонимов. Развивать кругозор, умение сравнивать, сообразительность. Произносите фразу: Эта тропа широкая, а эта тропинка … Ребёнок должен подобрать слово с противоположным значением. Дальше можно продолжить: гора высокая, а горочка низкая, дорога прямая, а дорожка извилистая, дерево старое, а деревце молодое и т.д. Меняетесь с ребёнком ролями. Игра проводится с мячом.

Угадай животное (Зоопарк). Цель игры: обогащение словаря слов-предметов, признаков. Развитие кругозора, связной речи, образного мышления. Перед началом игры договариваетесь, из какой группы будете описывать животных: домашних, лесных зверей, животных жарких стран. По очереди описываете внешний вид и повадки животного. При описании незнакомого животного помогаете ребёнку и показываете картинку с изображением.

Кто летает (прыгает, бегает, ползает). Цель игры: обогащение словаря слов-действий, представлений об окружающем мире, развитие сообразительности, логического мышления. Играете по очереди с ребёнком, перечисляя ряд живых существ. Если названо существо, умеющее летать, ребёнок (вы) хлопает в ладоши. В случае ошибки (с вашей стороны намеренной) живых существ называет ребёнок. Примерный ряд: медведь, курица, собака, карась, ворона, рысь, воробей, кошка, страус, синица…

Что растёт в лесу? (В саду? На огороде? В поле?) Цель игры: обогащать словарь слов-предметов, представления об окружающем мире, развивать сообразительность, логическое мышление. Игра проводится, как и предыдущая, только называется ряд растений. Например: сосна, клубника, шиповник, берёза, костяника, осина, помидоры, маслята и т.д. Если прозвучало название нужного растения, хлопаем в ладоши. В случае ошибки ведущий меняется.

Детёныши животных. Цель игры: обогащение словаря слов-предметов, представлений об окружающем мире, развитие сообразительности, логического мышления. Взрослый называет животное или птицу, а ребёнок — их детёнышей. Например: как называется детёныш коровы, козы, овцы, лошади, верблюдицы, скворчихи, рыси, львицы, воробьихи и т.д. Игра проводится с мячом.

Кто — что. Цель игры: развитие грамматической стороны речи, пополнение словарного запаса, развитие сообразительности и логического мышления. Взрослый кидает ребёнку мячик и задаёт вопросы кто? или что?. Ребёнок должен придумать в ответ название живого либо неживого предмета. Затем происходит смена ролей. Называя незнакомые ребёнку слова, взрослый обязательно объясняет их значение.

Диагностика словарного запаса дошкольника включает следующие позиции:

знание основных сведений о себе: семья, как зовут членов семьи; свой день рождения и возраст; домашний адрес;

сформированность временных представлений (время года, месяц, число, день недели, время суток);

название цветов и цветовых оттенков (цвета радуги);

запас слов-предметов (названий отдельных предметов и обобщённых названий групп предметов; профессий, детёнышей животных и т.д.);

запас слов-действий предметов;

запас слов-признаков (относительные, качественные, притяжательные прилагательные);

умение использовать предлоги.

Согласно проведенному констатирующему эксперименту мы получили следующие результаты, касающиеся уровня подготовки детей к обучению в школе, представленные в таблице 1.

Таблица 1. Интеллектуальная готовность детей к обучению в школе на констатирующем этапе

Уровень интеллектуальной готовности Количество детей Высокий 5Средний 12Низкий 3

Для проведения формирующего этапа нашего исследования нами были взяты различные типы развивающих игр.

Дидактические (интеллектуально-развивающие) игры — особый вид игр с правилами; своеобразное средство обучения и воспитания в увлекательной игровой форме, отвечающее психологическим особенностям дошкольника.

Характерной особенностью дидактических игр является то, что созданные взрослыми с целью воспитания и обучения детей, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а, играя, он получает знания.

Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность.

. Учатся применять имеющиеся у них знания;

. Ставятся перед необходимостью поиска новых решений;

. Учатся взаимодействию друг с другом;

Кроме того, в игре развиваются все психические процессы — внимание, память, мышление, воображение, речь.

Читать еще:  Какие анализы нужно сдавать ребенку для санатория

Однако, чтобы игра была целенаправленной, интересной и развевающей необходимо руководящее участие в ней взрослого.

Учитывая эти факты, составлена программа «Играем и Учимся».

Цель: интеллектуальная и мотивационная подготовка детей к школе, через системное использование интеллектуально-развивающих игр и упражнений.

Активизация имеющихся у детей знаний об окружающем мире;

Развитие познавательных психических процессов;

Развитие волевых качеств личности;

Развитие произвольности поведения умения считаться с мнением других, и вести продуктивный диалог;

Развитие мелкой моторики рук;

Повышение мотивационной готовности детей к школе.

Разработка системы работы, с родителями в данном направлении.

Объект исследования — познавательная сфера детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования — игра как средство интеллектуальной подготовке детей к школе.

Гипотеза исследования. Мы предположили, что целенаправленное использование

системы интеллектуально развивающих игр и упражнений в работе с детьми 6-7 лет

будет способствовать лучшей интеллектуальной и мотивационной подготовке детей к школе.

Предполагаемые результаты. Мы предположили, что целенаправленное использование системы интеллектуально развивающих игр и упражнений в работе с детьми 6-7 лет будет способствовать лучшей интеллектуальной и мотивационной подготовке детей к школе.

Необходимым условием эффективности данного проекта, является активное взаимодействие педагога-психолога, педагогов, родителей и детей, подготовительных к школе групп. Поэтому наша работа велась по трем направлениям:

. Педагог-психолог — педагоги группы,

Содержание работы по первому направлению (педагог-психолог — родители) заключается в оказании родителям психологической помощи, ориентированной на повышение у них психолого-педагогических знаний, обогащение воспитательного опыта, В современной семье родители далеко не всегда владеют языком игры. Поэтому целесообразно помочь родителям лучше осознать значение игры в развитии ребенка, ознакомить их с некоторыми играми, способствующими развитию познавательных психических процессов у детей, помочь родителям приобрести практический опыт игрового партнерства со своим ребенком и его сверстниками. С этой целью проводить:

Организация и проведение образовательно-игрового практикума для родителей и детей «Готовимся к школе — играя».

Информация в «уголках для родителей».

Оформление папки передвижки «Готовим ребенка к школе»

Содержание работы в направлении «педагог психолог — педагоги групп» заключалось в оказании психологической и информационной помощи педагогам.

В работе по данному направлению использовались следующие формы:

Мини-педсоветы по итогам предварительной диагностики детей к обучению в школе.

Индивидуальные консультации по ознакомлению с индивидуальными особенностями детей.

Рекомендации по планированию и использовании развивающих игр в индивидуальной работе с детьми.

Консультации по запросам воспитателей

Беседа «Место игры в обучении ребенка дошкольника»

Деловая игра «Развитие воображения у дошкольников через сюжетно-ролевую игру»

Содержание работы в направлении педагог-психолог — дети заключалось в реализации коррекционно-развивающей работы. Занятия проводились с использованием цикла специально разработанных занятий.

Данный цикл занятий рассчитан для работы с детьми подготовительной к школе группы 6-7 лет. Он состоит из двух блоков занятий «Интеллектуально-познавательного» и «Мотивационно-личностного» и включает в себя 26 занятий, которые могут проводиться, как фронтально со всеми детьми группы, так и по подгруппам (10-12 детей), один раз в неделю. Длительность занятия 30-35 минут.

Новизна. Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий не только игры и задания на развитие познавательных психических процессов, но и задания на развитие мелкой моторики. Каждое занятие начинается с «Интеллектуальной разминки», представленной в виде игр, загадок, вопросов позволяющих каждому ребенку включиться в занятие и способствующей развитию скорости мышления у будущих школьников. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяет другой, что позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Этому же способствуют и динамические паузы в виде физминуток, пальчиковой гимнастики, психогимнастики или подвижных игр.

Каждое занятие проводится по следующей схеме:

. Разминка (дидактические игры на развитие внимания и скорости мышления) (5 мин.)

. Основная часть занятия (20 мин.)

1-2 дидактических и развивающих игр, упражнений на развитие познавательных психических процессов;

динамическая пауза (физминутка или малоподвижная игра);

работа в тетради;

игра (задание) на развитие речи

. Заключительная часть (рефлексия) (5 мин.)

Некоторые занятия носят тематический характер и построены в виде «Путешествий». Цикл занятий «Интеллектуально-познавательного блока» завершает интеллектуальная викторина «Умники и умницы».

При проведении занятий целесообразно использовать соревновательный компонент — за каждый правильный ответ детям выдавать фишки. Это позволяет вести диагностику и выявлять лидеров на занятии.

Для проведения занятия каждому ребенку необходимо было иметь тетрадь в клетку, простой карандаш, набор цветных карандашей.

С детьми имеющих низкий уровень развития тех или иных познавательных психических процессов велись дополнительные коррекционно-развивающие занятия.

Аналитическая справка по результатам обследования уровня готовности детей к школьному обучению

Новосибирской области Рагулина Любовь Давыдовна

по результатам обследования уровня готовности детей

к школьному обучению

от 18 мая 2013 года

Важное место в образовательном процессе принадлежит диагностике психологической готовности к школьному обучению. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Главная функция диагностики — выявление причин, затрудняющих продвижение ребенка на более высокий уровень развития. На их устранение и должны быть направлены усилия педагогов в первом классе. Предметом внимания педагогов и родителей является

работоспособность будущего первоклассника,

умение взаимодействовать и подчиняться правилам,

успешность усвоения программных знаний и

необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций,

что позволяет говорить о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка к школе.

Наибольшее значение имеют

когнитивная готовность – сформированность важнейших познавательных процессов и навыков, позволяющих успешно осуществлять необходимую первокласснику умственную учебную деятельность;

мотивационная готовность – сформированность внутренней позиции школьника;

волевая готовность – сформированность произвольности психологических процессов, способности к саморегуляции, самоконтролю.

В связи с этим готовность ребенка к школьному обучению определяется обследованием состояния интеллектуальной, речевой, эмоционально-волевой и мотивационной сфер. Каждая из этих сфер изучается рядом методик, направленных на выявление:

1) уровня психического и волевого развития;

2) наличия необходимых навыков и умений;

3) состояния мотивационного отношения к школьному обучению.

По плану работы ШМППК в мае 2013 года была проведена диагностика дошкольников, с целью выявления уровня психологической готовности детей к обучению в школе. В обследовании принимали участие 12 детей.

Для определения уровня школьной зрелости были использованы следующие методики для психолого-педагогического исследования особенностей познавательной деятельности ребенка:

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССА.

Тест для будущих первоклассников

АЛМ: (из методических рекомендаций Н.Я. Семаго, М.М. Семаго)

Срисовывание группы точек (тест Керна-Йирасека) ,

Срисовывание фразы (тест Керна-Йирасека),

Методика. Тест «Шифровка».

Методика. Диагностика уровня развития произвольного внимания и произвольной памяти,

Оперативная зрительная: 10 картинок (из методических рекомендаций Н.Я. Семаго, М.М. Семаго)

Эмоциональное отношение к деятельности,

волевая регуляция и саморегуляция в заданной деятельности,

настойчивость, склонность к завершению деятельности,

работоспособность, темп деятельности.

Методика. «Экспериментальная беседа — Мотивационная готовность к школе»

Учитывались такие показатели как:

осведомленность, умение ориентироваться в окружающем мире, запас знаний;

состояние зрительного восприятия, мелкой моторики и зрительно-моторных координаций;

умение удерживать в процессе деятельности количество условий при восприятии задания на слух;

сформированность произвольной регуляции деятельности, возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности;

уровень умственного и речевого развития, словарного запаса;

сформированности причинно — следственных, пространственно-временных, логических связей, уровень развития монологической речи (умение построить связный последовательный рассказ);

сформированности способности делать умозаключения по аналогииумение, классифицировать предметы, находить логическое основание для обобщения;

Читать еще:  На юг на машине с годовалым ребенком

объем и скорость слухоречевого и зрительного запоминания;

уровень волевой регуляции, мотивационной сферы личности ребенка.

ИТОГОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К НАЧАЛУ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

2013 – 2014 УЧЕБНОМ ГОДУ

УРОВНИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Умственное и речевое развитие

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

5-42% достаточный ур

Не готов / низкий

7-58% недостаточн ур

1. Результаты ШППК обследования детей следующие:

0%(0) – детей готовы к школьному обучению;

58 %(7) – условно готовы;

ТАБЛИЦА №1, ДИАГРАММА №1

2. Изучение уровня интеллектуальной готовности свидетельствует:

72 % детей имеют достаточный уровень развития состояния зрительного восприятия, тонких движений руки и зрительно-моторных координаций, осведомленности, умения ориентироваться в окружающем мире, запаса знаний;

из них 50% детей показали высокий уровень сформированности произвольной регуляции деятельности, возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности;

у 67% детей выявлен низкий уровень слухоречевого запоминания, умения удержать в процессе деятельности несколько инструкций при восприятии задания на слух;

ТАБЛИЦА №1, ДИАГРАММА №2

3. Исследование умственного и речевого развития выявило следующие результаты сформированности логических операций:

83% детей имеют достаточный уровень развития словесно-логического и наглядно-действенного мышления: осуществлять сравнения, классифицировать предметы, находить логическое обоснование для обобщения;

у 17%низкий уровень вербально-логического мышления, не сформирована способность определять причинно-следственные и пространственно-временные отношения, строить связный последовательный рассказ, выделять существенные признаки предметов, проводить аналогию понятий, выполнять умозаключения

ТАБЛИЦА №1, ДИАГРАММА №4

4.Результаты изучения уровня волевой готовности показали:

42% детей имеют достаточный уровень развития умения управлять своим поведением, умственной деятельностью, способности напряженно трудиться, выполнять школьный режим жизни;

у 58% детей волевая готовность к школе находится на низком уровне: слабо развито умение слушать, удерживать в памяти словесную инструкцию, строить свои действия согласно этой инструкции, самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, целенаправленность деятельности, поведенческая регуляция

ТАБЛИЦА №1, ДИАГРАММА №5

5. Тестовая беседа по определению уровня развития школьной мотивации выявила следующие результаты:

у 92% детей на достаточном уровне сформирована внутренняя позиция, психосоциальная зрелость, личностная готовность: принятие новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей;

из них высокий уровень формирования положительного отношения к школе, чувство необходимости в учении выявился у 17% детей;

8% — имеют низкий уровень формирования произвольности деятельности, волевых усилий, учебной мотивации; преобладает игровая мотивация

ТАБЛИЦА №1, ДИАГРАММА №6

Диагностическая работа позволила

Определить уровень школьной зрелости каждого дошкольника, определить его сильные и слабые стороны в развитии психических функций;

Выделить детей «группы риска»: у 42% дошкольников выражена психологическая неготовность к обучению, усвоению знаний, познавательному развитию, выполнения школьных требований, адаптации учебной нагрузки. Основные показатели неготовности — недостаточная произвольность деятельности, волевых усилий, невнимательность, незрелость мышления, слухоречевого запоминания, снижена целенаправленность деятельности, неосознанность «внутренней школьной позиции»;

Выявить причины неготовности организма ребенка к систематическим школьным нагрузкам, новому режиму, которые объясняются низким уровнем развития отдельных функций или групп функций:

различные недостатки в психофизиологическом развитии; снижение темпов развития, задержка формирования отдельных функций (вербально-логического мышления: причинно-следственные связи, аналогия; слухового восприятия, общей осведомленности, произвольного внимания и произвольной памяти);

не сформированности волевых качеств, произвольности деятельности, словарного запаса, речи

причины воспитательного характера, связанные с

неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в дошкольном возрасте,

соц. пед. запущенностью в неблагополучных семьях.

Цель психолого-педагогического сопровождения будущих первоклассников –

повышение уровня готовности к школьному обучению, школьно – значимых функций детей «группы риска»:

— интеллектуальной зрелости — аналитическое мышление, концентрация внимания; возможность вербально-логического запоминания;

— эмоционально-волевой зрелости — осознанного восприятия к выполнению инструкции произвольность психологических процессов: умение ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия к его реализации, преодолевать препятствия;

— личностной зрелости — принятие новой социальной позиции — положение школьника, потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения, формирование позитивного отношения к своему «Я»,

Секреты успеха подготовки к школе

Требования ФГОС

Дошкольное образование направлено в первую очередь на развитие навыков обучения. Школа не имеет права требовать от детей, пришедших в первый класс, такие предметные навыки как чтение или написание цифр. А вот неразвитая моторика или неумение выразить мысль – действительно могут привести к проблеме. Согласно официальным нормам, выпускник подготовительной группы должен выполнять познавательные действия, иметь представления о себе, других людях и объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях этих объектов (по форме, цвету и так далее), быть способным к коммуникации, самостоятельным действиям и саморегуляции.

Если ученик умеет воспринимать информацию, отвечать на вопросы, сравнивать, удерживать инструкцию учителя, то он легко освоит предметные навыки, предусмотренные программой первого класса. Для быстрой адаптации ребенка в условиях школьной регламентированной учебы нужна психологическая готовность. Как показывает практика, не всем первоклассникам свойственна и физическая готовность к старту обучения.

Показатели готовности ученика к школе

В начале первого класса учителям рекомендуется проводить педагогическую диагностику, и на основе ее результатов выстраивать программу первого полугодия. Пособия корпорации «Российский учебник» для дошкольного образования представляют все основные направления подготовки к школе. Издание «Педагогическая диагностика. Русский язык, математика. 1 класс» в свою очередь помогает определить, насколько хорошо ребенок усвоил необходимые учебные навыки.

Основные показатели и упражнения для их формирования, диагностики:

  • Способность к зрительному восприятию информации.

Пример задания: Нарисовать сложную фигуру по образцу.

  • Способность к слуховому восприятию информации, развитый фонематический слух.

Пример задания: Составить слово из первых звуков в названиях нарисованных объектов (шишка, арбуз, рыба), записать, найти на странице рисунок, иллюстрирующий полученное слово.

  • Владение пространственными представлениями.

Пример задания: Выполнить упрощенный графический диктант, закрашивая определенные квадраты на разделенном поле (ориентир – черная клетка, нужно закрасить квадрат в четырех клетках справа от нее, в одной клетке слева).

  • Развитая моторика и зрительно-моторная координация.

Пример задания: Провести линию внутри витиеватой дорожки, не выходя за границы поля.

  • Способность составлять связную речь.

Пример задания: Составить рассказ по представленным картинкам (мальчики, футбольные ворота, хоккейная клюшка).

  • Умение проводить классификацию и выделять признаки.

Пример задания: Дать названия представленным группам животных и птиц, дополнить каждую группу.

  • Наличие дочисловых представлений и умение сравнивать множества по числу элементов

Пример задания: Рассмотреть группы разных предметов, соединить группу с четырьмя тарелками с теми группами, в которых столько же объектов.

Полноценному познавательному развитию способствует:

Общение со взрослыми, их внимание к высказываниям ребенка.

Помощь в развитии восприятия, представлений, внимания, памяти, мышления, воображения.

Развитие интереса ребенка к самостоятельному поиску путей выполнения заданий, таких как исследование, сравнение, установка соответствия, объяснение действий.

Поддержка проявлений сообразительности: постановка понятных вопросов, вызывающих активную мысль ребенка, радостное удивление.

Содействие развитию математических способностей, среди которых способность выделять главное, отвлекаясь от несущественного.

Формирование интереса к рассуждению, состоящему из доказательств, обоснований и выводов.

Создание ситуаций, вызывающих любопытство, создающих атмосферу творчества.

В начальной школе, согласно нормам, дети осваивают логические действия анализа, синтеза, обобщения, классификацию по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов. Налицо преемственность обучения, о которой нужно задумываться до поступления ученика в первый класс.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector