Анализ продуктов деятельности детей

TopPsychologia

Метод анализа продуктов деятельности

Важное место в изучении психики дошкольника занимает метод анализа продуктов деятельности, поскольку ни в каком другом возрасте деятельность ребенка не бывает столь разнообразна. Анализируются продукты изобразительной и конструктивной деятельности (рисунки, аппликации, объемные изображения, конструкции), музыкальной деятельности (исполнительство и творчество в песне, танце, игре на музыкальных инструментах), рассказы и сказки, пересказ известных литературных произведений. Этот метод часто входит как составная часть в другие методы, например в эксперимент. Так, изучается влияние мотивов на протекание изобразительной деятельности. В зависимости от характера мотива ребенок создает рисунки, которые затем оцениваются по разным показателям.

Этот метод иногда предполагает анализ не только продукта, но и процесса его создания. Например, идет игра-драматизация по сказке, а по ходу игры анализируют выполнение роли, ее соответствие тексту, то новое, что вносит в нее ребенок. А в рисовании, лепке, аппликации можно анализировать не только проявления творчества в продукте, выразительные средства, но и способ его получения, степень соответствия первоначальному замыслу.

Организация анализа продуктов деятельности требует соблюдения ряда условий:

1. Предварительно четко формулируют цель исследования, например: изучение отношений дошкольников ко взрослым и сверстникам, проявляющихся в их рисунках.

2. В соответствии с целью исследования выбирают испытуемых, помня о том, что овладение техническими умениями в той или иной деятельности зависит от возраста ребенка. И если это важно, отбирают детей, владеющих навыками рисования или навыками конструирования по наглядному образцу.

3. Для всех детей изучаемой группы создают одинаковые условия, т.е. подбирают одинаковые материалы, например краски, карандаши, мелки, ножницы, клей, бумагу, конструктор.

4. При получении продукта поддерживают естественные условия, как и в эксперименте: выбирают помещение, определяют время проведения, создают у ребенка мотивацию на получение продукта, следят за тем, чтобы каждый работал самостоятельно, если проводится групповое исследование. В процесс создания продукта нельзя вмешиваться, чтобы не повлиять на него.

5. В случае необходимости разрабатывают способы фиксации процесса создания продукта, действий, речи и эмоциональных реакций ребенка.

6. В случае необходимости следует разработать и заучить наизусть вопросы к ребенку для беседы о полученном продукте, например о том, как он оценивает свой рисунок и почему. Тогда анализ продуктов деятельности соединяется с беседой. При этом важно помнить о правильной постановке вопросов к ребенку.

7. Критерии оценки полученного продукта разрабатываются в соответствии с поставленной в исследовании целью, например оценка выбора цвета, композиции рисунка.

Анализ продуктов деятельности имеет достоинства. К ним относятся:

• возможность собрать за короткое время достаточно большой фактический материал как у одного ребенка, так и у группы детей;

• при постоянном использовании возможность получить качественные и количественные характеристики особенностей психики детей, например о регуляции рисовальных движений руки: скорость удара, скорость изображения формы, точность размаха движений, точность направления движений при рисовании линий и форм и пр.;

• возможность неоднократного повторения для выяснения того, насколько закономерен полученный факт;

• сохранение естественности в проявлении психических особенностей ребенка, который не знает о том, что с ним проводится исследование.

Недостатки этого метода обусловлены тем, что, во-первых, его можно применять только тогда, когда ребенок уже начал овладевать определенным видом деятельности. Во-вторых, обработка полученных данных иногда оказывается крайне трудной, поскольку требует специально разработанных схем анализа, что зависит от умения исследователя выделить все психологические особенности полученного продукта. Тогда возможно нарушение объективности и проявление субъективизма, например при оценке степени оригинальности рисунка.

Заучивание слов
При помощи этой методики исследуется словесная механическая память. Испытуемому предлагается запомнить 10 не связанных по смыслу слов (дом, лес, хлеб, окно, пень, стол, игла, мост, флаг, мед). После первого прочтения никто из испытуемых, за очень редким исключением, повторить все слова не может. Поэтому чтение слов повторяется несколь .

Измерение агрессивности
Для оценки степени агрессивности, которую может проявить человек, социологи избрали несколько путей. С одной стороны, были использованы результаты систематических наблюдений за проявлением агрессивности в хронологической последовательности у юношей и взрослых в различных жизненных ситуациях, а также в ситуациях, специально созданных экс .

Читать еще:  Какие анализы сдать ребенку для выявления аллергии

Исследование особенностей темперамента и акцентуаций характера у подростков с различными типами личности в профессиональной сфере. Организация и методы исследования особенностей темперамента и акцен
Для изучения особенностей темперамента и акцентуаций характера у подростков в профессиональной сфере мы провели экспериментальное исследование, в котором приняли участие учащиеся 9 класса МОУ СОШ №4 в количестве 30 человек (19 юношей и 11 девушек) в возрасте 15 лет. Перед некоторыми учащимися уже сейчас встает вопрос, какую профессию в .

Метод анализа продуктов деятельности

Продуктами деятельности людей являются созданные ими различные вещи, написанные книги, письма, изобретения и т.п. По ним можно в известной мере судить об особенностях деятельности, которая привела к их созданию и включенных в эту деятельность психических процессах.

Один из самых распространенных продуктов человеческой деятельности — текст. Помимо традиционного анализа (понимание, интуиция, осмысление) в психологии широко используют формализованные методы изучения текстов, в частности процентный контент-анализ. Суть метода заключается в выделении в тексте ключевых понятий (или иных смысловых единиц) с последующим подсчетом их частоты и процентного соотношения по различным частям текста и общим объемом информации.

Однако наибольшее внимание из продуктов деятельности у психологов всегда вызывали детские рисунки, а также творчество душевнобольных. Анализ результатов деятельности считается вспомогательным методом исследования, поскольку он дает надежные результаты только в сочетании с другими методами (наблюдением, экспериментом).

Детский рисунок

Характерна удивительно устойчивая последовательность смены этапов развития рисунка. Рисунок ребенка изменяется, проходя поочередно три стадии: каракули (2—3 года), схемы (4—8 лет) и отсутствие схемы (8-12 лет).

До трех лет ребенок просто водит карандашом по бумаге и удовлетворяется получаемыми каракулями, поскольку его интересует сам процесс рисования. К четырем годам он начинает что-то изображать. До шести лет дети не понимают пространственного изображения и рисуют «фризовые композиции» или «вид сверху» (видение в горизонтальном плане). Они не могут корригироваться взрослыми и делают рисунки, соответствующие своему возрастному развитию. Интересно отмстить, что особенности детских рисунков проявляются и у взрослых, которым в состоянии гипноза внушили детский возраст.

К центральным мотивам рисунков принадлежит человеческая фигура, которую дети начинают изображать приблизительно в три с половиной года. Вначале ребенок рисует голову (круг или овал) и непосредственно к ней присоединяет ноги (цефалоид — головоногий человек). Постепенно добавляется обозначение глаз, рта, носа и бровей, а руки начинают «крепиться» к голове либо непосредственно к ногам, поскольку изображение туловища появляется в детских рисунках позднее (к пятилетнему возрасту). К шести годам прибавляются такие детали, как уши, волосы, а первые признаки одежды сопровождаются элементами «прозрачности». К семи годам уточняются пропорции (ноги помещаются ближе друг к другу, руки присоединяются в правильном месте, появляется намек на шею). К восьми годам ребенок уже умеет рисовать профильные фигуры человека. В девять лет пытается изобразить движение, но рисунки все еще остаются плоскостными. В 10 и 11 лет на рисунках уже появляются попытки накладывать тени, придавать форму предметам и попытки перспективного охвата. Далее, в последующие годы идет лишь совершенствование техники рисования, а рисунки в значительной мере будут отражать интересы и увлечения ребенка.

Разработано достаточно много «рисовальных» тестов, в том числе с формализованными оценками возрастного развития детей по технике рисования (рисунок дерева, дома, фигуры человека и другие), сюжетных или тематических рисуночных тестов, тестов «срисовывания» и других.

Творчество душевнобольных

Патологический рисунок можно рассматривать как источник медицинской информации, поскольку существуют тесные взаимоотношения между состоянием психической деятельности и творческими особенностями.

Рисункам душевнобольных нередко присущи нарушения пропорций. Однако простая их констатация недостаточна для правильного заключения. Так называемые диспропорции и деформация могут определяться специальным желанием автора заострить, акцентировать некоторые детали, т.е. могут быть оправданы в сугубо художественном отношении (гротеск, экспрессионизм). В детских рисунках нарушения пропорций могут быть обусловлены не болезнью, а особенностями их возрастного развития, выражения идей значимости некоторых персонажей.

Тенденция к декоративности тоже может вытекать из замысла художника, но может становиться и патологическим художественным признаком (шизофрении), когда холодное нагромождение украшений становится смыслом изображения.

Читать еще:  Анализ базарова романе отцы и дети

В рисунках больных шизофренией часто отмечается стереотипия, т.е. повторение мотивов, направлений, интервалов, форм, цвета и т.п. Однако если стереотипное повторение изображения имеет монотонный, однообразный, скучный и статичный характер с тщательной прорисовкой деталей — это, скорее, следствие психомоторных изменений, свойственных эпилепсии и органическим болезням мозга. При шизофрении стереотипия более легкая, разнообразная, подвижная.

Таким образом, для диагностики по рисунку необходимо учитывать особенности признака, а не просто его наличие. Нельзя забывать и о некоторых современных тенденциях развития живописи, влиянии модернистских течений, в силу чего значимость некоторых критериев патологической живописи, выдвинутых психиатрами прошлого, в известной мере снижается (Р. Б. Хайкин, 1992).

Анализ продуктов творческой деятельности детей.

Цвет — как основное средство выразительности в живописи

Исключительно велика роль изобразительного искусства в жизни каждого отдельного человека и общества в целом. В изобразительном искусстве человек отражает окружающий мир, его историю, свое отношение к миру, мысли, настроение.

Изобразительное искусство — это древнейший вид деятельности человека, выполняющий множество функций: познавательную, эстетическую, религиозную, социально-воспитательную, документальную. Для него характерны произведения, эстетическая ценность и образность которых воспринимается чисто зрительно.

Главной целью любого вида изобразительного искусства является передача художником своего замысла, художественного образа. Содержание художественного образа передается через выразительные средства, связанные с характером образности произведения (через которые раскрывается главный замысел произведения художника), и изобразительные (объём, пластика, цвет, светотень, фактура и пр.) средства.

Для каждого вида изобразительного искусства характерно свое ведущее средство изобразительности, например, для скульптуры это объем, для графики — линии, штрихи и пятна. Для живописи же главным средством, как изобразительности, так и выразительности, является цвет.

В нашем исследовании мы изучим роль цвета именно в живописи, так как этот вид изобразительного искусства наиболее ярко и богато раскрывает представления о цвете, широкий спектр применения цвета в творчестве, что дает возможность использовать произведения живописи в условиях детского сада и развивать у детей эстетическое восприятие, художественные способности и развивать личность ребенка в целом.

Живопись — вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов нанесением красок на твёрдые или гибкие тканевые поверхности, а также произведения искусства, создаваемые таким способом. Это одно из самых древних искусств, берущее свое начало за несколько тысячелетий до нашей эры. Первые наскальные изображения были найдены в пещерах Испании, Франции, Африки.

Содержанием искусства живописи является огромный мир: живая природа, общественный мир, всё эстетическое богатство вселенной, доступное зрению людей, всё, что можно выразить при помощи формы и цвета.

Живопись, как и другие изобразительные искусства, иллюзорна: она имитирует трёхмерное пространство в плоскости, достигая этого посредством линейной и цветовой перспективы. Но её визуальный, и к тому же цветовой аспект (глаз воспринимает в одно мгновение практически бесконечную информацию), обуславливает исключительное место живописи среди всех изобразительных искусств.

Живопись — это, в первую очередь, искусство цвета. Цвет способен передать не только внешний вид предметов, но и глубину чувств и красоты, которые хочет передать художник.

В живописи давно является признанным, что цвет обладает максимальной степенью эмоционального воздействия. Впервые попытку свести воедино значения некоторых цветов предпринял И.В.Гёте. «В своих самых общих элементарных проявлениях, независимо от строения и форм того материала, на поверхности которого мы его воспринимаем, цвет оказывает известное воздействие на чувство зрения, к которому он преимущественно приурочен, а через него и на душу.» Так, жёлтый цвет производит тёплое впечатление и формирует благодушное настроение. Синий он считал цветом тени — холодным и тёмным. Поэтому синие фигуры кажутся более удалёнными. Красному приписывается достоинство и серьёзность, но также прелесть и грация.

В.В. Кандинский предложил более развернутый взгляд на данную проблему. Он отмечал двустороннее воздействие цвета на человека. Изначально это физическое воздействие, когда глаз очарован красотой цвета или же, наобoрoт, испытывает раздражение. Это впечатление неглубоко и быстро теряет силу, если речь идёт о привычных для человека предметах. «Но как физическое ощущение ледяного холода, если оно проникает глубже, вызывает более глубокие чувства и может вызвать целую цепь психических переживаний, так и поверхностное впечатление от цвета может развиться в переживание.» Причём этoт процесс во многом определен степенью развития самого воспринимающего человека. Но и при низкoй восприимчивости, цвет воспринимается по-разному. Так, светлые краски больше привлекают глаз, чем тёмные. Ещё большей притягательной возможностью обладают светлые и тёплые тона. Окрашенные подобным образом объекты воспринимаются ближе. В то же время светлый, но ядовитый цвет вызывает обеспокоенность, и глаз ищет отдых в холодном синем или зелёном.

Читать еще:  Анализы ребенка

Вся живопись строится именно на отношении цветовых тонов и их оттенков, посредством которых художник изображает действительность и выражает свое понимание ее.

«Колорит наш — не изящные пятна, — писал Репин, — он должен выражать нам настроение картины, ее душу…»

Художники привыкли считать основными три цвета — красный, желтый, синий. Эти три цвета соответствуют трем краскам, из которых можно получать путем смешения наибольшее количество цветов. Но все-таки основными, главными цветами могут считаться четыре цвета — красный, желтый, зеленый и синий. Основанием для их выбора служит следующий факт. Четыре названных цвета совершенно различны, в то время как все остальные цвета близки к одному из четырех основных. В европейских языках только эти цвета обозначаются словами, корни которых уходят в глубь времен. Все остальные цвета называются или составными словами (желто-зеленый, сине-зеленый), или словами, явно происходящими от слов, обозначающих конкретные предметы: оранжевый (от orang — апельсин), фисташковый, лимонно-желтый и т. д.

Красные, оранжевые, желтые, зеленые, голубые, синие, фиолетовые цвета и все их промежуточные оттенки называют хроматические (цветные). Все видимые в природе белые, серые и черные цвета принято называть ахроматическими (бесцветными).

К основным характеристикам цвета относятся:

Насыщенность — это степень отличия хроматического цвета от серого, равного с ним по светлоте. Эталоном насыщенности считают цвета спектра. Чем ближе цвет природы приближается к спектральному и чем сильнее его отличие от серого, тем он насыщеннее.

Одинаково насыщенные оттенки, относимые к одному и тому же цвету спектра, могут отличаться друг от друга степенью яркости. К примеру, при уменьшении яркости синий цвет постепенно приближается к чёрному.

Светлота — это степень близости цвета к белому.

Любой хроматический цвет может быть отнесён к какому-либо определённому спектральному цвету. Оттенки, сходные с одним и тем же цветом спектра (но различающиеся, например, насыщенностью и яркостью), принадлежат к одному и тому же цветовому тону. При изменении тона, к примеру, синего цвета в зеленую сторону спектра он сменяется голубым, в обратную — фиолетовым.

Иногда изменение цветового тона соотносят с «теплотой» цвета. Так, красные, оранжевые и жёлтые оттенки, как соответствующие огню и вызывающие соответствующие психофизиологические реакции, называют «тёплыми» тонами, голубые, синие и фиолетовые, как цвет воды и льда — «холодными». Следует учесть, что восприятие «теплоты» цвета зависит как от субъективных психических и физиологических факторов (индивидуальные предпочтения, состояние наблюдателя, адаптация и др.), так и от объективных (наличие цветового фона и др.).

Очень важным свойством в живописи является смешение цветов. В живописи нужный цвет можно получить различными способами. Например, положить краску в чистом виде без смешивания с другими или получить искомый цвет путем смешивания двух или более красок.

В живописи существует три вида смешения красок, что дает возможность получать необходимый цветовой тон или оттенок. Получение нужных цветов и оттенков может достигаться механически (при смешивании красок на палитре), оптически (при нанесении тонкого слоя просвечивающей краски поверх высохшей, ранее нанесенной краски), и так называемое пространственное смешение, являющееся одним из видов оптического смешения.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что, создавая художественное произведения, художник использует различные свойства цвета, такие как — «теплые» и «холодные» цвета, смешение цветов, насыщенность, светлота и др.

Нашей задачей является изучение особенностей восприятия детьми дошкольного возраста (в частности, детей среднего возраста) этих свойств цвета и изучение средств формирования представлений о цвете. В нашей работе мы будем изучать, в частности, формирование представлений о «теплых» и «холодных» цветах у детей 5-го года жизни.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector