Анализ работы со слабоуспевающими детьми

Портал образования

Автор: Киреева Наталья Геннадьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ «Елатомская СОШ»
Населённый пункт: Село Елатомка, Бугурусланского района, Оренбургской области
Наименование материала: статья
Тема: «Алгоритм деятельности в работе со слабоуспевающими детьми»
Дата публикации: 04.09.2017
Раздел: среднее образование

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Елатомская средняя общеобразовательная школа»

Алгоритм деятельности в

заместитель директора по УР

МБОУ «Елатомская СОШ»

Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества,

постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили

проблему школьной неуспеваемости. Количество учащихся, которые по различным

причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом

объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. Неуспеваемость,

возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для нормального

развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями,

учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и на

последующих этапах «выпадают” из процесса обучения.

Причины неуспеваемости учащихся:

-отставание в умственном развитии от своих сверстников, запущенность;

-невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала;

-большое количество пропусков по болезни;

— недостатки воспитанности, недисциплинированность;

— отрицательное отношение к учению;

-перегрузка домашним заданием.

Цели и задачи работы со слабоуспевающими учащимися

Цель — формировать у учащихся приемы общих и специфических умственных

действий в ходе кропотливой, систематической работы по предмету.

1. Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся.

2. Развитие групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности.

3. Удовлетворение потребности в новой информации (широкая

4. Формирование глубокого, устойчивого интереса к предмету.

5. Расширение кругозора учащихся, их любознательности.

6. Развитие внимания, логического мышления, аккуратности, навыков

7. Активизация слабых учащихся.

— Создание благоприятных условий для развития интеллектуальных способностей

учащихся, личностного роста слабоуспевающих и неуспевающих детей,

— Внедрение новых образовательных технологий, которые помогут

слабоуспевающим усвоить программу.

— Предоставление возможности для участия слабоуспевающих и неуспевающих

школьников в творческих конкурсах, выставках и других мероприятиях.

Требования к работе со слабоуспевающими учащимися

1. Учителю необходимо выяснить причины отставания по предмету.

2. Учителю необходимо вести тетрадь тематического учёта знаний учащихся,

где он учитывает ошибки учащихся и отражает работу по их исправлению.

3. Закрепить за слабым учеником сильного, контролировать их работу.

4.Учитель сам проводит индивидуальную работу со слабоуспевающими

учащимися на уроке и вне его.

5.Учитель учит учащихся, как готовить домашнее задание по своему предмету.

6.Учитель должен предвидеть возможные затруднения по своему предмету и

обучать способам их преодоления.

Десять правил работы со «слабоуспевающими»

1. Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему

2.Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в

материал. Не торопите его. Научитесь ждать.

3.Каждый урок — продолжение предыдущего. Каждый вносит свою лепту в

изучаемую тему. Многократное повторение основного материала — один из приёмов

работы со слабыми.

4.Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им

однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).

5.Работу со «слабоуспевающими» не понимайте примитивно. Тут идёт

постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к

6.Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать

главное, изложить его, повторить и закрепить.

7.Общение — главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить

ребят к себе — не получите и результатов обучения.

8. Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут

выход — займутся своими делами.

9.Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их

среда вновь расколется — на способных, средних и . «слабоуспевающих».

10.Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложили

материал, опросили сильных — посадите их к слабым, и пусть продолжается учёба

Собеседования с родителями проводятся

Во время проведения родительских собраний.

Во время приглашения в школу администрацией школы.

Произвольные консультации (по приглашению учителя)

со слабоуспевающими учащимися

Проведение среза умений и навыков учащихся класса по

основным разделам учебного материала обучения.

Цель: определение фактического уровня знаний детей

Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся

через беседы со школьными специалистами: учителями –

предметниками, психологом, встречи с отдельными

родителями и обязательно в ходе — беседы с самим ребенком.

Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе

контрольных работ, после чего провести повторный контроль

Используя дифференцированный подход при организации

самостоятельной работы на уроке, включать посильные

индивидуальные задания слабоуспевающему ученику,

фиксировать это в плане урока

Использовать на уроках различные виды опроса (устный,

письменный, индивидуальный и др.) для объективности

Регулярно и систематически опрашивать, анализируя и

фиксируя усвоение детьми материала своевременно, не

допуская накопления пробелов в знаниях.

Поставить в известность непосредственно родителей ученика

о низкой успеваемости, если наблюдается низкая

Вести обязательный тематический учет знаний

слабоуспевающих учащихся класса, по возможности вести

тематический учет знаний по предмету детей всего класса.

Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для

слабоуспевающих. Учить детей навыкам самостоятельной

Мероприятия по компенсации низкой успеваемости и повышению качества

образования младших школьников

Составление плана работы со

слабоуспевающими детьми по предметам

Формирование списков обучающихся.

Анализ итогов работы

Отчёт учителя по работе со

Привлечение к участию в предметных неделях

Результаты и достижения

Планирование на новый учебный год

Подбор заданий базового уровня сложности

для слабоуспевающих детей

Создание в учебных кабинетах картотеки

материалов базового уровня сложности

Сбор и систематизация материалов

периодической печати по данной проблеме.

Дифференцированная и индивидуальная

работа на уроках

Консультации во внеурочное время по

Творческие работы по предметам

Регулярно и систематически опрашивать,

выставляя оценки своевременно, не допуская

скопления оценок в конце четверти, когда

ученик уже не имеет возможности их

Отчет по работе

со слабоуспевающими учащимися

Деятельность классного руководителя:

1. Классный руководитель обязан выявлять причины неуспеваемости учащегося

через индивидуальные беседы, при необходимости обращаясь к психологу,

социальному педагогу (методы работы: анкетирование учащихся, родителей,

2. В случае, если слабая успеваемость является следствием пропуска уроков,

классный руководитель должен выяснить причины пропуска (уважительная,

Уважительными причинами считаются:

а) болезнь, подтвержденная справкой врача или запиской от родителей на срок не

б) мероприятия, подтвержденные справками, вызовами, приказом учреждения,

проводящего данное мероприятие;

в) освобождение от урока ученика в случае плохого самочувствия с

предупреждением учителя-предметника или классного руководителя;

г) по семейным обстоятельствам (по заявлению на имя директора школы).

Неуважительными причинами считаются:

а) пропуски урока или уроков без соответствующих документов, подтверждающих

уважительную причину отсутствия учащегося;

Классный руководитель должен немедленно проинформировать родителей о

пропуске уроков через запись в дневнике (если случай единичный), через беседу с

родителями (если пропуски неоднократные), через педсовет (если прогулы

3. В случае выявления недобросовестного выполнения домашнего задания или

недостаточной работы на уроке классный руководитель обязан провести

профилактическую работу с родителями ученика, обращаясь за помощью к

социальному педагогу или психологу в случае уклонения родителей от своих

4. В случае указания учащимся на завышение объема домашнего задания классный

руководитель обязан обсудить вопрос с учителем предметником или обратиться к

директору школы, заместителю директора по УВР, чтобы проверить соответствие

объема домашнего задания соответствующим нормам.

5. Организовать помощь слабоуспевающим учащимся со стороны актива класса.

6. Классный руководитель ведет следующую документацию:

— журнал регистрации бесед со слабоуспевающим учащимся и его родителями по

Теоретический анализ слабой успеваемости как явления

Проблемы отставания в обучении привлекали внимание исследователей разных специальностей — педагогов (Ю.К.Бабанский, А.М. Гельмонт, Н.И. Мурачковский, В.П. Пазина, Г.А. Победоносцев, Т.Ю. Стульпинас, В.С. Цетлин и др.), психологов (Л.С. Выготский, Ю.З. Гильбух, З.И. Калмыкова, Н.А. Менчинская и др.), нейропсихо-логов (Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе, Е.Ю. Балашова и др.), физиологов (М.М. Безруких, С.П. Ефимова и др.).

Читать еще:  Какие лекарство аллергии детей

Понятия «неуспеваемость» и «успеваемость» в литературе четко не определены. Например, Ю.К. Бабанский, Н.Г. Гончаров, В.В. Давыдов, Г.И. Щукина указывали, что успеваемость исчерпывается усвоением знаний и умений (по теме, предмету). И тогда неуспеваемость — это усвоение учебного материала ниже установленной нормы. В работах В.С. Цетлин , Б.П. Есипова предлагается отставание в учении считать легкой формой неуспеваемости. В качестве элементов неуспеваемости В.С. Цетлин выделял следующие недостатки учебной деятельности школьника: не владеет минимально необходимыми операциями творческой деятельности; не стремится получать новые знания теоретического характера; избегает трудностей творческой деятельности, пассивен при столкновении с ними; не стремится к оценке своих достижений; не может выполнить правилосообразных действий и систем действий; не стремится расширять свои знания, совершенствовать умения и навыки; не усвоил понятий в системе.

В.С. Цетлин также отмечал, что «неуспеваемость, как итог, характеризуется наличием всех элементов. В процессе же обучения могут возникнуть отдельные ее элементы», которые, по мнению исследователя, и предстают как отставание.

Раскрывая понятия «отставание» и «неуспеваемость», В.П. Пазина вслед за В.С. Цетлиным выделяет следующие элементы, на которые следует обратить внимание: а) знания; б) умения и навыки в пределах учебных программ; в) учебные умения; г) отношение к учению и учебному предмету.

В современных работах неуспеваемость рассматривается с различных точек зрения. Так, А.А. Бударным сформулировано понятие об абсолютной и относительной неуспеваемости, что позволяет оценивать одного и того же ученика как по установленным нормативам (абсолютный показатель), так и относительно его собственных возможностей. В диссертационном исследовании В.П. Пазиной также указываются способы оценки успеваемости: абсолютный, сравнительный, личностный.

Можно сделать вывод, что слабая успеваемость (и другие термины: неуспешность, отставание) подразумевает отставание от нормы, — то есть неуспеваемость относительно какого-либо норматива. За точку отсчета принимают различные нормы, и это определяет то, о какой неуспеваемости идет речь.

Чаще всего имеют в виду некий обязательный минимум, уровень знаний, умений по данному предмету (или по нескольким предметам). Этот минимум в большинстве случаев понимается примерно одинаково — граница между отметками «2» и «3» ощущается острее, чем между, скажем, «4» и «5». В таком случае речь идет о неуспеваемости относительно общепринятой, средней нормы. Имеются официальные документы, устанавливающие минимальный уровень требований к школьникам, в том числе начальных классов.

Кроме того, известно применение личной (индивидуальной) нормы для отдельного ученика — сравнение успешности его обучения с прежней, а также с потенциальной успешностью. При этом даже успевающий школьник с этой точки зрения может быть признан отстающим, если он прилагает слишком мало усилий для учения. Его хорошие отметки говорят лишь об успеваемости с позиции средней, но не индивидуальной нормы.

Многие исследователи выделяют различные виды неуспеваемости по ее временным характеристикам. Так, Ю.К. Бабанский называет кратковременную и длительную, а также неглубокую и глубокую неуспеваемость, текущую (за небольшой промежуток времени), четвертную, полугодовую и годовую.

А.М. Гельмонтом предложена более сложная система видов неуспеваемости, где сочетаются временные и количественные признаки: общее и глубокое отставание по многим или всем учебным предметам длительное время; частичная, но относительно стойкая неуспеваемость по двум — трем сложным предметам; эпизодическая неуспеваемость то по одному, то по другому предмету.

Г.Г. Мисаренко также перечисляет виды неуспеваемости, считая их стадиями развития явления: неуспешность — некачественное или затрудненное усвоение учебного материала без негативного изменения учебной мотивации; отставание — при более или менее постоянной неуспешности; неуспеваемость — сопровождается деформацией личности ученика.

Применительно к начальным классам выделены следующие типы отклонений от нормы учебной деятельности: общее отставание (по математике и русскому языку); специфическое отставание по русскому языку; специфическое отставание по математике; отклонения от индивидуального оптимума (то есть неполное использование личных возможностей при достаточной успеваемости).

Попытаемся формализовать сведения о параметрах неуспеваемости. В литературе таких параметров выделяется три: степень (глубина), стойкость (кратковременная — длительная), широта (один учебный предмет — группа предметов — все предметы).

Как правило, центральным вопросом в публикациях, посвященных неуспеваемости, является рассмотрение ее причин. В одних работах представлен перечень причин неуспеваемости и слабой успеваемости, приведенных в систему (системный подход — П.П. Борисов, М.А. Гаспарян, Ю.З. Гильбух, И.А. Коробейников, В.С. Цетлин и др.). Иногда эта система изображается схематически. В других трудах упор делается на оценку значимости («частотный» подход) тех или иных причин трудностей в обучении (А.М. Гельмонт, М.А. Данилов, Б.Ф. Райский, Л.С. Славина, В.П. Стрезикозин и др.)- Некоторые авторы сочетают в своих работах оба подхода (Ю.К. Бабанский, Т.Ю. Стульпинас). Нам ближе именно такая точка зрения.

С.В. Вахрушев также указывает на два возможных варианта иерархии причин неуспеваемости: преимущественно на основе теоретических представлений о структуре личности (имея в виду психологические причины); ранжирование по признаку наибольшей вероятности на основе большого количества фактического материала.

Различают разные виды умений — первичные умения, близкие к навыкам, т. е. к поддающимся автоматизации действиям, и вторичные умения, отличные от навыков.

Можно сделать вывод, что слабая успеваемость (и другие термины: неуспешность, отставание) подразумевает отставание от нормы, — то есть неуспеваемость относительно какого-либо норматива. За точку отсчета принимают различные нормы, и это определяет то, о какой неуспеваемости идет речь.

Чаще всего имеют в виду некий обязательный минимум, уровень знаний, умений по данному предмету (или по нескольким предметам). Этот минимум в большинстве случаев понимается примерно одинаково — граница между отметками «2» и «3» ощущается острее, чем между, скажем, «4» и «5». В таком случае речь идет о неуспеваемости относительно общепринятой, средней нормы. Имеются официальные документы, устанавливающие минимальный уровень требований к школьникам, в том числе начальных классов.

Работа со слабоуспевающими детьми в начальной школе

    li» data-url=»/api/sort/PersonaCategory/list_order» id=»folders»>
  • Выступления и доклады (14)
  • Публикации на сайтах профильных издательств (13)

Работа со слабоуспевающими детьми в начальной школе

Работа со слабоуспевающими детьми в начальной школе

Выступление на ШМО

Тонкова Ирина Викторовна

Декабрь 2018 года

Ещё древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Актуальная проблема – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.

Каждому учителю приходится встречаться с учащимися, которые испытывают большие трудности при усвоении учебного материала. Форма работы с учащимися индивидуальная и групповая.

Для слабоуспевающих ребят характерен низкий уровень выполнения учебных и внеучебных заданий, недостатки в развитии познавательных интересов, повышенная отвлекаемость, инертность, пассивность, неустойчивое внимание.

1.Можно так классифицировать слабоуспевающих:

  • те, кто имеет слабые умственные способности
  • те, кто имеет слабые учебные умения;
  • те, у кого низкие навыки устной и письменной речи;
  • те, кто не владеет нормой чтения текста;(30%)
  • те, кто не владеет техникой устного счета;(60%)
  • те, у кого низкий уровень памяти; (пусть тестированием определит школьный психолог)
  • те, у кого не сформировались навыки исполнительного труда;(30%)
  • те, у кого не сформировалось прилежание — сознательно
  • сформулированное отношение к трудному делу;(25%)
  • низкая мотивация к обучению:

1)» не хочу и все. «- это не системно, а лишь единичные случаи в

учебном году, возможны из-за перегрузок, эмоционального

2) «не хочу, т. к. «- истинная причина в том, что ученик уже не

может наверстать пробелы в знаниях.

Низкую успеваемость надо рассматривать комплексно — в рамках всей школы и семьи.

Читать еще:  Какое эффективное средство насморка детей

По мнению Ю.З. Гильбуха, неуспеваемость можно подразделить на общую и специфическую. Общая неуспеваемость — это стойкое, относительно длительное отставание ученика по основным предметам: математике и русскому языку. Специфическое отставание затрагивает лишь один из этих предметов. Причем, учащийся может удовлетворительно заниматься по остальным предметам начальной школы.

Школьные программы рассчитаны на среднего ребенка, но в классе обычно встречаются дети с разной подготовкой к учебной деятельности, с разными возможностями и способностями к обучению. Слабоуспевающие ученики, как правило, пассивны на занятиях, не стремятся получить знания, избегают трудностей. Способности этих детей не находят полной реализации, их умственное развитие совершенствуется медленнее, чем могло бы быть.

Чаще всего, в работе с детьми из-за необходимых показателей результативности деятельности учитель делает упор на среднего и сильного ученика. Работа учителя со слабоуспевающими учениками обычно сводится к проведению индивидуальных и дополнительных занятий, путем дополнительного объяснения, многократных повторений, заучиванием правил, тем самым создается дополнительная нагрузка на ученика. И в последствии замечаем, что при таком методе работы, добиться успеха невозможно. Ребенок устает, выполняет задание механически, у него порождаются негативные чувства, эмоции, закрепляется чувство неуверенности в своих возможностях.

Формы и методы работы со слабоуспевающими:

  • Личностно – ориентированный подход: обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда — это дифференцированные тренировочные задания, инвариантные лабораторные работы, дифференцированные контрольные работы, работа по выбору.
  • С новым материалом знакомить постепенно, используя образцы знаний и правила выполнения учебной деятельности. Слабые ученики не могут сразу усваивать большой объем нового материала и применять одновременно в задачах старые и новые знания.
  • Организовывать систематическую проверку знаний и умений. Только знания о пробелах дают возможность оказывать срочную и правильную помощь. Каждый учебный модуль завершать контролем знаний на усвоение. Пробелы в знаниях учащихся ведут к потере интереса к изучаемому предмету и, конечно, к отсутствию знаний. Чтобы ликвидировать пробелы в знаниях надо всех учащихся научить обращаться сразу за консультацией к учителю.
  • Для учёта знаний учащихся школьный журнал не достаточен. Поэтому необходим мониторинг на все годы обучения предмета, в котором по основным разделам-темам учитывать теоретические знания и практические навыки учащихся на день зачёта по теме. В дальнейшем с течением времени отмечать изменения, которые произошли в знаниях обучающегося. По этому учёту виден «рост ученика», прочность его знаний.
  • Для дополнительных занятий удобны «карточки помощи». Это образец задания с решением и аналогичное задание. К типовым задачам составить алгоритмы решения.
  • Можно использовать занятия с играми. Такие занятия дают возможность работать на уровне подсознания.

Прилежание связано с уверенностью на успех, поэтому необходимо создать ситуацию успеха.

Формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию в учебно-познавательной деятельности можно разделить по целям:

1) развивать положительную мотивацию;

2) обучать в условиях низкой мотивации.

Методы развития положительной мотивации учения:

  • интерес к предмету;
  • задания с условием, отражающим важное практическое применение;
  • материал важный для будущей жизни;

К изучению темы могут побудить:

  • желание добывать знания в процессе самостоятельной деятельности; поэтому на уроке от 50% до70% времени можно отвести на самостоятельную дифференцированную работу в группах, в парах или индивидуально.
  • желание быть первым в соревновании, в игре, не подвести команду; влияние коллектива было актуальным в советское время, но и сейчас чувство ответственности и взаимопомощи остаются нашими ценностями и входят в кодекс чести.

Проанализировав данную ситуацию, выявляются следующие проблемы учебной деятельности учащихся:

— дети испытывают трудности при письме, допуская замену, перестановку букв и слогов («шапка» — «шапка»); добавляют или пропускают гласные буквы («трава» — «тарава», «улица» — «улца»)

— неряшливое письмо, грязь в тетрадях, несоблюдение строки;

— низкая скорость чтения; «механическое» чтение, затруднения в пересказе; чтение конца слов с искажениями, неумение обосновывать смысл пословиц, поговорок;

— допущение орфографических ошибок (зная правила, не умеют его применить на письме);

— не любят работать самостоятельно, предпочитают легкий путь – списывание с доски.

При возникновении таких проблем , во-первых, попыталась выявить ряд трудностей и причины их возникновения,

во-вторых, подобрать материал для занятий с детьми, с учетом индивидуального и дифференцированного подхода к каждому учащемуся.

Трудности и причины их возникновения в обучении младшего школьника:

Методические рекомендации для работы со слабоуспевающими учащимися

Методические рекомендации для работы

со слабоуспевающими учащимися

Признаки отставанияначало неуспеваемости учащихся

Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено ново­го в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.

Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.

Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти при­знаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объ­яснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.

Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.

Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный ре­зультат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении уп­ражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.

6. Ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, дока­зательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе по­нятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответ­ствующих вопросов.

В данном случае указаны не те признаки, по которым делаются выводы об ученике, а те, которые сигнализируют о том, на какого уче­ника и на какие его действия надо обратить внимание в ходе обучения, с тем, чтобы предупредить развивающуюся неуспеваемость.

Основные способы обнаружения отставаний учащихся

наблюдения за реакциями учащихся на трудности в работе, на ус­пехи и неудачи;

вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;

обучающие самостоятельные работы в классе. При проведении са­мостоятельных работ учитель получает материал для суждения как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблю­дает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.

Основные признаки неуспеваемости учащихся

Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существен­ные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия.

Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навы­ков.

Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, на­стойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.

Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику

Помощь в планировании учебной деятельности (планирование оторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации про­белов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устране­нию типичных ошибок и пр.).

Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.

Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуа­ций успеха, побуждение к активному труду и др.).

Читать еще:  Анализ мочи по нечипоренко норма у детей

Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).

Различные формы взаимопомощи.

Дополнительные занятия с учеником учителя.

Меры предупреждения неуспеваемости ученика

Всестороннее повышение эффективности каждого урока.

Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.

Индивидуальный подход к учащемуся.

Специальная система домашних заданий.

Усиление работы с родителями.

Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.

Памятка для работающих с неуспевающими учениками

Фамилия, имя, отчество ученика.

По каким предметам не успевает.

Причины, которые привели к плохой успеваемости.

Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внекласс­ные, дополнительные занятия) используют в работе с учеником.

Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика.

Сколько времени уже длится эта работа.

Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы.

Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости

Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения:

б) аналитический (разъяснительный);

Использование, показ, подчеркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания:

а) важность отдельных частей;

б) трудность, сложность;

в) новизна, познавательность материала;

г) историзм, современные достижения науки;

д) интересные факты, противоречия, парадоксы.

Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами.

Показ значимости знаний, умений:

5. Межпредметные связи

Целевая установка на работу, ее краткая характеристика, постановка задач

Предъявление требований к учащимся. По содержанию: к дисциплине, к работе; по форме: развернутые, свернутые (указания, замечания, мимика); единые и индивидуально-групповые, общие и детальные, прямые и косвенные.

Характер деятельности (копирующий, репродуктивный, творческий)

Создание ситуаций различного характера: интеллектуального, игрового, эмоционального.

Анализ ошибок и оказание необходимой помощи.

контроль за деятельностью учащегося (тщательный, беглый), взаимо- и самоконтроль, оценка.

Четкое использование ТСО, наглядности, дидактических материалов, красочных пособий и т.д.

Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся.

проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения.

Проявление учителем собственных качеств, данных личности ( в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств…) и побуждение учащихся к подобным проявлениям

Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь)

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

Виды помощи в учении

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложение учащимся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

При изложении нового материала

Применение мер поддержания интереса к усвоению темы

Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

При организации самостоятельной работы

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.

Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

В ходе самостоятельной работы на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление.

Система работы по формированию положительного отношения к учению унеуспевающих школьников

Отношение к содержанию учебного материала

Наиболее легкий занимательный материал независимо от его важности, значимости

Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого

Существенный, важный, но непривлекательный материал

Отношение к процессу учения

Действует учитель – ученик только воспринимает

Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса

Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса

Ученик действует самостоятельно

Отношение к себе, к своим силам

Поощрение успехов в учебе, работе, не требующей усилий

Поощрение успеха в работе, требующей некоторых усилий

Поощрение успеха в работе, требующей значительных усилий

Отношение к учителю (коллективу)

Подчеркнутая объективность, нейтралитет

Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие

Использование осуждения наряду с доброжелательностью, помощью и др.

Акценты в обучении

В процессе контроля за подготовленно­стью учащихся

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. По окончании усвоения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявлять причины отставания.

При изложении нового материала

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.

В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль.

При организации самостоятельной работы вне класса

Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками. Согласовать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.

1. При опросе слабоуспевающим школьникам даётся примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.

2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.

4. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал.

5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.

В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель должен чаще обращаться к ним с вопросами на понимание, привлекать их в качестве помощников, стимулировать вопросы учеников при затруднении в освоении нового материала.

В ходе самостоятельной работы слабоуспевающим даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности.

При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашнего задания, при необходимости предлагаются карточки консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения нового. Объём домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector