Анализ рисунков детей дошкольного возраста

Анализ детского рисунка
статья по изобразительному искусству (изо)

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве. Зачем и почему дети рисуют?

Предварительный просмотр:

Анализ детского рисунка

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве. Зачем и почему дети рисуют? Рисование — один из путей выполнения программы совершенствования организма. Рисование — большая и серьёзная работа для ребёнка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Рисунки строго отражают этапы развития зрительно-пространственно-двигательного опыта ребёнка, на который он опирается в процессе рисования.

Программа творческой деятельности в ОДОД объединяет в себе различные виды творчества: рисование, лепка, аппликация, конструирование, художественный труд.

Изобразительная деятельность значит для ребенка очень много. Поэтому для педагога очень важен анализ уровня развития изобразительной деятельности ребенка как показатель его эстетического и интеллектуального развития, а также уровень ее освоения ребенком в тот или иной возрастной период.

В связи с этим важны показатели и критерии оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью.

Детское рисование – один из видов аналитико- синтетического мышления: рисуя, ребёнок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка своё знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства».

Для определения уровней развития изобразительных умений и навыков детей и их творческих проявлений я руководствовались критериями, разработанными Т.С. Комаровой.

1. критерий: содержание выполненного изображения, его компоненты, их разнообразие;

2. критерий: передача формы (формы простая или сложная, передана точно или искаженно);

3. критерий: строение предмета (части расположены, верно, или нет);

4. критерий: цвет (цвета яркие или бледные, теплые или холодные);

5. критерий: характер линий (нажим сильный или слабый, раскраска мелкими штрихами или крупными).

Чтобы проверить, в какой степени ребенок овладел тем или иным умением, я провожу контрольное обследование 2 раза в год. Это позволяет оценить динамику развития ребенка, спланировать дальнейшую работу с учетом дополнительных занятий для формирования необходимых навыков.

Чтобы проверить, в какой степени ребенок овладел тем или иным умением, я провожу контрольное обследование 2 раза в год. Это позволяет оценить динамику развития ребенка, спланировать дальнейшую работу с учетом дополнительных занятий для формирования необходимых навыков.

В своей работе, на протяжении многих лет, мы стали использовать нетрадиционную технику рисования, учитывая, что уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше.

Это и пластилино -графия ,набрызг ,печать , рисование на манке, рисование мятой бумагой граттаж, рисование мыльной пеной ,кляксографи и рисование по-сырому , рисование ладошками и пальчиками ,рисование солью, рисование на вате пипеткой, монотипия , фроттаж , оттиск капустным листом , рисование восковыми мелками + акварель.

Как говорил В.А. Сухомлинский: Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити- ручейки, которые питает источник творческой мысли

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок. Оценка детского творчества на разных возрастных этапах развития и правильный выбор применяемых методов и средств, необходимых для этого влияет на процесс руководства их творчеством.

Таблицы для обследования умений и навыков, разработанные А.Н.Малышевойя использую для обследования умений и навыков работы с ножницами, тканью, ножницами детьми первого года обучения

Обеспечение полноценного руководства детским художественным творчеством – это одна из важнейших проблем современной системы образования. У каждого современного учителя существует множество оригинальных находок в построении системы занятий.

Обеспечение полноценного руководства детским художественным творчеством – это одна из важнейших проблем современной системы образования. У каждого современного учителя существует множество оригинальных находок в построении системы занятий.

Применяется система мониторинга . К каждому показателю разработаны критерии и степень их выраженности: высокий уровень, средний и низкий. Основными методами диагностики являются: наблюдение, собеседование, контрольное задание.

Оценка результативности программы проводится по методике Г.А.Урунтаевой «Диагностика изобразительной деятельности школьников».

Технические навыки и умения владения различными изобразительными материалами

Умение пользоваться карандашом, кисточкой и красками

Владение нетрадиционными техниками рисования

Владение формообразующими движениями

Владение выразительными средствами перевода реального объекта в графический образ (композиция, форма и пропорции предмета, цвет в рисунке, пространственное положение предмета и его частей)

Умение рисовать декоративный орнамент из растительных и геометрических элементов в различных геометрических фигурах

Оценка результативности программы проводится по методике Г.А.Урунтаевой «Диагностика изобразительной деятельности школьников».

Технические навыки и умения владения различными изобразительными материалами

Умение пользоваться карандашом, кисточкой и красками

Владение нетрадиционными техниками рисования

Владение формообразующими движениями

Владение выразительными средствами перевода реального объекта в графический образ (композиция, форма и пропорции предмета, цвет в рисунке, пространственное положение предмета и его частей)

Умение рисовать декоративный орнамент из растительных и геометрических элементов в различных геометрических фигурах

Главным результатом занятий художественного труда являются не столько готовые изделия, сколько изменения, происходящие в самих детях. Ребята начинают активно воспринимать, и понимать предметно-пространственное окружение и самостоятельно, художественно организовывать, эстетизировать среду своей жизнедеятельности. Дети учатся создавать собственные проекты нестандартной формы, комбинировать детали и варианты композиции, чувствовать особенности материала, у них возникает потребность в творческом труде.

Ребенок, открывая для себя всё многоцветие окружающего мира , получает радость от этого открытия и осознаёт свои возможности в воплощении своего видения. Все это имеет непреходящее значение: видящий и умеющий ценить красоту человек будет ее сохранять и приумножать, такие люди не способны на безнравственные поступки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дэйв Дэврис не просто использует детские каракули в качестве эскизов и материалов к своим работам, он их тщательно копирует при помощи проектора, после чего насыщает рису.

Рассмотрены критерии оценивания детского рисунка.

работу выполнила ученица 2 класса на компьютере.

Духовное богатство человечества, отраженное в культуре, осознается обществом, как особо ценное, а культура личности становится социально-значимым качеством. В связи с этим особенно остро встает вопрос.

Консультаия для родителей.

Консультация для родителей.

Детские рисунки являются наглядным материалом на уроке изобразительного искусства.

Анализ рисунков детей дошкольного возраста

В детском рисунке, как в зеркале отражается внутренний мир ребенка. Детский психолог, рассматривая рисунок ребенка, получает представление об его индивидуальности, уровне развития, его переживаниях. Уровень речевого развития не позволяет малышам поделиться с родителями разнообразными мыслями и волнениями, а изодеятельность дает возможность ребенку выразить себя, свои ощущения и чувства. Наиболее информативными и выразительными становятся рисунки детей с 4,5-5 лет. Картины ребенка несут смысловую нагрузку, в них появляется завершенность. Цвет в детском творчестве служит не изобразительным, а выразительным средством.

Часто ребенку сложно рассказать прямо о своих переживаниях. Зато беседа о персонажах рисунка и их проблемах – это отличный способ для любящих родителей разобраться во внутреннем мире своего ребенка. Общаясь с вами, он развивает свою речь, учится излагать свои мысли и чувства, что, само по себе очень полезно. В своем рассказе дети делятся самым сокровенным, а взрослым нужно только внимательно прислушаться, чтобы узнать о том, как ребята воспринимают мир, людей, сверстников. Рисунки детей достойны самого пристального внимания родителей, в них ребенок раскрывает свое «Я».

Педагог-психолог Ирина Уточкина

Существует немало рисуночных тестов для изучения особенностей развития личности ребенка, которые применяются дополнительно к другим диагностическим методикам. Такие тесты психолог использует для углубленного исследования эмоционального мира ребенка, чтобы определить проблемные ситуации. Детский рисунок поможет специалисту оценить уровень психического развития ребенка, его эмоциональное состояние. По рисунку психолог определяет уровень развития мышления, моторики и речи ребенка.

Описывать подробную интерпретацию рисуночных тестов мы не будем. Глубокий психологический анализ рисунка может сделать только специалист. Для родителей важнее обратить внимание на оттенки, которые использует ребенок. А еще на энергию, которая исходит от рисунка, какие эмоции он вызывает. Пpeoблaдaниe в детском рисунке cвeтлыx и паcтeльныx тoнoв говорит o xopoшeм pacпoлoжeнии дуxa, o позитивном нacтpoeнии юного художника. Ecли в картинах малыша доминируют тeмныe тoнa, много штриховки и cильный нaжим, тo этo свидетельствует o высокой тревожности ребенка.

Читать еще:  Анализ крови при аппендиците у детей

Через рисунок вы можете уловить, что в данный момент его беспокоит. Кроме того apт-тepaпeвтичecкиe мeтoды, доступные родителям позволят своевременно cкoppeктиpoвaть эмоциональное состояние малыша.

Анализ cюжeта pиcункa и его завершенности

В этом пункте есть немало нюансов, которые нельзя упускать из вида. Если ребенок младше 4-5 лет, то его рисунки часто схематичны и хаотичны в силу возрастных особенностей. Ребенок постарше может рисовать схематично, если сейчас у него нет интереса к этой деятельности. Он может изображать вымышленных героев, погружаясь в свой внутренний мир. Если в рисунке отражаются оригинальные сюжеты, то это свидетельствует о богатой фантазии ребенка. Но если большинство рисунков абстрактны и не связаны с реальностью, то можно сделать вывод, что ребенок испытывает проблемы в общении, у него нет близких друзей, он не удовлетворен своим положением в реальной жизни.

То, что для ребёнка является наиболее значимым и важным изображается значительно крупнее, а все, что нарисовано маленьким, не имеет большого значения.

О сюжете и персонажах, которых изобразил ребенок надо судить очень осторожно. Здесь легко допустить ошибку и неверно интерпретировать эмоциональное состояние ребенка. Монстр с забавной рожицей может отражать игривое настроение «художника».

Гендерные различия тоже откладывают свой отпечаток на тематику рисунка. Мальчики чаще рисуют войну, солдат, а девочки с большим удовольствием изображают принцесс, бабочек и цветы. Нужно поговорить с ребенком, что он изобразил, о чем думают его герои, в каком они настроении. О душевном балансе «художника» говорят рисунки природы, где есть солнышко, деревья, речка и трава.

Анализ расположения рисунка на листе бумаги

Очень важно, какое пространство занимает детский рисунок на листе бумаги. Ребенок, удовлетворенный своим положением, располагает рисунок в центре листа. Он чувствует себя комфортно и гармонично. Ребёнок робкий и неуверенный в себе изображает детали рисунка мелкими. Маленький рисунок соответственно говорит о заниженной самооценке ребенка. Если рисунок расположен в центре листа, но по размеру занимает почти все пространство, то можно говорить о завышенной самооценке ребенка, о его желании занимать еще большее место.

Еще обратите внимание на размещение рисунка по вертикали от центра. Смещение вверх говорит о стремлении доминировать и контролировать ситуацию. Если рисунок смещен вниз, ребенок пассивен, зависим от окружения и неуверен в себе.

Смещение рисунка вправо свидетельствует о стремлении ребенка в будущее. Такой рисунок характерен для экстравертов, которые активны, решительны, у них преобладает интеллект над эмоциональной сферой. Интроверты больше живут прошлым, поэтому чаще рисуют слева. Такой ребенок очень эмоционален, он по натуре мечтатель, хочет остаться маленьким.

Aнaлиз линий и цветовых предпочтений

Анализируя характеристики линий, можно понять особенности нервной системы ребенка. Сильный нажим и уверенные линии говорят о его активности, динамичности и бодром состоянии. Cлaбый нaжим свидетельстует o нeувepeннocти в своих силах, скованности ребенка. Возможно, он уcтaл физически или эмоционально. У импульсивных детей нажим меняется, он то сильный, то слабый.

Интересно, что если весь рисунок выполнен с одинаковым нажимом, а какая-то деталь выделяется более сильным нажимом, то это говорит о сильных эмоциях, связанных с ней. Например, ребенок может сильно заштриховать рот маме или воспитательнице, потому, что часто слышит от них упреки и окрики в свой адрес.

Знаменитый психолог Макс Люшер доказал, что выбор цветовой гаммы выражает психическое и физическое состояние человека. По мнению Люшера по цветовым предпочтениям можно определить характер, эмоциональное состояние и особенности человека.

Хотя в психологии существует четкая характеристика каждого цвета, но и тут есть исключения. Помните, что восприятие оттенка может отличаться у разных людей. Важно уточнить у ребенка о том, какой это цвет – веселый или грустный, какие мысли он вызывает.

Даже в paзныx странах и культуpax цвeтa интepпpeтиpуютcя неодинаково. В Kитae, например, бeлый цвeт — это цвет тpaуpа, а для психологов бeлый — этo чиcтoта и cвoбoда. Если ребёнок предпочитает белую краску, значит он эмоционально и духовно развит, чувствителен, замкнут.

Жeлтый цвeт — цвeт coлнца и тeплa, подчеркивает oткpытocть человека и его любoзнaтeльнocть. Желтый заряжает положительными эмоциями. Любитель желтого по натуре — оптимист, фантазёр. Ребёнок чувствует себя комфортно, способен бороться за свою индивидуальность. У него развито воображение, присутствуют лидерские качества, однако часто не хватает ответственности.

Зелёный цвет — цвет уравновешенности, благородства символ настойчивости, независимости, любознательности. Но у такого ребёнка высокий интеллект и развитая фантазия. Детям, предпочитающим в своих рисунках зелёный цвет, не хватает внимания и любви. В будущем, если ситуация не поменяется, то человек становится апатичным и замкнутым.

Kpacный цвeт — цвeт aктивнocти и энepгии. В pиcовании oн выражает aгpeccию и нaпpяжeниe.. Его предпочитают общительные, открытые дети с задатками лидера, энергичные и эмоциональные, самостоятельные, целеустремлённые. Такие люди часто бывают эгоистичны. Интересно, что резкое изменение отношения к цвету тоже показательно. Внезапная любовь к красному у спокойного, робкого ребёнка говорит о том, что он переутомлен и ему необходим физический и эмоциональный отдых.

Оранжевый цвет означает желание ярких впечатлений, любознательность и интерес к жизни. Такие дети открыты и общительны, они непостоянны, очень эмоциональны и импульсивны.

Cиний цвeт — цвeт гapмoнии и cпoкoйcтвия, это противоположность красному. Он помогает избавиться от тревоги. Ребёнок, который предпочитает синие оттенки, спокоен, склонен к размышлениям, неторопливый, любит порядок и последовательность. Часто дети выбирают краски и карандаши синих оттенков, когда нуждаются в покое.

Голубой – символ мечты, свободолюбия и беззаботности.

Коричневый цвет вызывает чувство дискомфорта и другие отрицательные эмоции. Любители этого цвета стремятся отдалиться от реальности, создают вокруг себя собственный мир, эмоциональность таким людям не свойственна.

Лиловый цвет чаще выбирают девочки. Это символ нежности, чувственности, слабости и одиночества. Поклонники лилового живут в собственном мире.

Розовый передает нежность, женственность и эмоциональность. Мальчики редко выбирают розовый цвет, если это происходит, то они замкнуты и слабые по натуре, их не принимают сверстники. Девочкам, которые предпочитают розовый, нужно повышенное внимание, им необходимо чувство безопасности.

Серый – это пустота, безразличие, грусть, тревога. Любитель серого — это тихий, незаметный ребёнок, который не хочет общаться. Он зависим от взрослых и несамостоятелен.

Фиолетовый цвет тайны выбирают эмоциональные, ранимые и скрытные дети, ощущающие эмоциональное напряжение. Его очень любят творческие люди с развитой интуицией. В то же время, он может говорить о незрелости эмоциональной и интеллектуальной, что свойственно маленьким детям.

Чёрный означает депрессию, враждебность, чувство безнадёжности. Дети, рисующие чёрным длительный период времени, переживают стресс, им необходима помощь психолога.

Анализируя детский рисунок, ПОМНИТЕ:

  • О цветовой гамме рисунка судить нужно, учитывая, какие материалы предлагались ребенку. Уточните, все ли цвета были доступны для рисования. Возможно, рядом с ним были только темные карандаши, поэтому он ими и воспользовался. Если выбора не было, а был дан только простой карандаш, то не надо переживать о мрачности рисунка.
  • Не стоит анализировать рисунки, которые выполнялись на занятиях в детском саду, в таких работах ребенок не достаточно свободен в самовыражении.
  • Помните, что рисунок отражает душевное состояние ребенка на момент создания работы. Если ребенок перед рисованием с кем-то конфликтовал или просто утомился, то в рисунке он может «выплеснуть» обиду, агрессию или грусть, освобождаясь от неприятных переживаний. Кстати это очень эффективный способ снятия нервного напряжения, негативных эмоций, который используют арт-терапевты.
  • Только обсуждая с ребенком его рисунок, уточняя, о чем думают герои, что с ними происходит и чем все закончится, вы можете правильно его истолковать.
  • Избегайте вопросов: «Что ты нарисовал?» Это может обидеть ребенка. Не делайте поспешные выводы, т.к одна и та же картинка по-разному воспринимается людьми и вызывает свои ассоциации. Лучше предложите ребенку рассказать о своей картине, а сами аккуратно задавайте уточняющие вопросы открытого типа.
  • Не высказывайте свои версии (Как похоже на птицу!), вероятнее всего вы ошибетесь, воздержитесь от критики и общих похвал. (Красота, ты настоящий художник!)
  • Для ребенка интересен сам процесс использования материалов, поэтому полезнее просто комментировать его действия. (В этой работе ты использовал оригинальные сочетания! Что ты хочешь нарисовать?)
Читать еще:  Анализ крови на инфекции у детей

Рисунок ребенка – это результат детского творчества. В нем проявляются впечатления и представления малыша об окружающем мире, а также его настроения и переживания. Взрослые в основном обращают внимание на качество рисунка, упуская из вида, что и каким образом изображает ребенок. Родителям полезно научиться «разгадывать секреты» детского рисунка, чтобы лучше чувствовать и понимать душевный мир собственного ребенка.

Анализ рисунков детей дошкольного возраста

Сенкевич Д.Я.

студентка 3 курса педагогического факультета

(научный руководитель – Ковалёва Е.А., преподаватель кафедры педагогики и психологии детства , магистр педагогических наук)

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО РИСУНКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья посвящена проблеме изучения художественной выразительности детского рисунка, его использования в диагностической и арт-терапевтической работе. Представлены результаты диагностического исследования детских рисунков детей младшего дошкольного возраста, а также методические рекомендации по развитиюхудожественной выразительности детского рисунка.

Детский рисунок всегда вызывал неподдельный интерес у педагогов и психологов. Вопросами диагностики детского рисунка и его интерпретации занимались
В.М. Бехтерев, Ф.И. Шмидт, А.В. Бакушинский, Л.С. Выготский, Ф.Л. Гудинаф, У. Вольф, У. Холс, Л. Корман, Р. Бернс, С. Кауфман [2]. С помощью рисунка можно определить особенности интеллектуальной, эмоциональной сферы, межличностных отношений и самооценки личности ребёнка.

Однако рисунок – это не только способ диагностики развития ребёнка, но и отличный метод терапии (О. А. Карабанова, Л.Д. Лебедева). Он используется для психологической коррекции поведения детей с трудностями в обучении и социальной адаптации, внутрисемейных конфликтов.

Одним из терапевтических методов изобразительной деятельности является арт-терапия. Она включает в себя только визуальные виды творчества, такие как: живопись, графика, фотография, рисование и лепка.В процессе восприятия продуктов изобразительного творчества арт-терапевту необходимо обратить внимание на то,какое чувство передает рисунок, что выглядит странным, чего не хватает на рисунке, что находится в центре, а также на размеры и пропорции изображенных объектов [2].

Цветовая гамма может рассказать об авторе рисунка. Так, темно-синий цвет указывает на концентрацию, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое и удовлетворении, самоанализ; зеленый цвет говорит об уравновешенности, независимости, настойчивости, упрямстве, стремлении к безопасности. Использование желтого цвета в рисунке указывает на положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм человека. Чёрный цвет «говорит» о подавленности, протесте, разрушении, настоятельная потребности в изменениях испытуемого, а серый цвет означает безразличие, отстраненность и желание уйти от проблем [3].

Интересно отметить, что половая принадлежность рисующего тоже передаётся в рисунке. Так, например, мальчики отображают отношения и связи между предметами, в то время как девочки стремятся показать сам предмет. Девочки более эмоциональны, внимательны к деталям, чаще украшают объекты; мальчики предпочитают находить принципиальные решения, строить композицию. Мальчики лучше используют перспективу, девочки – цветовую гамму.

Что касается содержания рисунка, то ономеняется в процессе ознакомления с окружающим миром, развитием умственной деятельности и изобразительных умений ребёнка-дошкольника.

В онтогенезе изобразительная деятельность непосредственно связана с общим психическим развитием ребенка. Рисование – не просто популярный вид детского творчества, это способ самовыражения без слов, непосредственная передача своего состояния с помощью художественных средств. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений ребёнок не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен. Детский рисунок чаще всего наглядно демонстрирует сферу интересов малыша.

Используя рисунок в качестве средства изучения личностных особенностей ребёнка в современной психолого-педагогической науке, учёные редко учитывают его художественные характеристики. Целью нашего исследования явилось изучение художественной выразительности детских рисунков детей дошкольного возраста.Выразительность детского рисунка- это посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отраженного предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему [4].

Исследуя выразительные особенности рисунков детей дошкольного возраста,
В. А. Силивонотмечает, что основными показателями выразительности рисунка являются тема, размер бумаги, материал, качество рисунка, композиция, выразительность цвета, образность и оригинальность. Содержание образа воплощается выразительными средствами в наглядной форме. К таким средствам относятся: линия, фон, цвет, светотень, композиция и перспектива[5].

В. А. Силивон выделяет три качественных уровня выразительности детского рисунка.При низком уровне развития выразительности в рисунке нет содержания, он примитивный, неполный, в нём присутствуют случайные линии, цвет рисунка грязный и невыразительный. На среднем уровне развития намечаются формы, улавливается образная выразительность, пропорции отсутствуют,но рисунок понятный, яркий и проиллюстрирован со своей интерпретацией. Что касается высокого уровня, то уже можно наблюдать полную передачу формы и пропорции, цвета подобраны гармонично, придумывается композиция в качестве выразительного элемента рисунка, есть элементы фантастического, необычность содержания [5].

С целью изучения художественной выразительности детского рисунка мы провелидиагностическое исследование на базе ДЦРР № 89 г. Гродно во второй младшей группе с детьми 3-4 лет. Каждому ребёнку были предложены цветные карандаши и лист бумаги формата А4. Детям давалось задание нарисовать рисунок на свободную тему. Некоторые дети испытывали трудности в определении замысла рисунка, задавали вопросы: «Что рисовать?», «Можно ли нарисовать домик?», на которые им повторялась инструкция, что можно рисовать всё, что хочется. В процессе рисования нами велось наблюдение за тем, с чего начинали дети, пытались ли они изменить тему, если у них не получалось, какие цвета преобладали и т.д.

В результате проведённого исследования мы отметили, что 37% респондентов показали низкий уровень художественной выразительности, 50% детей продемонстрировали средний уровень, и только у 13% дошкольников был обнаружен высокий уровень художественной выразительности рисунка. Таким образом, мы можем утверждать, что у большинства испытуемых преобладает низкий и средний уровень художественной выразительности рисунка.

Полученные результаты диагностического исследования свидетельствуют о необходимости разработки путей развития художественной выразительности в рисунках детей младшего дошкольного возраста. В качестве основных методов и приёмов работы с дошкольниками предлагаем использовать:наблюдение за окружающей действительностью, обследование наблюдаемых объектов, художественное слово (загадки, стихотворения, поэтические сравнения), музыкальные произведения, уточняющие вопросы, а такжеигровые ситуации, задания и упражнения, направленные на развитие восприятия, внимания, воображения, фантазии.В процессе занятий по ознакомлению с изобразительным искусством рекомендуем использовать приёмы, способствующие развитию художественной выразительности в детских рисунках. Так, например, приём «вхождения» в картину будит воображение детей и учит сопереживанию, а приём акцентирования деталей художественного произведения усиливает восприятие и помогает установить взаимосвязь между частью и целым. Художественное эстетическое развитие, которое органично вплетается в процесс приобщения ребенка к лучшим образцам большого искусства, имеет решающее значение в развитии личности в целом.Главным условием успешной работы с детьми младшего дошкольного возраста является не только побуждение интересаи желания к рисованию, но и предоставления возможности творческой самореализации в процессе изобразительной деятельности каждого ребёнка.

Список литературы

1 . Инжестойкова В.А. Формирование художественного образа в изобразительной деятельности старших дошкольников. Автореф.дис. канд. пед.наук. – М., 1987.–18 с.

2. Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. – СПб.: Речь, 2007. – 160 с.

Читать еще:  Анализ базарова романе отцы и дети

3. Косминская В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. – М:Просвещение, 1981. – 144 с.

4. Силивон В.А. Когда дети рисуют: Книга для воспитателей детского сада. – Минск: Нар.асвета, 1990. – 70с.

Анализ рисунка — психология детского рисунка

О чем может рассказать рисунок?

Арт-терапия — известная методика высвобождения «неоговоренных» эмоций. Когда в творчестве сознание человека отключается — бессознательное даёт себе выход (во время сеансов арт-терапии пациенты получают важное послание от собственного подсознания). Речь в общем-то не об этом…
Интересная интерпретация анализа детского рисунка:

Масти и пасти
Только веселый и жизнерадостный тип будет заполнять лист мордочками, хвостами, лапами всевозможных мастей. Такой человек открыт и дружелюбен по отношению к царю зверей тоже. Конфликтовать он не любит, хороший климат в коллективе для него важен необыкновенно.

Спирали
Типично женский рисунок, — утверждают психологи. Человек находится в поисках гармонии и надежности. Возможно, ему недостает времени для раздумий, и он хотел бы остановиться, чтобы заглянуть в свою душу.

Сердца, сердечки — большие и маленькие
Вполне прозрачный символ. Тут одно из двух: человек либо уже тотально влюблен, либо готов вот-вот с головой броситься в умопомрачительное любовное приключение.

Небо, солнце, облака
Жизнерадостные рисунки сообщают: «Я — мечтатель, у меня богатая фантазия». Мягкие, текучие формы позволяют распознать человека сердечного, чувствительного. Облачко и солнце говорят о легком, радостном человеке, который с оптимизмом смотрит в будущее.

Грубые линии
Характерны для человека, который находится как раз в самом эпицентре сложного конфликта или проблемы. Чем сильнее нажим, чем жирнее линии, тем выше накал внутреннего возбуждения, но вместе с тем и упорнее желание поскорее разобраться со всем этим. Человек энергичный, решительный. Каждая сильная, энергичная линия — это атака, на которую в прямом разговоре может не хватить мужества.

Камень на камне
Эта скрупулезно вырисованная стена говорит о реалисте, который планомерно, шаг за шагом идет к своей цели. Раз уж он рисует так аккуратно и точно, то наверняка знает, чего хочет.

Головы и лица
Так может рисовать только полный юмора и общительный тип, который с удовольствием смеется и над собой тоже. Оптимизм — его жизненное кредо. Он не устает заводить новые знакомства и не забывает поддерживать старые. Он обладает от природы острым умом, но — будьте осторожны: такие люди довольно саркастичны, их ирония может больно ранить.

Домики и коробки
Симметричные формы демонстрируют любовь к порядку, склонность к планированию и расчетам. Такого человека нелегко сбить с толку. У него достаточно ясные цели, он привык решительно отстаивать свое мнение.

«Кренделя»
«Кренделя» часто соотносятся с эгоцентричностью и тщеславием. Все кружится около собственной персоны. «Кренделя» могут сигнализировать: мои мысли вертятся вокруг одной серьезной проблемы, решения которой я не нахожу.

Геометрические формы
Тут — ясная голова, которая любит свои проблемы раскладывать по полочкам. Ну а для чувств места может и не хватить. Считается, что подобные рисунки свойственны прежде всего мужчинам.

Ручки, ножки, огуречик
Этому человеку ненавистны любая ограниченность и мелочность. Он живет в коллективе и для коллектива. Он любит представлять себя натурой широкой и способной понять все и всех. Иногда, однако, такая широта и самозабвенность могут повредить его собственным планам.

Знаки препинания
Знаки вопроса, восклицательный знаки и т.п. говорят о холодном мыслителе, который не прочь подсмотреть за кем-нибудь в замочную скважину. Жизнь представляется ему любопытным ребусом, который сможет разгадать только изощренный ум. Таковым он и является.

Шахматные рисунки
Человек, вычерчивающий целые шахматные поля, может отличаться бескомпромиссностью, нежеланием заглаживать конфликты и разногласия. Но он опасается, что не достигнет удовлетворения своих личных амбиций. Чем проще изображение, тем реальнее, конкретнее человек, нарисовавший это.

Глаза
Рисунки не скрывают склонности своего создателя к самонаблюдению. Если человек снова и снова изображает глаз в различных ракурсах, он, скорее всего, достаточно самокритичен. Иногда это знак внутреннего беспокойства.

Губы
Лист, усыпанный губами и губками, может свидетельствовать об особо чувственной натуре. И смеющиеся рты, и рты с плотно сжатыми губами, — все они говорят о человеке одаренном, творческом. Поэтому чаще всего этих людей можно встретить там, где речь идет об искусстве, музыке, кино. Бывает, между губами проблескивают зубы — такой человек не лишен некоторой агрессии.

Парад цветов
Эти люди застрахованы от жизненных неудач. Главное в их жизни — гармония во всем: в быту, в одежде, в отношениях с людьми. Только подобные поиски гармоничности могут привести к простому игнорированию конфликтов.

Бутылки, фляги и прочая посуда
Совершенно очевидно: эти символы не имеют ничего общего с пристрастием к вину, а вполне откровенно говорит о женственной сексуальности и эротических фантазиях их создателя. Особенно на фоне жестких и серых трудовых будней.

Луна, звезды
Некто мечтает отправиться к звездам. Или стать звездой. Сильная воля и хорошая порция честолюбия. Звездочки обожают рисовать начальники, а также люди, не лишенные некоторого эгоизма. Такой человек мечтает взобраться на самые звездные вершины успеха.

Рамки и рамочки
Рамки имеют большое значение, даже если они чахлые и выглядят довольно убого. Люди, которые их рисуют, обращают много внимания на форму и стиль. И еще. Их мышление конкретно, практичность — их основной козырь.

Дикие каракули
Это картина внутреннего хаоса либо знак того, что человек стоит на пороге какого-то необыкновенно важного решения, которое зреет в глубинах его души.

Стилизованные буквы
Они вырисовываются с графической точностью. За вычурным рисунком кроется любовь к мелочам и деталям. Однако склонность доводить все до совершенства может привести к нетерпимости в отношении людей.

Штрихи из центральной точки
Подобные рисунки характерны для людей решительных, следующих своим целям и способных увлечь за собой других. Их главное достоинство состоит в том, что они готовы бороться и отстаивать свою точку зрения, всегда при этом оставаясь приличными людьми.

Ландшафты
Человек на крыльях фантазии улетает далеко-далеко, прочь из опостылевших стен офиса или собственной кухни. Он мысленно упивается идиллией, замешанной на море, пляже, голубом небе или лесных полянах, усыпанных цветами. Это своеобразный клапан: сны наяву помогают человеку избежать многих зол. Такие люди предпочитают разрешать возникающие конфликты мягко, а лучше — вовсе в них не попадать, т.к. им совсем не свойственна агрессивность.

Заборы, баррикады
Человек строит забор, еще забор, потом — несколько оград. Скорее всего, для того, чтобы отгородиться от своего окружения. Ему хочется убежать от всех, спрятаться от чужих глаз. И виной тому либо чрезмерные требования, ему предъявляемые, либо сильнейшая потребность в покое.

Лес и деревья
Под сильными стволами деревьев могут прятаться неуверенность в себе и тщетные поиски заботы и опеки. Это человек, который не умеет и не любит отстаивать свои взгляды.

Гирлянды и цепи
Такие люди не впадают в восторженное состояние от неожиданности. Им нужны порядок, предсказуемость и последовательность в собственной жизни и в поступках других людей. Одни и те же мотивы их рисунков повторяются снова и снова, что позволяет предположить: этим людям не страшна любая рутина, а, может, она им даже чем-то нравится.

Круги и кольца
Окружности, связанные друг с другом или вписанные одна в другую, позволяют распознать стремление к присоединению и соучастию. Они говорят о том, что человек чувствует свою отчужденность от других, выключенность, и страстно тоскует по дружбе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector