Болит голова у ребенка 7 лет причины

Головная боль у детей: почему болит голова у ребенка

Если у ребенка болит голова, нужно уделить этому пристальное внимание.

  • Во-первых, расспросить о характере и локализации боли.
  • Во-вторых, оценить его состояние и другие жалобы, которые были с самого начала или появились позже.
  • В-третьих, придется проанализировать весь его график в течение недели – с утра до вечера.

Основные причины головной боли

Причин, по которым отмечается головная боль у детей, не менее 50. Условно их разделяют на 3 типа:

Первичные цефалгии – самый частый вид симптома у детей. Сюда относят мигрень, головную боль напряжения, кластерную боль. Т.е. это не опасные причины боли и вызваны чаще всего переутомлением, обезвоживанием, кислородным голоданием, недоеданием или голодом и пр.

Вторичные цефалгии . Их разделяют на 8 групп:

  • травматического характера;
  • заболевания несосудистых структур в полости черепа;
  • инфекционные;
  • вызванные различными веществами, лекарствами, а также прекращением их приема;
  • возникшие из-за нарушения нормального состава крови;
  • вызванные заболеванием лицевых и черепных структур;
  • связанные с психическими нарушениями.

Невралгии черепно-мозговых нервов, лицевые боли , другие цефалгические синдромы.

Чтобы не перегружать вас информацией, мы проведем такую классификацию. Разделим причины, из-за которых у ребенка болит голова, на заболевания:

  • доброкачественные, которые редко приводят к опасным для жизни состояниям.
  • нуждающиеся в срочных мерах помощи, которые могут привести к серьезным осложнениям, если не начать диагностику в течение 24-48 часов.
  • требующие экстренных (в ближайшие минуты) мер – непосредственно угрожающие жизни.

Причины «неопасной» головной боли

Эти заболевания вызывают цефалгию у ребенка чаще всего. Сюда относится:

  • мигрень;
  • головная боль напряжения;
  • кластерная головная боль;
  • цефалгия при интоксикации;
  • прием некоторых сердечных препаратов;
  • головная боль, связанная с воспалением тройничного нерва;
  • боль, вызванная кратковременной интоксикацией (например, при вдыхании запаха некоторых цветов, испарений от древесно-стружечных, пластиковых, ковровых изделий). Как правило, в этом случае голова болит в области лба.

Если ребенок часто жалуется на головную боль, которая не сопровождается подъемом температуры, оцените условия, когда она возникает:

Мигрень – это когда головная боль:

  • проходит после сна;
  • развивается после того, как школьник не успел поесть с утра или в школе;
  • появляется после недосыпа или физической нагрузки;
  • может развиться после употребления шоколада, орехов, сыра, цитрусов;
  • возникает «на погоду»;
  • ощущается в половине головы – в области лба и виска, вокруг глаза, может начинаться в затылочной области, потом переходить на висок и лоб;
  • появляется после приступа слабости, плохого настроения, повышенной чувствительности к звукам и запахам, слабости в конечностях, «мушек», мурашки, искажения формы предметов;
  • совпадает с менструациями.

У младших детей мигрень развивается чаще во второй половине дня, при первых приступах голова болит с двух сторон. После полового созревания приступы развиваются с утра, затрагивают одну половину головы.

Головная боль напряжения – это боль давящего или сжимающего характера, ощущаемая с двух сторон головы. Почувствовав такую боль, ребенок скажет, что ему «как будто на голову надели тугую шапку или каску». Этот симптом появляется:

  • после чрезмерной нагрузки в школе;
  • после долгого пребывания в душном помещении;
  • после эмоционального стресса, например, после контрольной;
  • после длительного сидения за столом или за партой в неудобной позе;
  • после долгого «общения» с гаджетами.

Головная боль напряжения не усиливается от физической нагрузки – только от умственной. Поэтому есть даже отдельный термин «боль 8 сентября»: когда ребенок, отдыхавший на каникулах, возвращается в школу, то к восьмому дню повышенных нагрузок у него начинает болеть голова.

Кластерная головная боль – это еще один диагноз. Ее характеристики – следующие:

  • она сильная;
  • ощущается в одной стороне головы – всегда;
  • повторяется в виде приступов длительностью 15-180 минут – не больше;
  • приступы идут один за одним с определенной периодичностью (от нескольких недель до нескольких месяцев);
  • после серии приступов наступает период затишья;
  • сопровождается беспокойством, агрессией;
  • при этом всегда заложена половина носа или, наоборот, из одной ноздри выделяется много соплей;
  • во время приступа выделяется пот на одной стороне лба и лица;
  • краснеет глаз на стороне головной боли.

Дети, которые страдают этим типом цефалгии, обычно обладают атлетическим телосложением. Врачи отмечают, что у них есть и общая особенность характера: нерешительность при принятии решений.

Краткое видео о причинах головной боли у детей

Почему у ребенка болит голова, причины возникновения, способы профилактики

ГлавнаяГоловная боль и мигреньБолит голова Почему у ребенка болит голова, причины возникновения, способы профилактики

Головная боль у ребенка является распространенным симптомом. Ее возникновение возможно в любом возрасте. Для предупреждения опасных осложнений необходимо обратиться за медицинской помощью при регулярных или неоднократных жалобах.

Почему у ребенка болит голова?

Выделяют различные состояния, которые вызывают головную боль у ребенка. Родители, столкнувшиеся с появлением данного симптома, должны знать о возможных заболеваниях, а также способах оказания медицинской помощи.

Причины «неопасной» головной боли

К основным причинам цефалгии относят:

  • Мигрень. Точной причины развития заболевания не выявлено. Предполагают, что ее появление вызвано нарушением тонуса сосудистой стенки, развивающееся при воздействии внешних факторов.В качестве провоцирующих факторов выступает голодание, недосып, физическая нагрузка, чрезмерное употребление шоколада, орехов или цитрусовых продуктов. Проявления преимущественно локализуются в одной из половин головы с переходом на височную область или лоб. Дети жалуются на повышенную чувствительность к внешним раздражителям, появление мурашек или слабости. Часто признаки развиваются во вторую половину суток.
  • Цефалгию перенапряжения. Ее развитие сопровождается давящим и сжимающим характером цефалгии, которая носит двусторонний характер. Появляется ощущение, что на голове одета шапка или шлем. Ее появление связано с чрезмерной нагрузкой, долгим пребыванием в шумном помещении, эмоциональным стрессом, длительным нахождением в неудобной позе, а также сидением за компьютером или телефоном. Она не формируется от физических нагрузок.
  • Кластерную цефалгию. В данном случае у ребёнка сильно болит голова без воздействия предрасполагающих факторов. Симптомы носят односторонний характер с периодами затишья и обострения. Пациент становится легко возбудимым, агрессивным. Он ощущает заложенность носа и чрезмерное потоотделение с покраснением глаз.

Основные причины

К основным причинам на фоне которых развивается головная боль у ребенка относят:

  • Нарушение сосудистого тонуса.
  • Инфекционные процессы в головном мозге, сопровождающиеся раздражением мозговых оболочек и отеком тканей. Их появление связано с перенесённым гриппом, энцефалитом, менингитом или осложнённым отитом. Пик заболеваемости приходится на весенний период.
  • Нарушение зрения, сопровождающееся длительным напряжением глазных мышц. В детском возрасте часто болит голова при сниженном зрении на фоне неправильно подобранных линз.
  • Травматическое воздействие. Данные состояния развиваются в раннем возрасте, когда пациент учится ходить или неустойчиво стоит, а также при несоблюдении техники безопасности в более старшем периоде. Непосредственной причиной может стать ушиб или сотрясение мозга, а также перелом костных структур.
  • Воспалительные процессы в ЛОР—органах. Синусит или ангина приводят к постоянному дискомфорту и тяжести в голове, при отсутствии лечения воспаление может легко переходить на соседние участки.
  • Новообразования различного характера. Причиной патологических симптомов может стать опухоль доброкачественной или злокачественной природы, киста или абсцесс с локализацией преимущественно в лобных, затылочных или височных долях.

Заболевания, при которых болит голова

К распространённым заболеваниям, на фоне которых у ребёнка болит голова, относят:

  • Сколиоз в шейном отделе позвоночника. Дегенеративные процессы в опорно—двигательной системе могут формироваться в раннем возрасте, что спровоцировано нарушением осанки, а также другими заболеваниями мышечной и нервной систем. Часто они вызваны сколиозом или детским церебральным параличом. Нарушение строения позвонков приводит к защемлению нервных волокон и сосудов. В результате происходит нарушение иннервации или кровообращения, что сопровождается патологической клиникой.
  • Синдром Арнольда—Киари. Патология врожденного характера связана с несоответствием размеров задней черепно—мозговой ямки и мозговой ткани. Данное состояние сопровождается не только сдавливающей головной болью, но и нарушением функционирования жизненно—важных структур. При отсутствии своевременной помощи наступают тяжелые осложнения, например, инсульт.
  • Глаукому. Повышение внутриглазного давления может носить врожденный характер. Реже она формируется в подростковом возрасте. В качестве причин для ее развития может служить травматическое воздействие на эмбрион, а также в период родов. Боль при этом носит постоянный характер, усиливаясь в вечерние часы, что может быть связано с длительным перенапряжением.
  • Синусит. Лица детского возраста подвержены развитию воспалительных процессов в ЛОР—органах, что связано с особенностями анатомического расположения данных структур. В качестве провоцирующего фактора его развития выступают несвоевременно вылеченные заболевания воспалительного характера в носовой полости или ушах, а также гортани.
Читать еще:  Почему у новорожденных бегают глазки

Симптомы головной боли у детей до года

Выявление симптомов головной боли у ребенка в возрасте до одного года может представлять большую трудность, что связано с невозможностью пациента самостоятельно выразить жалобы.

  • Слабость, вялость и капризность, которая может усиливаться при воздействии внешних факторов, например, посторонних звуков, света, поглаживания.
  • Нарушение сна с трудностью засыпания, частыми пробуждениями и плачем во время укладывания.
  • Изменение положения тела с запрокидыванием головы и выгибанием тела. В данном положении наступает снижение выраженности боли.
  • Отрыжку, рвоту и частое срыгивание. Данные симптомы свидетельствуют о повышенном внутричерепном давлении.
  • Боли в животе, связанные с появлением мигрени.
  • Судорожный синдром, который связан с воспалительным процессом в мозге, а также раздражением мозговых оболочек неинфекционной природы.
  • Появление плача, возникающего при повороте туловища.
  • Желание ребёнка тянуть руки к голове, что может быть проявлением облегчения самочувствия.

Первая помощь при головной боли

Первичное появление цефалгии, которая не сопровождается патологическими сопутствующими симптомами, не требует срочного обращения за медицинской помощью. В тех случаях, когда родители знают причину боли, вызванную переутомлением, длительным перевозбуждением или простудными заболеваниями, необходимо:

  • Поместить ребёнка в темную комнату без доступа солнечного света, а также ярких осветительных приборов.
  • Исключить воздействие громких звуков и других внешних раздражителей, например разговора, шума телевизора или музыки.
  • Обеспечить доступ свежего воздуха. Поскольку одной из причин, выступает гипоксия, достаточно проветрить помещение и сохранить постоянное поступление свежего воздуха в помещение.
  • Освободить его от неудобной стесняющей или тёплой одежды. Достаточно уложить ребёнка в кровать, предварительно раздев его, и уложить спать.
  • Предложить сладкий чай или легкую пищу, так как в качестве провоцирующего фактора болей, часто выступает недостаточное содержание глюкозы в крови.
  • Подобрать дозировку ибупрофена или парацетамола в соответствии с возрастом и массой тела. Предпочтение следует отдавать сиропу или ректальным свечам, так как данные лекарственные формы приводят к быстрому развитию терапевтического эффекта.

Когда нужно срочно обращаться к врачу

Срочное обращение за медицинской помощью необходимо при нарастающем или резком ухудшении пациента, а также отсутствии эффекта от проводимой терапии. Если у пациента выявляются нижеперечисленные симптомы требуется экстренно вызвать скорую помощь. К ним относят:

  • Быстрое изменение самочувствия со слабостью или чрезмерной возбудимостью.
  • Неудачные попытки разбудить ребёнка.
  • Усиление жалоб после использования средств с обезболивающим эффектом.
  • Тошноту или судорожный синдром.
  • Онемение верхних или нижних конечностей со слабостью мышц.
  • Изменение размеров зрачков.

Диагностика

Для постановки диагноза и выяснения причины необходимо обратиться к врачу в ранние сроки. Врач выясняет у родителей основные симптомы, которые беспокоят ребёнка. В более старшем возрасте беседуют с детьми, уточняя основные жалобы, условия их появления, а также длительность их сохранения. Специалисту необходимо узнать эффект от проводимых мероприятий, например, после укачиваний, попыток использования лекарственных или народных средств. Во время осмотра проводится пальпация и проверка основных рефлексов. Также большое значение в постановке диагноза играют данные анамнеза с перенесенными или врожденными патологиями. На основании полученной информации подбирают план дополнительных исследований, который может включать:

  • Общеклиническое исследование крови. Анализ необходим для исключения воспалительных процессов.
  • Биохимический анализ крови. Исследование позволяет оценить функциональную активность различных органов и систем, а также обменных процессов.
  • Рентгенографию. Данный метод относится к распространённым лучевым исследованиям, который применяют для исключения объемных процессов в мозге. Рентгенография шейного отдела позвоночника применяется для исключения структурных изменений в позвонках, которые вызывают сбои кровообращения.
  • Магнитно—резонансную томографию. Исследование является точным, что связано с возможностью выявления начальных изменений в структурах нервной системы.
  • Спинальную пункцию. Получение ликвора из нервной системы необходимо для исключения нервной системы и внутричерепного давления, вызванного возможной гидроцефалией. При этом после получения содержимого состояние пациента улучшается, за счёт чего процедура носит лечебный характер.
  • Динамическое измерение артериального давления и температуры тела. Важно оценить условия и характер возможной гипертермии, а также максимальные показатели с продолжительностью сохранения и эффектом от проводимой терапии.
  • Электроэнцефалографию. Метод применяется для измерения электрических импульсов и выявления очагов с повышенной активностью. Его назначают для пациентов с возможными функциональными расстройствами, например, эпилепсией или психиатрическими патологиями.
  • Осмотр глазного дна с измерением давления. При патологии зрительной функции происходит перенапряжение мышечных волокон с последующим нарастанием симптомов. Повышение внутриглазного давления может стать проявлением заболеваний головного мозга.
  • Ультразвуковое исследование сосудов шеи с допплерометрией. Измерение скорости кровотока в сосудах необходимо для исключения патологий сердечно—сосудистой системы. В детском возрасте часто появляются симптомы при патологических сужениях сосудов, вызванных нарушением их строения. Это приводит к недостаточному поступлению крови к клеткам мозга.

Профилактика головной боли у ребёнка

Для того, чтобы предотвратить головные боли у ребёнка, необходимо придерживаться основных профилактических рекомендаций. Они предотвращают прогрессирование уже имеющихся заболеваний и снижают риск возникновения новых. К ним относят:

  • Нормализацию режима труда и отдыха. Образ жизни детей должен включать период бодрствования и сна, при этом дневной сон для лиц дошкольного возраста обязателен. Родителям необходимо исключить поздние укладывания и переутомления у детей.
  • Режим питания. Растущему организму важно соблюдать рекомендации по питанию, которые включают употребление достаточного количества белков, жиров и углеводов, избегая однообразия. Обязательным компонентом рациона является употребление витаминов и микроэлементов. Требуется включить в меню перекусы, которые позволят избегать голодания с понижением уровня сахара в крови, что проявляется ухудшением самочувствия.
    Кроме того, учитывается суточная калорийность, рассчитанная в соответствии с возрастом и нагрузками на организм, так как чрезмерная масса тела приводит к повышению артериального давления, сахарному диабету и другим заболеваниям, выступающим в качестве провоцирующего фактора патологических симптомов.
  • Ежедневную физическую нагрузку. Детям необходимо подбирать физические нагрузки, исходя из уровня подготовленности для правильного развития опорно—двигательной и мышечной систем. Запрещено чрезмерно напрягать организм тяжелыми видами спорта, так как это может привести к нарушению роста. К оптимальным видам спорта относят плавание, гимнастику, а также ходьбу и лечебную физическую культуру.
  • Исключение нерационального употребления лекарственных средств. Все препараты должны быть назначены лечащим врачом, исходя из показателей дополнительных методов исследования, а также клинической картины. Самостоятельный приём лекарственных средств приводит к прогрессированию заболевания и осложнениям в виде сбоев работы различных органов и систем.
  • Организацию досуга. Свободное время детей родителям необходимо планировать заблаговременно. Предпочтение следует отдавать прогулкам на свежем воздухе, путешествиям и подвижным играм. Важно ограничить пребывание за компьютером или телефоном, что приводит к нарушению осанки и нагрузке на зрительный аппарат.
Читать еще:  Болит ухо ребенка после

Своевременное обращение к врачу поможет исключить опасные осложнения. Важно провести тщательную диагностику организма и выявить причину, для того, чтобы подобрать эффективное лечение.

Полезное видео: Почему у ребенка часто болит голова?

Головные боли у школьников. Советы невролога

Что делать при таком недуге и как его предотвратить

Головная боль очень частая причина обращения к неврологу. Головные боли бывают у взрослых и детей. У детей головные боли чаще всего возникают в период, когда они начинают учиться в школе. И максимальное обращение к неврологу (из личного опыта) составляет в возрасте 10 – 12 лет. Когда ко мне на приём приходят родители с детьми дошкольного возраста с жалобами на головные боли, я сразу настораживаюсь. Головные боли у детей дошкольного возраста, особенно головные боли с рвотой требуют исключения повышения внутричерепного давления, объёмного процесса (опухоли головного мозга). Хотя мигрени могут наблюдаться и у детей дошкольного возраста (тоже могут быть головные боли с рвотой), но значительно реже, чем в старшей возрастной группе. Тема головных болей у детей обширная. Я остановлюсь на головных болях у школьников, точнее на головных болях напряжения (ГБН), так как они чаще возникают.

Характеристика головных болей

У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%. Конечно у школьников бывают и мигренозные головные боли и другие заболевания, характеризующиеся головными болями. Естественно у детей не совершенные адаптивные механизмы организма, и особенно часто выявляется определённая незрелость вегетативной нервной системы. Признаки вегетативной дисфункции – метеозависимость (реагирование на погоду), повышенная потливость, колебания температуры тела, холодные руки и др. симптомы наблюдается у детей достаточно часто. Вегетативная дисфункция у школьников усугубляет головные боли при ГБН.

Головная боль напряжения возникает у 30 – 40% школьников в период 7 – 17 лет. ГБН у школьников чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя могут наблюдаться и в затылочной области, но реже. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок. После психоэмоциональных и физических нагрузок. Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют. Просто действительно головные боли у них возникают при нагрузках. С одной стороны в школе требуют выполнения определённых дел, а с другой стороны требуют родители выполнения заданий. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность. Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей. Ухудшает ситуацию, когда ребёнка загружают несколькими занятиями в секциях или кружках. В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. Это является первой причиной развития головных болей напряжения – психоэмоциональная.

Второй причиной развития ГБН является напряжение мышц шеи и мышц черепа. Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного положения за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. И очень плохо, когда расположение за столом в неправильной позе.

Диагностика головных болей напряжения

Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. Начиная с расспроса ребёнка и его родителей о появлении головных болей, где они локализуются, чем характеризуются, когда возникают и чем провоцируются, можно определить какие возможно у ребёнка причины развития головных болей. Затем невролог осматривает ребёнка и назначает дополнительное обследование. Арсенал обследования в неврологии в настоящее время обширен. Невролог после осмотра ребёнка назначит необходимое обследование. Однако, что желательно провести всем детям с такими головными болями – это ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ сосудов шеи).

Лечение головных болей напряжения

Лечение ГБН у детей несколько отличается от лечения таких головных болей у взрослых. Что нужно делать:

  • Улучшить психоэмоциональную обстановку в семье и в школе.
  • Постараться выявить психотравмирующие ситуации в школе и дома и по возможности устранить их.
  • Если ребёнку тяжело и трудно посещать несколько секций и кружков, возможно, что-то прекратить посещать. Обычно на приёме спрашивают у ребёнка: «Вот ты занимаешься в секциях и кружках, и что из этого тебе не нравится?». Если ребёнок говорит, что ему не нравится посещать определённые секции или кружки, рекомендуют родителям подумать, и возможно прекратить там заниматься.
  • Возможно у ребёнка какие-то напряжённые ситуации в коллективе или с конкретным ребёнком, тогда постараться разрешить эту ситуацию.
  • Соблюдение режима сна и питания. Необходимо чтобы ребёнок высыпался, чтобы он имел время отдохнуть. Тут есть определённые сложности. Все знают типы людей «совы» и «жаворонки». Так вот, в большинстве детей начальной школы «жаворонки» — они рано ложатся и рано встают без особых проблем. А с возрастом, когда ребёнок становится подростком, у него биологические часы очень часто меняются и подростки из «жаворонков» становятся «совами». Поэтому подростков очень сложно вечером уложить спать. Они могут длительное время играть в компьютере и ночью тоже. И не идут ложиться спать, говоря, что не хотят или не могут, а утром их очень сложно поднять.
  • При умственной работе клеткам головного мозга необходима глюкоза, как энергетический материал. И если ребёнок голодный, то это тоже может провоцировать головные боли. И в тоже время желательно исключить из рациона детей продукты с содержанием кофеина.
  • Важно чередование умственной и физической работы, занятия спортом и важно чтобы ребёнок не сидел длительно за компьютером в вынужденной позе.
  • Правильная мебель для занятий и дома и в школе.
  • Массаж шейно-воротниковой области и головы. Гимнастика, включающая в себя элементы пост изометрической релаксации.
  • При необходимости занятия с психологом, проведение аутотренинга и методик на основании биологической обратной связи.
  • Медикаментозное лечение.

Головная боль у детей 7 лет: почему возникает, насколько опасна и как её лечить

Головная боль – распространенный, но оттого не менее трудный в диагностике синдром. Родители настораживаются, если у ребенка 7 лет болит голова, так как причины мало им понятны.

Девочка страдает от головной боли

Сразу стоит отметить, что головные боли чаще наблюдаются в подростковом возрасте, так как новорожденные, дети грудного и школьного возраста не осознают где именно болит. Но существуют косвенные признаки по которым определяется наличие головной боли: такой ребенок беспокоен, иногда вскрикивает, царапает лицо, протягивает руку к голове, дергает себя за волосы. Дети более старшего возраста самостоятельно сообщают о том, что болит именно голова и как часто она болит, что помогает уточнению диагноза.

Первичная и вторичная цефалгия и разница между ними

Все головные боли условно делятся на первичные и вторичные. Причины первичной цефалгии – это мигрень и головная боль напряжения. Это самостоятельные неврологические заболевания, проявляющиеся симптомом головной боли. В 7 лет дети идут в школу, где впервые приходится долго концентрироваться, а в дальнейшем делать уроки, такое изменение образа жизни часто провоцирует цефалгию напряжения. Она проявляется как ощущение сдавливания или сжимания головы, и часто дети справляются с этим самостоятельно. Задача родителей в такой ситуации – рационально распланировать режим дня ребенка, делать с ним зарядку и уделять достаточно внимания не только учебе, но и отдыху.

Читать еще:  Капли от пробок в ушах для детей

Вторичная головная боль отличается тем, что спровоцирована другими инфекционными или органическими заболеваниями. Около 60% вторичных цефалгий у детей вызваны лихорадкой при ОРВИ или воспалением пазух носа.

Первичная головная боли, в частности, мигрень имеет свои особенности в детском возрасте:

  • Большинство детей, подверженных этому недугу, унаследовали его от родителей.
  • У 5% всех обследованных по поводу головной боли детей, обнаруживают мигрень.
  • Она может начаться в любом возрасте (у некоторых детей её диагностируют с 4-х лет).
  • До начала полового созревания чаще страдают мальчики, но после пубертатного периода, мигрень в два раза чаще встречается у девочек. Связано это с перестройкой гормональной системы.
  • Мигрень сопоставляют с сосудистой болью, но основная причина ее появления – электрическая волна возбуждения коры, которая распространяется по головному мозгу и приводит к изменениям кровотока, а также провоцирует локальное неспецифическое воспаление.

Симптомы мигрени:

  • У взрослых приступ мигрени описывают как пульсирующую одностороннюю цефалгию, но у детей голова часто болит с обеих сторон.
  • Она сопровождается тошнотой, рвотой, головокружением, нечеткостью зрения, чувствительностью к свету и звуку, а в запущенных случаях приводит к изменению темперамента и личности в целом.

Приступ мигрени может сопровождаться светобоязнью

  • В отличие от взрослых, у которых мигрень может длиться до четырех дней, у детей она длится от часа до одного дня.
  • Лучшее лечение для ребенка с приступом мигрени – вздремнуть в тихой тёмной комнате.
  • У 15% детей встречается так называемая «мигрень с аурой». Аура начинается за несколько минут до головной боли, предупреждая пациента о грядущем приступе. Перед глазами возникают цветные или мигающие огни, слепые пятна или волнистые линии, может ощущаться покалывание в конечностях.
  • Во время приступа у детей может нарушаться координация, наблюдается двигательная дисфункция.

Причины возникновения мигрени в детском возрасте:

  • Большинству детей мигрень передается по наследству от родителей, эта болезнь генетически обусловлена.
  • Мигрень в каждом конкретном случае чем-то спровоцирована. Например, эмоциональными травмами, событиями, окружающей обстановкой. Среди таких причин особенно выделяют: стресс (вне зависимости от того, был ли он вызван хорошим событием или плохим), нарушения режима дня или сна, яркий свет, громкие звуки, некоторые продукты питания, напитки.
  • Избегая провоцирующих факторов, можно уменьшить частоту и интенсивность мигреней у ребенка.

Головная боль напряжения – наиболее частая причина рецидивирующей головной боли у детей. Тем не менее, ГБН – это головная боль умеренной силы, она хорошо реагирует на лечение и отдых, так что многие маленькие пациенты так и не попадают на прием к врачу. ГБН бывает двух типов: эпизодическая и хроническая. Эпизодическая появляется несколько раз в месяц, в то время как хроническая — практически каждый день. Симптомы головной боли напряжения:

  • Эпизодическая боль проявляется как легкая или умеренная, описывается пациентами как сдавливающий обруч вокруг головы. Такая цефалгия начинается постепенно, чаще в середине дня, длится от получаса до самой ночи.
  • Хроническая ГБН представляет из себя постоянную тупую пульсирующую боль вокруг лба, висков, затылка. Некоторые дети даже просыпаются среди ночи или ранним утром.
  • ГБН ребенка зачастую является следствием умственного напряжения или стресса, депрессии, недостаточного отдыха.
  • ГБН не передается по наследству в отличие от мигрени и не является симптомом органических проблем или серьезных заболеваний.

Головная боль напряжения у младшего школьника

Мигрень и головная боль напряжения – это первичные головные боли. В группу вторичных собраны цефалгии, возникающие на фоне уже имеющихся заболеваний, которые собственно и провоцируют развитие головных болей.

  • Цефалгия при оториноларингологических болезнях появляется в остром периоде различных ЛОР-заболеваний (тонзиллит, синусит, аденоиды). Головные боли бывают достаточно интенсивными, но они проходят как только начинается прицельное лечение основного заболевания (противовоспалительная и антибактериальная терапия). В основе таких болей лежит токсическое воздействие на сосуды мозга, повышение внутричерепного давления и раздражение мозговых оболочек.
  • Офтальмологические головные боли. Особенно часто встречаются у детей начиная с 7 лет, в связи с началом обучения и увеличением нагрузки на орган зрения. Они плохо снимаются обезболивающими и связаны с длительным напряжением глаз во время зрительной работы (чтения, рисования, просмотра телевизора). При появлении такой боли нужно дать глазам отдохнуть, а при снижении зрения – провести его коррекцию.
  • Цефалгия при новообразованиях головного мозга. На начальных этапах роста опухоли, головная боль может являться единственным симптомом. Её отличительная особенность в том, что она носит стойкий характер, возникает с утра и сопровождается многократной рвотой, не приносящей облегчения.
  • При нейроинфекциях (например, менингите) цефалгии выступают как обязательный симптом и сочетаются с признаками поражения нервной системы: рвотой, нарушением сознания, судорогами, двигательными и чувствительными дисфункциями.

Ситуации, когда пора обращаться к врачу

Ребенок на приеме у врача по поводу головных болей

Конечно, если голова болит очень часто (больше раза в неделю) – пора делать выводы и обращаться к педиатру, но есть ситуации, требующие безотлагательного посещения медицинского учреждения:

  • Если боль сильная и появляется внезапно, а также сопровождается тошнотой, рвотой, головокружением.
  • Цефалгия в затылочной области.
  • Если ребенок и раньше жаловался на головную боль, но она начала прогрессировать (её эпизоды участились, изменился характер боли, её сила).
  • Повторные головные боли у детей до 6 лет.
  • Если головная боль сопровождается потерей сознания.

Лекарства от цефалгии, запрещенные к применению в семилетнем возрасте

Однократная редкая цефалгия – не повод для беспокойства. Возможно, ребенок переутомился или перегрелся на солнце, но когда боль становится периодической, часто повторяющейся, начинается внезапно – это повод показать его педиатру, а затем узким специалистам. Можно, конечно, дать обезболивающее, но таблетки только маскируют симптом, а причина головной боли остается и возможно даже перерастает в более серьезное необратимое заболевание. Кроме того, для каждого возраста рекомендуются различные лекарственные средства, и не просто по прихоти врачей, некоторые таблетки просто опасны для ребенка до семи лет.

Аспирин нельзя давать детям из-за опасности возникновения грозного осложнения — синдрома Рея

Если ребенок пожаловался на головную боль, сначала нужно обеспечить ему релаксацию и отдых в течение 30-40 минут. Что делать если эти меры не принесли результата? В таком случае можно дать таблетку. Необходимо ознакомиться с инструкцией и точно следовать установленной для каждого возраста дозировке. Таблетки на основе ацетилсалициловой кислоты можно применять только у детей старше 15 лет, так как иногда они дают тяжелые осложнения. Анальгин запрещен к применению у детей до 14 лет во всех странах мира, кроме России – у нас он разрешен к применению по достижению семилетнего возраста. Напроксен (наликсан) тоже не рекомендуют использовать для лечения цефалгии в возрасте до 16 лет.

Во всех случаях появления головных болей у детей 7 лет, необходимо обследование у специалиста. Трудно вылечить ребенка от цефалгии самостоятельно, а сделать хуже — запросто!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector