Почему болит голова у ребенка 11 лет

Головная боль у детей: почему болит голова у ребенка

Если у ребенка болит голова, нужно уделить этому пристальное внимание.

  • Во-первых, расспросить о характере и локализации боли.
  • Во-вторых, оценить его состояние и другие жалобы, которые были с самого начала или появились позже.
  • В-третьих, придется проанализировать весь его график в течение недели – с утра до вечера.

Основные причины головной боли

Причин, по которым отмечается головная боль у детей, не менее 50. Условно их разделяют на 3 типа:

Первичные цефалгии – самый частый вид симптома у детей. Сюда относят мигрень, головную боль напряжения, кластерную боль. Т.е. это не опасные причины боли и вызваны чаще всего переутомлением, обезвоживанием, кислородным голоданием, недоеданием или голодом и пр.

Вторичные цефалгии . Их разделяют на 8 групп:

  • травматического характера;
  • заболевания несосудистых структур в полости черепа;
  • инфекционные;
  • вызванные различными веществами, лекарствами, а также прекращением их приема;
  • возникшие из-за нарушения нормального состава крови;
  • вызванные заболеванием лицевых и черепных структур;
  • связанные с психическими нарушениями.

Невралгии черепно-мозговых нервов, лицевые боли , другие цефалгические синдромы.

Чтобы не перегружать вас информацией, мы проведем такую классификацию. Разделим причины, из-за которых у ребенка болит голова, на заболевания:

  • доброкачественные, которые редко приводят к опасным для жизни состояниям.
  • нуждающиеся в срочных мерах помощи, которые могут привести к серьезным осложнениям, если не начать диагностику в течение 24-48 часов.
  • требующие экстренных (в ближайшие минуты) мер – непосредственно угрожающие жизни.

Причины «неопасной» головной боли

Эти заболевания вызывают цефалгию у ребенка чаще всего. Сюда относится:

  • мигрень;
  • головная боль напряжения;
  • кластерная головная боль;
  • цефалгия при интоксикации;
  • прием некоторых сердечных препаратов;
  • головная боль, связанная с воспалением тройничного нерва;
  • боль, вызванная кратковременной интоксикацией (например, при вдыхании запаха некоторых цветов, испарений от древесно-стружечных, пластиковых, ковровых изделий). Как правило, в этом случае голова болит в области лба.

Если ребенок часто жалуется на головную боль, которая не сопровождается подъемом температуры, оцените условия, когда она возникает:

Мигрень – это когда головная боль:

  • проходит после сна;
  • развивается после того, как школьник не успел поесть с утра или в школе;
  • появляется после недосыпа или физической нагрузки;
  • может развиться после употребления шоколада, орехов, сыра, цитрусов;
  • возникает «на погоду»;
  • ощущается в половине головы – в области лба и виска, вокруг глаза, может начинаться в затылочной области, потом переходить на висок и лоб;
  • появляется после приступа слабости, плохого настроения, повышенной чувствительности к звукам и запахам, слабости в конечностях, «мушек», мурашки, искажения формы предметов;
  • совпадает с менструациями.

У младших детей мигрень развивается чаще во второй половине дня, при первых приступах голова болит с двух сторон. После полового созревания приступы развиваются с утра, затрагивают одну половину головы.

Головная боль напряжения – это боль давящего или сжимающего характера, ощущаемая с двух сторон головы. Почувствовав такую боль, ребенок скажет, что ему «как будто на голову надели тугую шапку или каску». Этот симптом появляется:

  • после чрезмерной нагрузки в школе;
  • после долгого пребывания в душном помещении;
  • после эмоционального стресса, например, после контрольной;
  • после длительного сидения за столом или за партой в неудобной позе;
  • после долгого «общения» с гаджетами.

Головная боль напряжения не усиливается от физической нагрузки – только от умственной. Поэтому есть даже отдельный термин «боль 8 сентября»: когда ребенок, отдыхавший на каникулах, возвращается в школу, то к восьмому дню повышенных нагрузок у него начинает болеть голова.

Кластерная головная боль – это еще один диагноз. Ее характеристики – следующие:

  • она сильная;
  • ощущается в одной стороне головы – всегда;
  • повторяется в виде приступов длительностью 15-180 минут – не больше;
  • приступы идут один за одним с определенной периодичностью (от нескольких недель до нескольких месяцев);
  • после серии приступов наступает период затишья;
  • сопровождается беспокойством, агрессией;
  • при этом всегда заложена половина носа или, наоборот, из одной ноздри выделяется много соплей;
  • во время приступа выделяется пот на одной стороне лба и лица;
  • краснеет глаз на стороне головной боли.

Дети, которые страдают этим типом цефалгии, обычно обладают атлетическим телосложением. Врачи отмечают, что у них есть и общая особенность характера: нерешительность при принятии решений.

Краткое видео о причинах головной боли у детей

Головные боли у школьников. Советы невролога

Что делать при таком недуге и как его предотвратить

Головная боль очень частая причина обращения к неврологу. Головные боли бывают у взрослых и детей. У детей головные боли чаще всего возникают в период, когда они начинают учиться в школе. И максимальное обращение к неврологу (из личного опыта) составляет в возрасте 10 – 12 лет. Когда ко мне на приём приходят родители с детьми дошкольного возраста с жалобами на головные боли, я сразу настораживаюсь. Головные боли у детей дошкольного возраста, особенно головные боли с рвотой требуют исключения повышения внутричерепного давления, объёмного процесса (опухоли головного мозга). Хотя мигрени могут наблюдаться и у детей дошкольного возраста (тоже могут быть головные боли с рвотой), но значительно реже, чем в старшей возрастной группе. Тема головных болей у детей обширная. Я остановлюсь на головных болях у школьников, точнее на головных болях напряжения (ГБН), так как они чаще возникают.

Характеристика головных болей

У школьников головные боли могут вызываться разными причинами, разными заболеваниями. Однако наиболее частыми причинами головных болей у школьников являются головные боли напряжения, около 80%. Конечно у школьников бывают и мигренозные головные боли и другие заболевания, характеризующиеся головными болями. Естественно у детей не совершенные адаптивные механизмы организма, и особенно часто выявляется определённая незрелость вегетативной нервной системы. Признаки вегетативной дисфункции – метеозависимость (реагирование на погоду), повышенная потливость, колебания температуры тела, холодные руки и др. симптомы наблюдается у детей достаточно часто. Вегетативная дисфункция у школьников усугубляет головные боли при ГБН.

Головная боль напряжения возникает у 30 – 40% школьников в период 7 – 17 лет. ГБН у школьников чаще локализуется в теменной и височных областях. Хотя могут наблюдаться и в затылочной области, но реже. При головной боли напряжения рвоты нет. ГБН чаще возникают после нагрузок. После психоэмоциональных и физических нагрузок. Такие головные боли появляются в школе или к вечеру. И в выходные дни, а особенно когда проходят какие-либо каникулы, дети не жалуются на головные боли. Это не значит, что дети симулируют. Просто действительно головные боли у них возникают при нагрузках. С одной стороны в школе требуют выполнения определённых дел, а с другой стороны требуют родители выполнения заданий. У детей, у которых ГБН, чаще определяются определённые черты личности: напряжённость, тревожность. Такие головные боли могут возникать у очень ответственных детей, которые боятся опоздать в школу, получить неудовлетворительную оценку в школе, болезненно относятся к замечанию со стороны учителей и родителей. Ухудшает ситуацию, когда ребёнка загружают несколькими занятиями в секциях или кружках. В последние годы жизнь становится очень интенсивной, растут скорости во всём. Растут требования, повышается уровень информации, и требования к знаниям увеличиваются с первых классов школы. Кто-то может выдерживать такой ритм, и такие нагрузки, а кто-то не может. Это является первой причиной развития головных болей напряжения – психоэмоциональная.

Читать еще:  Болит под пупком у ребенка

Второй причиной развития ГБН является напряжение мышц шеи и мышц черепа. Такие мышечные напряжения могут возникнуть от длительного положения за партой, дома за столом, особенно когда дети длительное время проводят за компьютером. И очень плохо, когда расположение за столом в неправильной позе.

Диагностика головных болей напряжения

Диагностика таких головных болей не вызывает сложностей у опытного врача. Начиная с расспроса ребёнка и его родителей о появлении головных болей, где они локализуются, чем характеризуются, когда возникают и чем провоцируются, можно определить какие возможно у ребёнка причины развития головных болей. Затем невролог осматривает ребёнка и назначает дополнительное обследование. Арсенал обследования в неврологии в настоящее время обширен. Невролог после осмотра ребёнка назначит необходимое обследование. Однако, что желательно провести всем детям с такими головными болями – это ультразвуковое исследование сосудов шеи (УЗДГ сосудов шеи).

Лечение головных болей напряжения

Лечение ГБН у детей несколько отличается от лечения таких головных болей у взрослых. Что нужно делать:

  • Улучшить психоэмоциональную обстановку в семье и в школе.
  • Постараться выявить психотравмирующие ситуации в школе и дома и по возможности устранить их.
  • Если ребёнку тяжело и трудно посещать несколько секций и кружков, возможно, что-то прекратить посещать. Обычно на приёме спрашивают у ребёнка: «Вот ты занимаешься в секциях и кружках, и что из этого тебе не нравится?». Если ребёнок говорит, что ему не нравится посещать определённые секции или кружки, рекомендуют родителям подумать, и возможно прекратить там заниматься.
  • Возможно у ребёнка какие-то напряжённые ситуации в коллективе или с конкретным ребёнком, тогда постараться разрешить эту ситуацию.
  • Соблюдение режима сна и питания. Необходимо чтобы ребёнок высыпался, чтобы он имел время отдохнуть. Тут есть определённые сложности. Все знают типы людей «совы» и «жаворонки». Так вот, в большинстве детей начальной школы «жаворонки» — они рано ложатся и рано встают без особых проблем. А с возрастом, когда ребёнок становится подростком, у него биологические часы очень часто меняются и подростки из «жаворонков» становятся «совами». Поэтому подростков очень сложно вечером уложить спать. Они могут длительное время играть в компьютере и ночью тоже. И не идут ложиться спать, говоря, что не хотят или не могут, а утром их очень сложно поднять.
  • При умственной работе клеткам головного мозга необходима глюкоза, как энергетический материал. И если ребёнок голодный, то это тоже может провоцировать головные боли. И в тоже время желательно исключить из рациона детей продукты с содержанием кофеина.
  • Важно чередование умственной и физической работы, занятия спортом и важно чтобы ребёнок не сидел длительно за компьютером в вынужденной позе.
  • Правильная мебель для занятий и дома и в школе.
  • Массаж шейно-воротниковой области и головы. Гимнастика, включающая в себя элементы пост изометрической релаксации.
  • При необходимости занятия с психологом, проведение аутотренинга и методик на основании биологической обратной связи.
  • Медикаментозное лечение.

Головная боль у ребенка

У ребенка часто болит голова: о чем невролог спросит вас на приеме, для чего может потребоваться МРТ и какие препараты ни в коем случае нельзя давать детям

Головная боль (цефалгия) у детей входит в пятерку наиболее частых обращений к врачу. Жалобы могут начаться с двухлетнего возраста, и, по данным педиатров, уже 45–50 % семилетних детей испытывают периодические головные боли. А в возрасте 15 лет до 80 % детей при осмотре жалуются на головные боли.

В нашей стране врачи обычно ставят страдающему цефалгией ребенку один из диагнозов:

  • синдром вегетативной дистонии;
  • гипертензионно-гидроцефальный синдром (синдром повышения внутричерепного давления);
  • нестабильность шейного отдела позвоночника;
  • последствия черепно-мозговой травмы (посттравматический арахноидит).

К сожалению, по данным медиков, у 35 % детей правильный диагноз вообще невозможно поставить, так как не получается классифицировать боль согласно критериям МКБ (Международной классификации болезней). В результате во многих случаях назначается терапия, ничего общего не имеющая с истинной причиной боли и чаще обладающая эффектом плацебо. К счастью, у детей огромные восстановительные возможности организма.

Виды головных болей

По Международной классификации детских головных болей от 2013 года выделяют первичные и вторичные головные боли. К первичным относятся головная боль напряжения (до 40 % от общего числа зарегистрированных жалоб у детей), мигрень (до 25 % в структуре головной боли) и кластерная головная боль (которая скорее казуистика, чем норма). К вторичным — головные боли при инфекциях (чаще всего — инфекциях верхних дыхательных путей), объемных новообразованиях, сосудистых мальформациях (врожденных нарушениях кровеносной системы), травмах и связанные с психогенными факторами.

Также головные боли могут быть вызваны проблемами со зрением, например близорукостью, своевременно не отслеженной родителями и врачами. В целом у детей цефалгии чаще носят вторичный характер.

По проявлениям врачи различают:

  • острую повторяющуюся головную боль (самые частые причины: мигрень, эпилепсия);
  • острую диффузную (инфекционной этиологии, системная патология, субарахноидальное кровоизлияние, менингит);
  • острую локализованную (синуситы, травма, офтальмологическая патология);
  • хроническую прогрессирующую (серьезная неврологическая патология — объемное образование или сосудистая патология, хроническая гидроцефалия, абсцессы, интоксикации);
  • хроническую непрогрессирующую (депрессия, головная боль напряжения, тревога и другие психологические факторы);
  • смешанную головную боль (мигрень плюс другие причины).

Рост распространенности головных болей у детей в последние полвека, с одной стороны, обусловлен серьезными изменениями в образе жизни: увеличением интенсивности нагрузок в школе, нарушениями режима сна, питания, снижением физической активности, длительным пребыванием за компьютером, ростом числа стрессовых воздействий. С другой стороны, по-прежнему актуальны медицинские проблемы, связанные с отсутствием своевременной диагностики заболеваний и эффективного планирования лечения.

Особенности цефалгии у детей

Возьмем, например, мигрень. Все неврологи, которые читали книги Джоан Роулинг или смотрели экранизацию, сходятся в одном — вымышленный герой, Гарри Поттер, явно страдал распространенной формой мигрени, которая называется «мигрень с аурой» (хотя в порыве энтузиазма врачи придумали по меньшей мере 7 причин, способных вызывать боли у персонажа, начиная от субарахноидального кровоизлияния, заканчивая неправильным подбором очков).

У мальчиков мигрень начинается чаще в возрасте 6–7 лет, у девочек дебют заболевания приходится на 10–11 лет. При этом в семье точно есть страдающий мигренью человек (если мигрень у матери — вероятность ее у ребенка 60–70 %, если у отца — 30 %, у обоих родителей — 90–95 %). У детей, как правило, нет характерной боли в половине головы и нет характерного «взрослого» приступа. Приступы могут быть очень короткими (до нескольких минут) и. навсегда пройти с возрастом!

В свое время СМИ много писали на тему того, что у актера Дэниэла Рэдклиффа тоже часто бывают приступы, «из-за которых ему приходится горстями глотать таблетки». Появился даже термин «хогвартская головная боль», им называют цефалгии, связанные с непривычным для современных детей занятием — быстрым чтением большого объема информации. Например, увесистые книги плодовитой писательницы (первая 309 страниц, последующие до 870), «запоем проглатываемые» школьниками, оказались для них тяжелым испытанием.

Кстати, вы помните, кому в книге жаловался Гарри на головные боли? Правильно — никому! Как и большинство детей, к сожалению.

Основные триггеры (провокаторы приступа)

Родителям нужно знать, что цефалгию у детей чаще всего провоцируют следующие факторы:

  1. Стресс (как положительные, так и отрицательные эмоции) и мышечное напряжение. Кстати, регулярная аэробная нагрузка «до второго пота» — но никак не «до седьмого»! — хорошо укрепляет нервную систему и снижает число приступов по крайней мере вдвое. А вот значительные физические нагрузки и выраженное мышечное напряжение (например в мышцах шеи при чтении) — наоборот провоцируют приступы. Выше я уже писала про «чтение запоем», но то же самое относится к увлечению компьютером и спортом — все хорошо в меру. А ведь у некоторых детей режим дня расписан более интенсивно, чем у взрослого!
  2. Нерегулярное питание. Отсутствие полноценного завтрака или обеда является очень частой причиной головной боли у детей. Чтобы существенно снизить количество приступов, необходимо нормализовать режим питания.
  3. Несоблюдение режима дня. Врачи называют это «мигрень утра понедельника». Все родители знают о важности гигиены сна, но мало кто следует рекомендациям врачей на практике. Между тем правильный режим засыпания и длительность сна 8–10 часов очень важны для эффективной помощи всем детям с головными болями. «Плавающий» режим дня тоже является выраженным провоцирующим фактором цефалгий.
  4. Некоторые продукты могут вызвать приступ цефалгии у детей: это сыр, шоколад, цитрусовые, фастфуд, мороженое, аспартам, газированные напитки с красителями, сосиски, копчености, не адаптированные для детей йогурты и практически все продукты, содержащие кофеин.
Читать еще:  Болят суставы ребенка делать

Нужно заметить, что головная боль сама по себе является стрессом как для ребенка, так и для его родителей, поэтому помните, что тревожное ожидание приступа боли тоже может этот приступ спровоцировать!

Трудности диагностики

Ребенок практически до подросткового возраста не может внятно объяснить свои жалобы (боль пульсирующая? сжимающая? давящая? какая? — нет ответа. Это считается ограниченным описанием паттерна головной боли и затрудняет диагностику), кроме того, дети часто путаются в локализации боли.

Врач не может применить ВАШ (визуальную аналоговую шкалу боли). Для ребенка поставить 4 балла или 8 по этой шкале может быть совершенно непонятным процессом или игрой. Он может не жаловаться именно на головную боль а предъявлять какие-то неспецифические жалобы (усталость, потемнение в глазах, тошноту), что при ассоциации с другими заболеваниями также может слишком далеко завести врача в его предположениях.

Поможет в диагностике прежде всего внимательность родителей. Нужно вспомнить (для этого лучше всего вести дневник) и лаконично рассказать врачу, как долго, на протяжении какого периода (недели, месяцы) отмечаются головные боли, с какой регулярностью болит голова, каким образом и как сильно, где локализуется боль, что именно влияет на ее появление (голод, физическая нагрузка) и ослабление, сопровождается ли головная боль другими жалобами (тошнота, головокружение, свето- и звукобоязнь), как выглядит ребенок при приступе (побледнение, покраснение лица, темные круги под глазами), какие лекарства принимает ребенок. Иногда можно попросить ребенка нарисовать его боль. Рисунок может многое рассказать специалисту.

Вести ли ребенка на МРТ?

Надо заметить, что у детей, у которых врач-невролог не нашел никаких тревожных симптомов при неврологическом осмотре, чаще всего (в 99 %) не находят никаких отклонений и при аппаратных исследованиях (КТ, МРТ). Но не стоит забывать об этом единственном проценте. Поэтому если доктор настаивает на нейровизуализации — нужно сделать ее как можно скорее.

Абсолютными показаниями для МРТ служат:

  • головная боль более 6 месяцев без ответа на проводимое лечение;
  • сочетание боли с отклонениями в неврологическом статусе;
  • ночная головная боль с пробуждениями;
  • головная боль в сочетании с нарушениями сознания, зрения и рвотой;
  • отсутствие в семейном анамнезе мигрени;
  • отягощенный семейный анамнез.

Когда срочно нужно к врачу

Родители должны знать, что головная боль у ребенка опаснее всего, если:

  • боль началась в возрасте младше 5 лет;
  • когда количество приступов резко (менее чем за 2 месяца) увеличилось;
  • боль локализуется в затылочной области;
  • носит распирающий и внезапный характер;
  • имеет выраженную интенсивность.

Не верьте, что у детей не бывает инсультов! «Громоподобная» головная боль, разросшаяся в течение минуты до крайне интенсивной, чаще всего имеет причиной сосудистую катастрофу в мозге. Ребенок должен быть доставлен в больницу как можно быстрее.

Средства скорой помощи

Необходимость в обезболивающем препарате появляется, если приступ не проходит в течение 30–40 минут отдыха (для мигрени — 20 минут) или короткого сна, также если боль неинтенсивно нарастает. Важно знать, какие препараты можно использовать, чтобы снять боль у детей. К подходящим средствам относятся ибупрофен (детский нурофен и т. п.) и ацетаминофен (парацетамол и т. д.) в возрастных дозировках. Для детей старше 5 лет после приема лекарства (таблетки или суспензии, свечи или укола) обязателен прием жидкости не менее 300 мл.

Нельзя использовать препараты, содержащие ацетилсалициловую кислоту, метамизол натрия, но-шпу и комбинированные анальгетики (особенно — содержащие кофеин и фенобарбитал), так как в возрасте до 15 лет они редко, но могут приводить к достаточно тяжелым осложнениям. Если головная боль не купируется приемом простых анальгетиков, необходимо обратиться к специалисту для подбора эффективной и безопасной терапии. Ноотропы и витамины при головной боли выполняют роль плацебо! Не пичкайте ими детей без нужды!

Товары по теме: ибупрофен , нурофен , парацетамол

Причины головной боли у ребенка

Время от времени возникающая головная боль у детей – цефалгия, явление знакомое многим родителям. Обычно ребенку достаточно нескольких часов здорового сна или активной прогулки на свежем воздухе, чтобы восстановить хорошее самочувствие. Опираясь на подобные наблюдения, большинство взрослых проблеме детской цефалгии серьезного значения не придают и начинают искать причины только, когда их ребенок жалуется на боль систематически.

Причины частых болей

Причины такого состояния у ребенка предполагают настолько широкий диапазон физиологических расстройств и заболеваний, что без консультации врача точно не разобраться.

Частые головные боли у ребенка могут быть следствием усталости, недосыпания, стресса, инфекций, травм и даже новообразований в мозге:

  • Если боли очень сильные, сопровождаются симптомами повышенного внутричерепного давления и мучают малыша ежедневно – время бить тревогу, возможны серьезные патологии.
  • А редкие, вполне терпимые ощущения, которые проходят самостоятельно, либо после сна и возникают не чаще 1-2 раз в месяц (особенно в периоды повышенной активности) – явный симптом физического или умственного перенапряжения.

Среди причин боли у детей школьного возраста, начиная с младшего, уверенно лидирует переутомление. Его могут испытывать дети, которые кроме общеобразовательной, несут еще несколько дополнительных нагрузок в виде посещения секций, курсов иностранного языка, музыкальной школы.

Современные дети начинают уже в трехлетнем возрасте пользоваться гаджетами, игровыми приставками, компьютерами. Часто смотрят телевизор. Такое времяпровождение сильно напрягает зрение, провоцирует головные боли.

Если они стали носить постоянный характер, и в поведении ребёнка появилась вялость, рассеянность, пассивность, безразличие к развлечениям – возможно, имеются скрыто протекающие или развивающиеся заболевания. В этом случае лечение сводится к решению широкого спектра проблем со здоровьем.

ЛОР заболевания

Головные боли могут провоцировать хронические или острые воспалительные процессы ушей, горла или носа. Находящиеся в близости от источника токсического воздействия, оболочки и ткани мозга, нежные в детском возрасте, реагируют продолжительными и интенсивными приступами цефалгии. Болевыми ощущениями организм подает сигнал о том, что проблему необходимо найти и устранить.

Чаще всего наблюдается у детей 7-11 лет, особенно у девочек. Резкая, пульсирующая боль возникает с одной стороны, в области затылка или виска, возможно распространение в глазницы. Дополнительными раздражителями являются громкие звуки, запахи, яркий свет, от них болевые ощущения усиливаются еще больше.

Читать еще:  Если ребенок съел 5 гормональных таблеток

Приступ мигрени и тошноты у ребенка может дойти до рвоты, затем состояние немного облегчается и малыш засыпает. Продолжаться приступ мигрени может от 30 минут до нескольких часов.

С возрастом у детей происходит укрепление стенок сосудов мозга, они лучше справляются с функциональной нагрузкой, поэтому головная боль у подростков выражена слабее. К совершеннолетию у большинства подростков мигренозный синдром сводится к минимуму или не наблюдается вовсе.

Опухоли головного мозга

Тревожным симптомом возникновения и развития новообразований может стать головная боль и рвота у ребенка. Цефалгия усиливается от резких движений. Сильные болевые ощущения пациенты испытывают при пробуждении от ночного или непродолжительного дневного сна. Появляется тошнота и рвота, после которой самочувствие не облегчается.

При формировании симптоматической картины имеет значение размер и расположение злокачественной или доброкачественной опухоли, к мигрени могут добавляться специфические проявления, выражающиеся в снижении функциональной или психической деятельности организма.

Очень сильная головная боль у ребенка – обязательный признак менингита, но не единственный. Заболевание вызывает вирусная или бактериальная инфекция, поражающая мозговые оболочки. Температура тела повышается, ухудшается общее состояние пациента.

Мигрень, начинающаяся обычно в области затылка, практически нестерпима. Испытывающие ее пациенты вынужденно принимают неестественное положение тела, лежа на боку, поджимая ноги и запрокидывая голову назад. Воздействие света, прикосновения, звуки вызывают негативную реакцию у больного. Возможно появление сыпи. Указанные симптомы могут сопровождаться не приносящей облегчения рвотой.

Отравление

Если температура и головная боль у ребенка сопровождается тошнотой, рвотой, поносом – можно предположить отравление пищевыми продуктами. Боль распространяется по всем отделам черепной коробки и не имеет выраженной локализации. Следует не забывать о потере жидкости и предпринять меры по восстановлению водно-минерального баланса, часто и понемногу давая ребенку пить.

Напряжение

Часто возникающие у школьников младших классов или подростков мигрени вызваны почти в 80% случаев умственным или физическим перенапряжением.

К вечеру ребенок начинает испытывать неприятные ощущения в области теменного или лобного отдела. В таком случае требуется отдых. Особенно актуальна проблема для детей, много времени проводящих за компьютером или бесконтрольным просмотром телепередач. Так же влияние могут оказать неправильное положение тела за рабочим столом или нарушение осанки.

Кроме внезапной головной боли, начальными проявлениями эпилепсии могут быть лунатизм, жалобы на страшные сны, учащение сердечного ритма. Развитие заболевание предполагает дальнейшее расширение симптомов. Не всегда может сразу проявляться самый известный из них – судорожные припадки. При возникновении у родителей подозрения на эпилепсию, необходимо тщательно следить за состоянием ребенка и фиксировать все изменения.

Характерными признаками невроза на начальной стадии являются внезапная раздражительность и перепады настроения, нарушение сна, постоянное ощущение усталости. При появлении в ряду этих симптомов мигрени, можно сделать вывод о прогрессирующем состоянии. Приступы цефалгии имеют интенсивный и ярко выраженный характер. Спровоцировать их может изменение положения тела, случайное прикосновение или они способны возникать беспричинно.

На самом деле причины имеются. Они могут быть обусловлены последствиями перенесенной в перинатальном периоде гипоксии, родовыми травмами, аномалиями в развитии сосудов мозга. Такие симптомы могут проявляться на фоне задержки развития, изменения психоэмоционального состояния, нарушения в работе внутренних органов.

Синдром ВСД

Регулярные головные боли у детей в возрасте от 7 до 10 лет, часто подвергающимся утомлению и стрессам, может вызвать нарушение тонуса сосудов мозга. Причиной дистонии часто может служить кислородное голодание тканей мозга. В этом случае мигрени сопровождаются зевотой, ребенок жалуется на слабость.

Спровоцировать дистонию способны нарушения в деятельности сердца, печени или почек. Чтобы справиться с синдромом вегетососудистой дистонии, следует устранить провоцирующие факторы в виде раздражителей или неустойчивости эмоционального фона, а также лечить заболевания внутренних органов, если выявлена необходимость.

У грудничков

О том, что мигренью страдает младенец, взрослые могут только догадаться, так как малыш еще не может сказать, что именно у него болит. Если грудничок недавно проснулся, накормлен, переодет, при хорошем самочувствии он будет интересоваться игрушками, улыбаться.

На проблемы могу указывать следующие признаки:

  • Плач, не поддающийся успокаивающему воздействию игрушек или контакта с мамой;
  • Вялость, отсутствие интереса к изучению окружающего пространства, беспокойный сон, частые капризы;
  • Выраженная негативная реакция в ответ на попытку прикоснуться к голове;
  • Нарушение пищеварения в виде частых срыгиваний;
  • Возникновение судорог, неестественное запрокидывание головы назад;
  • Нарушение аппетита и проявление кишечных симптомов;
  • Четкое выявление вен на поверхности черепа.

Указанные симптомы могут выражаться и сочетаться друг с другом индивидуально. Это зависит от вызвавших их заболеваний.

Иногда у детей возникают приступы сильнейшей мигрени, такой, что они не могут даже плакать, и лежат, замерев в одной позе. При менингите дети часто погружены в сон. Если они могут принимать пищу, во время кормления они часто продолжают оставаться с закрытыми глазами.

Давать ли таблетки?

Чтобы преодолеть головную боль, надо создать благоприятные условия для этого: выключить телевизор, проветрить комнату, уложить малыша в постель. Можно приложить на лоб холодный компресс и держать его несколько минут.

Если боль не вызвана серьезным заболеванием или органическим поражением, дают ребенку небольшую дозу аскорбиновой кислоты или теплый чай с лимоном. Расслабляющее действие на сосуды оказывает отвар пустырника и валерианы.

Если цефалгия проявляется вместе с кишечными симптомами, не забывайте о риске обезвоживания – необходимо дать ребенку небольшими порциями теплую воду или раствор регидрона. Шоколад противопоказан – он способен усилить мигрень.

Доставая таблетки из домашней аптечки, следует помнить, что при температуре и головной боли детям разрешены только парацетамол, оказывающий жаропонижающее действие, и нестероидные противовоспалительные препараты с ибупрофеном. Однако и их следует давать с большой осторожностью, помня о риске передозировки. Обычно перечисленные меры эффективны. Но если это не так, консультация специалиста необходима.

Тревогу у родителей должна вызывать мигрень и рвота у ребенка. Еще один крайне опасный симптом – усиление боли при попытке изменить положение тела, шум в ушах, спутанное сознание (бред, галлюцинации, нарушение координации движений). Это поводы для незамедлительного вызова скорой медицинской помощи.

Профилактика

Чтобы обеспечить детям хорошее физическое развитие и снизить болезненность, существуют всем известные не сложные профилактические меры, которые должны соблюдать все родители:

  • Организовать выполнение режима дня;
  • Правильное питание: да – домашним блюдам в установленные часы, фруктам и овощам, нет – фастфуду и еде на ходу;
  • Регулярно проветривать помещения;
  • Придерживаться активного образа жизни всей семьей;
  • Проявлять интерес к тому, что происходит в жизни ребенка за стенами дома;
  • Соблюдать в семье доброжелательное отношение друг к другу между всеми ее членами, ограждать ребенка от стрессов;
  • Снизить возможность переутомления от долгого просмотра телепередач или занятий на компьютере.

Негативное воздействие малоподвижного образа жизни уже давно доказано. Чтобы реже возникала необходимость использовать таблетки, надо стараться чаще проводить время на прогулках или заниматься совместно работой на свежем воздухе, найти увлечение каким-то активным видом досуга. Дети охотно участвуют вместе с родителями в любых мероприятиях и всегда рады помочь взрослым.

В период перехода от посещения дошкольного учреждения к обучению в школе, необходимо контролировать процесс адаптации. При необходимости установить постоянное наблюдение невролога, чтобы иметь возможность распределить и скорректировать учебные и внеклассные нагрузки с учетом возрастных особенностей психоэмоционального состояния первоклассника.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector