Дидактическая игра средство развития детей

Альманах педагога

Автор: Рубцова Наталья Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ№2 СП «Детский сад».
Населённый пункт: Самарская область г.о Октябрьск
Наименование материала: Статья
Тема: Дидактическая игра- средство развития детей во всех образовательных областях.
Дата публикации: 24.09.2016
Раздел: дошкольное образование

В жизни каждого ребенка особую значимость имеют игры. Ведь игра – это ведущий вид деятельности дошкольника. Среди многообразия игр для общего развития ребенка очень важны дидактические игры, в основе которых лежит обучающая задача.
Слайд(1)
Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Слайд(2)
Дидактические игры занимают важное место в реализации ФГОС ДО, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А решая умственную задачу в игре, ребёнок учится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.
Слайд(3)

Дидактические игры способствуют
: —
развитию познавательных и умственных способностей

— развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.

социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника
:

Структуру дидактической игры

образуют основные и дополнительные

К основным компонентам

относятся:
дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал.
К дополнительным компонентам:
сюжет и роль.

Проведение дидактических игр включает:

1.Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического

2.Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил
.
3.Показ игровых действий.

4.Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего,

болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом,

5.Подведение итогов игры

Виды дидактических игр:

1.Игры с предметами
.
2.Настольно-печатные игры.

3.Словесные игры.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. ФГОС ДО рекомендует, использование игровых форм занятий во всех областях образовательной программы.
Слайд(7)
По ФГОС определено социально-коммуникативное направление, задачами которого являются: — усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; -становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; -развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. — формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; Для решения данных задач предлагаем использовать дидактическую игру
Слайд(8)

«Хороший или плохой поступок».

Цель:
развивать адекватную оценочную деятельность дошкольников, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей, умение оценивать положительные и отрицательные поступки.
Слайд (фото)9.

Дидактическую игру «Кому и что подарить».

Цель
: развивать умение ребёнка устанавливать причинно- следственные связи между членами семьи, между миром семьи и миром предметов.
Слайд(фото)11

Слайд 12
По ФГОС содержание программы должно обеспечивать развитие личности. Познавательное развитие предполагает — развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; — формирование познавательных действий, становление сознания; — формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. — формирование первичных представлений количестве, числе. Мы реализуем данные задачи по средствам дидактических игр.
Слайд(13)

Дидактическая игра «Времена года».

Цель:
закреплять знания детей о временах года по их признакам, находить соответствующие картинки, развивать зрительную память, внимание, речь, развивать кругозор, активизация словаря.
Слайд (фото)14

Дидактическая игра «Счёт на лугу».

Цель
: закреплять умение самостоятельно решать примеры на сложение и вычитание, развивать память, внимание, логическое мышление.
Слайд(фото)15

Слайд16
По ФГОС определено речевое развитие задачами которого являются:
Задачи:
— владение речью как средством общения — обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной речи — развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; — формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Данные задачи мы реализуем по средствам дидактической игры.
Слайд (17)

Дидактическая игра «Рассели по домикам».

Цель:
автоматизировать звуки в словах, фразовой речи развивать умения определять место звука в слове ,упражнять в подборе слов с заданным звуком в разных позициях (начале, середине, конце) в слове, развивать грамматически правильную речь.
Слайд(фото) 18

Дидактическая игра «Ромашковая азбука».

Цель:
упражнять детей в определении первого звука в словах, развивать слуховое внимание, зрительную память, развивать фонематический слух; развивать умение слышать и выделять первый звук в слове.
Слайд(фото)20

Слайд(21)
По ФГОС задачами физическое развитие является:
Задачи:
— приобретение опыта в двигательной деятельности детей; — формирование начальных представлений о некоторых видах спорта; — становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
Слайд (22)

Дидактическая игра «Загадай – отгадай»

Цель
: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей узнавать виды спорта по признакам и определениям; учить детей загадывать вид спорта по признакам и определениям; развивать память, мышление, логику.
Слайд(фото) 23

Дидактическая игра «Азбука здоровья»

Цель:
повышать мотивацию к занятиям физическими упражнениями, повышать эффективность освоения двигательных действий (выполняя конкретное задание), воспитывать умение играть в команде.
Сайд(фото)25

Слайд(26)
По ФГОС ДО задачами художественно – эстетического развития
Задачи:
— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; — формирование элементарных представлений о видах искусства; — реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной).
Слайд 27

Дидактическая игра «Юный художник».

Цель:
формировать представление о пейзаже, умение самостоятельно создавать изображение природы, формировать представление о том какие предметы изображаются в пейзаже, развивать любовь к прекрасному.
Слайд(фото) 28

Дидактическая игра «Составь узор».

Цель:
развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству, составлять декоративные композиции, располагать разнообразные силуэты в стиле определённого промысла, развивать чувство симметрии, наблюдательность, творчество.
Слайд (фото)29

Сайд (30)
Необходимо отметить, что дидактические игры применимы во всех пяти образовательных областях, так как разные виды дидактических игр отвечают задачам того или иного направления развития детей. В связи с этим велика роль дидактических игр в повседневной жизни.

Дидактическая игра как средство развития дошкольников

Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, формируются и развиваются основные психические процессы и свойства личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста: в период младенчества (до 1 года), ведущим видом деятельности является непосредственно-эмоциональное общение; в раннем детстве (от 1 года до 3 лет) — предметная деятельность; в дошкольном (от 3-6,7 лет) — игровая.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра — есть, своего рода, средством познания ребенком действительности.

Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра — это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского КД, в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка — это серьезное занятие.

Педагоги-практики разработали принципы, содержание и методы экологического воспитания детей, позволяющие повысить обучающий эффект образования, что по сути является дидактической игрой.

Использование дидактической игры как средства развития детей дошкольного возраста уходит своими корнями далеко в прошлое. Так, традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившихся в народной педагоге, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов прошлого Ф. Фребеля, М. Мантессори, Е.И. Тихеева, А.И. Сорокина и др. По существу в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры, занимают особое место.

В советской же педагогике система дидактических игр была создана в 60-е годы её авторами являются известные педагоги и психологи: Л. А, Венгер, А.Л. Усова, В.Н. Аванесова и др. В последние время поиски ученых (З.М. Богуславская, О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса, Е.О., Смирнова, А.К. Бондаренко, Н.Я. Михаленко, Н.А. Короткова и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта.

В настоящее время, как и в прошлом, дидактической игре придается большое значение. Имеется её явное эффективное воздействие на интеллект, на формирование экологической культуры подрастающего ребенка, что подтверждает опыт многолетней практики работы с детьми не только в работе известных педагогов, но и в работе педагогов-воспитателей вообще.

Так, дидактическая игра способствует:

  • — развитию познавательных способностей; получению новых знаний их обобщению и закреплению;
  • — в процессе игры усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности; в процессе дидактических игр многие сложные явления (в том числе, явления природы) расчленятся на простые и наоборот, единичные обобщаются; следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность;
  • — некоторые дидактические игры как будто не вносят ничего нового в знания детей, однако они приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях. В процессе таких игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности; дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков;
  • — обогащению чувственного опыта ребенка, вызывают определенное эмоциональное отношение к природе, развивая при этом его умственные способности (умения сравнивать, обогащать, вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать предметы и явления окружающего мира по определенным общим признакам, чертам, высказывать свои суждения, делать умозаключения);
  • — развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь; ряд игр с успехом используется для развития фонематической стороны языка: так, увлекательное игровое действие побуждает детей к многократному повторению одного и того же звукосочетания, такое повторение звуков не утомляет детей, потому что они заинтересованы самой игрой, то они выполняют роль птицы, то роль движущего автомобиля, и чем больше увлечен ребенок, тем активнее он воспроизводит нужные звуки, тем полнее педагогический эффект;
  • — социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к товариществу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде, учится сочувствовать и т.д.
  • — художественно-эстетическому воспитанию — совершая действие, ребенок думает, насколько оно красиво, элегантно, насколько правильно оно и вообще уместно ли оно в конкретной ситуации, следит за выразительностью своей речи и речи окружающих речи, происходит развитие творческой фантазии при яркой проникновенной передаче художественного образа.
Читать еще:  Какие анализы сдают дисбактериоз ребенку

Рассмотрев роль дидактической игры, следует остановиться на структуре этих игр, обозначить своеобразие и особенностей руководства ими. Итак, структуру (структура дидактической игры по А.К. Бондаренко) дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты.

К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль.

Главная цель любой дидактической игры обучающая, именно поэтому основным компонентом в ней является дидактическая задача, которая скрыта от дошкольника игровой. Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению — это процесс непосредственного обучения.

Дидактическая задача — определяется целью обучения и воспитания детей в соответствии с образовательной программой, где для каждой возрастной группе определен объем знаний, умений, и навыков, которыми должны овладеть дети.

Игровые действия Игровая и дидактическая задача реализуется в игровых действиях. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.

Игровые правила. Основная цель правил — организовывать действия, поведение детей.

Дидактический материал и результат: средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал; результатом дидактической игры является решение игровых и дидактических задач, решение обеих задач — показатель эффективности игры.

Дополнительные компоненты дидактической игры сюжет и роль не обязательны и могут отсутствовать.

Своеобразие дидактической игры:

  • — определяется рациональным сочетанием двух задач дидактической и игровой. Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение, а если игровая, то деятельность теряет свое обучающее значение. Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка, входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника. Старшие дошкольники начинают осознавать познавательную задачу таких игр, которая опосредуется игровым мотивом, придающий ей смысл.
  • — определяется вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия взрослого с ребенком. Дидактические игры социальны по своему происхождению, социальные отношения менее выражены, чем, например, в сюжетно-ролевой игре, в дидактической игре — сама дидактическая задача, предполагает формирование средств и способов познания.

В дошкольной педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида: игры с предметами (игрушками), здесь, игры с природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами в таких играх используются как игрушки, так и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом … Игры с природным материалом. Этот вид игр наиболее эффективен при ознакомлении детей с природой; выделяют сюжетные и бессюжетные игры с природным материалом, которые максимально приближают детей к природе, т.к их желательно проводить в естественных условиях, соблюдая при этом большую осторожность и осмотрительность в выборе материала и места для проведения самой игры. Подобные игры всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. Семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. — все это используется в качестве природного материала при организации и проведении дидактических игр этого вида.

Настольно — печатные игры интересное занятие для детей при ознакомлении с миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: «лото», «домино», парные картинки».

Словесные игры. Построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

Руководство дидактическими играми осуществляется в трех направлениях: подготовка дидактических игр, ее проведение и анализ.

В подготовку к дидактической игре входит: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения; установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей; определение удобного времени проведения дидактической игры; выбор места для игры; определение качества играющих; подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры; подготовка к игре самого воспитателя; подготовка к игре детей: обогащение их знаниями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игры включает: ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картин, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них); объяснения хода игры и правил игры.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели — это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры. Анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей.

При руководстве дидактическими играми необходимо учитывать принципы формирования игровой деятельности у дошкольников (предложены Н. Михаленко, Н. Короткова):

Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует играть вместе с ними.

Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства при формировании у ребенка игровые умений необходимо ориентировать его на возможное взаимодействие с партнером — сверстником.

Взрослый, играя с детьми вместе на протяжении всего дошкольного периода, должен на каком его этапе развертывать игру т.д., чтобы ребенок открывал, усваивал специфические, постепенно усложняющиеся способы построении игры

Приемы руководства игрой могут быть прямыми и косвенными.

Прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство взрослого в игру детей.

Косвенное руководство игрой особенно плодотворно в работе с детьми дошкольного возраста. Свои суждения в процессе игры с детьми педагог выражает исключительно в форме советов, не требуя жесткого подчинения.

Таким образом, можно сказать, что дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Одной из основных задач программы «Радуга» является формирование активного и бережного отношения к окружающему миру.

На занятиях, в совместной деятельности я используют всё многообразие средств экологического воспитания (подвижные, творческие, сюжетно-ролевые и т.п. игры; провожу с детьми целевые наблюдения, эвристические беседы, создаю поисковые ситуации, провожу с ними экспериментальные опыты, исследования с элементами проблемной ситуации; решают занимательные и творческие задания и др., в группе созданы все необходимые условия, в том числе, уголок природы — все это стимулирует активность детей, создает положительный эмоциональный настрой и дает хорошие результаты в усвоении программных задач по экологическому воспитанию детей), но наиболее эффективным средством формирования экологической культуры детей, считаю, дидактические игры.

Специфика, своеобразие и принципы, на которых строятся дидактические игры, характер психологических (психофизиологических) особенностей детей, с которыми я работаю, лаконичное сочетание обучения и игровых действий в процессе этих игр, обучающей направленности — всё это привлекает мое внимание в данном типе игр.

Разработана система использования дидактических игр (как одного из средств экологического воспитания) для формирования экологической культуры детей и развитию у них экологических представлений.

Дидактическая игра может быть включена в любой раздел программы и её возможности следует использовать как для развития экологического сознания, экодеятельности, так и для формирования личности ребенка-дошкольника в целом.

Дидактическая игра средство развития детей

Автор: Кухно Татьяна Александровна

Организация: МКДОУ Краснозерский д/с № 5

Населенный пункт: Новосибирская область, р.п. Краснозерское

«Без игры нет, и не может быть

полноценного умственного развития.

Игра-это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребёнка

вливается жизненный поток

Игра-это искра, зажигающая пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский.

Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин:

одна из причин – ранний возраст — это период более быстрого, интенсивного развития всех психических функций. Основным новообразование этого периода является овладение речью;

следующая – речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых;

так же, постоянно растет число детей, имеющих нарушения речи, связанные с отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны родителей, существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;

и ещё одна причина — глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе.

Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей и предупреждению речевых нарушений, вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка.

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребёнка. В игре ребёнок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких либо иных целей, чем играть. Игра так же указывала на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них — учёба, игра для них — труд, игра для них — серьёзная форма воспитания. Игра для них — способ познания окружающего мира. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать в целях решения определённых образовательных задач:

— Игра является средством воспитания,

— организуется жизнь детей в игре,

— развивается личность ребёнка.

В игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствуют восприятия, внимания, память, мышления, развития творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Читать еще:  Кларотадин сироп детей инструкция

Дидактические игры – это игры обучающего характера, с помощью которых можно обогащать словарный запас детей. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Так развивается монологическая речь ребёнка. Так же они используются для закрепления словаря детей, культуры поведения, навыков общения. В работе с детьми раннего возраста дидактическая игра является наиболее подходящей формой обогащения чувственного опыта малышей. Дидактическая игра как одна из форм обучения проводится во время, которое отводится в режиме на непосредственную образовательную деятельность. Важно установить правильное соотношение между этими двумя формами обучения, определить их взаимосвязь и место в едином педагогическом процессе. Дидактические игры иногда предшествуют непосредственной образовательной деятельности; в таких случаях целью их является привлечение интереса детей к тому, что будет содержанием занятия. Игра у меня может чередоваться с занятиями, когда необходимо усилить самостоятельную деятельность детей, организовать применение усвоенного материала в игровой деятельности, подвести итог, обобщить изученный материал.

В связи с введением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям её реализации вопрос создания предметно – пространственной развевающей среды в детском саду на сегодняшний день стал особенно актуальным. Проведя мониторинг в своей группе, выяснилась необходимость о дополнении группы разными видами дидактических игр. Одновременно в детском саду был запущен конкурс по созданию предметно – пространственной развевающей среды. Так как развитие активной речи является основной задачей развития детей, то главной целью моей деятельности с родителями стало изготовление дидактических игр по развитию речи.

Существует ряд классификаций дидактических игр. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: — Игры с предметами;

— Настольно – печатные; — Словесные.

Остановлюсь подробней на том, как применяю в своей работе виды дидактических игр по развитию речи детей младшего дошкольного возраста.

Игры с предметами или игрушками Направлены на развитие тактильных ощущений, умения манипулировать с различными предметами и игрушками, развивают творческое воображение, мышление. Знакомя детей с частями тела, я проводила игру «Олины помощники». Дети, ни только знакомились с частями тела, но и учились образовывать форму множественного числа глаголов. Игра «Что за предмет?» развивает у детей умение правильно называть предмет. Ребёнок достаёт из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его. Аналогично провожу игру «Разноцветный сундучок» Я картинки положила. В разноцветный сундучок. Ну-ка, Ира, загляни-ка, Вынь картинку, назови. Дети достают картинку, называют, что на ней изображено.

Чтобы закрепить с детьми чёткое произношение звуков, звукоподражание животным я использую игру «Волшебный кубик». Ребёнок бросает кубик и вместе с воспитателем произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись». Затем ребёнок изображает то, что нарисовано на верхней грани кубика ( н-р, самолёт), и произносит соответствующий звук ( У-у-у)

Для сравнения предметов по размеру провожу игру «Помоги мишутке найти свою тарелку».

Для того чтобы дети запомнили характерные особенности животных и птиц, я провожу игру «У кого какая шубка».

Словесные игры. Они построены на словах и действиях играющих. Такие игры служат средством развития памяти, внимания, связной диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли. Воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря. В своей работе я использую следующие игры:

«Эхо», «Паровоз», «Лошадка», где дети учатся правильно и чётко произносить звуки.

Настольно-печатные. Настольно-печатные игры содействуют расширению кругозора детей, развивают сообразительность, внимание к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода. Участие в игре требует выдержки, строгого выполнения правил и доставляет детям много радости. Здесь я провожу игры «Подбор картинок по парам», «Разрезные картинки и кубики», «Весёлая полянка», «Найди такой же

предмет», «Забавные человечки». В этих играх детки сравнивают предметы, находят одинаковые, закрепляют знание геометрических фигур, цвет, соотносят предметы, изображённые на картине, с отдельными предметами.

Задача активизации бытового словаря успешно разрешается в играх с дидактической куклой. В своей работе я использую технологии Е. И. Тихеевой. В игре «Купание куклы» дети уточняют и закрепляют названия одежды, белья, предметов, необходимых для мытья (мыло, полотенце и т. д.). Основная цель этих игр – закрепление с детьми последовательности бытовых процессов (умывание, раздевание принятие пищи и т. д.). Также воспитание в детях культуры общения: «Кукла мама пришла в гости», «Напои кукол чаем», «Уложи кукол спать». Такие игры проводятся в младших группах по продолжительности как целое занятие. Например, в дидактической игре «Уложим куклу спать» я учу деток младшей группы последовательности действий в процессе раздевания куклы – аккуратно складывать одежду на стоящий рядом стул, заботливо относиться к кукле, укладывая её спать, петь колыбельную песню, закрепляем постельные принадлежности, дети осмысливают значение слов, связанных с действием «постелить», «накрыть», «уложить». Согласно правилам игры, дети должны отобрать из лежащих на столе предметов только те, которые нужны для сна. По моей просьбе малыши поочерёдно берут нужные для сна предметы и кладут их в спальню, заранее приготовленную для куклы в игровом уголке. Так появляется кровать, стульчик, постельные принадлежности, ночная рубашка или пижама. Затем под моим руководством дети выполняют последовательно действия раздевания кукол ко сну: надевают ей пижаму и укладывают спать в подготовленную для этой цели кроватку. Все поют тихонько колыбельную песню: «Баю – баю – баю, куколку качаю. Куколка устала, целый день играла». Таких игр со своими малышами провожу несколько: «День рождения куклы Кати», «Оденем Катю на прогулку», «Катя обедает», «Купание Кати». Игры с куклой являются эффективным методом обучения детей самостоятельным творческим сюжетно – ролевым играм. Так же дидактическую игру применяю в утренние часы приёма детей, на занятиях по развитию речи, на прогулках и для индивидуальной подгрупповой работы с детьми. Провожу наблюдения за животными (когда это возможно), а если такой возможности нет, то использую картинки. Своеобразие дидактических игр. В дидактической игре содержатся все структурные элементы (части), характерные для игровой деятельности детей: замысел (задача), содержание, игровые действия, правила, результат. Но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены особой ролью дидактической игры в воспитании и обучении детей младшего дошкольного возраста. Наличие дидактической задачи подчёркивает обучающий характер игры, направленность её содержания на развитие познавательной деятельности детей. В отличие от прямой постановки задачи на занятиях в дидактической игре она возникает и как игровая задача самого ребёнка.

Руководство дидактическими играми. Руководя играми, я использую разнообразные средства воздействия на малышей. Выступая в качестве участника игры, я незаметно для них направляю игру, поддерживаю их инициативу, сопереживаю с ними радость игры. Иногда рассказывая, о каком- либо событии, создаю соответствующее игровое настроение и поддерживаю его по ходу игры. Я могу и не включаться в игру, но как умелый и чуткий режиссёр, сохраняя и уберегая её самодеятельный характер, руковожу развитием игровых действий, выполнением правил и незаметно для детей веду их к определённому результату. Поддерживая и пробуждая детскую деятельность, делаю это чаще всего не прямо, а косвенно: выражаю удивление, шучу, использую разного рода игровые сюрпризы и т.п. Заканчивая игру, я стараюсь вызвать у детей интерес к её продолжению, создаю радостную перспективу. Обычно я говорю: «В следующий раз будем играть ещё лучше» или: «Новая игра будет ещё интереснее». Стараюсь разрабатывать варианты знакомых детям игр и создать новые — полезные и увлекательные.

Правильное дыхание – залог успеха в освоении правильного произношения звуков, развитию которых служат такие дидактические игры, как «Пузырь». Развертывая игровое действие «Поезд», вслед за мной дети повторяют звук ш и незаметно обучаются его правильному произношению. Играя с детьми и ведя «вагоны», имею возможность, не нарушая игрового действия, дать образец правильного произношения звука ш и что очень важно реализуется потребность малышей в двигательной активности. В процессе игры добиваюсь правильной интонации голоса, эмоциональности, приучаю детей к коллективным играм. Если в группе есть дети, не желающие играть в коллективе, очень важно обращать их внимание на то, как хорошо играют другие дети, понаблюдать с ними за игрой и тем вызвать у них интерес играть вместе со всеми.

Уважаемые коллеги, необходимо помнить, что дети, плохо произносящие звуки речи, часто бывают замкнутыми и не принимают участия в коллективных играх. Игровая ситуация помогает вызвать детей на разговор и ввести новые слова в их активный словарь. Очень важно в этом возрасте развивать словарь ребенка. И я хочу вам дать несколько рекомендаций по накоплению и расширению словаря.

— когда гуляете с ребенком, старайтесь не только наблюдать за объектами и называть их, но и способствуйте различению предметов по их внешнему виду (это дуб, а это береза)

— старайтесь не только называть, но и обозначать составные части разных предметов (у дома есть крыша, дверь, окна)

— малыши очень любят игры, связанные с поисками спрятанной игрушки. Задача не только найти, но и сказать, что где было.

— старайтесь как можно чаще употреблять одно и то же слово в разных контекстах.

Ребенок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее.

Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.

И как результат своей работы могу отметить следующее. На начало года, придя в детский сад из 15 малышей 4 ребёнка имели словарный запас состоящий из 15 -20 слов. И уже на сегодняшний день пребывания в детском саду — речь стала заметно развита, детки могут отвечать на такие сложные вопросы как: Где? Почему? Что делает? Зачем? Наши малыши знают много стихов и песенок. У деток сформированы навыки правильного звукопроизношения, они умеют слушать себя и окружающих. Речь для них стала не потребностью (дай пить, хочу кушать…), а средством познания окружающего мира, обогащённая её смысловым содержанием. Ребенок уже хорошо понимает всё, о чем говорит с ним взрослый. Заметно увеличился словарный запас.

Читать еще:  Лечение блефарита у детей

1. Лямина Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с.

2. Бондаренко А.К.Дидактические игры в детском саду.- М.: Просвещение, 1991.-160с.

3. Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду Изд.3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 186 с.

4. Галанова Т.В. « Развивающие игры с малышами до 3х лет», Ярославль, 1996г, 240с.

5. Дёмина «Развитие речи детей раннего возраста»

6. Новосёлова С.Л. «Дидактические игры с малышами до 3х лет».

7. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 152 с

Использование дидактических игр как средства развития познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста

Дата публикации: 19.11.2017 2017-11-19

Статья просмотрена: 1566 раз

Библиографическое описание:

Максимова М. В. Использование дидактических игр как средства развития познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №46. — С. 302-304. — URL https://moluch.ru/archive/180/46526/ (дата обращения: 10.02.2020).

Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.

В. А. Сухомлинский

Дидактическая игра-игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. Она представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь деятельности и интересного усвоения знаний.

Существует прямая связь между эмоциональным состоянием малыша и интенсивностью протекания его психических процессов: мышления, речи, внимания, памяти. Если в игре ребенок, действуя предметами, активно манипулирует пальцами, то мыслительные процессы активизируются, и наоборот, их интенсивность ослабевает, если рука ребенка бездействует. Поэтому особенно полезны игры, в которых дети действуют: разбирают, собирают, сортируют, соединяют, разъединяют детали и т. п. С помощью таких игрушек и игр воспитанники учатся родному языку, знакомятся со свойствами предметов, при этом у них развиваются наблюдательность, сообразительность, ловкость, смекалка, выдержка, организованность.

Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности. Поэтому целью работы в данном направлении является развитие познавательной активности детей через нетрадиционные дидактические игры.

Для достижения этой цели решаю следующие задачи:

‒ развивать мышление у детей;

‒ развивать самостоятельность в поиске решений;

‒ развивать умение отвечать и задавать вопросы.

При подборе игр учитываются особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм.

Дидактические нетрадиционные игры включаются в занятия, в совместную деятельность, в индивидуальную работу, в работу с родителями в форме «игры на дом».

Игры для занятий подбираются с учетом познавательного материала, который дети изучали. В ходе самих игр в зависимости от возраста детей задаются вопросы, даются образцы действий, образец высказывания, напоминаются правила. В процессе игровой деятельности с детьми необходимо вызвать у них интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, используя занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения.

Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей создаётся в группе предметно-развивающая среда.

Остановимся на ряде нетрадиционных дидактических играх, которые применяются в работе с детьми:

Игра «Собери бусы»

Цель: Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. Способствовать подведению детей к группировке предметов по цветовому признаку.

Оборудование. Цветные веревочки и колечки основных цветов.

Словарь. Бусы, веревка, кукла, синий, красный, зеленый, желтый.

Воспитатель вносит кукол, которые собираются на праздник. Детям объясняют, что куклам нужны украшения — бусы. Педагог показывает бусы, надевает (примеряет) куклам по очереди, но всем их не хватает. Что делать? Куклы огорчены. Воспитатель приносит коробку с колечками и веревочками. Детям предлагается задание: на веревочку собрать колечки такого же цвета (красная веревочка — красные колечки, синяя веревочка — синие колечки и т. д.). Концы веревок соединяет педагог. Разноцветные бусы надевают на кукол. Они радуются и пляшут.

Выигрывает ребенок, первый справившийся с заданием педагога.

Дидактические игры сцветными крышками.

Закрепить представление детей о основных цветах спектра, развивать мелкую моторику рук, усидчивость и внимание.

Выполняя задания, дети играют, откручивают и закручивают крышки и в тоже время, учатся различать цвета, называть их, группировать предметы по цвету, чередовать.

Игры сприщепками

Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки), переходить от простого к сложному. Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи.

Даём ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ежика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. Ребёнок прикрепляет к спинке ежика прищепки.

Даём ребёнку вырезанные из цветного картона кружки. Ребёнок выбирает из коробки прищепки такого же цвета, какой круг и прикрепляет их по кругу.

Даём ребёнку, вырезанные из желтого картона заготовки солнца. Малыш выбирает из коробки желтые прищепки и прикрепляет к солнцу лучи.

В утренний режим проводятся пальчиковые гимнастики с прищепками, предварительно отобрав прищепки, чтоб были не тугие. Поочерёдно покусывая прищепкой фаланги каждого пальчика сопровождаются действия словами:

Наша мамочка устала,

Всю одежду постирала.

Милой маме помогу,

Все прищепки соберу.

Исходное положение для каждого упражнения: рука, согнутая в локте, стоит на столе. Прищепка удерживается указательным и большим пальцами параллельно столешнице.

В этом упражнении — ритмично «открывать и закрывать ротик» прищепки, сопровождая действия проговариванием стихотворных текстов.

Дидактическая игра «Спрячь козлёнка».

Цель игры — учит детей различать и называть предметы по цвету и форме, с помощью операции сравнения.

Описание игры: детям предлагаются домики в которых живут козлята. Каждый домик определенного цвета. Нужно спрятать козлят от волка, закрыв окошечки такого же цвета и формы, что и домики.

Игра очень проста в изготовлении, а у детей. вызывает массу положительных эмоций.

Дидактическая игра «Найди пару»

Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.

Материал. Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона- по 2 фигурки каждой. Фигуры прикреплены на ленточки. Дети выбирают себе понравившуюся фигуру, надевают на шею. Воспитатель читает стихотворение:

По дороге я пойду, Друга я себе найду. Где ты друг, милый мой. Обнимись скорей со мной. Дети находят себе друга по фигуре и обнимают. (Затем меняются фигурами).

Дидактическая игра «Кто чем питается?»

Дидактические задачи: познакомить, чем питаются некоторые виды животных, развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику рук.

На стол выкладываем коробочки картинкой вниз. Дети в порядке очереди берут коробок с картинкой, отвечают на вопрос Кто это? — Кошка. Чем питается? (Открывают коробок). — Молоком и т. д. Когда дети усвоят кто чем питается, усложним задание рассоединим верхнюю часть коробки от нижней дети будут подбирать картинку. Например

БЕЛКА — ОРЕШКИ, СЕМЕЧКИ

ЛЯГУШКА — МУХА, БАБОЧКА

КОРОВА — ТРАВА, ЛИСТЬЯ, ОВОЩИ И ФРУКТЫ

ЛОШАДЬ — ТРАВА, ЛИСТЬЯ, ОВОЩИ И ФРУКТЫ

Дидактическая игра «Доска с замочками»

Игровая доска стимулирует детей к познавательной деятельности, способствует развитию воображения и расширяет представления об окружающем мире. Юный исследователь, постигая устройство механизмов, учится комбинировать различные приёмы и подходы, развивает моторную память, а порой и творческие способности.

На игровой поверхности нарисовано четыре домика, в каждом живут известные малышу из повседневной жизни и сказок домашние животные — куры, гуси, собаки. Вы можете не только научить ребёнка открывать замки разных форм, но и пофантазировать в процессе игры — какая коровка здесь живёт — Бурёнка, а, может, Зорька? а овечки за этой дверцей белые и пушистые, а, может быть, чёрные? А какой породы собачка спряталась в будке — пудель, а, может быть, овчарка? Заодно можно вспомнить: как «говорит» гусь? из какого домика, если очень хорошо прислушаться, можно услышать тоненькое «бе-е-е»? а кто даёт людям молоко? Вспомнили, придумали, а теперь — быстрее открываем замок. Возможно, не все замки поддадутся одинаково легко, здесь будет важно терпение и помощь воспитателя. Глядя, как ловко это получается, дети запоминают использованные Вами приёмы и постепенно учатся применять увиденное на практике. Все старания упорного открывателя будут щедро вознаграждены, ведь за каждой дверцей ребёнка ждёт сюрприз. Заглядывай скорее и ты увидишь хозяина домика. Рассмотрели зверушек, а теперь быстрее закрываем дверцы, пока они не разбежались. А теперь — попробуй-ка сам.

Доска с замочками надолго увлечёт Вашего ребёнка и подарит массу приятных и радостных моментов. Кропотливые упражнения с замочками послужат своего рода пальчиковой гимнастикой. А ведь развитие мелкой моторики теснейшим образом связано с развитием пространственного и логического мышления. Сосредоточенные манипуляции с механизмами замков формируют навыки сенсорной и моторной координации. Движения маленьких ручек станут более уверенными, твёрдыми и отточенными, а это первый шаг к подготовке руки к письму. «Доска с замочками» — это увлекательная и интересная игра, полная открытий и закрытий, которая надолго станет любимым занятием. А еще, после освоения «Доски с замочками» уже можно будет не бояться, что ребёнок, случайно закрывшись где-то, растеряется и не сможет открыть любую задвижку и замок.

Систематическая работа даёт положительные результаты. Дети узнают основные цвета спектра, название пяти геометрических фигур, у детей увеличивается словарный запас, расширяется кругозор, растёт уровень знаний, они становятся более самостоятельны, активны, больше интересуются познавательной литературой, задают вопросы, творчески мыслят, у них активизируется мыслительная способность.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector