Математическое развитие детей средствами народной педагогики

Использование фольклора в процессе формирования математических представлений у дошкольников

Иканина Лилия Вячеславовна

Старший воспитатель, МАДОУ «Детский сад №29 «Даренка», Свердловская область, г. Лесной

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Иканина Л.В. Использование фольклора в процессе формирования математических представлений у дошкольников // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 10.02.2020).

В начале нового столетия наблюдается повышенный интерес к национальной культуре, к этническим процессам, традиционному художественному творчеству, к фольклору. Ученые отмечают особый рост исторического и национального самосознания каждого народа, объясняя это социально-психологическими, политическими причинами.

Фольклор, его жанры, средства, методы наиболее полно представляют народную жизнь, дают яркую картину быта народа, его нравственности, духовности. С точки зрения науки, фольклор – это феномен, который заслуживает особого изучения и внимательной оценки.

Фольклор (англ. folk-lor) – народная мудрость, народное знание, произведения народного поэтического и музыкального творчества. Термин «фольклор» был введен в науку английским ученым Уильямом Томсом в 1846 году [3].

Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии – детский фольклор. Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К. Д.Ушинский. Детский фольклор развивался в непосредственной связи с народной педагогикой, а забота об умственном, нравственном и физическом воспитании подрастающего поколения искони была свойственна народу.

Детский фольклор делится на 2 основные группы: по назначению и характеру бытования. А по общности поэтики, музыкального строя и бытовой функции внутри каждой группы выделяются самостоятельные жанры:

  1. Поэзия пестования: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, докучные сказки.
  2. Бытовой фольклор: детские народные песни, заклички, приговорки, обрядовая поэзия, прозвища и дразнилки, детские сказки, страшилки.
  3. Потешный фольклор: словесные игры, молчанки, голосянки, поддевки, скороговорки, небылицы, перевертыши, загадки.
  4. Игровой фольклор: формальные ролевые игры без поэтически организованного текста, формальные ролевые игры с игровыми припевами, формальные ролевые игры с игровыми приговорами, игры импровизации, жеребьевые сговорки, считалки.

Выдающиеся отечественные педагоги К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.П.Усова, А.М. Леушина и др. неоднократно подчеркивали огромные возможности малых фольклорных форм как средства воспитания и обучения детей [2].

От поколения к поколению переходят забавные считалки, дразнилки, скороговорки и т.д. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво.

Малые фольклорные жанры приносят радость приобщения к светлым мыслям, способствуют не только развитию мышления, речи, стимулированию познавательной активности детей, тренировке внимания и памяти, но и знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах и телах и т.д. У детей дошкольного возраста необходимо активно и последовательно формировать математические представления, используя фольклор – потешки, скороговорки, считалки, загадки, стихи, сказки.

Элементарные математические представления складываются у детей очень рано. «Кто это у нас в углу сидит?» – спрашивает мама годовалого малыша и даже не задумывается о том, что это первоначальное знакомство с темой «Углы» Или заплаканному ребенку говорят: «Не плачь, куплю калач. Не реви, куплю целых три» – и малыш не только успокаивается, но и узнает названия чисел и цифр. Далее следуют колыбельные песенки с пересчетом элементов разных множеств, сказки, где есть ситуации с математическим смыслом. Ребенок растет и знакомится со сверстниками, играет с ними в различные игры. Чтобы выбрать ведущего, нужна считалка – это счет. Вольно или невольно дошкольник получает математические знания.

Фольклор во взаимодействии с математикой делает процесс познания весьма эффективным за счет целенаправленного осуществления взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных компонентов человеческой психики. Кроме того, именно в таких условиях происходит осознание нужности учебного материала, как всего, что интересно.

Избранная основа проведения математических занятий дает возможность проведения «физкультминуток» с использованием фольклора, которые не только являются гармоничной частью учебного процесса, но и способствуют реализации целей физического воспитания.

Все это поможет ребенку, обучаясь по любой программе, познать красоту математической науки и тем самым приблизиться к истине, ведь именно красота способна привлечь, удержать и побудить к творчеству всякого, кто способен ее разглядеть и оценить. Именно красота является одной из необходимых, непреложных основ человеческого бытия, познания мира.

Русские народные сказки можно использовать для закрепления порядкового счета, для знакомство с величиной, а также для ориентировки в пространстве. Это, например, такие сказки, как «Репка, «Теремок», «Три медведя», «Маша и медведь» и др. В этом случае педагог организует обсуждение следующими вопросами: «Сколько героев встретил колобок? Кого первого встретил колобок?» и т.д.

Загадка может служить исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (геометрические фигуры, число, отношение, величина и т.д.). Например: отгадайте, о какой геометрической фигуре говорится в этой загадке: «Три вершинки, три угла, три сторонки – вот и я?».

Скороговорка позволяет закреплять, отрабатывать математические термины, слова и обороты речи, связанные с развитием количественных представлений. Например:

Три сороки – три трещотки

Потеряли по три щетки:

Три – ещё позавчера.

Летят три пичужки через три избушки.

После разучивания скороговорки педагог предлагает вспомнить, какое слово в тексте связано с данным числом, какая цифра соответствует этому числу.

Пословицы, поговорки так же, как и загадки, скороговорки, можно включать в занятия по математике с целью закрепления количественных представлений и развития речи дошкольников. Например: «Жить в четырех стенах» – какое число встречается в поговорке? (знакомство с числом и цифрой четыре).

Интересные возможности представляет воспитателю работа со считалками, они также способствуют развитию количественных представлений. Г.С. Виноградов из всего пестрого считалочного материала в отдельную группу выделил считалки — числовки, которые можно использовать с целью закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета, прямого и обратного счета [1]. Например:

Один, два, три, четыре, пять –

Ваня, не шути опять!

Шесть, семь, восемь –

Ваня, не шути, мы просим!

Один, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь,

Выплыл ясный месяц.

Девять, восемь, семь, шесть,

Пять, четыре, три, два, один.

В прятки мы играть хотим.

Надо только нам узнать,

Кто из нас пойдет искать.

Следует отметить, что процесс формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста будет эффективнее, если:

— будет организовано обучение с использованием малых форм фольклора не только на специальных занятиях по математическому развитию, но и в других режимных моментах. Например: «При наблюдении на прогулке, организации подвижной игры, во время умывания, одевания и т.д.»

— малые формы фольклора будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития количественных представлений у дошкольников;

— будет организовано взаимодействие педагогов и родителей, как участников педагогического процесса.

Детский сад – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в детском саду закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Для изучения математики очень важно использовать малые формы фольклора, т.к. он помогает детям в изучении учебного материала, добиваться успехов в усвоении материала, с интересом запоминать числа и цифры, решать задачи и примеры и т. д.

  1. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть: Рус.дет. игровой фольклор: кн. для учителя и учащихся, сост. М.Ю.Новицкая, Г.М. Науменко. М.: Просвещение, 1995. 224 с.
  2. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: учеб. пособие для студ. дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 1998.
  3. Энциклопедический словарь в 2-х томах. / Ред. Введенский Б. А. М.: Совет, энциклопедия, 1964. С. 585.

Малые формы детского русского народного фольклора как средства формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Дата публикации: 17.09.2014 2014-09-17

Статья просмотрена: 4848 раз

Библиографическое описание:

Жуйкова Т. П. Малые формы детского русского народного фольклора как средства формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2014. — №15. — С. 263-266. — URL https://moluch.ru/archive/74/12607/ (дата обращения: 10.02.2020).

Понятие «детский фольклор» вошло в науку сравнительно недавно. Однако новизна термина не связана с поздним происхождением этого вида фольклора. Глубокая древность многих произведений, относящихся к детскому фольклору, не подлежит сомнению. Детский фольклор — часть народной педагогики, его жанры интуитивно основаны на учете физических и психических особенностей детей разных возрастных групп [1].

Говоря о детском фольклоре, надо, прежде всего, иметь в виду произведения устного народного творчества, специально предназначенные для детей и не входящие в «обычный» репертуар взрослых. Это означает, что из детского фольклора исключается все то, что не создано взрослыми для детей, хотя и может быть известно детям: некоторые любовные песни, частушки, солдатские песни, народные драматические сценки и пр. Отличительная черта произведений детского фольклора выражается в учете психологии и возрастных особенностей детей [2].

Существуют различные классификации детского фольклора. Е. А. Флерина подразделяет фольклор на две большие группы. Произведения первой группы открываются колыбельными песнями. Спустя некоторое время ребенка начинают забавлять песенками и стишками, прибаутками.

Вторая группа, состоящая из произведений взрослых, ставших со временем детскими, включает в первую очередь заклички и приговорки. Родовые корни многих форм детского фольклора уходят глубоко в историю. Среди них заклички и приговорки, пожалуй, самые древние. По происхождению они связаны с календарными обрядами взрослых, а также с древними заговорами и заклинаниями [3].

Читать еще:  Лечение лямблиоза у детей народными средствами отзывы

Заклички — это песенки, обращенные к природе (солнцу, дождю, радуге) и выражающие призыв или просьбу. Дети обращались к силам природы как к мифологическим существам, старались их умилостивить. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда. Заклички выкрикивались хором, нараспев. В отличие от них, приговорки произносились индивидуально и негромко. Они содержали просьбу — заговор, обращенный к улитке, божьей коровке, мышке. Просьба состояла в том, чтобы показать рожки, взлететь, обменять выпавший зуб на новый.

Пословицы и поговорки заключают в себе богатство смысла. Это особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы похожи и не похожи на афоризмы — мудрые высказывания знаменитых писателей, общественных деятелей. Пословица отличается от афоризма тем, что, кроме прямого смысла, заключает в себе иносказательный смысл, более значительный по сравнению с тем, который в них прямо выражен. Содержание пословицы раскрывается в речи.

Поговорка сходна с пословицей, но поговорка не является полным суждением. Поговорка — часть суждения, часть предложения. Народ отличил пословицу от поговорки: поговорка — только цветочек, яркое выражение, а пословица-ягодка: это законченное предложение [4].

Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. С. С. Бухвостова считает незаменимым материалом для дикционных упражнений пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому определению К. Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают «выломать язык ребенка на русский лад» [5, с. 34].

Излюбленной словесной игрой детей остаётся скороговорка — веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. Ошибки в произношении вызывают смех. Играя, дети одновременно развивают органы артикуляции. Игра заключается не только в подборе труднопроизносимых звукосочетаний, но и в путанице, в постоянной перестановке звуков и созвучий, которые как бы бегут по фразе от начала к концу, повторяя друг друга и в чем-то меняясь [6].

Скороговорка чаще всего представляет картинку знакомых реалий повседневного быта. Каждое действие, указание, определение в скороговорке имеет смысл. Следующая удивительная особенность скороговорок — ее сложная ритмика. Каждый звук, звукосочетание и слово в скороговорке подчиняется ритму, и создают ритм [7].

К группе игрового фольклора следует относить все разновидности детских ролевых игр, игровые прелюдии (считалки, жеребьевки). Среди детей в наши дни считалка в большем почете, чем другие формы фольклора. Считалка — это рифмованное стихотворение. Главная особенность считалки — четкий ритм, возможность кричать раздельно все слова. В считалках довольно часто употребляются слова счета — числительные. Игровая считалка предназначена одновременно и для расчета и для игры. Именно эти считалки заканчиваются вопросами, заданиями, указаниями и прочими требованиями.

Отличительной особенностью считалки является использование так называемого «заумного языка». Это, прежде всего, распространяется на числительные. В этой связи В. П. Аникин пишет: «Приглядываясь к искажаемым формам счета в считалках, невольно замечаешь, что видоизменение словесной формы числительных — общее правило для считалки: раз — ази, анзы, ранцы, разум, разин, азики и т. п.; два — двази, дванцы, дванчик и т. п.; первый — первички, первенцы, первенцики; второй, другой — другичники, другенцы, другенцыки» [8, с. 22]. В искаженной форме в считалках могут выступать не только числительные, но и другие, части речи.

Особенности заумного языка считалки ученые возводят к древнейшей условной речи, к табу счета (запрету пересчитывать, произносить числа). Существовали древние поверья о том, что если охотник пересчитывает убитую дичь, то ему не будет удачи в следующей охоте; если хозяйка пересчитает куриные яйца, то куры перестанут нестись, и т. п. Поэтому прямой счет заменялся условным, обычные слова — их выдуманными заменителями.

Жеребьёвки или «сговоры» определяют деление играющих на две команды, устанавливают порядок в игре. Это лаконичные произведения, иногда рифмованные, содержащие обращение к представителям от каждой группы и вопрос, в котором предлагается выбор. Создавая жеребьёвки, дети часто импровизировали на основе сказок, песен, пословиц, поговорок, загадок, небылиц (коня вороного или казака удалого?; наливное яблочко или золотое блюдечко?) [9].

Детские дразнилки прочно связаны с игровым детским фольклором — потешками, считалками, небылицами, скороговорками. Они отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающей действительности. Жизнь детей пробуждает в их душе и сознании не только радостные, бурно веселые, счастливые переживания. По разным причинам и поводам ребенку свойственны столь же сильные чувства огорчения, обиды, неприязни, отвращения, даже ненависти и злости. Издавна народная мудрость давала выход отрицательным эмоциям ребенка в слове, в звуковых и ритмических сочетаниях слов, в сопровождающих их движениях, прыжках, гримасах — в дразнилках. Народная дразнилка всем своим строем предназначена для того, чтобы поставить на место обидчика, выразить свое отношение к неприятным отклонениям в поведении, привычках, во внешнем виде. Без дразнилки игра и жизнь ребенка утрачивают вкус, справедливость [10].

Загадки принадлежат в равной степени фольклору взрослых и детей: взрослые загадывали их детям для развития сообразительности. В старину люди верили в магическую силу загадок, верили, что, отгадывая загадки, они подчиняют себе природу, животных, растения. Постепенно загадки теряли магическое значение и становились одним из средств воспитания, развития наблюдательности, мышления, воображения [11].

Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, что подтверждается в исследованиях Ф. А. Сохина [12].

Проанализировав классификацию детского фольклора Е. А. Флериной, мы составили таблицу детского игрового фольклора с математическим содержанием.

Рис. 1. Малые формы фольклора с математическим содержанием

При формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста можно использовать следующие считалки: Первый дал, другой взял, трое сели — все поели. Кому гадки гадать? По-турецки писать?

Пословицы и поговорки: Один за всех, все за одного. Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени — только три дня.

Скороговорки: Возле грядки — две лопатки, возле кадки — два ведра.

При формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста можно использовать следующие загадки: на одной ноге стоит, в воду пристально глядит, тычет клювом наугад, ищет в речке лягушат. На носу повисла капля. Узнаёте? Это… (цапля).

Нелепицы, перевертыши вид прибаутки. Его еще называют «поэзией парадокса». Смеясь над абсурдностью нелепицы, ребенок укрепляется в уже полученном им правильном представлении о мире. Нелепицы используются в более старшем дошкольном возрасте, когда ребенок начинает понимать юмор, это 6–7 лет.

Например: Сегодня день целый все звери у дела: лисичка-сестричка шубку подшивает, сер медведь старый дед, сапог подбивает, а сорока-белобока мушек отгоняет. Медведица Маша варит детям кашу. Зайчиха под ёлкой метет метелкой. Кошка лыки дерёт, коту лапотки плетет. По болоту босиком кулик ходит с посошком.

Математические знания, как никакие другие, отражают закономерности окружающего мира, лаконично объясняют отношения, определяют пространственные формы и количественные отношения.

Следовательно, можно выделить следующие моменты, которые облегчают ребенку восприятие текста малых фольклорных форм: Жанры игрового фольклора, например считалки, имеют сюжет, выраженный в драматической или повествовательной форме, состоят из слов-образов. Описывают видимый объективный мир. Динамика действий и краткость текста соответствует эмоциональным состоянием ребенка, его неспособности еще развернуть, описать передаваемое событие. Словарь игрового фольклора максимально приспособлен для детского восприятия. Посредством игрового фольклора дети быстрей осваивают величину, счет, геометрические фигуры, ориентируются в пространстве, во времени.

Таким образом, малые формы русского народного фольклора в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную частоту и физическое совершенство. Произведения русского фольклора широко используются в работе с детьми дошкольного возраста. На прогулке, во время игр, в процессе работы, в ходе занятий эти произведения являются прекрасным дополнением к содержанию наблюдений, анализу и оценке того или иного вида деятельности. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, создания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

Читать еще:  Лечение лямблиоза и аскаридоза у детей

1. Аполлонова Н. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре / Н. А. Апполонова // Дошк. воспитание. –1992. — № 5–6. — С.5–8.

2. Мацкевич А. Я. Малые формы фольклора — дошкольникам // Работа с книгой в детском саду / Сост.: В. А. Богуславская, В. Д. Разова. — М.: Просвещение, 1967. — С.46–60.

  1. Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника / Е. А. Флерина. — М.: Просвещение, 1989. — 127 с.

4. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. — М.: АСТ, 2007. –240 с.

  1. Ушинский К. Д. о первоначальном обучении счету. Избранные педагогические сочинения / К. Д. Ушинский. — М.: Просвещение, 1986. — С. 34
  2. Потешки, считалки, небылица сост. А. Н. Мартынова. — М.: Слово, 1998. — 122 с.
  3. Лунина Г. В. Воспитание детей на традициях русской культуры: учебно-методическое пособие / Г. М. Лунина — М.: Радуга, 2005. — 128 с.

8. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. — М.: АСТ, 2007. — С. 22.

  1. Детская литература: учебное пособие для учащихся дошкольных специальностей пед. училищ // сост. е.Е. Зубарева, З. П. Пахомова. — М.: Просвещение, 1976. — 212 с.
  2. Ватаман В. П. Воспитание детей на традициях народной культуры: программа, разработки занятий и мероприятий / В. П. Ватаман. — Волгоград: Учитель, 2008. — 181 с.

11. Венгер Л. А. Психология / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. — М.: Просвещение, 1988. — 328 с.

12. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф. А. Сохина, 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с.

Малые фольклорные жанры в формировании математических представлений у детей младшего дошкольного возраста

К ним относятся пословицы, загадки, поговорки и др. В непосредственно-образовательной деятельности по математике можно использовать скороговорки, которые не только способствуют лучшему усвоению детьми математических представлений, но и развивают технику речи (правильное дыхание, дикция, умение управлять своим голосом).

Формирование элементарных математических представлений является одним из основных средств интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Для лучшего усвоения детьми математических представлений и понятий, как счет, число, измерение, величина, геометрические фигуры и т.д. можно использовать малые фольклорные жанры. К ним относятся пословицы, загадки, поговорки и др. Использование загадок в непосредственно – образовательной деятельности по математике способствует не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о числах, фигурах и т.д., но и обогащению и активизации словаря. Загадка — это замысловатое иносказательное описание предмета или явления. Условно их можно разделить следующим образом:

1.Загадки, в которых есть слова, связанные с понятием числа и цифры, например:

Восемь ног, как восемь рук, Вышивают шелком круг (паук).

На четырёх ногах стою, Ходить я вовсе не могу. Когда устанешь ты гулять, Ты можешь сесть и отдыхать. (Стул)

  1. Загадки, связанные со сравнением множеств величин, например: больше — меньше, выше — ниже, длиннее — короче, шире — уже и т.д.

Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе Узкий кончик — в роднике, А широкий — в море (река).

3.Загадки, в которых есть слова, связанные с временными представлениями: части суток, вчера, сегодня, дни недели, месяцы.

Братьев этих ровно семь, Вам они известны всем. Каждую неделю кругом, Ходят братья друг за другом. Прощается последний, Появляется передний (дни недели).

Три брата – один впереди, Два позади бегут И догнать одного не могут. ( Трёхколёсный велосипед)

  1. Загадки, связанные с пространственными представлениями.

Стоит копна посреди двора. Спереди – вилы, сзади – метла. ( Корова).

  1. Загадки, связанные с формой предметов, раскрывающие свойства геометрических фигур:

Нет углов у меня, И похож на блюдце я, На тарелку и на крышку, Кто я такой друзья? ( Круг).

Он давно знаком со мной, Каждый угол в нём — прямой . Все четыре стороны Одинаковой длины. Вам его представить рад, А зовут его… ( Квадрат).

  1. Загадки можно использовать для знакомства с числом и цифрой.

Вспушит она свои бока, Свои четыре уголка. И тебя, как ночь настанет, Все равно она притянет (подушка).

Возле леса на опушке Трое их живёт в избушке. Там три стула и три кружки, Три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? ( Машенька и три медведя).

В непосредственно-образовательной деятельности по математике можно использовать скороговорки, которые не только способствуют лучшему усвоению детьми математических представлений, но и развивают технику речи (правильное дыхание, дикция, умение управлять своим голосом). Например, при знакомстве с числом и цифрой «4» можно предложить разучить скороговорку:

«У четырех черепашат по четыре черепашонка». «Опять пять ребят — нашли у пенька пять опят».

Вспомнить, какое слово в тексте связано с данным числом, какая цифра соответствует этому числу, назвать его соседей. Методика работы над скороговоркой проста. Сначала воспитатель произносит ее, а дети внимательно слушают, затем они повторяют очень медленно, но не по слогам, потом всё, убыстряя и убыстряя темп. Пословицы и поговорки в непосредственно-образовательной деятельности по математике используются с целью закрепления математических представлений и развития речи. Пословица — краткое изречение с назидательным смыслом, а поговорка — выражение, которое не имеет законченного высказывания, морали или вывода. Например: — Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышат. — Два сапога пара. — Семь раз отмерь – один отрежь. — Не узнавай друга в три дня — узнавай в три года. — Заблудился в трех соснах. — Убил двух зайцев.

Считалки — короткие рифмованные стихи, применяются для определения ведущего или распределения ролей в игре. Они обучают детей разучивать больше стихотворений, тем самым развивают память. Считалка способствует выработке таких качеств, как честность, непреклонность, чувства товарищества, доставляет детям наслаждение, вырабатывает чувство ритма. Она выполняет познавательную, эстетическую функцию. В математике считалки используются с целью закрепления умения вести счет в прямом и обратном порядке, развивают временные представления.

1.Мы собрались поиграть. Ну, кому же начинать? Раз, два, три, начинаешь ты.

  1. Раз, два, три, четыре, Кто у нас живёт в квартире? Папа, мама, брат, сестрёнка, Кошка Мурка, два котёнка, Мой щенок , сверчок и я- Вот и вся моя семья! Раз. Два, три, четыре, пять,

Всех начну считать опять.

3.Раз — два, раз — два, раз — два — три! Вслед за мною говори: В понедельник, вторник, среду

В гости к бабушке поеду. А в четверг и в пятницу Санки к дому катятся. За субботой — воскресенье, В этот день пекут печенье. Раз — два, раз — два, раз — два — три! Всю считалку повтори!

Мир детства невозможно представить без сказки. Задачи со сказочным сюжетом помогают связать имеющиеся знания с окружающей действительностью, применить их при решении различных жизненных ситуаций, способствует формированию представлений о числах и смысле производимых над ними действий. Особый интерес вызывают задачи, оформленные в виде сказок. Слушая их условия, ребенок должен быть внимательным, чтобы правильно ответить на вопросы, сообщить, что именно требуется сосчитать. В процессе решения задач закрепляются навыки счета, представления о форме, цвете, величине и т. д. Дети понимают: считать можно любые предметы. Задача: Я колобок, колобок! Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел, Я от зайца ушел, Я от волка ушел, Я от медведя ушел, А от лисы не успел уйти. Вопросы: — Сколько зверей встретил Колобок?

— Сколько раз он смог уйти?

— Сколько раз Колобок не смог уйти?

Таким образом, малые фольклорные жанры являются важным средством развития математических представлений дошкольников. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Устное народное творчество приносит радость, способствует не только знакомству, закреплению знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах, но и развитию мышления, речи, стимулированию познавательной активности детей, тренировке памяти и внимания. Оно может широко использоваться как прием, побуждающий к приобретению знаний – при знакомстве с новым материалом, как приём, обостряющий наблюдательность – при закреплении определённого знания, правила, как игровой материал, соответствующий возрастным потребностям детей дошкольного возраста.

Математическое развитие детей средствами народной педагогики

Автор: Глазкова Елена Юрьевна

Организация: МБДОУ МО «Детский сад № 175»

Населенный пункт: Краснодарский край, г. Краснодар

Тенденции развития современной теории и методики дошкольного образования свидетельствуют, что специально организованные занятия, направленные на репродукцию различных знаний и умений, формирование навыков, уступают место культурным детским практикам. Дидактические задачи решаются на интегрированных занятиях, повышая мотивацию детей, в условиях совместной деятельности взрослого и ребенка, в условиях активизации самостоятельной деятельности воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Современное дошкольное образование ориентируется на становление ребенка как субъекта детских видов деятельности и поведения, на развитие у дошкольника субъектных качеств и свойств, субъектной позиции в разных видах деятельности.

Построение образовательного процесса влечет за собой смену позиций педагога и ребенка в процессе взаимодействия. На занятиях воспитатель и воспитанники занимают партнерские позиции, которые подразумевают взаимное уважение, открытость друг другу. Следовательно, ребенок будет чувствовать себя свободно, на равных (как со сверстниками в игре). Свобода способствует развитию активности, самостоятельности, умения принимать решения, опираясь на имеющиеся знания и умения. Дошкольник не боится, что его действия будут расценены как неправильные. Положительный настрой ведет к эмоциональному комфорту во время занятий.

Читать еще:  Диета при крапивнице у детей

Приглашая детей на занятие, воспитатель использует фразы типа: «Давайте сегодня…», «Кто хочет – присоединяйтесь, устраивайтесь поудобнее…». Партнерская позиция предполагает подбор вариативного содержания и способов выполнения заданий. Дети легко могут разделиться на «кружки по интересам» при выполнении различных заданий. Партнерская форма организации занятия предполагает «открытый конец», т.е. каждый ребенок в праве двигаться в своем темпе, завершить процесс тогда, когда посчитает нужным. Дети учатся планировать и отслеживать, на начальных этапах с помощью взрослого, результат своей деятельности.

Современный образовательный процесс строится на определенном содержании, близком и интересном воспитанникам. Рассмотрим один из содержательных аспектов реализации субъект-субъектного взаимодействия.

Мир детства невозможно представить без сказок. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга. Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Воплощение в сказках положительных черт народа делало их эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость — результат борьбы, результат совместных усилий.

Велика образовательная роль сказок. Встречается утверждение, что педагогическое значение сказок лежит в плоскости эмоциональной и эстетической, но не познавательной. С этим нельзя согласиться. Уже само противопоставление познавательной деятельности эмоции в корне неверно: эмоциональная сфера и познавательная деятельность неотделимы, без эмоции, как известно, познание истины невозможно. Такие особенности сказок, как оптимизм, образность, забавность, дидактизм, позволяют использовать их при решении педагогических задач.

Одна из основных задач дошкольного образования — математическое развитие ребенка. Оно не сводится только к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.

Особая роль математики – в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математике являются не только знания, но и определённый стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Русские народные сказки как средство математического развития детей необходимо рассматривать в единстве содержания и художественной формы. Если внимательно прочитать русские народные сказки, написанные для детей, то можно заметить, что практически каждая из них с помощью образного слова передаёт определённое математическое содержание. Многие сказки формируют представления детей о временах года, времени суток, днях недели, о величине и пространственных ориентировках, количественных представлениях. В сказках содержится большое количество математических ситуаций. И усваиваются они как бы сами собой. Например, пространственные отношения, количественные свойства и величина достаточно ярко представлены в любимой детьми и взрослыми сказке «Репка». С ней дети знакомятся уже в младшем дошкольном возрасте, а в среднем и старшем дошкольном возрасте к ней можно обращаться при изучении детьми элементарных математических отношений.

Например, дед посадил маленькую репку, она выросла и стала большая. Этот факт разнопланово проигрывается с использованием трёх математических отношений, которые в ней заложены. Пересказывая сюжет сказки, ребёнок прибегает как к пантомимическим действиям (показ величины руками), так и к словесному определению величины (большая репка / маленькая репка). Герои сказки выстраиваются в ряд, который постоянно увеличивается, по мере того как подходят новые помощники. На примере образовавшейся цепочки героев сказки эффективно формируются представления о длине, которые дети могут закрепить с помощью полосок различной длины, палочек Кюизенера и т.п.

На материале этой сказки формируются количественные представления один, много, два, три персонажа и т.д. Вначале репку тянул один дед, или, например, дед и баба не смогли вытянуть репку, так как их было мало и им было трудно справиться с этой работой. Понять сказку и ответить на любимый взрослыми вопрос, который является кульминационным «Кто же вытянул репку?» — можно только в том случае, если дети владеют понятиями «много», «мало», «один», «несколько» и т.п.

Сказка «Теремок» поможет запомнить не только количественный и порядковый счет (первой пришла к теремку мышка, второй — лягушка и т.д.), но и основы арифметики. Дети легко усвоят, как увеличивается количество, если каждый раз прибавлять по единичке. Прискакал зайка — и стало их трое. Прибежала лисица — стало четверо. А можно разыграть сказку при помощи игрушек.

Сказка «Колобок» особенно хороша для освоения порядкового счета. Кто повстречался колобку первым? Кто вторым? Кто третьим? Можно зашифровать сказку с помощью геометрических фигур.

Прочитав сказку «Три медведя», можно составить следующие задания: Сколько медведей жило в избушке? Сколько взрослых зверей? Сколько детенышей? Сколько всего было стульев? Каким был первый стул по высоте? Каким был второй стул по высоте? А которым был самый низкий стул? Медведей можно сравнить по размеру (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький) и соотнести их с соответствующими стульями и тарелками.

При ознакомлении со сказкой «Лиса и заяц» целесообразно задать вопросы: «Сколько зверей пыталось помочь зайцу? Кто первый пришёл на помощь? Каким по счёту был петух?». Обсуждая сказку «Волк и семеро козлят», дети отвечают на математические вопросы: «Каких героев по одному? (волк, коза), а сколько козлят?» (Семь). «Сколько козлят съел волк, если один спрятался?» (Шесть).

Можно использовать разнообразные приемы работы со сказкой. Занятия, построенные на сюжетах сказок очень интересны и увлекательны. Помогая главному герою Емеле или Иванушке и путешествуя с ними, выполняя все задания, дети легко усваивают математические понятия.

Особый интерес вызывают задачи, оформленные в виде сказок. Слушая их условия, ребенок должен быть особенно внимательным, чтобы правильно ответить на вопросы, сообразить, что именно требуется сосчитать.

В процессе решения задач закрепляются навыки счета, а также представления о форме, цвете, величине и т.д. Кроме того, дети начинают понимать: считать можно любые предметы.

Дошкольники должны научиться не только решать задачи, но и составлять их. Сначала им можно давать готовые задачи и предлагать составить вопросы к ним. Например: «Жили себе дед да баба, и была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко. Яичко не простое — золотое. Сначала дед бил, бил не разбил. Потом баба била, била не разбила». Работая над данным текстом, ребенок может придумать следующий вопрос: «Сколько всего человек били и не разбили яичко?»

Задачи со сказочным сюжетом помогают связать имеющиеся знания с окружающей действительностью, применять их при решении различных жизненных проблем, способствуют формированию более глубоких и четких представлений о числах и смысле производимых над ними действий.

С помощью сказок можно познакомить детей с цифрами. Например: Сегодня к нам в гости придут наши старые друзья. Кто? Вы можете узнать это, отгадав следующую загадку: «Возле леса, на опушке, трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки. Три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки: кто герои этой сказки?» (Три медведя). Сегодня мы с вами познакомимся с записью числа 3, с цифрой 3. Каких предметов в этой сказке было по три? (Три стула, три кружки, три кровати, три подушки и т.д.).

В старшем дошкольном возрасте можно использовать математические настольные игры по сюжетам русских сказок, с помощью которых дети закрепят навыки счёта в пределах десяти, а также выполнят действия на сложение и вычитание.

Влияние фольклора, художественной литературы на умственное, речевое и эстетическое развитие детей дошкольного возраста общеизвестно. Неоценимо его значение и в процессе формирования элементарных математических представлений.

Таким образом, для развития интереса к математике, для приобщения к созидательной деятельности и творческого развития дошкольников в процессе обучения целесообразно использование русских народных сказок. Они с помощью образных средств делают математический материал для детей более понятным и доступным, открывают и объясняют ребёнку особенности различных свойств и отношений. Дети быстрее приобретают навыки счёта, усваивают геометрические понятия, представления о временах года, времени суток, днях недели, о величине и пространственных ориентировках. Организация обучения через сказку, драматизацию по мотивам русских народных сказок поддерживает интерес ребенка к математике. Важно отметить, что возрастает активность в освоении предметной области, демонстрации собственных достижений обучения, что позволяет детям обрести субъектную позицию.

Список литературы:

  1. Альтхауз Д. , Дум Э. «Цвет, форма, количество». — М. : Просвещение 2004г.
  2. Большунова Н.Я. Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки: Учебное пособие. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2005г.
  3. Ерофеева Т.И. и другие. «Математика дня дошкольников»,- М.: Просвещение 2012г..
  4. 3вонкин А. «Малыш и математика, непохожая на математику». Знание и сила, 2011г.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector