Вербальные невербальные средства стимулирования поддержки детей

МАОУ ДС № 200 «Волшебный башмачок»

Консультация для воспитателей «ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ»

Категория: Консультации для педагогов Создано 25.10.2016 13:39 Просмотров: 310

Консультация для воспитателей «ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ»

Автор:
воспитатель
Толстикова Ольга Михайловна

В традиционной педагогике долгое время считалось, что речевое развитие ребёнка во многом зависит от речевой активности воспитателей, родителей. «Говорите с ребёнком как можно больше и чаще», — такие советы постоянно слышали родители от специалистов дошкольного дела.

В каждом слове заключён не только информационный, но и эмоциональный смысл. Слово может творить психическую реальность, оно обладает особой силой, поистине магической.

В традиционной системе воспитания взрослые частенько забывают об осторожности, прибегают к угрозам, запугиванию детей. Не считаются антипедагогичными «ярлыки»: неряха, неумейка, плакса, ябеда, соня, упрямец:

Один из современных педагогов сравнил ребёнка с многооконным домом: какое качество выкликаем, то и отзывается-открывается. Значит «ярлык» становится установкой, прогнозом на будущее.

Где бы табличку повесить: «Осторожно — слово. Словом можно покалечить душу»?

Американский психотерапевт Сесил Р. Бенуа в своей книге «Когда одной любви недостаточно» просит взрослых, особенно тех, которые считают себя компетентными воспитателями, отказаться от таких фраз-заявлений детям:

  • «Если ты не будешь себя вести как следует, никто не будет любить тебя». (Ребёнок воспринимает это так: «Такой, какой я есть, я неприемлем»).
  • «Если ты не будешь вести себя хорошо, у тебя не будет друзей.» («Я наверное плохой»).
  • «Ну разве можно быть таким глупым?» («Должно быть я не умён»).
  • «Ты никогда ничего не понимаешь.» («Я тупой, неспособный!»).

Мария Монтессори писала, что, требуя послушания, лишая ребёнка свободы действовать самостоятельно, мы вовсе не воспитываем в нём дисциплинированность. Это нам только кажется. На самом деле мы сковываем развитие воли, а вместо сознательной дисциплины развиваем тревожность, страх, рабское послушание, за которым скрыта агрессивность. Пружину сжимаем, а когда она разожмётся и как и кого ударит, не ведаем. А сколько тратим слов?! Сколько репрессивных форм речи! Но при этом считаем, что воспитываем личность.

Американский психолог Арнольд Гезелл: «Если учителя и родители считают, что из ребёнка можно вылепить что угодно, достаточно лишь настойчиво давить на него извне, это значит, что взрослые ещё не приблизились к познанию истинной природы душевного. Уместнее сравнение души с растением, а не с комком глины. Ведь глина не растёт, форма полностью придаётся извне. Форма растения, напротив, приобретается изнутри, благодаря собственным потенциям роста».

Дети учатся всему, и искусству общения, у взрослых, особенно у тех взрослых, которых уважают.

Дошкольники охотнее откликаются на те слова, жесты, которые они воспринимают как одобряющие, при этом очень болезненно реагируют на унижающие замечания. Часто такие замечания приводят детей к неверию в собственные силы.

Не стоит забывать, что порицание подавляет способности, а одобрение воодушевляет, поддерживает детей.

Чтобы чему-то научить, необходимо сначала установить добрые отношения с ребёнком, считала М. Монтессори, дать ему свободу. Свободу для развития, исследования и самопознания.

Эмпирические открытия, сделанные в начале века доктором медицины и педагогом Марией Монтессори, подтверждены в конце века известнейшими психологами и педагогами. Все они доказывают, как и создательница «молчаливой педагогики», что ребёнок — существо невербальное. Утверждают, что всякая информация воспринимается дошкольниками через отношения, а не через слова.

Словами мы загружаем левое полушарие. Оно отвечает за логику, за понимание речи. А ребёнок — правополушарное существо, его мышление образное. Включая сначала правое полушарие, несловесное, мы подтягиваем постепенно к процессу познания и левое. И тогда малыш развивается гармонично, у него не происходит перегрузки нервной системы, психики.

Психолингвисты дополнили эти выводы, доказав, что «личностные смыслы существуют в двух формах: эмоционально-непосредственной и вербализованной. Вербализованная форма — это осознание, обозначение того, что придаёт смысл ситуации. Эмоционально-непосредственная — это её эмоциональное проживание.

Вербализованная форма осмысления практически недоступна детям дошкольного возраста».

Доказано, что существуют два языка общения:

  • один язык — это язык слов, понятий, категорий, обобщений, речевых единиц, фраз;
  • второй язык — это язык бессловесный: язык мимики, улыбок, гримас, смеха, плача — язык эмоций, переживаний.

Этот второй язык появляется очень рано и позволяет малышу «считывать» информацию об отношении окружающих к нему и друг к другу, их настроение, эмоции.

Ребёнок, впервые оказавшийся в группе детского сада, сразу определит отношение к себе незнакомых детей и воспитателя. Он может не понять ни одного слова, не сразу привыкнет к темпу речи педагога, произношению, но бессловесная коммуникация его не подведёт: каким тоном говорит эта тётя детям и каким маме, заведующей; отворачивается ли от него, от детей; прихорашивается, не замечая детей, или улыбается им; прижимает к себе обиженного. Всё учтёт, впитает его разум.

Информация для размышления. Как ребёнок начинает учиться речевому общению?

Малыш сначала учится манипулировать, управлять поведением, и речевым в том числе, других людей (мамой, папой, близкими) с помощью невербальных средств и лишь значительно позже справляется со своим собственным поведением.

Опыт общения со сверстниками начинает формироваться на третьем году жизни, а интенсивно развивается на четвёртом. Контакты трёхлетних диктуются часто предметной средой.

Активные, содержательные и эмоциональные контакты зависят от многих причин и от внутренних возможностей ребёнка.

Находясь в детском коллективе, вдали от родителей, ребёнок хочет быть независимым и защищённым одновременно, он хочет от взрослого понимания.

И понимание тоже не обязательно выражать словесно. Несловесные методы и тут важнее: подбадривающий, тёплый взгляд, добрая улыбка, иногда прикосновение рукой, поглаживание скажут больше слов.

Монтессори-педагоги очень хорошо понимают силу и воздействие взгляда. Прямым требовательным взглядом мы словно проникаем в душу без всякой просьбы того, на кого смотрим. А если взгляд ещё и не добрый?

Бессловесная коммуникация — самая честная. С детства мы всё определяем интуитивно, кто нас любит, а кто нет, и без всяких слов знаем, как к нам относятся. Ребёнок это чувствует гораздо тоньше, сильнее.

Переживания остаются в глубинах эмоциональной памяти и обнаруживаются через многие годы. Какими мы, взрослые, останемся в памяти ребёнка? Какими видит нас ребёнок? Как изображает в игре? Как рисует?

Итак, как обучать, не забывая завета монтессорианцев: «Не переводи в словесный ряд то, что можно не переводить. Отношения лучше не вербализовать, тем более всякие замечания словесно не оформлять».

Причину предпочтения невербального обучения в Монтессори-технологии можно сформулировать ещё и так: «Я слышу — я забываю, я вижу — я запоминаю, я делаю — я учусь».

Таким образом, невербальной коммуникацией является вся атмосфера в группе: и свободный доступ к любым пособиям, и сами эти пособия, и особый порядок, и отношения взрослых и детей, и их жесты, взгляды, и ритуалы, традиции в группе, и семейная обстановка.

Читать еще:  Пирамидная недостаточность у детей симптомы

Заповеди для родителей и воспитателей.

  • Детей учит то, что их окружает.
  • Если ребёнка часто критикуют — он учится осуждать.
  • Если ребёнку часто демонстрируют враждебность — он учится драться.
  • Если ребёнка часто высмеивают — он учится быть робким.
  • Если ребёнка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым.
  • Если к ребёнку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым.
  • Если ребёнка часто подбадривают — он учится уверенности в себе.
  • Если ребёнка часто хвалят — он учится оценивать.
  • Если с ребёнком обычно честны — он учится справедливости.
  • Если ребёнок живёт с чувством безопасности — он учится верить.
  • Если ребёнка часто одобряют — он учится хорошо к себе относиться.
  • Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным — он учится находить в этом мире любовь.

Вопросы для обсуждения:

  • Какие средства коммуникации, вербальные или невербальные, преобладают в дошкольном возрасте? Почему?
  • Верно ли утверждение, что детей учит то, что их окружает?
  • Что, на ваш взгляд, главнее: научить ребёнка чему-либо или построить добрые отношения с ним? Обоснуйте свой ответ.
  • Выберите пять заповедей, соблюдение которых вы считаете особенно важными в воспитании детей. Обоснуйте свой выбор.

Советы родителям: вербальное и невербальное общение с детьми

Общение взрослых с маленькими детьми — это многогранный процесс. Непосредственно словами при этом доводится до них лишь мизерная часть информации. По данным ученых, их доля составляет не более 7 процентов. Весь остальной процесс взаимодействия взрослого человека с маленьким — это так называемый язык тела.

Он включает в себя определенные позы, мимику, жесты. Все это относят к невербальным способам общения, которые должны освоить не только детские психологи или воспитатели в детских садах, но и родители. Такая форма подачи информации эффективно влияет на все стороны развития ребенка в долгосрочной перспективе:

  • на их отношение к взрослым и сверстникам,
  • на поведение,
  • на понимание и усваивание информации,
  • на восприятие детей со стороны других людей.

В конечном счете все это определяет будущее ребенка, его социализацию, перспективы. Невербальная форма подачи различных инструкций, советов, указаний, да и просто полезных сведений, как оказалось, может играть решающую роль. По этой причине модель поведения родителей должна быть тщательно выверена и просчитана, если они не хотят получить неожиданный и не всегда позитивный результат.

Влияние звуков на развитие ребенка

Известно, что новорожденные и маленькие дети позитивно реагируют на мамин голос. Они его очень быстро запоминают, узнают среди множества других, определяют разные интонации. Познание жизни в этом возрасте идет именно через восприятие тональности маминого голоса и его интонаций.

Более того, ученые утверждают, что именно мамин голос учит ребенка структурировать человеческую речь. Через его интонации малыш учится определять начало и завершение слогов, слов и предложений. Кроме того, научно подтверждено, что высокий тон голоса активнее стимулирует детей к общению. Именно поэтому они реагируют, прежде всего, на голос мамы, а не папы.

Для малыша, который обладает небольшим лексическим запасом и пока не в состоянии распознавать значение многих слов, существенное значение имеет, когда родители показывают свою реакцию на общение с ним при помощи звуков. Такой голосовой реакцией можно выразить согласие, одобрение/неодобрение, заинтересованность, строгость, негативную оценку. Ребенок легче воспринимает это и принимает как руководство к действию.

В любом возрасте дети легче воспринимают информацию, если разговор идет при общении на уровне его глаз. Они при этом более восприимчивы к звуковым волнам и в прямом смысле этого слова не пропускают сказанное взрослыми мимо ушей. Не случайно для эффективности преподавания психологи часто рекомендуют учителям давать учебный материал, находясь с учениками на одном уровне.

Как родителям следует двигаться при общении

Невербальное общение выражается не только интонацией и звуками. Психологическое и творческое развитие ребенка идет более активно, если взрослые при этом правильно применяют жесты или занимают подходящие позы.

Не забывайте, что родители кажутся малышу огромными. Неосторожную позу или резкое движение он может посчитать угрожающими и пугающими. Если это часто повторяется, взрослые, сами того не желая и порой даже не подозревая об этом, могут выработать у ребенка стойкий страх. А с учетом того, что он просто не понимает, почему против него задействована такая агрессия и угроза, малыш может замкнуться в себе, отдалиться от родных.

Чтобы этого не произошло, необходимо контролировать свои жесты и принимаемые позы. Оптимальное расстояние между маленькими детьми и взрослыми при общении может составлять до 60 см. Чем старше ребенок, тем больше становится эта дистанция, а личное пространство подростка увеличивается, подчеркивая его самостоятельность. Принудительное сокращение такого пространства неизбежно будет восприниматься как угроза.

Успешное развитие ребенка стимулируется в том числе и невербальным поощрением. Свою поддержку и одобрение можно выразить очень простыми жестами — кивнуть головой, поднять вверх большой палец или, например, для подростков отметить их достижения двумя пальцами, сложенными в букву V (виктория). Использование таких жестов не требует от взрослых значительных усилий или траты времени, но оказывается очень важным для взаимопонимания в семье.

Готовность к общению, желание выслушать ребенка выражает и поза, которую выбирают при этом родители. Если мама при этом мечется по кухне или выполняет какие-то другие движения, то доверительного общения не получится. Заинтересованность в беседе нужно показать ребенку определенной позицией. Не стоит скрещивать ноги и руки, обнимать себя за плечи или колени. Поза должна быть открытая, развернутая в сторону ребенка, приглашающая к разговору.

Психология ребенка

  • Развитие ребенка
  • Статьи
  • Психология ребенка
  • Невербальное общение: советы родителям

Десять основных навыков невербального общения, которые помогут вам стать лучшими родителями

Невербальное общение: советы родителям

Согласно исследованиям, на язык тела приходится 93% посылаемой информации. Кто бы мог подумать, что наши мимика и пантомимика могут говорить так громко.

Давая детям всевозможные инструкции, не многие родители задумываются о невербальных способах общения с ними. А ведь невербальное общение оказывает долгосрочное влияние на то, как дети слушают, ведут себя, усваивают информацию и разговаривают с другими людьми. Оно также влияет на их отношение к нам, родителям, и на то, как дети выглядят в глазах других людей. Невербальное общение может оказывать серьезное воздействие на то, насколько ребенок понравится окружающим людям и на возможности, которые появятся у него в будущем. Несомненно, данный тип общения оказывает огромное влияние на судьбы детей.

Нам как родителям важно помнить о том, что зачастую дети откликаются не на наши слова, а на форму их подачи. Нам необходимо тщательно моделировать поведение, которое мы хотим видеть в наших детях. Поэтому мы должны улучшать собственные навыки невербального общения, чтобы они могли эффективно учиться у нас и улучшать свои социальные навыки. К счастью, существует множество способов положительно повлиять на навыки понимания и общения наших детей. Далее представлены полезные советы, которые будут полезны родителям.

Читать еще:  Глисты лямблии у детей фото

1. Значение зрительного контакта

Родители часто игнорируют значение зрительного контакта со своими детьми. И напрасно, поскольку хороший зрительный контакт между родителями и ребенком является важным инструментом нормального развития малыша. Когда ребенок внимательно следит за выражением лица родителей, он получает подсказки для понимания их словесных высказываний. При этом ребенку важно сосредотачивать свое внимание не только на лице, но и на движении губ. Это делает наше высказывание более «читабельным» и воспринимаемым.

2. Разговор на уровне ребенка

Когда вы наклоняетесь и разговариваете с ребенком на уровне его глаз, то не только проявляете дружелюбие и меньше пугаете малыша, но еще и делаете свое высказывание более легким и доступным для восприятия на слух. Педагогам часто рекомендуется преподавать на одной горизонтальной плоскости с детьми, чтобы налаживать и укреплять связь с учениками.

3. Использование позы, открытой к общению

Когда мы принимает открытую позу, т. е. наши руки и ноги не перекрещиваются, ладони несколько развёрнуты к ребенку и корпус тела повернут в его же сторону, в отличие от скрещенных или обнимающих плечи рук мы демонстрируем детям свою готовность принимать то, что они хотят сказать. Это положение рук вызывает у детей желание общаться с нами и слушать нас.

4. Позитивное выражение лица

Улыбка, поднятые вверх уголки губ, а также глаза, выражающие заинтересованность и широко раскрытые от взволнованного предвкушения, влияют на реакции детей на наши высказывания. Позитивное выражение лица родителей побуждает их к позитивным откликам. Здесь важно учитывать, что эмоциональные переживания детей при общении с другими людьми формируют их реакции на протяжении всей жизни.

5. Обоюдное, совместное внимание

Совместное внимание родителей и детей к какому-либо предмету (например, когда родитель опускается на пол вместе с ребенком, чтобы вытереть грязь, вместо того, чтобы приказывать ребенку убрать беспорядок самостоятельно) чрезвычайно важно для привлечения интереса ребенка к насущной теме. Когда мы рассматриваем и оцениваем тему разговора вместе с нашими детьми, мы заинтересовываем их на более глубоком уровне.

Было проведено исследование развития словарного запаса ребенка и совместного внимания. Результаты свидетельствуют о том, что дети, которые учили слова, выполняя задания вместе с родителями, имели больший словарный запас. Если ребенок не обращает внимания на вас и ваши слова, приблизьтесь к нему или даже укажите ему на проблему. Надо надеяться, что в следующий раз он будет делать так, как вы ему указали.

6. Тон голоса и интонации (параязык) при разговоре с детьми

Ни для кого не секрет, что младенцы и маленькие дети любят материнский язык (мамин высокий тон голоса). Было проведено исследование, которое обнаружило, что материнский язык помогает детям определять, где слова начинаются и где заканчиваются, а значит, узнавать звуки, слоги, слова и, наконец, предложения. Дети также принимают более активное участие в разговоре с родителями, когда те используют высокий и варьирующийся ритм речи.

7. Жесты

Кивок головой, поднятый вверх большой палец и поднятые в волнении руки также позитивно влияют на взаимодействие с детьми. Так мы невербально выражаем им понимание и поддержку.

8. Звуки (угу, м-м-м, ах)

Использование родителями голосовых реакций (не словесных) при разговоре с ребенком демонстрирует ему нашу заинтересованность в том, что он говорит. Эти звуки подбадривают ребенка, так как мы показываем, что слушаем его очень внимательно.

9. Близость между родителем и ребенком

Когда дети еще маленькие, очень важно, чтобы пространство (дистанция) между ними и родителями было относительно небольшим (30–60 см). Когда дети становятся подростками, это пространство естественным образом увеличивается и требует к себе более внимательного отношения родителей.

10. Передвижение (движения, которые следует/не следует совершать родителям)

Для того чтобы демонстрировать ребенку нашу заинтересованность в разговоре с ним, наши движения должны быть ограничены жестами и мимикой. Ходьба родителей не только отвлекает ребенка, но также нарушает близость и связь с малышом, которые необходимы для эффективного общения.

Удивительно, что внимание к невербальному общению и несколько небольших его корректировок может настолько серьезно влиять на нашу связь с детьми и на то, как они будут взаимодействовать с окружающим миром. Воспользуйтесь представленными в этой статье советами, и вы будете приятно удивлены.

Двухминутный план действий для родителей

Найдите минутку, чтобы обдумать ваш последний разговор с ребенком.

  • Был ли ребенок согласен с тем, что вы сказали?
  • Какие еще невербальные сигналы вы отправили ребенку в дополнение к произнесенным словам? Повлияло ли это на реакцию вашего малыша на вас?
  • В среднем, сколько раз в день вы демонстрируете позитивные жесты, тон голоса и выражения лица?
  • Как часто вы наклоняетесь до уровня ребенка и налаживаете связь с ним, прежде чем пытаетесь исправить его?

Долгосрочный план действий для родителей

  • В качестве первого шага к улучшению навыков невербального общения родители должны научиться лучше понимать ту невербальную информацию, которую они отправляют вместе со своими словами. Всю следующую неделю обращайте пристальное внимание на данный аспект общения с детьми.
  • Затем выберите один из приведенных выше советов и целенаправленно реализуйте его в вашем общении. Например, вы можете методично учиться демонстрировать в разговоре более мягкое и открытое выражение лица.

Да, сначала вы можете почувствовать себя немного неестественно, но реакции детей, которые вы будете видеть, с лихвой окупят все ваши усилия!

23 способа коммуникации с невербальным ребенком

«Только лишь то, что ребенок не может говорить, не означает, что ему нечего сказать» — эту истину нужно помнить всем родителям невербальных детей.

Коммуникация – это одна из базовых потребностей человека. Именно коммуникация позволяет ему обмениваться знаниями с другими людьми, принимать важные решения и чувствовать себя частью общества.

У людей с ограниченными возможностями в области речи, и у тех, у кого речь совсем отсутствует, потребности в коммуникации не отличатся от нейротипичных людей. Но чтобы сделать общение с ними эффективным, нужно приложить усилия.

Вот как описывает свой опыт проблем с коммуникацией взрослый человек с расстройством аутичного спектра (РАС): «Я работаю санитаром в центре помощи людям с аутизмом. Многие мои подопечные не могут говорить. У меня тоже были большие проблемы с речью в раннем возрасте. Я знаю, каково это, когда люди обсуждают тебя в третьем лице прямо перед тобой, как будто то, что ты не можешь говорить, означает, что ты не можешь понять их слова. Мне очень сложно достучаться до других – и я переживал, что не могу этого сделать. Сейчас на моей работе я понимаю моих пациентов лучше, чем многие другие – очень часто врачи просят меня «перевести», что хочет сказать тот или другой человек. Очень важно дать таким людям альтернативный способ коммуникации, если речь сама по себе им недоступна. Раздражительность, истерики у таких людей – это, зачастую, крик отчаяния от невозможности быть понятым».

Читать еще:  Какие свечи при запоре можно новорожденному

Все предложенные способы коммуникации были описаны родителями особых детей, а также взрослыми невербальными людьми. Все они действительно работают, однако вам и вашему ребенку какие-то из способов могут подойти больше, а какие-то меньше.

Надеемся, что предложенная нами информация вам поможет, и начинаем наше описание.

1.Пусть жесты заменят слова

Вера умеет хлопать в ладоши. Родители научили ее хлопать, когда она хочет сказать «да».

2.Будьте с ребенком на одном уровне

Играть и говорить проще, когда вы с ребенком можете видеть друг друга. Поэтому, присядьте, чтобы оказаться с ним на одном уровне.

3.Говорите сами

Толя не может говорить и не понимает всего, что слышит. Тем не менее, важно продолжать говорить с ним о том, что происходит вокруг.

4.Глазной контакт

Некоторые родители клеят себе на лоб стикеры, как средство привлечь внимание ребенка. Это напоминает ему о необходимости смотреть на лица людей, когда он общается с ними, что способствует большей вовлеченности ребенка в коммуникацию.

5.Ищите смысл

Многие родители стараются найти причину всех невербальных проявлений ребенка, чтобы понять, что именно он хочет донести до родителей своим поведением.

6.Используйте зеркала

Если прямой взгляд в глаза слишком сложен для вашего ребенка, используйте зеркало, чтобы он мог смотреть на ваше отражение во время общения.

7.Ты хочешь это или это?

Во время прогулок мама спрашивает сына: ты хочешь это (похлопывает по одному предмету) или это? (похлопывает по другому предмету). После этого ребенок выбирает желаемый предмет. Это прием можно использовать и для других видов коммуникаций, не только тех, которые предусматривают выбор.

8.Ищите альтернативные способы выражения себя

Важно предоставлять ребенку альтернативные пути, чтобы раскрыть себя. Это могут быть танцы, музыка, рисование, исследование разных типов поверхностей, стук в барабаны, взмахи руками с трещотками. Присоединяйтесь к его занятиям. Не стесняйтесь прилечь рядом с ним на ковер и увидеть мир его глазами

9.Все не так очевидно

Часто родители детей с РАС настаивают на глазном контакте во время общения. Людей с синдромом Аспергера избегают глазного контакта именно потому, что без него им проще услышать собеседника. Им сложно одновременно обрабатывать информацию со слуха и пытаться понять, что означает выражение лица человека напротив них.

10.Куклы и пение

Часто дети с РАС не общаются вербально с другими людьми и не поддерживают с ними глазной контакт. При этом они могут общаться (и часто делают это при помощи слов) с куклами или домашними животными. Некоторым таким детям нравится пение, и они прекрасно поют, хотя почти не используют слов при общении. Используйте сильные стороны таких детей, чтобы наладить с ними коммуникацию.

11.Создавайте социальные истории

При помощи простых компьютерных программ и фотоаппарата вы можете сами создавать социальные истории на темы, которые близки именно вашему ребенку, описывая именно то окружение, в которым живет ваш сын или дочь.

12.Сделайте карточки

Сфотографируйте любимые игрушки, членов семьи, а также предметы в квартире и на улице, с которыми сталкивается ваш невербальный ребенок. Распечатайте их на принтере и заламинируйте. Пусть ребенок выбирает из них интересующие его предметы (поначалу за раз не стоит предлагать ему не больше трех карт). При помощи таких карт он может выражать свои желания, или делиться эмоциями по отношении к чему-то.

13.Носите с собой «карточку-сюрприз»

Если ваш ребенок с РАС не любит нового, важно готовить его к предстоящим непредвиденным ситуациям заранее. Носите с собой карточку-сюрприз, которую показывайте ему перед тем, как произойдет незапланированное событие. Осознав это событие заранее, ребенок сможет легче смириться с его наступлением.

14.Используйте камеру мобильного телефона

На камеру мобильника снимайте все, что заинтересовало вашего ребенка на прогулке – потом эти фотографии можно показать ему, чтобы он пережил уже испытанные эмоции.

15.Язык жестов

Используйте придуманный для глухонемых язык жестов. При помощи этого языка ребенок с моторными нарушениями речи может выразить свои пожелания и вести долгие диалоги с родителями. Освоение его потребует времени, но результат того стоит.

16.Объекты-символы

Объекты-символы – это отличный способ помочь людям с проблемами в обучении или сенсорными нарушениями понять окружающий мир. Используйте объект, чтобы символизировать какую-либо деятельность – например, ложку для еды или полотенце для душа.

17.Proloquo2Go

Попробуйте программу для планшетов Proloquo2Go. Многие дети с расстройствами речи отлично управляются с планшетами и могут использовать их для выражения своих нужд.

18.Самодельные комиксы

Маша любит комиксы. Чтобы донести до нее новую информацию, родители рисуют ей картинки с пузырями для слов – в форме самодельных комиксов она гораздо лучше усваивает новое для себя.

19.Лист-паспорт

Лист-паспорт – это одностраничный документ, который ребенок всегда носит с собой. Из этого листа люди, с которыми они встречаются, узнают, как лучше общаться с ребенком и какая помощь ему требуется.

20.Коммуникационные книги и таблицы

Некоторые дети могут научиться выбирать и показывать на что-то при помощи специальных книг и таблиц. Дети могут показывать пальцем или кулаком. Если это невозможно, то ребенок может указать на интересующую его картинку взглядом или кивком головы.

21.Повязки на руки

Можно повязать ребенку на одну руку зеленую повязку – движение (взмах, похлопывание) ею будет означать «да», а на другую – красную (эта рука будет выражать сигнал «нет»). Так вашего ребенка смогут понять все окружающие.

Можно подготовить не лист-паспорт, а цветной развернутый буклет, с описанием вашего ребенка, которое окружающим будет легко и быстро понять. Эти букеты особенно пригодятся для новых учителей, нянь, психологов и логопедов.

23.Набор слов на планшете

Если ваш ребенок знает алфавит и умет пользоваться планшетом, он может набирать слова на нем, и, при помощи одной из многочисленных программ, напечатанные слова будут превращены в речь.

Надеемся, что наши советы вам помогут. Желаем – УДАЧИ!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector