Игра средство творческой личности ребенка

Творческая игра в образовательном процессе ДОУ

Саращук Ольга Георгиевна

Воспитатель, МКДОУ детский сад «Незабудка», Иркутская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Саращук О.Г. Творческая игра в образовательном процессе ДОУ // Совушка. 2016. N4(6). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/6/ (дата обращения: 10.02.2020 ).

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: творческая активность, воображение, внимание, дисциплинированность, ловкость, самостоятельность и т.д. Кроме того, — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Игра представляет собой попытку ребенка организовать свой опыт, свой личный мир.

В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, т.к. игра – основное содержание жизни и деятельности ребенка дошкольника. Именно игра – наиболее доступный вид деятельности. В играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят из окружающего мира, их называют творческими или сюжетно — ролевыми играми. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания. Игра — отражение жизни. Играя «понарошку» в этой обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих реальны. Ребенок знает, что кукла это игрушка, но любит её как живую, понимает, что он не «поправдашний» спасатель, но чувствует себя храбрым и отважным спасателем, который не боится опасности.

Подражание взрослым в игре связано с работой воображения ребенка, он комбинирует впечатления из жизни с личным опытом. В игре дети одновременно выступают как декораторы, драматурги, актеры. Подготовка к игре не требует длительного времени как у актера. Они играют её теми мыслями и чувствами, которыми владеют в настоящий момент.

В игре дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общие интересы единая цель. В игре ребенок чувствует себя членом коллектива, справедливо оценивает свои поступки и поступки своих товарищей. Коллективная творческая игра – школа воспитания дошкольников. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребёнка в жизни.

Игра – важное средство умственного воспитания ребенка. В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения: выбрать роль человека, которому хочется подражать, представить себе, как действовать. Также воображение развивает в поиске средств, для выполнения задуманного: прежде чем отправится спасать, нужно соорудить технику и подобрать нужный инструмент, а если его нет изготовить самому. Так в игре развиваются творческие способности будущего школьника.

Игры создают у детей бодрое и радостное настроение, делают жизнь ребенка полной и насыщенной даже при полноценном питании он будет плохо развиваться, если он лишен игры.

Игра готовит детей к труду. Т.к. отражает труд взрослых: дети подражают работе врача, учителя, продавца, и т.д. Следовательно, воспитывается уважение к труду.

Игра тесно связана с художественным творчеством дошкольника. По ходу игрового сюжета дети поют, пляшут, рассказывают знакомые стихи.

Сюжетно ролевая игра тесно связана с театральными играми. В основе тех и других лежит отображение событий, действий и отношений между людьми. Однако театрализованные игры основаны на драматизации основанных литературных произведений или собственных инсценировок приспособленных для исполнения на сценической площадке.

Содержание игр современных детей разнообразно: в них отражается быт семьи, труд профессий, политические, общественные события, понятные ребенку и привлекающие его внимание.

Таким образом, творческая игра — важное средство всестороннего развития детей связанная со всеми видами их деятельности и для подготовки ребёнка к будущему, и для того чтобы сделать его жизнь полной и счастливой – одна из наиболее важных задач

Вопрос: может ли и должен воспитатель вмешиваться в игу? Такое право есть, если требуется чтобы дать игре нужное направление, не нарушая их замыслов, сделать игру увлекательнее.

В заключении хотелось бы еще раз сказать сюжетно – ролевая игра это творческая деятельность и оказывает большое воздействие на развитие ребенка в отличие от непосредственно образовательной деятельности в игре нет места педагогической директиве, но есть место для партнерства и создателя различных игровых центров которые, обеспечат всестороннее развитие ребенка с учётом образовательных областей.

Если ребенок — творческая личность…

Родители испытывают радость, когда из отпрыски начинают проявлять способности к творчеству. Приятно хвастаться картинами или стихами юного дарования. Но ребенок-поэт или ребенок-художник может причинить немало хлопот своим родителям. такие дети, как настоящие творческие личности, часто бывают несобраны, могут «витать в облаках», быстро теряют интерес к начатому делу. И что же это за фрукты такие — творческие личности?

Читать еще:  Красное горло и температура у ребенка

Медики отмечают, что у 80% творческих людей объем мозга превосходит средний показатель для человека. И у творческих людей правое полушарие не только лучше развито, но и более активное, чем левое. Психологи отмечают, что творческим людям свойственна некая противоречивость, они как будто идут в двух направлениях одновременно. Те же черты присущи и детям с выраженным творческим началом. Увлекающиеся, но производят впечатление ленивых, любят получать новые знания, но в то же время тяжелы на подъем, особенно если речь идет о рутинной домашней работе.

Известный психолог Михай Чиксентмихайи, профессор психологии, бывший декан факультета Чикагского университета, известный по своим исследованиям тем счастья, креативности, субъективного благополучия, однако более всего известен благодаря своей идее «потока» — потокового состояния, изучаемого им в течение нескольких десятилетий, автор нескольких бестселлеров и более чем 120 статей для журналов и книг, долгое время посвятил изучению психологических особенностей творческих людей и признал, что эти люди представляют из себя коллекцию парадоксов. Предлагаем вам ознакомиться со списком «Десяти парадоксальных четр творческих людей», которые , возможно, помогут вам понять противоречивую натуру своего чадушки.

10 парадоксальных черт творческих людей

1. Сильные, но не тренированные. У творческого человека довольно много физической энергии, но, к сожалению, она мало расходуется. Ведь работа творца – это, в первую очередь, работа его мозга. Концентрация исключительно на интеллектуальном труде приводит к тому, что здоровое тело выглядит слабым. Именно поэтому важно соблюдать баланс разума и тела.

2. Умные, но наивные. Михай Чиксентмихайи признает, что творческие люди умны, их отличает гибкость и оригинальность мышления, способность слышать различные точки зрения. Но почти все наивно полагают, что измерить креативность можно творческими тестами, а развить на специализированных семинарах.

3. Игривы, но самоотверженны. Творческие люди любят отдыхать. Как говорится, ничто гедонистическое им не чуждо. Но когда речь заходит о «рождении» нового проекта, они способны работать, как одержимые. К примеру, итальянский художник Паоло Уччелло, когда разрабатывал свою знаменитую «теорию перспективы», целую ночь не спал и ходил из угла в угол.

Чиксентмихайи отмечает, что большинство творцов работают до поздней ночи и ничто не может их остановить.

4. Фантазеры, но реалисты. Это загадка творческих людей. Они великие выдумщики, могут придумать что угодно, но при этом большинство из них смотрят на жизнь вполне реалистично. Видимо, прав был Уильям Уорд, говоривший, что пессимист жалуется на ветер, оптимист надеется на перемену погоды, а реалист ставит паруса.

5. Экстраверты, но замкнуты. Мы привыкли делить людей на экстравертов и интровертов. Считается, что первые общительны, легко сходятся с людьми, обладают харизмой и т.д. А вторые, напротив, живут в своем внутреннем мире, куда пускают лишь «избранных».

Но, по наблюдениям Чиксентмихайи, по-настоящему творческие люди сочетают в себе обе этих черты. На людях они – душа компании, а в кругу близких тихи и немногословны.

6. Скромные, но гордые. Творческие люди, как правило, очень скромные. Они не ждут похвалы – им важен сам процесс создания нового. Однако при этом они никому не дадут спуска и не позволят унижать собственное достоинство.

7. Мужественные, но женственные. Михай Чиксентмихайи утверждает, что творческие люди часто не соответствуют своим гендерным ролям. Так, девушки-творцы нередко отличаются жестким нравом, а мужчины, напротив, чувственностью и сентиментальностью.

8. Бунтари, но консерваторы. Что есть творчество? Верно – создание чего-то нового. В связи с этим творческие люди очень часто слывут бунтарями, так как их идеи выходят за рамки привычного. Но в то же время многим из них трудно расставаться со своими закостенелыми привычками, менять амплуа и прочее.

9. Страстны, но объективны. Все творческие люди страстно влюблены в свою работу. Казалось бы, страсть должна ослеплять, но по-настоящему креативные люди всегда объективно смотрят на то, что они делают.

Чиксентмихайи подчеркивает, что творческий человек должен адекватно воспринимать критику, а также отделять свое «Я» от своей работы.

10. Открыты, но счастливы. Одним из творческих секретов Леонардо да Винчи была «острота чувств». Творцы всегда открыты к восприятию новых событий, даже если они причиняют им боль. При этом внутренне это гармоничные счастливые люди, так как они умеют получать удовольствие от самого творческого процесса.

Как видите, творческие люди действительно полны противоречий. Но как говорит Михай Чиксентмихайи, именно эти парадоксы помогают им адаптироваться практически в любой ситуации, приспосабливая все вокруг для достижения своих целей. так что «творческая личность» это не диагноз, это комплимент.

Читать еще:  Питание при поносе ребенка 6 лет

Формирование творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности

Гугуман Тамара Владимировна
воспитатель
МБДОУ ДС №31 «Журавлик»
Старооскольского городского округа

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей; невозможно утверждение самоуважения, чуткого отношения личности к моральному влиянию коллектива». В.А. Сухомлинский

Театрализованная деятельность является благоприятной средой для творческого развития способностей детей дошкольного возраста. Яркость чувств и воображения ребенка, непосредственность восприятия окружающего мира, активное признание его создают предпосылки для формирования в этот период творческой деятельности. Центром творческого процесса является воображение, а подлинной школой воображения – театрализованная деятельность.

Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере. Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что она связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он, играя любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение. Театрализованная деятельность помогает сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, обрядами и традициями; позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные игры помогают всесторонне развивать ребенка, развить его творческие способности.

Для развития творческих способностей детей я поставила следующие задачи:

  1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
  2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
  3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.
  4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
  5. Познакомить детей с различными видами театра.
  6. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

В своей работе использовала следующие формы, методы и приемы: Упражнения на снятие мышечного напряжения, беседы, различные виды театра, упражнения на развитие внимания, памяти, пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие мимики, пластики, упражнения на развитие пантомимы и жестов, речевые игры, театрализованные игры, инсценировка и драматизация сказок, проведение спектаклей, взаимодействие с родителями. В группе организован уголок для театрализованных представлений, спектаклей. В нем отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным театром.

В уголке располагаются:

  • -различные виды театров: бибабо, настольный, театр на фланелеграфе и др.;
  • -реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
  • -атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, декорации, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.

Выбирая материал для инсценировки, отталкиваюсь от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащаю их жизненный опыт, развиваю интерес к новым знаниям, расширяю творческий потенциал. Учу детей сочетать в роли движение и текст, движение и слово, развиваю чувство партнёрства. Театрально-игровой опыт детей расширяю за счёт освоения игры-драматизации. Ребёнок постепенно переходит: от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя; от игры, в которой главное – сам процесс, к игре, где значимы и процесс и результат; от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление); от создания в игре-драматизации простого образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя.

Таким образом, нужно стремиться создавать такую атмосферу, среду для детей, чтобы они с удовольствием играли и постигали удивительный мир.

Список литературы

  1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии / Е.А. Антипина. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с. 3.
  2. Артемова Л.В. Театральные игры дошкольников / Л.В. Артемова. – М.: Просвещение, 1991.

Консультация для воспитателей по теме «Игра- средство развития творческой личности ребёнка»

Консультация для воспитателей по теме: «Игра- средство развития творческой личности ребёнка».

Игра — это поле свободной творческой деятельности. Для того чтобы игра была интересной. Нужно развивать фантазию детей, учить их наделять привычные вещи необычными свойствами, одухотворять неживое, придумывать новые сюжеты, смешные истории.

Читать еще:  Можно ли годовалому ребенку омлет

Развивающие игры — это большой потенциал для развития творческих способностей детей.

Там, где ребёнка не торопятся отгородить от жизни и избавить от трудностей, где ему стараются дать простор для исследований и деятельности, там развивающие игры могут стать мощным стимулом развития творческих способностей ребенка.

Развивающие творческие игры позволяют каждому ребенку подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно

Какие развивающие игры и игровые задания мы можем использовать в своей работе?

Цель: представить, что это живой предмет, каким был бы эго характер, о чем и как мог говорить.

Цель: выяснить форму, цвет, предполагаемый предмет (например, круглым и жёлтым, могут быть солнце, мячик и т.д.).

— Говорить от имени»

Цель: иллюстрация или фотография, например дерева. Рассказать от его имени.

— «Найди предмет с заданным характером или настроением»

Цель: выявить личное отношение к предметам, выражать это в речи, (например: найди самую грустную куклу).

Цель: учить детей оживлять группу предметов и действовать сними (пример: грецкие орехи — гномы, каждый берет на себя роль, сочиняет сюжет, играет).

— Игровая ситуация, в которой ребенок переходит с позиции участника игры в позицию автора, придумывает сюжет.

Цель: кто больше назовет красивых слов, проведет больше линий, быстрее пройдет по извилистой дороге.

Для организации работы по развитию творческих способностей в разных видах деятельности необходимы игры, где проявляются возможности для развития творческой стороны интеллекта.

Любое творчество ребенка означает попытку выразить себя, свое отношение к миру.

Для успешного развития творческих способностей необходимо

-Первое условие — раннее начало. Точнее говоря, первые толчки к развитию способностей начинаются с раннего возраста.

— Второе условие эффективного развития способностей — это необходимость окружения ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и развивали его.

Необходимо создать обстановку, опережающую развитие детей: самые разнообразные книги и карты, спортивные снаряды, мастерскую с материалами и инструментами, строительные материалы, измерительные приборы, развивающие игры, побуждающие к решению трудных творческих задач и многое другое. Все это составляет развивающую среду, существенно раздвигает мир детей, расширяет их возможности познавать. При этом предоставляется ребятам большая свобода в выборе занятий, их последовательности во времени и способах работы.

-Третье условие для успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. И здесь можно не опасаться перенапряжения и переутомления.

— Четвертое условие. Ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким либо делом, в выборе способов работы. Здесь желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдет ребёнку на пользу.

— Пятое условие, играя в эти игры с детьми, взрослые, незаметно для себя, приобретают очень важное умение, это умение сдерживаться, не мешать детям самим, размышлять и принимать решение.

А сейчас уважаемые коллеги я хочу предложить вам проверить ваш творческий потенциал.

Упражнение «Незаконченный рисунок»

Педагогам предлагается лист с изображенными на нем кружочками, квадратиками, крестиками. Линиями вертикальными, горизонтальными, зигзагами и др.

Задача — используя различные элементы, изобразить какие-либо образы.

Я называю слова, окончания которых звучат одинаково (палка — галка, картина- корзина, ромашка- бумажка, пышка- мышка), а педагоги сочиняют двустишья на заданные рифмы.

Я называю предмет или явление, а педагоги должны досказать, что в нем хорошо, а что — плохо. Например:

утюг: хорошо — белье будет поглажено, плохо — можно обжечься,

ветер: хорошо — не будет жарко в солнечный день, плохо — можно простыть.

Найдите предметам необычный способ использования, например, ложкой можно не только кушать, но еще и переливать воду из одной емкости в другую и т. п.

Придумайте необычный способ использования

мяча и другим предметам.

В город приехал цирк, но в городе не оказалось ни одной капли клея. Как расклеить афиши, чтобы о приезде цирка узнали все жители?

Вся семья собралась идти в лес, взяли с собой консервы, хлеб, чай. Но когда пришли в лес, то вспомнили, что забыли дома нож для открытия консервы. Что делать? Как открыть банку?

все люди станут великанами,

    кошки заговорят человеческим языком.

Спасибо за внимание! Я вам желаю творческих успехов!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector