Анализ динамики развития ребенка

Педагогическая диагностика (мониторинг) в дошкольном учреждении в свете ФГОС ДО

Описание материала:
В связи с введением ФГОС ДО возникла необходимость оформления результатов педагогической диагностики (мониторинга) по-новому. Как это делать правильно никто не знает. Предлагаю коллегам, воспитателям ДОУ, образец «Аналитической справки», разработанной нами по итогам диагностики на примере одной группы. Буду очень рада, если кому-то пригодится данная разработка, а также с интересом выслушаю какие-либо замечания…

Аналитическая справка
по результатам педагогической диагностики
2015 – 2016 учебный год

Группа № . . (2 младшая)

Количество диагностируемых детей: 26
Дата проведения: сентябрь 2015 г.
Статус мониторинга: на начало учебного года
Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории);
2) оптимизации работы с группой детей.
Задачи: Изучение результатов усвоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования и детского развития.
Методы мониторинга: регулярные наблюдения педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, анализ продуктов детской деятельности, беседы, тесты, игровые ситуации.

Работа с детьми велась в соответствии с «Рабочей программой воспитателя», созданной на основе «Основной образовательной программы МДОУ «Детский сад «Колокольчик» р.п. Духовницкое Саратовской области».
В ДОУ реализуется «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детский сад-2100» под редакцией О.В. Чиндиловой.

В работе с детьми использовались следующие технологии:

1. здоровьесберегающие технологии;
2. технологии проектной деятельности;
3. технология исследовательской деятельности;
4. информационно-коммуникационные технологии;
5. личностно-ориентированные технологии;
6. игровые технологии.

Характеристика детей за анализируемый период:

Девочек: 19 человек
Количество недиагностируемых детей: 1 ребенок, который не посещает детский сад более 3 месяцев.

Педагогическая диагностика за анализируемый период проводилась по двум направлениям:
• педагогическая диагностика качества образования в группе (через реализацию образовательных областей);
• педагогическая диагностика детского развития.

Диагностика оценивалась тремя уровнями: высокий, средний, низкий.

По итогам диагностики качества образования (через реализацию образовательных областей) «на начало учебного года» выявлены следующие результаты: трое детей имеют высокий уровень по направлениям:
. И.Ф. ребёнка – образовательные области, разделы
Средний уровень по определённым Образовательным областям и направлениям имеют:
. И.Ф. ребёнка – образовательные области, разделы
Низкий уровень: по всем образовательным областям имеют:
. И.Ф. ребёнка – образовательные области, разделы.
Низкий уровень по определённым образовательным областям и направлениям имеют:
. И.Ф. ребёнка – образовательные области, разделы.
Вывод (примерный):
Анализируя итоги диагностики можно сделать вывод, что усвоили программный материал частично три ребёнка.
По образовательным областям и направлениям количественный состав детей со средним уровнем и низким практически равны:
средний уровень – 22 ребёнка
низкий уровень – 23 ребёнка
Преимущественно нужно обратить внимание на образовательные области «Речевое развитие» и «Познавательное развитие».
Чуть выше показатель в образовательных областях «Художественно-эстетическое развитие» — у детей достаточно сформированы навыки продуктивной деятельности, развита мелкая моторика рук воспитанников, но не в полном объёме развита аккуратность, последовательность действий и вариативности мышления. Отсутствует должное внимание со стороны родителей к образовательному процессу, также недостаточно развито слуховое и зрительное внимание и желание проявлять интерес к окружающей среде.

Сравнительные данные приведены в таблице Приложение 1

Рекомендации:
1. Сформировать следующую подгруппу для оптимизации работы:
подгруппа № 1, направление работы – «Речевое развитие»
. И.Ф. детей

2. Сформировать следующую подгруппу для оптимизации работы:
подгруппа № 2, направление работы – «Познавательное развитие»
. И.Ф. детей

По итогам диагностики детского развития «на начало учебного года» выявлены следующие результаты:
Высокий уровень:
. И.Ф. детей, направления.
Средний уровень:
. И.Ф. детей, направления.
Низкий уровень:
. И.Ф. детей, направления.

Сравнительные данные приведены в таблице Приложение 2

Вывод (примерный):
Анализируя итоги диагностики детского развития можно сделать вывод, что в основном преобладает средний уровень развития детей (17 детей) по шести направлениям. У детей сформированы основные культурные способы деятельности, они проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении.
С высоким уровнем – один ребёнок.
С низким уровнем – 8 детей. Это дети, которые не стремятся участвовать в совместной со взрослым практической и игровой деятельностити, испытывают неустойчивый интерес к действиям ровесников, не могут подчинять своё поведение правилам общения.
Объяснения таким низким результатам следующие: длительная адаптация некоторых детей, частые отсутствия по причине и без неё, из-за ограничения речевых контактов недостаточно сформированы социально–коммуникативные качества, нежелание подчиняться общим правилам.
Рекомендации:
Создать индивидуальную образовательную траекторию (маршрут) для следующих детей:
. И.Ф. детей, причина определения индивидуальной образовательной траектории

Мониторинг проводили: … Ф.И.О. воспитателей

Таблица. Приложение 1

Изучение динамики развития детей

1. Основной метод изучения динамики развития детей – составление индивидуальной характеристики ребенка по результатам индивидуального обследования с помощью специальных методик по всем основным направлениям: социальному, познавательному, эстетическому и физическому для формирования точного представления о развитии ребенка. Такое изучение ребенка должен проводить психолог дошкольного учреждения в конце и в начале учебного года.

2. Общая оценка динамики развития каждого ребенка в конце месяца, т.е. фиксация достижений каждого ребенка с помощью условных обозначений: устойчивые результаты – зеленый кружок, достижения неустойчивы – желтый кружок, необходимость дополнительной работы – красный кружок. Получив такую цветную картину, воспитатель видит, какие задачи можно считать решенными, а какие нет.

3. Основной способ накопления информации об индивидуальных особенностях ребенка – ежедневное наблюдение за процессом взаимодействия и общения детей между собой и со взрослыми, а также за их деятельностью.

4. Изучение результатов индивидуальной деятельности детей: изобразительной, конструирования, дидактических игр и др. Форма фиксации этой информации должна выбираться самим педагогом. Наиболее удобной является запись данных в личной записной книжке. Очень важно, чтобы своими впечатлениями о том, как прошел день, воспитатели делились при передаче смены. Этим обеспечивается единство педагогического воздействия. Сравнительный анализ полученных результатов позволяет увидеть общую картину эффективности образовательной работы с детьми конкретной группы, качество педагогического влияния на развитие каждого ребенка. Не нужно ожидать от всех детей высокого уровня развития по всем направлениям. Основное внимание необходимо уделять тому, чтобы каждый ребенок продвигался в соответствии со своими возможностями.

Главным показателем качества образовательной работы является прогресс в развитии. В связи с этим низкий показатель выполнения заданий ребенком может расцениваться как положительный, если он выше, чем предыдущий.

Характерными возрастными особенностями дошкольника являются:

· Подражание – облегчает детям усвоение ЗУН

· Склонность детей к повторению. Повторение должно сочетаться с постепенным нарастанием и усложнением материала.

· Дети любят делиться друг с другом своими знаниями — использовать для воспитания дружбы взаимопомощи.

· Легко запоминают слышанное

· Непроизвольное внимание: легко отвлекаются, не могут быть длительное время сосредоточенными на одном предмете явлении.

Как осуществлять индивидуальный подход к детям в рамках единого для всех ритма жизни да при большом количестве детей?

Реализуя принцип индивидуального подхода, педагог должен помнить, что педагогический процесс в детском саду должен строиться на основе:

— медицинских показателей здоровья ребенка (дети с пониженным слухом и зрением располагаются на занятии ближе к воспитателю);

учета психо — физиологических особенностей ребенка, его темперамента и складывающегося на его основе характера (молчаливых детей не следует вызывать первыми, а вызвав, сначала задать вопросы о том, что они хорошо усвоили; при работе с медлительными детьми следует соблюдать терпение, не торопить с ответом, не прерывать, не спрашивать первыми);

Читать еще:  Маленького ребенка сопли делать

учета особенностей нервной системы, которая обуславливает такие проявления, как подвижность и медлительность, утомляемость и работоспособность, сдержанность и неуравновешенность (непосед, подвижных детей располагать поближе к взрослому, легко возбудимым, невнимательным, несдержанным детям предложить повторить задание, причем персонально к ним обратиться: «Таня, Ваня, слушайте внимательно, потом повторите сказанное»);

учета темпа и общего уровня развития ребенка (более развитым детям давать усложненные задания; с детьми, медленно и слабо справляющимися с заданиями необходимо предлагать аналогичные задания до коллективного занятия)

— учета умственных способностей и эмоционально-нравственного развития ребенка;

— учета склонностей и интересов ребенка.

Выше перечисленные ориентиры должны учитываться в комплексе: если педагог в своей работе использует только один из них, возникают нежелательные искажения в развитии ребенка.

Например, если педагогический процесс, строится с ориентацией на склонности и интересы детей, то это приводит к ранней «специализации», которая уместна в подростковом возрасте, а в дошкольном возрасте — вредна.

В целях развития детей очень важно не допускать проведения формальных занятий. Нужно руководствоваться оценкой, а именно : что дало занятие каждому ребенку в смысле его всестороннего развития? Был ли правильно определен удельный вес заданий в соответствии с возможностями ребенка. Необходимо помнить: если на занятии давать только готовые образцы, дети привыкают и ждут помощи со стороны взрослого и не решаются проявить инициативу. Творческие способности и активность подавляется.

Индивидуальный образовательный маршрут

Группа здоровья __________

Физкультурная группа ________

Возрастная группа ____________

Результаты скринингового обследования (для детей 1 младшей, старших и подготовительной к школе группы): ________________

Разделы основной общеобразовательной программы, усвоенные на низком уровне:

Рекомендации педагога — психолога детского сада воспитателю (по результатам диагностики):

Рекомендации учителя-логопеда детского сада воспитателю:

2. Организационная часть ИОМ

Средства развития: игра.

Форма организации: индивидуальная совместная деятельность.

Периодичность: 2 раза в неделю.

Планируемый результат: ___________________________________________________________________________________________________

Ответственный за результат (ФИО воспитателя): ______________________________________

2. Содержательная часть ИОМ

ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ

93.79.221.197 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Анализ динамики достижений

Петрова Елена Викторовна

МБДОУ д/с №1 «Солнышко» п.Волот

Анализ динамики достижений.

После проведения мониторинга в начале года были спланированы формы работы с детьми и способы по устранению выявленных недостатков. В результате данной работы улучшились результаты уровня сформированности компетентностей.

В ходе анализа динамики достижений детей на конец года выявлено, что сформированность социальной компетентности у детей среднего возраста составляет 70 % ,старшего возраста 75% (на начало года- 20 %).

Одним из методов развития социального опыта детей я выбрала создание семейного группового альбома, его оформление сопровождалось рассказами детей о себе, своей семье, имени и фамилии. Проводилось упражнение «Где чье место?» (ориентировка на схеме генеалогического древа), проигрывались ситуации «Узнай настроение», где предлагалось соотнести выражение лица члена своей семьи на фотографии со схематическим изображением различных эмоциональных состояний, объяснить причину, вызвавшую это состояние. Проводились игровые ситуации, например «Не надо грустить», где воспитатель брал на себя роль больной бабушки или плачущего малыша, предлагая ребенку вступить в ролевое общение, в ходе которого выявлялось, насколько ребенок умеет слышать и понимать чужую боль, сострадать другому человеку, протянуть руку помощи.
На данном этапе учила детей осознавать собственное состояние («мнегрустно»). Использовала разговор-беседу «Как и чем можно порадовать своих родных?», проводила тренинги: «Угадай настроение мамы», «Мамина улыбка»

Для того, чтобы дети учились принимать разные социальные роли и действовать в соответствии с ними в группе была организована театрализованная деятельность. Дети обыгрывали сказки «Колобок», «Теремок», «Репка» и другие. Дети посещали кружок «Веселые петрушки». В ходе занятий выполняли имитационные движения. Организовывала сюжетно- ролевые игры «Больница», «Зоопарк», «Парикмахерская», «Магазин». Были созданы условия для проведения игр, показ, совместно обыгрывали. Проговаривали стили поведения в соответствии с принимаемой ролью, осуществлялся индивидуальный подход. Далее дети использовали сюжетно- ролевые игры в самостоятельной деятельности.

Для установления и поддержки отношений с разными людьми работа проводилась в подгруппах. Важную роль уделяла своему примеру в общении, приглашали взрослых в группу (медсестру, повара). Организовывала экскурсии на кухню, в подготовительную группу. В проведении утреннего круга проводила игры типа «Комплементы», для того, чтобы дети учились говорить добрые слова.

Для анализа своих действий и поступков, управления поведением в группе совместно с детьми разработаны правила поведения. Дети сами придумывали и изготавливали знаки поведения. Обсуждали реальные ситуации, прочитанные ситуации , поведение героев – оценка их. Для инициирования разговора, поддержки его, выбора стиля общения на утреннем сборе дети делились впечатлениями, рассказывали события. Приглашали гостей в группу, обыгрывали сказки.

Однако детям еще трудно самостоятельно управлять своим поведением; разрешать конфликтные ситуации, так как у них еще недостаточно жизненного опыта. На это необходимо обратить особое внимание в следующем учебном году.

Сформированность коммуникативной компетентности у детей среднего возраста составляет 60 % ,старшего возраста составляет 75 % (на начало года- 20%). Выражать свои мысли, планы, чувства, желания, результаты учила дошкольников в общении между собой. Именно здесь дети по-настоящему чув­с­т­ву­­ют себя равными, свободными, раскованными. Здесь они учат­ся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. В диа­логе рождается содержание, которым не обладает в отдельности ни один из партнеров, оно рождается лишь во взаи­мо­действии. В диалоге со сверстником в наибольшей степени при­ходится ориентироваться на особенности партнера, учи­ты­вать его возможности (часто ограниченные) и поэтому про­из­вольно стро­ить свое высказывание, используя контекстную речь. В своей работе использовала предметные картинки, которые располагала к занятиям, связанным с перечислением и описанием качеств и особенностей изображения предмета. Проведены занятия по темам «Я и мой папа», «Моя любимая мама», «Моя семья». С помощью карточек-схем учила детей начинать рассказ с названия предмета, а затем последовательно описывать его. Вначале брала самые простые картинки с изображением машины, самолета, кукол…Также в своей работе использовала составление рассказов. Например, на праздник мам язаписывала то, что думал о маме ребенок и, считаю, что получились неплохие рассказы «Мамы глазами детей». Ребята старались составить интересные рассказы, т.к знали, что их будут читать родители. Часто в своей работе использовала беседы по картинкам из серии «Времена года», что позволяло поговорить с детьми на самые разные темы, а в затруднительных случаях здесь помогали вопросы-подсказки. Также, организовывала словесные игры «Продолжи предложение» и другие.

Составляли с детьми рассказы по теме «Игрушки». Для текстов – описаний использовалась лучевая связь, которая характеризуется тем, что называется объект, а затем каждое качество как лучик присоединяется к характеристике предмета. Для того, чтобы дети умели правильно задавать вопросы, я использовала в своей работе игры «Найди игрушку», «Что изменилось». Дети задавали вопросы, сужая поле поиска по признакам объектов (геометрических фигур): цвету, его оттенкам, форме, величине

При анализе сформированности коммуникативной компетентности у некоторых детей прослеживается низкий уровень сформированности умения выражать словами свои мысли, планы, чувства, желания, аргументировать свою точку зрения.

Неплохой результат сформированности показал анализ деятельностной компетентности, который у детей среднего возраста составляет 60 % ,у старшего возраста составил 75 % (на начало года- 5 %). Для того, чтобы дошкольники умели ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, определять последовательность действий проводились игровые ситуации, подвижные игры «У медведя во бору», «Кот и мыши», «Самолётики» и много других. Проводились сюжетно- ролевые игры «Больница», «Зоопарк», «Парикмахерская», «Магазин», интеллектуальные игры. Учили сопровождать действия словами, чаще побуждали к диалогу. На утреннем круге дети выбирали в каком центре и чем будут заниматься. «Потренироваться» в умении делать выбор и принимать решения детям помогли простые игровые ситуации. «Что ты выбираешь?» По очереди предлагали друг другу забавные варианты выбора: «Где бы ты хотел жить, в Австралии или на льдине в океане? Каким животным ты бы стал: мышкой или драконом? Что тебе больше нравится: крылья или ласты?», «Если бы я умел…». По очереди придумывали, каким волшебным талантом вы бы хотели обладать и почему: «Если бы я умел летать, я бы незаметно прилетел в гости к бабушке. Если бы я мог превращаться в животных, я бы подружился со зверями в зоопарке», «Когда я вырасту, я…» («Я буду дрессировать тигров! Я поселюсь на Луне! Я стану настоящей принцессой!»).

Читать еще:  Пищевое отравление у ребенка симптомы и лечение

О совместных действиях учила детей договариваться на утреннем сборе, кто кого берет себе в помощники, и согласен ли ребенок быть помощником.В дидактических , подвижных, сюжетно- ролевых играх дети прогнозировали результат, оценивали и корректировали действия свои и других.

Недостаточно сформировано умение прогнозировать результат, оценивать и корректировать действия как свои, так и других, на что необходимо обратить особое внимание в следующем учебном году при построении работы с каждым ребенком и возрастной группой в целом.

Уровень сформированности информационной компетентности у детей среднего возраста составляет 50 % ,у старшего возраста составил 62,5 % (на начало года- 20%). Дети стали активно использовать и называть источники знаний адекватные возрасту, индивидуальным возможностям. Для улучшения результатов сформированности использовала в своей работе игры «Найди игрушку», «Что изменилось». Дети задавали вопросы, сужая поле поиска по признакам объектов (геометрических фигур): цвету, его оттенкам, форме, величине, различные конкурсы «Кто быстрее соберет», «Кто быстрее найдет»; просмотры видеофильмов «Анатомия человека», «Космос» и другие; презентаций: «Города герои», «В здоровом теле – здоровый дух»; читали книги. На утреннем сборе дети составляли рассказ по наводящим вопросам.

Неплохой результат сформированности показал анализ здоровьесберегающей компетентности — у детей среднего возраста составляет 70 % , у старшего возраста 87,5 % (на начало года- 30%). К концу года дети стали осмысленно пользоваться предметами личной гигиены. Для этого использовала дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям были литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе разыгрывали маленькие сценки, распределяли роли между детьми. В группу приглашали медсестру. Она рассказывала о том, что нужно содержать в чистоте свое тело, помещение и вещи, которыми он пользуется в повседневной жизни. Он должен уметь самостоятельно умываться, чистить зубы, одеваться, поддерживать порядок. Формирование культурно-гигиенических навыков проводилось в процессе сюжетно- ролевых игр. Напоминала ребёнку: «Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?». Также в своей работе использовала сравнительные наблюдения “У кого какой нос”, “У кого какие глаза” и т.д. Интерес у детей вызывали путаницы Например: в шубе летом, в платье зимой; ухо на ноге, глаза на животе; уши зайца, человек с хвостом и т. д. Широко использовала в работе прием разрешения проблемных ситуаций , который заключается в том, что рассказывая детям короткую историю с простым сюжетом, где герои сталкиваются с несложными трудностями (попадают под дождь, переохлаждаются и т.д.), предлагаю разрешить эти трудности и помочь героям выйти из сложной ситуации. Использовала Д/и “Собери правильно”, “Какие органы потерял человек”-закрепляют представления детей об органах человека; Д/и “Живое – неживое” – закрепляют представления о живом и неживом; Д/и “Да и нет” – закрепляют навыки ухода за зубами; Д/и “Здоровье из корзинки” – формируют представления о полезных продуктах и т.д.

В процессе работы часто использовалабеседы. Например, “Чистота и порядок в доме”, “Правила поведения во время прогулки”. Использование художественной литературы помогает обогащать знания детей, искать ответы на многие вопросы. Например чтение В,Сутеева “Кто сказал мяу?” -формирует представления об органах слуха и зрения, Т,Воронкова “Маше – растеряша” В,Бианки “Купание медвежат” – формирует привычку к здоровому образу жизни и КГН, опрятность, чистоту, аккуратность. Сказки К,Чуковский “Айболит” – формирует представления и уважение к людям медицинской профессии. Использовала метод экспериментирования (опыт), который позволяет развивать наблюдательность например: опыт со снегом, стеклом, воздушным шариком, метод моделирования — составление модели человека (занятие “Расскажи нам о себе”, дети составляют модель головы человека, занятие “Режим дня”, составляют режим дня дошкольника и т.д.) . Обогащалась предметно-развивающая среда.

Двигательная активность ребенка начинается с утренней зарядки. Во время организационных моментов, во время перехода от динамичных игр к более спокойным, переключения детей к другим видам деятельности, проводились упражнения на коррекцию осанки, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для профилактики плоскостопия, гимнастика для глаз. Особое место уделялось двигательной активности на прогулке. Начиналась прогулка со спокойной ходьбы к участку, наблюдения за явлениями окружающей действительности, после чего организовывались подвижные игры. Также проводились физкультурные занятия. Участвовали в спортивных мероприятиях, проводимых в ДОУ.

Но еще детям трудно контролировать нагрузку, осознавать пользу движений, соблюдать правила безопасного поведения в быту, в различных ситуациях без помощи взрослого.

В течении года особое внимание уделялось индивидуальной работе с детьми. Родителям, в целях повышения их образовательного уровня, постоянно давались рекомендации, консультации. Большое внимание уделялось мерам по улучшению посещаемости детей (закаливающие мероприятия, работа с родителями)

За счет положительного эмоционального климата в группе дети стали более раскрепощены, с удовольствием участвуют в ролевых играх, играх-драматизациях, в общении друг с другом и взрослыми. Дети научились правильно отвечать на вопросы. У них формируется положительное отношение к труду взрослых, появляется желание принимать участие в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности. Появились навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице; сформированы элементарные представления о том, что хорошо и что плохо.

Вывод: Сравнительный анализ показал положительную динамику уровня сформированности компетентностей у детей по сравнению с началом учебного года. Этому способствовала целенаправленная, систематическая, спланированная работа с детьми, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, дифференцированный подход к организации взаимодействия.

При отслеживании динамики развития ребенка специалистами районной ПМПК

  1. Специалисты школьного ПМПк обязаны предоставлять сведения о динамике развития детей, прошедших районную ПМПК, и взятых на динамический контроль в конце 2,3,5, 7 классов.
  2. Для контроля за динамикой развития детей, прошедших районную ПМПК, и взятых на динамическое сопровождение собирается расширенный состав ПМПК, куда входят специалисты районной ПМПК и представители школьного ПМПк.
  3. Специалист школьного ПМПк предоставляет для рассмотрения на расширенном заседании ПМПК сведения о динамике развития ребенка:

— педагогическая характеристика динамики развития учащегося и динамики

коррекционной работы за период прошедший с момента последнего обследования на

районной ПМПК, с оценкой эффективности проводимой коррекционно-развивающей

— педагогическоепредставление для отслеживания динамики развития (Приложение 12);

— карта динамики речевого развития (заполняется учителем-логопедом) (Приложение 13);

— психологическоепредставление для отслеживания динамики развития (Приложение 14);

— сведения о текущей успеваемости учащихся, поставленных на динамическое

Читать еще:  Повышенный рвотный рефлекс у ребенка комаровский

сопровождение (Приложение 15).

4. По результатам проведенного совместного заседания расширенного состава ПМПК

заполняется Протокол, даются рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка

специалистам ОУ, родителям (законным представителям), даются выписки из протокола

совместного расширенного заседания ПМПК с рекомендацией о дальнейшей форме

Примерная пед. характеристика на ученика с ЗПР

(предоставляется на ПМПК, врачу-психиатру)

Педагогическая характеристика

на ученика (цу) ______ класса школы № _________

Ф.И.О. ______________________________________________

Дата рождения_____________________

Ребенок посещает данное учебное заведение с … класса. На протяжении всего периода обучения у (имя) отмечались недостатки в развитии восприятия: его фрагментарность, ограниченность, поверхностность. В связи с недоразвитием слухового и зрительного восприятия недостаточно сформированы пространственно- временные представления, знания об окружающем мире весьма ограничены.

Отмечаются недостатки в развитии произвольной памяти: замедленное запоминание, неточность воспроизведения, плохая переработка воспринимаемого материала. Ученик затрудняется в применении приемов запоминания: смысловая группировка, классификация, что вызывает ряд трудностей при усвоении таких предметов, как биология, история, география, обществознание.

Внимание неустойчиво. (Имя) не способен к длительному напряжению и концентрации внимания на выполняемом задании. Во время уроков рассеян, трудно переключается с одного вида деятельности на другой.

Недостаточный уровень развития словесно-логического мышления проявляется в неумении самостоятельно решать сложные арифметические задачи. Низкий уровень абстрактно-логического мышления затрудняет усвоение программного материала по таким предметам как алгебра, геометрия, физика, химия. При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, обобщения, нуждается в развернутой помощи педагога.

У ребенка бедный, недифференцированный словарный запас. Нарушение письменной речи проявляется в большом количестве специфических ошибок (пропуски, замен, недописывания букв), а также в большом количестве ошибок, связанных с неумением применять на практике орфографические правила. Уровень развития связной речи не соответствует программным требованиям, ребенок испытывает сложности при написании творческих письменных работ (сочинений, изложений).

У (имя) не сформированы устойчивые формы самоконтроля и самооценки, не всегда адекватно может оценить результаты своей деятельности. При выполнении трудных заданий принимает помощь взрослого и охотно использует ее, самостоятельно преодолеть трудности не может и не желает. Работоспособность низкая, отмечается быстрая истощаемость организма из-за умственных нагрузок. По мере утомления или неуспешности выполнения задания эмоциональное состояние ухудшается, становится эмоционально неустойчивым: раздражительным, легко возбудимым.

Директор подпись расшифровка

Классный руководитель подпись расшифровка

Методические рекомендации к заполнению педагогической характеристики на ребенка с задержкой психического развития

Педагогическая характеристика ребенка с ЗПР может иметь разное назначение в зависимости от того, с какой целью она составляется. Соответственно меняется и ее основной акцент. Так, педагогическая характеристика необходима при переводе ученика из общеобразовательной школы в специальный коррекционный класс для детей с ЗПР.

Или педагогическая характеристика необходима при переводе ученика из коррекционного класса для детей с ЗПР в массовую школу в результате его значительного продвижения в овладении учебной программой, положительной динамики психического развития и улучшения состояния здоровья.

Педагогическая характеристика также необходима, если ученик стойко не усваивает учебный материал и встает вопрос о пересмотре диагноза; в этом случае она предназначена для медико-педагогической комиссии.

Характеристика должна отражать продвижение ученика в процессе обучения, изменения, происходящее под влиянием специального обучения и воспитания.

Педагогическая характеристика должна содержать следующие разделы:

1) общие сведения об ученике;

2) состояние школьных знаний и навыков;

3) общее развитие ребенка, особенности речи и мышления;

4) особенности учебной деятельности;

5) особенности поведения;

6) характеристика личности;

В разделе «Общие сведения», помимо формальных данных (даты рождения ребенка и поступления в школу и т. п.), должно быть указано посещал ли детский сад, в какой класс школы, ученик принят, откуда поступил, оставался ли на второй год, когда начал обучаться по программе VII вида (для детей с ЗПР). Следует кратко охарактеризовать семью ребенка.

В разделе «Состояние школьных знаний и навыков» необходимо указать, какой предмет (или предметы) затрудняет ученика, какие разделы он не смог усвоить, какую помощь ему оказывал учитель (в том числе на индивидуально-коррекционных занятиях), ее эффективность. Следует также отметить, какие предметы или разделы программы он усвоил более успешно, какой учебный материал оказался для него наиболее легким. При этом важно описать индивидуальные особенности усвоения знаний — темп мыслительной деятельности ребенка, особенности запоминания (быстрота, осмысленность) и работоспособности, степень самостоятельности, реакция на помощь педагога и др.

При характеристике уровня общего развития следует показать осведомленность ребенка в окружающем (семья, окружающие предметы, простейшие явления природы). Степень полноты и точности таких знаний и представлений послужит материалом для оценки познавательной активности ребенка.

Описание речевого развития школьника должно содержать краткую количественную и качественную характеристику лексического запаса слов; отражать особенности грамматического строя речи — имеется ли аграмматизм и какова степень его выраженности, какие части речи и типы предложений преимущественно используются; затруднения в оформлении речевого высказывания — замедленность, наличие повторов, поиск нужных слов и др. Важно выделить особенности речи ребенка — состояние фонематического слуха, виды ошибок в устной, и письменной речи, их частота. Необходимо указать на наличие и степень стойкости ошибок, специфичных для письменных работ детей, либо отметить отсутствие таковых.

Также следует охарактеризовать способность делать пересказ прочитанного или прослушанного текста. По всем вопросам, касающимся состояния речи, педагог должен советоваться со школьным логопедом, использовать его данные.

Описывая особенности мыслительной деятельности, следует прежде всего остановиться на способности к обобщению, осмыслению материала, на понимании логических связей и отношений, умении выделить существенные признаки предметов, на возможности переключения с одного вида мыслительной деятельности на другой. Нужно указать степень использования ребенком помощи, раскрыть его потенциальные возможности.

Характеризуя особенности учебной деятельности ребенка, необходимо раскрыть следующее: быстрота его включения в работу, устойчивость деятельности (ее продолжительность без отвлечений), затруднения в переключении, темп работы, уровень работоспособности; наличие импульсивности при выполнении заданий, степень самостоятельности и организованности, сформированность навыков самоконтроля и умения оценить выполненную работу.

При описании поведения учащегося следует указать, насколько он дисциплинирован на уроках, на перемене, вне школы; отметить, есть ли двигательная расторможенность (либо заторможенность); описать, какими навыками культурного поведения он владеет.

В разделе «Характеристика личности» освещаются следующие вопросы: учебные и внеучебные интересы школьника, их устойчивость; специальные способности (в области изобразительной деятельности, музыки, спорта и др.), степень адекватности оценки своих возможностей; отношение к учебе и общественным поручениям, к товарищам и взрослым (в том числе к родителям). Следует указать любимое занятие в свободное время, преобладающий фон настроения, отношение к неудачам в учебе, к похвале или порицанию, обидчивость, склонность к жалобам.

Заключительный раздел характеристики как бы суммирует и оценивает все самое существенное в ребенке, отмеченное в предыдущих разделах. Здесь педагог должен выделить черты характера и особенности личности ребенка, которые он оценивает как положительные или как отрицательные, а также указать на особенности, которые мешают ему овладеть знаниями, и на предполагаемые причины этого. Необходимо также определить степень его готовности к обучению по программе следующего учебного года.

Характеристика, написанная для медико-педагогической комиссии, должна освещать стороны, важные в плане дифференциальной диагностики. Здесь в первую очередь следует показать конкретные затруднения ученика в овладении школьной программой, особенности его мыслительной деятельности (темп, способность к обобщению, к осмыслению учебного материала, возможности использования помощи и осуществления переноса), состояние работоспособности ребенка, результаты индивидуальной работы с ним.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector