Конструирование средство воображения детей

Конструирование средство воображения детей

Автор: Вельц Ольга Сергеевна

Организация: МКДОУ № 165

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск

Аннотация: В статье представлены анализ изучения влияния конструирования из бумаги на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрено понятия воображения, творческое воображение.

Ключевые слова: воображение, творческое воображение, конструирование из бумаги в старшем дошкольном возрасте.

Развитие детского творчества является одной из актуальных проблем современной педагогики и психологии.

Все культурные значения, накопленные человечеством – результат творческого воображения и работы всего человечества. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться развитием творческого воображения подрастающего поколения.

Воображение всегда присутствует в творчестве. Без развитого воображения не может быть продуктивной творческой деятельности»[1].

Вследствие этого мы должны развивать в наших детях творческое воображение, фантазию, смекалку, пытливость – то есть те качества, которые находят яркое выражение и развитие в творчестве детей.

Российские специалисты психологи и педагоги: «Л.С. Выготский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, Н.А.Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина в своих работах доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте»[3,c.6]. Дети совершают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, поделки.

Дошкольное детство — возрастной период в решающей степени определяющий последующее развитие человека. Признано, что это период рождения личности и первоначального развития творческого воображения ребёнка, а так же является периодом становления основ его индивидуальности[2].

Исследования ученых Л.С. Выготского, А. А. Венгер, работы Флериной, В.С Мухиной, доказали, что каждый ребенок имеет творческий потенциал, у некоторых детей творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Поэтому необходимо создавать условия, пробуждающие ребенка к знаниям, искусству, возможно, чтобы разбудить эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.

Основной целью нашей работы является изучение влияния конструирования из бумаги на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

В своей работе мы выдвинули гипотезу: «Если при организации конструирования из бумаги ставить перед детьми проблемные задачи, то это будет способствовать более эффективному развитию их творческого воображения», которую докажем или опровергнем после проведения нескольких этапов экспериментального исследований.

Экспериментальное исследование мы проводили на базе дошкольного учреждения г. Новосибирска в Советском районе МКДОУ №165, с сентября 2015 г. по февраль 2016 г. К исследованию были привлечены две старшие группы № 1 (экспериментальная группа) и №11 (контрольная группа). Наше исследование состояло из трех этапов. На первом этапе мы изучили психолого-педагогическую литературу и подобрали три диагностические методики Методика № 1 — «Дорисовывание фигур», (Дьяченко О.М.). Методика № 2 — «Придумай рассказ», (Немов Р.С.). Методика № 3 — «Солнце в комнате». (В. Кудрявцева и В. Синельникова). После проведения первого этапа исследования мы, убедились в том, что экспериментальная и контрольная группа детей имеют одинаковые уровни развития творческого воображения детей старшего дошкольного.

На втором этап исследования, мы разработали перспективное планирование, по которому мы на протяжении 6 месяцев, каждую пятницу мы проводили НОД.

В разработке перспективного планирования мы придерживались взглядов Л.А. Парамоновой. Поэтому перспективное планирование мы разбили на три блока.

В первом блоке мы знакомим детей с основными базовыми формами конструирования из бумаги.

Во втором блоке мы закрепляем изученные основные базовые формы конструирования из бумаги, к которым добавляли творческие задания проблемного характера, решение которых способствовало развитию творческого воображения детей.

В третьем блоке мы создали специальные условия для самостоятельного конструирования из бумаги по собственному замыслу детей. Тем самым поделки детей, выполненные в третьем блоке, отличались большей оригинальностью, выразительностью и эстетичностью.

В процессе работы по нашему перспективному планированию. Мы увидели, что дети хорошо справляются с заданиями первого блока, поэтому, мы объединяли НОД первого блока с НОД второго блока. И то же самое мы делали со НОД второго и третьего блока. Хочется также отметить, что конструирование из бумаги мы также занимались, в совместной деятельности с детьми во второй половине дня. С точки зрения организации педагога, это очень затратно по времени, но зато у детей развивается творческий подход к преобразованию поделок.

После проделанной работы на втором этапе исследования нами был проведен третий этап исследования. Где мы так же использовали три методики, которые перечислены выше. Проанализировав полученные результаты третьего этапа исследования, мы можем сделать вывод, что у детей экспериментальной группы на втором этапе исследования динамика развития творческого воображения стала выше, чем была на первом этапе исследования. Сравнив полученные результаты, контрольной группы на двух этапах исследования, мы можем сказать, что динамика развития творческого воображения у детей на втором этапе исследования не изменилась, и осталось такой же, как на первом этапе исследования.

Значит, мы можем сделать вывод, что поставленные нами цели достигнуты. И выдвигаемая нами гипотеза нашла подтверждения в полученных результатах.

Хочется так же отметить, что не всякое конструирование само по себе способно развивать творческое воображение, а только то, которое правильно организованно и которое включает в себя творческие задания для детей.

Список используемой литературы:

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997, 96с.
  2. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Хрестоматия по психологии. – М.: Просвещение, 1987. – С. 32 – 325.
  3. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование.-М.: Изд.дом «Карапуз», 1999. — 240 с.

2.2 Условия и методические приемы развития воображения на занятиях конструированием

Конструктивная деятельность — это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.

На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей.

При правильно организованной деятельности дети приобретают:

· сооружать отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты и т.д.;

· делать из бумаги различные поделки — елочные игрушки, кораблики и т.д.;

· целенаправленно рассматривать предметы,

· сравнивать их между собой и расчленять на части,

· видеть в них общее и различное,

· находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей,

· делать умозаключения и обобщения.

Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характера. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.

Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений:

· речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.), которые в других видах деятельности употребляются редко;

· дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький), в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе и т.д.).

Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются важные качества личности:

· упорство при достижении цели,

Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе:

· умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.);

· работать дружно, не мешая друг другу.

Изготовление детьми различных поделок и игрушек для подарка маме, бабушке, сестре, младшему товарищу или сверстнику воспитывает заботливое и внимательное отношение к близким, к товарищам, желание сделать им что-то приятное. Именно это желание часто заставляет ребенка трудиться с особым усердием и старанием, что делает его деятельность еще более полнокровной и приносит ему большое удовлетворение.

Наконец, конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств. При знакомстве детей с современными зданиями и с некоторыми доступными для их понимания архитектурными памятниками (Кремль, Большой театр и т.д.) развивается художественный вкус, умение восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность любого сооружения заключается не только в соответствии его практическому назначению, но и в его оформлении — простота и четкость форм, выдержанность цветовых сочетаний, продуманность украшения и т. д.

Изготовление поделок из природного материала формирует у детей не только технические умения и навыки, но и особое отношение к окружающему их миру — дети начинают видеть и чувствовать красоту изумрудного мха и ярко-красной рябины, причудливость корней и веток деревьев, чувствовать красоту и целесообразность их сочетаний.

Читать еще:  Пол ребенка по анализу крови матери

Однако такое многостороннее значение в воспитании детей конструктивная деятельность приобретает только при условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на раавитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребенка, его умственных способностей.

Обучение техникам конструирования и моделирования из бумаги предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач. Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежит деятельность, то есть создание оригинальных творческих работ.

Конструирование и моделирование из бумаги развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера (что немаловажно для будущих школьников, готовящихся к овладению письмом).

Во время работы развивается память, совершенствуются трудовые умения, формируется культура труда, детей обучают аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Увлекательные занятия позволяют ребенку открыть в себе творческие способности, развить воображение, художественный вкус.

Кроме того, эти занятия развивают коммуникативные навыки детей, так как создание тематических композиций требует участия нескольких человек, коллектива. Немаловажен тот факт, что занятия по конструированию и моделированию позволяют организовать досуг детей дошкольного возраста как дома, так и в дошкольных образовательных учреждениях. Изготовление простых бумажных игрушек вводит ребенка в удивительный мир конструктивно-пластического творчества.

Перед тем как приступить к обучению детей основным техникам и приемам конструирования и моделирования, следует познакомить их с правилами безопасной работы с бумагой, клеем, ножницами. По краю бумаги нельзя проводить пальцем; нельзя водить краями бумаги по коже. Ножницами следует пользоваться очень осторожно: не размахивать ими, не оставлять ножницы в раскрытом виде; передавать ножницы можно только в закрытом виде и кольцами вперед. Клеем нужно пользоваться очень аккуратно: не допускать попадания клея в рот и в глаза (при попадании немедленно промыть теплой водой), по окончании работы с клеем тщательно вымыть руки Козлина А. В. Уроки ручного труда в детском саду и начальной школе. М.: Мозаика-Синтез, 2008. — с. 44.

В конструировании и моделировании из бумаги можно выделить несколько техник:

1.Декупаж (фр. decouper — вырезать) — декоративная техника по ткани, посуде, мебели и пр., заключающаяся в скрупулезном вырезании изображений из различных материалов (дерева, кожи, тканей, бумаги и т. п.), которые затем наклеиваются или прикрепляются иным способом на различные поверхности для декорирования. Эта техника крайне кропотлива, требует много времени, терпения и предусматривает множество попыток, прежде чем результат станет удовлетворительным.

2. Выцинанка — вырезание из бумаги симметричных узоров и создание ажурных контуров. Издавна выцинанку использовали для украшения дома. Узорчатыми полосками украшались окна, полочки, столы, иконы.

3. Квиллинг (бумагокручение) — это техника изготовления цветов, животных и других поделок из бумажных лент. С одной стороны, эти произведения близки России, чем-то напоминая вологодские кружева, а с другой — на начальном этапе обучения техника позволяет с минимальным умением получить красивый результат.

4. Бумажное конструирование (Origamic architecture) — это форма бумажного ремесла, основанная и развитая архитектором Масахиро Чатани (Masahiro Chatani) в 1980 г. Для изготовления используются листы бумаги или тонкого картона, которые надрезают и складывают.

5. Оригами — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит к Древнему Китаю, где и была открыта бумага, и насчитывает более 2000 лет. Это искусство не знает границ и доступно людям любого возраста — и взрослым, и детям. В старину оригами было не только искусством, но и наукой, обучающей точности и терпению. Кроме того, оригами всегда считалось на Востоке символом мира, покоя, семейного очага.

Бумага — доступный для ребенка и универсальный материал — широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании и даже лепке. Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, корзинки и т. д.).

Изделия конструирования и моделирования из бумаги выполняются по четкой схеме, в определенной последовательности и помогают детям осваивать самые разнообразные технологии, начиная с простейших конструкторских задач.

В процессе складывания и склеивания бумажных поделок дети знакомятся с различными геометрическими фигурами: треугольником, квадратом, трапецией и т. д., учатся ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, находить вертикаль, горизонталь, диагональ, узнают многое другое, что относится к геометрии и математике.

Выполняя различные действия с бумагой в процессе ее обработки, применяя разные способы и приемы, дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая их особенности в преобразованной форме.

В процессе работы дошкольники создают модели предметов и объектов действительности, отображая характерные их признаки в обобщенном виде, отвлекаясь от второстепенных особенностей и выделяя наиболее яркие и привлекательные детали. Так, образ приобретает новые черты, оригинальную трактовку, что выражается в несколько условной, угловатой форме. Это связано со спецификой обработки материала: приемами сгибания, складывания частей в определенной последовательности, склеивания отдельных деталей. Несмотря на то, что поделки часто лишь отдаленно напоминают те или иные предметы и объекты, это не мешает ребенку узнавать их, живо дополняя в воображении недостающие части.

Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место.

Дети овладевают навыками и культурой труда, что важно для их подготовки к успешному обучению в школе.

Не случайно А. Лилов рассматривает творчество как человеческую деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего природного и социального мира Лилов А. Природа художественного творчества. — М.: Искусство, 2009.

Творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, стихотворения. Однако для реализации такого развития необходимы условия, при которых дети с удовольствием рисуют, лепят, вырезают и наклеивают, конструируют разные объекты. Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности.

Основой личности человека, как сказал В. В. Давыдов, является творческое начало: сущность личности человека связана с потребностью и способностью созидания См.: Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М.: Интор, 2007. Именно потребность и способность выступают в качестве основополагающих компонентов одного процесса — процесса творчества. И в данном случае не важно, рассматриваем ли мы творчество взрослого или ребенка. И в том и в другом случае необходим мотив (потребность в творчестве в форме побудительной реакции к действию) и способность (интеграция природной предрасположенности и имеющегося опыта в конкретной деятельности), без которых трудно себе представить процесс созидания.

Исходя из этого следует подчеркнуть выделенную нами последовательность развития творчества на занятиях по художественному конструированию из бумаги:

1. Усвоение детьми опыта на занятиях по художественному конструированию, проявление интереса к процессу работы.

2. Возникновение замысла и отражение его в предварительном наброске, рисунке.

3. Интерпретация художественного образа.

4. Интеграция того, что ребенок усвоил.

5. Трансформация, преобразование полученного образа, и его создание.

Материалы исследования позволили выявить уровень владения детьми старшего дошкольного возраста умениями и навыками работы с бумагой и возможности их использования в собственном конструктивно-пластическом творчестве. Установлено, что для старших дошкольников характерны неполные и поверхностные представления об основных технических приемах работы с бумагой, их конструктивных особенностях, средствах художественной выразительности. Полученные материалы свидетельствуют о том, что основная масса старших дошкольников при выполнении диагностических заданий крайне неуверенна. Как правило, дошкольники, в большинстве своем, изначально не могут следовать всем этапам выполнения поделки, но в процессе целенаправленной педагогической работы устраняют имеющиеся проблемы. Это позволяет заключить, что дети старшего дошкольного возраста способны усваивать не только элементарные приемы работы с бумагой, но и овладевать сложными многоэтапными действиями для получения определенного конструктивно-пластического образа.

На занятиях по конструированию развиваются умственные способности ребенка. Расширяется запас знаний на основе представлений о формах и пространственном положении предметов разнообразных окружающего мира, различных величинах, многообразии цветов.

Конструирование носит эмоциональный созидательный характер. Формируются умения владеть своим психическим состоянием — творческий подъем (иногда ребенок не может с ним справиться — начинает кричать, эмоции захлестывают его, устойчивый интерес к работе (есть дети, которые быстро теряют интерес).

Читать еще:  Болеешь можно ли кормить ребенка

Если подвести итог, то получается, что конструирование играет большую роль в развитии психических процессов дошкольника, а именно,

· развивается зрительная и тактильная память;

· смекалка и сообразительность;

· формируется умение говорить и спорить;

· планировать свои действия;

От уровня развития психических процессов зависят творческие свойства личности ребенка.

творческий дошкольник конструирование бумага

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВАМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЯ

студент, кафедра СПО, ЮУрГГПУ, г. Челябинск

ст. преподаватель каф. СПО ЮУрГГПУ, г. Челябинск

Творческое воображение – сложный психический процесс. Воображение — самостоятельное создание новых образов, включённое в процесс творческой деятельности, то есть деятельности, в результате которой возникают оригинальные и ценные продукты. Воображение присутствует в любой форме деятельности и поведения ребенка.

Сейчас часто поднимают вопрос о том, как на умственное развитие ребенка влияет воображение.

Ценность в том, что при отсутствии полноты знаний воображение позволяет принять решение, при этом пути решения проблемы нередко недостаточно точны, нестроги, в том и ограниченность воображения [1].

Л.С. Выготский отмечал, что «воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений». Он считал, что «привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением» [2].

Рубинштейн Л.С. утверждал, что воображение «может быть только у человека. Только человек, имея полученные ранее знания и опыт, может создать себе картину, чего он сам не видел, и чего на самом деле нет» [6].

Дубровина И.В., считала, что «воображение – это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы» [1].

У детей дошкольников формируется образ себя самого посредством установления связей между информацией, которую они получают в процессе общения и собственным опытом ребенка. В общении со взрослыми и сверстниками, узнавая и сравнивая себя с ними, ребенок получает знания не только о другом человеке, но и о себе.

Опыт ребенка формируется постепенно. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка совсем другое. Интересы ребенка и интересы взрослого различны и поэтому естественно, что воображение у ребенка иначе работает, чем у взрослого [7].

Lego полезная для развития, интересная и любимая всеми игрушка. Прелесть Lego заключается в том, что игрушками они становятся только после сборки, но даже в процессе сборки ребёнок получает удовольствие. Ребенок может делать что захочет, так как множество деталей разной формы позволяют ему развить свою фантазию в любом направлении, и чтобы получить ту или иную конструкцию ребенку нужно потрудиться и подумать самому [4].

Так же, Lego-конструктор, состоит из большого количества меленьких деталей, которые помогают развивать ребенку мелкую моторику. Доказано, что у детей мелкая моторика рук взаимосвязана с речевой функцией. Развивая моторику, ребёнок развивает свою речь. Еще Lego развивает мышление и память, ведь ребенку нужно запомнить, в какой последовательности и куда нужно поставить ту или иную деталь. Формируя фантазию у ребенка любые игрушки полезны, но Lego-конструктор позволяет в максимальной мере сформировать воображение.

Lego – это игрушка, которая может привлечь внимание не только ребёнка, но и взрослого. А значит, ребенок может построить свой дворец, дом или что-то космическое вместе с родителями, а родители, играя с детьми начинают лучше их понимать [3].

Успех Lego в том, что он прост и универсален. Lego прочно занял свое место в детских комнатах, с ним не скучно и фантазия не ограничена. Маленькие кубики способны превращаться в любую игрушку, реализовать любую фантазию, все зависит от играющего.

Вышеизложенное определило выбор нашей темы и экспериментальную выборку – это воспитанники Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка» детский сад № 6 г. Чебаркуль, старшей группы, дети 5-6 лет, в количестве 22 человек. Проведенное нами исследование состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего, контрольного. На констатирующем этапе мы исследовали уровень воображения у детей старшего дошкольного возраста. На формирующем этапе проводилась развивающая программа lego-конструирование с группой детей, показавших низкий уровень развития воображения. На контрольном этапе проводилась повторная диагностика и анализировался уровень развития воображения детей, после проведенной коррекционно-развивающей работы.

Для проведения исследования нами были подобраны методики Т.Д. Марцинковской «Нарисуй что-нибудь» и тест «Фантазер».

В ходе проведенного нами исследования были получены следующие результаты: 56% испытуемых показали средний уровень развития воображения; 30% имеют низкий уровень развития воображения; 14% имеют высокий уровень развития воображения (рисунок 1).

Рисунок 1 Результаты исследования воображения детей на этапе констатирующего эксперимента.

Анализ результатов диагностики старших дошкольников позволил нам выявить группу детей с низким уровнем развития воображения. В данную группу по результатам вошли 7 детей. Именно с этими детьми проводилась специальная развивающая программа Lego-конструирование. В основу программы легла система Lego-конструирование в детском саду, предложенная Е.В. Фешиной [8].

После использования развивающей программы, мы провели повторную диагностику с использованием тех же самых методик Т.Д. Марцинковской «Нарисуй что-нибудь» и Тест «Фантазер».

С целью анализа уровня развития воображения после проведенной работы, мы наглядно представили результаты первичной и повторной диагностики детей группы с низким уровнем развития воображения.

Рисунок 2 Сравнительные результаты исследования воображения детей, на этапах констатирующего и контрольного экспериментов

Анализируя результаты эксперимента можно сделать следующие выводы: уровень развития воображения детей, прошедших через обучение, стал выше, чем был до этого. Творческая активность во всех её проявлениях — это результат воспитания. Развитие воображения в процессе Lego-конструирования способствовало воспитанию у детей самостоятельности, настойчивости, целеустремлённости, коллективизма.

Воспитанники исследуемой группы научились придумывать и создавать необычные истории, проявляя оригинальную фантазию, богатое, насыщенное воображение. Истории стали яркими и зрелещными, образы и детали тщательно проработаны. В любых условиях и обстоятельствах дети научились использовать знания и применять их творчески. Работа воображения в игре, в конечном счёте, заключается в подготовке ребёнка к будущим встречам с социальной действительностью, к предстоящим ему ролевым ситуациям, поступкам и решениям. Следовательно, намеченная работа проходила по правильному пути и привела к положительным результатам [5].

Список литературы:

  1. Боровик О. В. Развитие воображения [Текст]: Методические рекомендации/ О.В. Боровик – М.: ООО «ЦГЛ «Рон»» 2000. – 112 с.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]: Психол. очерк: кн. для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
  3. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества [Текст]: методические указания/ А.Н. Давидчук – М: Просвещение 2005. –253 с.
  4. Комарова Л.Г. Строим из лего [Текст]: методические рекомендации / Л.Г. Комарова — М. Линк-Пресс, 2001. – 63 с.
  5. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология [Текст]: учебник/ Т.Д. Марцинковская – М: Гардарики – 2000. – 255 с.
  6. Немов Р.С. Психология [Текст]: Учеб. пособие – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС 2003. – 688 с.
  7. Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии [Текст]: уч. пособие / Г.А. Урунтаева – М: Академия, 2005. – 35 с.
  8. Фешина Е.В. Легоконструирование в детском саду [Текст]: методические рекомендации/ Е.В. Фешина – М: Сфера, 2012. – 144 с.

Статья «Художественное конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Коршунова Е.В. воспитатель МБДОУ «Детский сад №12», г. Ангарск.

Художественное конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Развитие творческих способностей – одна из актуальных задач современного образования.Федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает педагогов на развитие таких качеств личности у детей, как любознательность, инициативность, самостоятельность, творческое самовыражение.
Кроме того, в последнее время запросы современных родителей направленны на художественно-эстетическое образование детей и поэтому стала необходимость включения в образовательный процесс разных форм, технологий направленных на развитие детской инициативы в продуктивной детской деятельности.

За долгие годы опыта работы с детьми в направлении творчества отвожу значительное место художественному конструированию, так как оно обладает чрезвычайно широкими возможностями для развития творческих способностей детей. Художественное конструирование в силу его созидательно – преобразующей природы, носит подлинно творческий характер. В его русле создается условия для развития воображения и интеллектуальной активности дошкольников.

В процессе работы с детьми на занятиях по художественному конструированию и из анализа детских работ обратила внимание, что у детей недостаточно сформирован уровень ручных умений и навыков, самостоятельности в выборе средств воплощения, исформированноститворческого воображения. Передо мной стояла задача, как организовать свою работу, через какие интересные формы совместной деятельности, чтобы ребенок смог раскрыть свой творческий потенциал, развить творческие способности и самореализоваться в творческой деятельности.

Читать еще:  Как определить глисты у ребенка

Поэтому мной была выбрана одна из форм неорганизованных занятий – как мастерская, гдевзаимодействие с ребенком выстраивается в сотрудничестве партнерстве (детско-взрослого сообщества.)

Такая форма помогает педагогу гибко проектировать работу с детьми, подбирать содержания, учитывать интересы, склонности предпочтений каждого ребенка. К тому же такая форма работы мобильно подстраивается в режимные моменты образовательного процесса ДОУ и не ограничивает инициативу ребенка во времени, и не имеет временного конца, то есть ребенок может возвращаться к продукту творчества в течение всего дня.

Поэтому целью моей работы в мастерскойстала «самореализация детей старшего дошкольного возраста в творческой художественной деятельности».

Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи:

Развитие способности к восприятию эмоционального отношения к миру.

Развитие способностей к исполнительству, осуществление художественного замыслав конструктивной деятельности.

Развитие умения планировать свою творческую деятельность, развивать волевые усилия для достижения поставленной цели.

Развитие творческих способностей.

В основу системы работы по художественному конструированию стали идеи следующих исследователей: обэтапности развития творческих способностей в разных видах деятельности (Л.А.Венгер); разные типы продуктивной деятельности (И.А.Короткова); технология сотрудничества (О.С.Газман), интеграция разных видов деятельности(Д.И.Воробьева) и исследования в направлении художественного конструированияЛиштван, А.Р. Лурии, Л.А. Парамонова, Н.Н. Поддьякова, О.А. Сафонова и др.

Свою работу в мастерской выстраиваю на следующих принципах:

Принцип самоактуализации – поддержка способностей детей в творческой деятельности.

Принцип сотворчества – совместная деятельность взрослого и ребенка.

Принцип индивидуальности – учет индивидуальных способностей возможностей и их развитие.

Принцип выбора – без выбора невозможно развитие индивидуальности.

Принцип творчества и успеха – позволяет развивать свои индивидуальные возможности, способности.

В работе с детьми использую следующие методы и приемы, направленные на развитие творческой задачи:

Проблемно-поисковые (поиск разных способов моделирования с бумагой: во что можно превратить? Как это сделать? На что похожа линия, пятно?)

Приемы вживания в образ (через пластическое перевоплощение в образ)

Погружение в воображаемую ситуацию (Представь, что ты оказался в сказочно лесу и т.д.)

А также мной используются приемы такие как:

На привлечение к творческой деятельности

Запаздывающий прием, где педагог не показывает сразу готовые решения творческой задачи

Эмоциональная поддержка к практической деятельности

А также разные игра направленные на творческую задачу (Например, «Скульптор и глина»)

Организация работы творческой мастерской реализуется в разных режимных моментах детского сада:

В утренний отрезок времени, Вечерний отрезок времени, осуществляется в проектной деятельности, и через совместную самостоятельную деятельность детей.

В работе использую разные формы совместной деятельности с детьми:

Такие как: Игра – путешествие; Коллективная работа; Игра – соревнование; Игра экспериментирование.

Содержание работы с бумагой включает в себя следующие направления:

Конструирование (предметноплоскостное, предполагает создание предметно плоскостных изображений, например, кошка дом птица)

Объемные (Создание объемных поделок из бумаги – цилиндры, конусы, рельефная полоска)

Сюжетная (Создание сюжетных композиций отражающие реальные сказочные события – «космос», «пейзаж» и другие)

Декоративные (Включающие в себя орнаменты и узоры, которыми можно украсит интерьер, разные предметы)

Работу с детьми строю поэтапно:

На первом этапе дети знакомятся с разными свойствами бумаги через разные органы восприятия: рассматриваем бумагу, свойства бумаги, узнаем какой материал – прозрачный, переливается, плотный, блестящий.

С помощью слуха осваиваем разную тональность звучания материала – бумаги.

С помощью тактильного восприятия чувствуем фактуру материала – гладкая, шерстяная шершавая.

Органы обоняния позволяют почувствовать запахи бумаги.

Работая с бумагой узнаем разные способы работы с ней. Что можно сделать с бумагой? (Рвать, мять, катать, обрывать, рисовать, создавать чеканку)

Исследование бумаги разной фактуры позволяет нам сравнивать бумагу с другими материалами такими как ткань, природный материал и другие.

На втором этапе дети осваивают простейшие способы вырезывания (Силуэтная, симметричная, ленточная, многофигурная)

Совместно с детьми находим разные способы рационального быстрого вырезывания.

На третьем этапе с детьми осваиваем разные способы создания и преобразования бумаги (изучаем моделирующую её функцию)

Дети изготавливают объемные поделки в виде конусов цилиндров игрушек.

На четвертом этапе дети знакомятся с разными техниками работы с бумагой (Обрывная, мятая, рельефный завиток, коллаж).

Такая работа позволяет ребенку увидеть не ограниченные свойства бумаги сочетать смешивать техники, создавать разнообразные композиции иобъемные поделки.

Для реализации творческих задач в мастерской предлагают детям разные типы развивающих заданий в продуктивной деятельности, исходя из возможностей и способностей каждого ребенка. Такие задания подбираются от простых к более сложному, помогают овладеть детям обобщёнными способами анализа, учат наглядному моделированию, способствуют развитию образного мышления, познавательных способностей, активизируют мышление в процессе труда развиваются самостоятельные поисковые решения и творческоевоображение. Детям, вновь пришедшим в студию, предлагаются простые типы работ: работа по образцам требующая анализа (как это сделано,и как сделать работу внеся свой замысел.) Такие задания обеспечивают переход к самостоятельной поисковой деятельности. Для детей, имеющих определенные навыки в творческой деятельности, предлагается работа с незавершенными продуктами, требующие дополнения и работу с готовыми шаблонами и трафаретами(во что можно превратить недостроенный макет, пятно, начатый контур). Для детей, имеющих определенный опыт в творческой деятельности, владеющими разными изобразительнымитехниками, способными самостоятельно планировать свою творческую деятельность, предлагаем следующие типы работы: по графическим схемам, схемы выкройки, технологические карты, собственные эскизы детей. По данным моделям ребенок создает свой продукт творчества. А также задания по словесному описанию или по заданным условиям,носящим проблемный характер:например, создать поделку по прочитанной сказке, рассказу или создать платье, головной убор «Королеве осени».

Свою работу с детьми выстраиваю в направлении личностно – ориентированного взаимодействия. Направленный на решение познавательно – творческих задач. Совместно с детьми включаюсь в творческую деятельность, становлюсь живым образцом планомерной творческой работы. Совместно с детьми проектирую условия художественной творческой деятельности, обсуждаем творческие замыслы. В процессе творчества поддерживаем интерес и инициативу,возможности каждого ребенка его успешность, предоставляя возможность для самостоятельной работы каждому ребенку. Таким образом вырабатываем собственное новое отношение – «ребенок – взрослый» — от наблюдения к соучастию, эпизодическому участию, партнерству, сотрудничеству.

Безусловно для осуществления планомерной развивающей работы с детьми мною создаются необходимые условия развивающей среде группы. Это наличие мобильной мебели; для организации педагогического процесса подобраны разные предметы для индивидуального самостоятельного творчества ребенка; полочки для выставочных незаконченных работ; выставочные стены в помещении группы приемной комнат; детям предлагается разнообразный изобразительный материал, бумага разной фактуры, шаблоны схемы выкройки, схемыподсказки, технологические карты. Развивающая среда обогащена разными видами конструкторов. В работе используются авторские игры: Б.Никитина, Е.Даниловой, Воскобовича, Перельмана,которые стимулируют активный самостоятельный поиск способов воплощения замыслов и развивают творческие способности воображения, фантазию, способности к моделированию художественного конструирования. Так же использую в своей работе конструкторы плоскостные: («Мировые головоломки», «Танграм», «Колумбово яйцо» и др.)

Свои творческие идеи, замыслы дети реализовывают в познавательно — творческих проектах через разные формы: Игра путешествия, коллективная работа, игры соревнования, игры экспериментирования. Такие творческие проекты развивают познавательно — творческий интерес к художественной деятельности у детей и развивают такие качества личности как активность, инициатива, самостоятельность.

Моя работа в мастерской не ограничивается работой с детьми. Наши родители активные участники творческих встреч. В совместно детско- взрослом сообществе проживаются разные проекты: «С любовью к России», «Архитектурная фантазия», «Сказка в гости к нам пришла», а также родители принимают активное участие в садовских конкурсах по художественному направлению.

Таким образом стабильная систематическая работа в данном направлении позволила мне повысить качественно уровень творческого развития детей в художественном конструировании. Позитивные результаты моей работы показали, что дети стали более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельного решения, к созданию новых образов на основе прошлого опыта и нахождению собственных оригинальных решений. Появилась большая уверенность в себе, в своих возможностях. Дети стали больше сравнивать, активнее заниматься творчеством, проявлять живой интерес к знаниям, приобрели оригинальный склад мышления. Дети умеют работать в коллективе, самостоятельно работают по образцам, схемам чертежам. Значительно повысился уровень ручных умений, работы с бумагой. А также работами детей оформляются холлы детского сада, групповые помещения, организовываются персональные выставки. Дети становятся участниками творческих конкурсов различного уровня. Свой опыт я оформила в пособие для педагогов, гдеразработаны диагностический пакет выявления способностей к художественному конструированию. Разработан тематический план работы с детьми, технологические карты работы с бумагой, описана методика поэтапного освоения работ с бумагой. Содержание данного пособия практико-ориентировано, апробировано в практической деятельности ДОУ; содержит современные личностно-ориентированные подходы в образовании (методы и приемы развивающего общения с ребенком); выделены художественные способы решения творческой задачи.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector