Пластилинография как средство развития творческих способностей детей

Педагогический проект «Пластилинография как средство развития творческих способностей старшего дошкольника»

Актуальность.

Потребность общества в личности нового типа — творчески активной и свободно мыслящей — постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни.

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого -изобразительная деятельность ребёнка.

Именно изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.

Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию как творческому потенциалу ребенка, так и развитию личности ребенка в целом.

Необходимость создания проекта:

  • Приоритетное направление д/сада «Художественно-эстетическое развитие»;
  • Запрос родителей в результате мониторинга «Потребность в дополнительных услугах»;
  • В результате диагностики изобразительных умений детей с пластилином выявилась необходимость в дополнительной работе;
  • В связи с необходимостью подготовки руки к письму детей 5-6 лет, появилась необходимость развивать и тренировать мелкую моторику, такой вид деятельности как пластилинография дает хороший результат;
  • Изобразительная деятельность-это такой вид деятельности, где ребенок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданное кем-то, а это так необходимо в современном мире.

Учитывая важность проблемы по развитию художественно-творческих способностей детей, мною был организован кружок художественной направленности «Пластилинография» — основной идеей которого является рисование картин пластилином. Пластилинография – это один из сравнительно новый жанр (вид) в изобразительной деятельности. Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых картин, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Занятия детей по пластилинографии реализуют основные структурные единицы в рамках соответствующих ФГОС образовательных областей: «Познавательное развитие» (ознакомление с предметами, объектами, явлениями окружающего мира и природы, с жанрами живописи и народно-прикладным искусством), «Социально-коммуникативное развитие» (формирование умения общаться и взаимодействовать с взрослым и сверстниками, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, готовности к совместной деятельности со сверстниками, позитивных установок к различным видам труда и творчества; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий), «Физическое развитие» (приобретение опыта в двигательной деятельности) – и направлены на формирование навыков продуктивной деятельности и творческой активности каждого ребенка в сотрудничестве с педагогом и сверстниками.

Цель проекта: создать условия для развития у детей художественного вкуса и творческих способностей посредством нетрадиционной техники – пластилинографии.

Задачи проекта:

  • Формировать у детей знания вобласти изобразительной деятельности, умения и навыки, развивать у них творческую активность, желание рисовать, развивать художественно-творческие способности;
  • Знакомить с новым способом изображения – пластилинографией, учить детей создавать выразительные образы посредством объёма и цвета.
  • Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и техники, разные способы создания изображения;
  • Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер;
  • Воспитывать у детей умение работать индивидуально и создавать коллективные композиции, соотносить свои желания и интересы с желаниями и интересами других детей;

Основные участники реализации проекта:

воспитанники дошкольной образовательной организации;

педагогический коллектив ДОО;

родители (законные представители) детей, посещающих ДОО.

Нормативно-правовая и документальная основа:

— Конвенция о правах ребенка;

— Закон РФ «Об образовании»;

— СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

— ФГОС ДО. Приказ МОиНРФ № 155 от17.10. 2013

Используемые формы организации процесса:

  • тематические занятия;
  • дидактические игры;
  • творческие занятия;
  • игровые занятия;
  • выставки детских работ;
  • воспитательные мероп­риятия, праздники, тематичес­кие беседы;
  • экскурсии в природу (цель: наблюдение за сезонны­ми изменениями, сбор при­родного материала).

Ожидаемые результаты:

  1. игрушки и картины.
  2. Выработают усидчи­вость, терпение, трудолюбие, научатся ценить ручной труд.

8. Получат навыки совмес­тной работы.

Способ проверки результатов.

Способом проверки знаний и умений детей является диагностическая карта

развития детей в изобразительной деятельности.

Формы подведения итогов реализации проекта.

-контрольно-диагностические: беседа, диалог, наблюдения, игровые упражнения;

-познавательно – досуговые : дидактические игры, развлечения;

-субъективные и научно-исследовательские: опыты, исследования, практические действия.

Принципы реализации проекта

Настоящий проект систематизировал знания по работе с пластилином,

ос­новываясь на общедидактичес­ких ПРИНЦИПАХ:

ü последовательности от простого к сложному;

ü научности и достоверности.

Особое внимание направ­лено на:

  • взаимосвязь художествен­ного и эстетического воспри­ятия с собственной творческой деятельностью детей.

Психологическое обеспечение реализации проекта:

-создание доброжелательной атмосферы к окружающим;

-воспитание начала культурного общения.

Методы и приёмы, используемые в процессе реализации проекта:

  • словесные (беседа, рас­сказ, инструктаж);
  • наглядные (демонстра­ция, показ образцов, схем, ил­люстраций);
  • практические (конкрет­ные трудовые задания и уп­ражнения);
  • репродуктивные (получе­ние детьми знаний и способов деятельности по аналогии (об­разцу);
  • проблемно- поисковые (самостоятельный творческий подход к делу);
  • методы работы под руко­водством педагога.

Структура занятия:

  1. беседа;
  2. самомассаж рук, пальчиковая гимнастика;
  3. дидактические игры;
  4. изготовление картины;
  5. релаксация;
  6. анализ работы.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  • поощрение и создание ситуации успеха на занятиях;
  • познавательные игры;
  • игры-соревнования;
  • конкурсы;

• выставки творческих ра­бот.

Форма контроля

  • наблюдение за деятельностью ребёнка;
  • практические задания;

• самостоятельные твор­ческие работы;

В ходезанятий использует­ся различный методический и дидактический материал (загадки, сказки, детские пе­сенки, разнообразный ил­люстративный материал, на­глядные пособия и др.). Сами за­нятия часто проводятся в игро­вой форме. Благодаря этому дети проявляют больше фан­тазии, воображения, чем в простых жизненных ситуациях, а задачей педагога становится необходимость помочь детям в реализации их замыслов.

Условия реализации проекта:

• Заинтересованность де­тей содержанием проекта и его конечным результатом.

• Организация процесса обучения в интересной доступ­ной форме.

  • Наглядность обучения.
  • Наличие инструментов и материалов для работы.
  • Наличие помещения, со­ответствующего санитарно-гигиеническим нормам и требо­ваниям.

• Мебель по росту детей.

Современные образовательные технологии:

— технология личностно-ориентированного взаимодействия пе­дагога с детьми,

— здоровьесберегающие педагогические технологии.

Название технологии

Задачи

Формы организации

Личностно-ориентированные технологии

  • Гуманистическая направленность содержания деятельности ДОО.
  • Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов.
  • Приоритет личностных отношений.
  • Индивидуальный подход к воспитанникам, сотрудникам ДОО.
  • Игры, занятия, спортивные досуги.
  • Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность.
  • Упражнения, игры, гимнастики, массаж.
  • Тренинги, этюды, образно-ролевые игры.

Игровые технологии

-Формирование навыков и умений дружеского коммуникативного взаимодействия.

-Развитие навыков полноценного межличностного общения, позволяющего ребёнку

понять самого себя.

-Игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

-группы игр на обобщение предметов по определенным признака группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Информационно-

ком­муникативные технологии

-Идти в ногу со временем,

-стать для ребенка проводником в мир новых технологий,

-наставником в выборе компьютерных программ,

-сформировать основы информационной культуры его личности,

-повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Использование современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Здоровьесберегающие технологии

  • Овладение набором простейших норм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья всеми субъектами открытого образовательного пространства.
  • Формирование субъектной позиции по отношению к собственному здоровью и ценностного отношения к своему здоровью у детей, сотрудников, родителей..
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Гимнастика для глаз.
  • Дыхательная гимнастика.
  • Артикуляционная гимнастика.
  • Музыкально-дыхательные тренинги.
  • Динамические паузы.
  • Релаксация.
  • Сказкотерапия.
  • Двигательная терапия.
  • Музыкотерапия.

Этапы реализации педагогического проекта:

Организационный: изучение современных программ и технологий; анализ нормативно-правовой, организационно- методической, материально–технической базы; разработка комплексно–тематического планирования; первичный мониторинг

Основной: план-график выполнения запланированных мероприятий

Заключительный: выставка детских работ.

Учебно-тематическое планирование и содержание проекта.

«Детский сад компенсирующего вида

Пластилинография как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Обновление содержания дошкольного образования предполагает повышение его качества. Несомненно, это требует от педагогов профессионализма, позволяющего определить новые подходы к организации детской деятельности. Современный мир предъявляет к педагогам высокие требования, причем не только к уровню профессиональных компетенций, но и личностного характера. Нынешний воспитатель – это сплав знаний и индивидуальности, творчества, гибкости, смелости. Современному педагогу по-прежнему важно понимать своих воспитанников и быть готовым любую деятельность с детьми превратить в маленький спектакль.

Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной художественной технике, как пластилинография. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» — создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется осуществление замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

Читать еще:  Лечение ребенка 5 месяцев

Данное направление деятельности выбрано нами не случайно. Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Лепка — самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. Как известно, развитие мелкой моторики напрямую влияет на умственное развитие ребенка, его мышление и речь. Кроме того занятия с пластилином способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению. Особенно эта проблема актуальна в нашем детском саду компенсирующего вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Вот почему мы посчитали необходим создание кружка, в котором дети будут заниматься нетрадиционной техникой лепки – пластилинографией.

В соответствии с годовым планом и потребностями детей, мы определили цели и задачи данного направления:

· развитие мелкой моторики;

· снятие мышечного напряжения;

· формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке;

· освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью картин;

· обучение умению ориентироваться на листе бумаги;

· ознакомление с окружающим миром;

· развитие эмоций и фантазии

· возможность через лепку выплеснуть отрицательные эмоции

· развитие умения планировать свою работу и доводить ее до конца;

· интеграции различных образовательных сфер.

Каковы же преимущества нетрадиционной техники «пластилинография»:

· Развитие мелкой моторики (работают в основном окончания пальчиков)

· Ознакомление и закрепление сенсорных эталонов

· Композиции могут долгое время сохранять эстетический вид

· Возможность легко исправить ошибку, т.к. картинка покрыта скотчем

· Возможность использования в работах бросовый (бусины, паетки) и природный материалы (иголки, шишки)

Материалы для создания пластилиновой картины:

· картон с контурным рисунком или картон, покрытый скотчем;

· салфетка для рук;

· бросовый и природный материалы.

В соответствии с календарно-тематическим планом (Приложение 1) занятия в кружке проводятся с детьми старшего дошкольного возраста 1 раз в неделю по подгруппам по 25-30 минут. Темы подбираются с учетом сезона и календарных праздников. Например, осенью — «Анютины глазки», «Заготовки на зиму», зимой — «Новогодняя картинка», «Веселые пингвины», в канун 8 Марта – «Букет для мамочки».

Занятия в кружке ведутся на основе разработок Г.Н.Давыдовой. Конспекты занятий составлены с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста. Использование художественного слова, игровых методов и приемов заметно оживляет занятия, вызывает интерес дошкольников, позволяет достичь успехов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитии их творческих способностей.

На первом же собрании в начале учебного года родители воспитанников были ознакомлены с новым направлением нашей работы.

Обучая детей созданию пластилиновых картин, мы придерживаемся следующей методики. Чтобы занятия пластилинографией приносили детям радость, в работе мы используем яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Обучение проводится поэтапно: сначала мы научили надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема. Обучать пластилинографии начали в порядке повышения уровня сложности: начинали с простых картинок, постепенно перешли к созданию более сложных. Создавая лепные картины, мы знаком детей со свойствами пластилина (мягкий, твердый, пластичный, может принимать разную форму). Для получения нужного оттенка учим соединять пластилин различных цветов. Детям интересно узнавать и применять на практике два способа смешивания пластилина: первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно, второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.

Для того, чтобы ребятишкам было удобнее работать, а композиции долгое время сохраняли эстетический вид, мы придерживаемся следующих рекомендаций:

• во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон;

• предотвратить появление на основе жирных пятен поможет нанесенная на нее клейкая пленка;

• устранить ошибку, допущенную в процессе изображения объекта, можно, если нанести его контур под пленкой или специальным маркером;

• покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком продлит ее «жизнь».

В процессе обучения детей созданию картинок из пластилина мы не ставим перед ними очень сложных задач, подкрепляя их уверенность в собственных силах, избегая переутомления. Поощряем даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха.

Пластилинография открывает прекрасные возможности для создания совместных и коллективных работ. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом. Мы предлагаем детям следующие темы: «Аквариум», «Чудо-дерево», «Вкусный компот».

Особенность пластилинографии такова, что у ребенка появляется возможность сделать картинку рельефной, а значит, более выразительной и живой. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Также рисование пластилином позволяет использовать бросовый (катушки, диски, бусинки) и природный (шишки, ракушки, каштаны) материалы.

Наблюдая интерес детей к данной технике, нами была проведена консультация для педагогов групп «Картинки из пластилина». Доступность материала и наличие фонов разной формы и цвета в группах поддерживает интерес у детей к данной технике. Ведь так важно, чтобы дети могли заниматься любимым делом в любое свободное время.

Чтобы поддержать и повысить интерес детей к результатам своего труда, мы используем игровые мотивации. Так, в конце занятия «Веселые пингвины», педагог предлагает придумать историю про пингвинов и рассказать детям. Использование в игре монолога позволяет развивать речь дошкольников, коммуникативные и творческие способности, облегчает им общение друг с другом.

Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому в середине занятия мы обязательно проводим физкультурные минутки (Приложение 2).

Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет нам решать не только развитие творческих способностей, но и воспитательно-образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребенка.

«Пластилинография как средство развития творческих» — Студент-Ассистент

Бесплатная курсовая работа по предмету «Педагогика»:

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что преобразования, происходящие в дошкольном образовании, порождают новые требования к развитию детей среднего дошкольного возраста. К числу основных задач развития детей среднего дошкольного возраста относится развитие творческих способностей. Творческая деятельность, как интеллектуаль­ная деятельность, проявляющаяся в создании и воплощении новых образов, возникает и начинает развиваться в дошкольном детстве. Вместе с тем, несмотря на многолетний, устойчивый интерес к этим проблемам, ряд научных аспектов в проблематике творчества и по сей день остаются весьма актуальными по причине малоизученности данных. Психологи считают, что формирование творческих способностей личности является важным требованием личностно-ориентированного обучения. Развивать творческое начало в детях следует как можно раньше. Следовательно, необходима систематическая работа по развитию творческих способностей средних дошкольников.
В последнее время исследователи указывают на потенциал изобразительной деятельности как средства творческого развития ребенка. Показаны различные аспекты творчески развивающего потенциала рисования, лепки, и других видов художественной деятельности в целом ряде исследований и методических разработок. Наметились новые пути в развитии художественной деятельности, нетрадиционные технологии, позволяющие отойти от традиционных штампов работы, направленных лишь на овладение детьми определенных навыков в рисовании и лепке.
ФГОС уделяет огромное значение на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческого потенциала. Разнообразность методов продиктована многогранностью процесса усвоения системы знаний, овладением основами наук, в которые входит в первую очередь игра, являясь одновременно и ведущим видом деятельности данного возраста. Сюжетно-ролевые и театрализованные игры, игры-экспериментирования, игры-забавы и т.п. – все они направлены на формирование творческого потенциала дошкольника. Но формирование творческих способностей будет достигнуто лишь при соблюдении определённых условий: раннее начало творческого развития, свобода в выборе видов деятельности и их многоплановость, создание благоприятной развивающей среды в детском саду, поддержание постоянного интереса к творческой деятельности и других.
Мы полагаем, что для развития творческой активности, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей богатым потенциалом обладает нетрадиционная техника работы с пластилином – «Пластилинография». Принцип пластилинографии как нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.
Цель работы: теоретически обосновать специфику развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии.
Предмет исследования: условия для эффективного развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста через пластилинографию.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования определенны следующие задачи исследования:
– изучить психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей детей дошкольного возраста;
– рассмотреть способ пластилинографии, как условие развития творческих способностей у детей.
Для достижений цели и задач, проверки гипотезы, использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; обобщения опыта работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста. Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Читать еще:  Лечение дисбактериоза ребенка 5 лет

Оглавление

* Введение.
* Теоретические аспекты пластилинографии как средства развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста.
* Понятие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста.
* Основные условия развития творческих способностей в среднем дошкольном возрасте.
* Роль пластилинографии в развитии творческих способностей среднего дошкольного возраста.
* Методика развитию творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста посредством платилинографии.
* Методы и приемы обучения лепке в средней группе.
* Приемы развития творчества у детей среднего дошкольного возраста.
* Заключение.
* Список использованной литературы.
* Приложения.

Заключение

Личность дошкольника складывается из многих качеств, важное место среди которых мы относим к творческим способностям. Современное, быстро прогрессирующее общество требует от человека оригинальных и инновационных идей, не шаблонные, привычные действия, а подвижность, гибкость мышления, быстрая ориентация и адаптация к новым условиям, творческий подход к решению проблем. Креативная деятельность развивает личность ребёнка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы. Создавая творческие произведения, ребёнок отражает в них своё понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства. Поэтому важно начинать развитие творческих способностей уже в дошкольном возрасте. Новые федеральные государственные стандарты дошкольного образования предполагают, что в процессе личностного становления ребёнок постепенно приобретает самостоятельность, как способность не только поддерживать свои отношения со средой, но и создавать новые.
Развитие творческих способностей наиболее полно проявляется в продуктивных видах деятельности. Пластилинография имеет широкий спектр возможностей для развития творческих способностей. Развивая творческие способности детей посредством пластилинографии, мы помогаем ребёнку выразить свои эмоции, своё видение окружающего мира и своё отношение к нему, сформировать эстетический вкус, развить гибкость, координацию, мелкую моторику пальцев, что в свою очередь способствует речевому развитию. Пластилин также обогащает сенсорный опыт ребёнка, который ярко ощущает пластику, форму и вес. Ребёнок постепенно и незаметно для себя овладевает искусством планирования и учится всегда доводить работу до конца. Результат контрольного эксперимента показал, что созданные и апробированные во взаимодействии с детьми комплексы упражнений, продуктивных заданий посредством пластилинографии, являются эффективным средством развития творческих способностей, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.
Работа по развитию творческих способностей будет эффективнее при комплексной работе по предложенной программе, включающей в себя работу не только с дошкольниками, но и родителями и педагогами. Не вызывает сомнений, что именно развитие творческих способностей (их сформированность) поможет нам «превратить» каждого ребёнка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.
Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребенка. В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Дошкольники получают знания, умения и навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приемам и средствам композиции.
Картины из пластилина желательно оформить в рамках под стеклом. Если изображение рельефное, то между стеклом и плоскостью картины необходимо проложить вдоль рамки прокладку на высоту выпуклости рисунка. Плоскостные картины можно хранить под прозрачными пленками.
Мы пришли к выводу, что работа в технике пластилиновой живописи очень интересна. Она развивает моторику пальцев рук, точность движений, фантазию, абстрактное мышление, внимание, художественные навыки работы с пластическими материалами.

Пластилинография для развития творческих способностей детей и ее виды

Пожалуй, невозможно найти такого ребенка, который бы не любил лепить из пластилина. Мягкий и податливый, он может принимать любую форму, в отличие от других видов творчества (рисования, аппликации) неудавшуюся пластилиновую поделку легко исправить. Такие качества привлекают ребятишек, поэтому они с удовольствием занимаются лепкой. В продаже можно найти любой вид пластичного материала для домашнего творчества и организовать самостоятельные занятия своему чаду. Довольны и взрослые, и дети! Между тем, не всем родителям известно, что пластилином можно еще и рисовать, создавая объемные картины. Такой вид деятельности называется пластилинография.

Что включает в себя понятие пластилинография? Эта нетрадиционная техника рисования является новым направлением детского творчества, когда создается лепная объемная картина на плоскости. Необычный способ рисования — увлекательное занятие не только для детей, но и для взрослых. Педагоги советуют родителям непременно самим научиться необычным изобразительным приемам и научить свое дитя, так как у пластилинографии цель — не только развивать творческие способности детей, но и расширять знания об окружающем мире, формировать интеллект, развивать психические процессы, активно влиять на развитие мелкой моторики. Подобные творческие занятия с детками несложно организовать в домашних условиях. Главное, родители сами должны быть заинтересованы пластилинографией, тогда и ребёнок увлечется этим видом творчества.

Знакомимся с секретами пластилиновой техники

В чем заключатся секреты пластилинографии, можно ли обучить им детвору? Педагоги убежденно говорят, что эта техника вполне доступна дошколятам, и при правильном подходе пластилинография как средство развития творческих способностей детей может стать серьезной поддержкой семейного воспитания. Чтобы не упустить момент, родителям неплохо бы знать, когда начинают заниматься созданием лепных картин с малышами. По мнению специалистов, такие занятия можно проводить уже с трехлетними детьми. Главное при создании картин из пластилина — учитывать возраст ребенка и его технические навыки, так как из-за сложности изображения может теряться интерес к творчеству. Поэтому малышей сначала знакомят с простейшими приемами «азбуки лепки»:

    Размазывание — самый упрощенный способ пластилинографии, доступный даже самому маленькому ребенку. Пластилин размазывается пальчиками по готовой гладкой основе.

  • Раскатывание— возрастающий по сложности прием работы. Он требует определенных мышечных усилий, так как пластилин раскатывается прямыми движениями рук в виде цилиндра или круговыми движениями в виде шарика.
  • Сплющивание и вытягивание — наиболее важные этапы в создании лепных картин. Они необходимы для изображения разных декоративно — прикладных форм, например, лепешки, сердечка, овала или вытянутого цилиндра, жгутика. Для этого сначала раскатывают шарик или колбаску, а потом сдавливают ладошками, пальчиками передавая различные изгибы, углубления или вытянутый кончик.
  • Сюжетами картин для дошкольников в этом возрасте могут быть хорошо знакомые осенние и летние мотивы, например, «Солнышко» (на голубом фоне сплющиваем желтый шарик, а лучики примазываем вокруг); «Цветы на траве» (зеленый пластилин размазываем по гладкой основе, сплющенные разноцветные шарики накладываем сверху). Подобным образом декоративно изображаются «Осенние листья на земле», «Падающий снег», «Ежик», «Разноцветный салют», «Гирлянды на елочку». Педагоги советуют обязательно использовать стишки, загадки и небольшие истории о лепной картинке, чтобы поддержать интерес к творчеству и поощрить ребенка, например:

    Я слеплю из пластилина небо, солнце, ручеек,
    Налеплю цветов повсюду, нарисую василёк.
    А ромашки, незабудки, лютики-малютки
    Будут солнцу улыбаться, теплым летом наслаждаться!

    Читать еще:  Плоские бородавки на лице у ребенка лечение

    Мы слепили колобков,
    Сплющили их с боков.
    Тут же получился блин,
    Очень мягкий (пластилин).

    Важно: работа с пластилином – достаточно трудное занятие для неокрепших детских пальчиков. Поэтому, во-первых, пластилин для пластилинографии должен соответствовать необходимым требованиям (твердую массу разогреть в теплой воде); во-вторых, во время создания лепной картинки необходимо менять виды деятельности, делая паузы, чтобы предотвратить переутомление малыша.

    Техника для старших дошколят

    Когда простейшие способы будут освоены детьми, переходят на более сложный этап обучения, показывают новые приемы и разновидность пластилинографии. Тем самым создается определенная система работы над картиной. Какие приемы пластилинографии являются характерными именно для данной техники?

    • Заглаживание — прием необходим для подготовки основы будущей картины. Чтобы получить гладкую поверхность, необходимо кончиками пальцев аккуратно разгладить слой пластилина. Можно смочить пальцы водой, тогда дело пойдет быстрее. Работа требует определенных мышечных усилий, поэтому доступна только старшим дошколятам.
    • Прищипывание — используется для создания новых деталей в картине и придания ей декоративности. Дошкольник прищипывает пальчиками пластилин там, где необходимо декорировать изображение.
    • Примазывание, придавливание — приемы необходимы для плотного присоединения элементов картины.
    • Налепливание соединяет одну часть изображения с другой или помогает наносить необходимые детали на уже готовый рисунок, фотографию.
    • Смешивание разных цветов пластилина для получения оттенков — необходимо для декора картины. Детей учат разминать цветные шарики в одном куске или смешивать разные цвета прямо в контуре рисунка в виде аккуратного накладывания одного цветного кусочка на другой.

    Для придания большей выразительности пластилиновым картинам хорошо воспользоваться элементами природного материала: листьями, скорлупой, орешками, семенами, мелкими камешками, бобовыми зернышками и т. д. Красиво будут смотреться бусинки, бисер, мелкие пуговички в украшении изображений.

    Важно: пластилинография как средство развития мелкой моторики рук предполагает постепенный переход от простых способов работы к более сложным. Тогда дошкольник сможет длительное время готовить композицию, не утомляясь. А усвоенная ребенком система приемов работы с пластичными материалами поможет появиться новым замыслам и творческим находкам.

    Для старших дошкольников сюжетами картин могут стать более сложные, чем у малышей, композиции на темы времен года, например, «Снег идет», «Бабочки на лугу», «Корзинка с грибами», «Натюрморт из фруктов», «Ваза с полевыми цветами», «Радуга и дождик». Детям нравится создавать картины из жизни животных («Обитатели зоопарка», «Ежик с грибами», «Собака играет с мячиком», «Котенок и клубок»), из жизни людей («Праздник», «Космос», «Дети лепят снежную бабу») или сказочных персонажей. Они могут сами сочинять небольшие веселые стишки и истории, чтобы обыграть свою поделки:

    Я леплю из пластилина
    Шарик, мячик и пингвина.
    А вот это — бегемотик
    У него большой животик.
    Пластилиновые ушки
    Шевелятся на макушке

    Важно: Родители! Не забывайте радоваться вместе со своими детками каждой их творческой находке. Старайтесь сохранять поделки надолго, дарить их близким, друзьям, чтобы придать значимость детским творениям.

    Метод пластилинографии

    Чтобы родителям было несложно организовать обучение ребятишек в домашних условиях, специалистами разработана методика пластилинографии для детей, которая предполагает следующую пошаговую работу:

    1. Сначала учим младших дошколят разминать пластилин, пока он не станет податливым.
    2. Малышам предлагаем готовую основу или просим незначительно помочь при ее подготовке, например, вместе со взрослым создать контур.
    3. Готовить основу картин учим старших ребят, у которых уже есть навык работы с лепным материалом. Поправляем движения руки при размазывании пластилина от центра к краям.
    4. Маленьким деткам предлагаем не более двух приемов при изготовлении простых изображений. Старшие выполняют сложные в декоративном плане картины, используя целый комплекс приемов.
    5. Чтобы получить новый цветовой оттенок для рисунка, даже маленьких детей учим соединять разные цвета пластилина, например: желтый и красный для оранжевого, синий и желтый для изумрудного, синий и белый для голубого.
    6. Старшим дошколятам показываем, что мазки могут быть похожи на шелк, стекло или керамику, быть шероховатыми или рельефными.
    7. Для придания деталям шероховатости используем различные способы при помощи стеки: наносим рельефные точки, штрихи, полоски, фигурные линии. Чтобы изобразить тонкие пластилиновые нити, незаменимы будут пластмассовые шприцы без игл.
    8. Учим детей, что в рисовании лучше всего использовать яркий, мягкий материал, чтобы придать изображению интересную форму.

    Как правильно подготовить материалы для создания пластилиновых картин

    • Чтобы придать картине устойчивость и избежать деформации, используйте для основы рисунка только плотный картон.
    • Чтобы избежать появления на основе рисунка неопрятных пластилиновых пятен, покройте ее клейкой пленкой.
    • Чтобы избежать ошибок в процессе лепки, нанесите предварительно контур рисунка на картон под пленкой.
    • Чтобы картина не портилась длительное время, покройте ее бесцветным лаком.
    • Чтобы работа над картиной шла быстро, подготовьте заранее необходимые материалы: картон, контуры рисунков, пластилин, салфетки для рук, стеки, зубочистки, набор природного материала, доску для лепки.

    Какой бывает пластилинография

    Педагоги, обучая дошколят, применяют различные виды пластилинографии, которые несложно организовать и дома. Родителям нужно знать, что и как используется в разные возрастные периоды. Всем дошкольникам будет доступна прямая пластилинография, в которой лепное изображение строится на ровной поверхности. При выполнении картины нужно сначала скатать объемные формы, например, колобки, колбаски, потом расположить их по контуру и расплющить в соответствии с замыслом, хорошо присоединив детали.

    Малыши легко осваивают эту технику уже в двух — трехлетнем возрасте. Им предлагается незатейливый рисунок без мелких деталей, на начальном этапе с готовой основой. Ребята постарше создают более сложные композиции. Они самостоятельно готовят основу, выполняют контур, который постепенно заполняется размягченным пластилином.

    Обратная пластилинография (витражная) предполагает рисование с обратной стороны основы. Для этого она должна быть прозрачной, например, пластик или оргстекло. Рисунок составляется на основе маркером, а затем его элементы заполняются пластилином. В изображение подбираются кусочки пластилина необходимого размера и цвета, размягчаются, а затем размазываются по прозрачной основе. Чтобы получился тонкий аккуратный слой, размазывать можно пальчиками или стекой, тщательно придавливая пластилин к поверхности.

    Модульная пластилинография принадлежит к сложной технике и требует от дошколят умения владеть всеми приемами лепки. Тогда получается лепная картина, состоящая из разных декорирующих элементов: шариков, лепешек, цилиндриков, косичек и других технических элементов.

    Мозаичная пластилинография – любимая детьми техника, так как изображение составляется только из пластилиновых шариков. Достаточно простая техника доступна ребятишкам всех возрастов. Главное, подбирать соответствующие цвета и аккуратно заполнять элементами контурное пространство, не выходя за его пределы. Методика работы состоит из скатывания мелких шариков, расположения их на основе и прижимания к ней.

    Контурная пластилинография — предполагает вылепливание объекта по контуру. Пошагово этапы действия будут следующие: сначала на основу наносится маркером рисунок, затем с помощью тонких скатанных жгутиков выкладывается контур, изображение заполняется жгутиками соответствующего цвета. Педагоги советуют воспользоваться большим шприцем без иглы, в который помещается пластилин, затем шприц помещается в горячую воду для размягчения. Таким образом можно получить красивые ровные жгутики.

    Многослойная пластилинография — представляет собой последовательно нанесенные на основу слои пластилина. Подобная техника необходима для пейзажей: изображений леса, воды, поля, когда нужно подобрать не только основные цвета, но и их оттенки. Такая работа довольно сложна для маленьких дошколят, и ее уместно проводить только со старшими ребятишками. Методика работы следующая: подбираются разные цвета пластилина, из которых делаются тонкие лепешечки. Затем заготовки накладываются друг на друга в виде многослойного пирога в соответствии с рисунком.

    Фактурная пластилинография — самая сложная техника, так как предполагает изготовление объемного изображения. В ней можно выделить барельеф (фр. bas-relief -низкий рельеф, объем рисунка менее половины), горельеф (выступающий более чем на половину) и контррельеф (лат. contra — против и рельеф, углубленный рисунок). Чтобы получить такие картины, можно воспользоваться специальным валиком с нанесенным на него изображением. В магазинах можно приобрести готовые шаблоны для данной техники.

    Заботливые родители всегда найдут возможность влиять на развитие творческих способностей детей посредством пластилинографии. Это, пожалуй, самый доступный и увлекательный способ решить многие вопросы развития и воспитания, тем самым подготавливая дошколят к школьному обучению и обогащая семейный досуг.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector