Задержка развития коры головного мозга детей

Задержка речевого развития

Шамшуро Елена
журнал «Няня», 2001 год № 4

По последним данным задержкой речевого развития страдает чуть ли не каждый четвертый ребенок. В это было трудно поверить! Подозревая и раньше, что малышка «не как все», я уверяла себя, что в этом «виноват» ее темперамент, ее «индивидуальные особенности». Забив тревогу в 2 года и 8 месяцев, я начала нервно крутить диск телефона в попытке узнать, что я могу сделать, как и кто может помочь моей дочери, которой врачи поставили диагноз Задержка Речевого Развития (ЗРР).

Это тонкое и сложное заболевание, в причинах которого врачам порой бывает трудно разобраться.
Поэтому первое, что должны знать родители, заподозрившие у своего малыша проблемы с речью, — это то, что необходимо провести комплексное обследование ребенка у детского логопеда, невропатолога (ЭКГ, ЭХО-ЭГ), психоневролога, отоларинголога, дефектолога и психолога.
Специалисты склонны видеть причину недоразвития речи в наличии ММД (минимальной мозговой дисфункции), так как у половины таких детей обнаруживаются клинические симптомы и электроэнцефалографические феномены, свидетельствующие о нарушении работы подкорковых структур мозга. Однако не надо бояться диагноза «ММД». На то они и «минимальные» нарушения, чтобы не мешать нормальному развитию ребенка.
Изучая анамнез детей с задержкой речевого развития , специалисты установили, что к нарушению нормального становления речи у детей могут приводить различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, преждевременные, длительные или стремительные роды, долгий безводный период, родовые травмы, асфиксия плода в родах и даже ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание.
Тяжело протекающие детские болезни, особенно в первые три года жизни, черепно-мозговые травмы или просто оставленные без внимания частые падения, понижение слуха различной степени — все это может служить причиной отставания в речевом развитии. При воздействии неблагоприятных биологических (или социальных) факторов наиболее существенно повреждаются именно те области головного мозга, которые в данный момент наиболее интенсивно развиваются. Исследования показали, что задержкой речевого развития часто страдают дети, чьи мать или отец имеют какие-либо психические расстройства, часто ссорятся или злоупотребляют алкоголем. И еще. Малыши с ЗРР — это, как правило, дети не от первой, а от повторных беременностей, поздние дети или дети из неполных семей, воспитывающиеся в плохой языковой среде, в двуязычных семьях. И хотя отрицательные социальные факторы не оказывают на ребенка патологического влияния непосредственно, они всегда так или иначе, преломляясь в его биологической природе, воздействуют на психическое развитие, тормозя его в большей или меньшей степени.
Существенную роль играет, конечно, и наследственный фактор. Если один из родителей или кто-то из близких родственников страдает косноязычием, то вполне вероятно, что малыш также будет иметь проблемы с речью.
Часто задержка речевого развития бывает связана с задержкой психомоторного или психического развития. Кроха начинает позже, чем другие дети, держать головку, сидеть, ходить. Это как раз те симптомы, которые прежде всего должны насторожить взрослых.
У таких «проблемных» детей может отмечаться дневной и ночной энурез вплоть до младшего школьного возраста.
Очень важно, чтобы родители, заметив у малыша признаки задержки речевого развития , не просто уповали на помощь специалистов, но и сами активно занимались с ребенком.
Здравствуйте,
пальчики!

Почему важно, чтобы у ребенка работали пальчики?
В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи. Поэтому, если у ребенка ведущая рука — правая, у него больше развито левое полушарие — среди же левшей гораздо больше детей с ЗРР, т.к. у них наиболее развито правое, а не левое полушарие, в котором находятся речевые и двигательные центры.
Большое значение имеет использование различных техник массажа и двигательной стимуляции для развития восприятия и ощущений с самого раннего возраста.
Очень важно раннее применение данного массажа, уже на втором-третьем месяце жизни крохи. Его нужно проводить 2-3 раза в день с 1-2-дневным перерывом. Четко определите место и время массажа в режиме дня ребенка, например, перед кормлением.
Данный тренинг хорошо проводить не только с детьми, имеющими проблемы со здоровьем, но и с «непроблематичными» малышами. При этом уже к шести месяцам у грудничков появляются активный лепет и первые слова. Построить элементарную фразу получается у большинства детей, прошедших этот курс, уже в год и два-три месяца. В дальнейшем речевое развитие малышей протекает интенсивно и без отклонений.
В тех случаях, когда у ребенка имеются отклонения в психофизическом развитии, применение массажа (в системе коррекционно-развивающего обучения) нужно продолжать в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Для развития общей (крупной) и мелкой моторики ребенку необходимы также: мозаика, конструкторы, кубики, пазлы. Учите малышей застегивать пуговицы, завязывать шнурки (в 2-3 года). Ведь значительная часть детей с недоразвитием речи «моторно» неловкие, с трудом переключаются с одного движения на другое. Они плохо рисуют и лепят. Заниматься с такими малышами нужно с применением интересного наглядного материала.
Рекомендуется использовать подвижные игры, развивающие умение ориентироваться в пространстве, ритмично и ловко двигаться, менять темп движений («Лиса и гуси», «Кот и мыши», «Гуси-гуси» и т.п.), а также игры, в которых движения сопровождаются речью.
Если малышу уже около 4-х лет, можно определить его в какой-нибудь художественный кружок, например, лепки или рисования. Или займитесь музыкой, научите кроху ее слушать. Такие игры, как «Угадай, что звучало?», «Узнай по голосу», «Какой инструмент играет?», «Улавливай шепот» и другие, имеют большое значение для развития слухового внимания. Ведь почти у всех детей с ЗРР недостаточно развито внимание (меньший объем запоминания и воспроизведения материала), они не умеют сосредоточиться, часто отвлекаются.
Работа над воспитанием зрительного внимания может проводиться путем подбора парных предметов, картинок (используйте любые виды лото). Умение дифференцировать картинки по их цвету нужно развивать при помощи разноцветных полосок, палочек, кружков и т.п. Целесообразно использовать настольные дидактические игры типа «Цветных фонов», «Цветного домино», «Маленького художника».
На более поздних этапах можно предлагать детям задания типа: «Какой карандаш нужно взять, чтобы нарисовать солнышко, травку, помидор?».
Для развития зрительного восприятия формы рекомендуются следующие занятия:
подбор геометрических фигур по аналогии (найти фигуру такой же формы и цвета);
подбор геометрических фигур по неполной аналогии (найти фигуру такой же формы, но другого цвета, найти фигуру такой же формы, но другой величины);
распознание геометрических фигур по форме, величине и цвету;
соотношение геометрических фигур с формой предметов.
Кроме того, нужно учить кроху находить недостающую часть предмета, отгадывать, какой игрушки или предмета не стало на столе. В этом вам помогут игры типа: «Что пропало?», «Что прибавилось?», «Сделай, как было».
При этом важно помнить, что все игры должны быть непродолжительными по времени; они не должны утомлять ребенка. Необходимо четко объяснять правила игры, давать один и тот же разрешающий сигнал — «теперь ты», «можно», «начинай».

Учимся говорить
Словарь детей с недоразвитием речи беднее, чем у их развивающихся «по плану» сверстников.
В фонетике характерны недостатки, связанные с неправильным произношением отдельных звуков.
В области словообразования затруднение вызывает разграничение оттенков значения слова.
Преобладающими в грамматике являются ошибки на нарушение управления, преимущественно глагольного. Дети неправильно употребляют предлоги при именах существительных, заменяют формы одного падежа формами другого. Характерно и нарушение форм согласования по родам при именах существительных среднего рода («чистый окно»), нарушение залоговых форм, упрощение сложных союзов и др.
Такие дети порой не понимают значения многих слов, не умеют составлять предложения, рассказ по серии картинок.
Появление у них связной речи нередко задерживается до 3 лет и более.
В связи с этим необходима постоянная работа по обогащению активного словаря, над грамматическим строем и развитием связной речи ребенка.
Если вам повезет и на вашем пути встретится хороший логопед, он посоветует интересные пособия по логопедии для занятий с малышом. Обратите внимание: лет до трех с крохой лучше заниматься родителям. Упражняться с чужой тетей ребенок вряд ли захочет. А для малыша с ЗРР важен каждый день. Время терять нельзя. Не стоит хвалиться тем, что ваш ребенок в 2,5 года умеет уже считать до 10 или зазубрил длиннющий стишок Агнии Барто. Для детей раннего возраста это не главное. Для них самое важное — научиться ориентироваться в ближайшем предметном мире. Кроха должен знать, что это серое животное, которое мяукает и мурлыкает, — киска, а это пасется на лугу — корова; что чай надо пить, а булочку кушать, жевать, машинка едет, а самолет летит высоко и т.п. Малыш должен понимать, что словом «стол» называется не только ваш стол на трех ножках, под который он любит забираться, но и письменный, журнальный, кухонный столы.
В раннем возрасте важно расширять словарь детей в первую очередь за счет имен существительных, а за ними уже и глаголами и прилагательными: «Кто это?» — «Это мальчик», «Что он делает?» — «Мальчик играет»; «Что это?» — «Это ручеек», «Ручеек звенит, струится, журчит».
Далее нужно отрабатывать эти модели, включая в них новые слова с наиболее часто употребляемыми предлогами: «в», «на», «за», «около», «над», «под». Например, «Где лежит игрушка?» (Ответ: «Около книги»).
Когда вы начнете видеть первые результаты своей работы, помогите крохе овладеть механизмом соединения слов в предложении. Основными вопросами, с помощью которых закрепляются грамматические формы в моделях словосочетаний и предложений, являются вопросы косвенных падежей (например — «Что Таня достает из волшебного сундучка?» — «Куклу, кубики, бусы». — «На чем Таня будет перевозить свои игрушки?» — «На вертолетах — на вертолете; на машинах — на машине». — «Чего нет у Тани?» — «Автобуса, лодок» и др.)
Примерно через полгода вы увидите, что малыш уже способен включать различные словосочетания в предложение: их можно будет расширять за счет возможной сочетаемости слов по типу согласования, управления и примыкания (например, «Это маленький весенний ручеек. Весенний ручеек струится (журчит) весело (звонко)».
Кроме того, необходимо учить детей дифференцировать слова, близкие по звучанию (уточка — удочка, бочка — почка, бабочка — папочка), выделять заданный звук из ряда других звуков и из слов, определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце), придумывать слова на заданную букву.
Наиболее трудной для детей с недоразвитием речи является слоговая структура и звуконаполняемость слов. Поэтому следует научить их обращать внимание на изменения смысла слов при пропуске и перестановке слогов («рога — гора»).
Также нужно учить детей воспринимать и воспроизводить заданное количество хлопков, заданный ритм.
ВНИМАНИЕ, родители! Чем раньше будет начата работа по преодолению недоразвития речи, тем эффективнее будут результаты!
Дети с задержкой речевого развития должны посещать специализированные психоневрологические или неврологические ясли, затем логопедический детский сад. Если такой возможности нет, то нужно, чтобы с ребенком занимался логопед из детской поликлиники.

Читать еще:  Лечение бронхита у детей в стационаре

Редактор: Мария Чулова (27.09.03)

Справочная > Развитие ребенка > развитие речи

Комментарии посетителей: средний балл: 9/10
Неизвестный аноним оценка: 10/10
03-11-2003 11:48:11
Замечательная статья с граммотной и очень востребованной, профессиональной консультацией. Эта информация постоянно запрашивается родителями. Отмечу и замечательную подачу материала. Е.Шестова (практикующий логопед 14 пр.кат.).

Яна Полей оценка: 10/10
11-08-2004 19:37:08
Я логопед, работаю в поликлинике. Мне статья понравилась, хорошо бы побольше родителей её прочитали. Маленькое замечание — в поликлинике, увы, тяжело организовать занятия для маленьких детей( до 4,5 лет) и практически не существует садов, где вели бы работу с малышами, часто даже 4-летнего ребёнка непросто пристроить в специализированный сад. А всё остальное рассказано просто великолепно — чётко, ясно, понятно для родителей. После такой статьи можно и к специалисту не идти:)) Так приятно обнаружить многие свои мысли и рекомендации. ) Конечно, если что-то беспокоит, да, даже, если на взгляд мамы всё хорошо, неплохо зайти в поликлинику, получить развёрнутую консультацию по домашней работе со своим ребёнком. и никто не мешает несколько раз подходить на такие консультации( я, например, назначаю прийти через 3 месяца или через 6, в зависимости от тяжести задержки и ответственности мамы).И никогда не надо ждать, что всё само наладится, лучше перебдить, чем упустить какой-то момент в развитии. Я бы ещё порекомендовала прийти хоть раз на консультацию маме, только ожидающей рождения ребёнка. В принципе, у хорошего специалиста найдётся, что сказать и этой маме, в качестве профилактических советов.Так что статья верная, правильная, я бы её даже на 10 с + оценила. С уважением, Яна Борисовна

15-11-2004 06:55:11
Да, написанное в этой статье, описывает мою ситуацию. Мы живем в Китае, ребенок ходит в китайский д.сад, при этом мой муж австриец гов: на немецком, а Я украинка говорю на русском. Дома мы разговариваем на английск языке. Наш сын Говорит на английском, китайском, русском, не так как все дети, но с успехом.
Словарный запас слов очень мал, но ему только 4 года. Статья замечательная, будем работать вместе с малышом !

Незрелость головного мозга у новорожденных детей

Эмбриональное развитие мозговых структур достаточно сложный процесс и проходит в несколько этапов. Незрелость головного мозга у новорожденных как патология, обусловлена влиянием негативных факторов во время внутриутробного развития или в результате сложного родоразрешения.

Что такое незрелость головного мозга?

Незрелость головного мозга у детей явление не редкое, поскольку после рождения ЦНС продолжает свое развитие, усложняя нейронные связи для выполнения высших психических функций (интеллект, моторика, мышление, речь). Такого диагноза не существует в международной классификации болезней.

У новорожденного незрелость мозговых структур не относится к патологии. Кора больших полушарий совершенствует свое развитие на каждом этапе возрастной периодизации ребенка, и завершение процесса происходит после полового созревания.

Незрелость мозговых структур – термин, которым любят апеллировать врачи. Данное выражение родители могут услышать от невропатолога при прохождении плановой диспансеризации с ребенком. Его значение довольно двоякое. С одной стороны, врач может иметь в виду незрелость, как вариант нормы для грудного ребенка – нескоординированность движений, мышечный тонус, недостаточно сфокусированный взгляд.

С другой стороны, речь идет уже о патологии и функциональных нарушениях. Если выявлены неврологические отклонения, то необходимо пройти обследование. Постановка любого диагноза на основании физикального осмотра, является неправомочной.

Как диагностируется

Незрелость коры головного мозга у ребенка, и возможные функциональные нарушения, исследуют при помощи различных методик. У новорожденных первым диагностическим тестом является суммарная оценка (от о до 10 баллов) состояния в первые минуты жизни – шкала Апгар.

Низкий балл (5 или менее) предполагает более тщательное наблюдение за ребенком и дополнительные методы диагностики.

Незрелость мозга и повреждение ЦНС может проявиться в более позднем возрасте, для детей от 3 лет и старше, показанием для диагностики являются различные отклонения в развитии (речевое, психическое, физическое).

Методы диагностики

  1. ЭЭГ – регистрирует активность мозговых структур и позволяет проанализировать степень зрелости нейронов, учитывая возрастные особенности. Для детей до 1 года, данный метод позволяет оценить все участки мозга и выявить патологию (через большой родничок);
  2. МРТ – позволяет оценить общее состояние тканей, функциональные нарушения и локализацию патологии;
  3. Нейросонография – ультразвуковые волны позволяют визуализировать мозговые структуры и сосудистую сеть. Возможно, выявить патологию на ранней стадии и врожденные аномалии.

Выявление дисфункции мозга на ранней стадии позволяет своевременно провести необходимую терапию и избежать тяжелых последствий.

Возможные нарушения и причины

Нейрофизиологическая незрелость, часто наблюдается у недоношенных детей, УЗ исследование фиксирует недоразвитость мозговых структур. Нарушения и задержка в развитии зависят от степени недоношенности и индивидуальных компенсаторных возможностей организма.

Врожденные аномалии мозга не связаны с возрастными особенностями и приводят к умственной отсталости, или нарушению интеллектуальных возможностей ребенка.

  • Патологическая беременность – инфекционные заболевания во время вынашивания поражают мозговые клетки, вызывая энцефалит, что приводит к задержке психического развития и умственной отсталости;
  • Хроническая внутриутробная гипоксия плода или острая, вследствие тяжелых родов – приводит к функциональным нарушениям мозга и неврологическим расстройствам. Длительная нехватка кислорода опасна появлением очагов некроза в мозговых структурах;
  • Травмы черепа в родах – повреждение тканей приводит к кровоизлиянию, нарушения мозговой деятельности зависит от тяжести травмы.
Читать еще:  Алалия у детей симптомы

Морфофункциональная незрелость коры присуща всем новорожденным, вследствие чего наблюдается повышенная возбудимость и тонус мышц. При отсутствии патологий, возбудимость ко второму месяцу жизни становится как у взрослого человека.

Последствия и лечение

Диагноз, поставленный неврологом – незрелость головного мозга, для новорожденного без патологии мозговых структур, не нуждается в коррекции и последствий никаких не несет.

Если обнаружена патология, или аномалия развития мозговых структур, последствия зависят от тяжести заболевания и своевременной терапии. Тяжелые черепно-мозговые травмы, или острая гипоксия могут привести к инвалидизации, или летальному исходу.

Консервативная терапия проводится после постановки точного диагноза и направлена на снятие патологической симптоматики, а так же максимальное восстановление функционирования мозга.

Общие принципы комплексного лечения:

  • Медикаментозная терапия;
  • Массаж;
  • Лечебная физкультура;
  • Физиотерапия.

Для детей от 3 лет, показаны так же занятия с логопедом и психокоррекция, посредством различных психологических методик.

Созревание мозговых структур длительный и индивидуальный процесс, который определяет специфику его функционирования в различных возрастных периодах.

Если возникли сомнения, или присутствуют явные нарушения психомоторного развития – это повод обратится к невропатологу и пройти комплексное обследование.

Задержка развития ребенка

Задержка развития ребенка — отставание формирования психического, физического, умственного развития умений и навыков ребенка от возрастной нормы. Согласно статистике, детей с различными патологиями в развитии каждый год становится все больше. Одни отличаются агрессивностью, необузданностью поведения, драчливостью, не могут сосредоточиться, плохо учатся. Другие — боязливы, несамостоятельны, подавлены, делают все по принуждению старших. Низкая активность приводит к подавлению интеллектуального развития. Многие родители, как правило, не признают тот факт, что их дети имеют отклонения в становлении личности.

Задержка психического развития в основном диагностируется у детей трехлетнего возраста, нередко в школьном возрасте, когда формируются абстрактное и логическое мышление. В раннем возрасте отклонения развития могут проявляться неспособностью выполнять простые движения, недоразвитием речи, слабыми способностями к обучению, ограничением общения.

Задержка детского развития: виды

Как правило, различают два вида нарушений развития:

  • задержка эмоционального развития (различные формы инфантилизма) — характеризуется не соответствием эмоционального поведения ребенка его возрасту. В поведении детей с нарушениями в эмоциональной сфере преобладают легко внушаемые эмоции, дети недостаточно самостоятельны, могут проявлять себя в творчестве, любят фантазировать;
  • нарушения развития интеллекта ребенка — в подобной ситуации ребенку свойственны боязливость, страх, робость. Дети не достаточно активны, не проявляют инициативу, трудно вливаются в коллектив, чувствуют себя в нем неуютно.

Один из видов задержки становления, как правило, доминирует. У детей с отклонениями в эмоциональной сфере, к примеру, в школе, могут возникнуть сложности, что будут вызваны не способностью подчинения правилам поведения. Такому ребенку интереснее играть, нежели учиться. Дети с отклонениями интеллектуальной сферы, наоборот, ведут себя в школе дисциплинированно, однако учится им достаточно сложно.

Классификация задержки умственного развития

Под воздействием внешних факторов в структуре мозга могут нарушаться обменные процессы, которые приводят к развитию умственной отсталости либо олигофрении.

Задержку умственного развития классифицируют на три степени выраженности:

  • дебильность — при данной степени умственных отклонений ребенку под силу достигнуть независимости в уходе и приобрести навыки домашней работы. Основные трудности начнутся в школе: дети с таким диагнозом не могут успешно учиться согласно школьной программе, однако они способны научиться считать, читать, писать. Они могут овладеть простой профессией и выполнять несложные задачи;
  • имбецильность — средняя степень олигофрении либо умеренная умственная отсталость. Навыки самообслуживания даются таким детям достаточно трудно. Они плохо усваивают элементарные движения, не всегда могут понять речь. Такому ребенку в подростковом возрасте и детстве необходимо специальное педагогическое обучение и внимание. Люди зрелого возраста, страдающие имбецильностью, нуждаются в серьезном надзоре;
  • идиотия — глубокая стадия умственной задержки, которая заключается в том, что развитие человека останавливается на возрасте трех лет. Такие дети не способны к выполнению и пониманию правил, требований, инструкций. Им свойственны грубые отклонения в двигательной сфере. Нередко случаются недержание кала и мочи. Могут возникать серьезные неврологические отклонения. Как правило, причины идиотии органические (наследственные, генетические), однако иногда, данное состояние появляется после получения тяжелой травмы мозга.

Причины задержки эмоционального развития

Нарушения развития психоречевой и речевой сферы — не самостоятельное явление, а результат отклонений в становлении ЦНС, головного мозга.

К основным причинам задержки эмоционального развития можно отнести:

  • перенесенные болезни матерью во время беременности. Фактором, что способствует отклонению развития плода может быть отравление, проникновение инфекции, различные травмы;
  • гипоксия (кислородное голодание) плода в утробе;
  • родовая травма (травма шейных позвонков, ЦНС, перинатальная энцефалопатия);
  • тяжелая родовая деятельность (преждевременные, стремительные роды, обвитие пуповиной);
  • перенесение младенцем сложных инфекций, что стали причиной заболевания мозга и травм;
  • хромосомные, генетические патологии, которые могут привести к нарушению структуры мозга;
  • серьезная психическая травма;
  • неправильное воспитание: с детьми жестоко обращаются, воспитывают в чрезмерной опеке либо наоборот, бросили на саморазвитие. Чаще всего дети с задержкой психоэмоционального развития выходят из неблагополучных семей.

К заболеваниям, которые могут спровоцировать отклонения в развитии ребенка относят:

  • обменные нарушения ЦНС и врожденные аномалии;
  • эпилепсия и другие психические патологические состояния;
  • гидроцефалия;
  • ишемия мозга;
  • повышенное давление;
  • ДЦП;
  • нарушение ликвородинамики;
  • патологии мозговых сосудов;
  • опухоль головного мозга;
  • лейкодистрофия.

Отсталость психического и речевого развития формируется под воздействием инфекций, родовых травм, наследственных заболеваний, неблагоприятного психологического климата, которые приводят к нарушениям в работе мозга. Поэтому лечить следует не только отклонения в психике, но и причины их возникновения. Хорошие результаты в лечении умственной и психологической отсталости показывают остеопатические терапевтические методы.

Остеопатическое лечение при задержке психического развития

Многие родители отмечают существенный прогресс при коррекции развития психики ребенка даже после простого общеукрепляющего курса массажа. Что тогда говорить об эффективности более эффективных, сложных, емких техник остеопатического лечения, сконцентрированных не только на разминании мышечных тканей, но и на комплексном диагностировании с последующей терапией мозговых структур.

Отклонения развития психики могут быть вызваны различными факторами. В основном — это органические повреждения, которые образуются в перинатальном периоде либо в последствии родовых травм, ушибов, неудачных падений. В подобных случаях остеопатическая помощь просто незаменима. Сначала врач-остеопат проводит тщательное, полное обследование всех отклонений и нарушений в детском организме, после чего приступает к лечению.

Благодаря использованию безболезненных и мягких приемов, остеопат способен устранить следующие патологические отклонения:

  • блоки и зажимы в связочной и мышечной системе;
  • нарушение передвижения жидкостей (ликвора, лимфы, крови);
  • повреждения костных структур.

Врач-остеопат проводит детальнейшую работу над структурами костей черепа, мозговых оболочек, головного мозга. Это позволяет нормализовать все процессы, активизируя спящие зоны, которые отвечают за определенные механизмы развития.

Методы остеопатического воздействия действенны в случае, когда у ребенка имеется любая отсталость развития. При своевременном диагностировании нарушений, проведении соответствующих мер и необходимой коррекции, возникшие отклонения развития психики ребенка можно постепенно выровнять. Спустя время, детей не отличишь от их сверстников как в эмоциональной, так и интеллектуальной сфере.

Остеопатия помогает ребенку, имеющему отклонения в психике, держать ровную осанку, меньше уставать. В случае интенсивных занятий остеопатические техники позволяют повысить успеваемость, улучшить память и главное — догнать и даже перегнать сверстников в психомоторном становлении.

Не только родители детей, но и их педагоги отмечают положительную динамику развития в процессе остеопатического лечения. Это проявляется в лучшем усвоении школьного материала, проявлении большей усидчивости, выполнении уроков и даже улучшении почерка. Кроме того, остеопатические техники способствуют стабилизации общего состояния у детей.

Наработанные методики остеопатического терапевтического воздействия дают возможность достичь заметных результатов в интеллектуальном, умственном и психологическом становлении, а также помогают избавиться от многих, даже самых тяжелых отклонений психомоторной сферы.

Читать еще:  Лечение ангины детей 9 лет

Задержка развития ребенка

Задержка в развитии у детей – острая проблема для многих современных родителей.
Некоторые специалисты не могут объяснить причины возникновения многих недугов, но с точки зрения нейропсихологии можно объяснить все процессы. Предлагаем Вам рассмотреть коррекцию отклоняющегося развития детей с помощью принципов нейропсихологических и психологических методов, телесно-ориентированной терапии, аппаратного и логопедического направления.

При постановке диагноза и определения спектра проблемных и сильных сторон ребенка очень информативна будет нейропсихологическая диагностика. Она позволяет определить причины нарушений и выявить, какие именно пути решения для ребенка наиболее приемлемы и эффективны в каждом конкретном случае.
Обозначим и проанализируем каждую разновидность задержки развития ребенка. В зависимости от характера отставания ребенка от сверстников выделяют следующие виды задержек:

ЗРР – задержка речевого развития
ЗПРР – задержка психоречевого развития
ЗПР – задержка психического развития
ЗМР – задержка моторного развития
ЗПМР – задержка психомоторного развития

Задержка речевого развития или ЗРР

Основой развития ребенка можно считать речь. Если речевое развитие малыша соответствует норме, то можно сделать вывод о том, что он правильно воспринимает информацию из окружающего мира и имеет возможность взаимодействовать с другими людьми. Однако, если у ребенка есть проблемы с речевым развитием, то это уже серьезный повод для родителей обратиться за помощью к специалистам: нейропсихологу, психологу, логопеду.

Конечно, каждый ребенок растет и развивается по своему определенному графику, который может несколько отличаться от развития другого малыша. Но существуют общепринятые нормы, по которым можно определить, находится ли развитие ребенка в пороге нормы или нет. Итак, в каком случае родителям стоит бить тревогу и когда нужно обращаться к специалистам для диагностики и выявления возможных отклонений?

Подробно нормы описаны в данной таблице:

В этом возрасте малыш знает названия многих предметов и выдает реакцию на фразы типа «помаши ручкой», «иди к маме»

Таблица с показателями отклонения от нормы речевого развития ребенка:

Родителям важно знать, что чем раньше выявляются возможные отклонения, тем легче и быстрее будет восстановить здоровье ребенка и догнать сверстников в речевом развитии.

Как правило, соответствующий диагноз ставится в раннем возрасте. Специалисты Центра детской нейропсихологии и нейрореабилитации патологии речи “Нейротори” точно определяют, на каком этапе развития находится ребенок и в индивидуальном порядке подбирают программу по коррекционной и развивающей деятельности.

Виды задержек речевого развития у детей:

ЗРР, возникшие в результате поражения центральной нервной системы: афазия, алалия, дизартрия.
ЗРР, возникшие в связи с функциональными изменениями центральной нервной системы: заикание, мутизм, сурдомутизм.
ЗРР, возникшие в связи с различными дефектами и поражениями артикуляционного аппарата: ринолалия, механические дисплазии.
Все остальные виды задержки речевого развития возникают вследствие перинатальных, педагогических и других проблем.

Каковы основные причины ЗРР у детей?

Среди основных причин возникновения ЗРР называют следующие:

  • Перинатальные патологии;
  • Различные родовые травмы;
  • Наследственность;
  • Психические отклонения;
  • Болезни головного мозга;
  • Проблемы со слухом;
  • Травмы головы;
  • Отклонения в развитии артикуляционного аппарата и мускулов лица.

Причину задержки речевого развития у ребенка можно установить, проведя комплексное обследование у специалистов Центра детской нейропсихологии и нейрореабилитации патологии речи “Нейротори”.

Как лечить ЗРР?

Ранняя диагностика подобных проблем позволяет вовремя назначить соответствующую коррекционную деятельность и в некоторых случаях успешно избавиться от них.
Центр “Нейротори” предлагает сочетать следующие методы: телесно-ориентированную терапию, аппаратное направление, нейропсихологические, психологические и логопедические методики.

Чем опасно ЗРР?

Задержка речевого развития, как и любые другие задержки в развитии ребенка, опасны социальными последствиями:

  • отставанием от сверстников;
  • проблемы с коммуникацией;
  • возникновение задержки психического развития;
  • проблемами с учебой;
  • проблемы с дальнейшим получением профессии.

Поэтому основная задача родителей детей с ЗРР – вовремя заметить проблему и обратиться за квалифицированной помощью специалистов Центра “Нейротори”.

Задержка психоречевого развития – ЗПРР

Если своевременно не скорректировать задержку речевого развития, то со временем эта патология может перерасти в более сложную проблему и стать задержкой психоречевого развития, ведь отклонения в речевом развитии затормаживают нормальное функционирование мыслительных процессов ребенка.
При этом наблюдается и обратная связь – проблемы психического и неврологического характера влекут за собой речевую задержку.
По статистике последнего десятилетия, сегодня каждый пятый ребенок имеет те или иные формы ЗПРР.
Задача родителей таких детей – отслеживать поведение и навыки ребенка, а также выявлять возможные отклонения от нормы и при необходимости незамедлительно обратиться за профессиональной помощью.

Основные симптомы, по которым можно распознать задержку психоречевого развития:

При наличии таких признаков патологии, ребенку сложно выстраивать нормальные отношения с окружающими, посещать обычные дошкольные и учебные учреждения. Страдает психоэмоциональная сфера ребенка.

Причинами ЗПРР являются различные болезни, травмы, стрессы, отравления, которым подверглась мама малыша во время беременности, гипоксия в перинатальном периоде, тяжелое протекание родов, инфекционные заболевания в раннем возрасте, наследственность.

Заболевания, которые могут повлечь за собой задержку психоречевого характера в развитии ребенка:
Все болезни, связанные с центральной нервной системой

  • Эпилепсия
  • Детский церебральный паралич – ДЦП
  • Опухоль головного мозга и, как следствие, гидроцефалия
  • Ишемия головного мозга
  • Повышенное внутричерепное давление
  • Различные патологии сосудов головного мозга
  • Ликвородинамические нарушения головного мозга
  • Лейкодистрофия головного мозга

Также задержка психоречевого развития может перерасти в более серьезную проблему – аутизм.

Как бороться с задержкой психоречевого развития?

Малышу С ЗПРР рекомендуется комплексный подход в виде аппаратной терапии, телесно-ориентированной терапии, психологических сеансов, логопедических упражнений.
Главное – пройти своевременную нейропсихологическую диагностику и как можно раньше приступить к терапии.

Задержка психического развития у детей

ЗПР — это недуг, для которого характерно отставание в развитии памяти ребенка, его внимания, мышления, а также проблемами в формировании эмоционально-волевой сферы.
Как правило, диагноз Задержка психического развития ставится ребенку в предшкольном или младшем школьном возрасте. Но специалисты Центра “Нейротори” проводят и более раннюю нейропсихологическую диагностику, на которой можно выявить предпосылки отклонений.

Причины ЗПР — это отклонения биологического и социального характера. Они представляют собой тот же список, что и при ЗПРР.
По каким признакам можно отличить нормально развивающегося ребенка от того, который отстает в развитии?
Ребенок с ЗПР не обладает элементарными навыками, характерными для его возрастной нормы. Он не может обслуживать себя самостоятельно – обуваться, одеваться, чистить зубы и т.д.

Определить возможные признаки ЗПР специалист “Нейротори” может уже в первый год жизни ребенка.
Как правило, дети с ЗПР необщительны, замкнуты, практически не общаются со сверстниками. Они могут проявлять агрессию, тревожность, нерешительность.
При своевременной диагностике и правильно подобранной терапии есть шанс вылечить ребенка с ЗПР.

Если же родители не обратились или поздно обратились за квалифицированной помощью, то признаки задержки психического развития остаются у ребенка и к окончанию младших классов (с 1 по 4), врачи уже могут поставить ему диагноз “умственная отсталость”. При таком заболевании процессы, происходящие в организме, считаются необратимыми.

Коррекционные методы при задержке психического развития

Терапия при ЗПР длительна, требует много времени и большого терпения. Но борьба с недугом имеет смысл, так как ЗПР при грамотном комплексном подходе специалистов Центра детской нейропсихологии и нейрореабилитации патологии речи “Нейротори” поддается коррекции.
Задержки психического развития устраняются с помощью слаженной работы нейропсихологов, педагогов, психологов и, конечно же, родителей. Безмедикаментозные и безболезненные методы Центра эффективны и позволяют добиться хороших результатов в борьбе с недугом. В каждом конкретном случае курс коррекции подбирается индивидуально.

Задержка моторного развития

ЗМР — это вид отклонений, который проявляется уже на первом году жизни ребенка. И диагностировать данное заболевание нейропсихолог Центра “Нейротори” может в раннем возрасте малыша.
Явными признаками недуга являются следующие отклонения: ребенок не держит голову, не сидит, не стоит, не ходит в положенный срок, согласно общепринятому плану развития детей.

Причины задержки моторного развития:

  • Наследственные факторы.
  • Состояние здоровья родителей.
  • Перинатальные проблемы – травмы, стрессы, болезни, вредные привычки, неправильное питание и тяжелые условия труда будущей матери.
  • Родовые отклонения – преждевременные роды, стремительные, затяжные, переношенность, недоношенность, родовые травмы.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector