Препараты при гиперактивности у детей

Как вылечить гиперактивность у ребенка или взрослого?

СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) — это хроническое нарушение центральной нервной системы, которое проявляется в виде гиперактивности ребенка, его импульсивности и невнимательности. Детям с СДВГ очень трудно стоять или сидеть на одном месте, они находятся в постоянном движении, вспыльчивы, неуравновешенны, не усидчивы, не могут сосредоточиться. Признаки этого заболевания не являются отражением плохого воспитания или характера ребенка. Первые симптомы СДВГ могут манифестировать у детей в возрасте 3-6 лет, но наибольшее развитие заболевание получает в школьном возрасте, постепенно симптомы СДВГ могут нивелировать, но часть остается и у взрослых. Чаще всего это заболевание проявляется у мальчиков. При гиперактивности нарушена нейрофизиология головного мозга, у маленьких пациентов находят дефицит дофамина и норадреналина. Родители чаще всего обращаются к психологу с жалобами на то, что их ребенок гиперактивный.

Контролировать всю симптоматику СДВГ позволяет комплексное лечение этого заболевания, которое способствует уменьшению гиперактивности и социально адаптирует ребенка или взрослого человека. Методы лечения индивидуальны для каждого ребенка или взрослого, как правило, включают в себя два основных аспекта — поведенческая и лекарственная терапия.

Психофармакотерапия назначается детям с СДВГ длительно, лечение может продолжаться годами. В детской психиатрии для лечения гиперактивности существуют международные протоколы назначения лекарственных препаратов. Применяются лекарства с доказанной эффективностью и безопасностью:

  1. Назначение лекарственных препаратов детям в возрасте 10-12 лет. У ребенка имеются видимые признаки СДВГ, а также вторичные признаки нарушения функционирования нервной системы. В школе всегда заметен такой гиперактивный ребенок, на которого жалуются все учителя , а совместные занятия с психологом ему не помогают. Психофарматерапия таким детям показана как монотерапия, или может сочетаться с различной психотерапией. Комбинация нескольких препаратов возможна, если наблюдается семейная дисфункция или существует преморбитный фон. Возможно назначение препаратов и при легких формах СДВГ, когда использовалась поведенческая терапия, но она была неэффективной и симптомы гиперактивности сохранялись.
  2. Психофармакотерапия не используется у дошкольников. Только в исключительных и тяжелых случаях, когда выражена гиперактивность, нарушено правильное психо-физиологическое развитие ребенка и его социальная адаптация. Но, сначала проводят психотерапии, при их неэффективности возможно назначение лекарственной терапии. Родители должны принять окончательное решение в плане назначения медикаментозных препаратов ребенку. Обычно родители предвзято относятся к лекарственной терапии. Задача медицинских работников объяснить и рассказать о важности назначения специальных препаратов, осветить все стороны этого вопроса и ответить на все интересующие вопросы, высказать свое мнение. СДВГ необходимо лечить, а не наблюдать когда гиперактивность пройдет сама. Важно уважать мнение родителей и назначить комплекс различных психотерапий, но при их неэффективности опять вернуться к терапии лекарственными средствами.

Основные препараты для лечения СДВГ:

  • Лекарственные препараты первого ряда (их применение у детей эффективно и безопасно). К ним относятся психостимуляторы и атомоксетин.
  • Лекарственные препараты второго ряда — являются менее эффективными препаратами или обладающие рядом нежелательных действий — антидепрессанты и агонисты центральных альфа-2 адренорецепторов (имипрамин, велбутрин, клонидин и гуанфацин).
  • Лекарственные препараты третьего ряда — фармакодинамика этих препаратов еще мало изучена или они имеют большое количество побочных действий. Эти лекарства применяются для терапии СДВГ, если это заболевание сопровождается какими-то другими расстройствами или если пациент не переносит лекарства из вышеперечисленных групп (венлафаксин, буспирон, карбамазепин, рисперидон).

Применение в детской психиатрической практике нейролептиков у пациентов с СДВГ является крайне нежелательным.

При психофармакотерапии важно фиксировать нежелательные побочные действия, изменять дозировки, кратности приема лекарства, вести тщательный контроль над поведением ребенка. Необходимо также периодически отменять терапию (например, когда школьные каникулы у пациента желательно устроить и «лекарственные»). В начале обучения в школе не стоит сразу же назначать лекарственную терапию, необходимо подождать, посмотреть, как пациент адаптируется к школьным нагрузкам, на сколько выражена гиперактивность у ребенка с СДВГ.

Психостимуляторы

Психостимуляторы несколько десятков лет используются в терапии СДВГ у взрослых и у детей.. Фармакодинамика этих лекарств основан на обратном захвате катехоламинов в предсинаптическом нервном окончании. В результате этого увеличивается количество дофамина и норадреналина в синаптической щели нервных окончаний.

Психостимуляторы показаны к назначению в школьном, подростковом возрасте, применяется у взрослых с СДВГ и даже у дошкольников (3-6 лет). У дошкольников они оказывают меньший терапевтический эффект и больше показывают свое побочное действие. В вопросе назначения психостимуляторов у детей есть много не решенных вопросов.

Некоторые родители считают, что психостимуляторы могут вызвать наркотическую зависимость и при употреблении психостимуляторов происходит возникновение чувства «эйфории», и чем выше доза психостимулятора, тем это ощущение ярче. Родители выступают категорически против применения психостимуляторов, потому что боятся, что их дети станут в будущем наркоманами. Не рекомендуется назначать психостимуляторы детям с психотическими и биполярными расстройствами, так как эти препараты могут спровоцировать психотическую реакцию или манию.

Психостимуляторы влияют на росто-весовые показатели ребенка, они незначительно замедляют темпы роста. Психостимуляторы влияют на сон и аппетит, а также могут вызвать или усилить тики у детей.

Психостимуляторы не являются панацеей от всех проблем. Родители должны понять, что они обязаны воспитывать своего ребенка, а не лекарствами воздействовать на психику ребенка.

Психостимуляторы не применяются при заболеваниях сердца и сосудов у детей и взрослых.

Антидепрессанты

Антидепрессанты назначается в качестве резервной группы лекарственных препаратов, и являются хорошей заменой психостимуляторов. Антидепрессанты уменьшают выраженность симптомов СДВГ. Трициклические антидепрессанты также назначаются для терапии гиперактивности у взрослых и у детей. Механизм фармакодинамики этих препаратов основан на захвате норадреналина.

Но, применение трициклических андидепрессантов опасно в связи с кардиотоксичностью этих лекарственных средств и риском возникновения аритмий ( необходимо назначать под контролем ЭКГ). Максимальный терапевтический эффект при применении трициклических антидепрессантов достигается через три — четыре недели после приема препарата. Передозировка этих препаратов может закончиться смертельным исходом, поэтому родители должны очень внимательно относиться к хранению этих лекарств. Через некоторое время после применения трициклическизх антидепрессантов развивается резистентность к ним, поэтом необходимо устраивать «лекарственные каникулы», которые должны совпадать с каникулами в школе.

У 70% больных детей отмечается улучшение симптоматики, в результате назначения трициклических антидеперессантов. Эти препараты действуют в основном на поведенческую симптоматику (уменьшают гиперактивность) и практически не действуют на когнитивную.

Все антидепрессанты обладают рядом нежелательных действий – вызывают артериальную гипотонию, сухость во рту, запоры. Среди трициклических антидепрессантов часто назначается детям и взрослым — Велбутрин. Это лекарство хорошо переносится, и редко проявляются побочные эффекты (сухость во рту и головная боль). Велбрутин обычно назначается после психостимуляторов ( если к ним было привыкание или злоупотребление). Антидепрессанты лучше не назначать детям и взрослым с повышенной судорожной активностью и с тиками в том числе, эти лекарства могут спровоцировать судорожные припадки.

Эффексор, Эффексор XR- это антидепрассанты нового поколения. Механизм фармакологического действия этих препаратов основан на повышение уровня нейромедиаторов — серотонина и норэпинефрина в клетках. После курса лечения Эффексором наблюдается повышение работоспособности, улучшение настроения, улучшается внимание и память.

Ноотропы и нейромедиаторы

Ноотропные и нейрометаболические препараты широко применяются в России для лечения СДВГ. Ноотропы – оказывают положительное влияние на функции головного мозга и улучшают процессы обучения и памяти ( ноотропил, глицин, фенибут, фенотропил, пантогам), не вызывая гиперактивности у детей и взрослых.

Препаратами, улучшающими, метаболизм нейромедиаторов являются Кортексин, Церебролизин, Семакс.

Для улучшения мозгового кровообращения показано назначение взрослым и детям — Кавинтона или Инстенона. Препараты, улучшающие мозговое кровообращение не усиливают гиперактивность у детей.

Регулярность приема лекарств должна периодически пересматриваться, врач может отменить некоторые препараты на непродолжительное время и оценить поведение ребенка. Случается, что проявления СДВГ настолько незначительны, что не стоит сразу прибегать к психофармотерапии. то есть для нее нужны строгие показания.

Дополнительные методы

Один из спорных методов немедикаментозной терапии СДВГ является воздействие на определенные участки головного мозга слабым постоянным электрическим током -транскраниальная микрополяризация. Этот способ терапии позволяет уменьшить гиперактивность и невнимательность.

Психотерапия является дополнительным методом для лечения гиперактивности у детей и взрослых.. При лечении СДВГ используют индивидуальную, поведенческую, групповую, семейную психотерапию, психологические тренинги, педагогическую коррекцию, освоение метакогнитивных систем (как составить свой распорядок дня, как освоить новый материал).

Читать еще:  Какие кисломолочные продукты можно кормящей маме новорожденного

Существуют различные нетрадиционные методики лечения гиперактивности у детей и взрослых, с недоказанной эффективностью. Среди них – остеопатия, специальная диета Файнгольда, гомеопатия, иглорефлексотерапия, БАДы, нейровитамины, растительные средства (Неврохель). Очень важно в процесс лечения привлечь школьных учителей и воспитателей детских садов. Только совместными усилиями, возможно, успешно лечить СДВГ.

Гиперактивность у детей школьного и дошкольного возраста лечение и препараты при сдвг

Сегодня предлагаем обсудить тему: «гиперактивность у детей школьного и дошкольного возраста лечение и препараты при сдвг». Здесь собрана информация которая полностью раскрывает тематику и позволяет сделать правильные выводы.

СДВГ у детей: лечение и особенности обучения.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – это расстройство, которое вызывает проблемы с концентрацией внимания, гиперактивность и импульсивное поведение. Его первые признаки часто обнаруживаются в детстве. СДВГ может влиять на мышление ребёнка, его успеваемость в школе, поведение, чувства и отношения с другими людьми. Он часто сохраняется во взрослой жизни. Подробнее о симптомах СДВГ и о том, как распознать синдром – читайте здесь.
Лечение СДВГ включает медицинские препараты, поведенческую терапию, психологическое консультирование и различные изменения в школе и/или дома. Эти методы лечения могу быть применены как по отдельности, так и в сочетании друг с другом. Лучший метод или комбинация методов лечения зависит от состояния вашего ребёнка. Врач или медсестра могут сопровождать вас и вашего ребёнка, когда начнётся лечение.

НУЖНО ЛИ ЛЕЧЕНИЕ МОЕМУ РЕБЁНКУ С СДВГ?

Некоторые родители задаются вопросом: нужно ли лечить СДВГ? Большинство экспертов согласны с тем, что нераспознанный или не вылеченный СДВГ может вызывать серьёзные последствия, в том числе школьную неуспеваемость, уход из школы, депрессию, плохое поведение, неудачные отношения, низкую продуктивность на работе и повышенный риск несчастных случаев. Лечение может помочь ребёнку:
●улучшить отношения с родителями, учителями, братьями и сёстрами, сверстниками (например, играть без драк во время перемены)
●лучше учиться в школе (например, доделывать школьные задания до конца)
●соблюдать правила (например, слушаться учителя)

Какое лечение самое лучшее? — Поведенческая терапия обычно рекомендуется детям дошкольного возраста. Иногда при необходимости добавляются лекарственные препараты. Самым эффективным методом лечения для большинства школьников с СДВГ является стимулирующие лекарственные препараты. При необходимости иногда добавляется поведенческая терапия и психологическое консультирование.
Родители, которые предпочитают, чтобы их ребёнок школьного возраста не принимал лекарств, должны активно взаимодействовать с детским врачом или медсестрой. И, хотя применение только поведенческой терапии кажется достаточно разумным, этот метод лечения может работать не настолько хорошо, как использование только лекарственных препаратов.
Американская академия детской и подростковой терапии, в сотрудничестве с Американской психиатрической ассоциацией, разработала медицинское руководство для родителей
Лечение других расстройств — У некоторых детей с СДВГ есть другие проблемы, в том числе проблемы с обучением, тревожностью, настроением или со сном. Лечение смежных проблем может помочь уменьшить симптомы СДВГ и/или улучшить функционирование в школе и обществе. Однако лечение смежных проблем не может заменить необходимость медикаментозного и поведенческого лечения СДВГ.

СТИМУЛИРУЮЩИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ СДВГ

ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ ПРИ СДВГ

Поведенческая терапия при СДВГ включает изменения в окружающей обстановке ребёнка, которые призваны помочь ему изменить своё поведение.
Поведенческая терапия применяется для решения проблем в следующих областях:
●Поведение и обучение в школе

●Отношения с друзьями, родителями, братьями и сёстрами
●Выполнение просьб взрослых
Для родителей рекомендуется профессиональная учебная программа, потому что изучение этих приёмов и эффективное их применение без поддержки может вызвать затруднения. Взрослые могут оказать влияние на поведение ребёнка с СДВГ с помощью следующих приёмов:
●Соблюдайте распорядок дня
●Сведите к минимуму отвлекающие факторы
●Предоставьте ребёнку конкретные и логичные места, в которых он мог бы хранить школьные принадлежности, игрушки и одежду
●Ставьте небольшие, достижимые и чёткие цели
●Награждайте за хорошее поведение (например, таблица стикеров с большей наградой за определённое количество наклеек)
●Используйте схемы и памятки, чтобы помочь ребёнку сосредоточиться на задании
●Предлагайте перерывы, связанные с физической активностью, во время выполнения заданий, требующих концентрации внимания
●Ограничьте выбор
●Найдите занятия, в которых ребёнок может быть успешным (например, рисование, спорт)
●Применяйте успокаивающие практики (например, перерыв, отвлечение внимания, отстранение ребёнка от проблемы)

СДВГ И ШКОЛА

Детям, у которых диагностируют СДВГ, могут понадобиться изменения в том, как их учат, включая дополнительную помощь с работой на уроке и после него. Эта помощь может быть предоставлена в классе или методическом кабинете.
Кроме того, предлагается следующее:
●Записывать домашние задания (на бумаге или отсылать по электронной почте)
●Сажать ребёнка в передней части класса
●Предоставлять ребёнку дополнительное время на то, чтобы закончить школьные задания
●Подавать ребёнку знак, когда он или она «не выполняет задание»
●Использовать ежедневную отчётную карточку, чтобы помочь родителям следить за симптомами ребёнка, за тем, насколько хорошо работает текущий план лечения СДВГ

Иногда у детей с СДВГ также есть нарушения способностей к обучению. Если внимание и поведение улучшаются по мере лечения, но ребёнок по-прежнему испытывает трудности с отдельными видами работы в школе (например, с пониманием прочитанного или математикой), возможно, потребуется провести исследование на определение конкретных нарушений обучаемости.

Нам важно знать — понравилась ли Вам статья. Комментируйте, подписывайтесь, пожалуйста, на нас и делитесь с друзьями.

Синдром гиперактивности у детей: симптомы, причины, лечение, коррекция

Синдром гиперактивности у детей — распространенное нарушение правильного функционирования центральной нервной системы. Состояние часто сопровождается дефицитом внимания. Синдром гиперактивности характеризуется признаками несдержанного поведения и повышенной возбудимостью. Дети с таким диагнозом находятся в постоянном движении, часто переключают фокус внимания, сложно сосредотачиваются на важных задачах. Малыши до 1 года, 2 или 3 лет проявляют повышенную тревожность, беспокойство. У детей дошкольного и школьного возраста в 4–8 лет появляется внезапная агрессия.

В некоторых случаях гиперактивность снижают стимуляторами, специальными препаратами, таблетками. Для назначения нужно обратиться к педиатру или детскому психологу. Чем раньше обнаружены симптомы и выявлены причины, тем быстрее можно начать лечение, а также заняться коррекцией поведения.

Симптомы синдрома гиперактивности у детей

При диагнозе «синдром гиперактивности» у ребёнка возникают трудности в обучении, а у родителей в его воспитании. Малыш испытывает сложности с речью, письмом, долго концентрируется на конкретных вещах. Запоминать важную информацию, а также удерживать внимание с каждым годом становится всё тяжелее.

Главными симптомами считаются:

  • рассеянность;
  • отсутствие усидчивости;
  • чрезмерная импульсивность;
  • беспокойные и лишние движения в теле;
  • неспособность контролировать эмоциональные всплески;
  • повышенная активная деятельность;
  • излишняя подвижность.

Симптомы и проявления гиперактивности у ребёнка

Возможны признаки неловкости, говорливости, повышенной расторопности. Первые проявления гиперактивности можно заметить у малышей до года. Иногда даже через несколько дней после рождения ребенка: сон неглубокий и быстрый, а бодрствование очень энергичное. Наблюдается также повышенная чувствительность к внешним раздражителям — эмоциональная реакция на свет, звук, движение и голос.

Причины гиперактивности у детей

Как и любое другое заболевание, нарушение работы центральной нервной системы имеет индивидуальные факторы возникновения в каждом конкретном случае. Можно выделить наиболее частые причины появления синдрома гиперактивности.

К ним относятся:

Если выявлены особенности ребёнка, вызванные гиперактивностью, важно начать своевременную терапию и профилактику прогрессирования нарушения. Чем младше малыш, тем легче изменить его поведение. Ведь в 5–7 лет у маленького члена семьи начинает формироваться характер.

Как лечат синдром гиперактивности у детей

После подтверждения диагноза врач назначает терапию и подбирает программу занятий для коррекции гиперактивности у ребёнка. Лечение состоит из следующих мероприятий:

  1. Приём лекарственных препаратов.
  2. Физиотерапевтические процедуры.
  3. Народные способы.
  4. БОС-терапия.
  5. Игры и занятия.

Лекарственные средства при гиперактивности назначаются только в крайнем случае. Когда альтернативные способы бессильны, а возбудимость со временем прогрессирует.

Читать еще:  Какие лекарства давать ребенку перед

Лечение гиперактивности у детей медикаментами

Основные препараты, назначаемые при синдроме гиперактивности и дефиците внимания: антидепрессанты, психостимуляторы, ноотропы, симпатомиметики. Рассмотрим в таблице какие средства используют для улучшения состояния и какой эффект они оказывают:

Детки на таблетках: при диагнозе СДВГ детям в США сразу назначают лекарства

Риталин при СДВГ: почему американские дети и подростки сидят на лекарствах

Чем выше конкуренция в образовании, чем сложнее становятся школьные программы, тем больше детей получают диагноз СДВГ и начинают принимать лекарства — как правило, всем известный риталин. В США его выписывают даже детям ясельного возраста. Хорошо это или плохо?

Употребление рецептурных лекарственных средств резко возрастает в одной из групп американского населения — среди детей. Наверное, это положительное явление, поскольку так подрастающему поколению легче справиться с вызовами современного мира. Но тренд требует пристального наблюдения — нельзя позволить ему выйти из-под контроля и нанести вред детям.

По мере развития системы медицинского страхования детям все чаще ставили диагнозы, при которых помогает медикаментозное лечение. За последние 20 лет частота выявления СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности) у детей подскочила с 3-5 до почти 15%.

Некоторые считают, что этот рост связан с доступностью для американцев психиатрической и психологической помощи — действительно, во многих школах сейчас есть штатные психологи, к которым учащиеся могут обращаться еженедельно. Другие говорят о том, что требования, предъявляемые в наши дни к детям, так высоки, что помощь, позволяющая выдержать бесконечные часы корпения над математическими задачами, потребуется еще очень и очень многим.

В любом случае отклонения все чаще диагностируются в раннем детстве, и их лечение обычно продолжается и в юности.

В Америке рецептурные лекарства, как правило, назначаются сразу же, а не в крайних случаях. В результате в наши дни американские дети принимают столько же таблеток, сколько и их родители. По данным центров контроля и профилактики заболеваний, число американских детишек, которым назначается медикаментозное лечение в связи с СДВГ, резко возрастает: в 2003 г. такой диагноз был поставлен 7,8% детей, а в 2015 г. его получили уже 11% детей и подростков в возрасте от 4 до 17 лет.

СДВГ: дети не справляются с жизнью?

В 1978 г. СДВГ определяли как «синдром детской гиперактивности», характерный в основном для маленьких детей и встречающийся только у одного ребенка из тысячи. С тех пор произошел чуть ли не стократный рост заболеваемости. Одни врачи считают, что виной этому факторы внешней среды, другие связывают его с генетикой. Одни говорят, что главная причина в растущих нагрузках, другие — что в недостатке сна. А есть те, кто возлагает ответственность на воспитание в семье, указывая, что работающие родители просто не замечают изменений в поведении детей.

Сегодня в Америке больше детей работающих родителей, чем когда-либо прежде. А в детских дошкольных учреждениях не очень хотят разбираться с плохим поведением детей, которые портят настроение всем остальным в группе. Вместо того чтобы потратить время на обследование ребенка, провести соответствующее тестирование, опросить педагогов и сотрудников детского сада, родители и врачи принимают простое и быстрое решение: посадить ребенка на лекарства, хотя бы временно. Лучше поскорее успокоить его, чем рисковать отказом детского учреждения принимать ребенка. Но временное часто становится постоянным.

Свою роль играет и одержимость американцев образованием. В нашем обществе у любого ребенка есть все возможности получить как минимум четырехлетнее университетское образование. Погоня за успехом начинается с трехлетнего возраста. Ваш ребенок не знает алфавит? Похоже, у него проблемы. Существуют летние лагеря, в которых детсадовцев учат чтению, восьмиклассники овладевают высшей математикой, а школьников-спортсменов готовят к поступлению в университеты. Отставать нельзя.

Средняя численность детей в школьном классе не снижается, а возрастает, и часто среди них есть дети с особенностями развития. В 1991 г. в американское законодательство об образовании были внесены изменения, учитывающие потребности детей с СДВ и СДВГ. Наличие специальных образовательных услуг сделало постановку диагноза проблемным детям привлекательной и для родителей, и для учителей. Учителя перегружены, им мало платят, и эмоциональные вспышки учеников им совершенно ни к чему. Медикаментозное лечение помогает исправить ситуацию.

Кто и почему сажает детей на таблетки?

Изначально я предполагал, что сажают детей на таблетки преимущественно в состоятельных семьях. Исследовав вопрос, мы обнаружили, что на самом деле нынешний тренд деток на таблетках затрагивает в основном детишек из менее зажиточных слоев населения и из сельской местности, получающих медикаментозное лечение рецептурными препаратами. За период между 1998 и 2013 гг. количество диагнозов «СДВГ» среди детей бедноты возросло на 73%, тогда как рост аналогичного показателя среди детей из семей, не относящихся к бедным, составил лишь 35%.

Лекарства используются в качестве первого средства против поведенческих проблем как из-за низкой доступности когнитивно-поведенческой терапии (которая недостаточно широко распространена, затратна и требует много времени), так и из-за страха исключения из школы. Ряд школ придерживается принципа нулевой терпимости по отношению к вызывающему поведению или скандалам, и для детей из бедных семей, не принимающих таблетки, угроза исключения вполне реальна.

Рост распространенности медикаментозного лечения затрагивает все возрастные группы. Рецептурные лекарства в связи с эмоциональными или поведенческими нарушениями прописывают более чем 9% юных американцев в возрасте от 6 до 17 лет. Такие же лекарственные средства прописывают более чем 7% черных американских детишек и 4,5% испаноязычных. Это очень высокие показатели — почти каждый десятый белый американский ребенок принимает рецептурные лекарства.

В основном американских подростков лечат от какого-то одного из двух основных заболеваний: депрессии или проблем с концентрацией внимания. По данным центров контроля и профилактики заболеваний, психотропные средства принимают примерно 6% населения страны в возрасте от 12 до 19 лет, а более 3% всех подростков лечится от синдрома дефицита внимания. Американские подростки-мальчики с большей вероятностью сидят на лекарствах в связи с СДВГ, чем подростки-девочки, — 4,2 и 3,2% соответственно. Лишь немногим более половины (53,3%) этих тинейджеров посещали за последний год специалистов по психическому здоровью. Тренд состоит в том, чтобы полностью полагаться на лекарства.

Лекарствами пичкают также младенцев и детишек ясельного возраста, хотя для них, как и для детей постарше, нет стандартных процедур оценки состояния. Согласно данным центров контроля и профилактики заболеваний, «не менее 10 000 детей ясельного возраста получают психостимуляторы, например метилфенидат (риталин)», а число американцев моложе 18, регулярно принимающих психостимуляторы, возросло пятикратно. В самом разгаре очередная лекарственная эпидемия.

Еще большее беспокойство вызывают нейролептические средства, прием которых за тот же период увеличился в шесть раз, о чем сообщает Национальный центр медицинской статистики. Цифры растут с пугающей скоростью: по данным компании IMS Health, в 2014 г. детям не старше двух лет было выписано почти 20 000 рецептов на рисперидон (известный как риспердал), кветиапин (сероквель) и прочие нейролептики, что на 50% больше, чем за предыдущий аналогичный период. Всего за один год для этой возрастной группы было выписано на 23% больше рецептов на антидепрессант флуоксетин (прозак) — примерно 83 000.

Кроме того, огромное число американских деток на таблетках злоупотребляет этими лекарствами. По данным факультета здравоохранения Университета Джонса Хопкинса, «резко возросло» количество обращений в отделения экстренной медицинской помощи в связи с передозировкой популярного стимулирующего средства (применяемого при СДВГ) риталина. Его употребляют, чтобы взбодриться и справиться с учебными нагрузками. Чем доступнее рецепты и слабее контроль, тем больше может стать несчастных случаев, связанных со злоупотреблением лекарствами подобного рода.

Детки на таблетках: хорошо или плохо?

В том, что касается американской семьи, феномен деток на таблетках влияет на отношения детей и родителей, причем, судя по всему, и в положительном, и в отрицательном смысле. С одной стороны, эти лекарства порой помогают детям с поведенческими проблемами лучше, чем традиционная психотерапия или обычные воспитательные меры, снижая уровень стресса и тревожности и возвращая покой родителям. Однако они способны также порождать зависимость, а готовность родителей сразу начать медикаментозное лечение (или последовать указаниям сделать это) не дает им изучить альтернативные методы.

Читать еще:  Желчегонные препараты детей 5 лет

Происходящее в большой степени связано с расширением страхового покрытия, предоставляемого системой здравоохранения: психиатрическая помощь стала доступной большему количеству семей, и детей посадили на лекарства, без которых они вполне могли бы прожить. А это, в свою очередь, открыло фармацевтическим компаниям новые рынки продаж.

Есть как минимум одна область, в которой тренд «детки на таблетках» способствовал улучшению жизни американцев, — дестигматизация психических расстройств. Когда детки на таблетках и их друзья без предрассудков относятся к антидепрессантам или откровенно обсуждают свои проблемы, постепенно исчезает ощущение изоляции, страха и неуверенности, сопутствующее многим психическим заболеваниям.

Рост числа деток на таблетках говорит очень многое о традиционной американской вере в чудодейственность лекарств. Она передалась и американской молодежи, и, хотя лечение некоторыми из этих препаратов идет обществу на пользу, оно может привести к и появлению нового поколения зависимых, даже при том что средства, применяемые при СДВГ, не вызывают зависимости. Остается надеяться, что психиатры не ошибаются.

Если у вас гиперактивный ребенок: лечение народными средствами и медикаментозными препаратами

В конце 20-го века в России появился новый диагноз – синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Ставился он всем детям, неспособным тихо себя вести и контролировать вспышки эмоций. Сегодня доказано, что гиперактивность – не всегда нарушение, требующее медицинского вмешательства. Иногда она просто является частью характера ребенка.

Признаки гиперактивности

Заметить первые признаки преобладания процессов возбуждения над торможением иногда возможно только по достижению малышом двух-трех лет. Бывает, что он с рождения растет спокойным, уравновешенным и послушным, начиная «показывать характер» в период трехлетнего кризиса. Родителям сложно отличить тревожное состояние с обычным капризным поведением. А вот в детском саду симптомы начинают проявляться более явно и требуют решительных мер – малютке сложно обучаться и строить отношения с другими воспитанниками.

Причины гиперактивности могут быть следующими:

  • осложнения во время беременности, родов;
  • неверная тактика воспитания (чрезмерная опека или игнорирование);
  • заболевания эндокринной и других систем организма;
  • стресс;
  • отсутствие режима.

СДВГ характеризуется следующими симптомами:

  1. Беспокойное поведение без причины.
  2. Плохой сон. Ребенок часто просыпается, кричит во сне, долго засыпает, разговаривает. Сон может быть слишком чутким.
  3. В дневное время малыш неусидчив, непослушен, не может долго заниматься одним делом. Обычно таким детям сложно доделать что-либо до конца.
  4. Невнятная речь, создающая препятствия для общения с другими детьми.
  5. Вспышки агрессии. Ребенок часто дерется, его злят запреты.

Вопросом гиперактивности занимаются невролог и психолог, направление к этим специалистам можно получить у педиатра. Не всегда лечение заключается в приеме медикаментов, иногда врачи просто дают рекомендации, как найти правильный подход к ребенку.

Если ребенок очень гиперактивный: что делать родителям, лечение дома

Чтобы скорректировать домашнюю обстановку, выбрать режим для гиперактивного малыша, родителям полезно будет знать несколько рекомендаций:

  1. Отнеситесь внимательно к досугу. Игры малютки должны быть спокойными, направленными на развитие его умственных способностей. Если в семье есть телевизор, он не должен быть включен целыми днями. Детям безопасно наслаждаться телепередачами всего пару часов в день, и это ни в коем случае не должны быть боевики и спортивные программы. Больше подойдут добрые мультики и передачи для детей.

Четко ставьте задачи, будьте последовательны в словах. Родители должны придерживаться одной модели воспитания. Обстановка в доме должна быть спокойной и позитивной, задача взрослых – сглаживать конфликтные ситуации (особенно, если в семье более одного ребенка).

Важен режим (распорядок дня). Если малыша укладывают спать в разное время, он как бы сталкивается с неизвестностью, а детям нужна стабильность. Например, если после купания их обычно кормят, так должно происходить каждый день.

  1. Медики, вплотную занимающиеся здоровым питанием, рекомендуют его для детей с СДВГ. Ежедневное меню ребенка должно включать красное и белое мясо, рыбу, крупы, овощи и фрукты.

Выбирая продукты для детского питания, следует избегать вредных добавок. Во-первых, усилителей вкуса, консервантов – нитритов и сульфитов. Если возможности покупать 100% натуральную еду нет, можно постараться хотя бы уменьшить их количество, выбирая еду с наименьшим содержанием химии в составе. Доказано, что около половины детей имеют чувствительность к искусственным пищевым добавкам.

Расстройства поведения могут быть связаны с аллергической реакцией на продукты. Самые опасные для детей-аллергиков: молоко, шоколад, орехи мед и цитрусовые. Чтобы определить, есть ли у ребенка реакция на продукты, следует периодически исключать из рациона один из них. К примеру, откажитесь от молока на неделю, а затем посмотрите на эмоциональное состояние малыша. Если оно изменится, значит причина именно в пище. Также поступите с другой едой из ежедневного рациона ребенка. Симптомами пищевой аллергии могут быть сыпь и нарушения стула (понос или запор). Можно провести лабораторные исследования крови, чтобы выявить на что именно возникает такая реакция.

В детский рацион обязательно должна входить пища с незаменимыми жирными кислотами. Мозг нуждается в Омега-3, получить которую можно из жирных сортов рыбы – семга, форель, нерка, кижуч, кета, палтус. Детям, начиная с годовалого возраста, нужно давать рыбу 2 раза в неделю. Также жирными кислотами богато льняное семя, которое можно растирать, а затем добавлять в кашу.

Минимизируйте количество фруктовых соков. Ребенок должен потреблять достаточное количество чистой воды (6-8 стаканов в день), ведь она так нужна мозгу для нормальной работы.

Гиперактивный ребенок: лечение

Как лечить? Часть врачей утверждает, что до четырех лет (или даже до первого класса) гиперактивность можно не лечить, так как дети только учатся выражать свои эмоции. Перед тем, как будет выбрана терапия, специалисты должны точно определить, не являются ли симптомы гиперактивности причинами таких заболеваний, как эпилепсия, гипертиреоз, вегетососудистая дистония, аутизм, нарушение работы органов чувств (частичная или полная потеря слуха или зрения).

Затем врач собирает анамнез – беседует с родителями и наблюдает за поведением ребенка. Делается электроэнцефалограмма мозга, по которой можно определить, нет ли органических поражений. Возможно, присутствует повышенное внутричерепное давление. Исходя из результатов выбирается самый подходящий из следующих вариантов лечения гиперактивности.

Медицинское лечение (медикаментозное)

Что принимать в таком случае? Обычно назначаются ноотропные препараты, действие которых направлено на улучшения кровообращения головного мозга: Кортексин, Энцефабол, Фенибут и другие. Какие лекарства давать в случаях подавленного настроения у ребенка (а также возникновения суицидальных мыслей в более взрослом возрасте)? Рекомендуют применение антидепрессантов: Флуокситин, Паксил, Деприм. Более «легкая» терапия – Глицин (аминокислоты) и Пантогам (гопантеновой кислоты).

Возможно, получится обойтись пищевыми добавками. Исследования подтверждают, что витамины группы B и кальций способствуют нормализации работы нервной системы и успокаивают. Также на возбудимость детей может серьезно повлиять недостаток цинка.

Лечение народными средствами

В аптеке представлен большой ассортимент успокаивающих травяных сборов и трав по отдельности. Самые популярные – ромашка, мелисса, мята. Также есть средства на травяной основе:

  • настойка лимонника – известный антидепрессант;
  • настойка женьшеня улучшает концентрацию, повышает обучаемость;
  • настойка левзеи тонизирует и придает сил.

Популярен препарат Персен, активными компонентами которого являются валериана, перечная мята и мелисса.

Народные средства также могут включать в себя ароматерапию. Несколько капель масла мяты перечной и ладана, добавленные в аромолампу во время детского сна, помогут сосредоточиться и успокоят нервы.

Важно помнить, что ребенок не виноват в возникновении гиперактивности. Ни один тип лечения не сможет заменить главной исцеляющей силы – любви родителей.

Гиперактивный ребенок симптомы и лечение: полезные видео

Доктор Комаровский выделил 10 главных правил воспитания гиперактивных детей. Его рекомендации на видео:

Детский психотерапевт Юрий Белехов подробно отвечает на вопрос о том, хорошо или плохо быть гиперактивным ребенком, какие признаки, что делать родителям:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector