Презентация игра средство воспитания ребенка

Презентация на тему «Игра как средство музыкального воспитания «

  • Скачать презентацию (1.05 Мб)
  • 10 загрузок
  • 4.0 оценка

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему «Игра как средство музыкального воспитания » по педагогике. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

Содержание

Игра как средство музыкального воспитания и развития детей Выполнила: музыкальный руководитель ГКДОУ «Здравушка» г. Калуги Мокшанова Светлана Николаевна.

содержание

1. Значение игры в формировании личности ребенка. 2. Цели, задачи и виды музыкальных игр. 3. Интеграция областей. 4. Практическая работа (из опыта работы). 5. Заключение. 6. Литература. 7. Приложение (видео музыкальных игр).

ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА.

По своей сути игра является первым видом деятельности, которой обучается ребёнок. Именно игровой деятельности принадлежит особо значимая роль в развитии личности ребёнка, в формировании важнейших черт характера, обогащении внутреннего мира. Все естественные потребности у ребенка : познавательная (желание узнать новое), художественная (рисовать), музыкальная (слушать музыку, петь, танцевать под музыкальные ритмы), могут быть удовлетворены через игровые формы деятельности. Правильно подобранные игры способствуют развитию важных качеств и свойств личности ребенка. В игре у ребенка формируется воображение, развивается способность к преобразованию действительности в образе.

ЦЕЛЬ Формирование средствами музыки двигательных умений, интонационного мышления и коммуникативных качеств. ЗАДАЧИ — Обучать музыкальным, речевым и двигательным навыкам. — Учить выразительным пластичным движениям в игре. — Совершенствовать основные движения. — Способствовать умению согласовывать движения, слова и музыку. — Развивать творческие способности: учить придумывать «свой» игровой образ. — Развивать память, музыкальный слух, ритм, ориентировку в пространстве. — Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку. — Воспитывать эстетическое отношение к окружающему.

ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИГРЫ.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБЛАСТЕЙ

Ритмодекламация «СНЕГОВИК»Цель. Учить детей распределять внимание, развивать ритмизированную речь, четкую дикцию.Ход. Дети выбегают под музыку и становятся врассыпную по залу. Под музыкальное сопровождение проговаривают слова с показом движений. Раз рука, два рука, — (выставляем руки вперёд) Лепим мы снеговика – (имитируем лепку снежка) 3-4, 3-4 – (4 хлопка) Нарисуем рот пошире – («рисуем ротик») 5 – найдём морковь для носа, — (трём указательными пальчиками переносицу) Угольки найдём для глаз – («очки») 6- наденем шляпу косо — (домик над головой) Пусть смеётся он у нас! – (разводим руки в стороны.)

Игра без слов: «НАЙДИ СЕБЕ ДРУЖОЧКА» (музыка — датская народная мелодия) Цель. Развивать быстроту реакции, двигательно-слуховую координацию, музыкальный слух, воспитывать коммуникативные качества. Ход. Дети выходят под музыку и становятся врассыпную по залу. Под музыкальное сопровождение выполняют движения. Такты 1-4. Дети ходят врассыпную по залу. Такт 5. Делают три хлопка. Такт 6. Кружатся Такт 7. Делают три хлопка Такт 8. Кружатся Такт 9. на первый аккорд находят дружочка и берутся за руки, на второй аккорд – обнимаются. Повторить 2 раза.

ИГРА СО ШЛЯПАМИ (музыка – ирландская народная мелодия) Цель.Учить детей ориентироваться в пространстве. Развивать длительность внимания, умение выделять музыкальное предложение и менять движения со сменой музыки. Ход. Дети стоят парами, у каждого в руке палочка. Одному из партнёров надеть шляпу на палочку. На 1 часть музыки дети идут по кругу и берут шляпу палочкой по очереди. На 2 часть музыки – шляпу надевает себе на голову тот, у кого шляпа оказалась на палочке. Дети кружатся поскоками в парах. Игра повторяется 3 раза.

Игра со словом: «ЧИКИ – ЧИКИ, ЧИКАЛОЧКИ» (русская народная прибаутка) Цель. Развивать слуховое внимание, наблюдательность, речевой и ритмический слух. Учить ориентироваться в пространстве. Ход. Все дети поют, а выбранный ребёнок скачет на палочке прямым галопом по кругу. На слова «щёлк, щёлк, щёлк» останавливается и стучит палочкой по полу. Дети на эти слова выполняют щелчки пальчиками. Чики – чики, чикалочки! Едет Ксюша на палочке. Дети все в тележке Щёлкают орешки — Щёлк, щёлк, щёлк!

«ПОДАРКИ» (под музыку Р.Н.М. «Ах, вы, сени») Цель. Развивать образное мышление, слуховое и зрительное восприятие. Ход. Дети стоят в кругу, Матрёшка стоит в середине возле игрушек, которые стоят на столике. Матрёшка поёт. С окончанием песни Матрёшка берёт по очереди все игрушки и просит изобразить их. Дети изображают под музыку: куклу – выполняют «пружинку», мишку – идут, переваливаясь, зайку – прыгают, волчок — кружатся. Принесла я вам подарки,Кто захочет — тот возьмёт.Вот вам кукла в платье ярком,Мишка, зайка и волчок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Музыка вызываетэмоциональный и двигательный отклик.Характер отклика зависит от цели, содержания, образа игры, которая отличается от танца, пляски тем, что помогает детям внимательно и сознательно слушать музыку. В музыкальной игре ребенок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом узнавания, и различенияхарактера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у ребенка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию. Эмоциональноокрашивая игровые действия, музыка предъявляет детям требование проявлять волевые усилия, сосредотачиваясь на многообразиивыразительных интонаций, ритмических рисунков мелодии. Таким образом, использование в воспитании дошкольника различных музыкальных игр вноситсвою лепту в воспитание необходимых качеств для становления развивающейся личности ребёнка.

ЛИТЕРАТУРА.

Гогоберидзе А.Г. , Деркунская В.А. «Образовательная область «Музыка». Методический комплект программы «Детство». 2012г. Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Вервксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.. Раздел образовательная область «Музыка». Мозаика-синтез, 2010г. Зимина А.Н. «Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста».ВЛАДОС, 2000г. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду». Академия, 1999г. Образцова Т. Н. «Музыкальные игры для детей». Лада, 2005г. Михеева Л.А. «Музыка – детям». Музыка, 1970г.

Презентация на тему : Подвижные игры – основное средство физической культуры в развитии ребенка.

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Подвижные игры – основное средство физической культуры в развитии ребенка.

Подвижные игры, имеющие многовековую историю, всегда были очень важны при воспитании, так как способствовали максимальному развитию у детей разнообразных двигательных навыков и умений, сноровки, необходимых во всех видах деятельности.

Подвижные игры особенно необходимы малышам – они благотворно влияют на вестибулярный аппарат, развивают координацию, укрепляют сердечно-сосудистую систему, развивают у ребенка концентрацию и внимание… Это только основные плюсы, лежащие на поверхности, не говоря уже о той радости, которую получает ребенок от игры.
Подвижные игры – одно из основных средств физического воспитания детей. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные (вначале, конечно, примитивные) правила.

Образовательное и оздоровительное значение
подвижных игр.
Воспитание моральных качеств, целеустремлённости, стремлению к победе через преодоление трудностей тесно связано с выбором игр. Нужно подбирать игры, воспитывающие необходимые качества и правильное понимание жизни. Велико также значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Игры воспитывают у детей чувства солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга. Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению “взять себя в руки” после сильно возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы. Унижение человеческого достоинства, грубость, эгоизм в играх недопустимы.
Разнообразные движения и действия, обычно выполняемые на свежем воздухе, т.е. в благоприятных гигиенических условиях, оказывают на играющих оздоровительное воздействие. Они способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма ребенка. Известно, что чем разнообразнее и интенсивнее движения, тем значительнее и активнее изменения, вызываемые ими в функциях органов и систем организма. Это многостороннее влияние спортивных игр на организм ребенка весьма существенно. У занимающихся в зависимости от интенсивности игровой деятельности потребление тканями кислорода увеличивается примерно в 8-10 раз по сравнению с состоянием покоя. Занятия подвижными играми положительно сказываются на развитии зрительного, вестибулярного, мышечного и других анализаторов. Под влиянием систематических занятий играми увеличивается поле зрения играющих, их организм лучше переносит быстрые перемены в положении тела, у них развивается точность движений.

Читать еще:  Лекарства от ларингита для детей от года

Подвижные игры с детьми на разные виды движений рекомендуется проводить утром и вечером или во время прогулки, или в комнате по 2-3 раза с ребенком до 2 лет; после 2 лет 4-5 раз. Каждая игра повторяется в неделю 2-3 раза.

Для поддержания интереса у ребенка следует, со временем, усложнять игру, менять игрушки. Подвижную игру, включенную в физкультурное занятие, можно проводить и в другие дни, чтобы ребенок ее лучше усвоил.

Вот описание некоторых подвижных игр, в которых могут активно участвовать дети.

Подвижная игра для детей от 1 до 2 лет «Найди игрушку».

Поместите игрушку в одном из углов комнаты на видном месте. Увидев ее ребенок должен пойти к ней. Поместите в углу комнаты 3-4 игрушки. Затем назовите одну из них, малыш должен найти ту, которую вы назвали. Поместите одну игрушку, которую ребенок должен найти среди многих стоящих в игровом уголке. Спрячьте игрушку так, чтобы была видна только одна ее часть. Произнесите слово, называющее игрушку, и малыш должен начать двигаться. Замените игрушку и проделайте с новой игрушкой предыдущие упражнения.

Подвижная игра для детей с 2 лет «собери шарики».

Вы выбрасываете шарики разной величины из корзины и показываете, как их собирать. Ребенок начинает вкладывать их – меньший в маленькую коробку, большой – в большую коробку, а вы помогаете ему. Ребенок собирает шарики без вашей помощи, по подсказке. Ребенок называет величину (большой шарик, маленький шарик)

Подвижная игра для детей 1-2 лет «Спрячем игрушку».

Вместе с ребенком спрячьте игрушку, затем пусть он, взяв другую игрушку, идет ее искать со словами «Кукла Ляля ищет». Спрячьте игрушку, и пусть ребенок самостоятельно ищет ее. Не забывайте заменять игрушку.

Подвижная игра для детей 1-2 лет «Доползи до погремушки».

Положите погремушку на расстояние 1 метра. Попросите ребенка доползти до нее, встать с вашей помощью, поднять погремушку и погреметь ею.

Подвижная игра для детей 1,5-2 лет «Паровоз».

Вы становитесь впереди, малыш держится за вас. Вы начинаете двигаться, при этом подражая звукам паровоза (чух-чух-чух,ту!). исходные условия те же, но двигаться нужно быстрее. Затем ребенок становится впереди взрослого.

Подвижная игра для детей с 2 лет «Поезд».

Вместе с ребенком вы сидите на стульях, делаете круговые движения руками перед собой, поражаете гудку «ту! ту!», топаете ногами. По сигналу «Остановка» или «Приехали» бегаете по комнате или собираете «ягоды или «грибы».

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».

  • Физкультура

Подвижные игры – основное средство физической культуры в развитии ребенка.

Подвижные игры, имеющие многовековую историю, всегда были очень важны при воспитании, так как способствовали максимальному развитию у детей разнообразных двигательных навыков и умений, сноровки, необходимых во всех видах деятельности.

Подвижные игры особенно необходимы малышам – они благотворно влияют на вестибулярный аппарат, развивают координацию, укрепляют сердечно-сосудистую систему, развивают у ребенка концентрацию и внимание… Это только основные плюсы, лежащие на поверхности, не говоря уже о той радости, которую получает ребенок от игры.
Подвижные игры – одно из основных средств физического воспитания детей. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные (вначале, конечно, примитивные) правила.

Образовательное и оздоровительное значение
подвижных игр.

Воспитание моральных качеств, целеустремлённости, стремлению к победе через преодоление трудностей тесно связано с выбором игр. Нужно подбирать игры, воспитывающие необходимые качества и правильное понимание жизни. Велико также значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Игры воспитывают у детей чувства солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга. Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению “взять себя в руки” после сильно возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы. Унижение человеческого достоинства, грубость, эгоизм в играх недопустимы.
Разнообразные движения и действия, обычно выполняемые на свежем воздухе, т.е. в благоприятных гигиенических условиях, оказывают на играющих оздоровительное воздействие. Они способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма ребенка. Известно, что чем разнообразнее и интенсивнее движения, тем значительнее и активнее изменения, вызываемые ими в функциях органов и систем организма. Это многостороннее влияние спортивных игр на организм ребенка весьма существенно. У занимающихся в зависимости от интенсивности игровой деятельности потребление тканями кислорода увеличивается примерно в 8-10 раз по сравнению с состоянием покоя. Занятия подвижными играми положительно сказываются на развитии зрительного, вестибулярного, мышечного и других анализаторов. Под влиянием систематических занятий играми увеличивается поле зрения играющих, их организм лучше переносит быстрые перемены в положении тела, у них развивается точность движений.

Подвижные игры с детьми на разные виды движений рекомендуется проводить утром и вечером или во время прогулки, или в комнате по 2-3 раза с ребенком до 2 лет; после 2 лет 4-5 раз. Каждая игра повторяется в неделю 2-3 раза.

Для поддержания интереса у ребенка следует, со временем, усложнять игру, менять игрушки. Подвижную игру, включенную в физкультурное занятие, можно проводить и в другие дни, чтобы ребенок ее лучше усвоил.

Вот описание некоторых подвижных игр, в которых могут активно участвовать дети.

Подвижная игра для детей от 1 до 2 лет «Найди игрушку».

Поместите игрушку в одном из углов комнаты на видном месте. Увидев ее ребенок должен пойти к ней. Поместите в углу комнаты 3-4 игрушки. Затем назовите одну из них, малыш должен найти ту, которую вы назвали. Поместите одну игрушку, которую ребенок должен найти среди многих стоящих в игровом уголке. Спрячьте игрушку так, чтобы была видна только одна ее часть. Произнесите слово, называющее игрушку, и малыш должен начать двигаться. Замените игрушку и проделайте с новой игрушкой предыдущие упражнения.

Подвижная игра для детей с 2 лет «собери шарики».

Вы выбрасываете шарики разной величины из корзины и показываете, как их собирать. Ребенок начинает вкладывать их – меньший в маленькую коробку, большой – в большую коробку, а вы помогаете ему. Ребенок собирает шарики без вашей помощи, по подсказке. Ребенок называет величину (большой шарик, маленький шарик)

Подвижная игра для детей 1-2 лет «Спрячем игрушку».

Вместе с ребенком спрячьте игрушку, затем пусть он, взяв другую игрушку, идет ее искать со словами «Кукла Ляля ищет». Спрячьте игрушку, и пусть ребенок самостоятельно ищет ее. Не забывайте заменять игрушку.

Подвижная игра для детей 1-2 лет «Доползи до погремушки».

Положите погремушку на расстояние 1 метра. Попросите ребенка доползти до нее, встать с вашей помощью, поднять погремушку и погреметь ею.

Подвижная игра для детей 1,5-2 лет «Паровоз».

Читать еще:  Подготовка ребенка узи органов мочевыделения

Вы становитесь впереди, малыш держится за вас. Вы начинаете двигаться, при этом подражая звукам паровоза (чух-чух-чух,ту!). исходные условия те же, но двигаться нужно быстрее. Затем ребенок становится впереди взрослого.

Подвижная игра для детей с 2 лет «Поезд».

Вместе с ребенком вы сидите на стульях, делаете круговые движения руками перед собой, поражаете гудку «ту! ту!», топаете ногами. По сигналу «Остановка» или «Приехали» бегаете по комнате или собираете «ягоды или «грибы».

Презентация «Игровая деятельность детей дошкольного возраста» по педагогике – проект, доклад

Презентацию на тему «Игровая деятельность детей дошкольного возраста» можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Педагогика. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад — нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 30 слайд(ов).

Слайды презентации

Игровая деятельность детей дошкольного возраста

Игра – развлечение. Игра – ведущий вид деятельности. Игра – академия детской жизни. Игра – своеобразный способ отражения детьми окружающего мира. Игра – форма организации детской жизнедеятельности. Игра – социально-педагогический феномен культуры.

Игровая деятельность – ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, реализующая его потребность в социальной компетенции (мотивом игры является «быть как взрослый») и определяющая специфику социальной ситуации развития ребенка: освоение социальной позиции «Я и общество» через моделирование основных типов отношений между людьми (взрослый – ребенок, взрослый – взрослый, ребенок-ребенок, ребенок — взрослый) в игровой и воображаемой ситуации.

Игровая технология – определенная последовательность действий педагога по отбору, разработке, подготовке игр, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению итогов и результатов игровой деятельности.

Образовательная область «Социализация»

определяет следующие цели и задачи, связанные с игрой: освоение первоначальных представлений социального характера; включение детей в систему социальных отношений; развитие игровой деятельности; приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со взрослым и сверстниками.

ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в … игре … Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов; …Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную; … может фантазировать вслух, играть звуками и словами.

Значение игры в жизни дошкольников

Созданы и действуют международные организации – Международный совет по игре ребенка (ICCP), Международная ассоциация защиты права ребенка на игру (IPA). Психолого-педагогическое значение (арифметика социальных отношений, школа морали не на словах, а на деле).

Функции игры в образовательном процессе

воспитательная; развивающая; обучающая; организаторская; коррекционная; реабилититационное саморазвитие.

Место игры в образовательном процессе

Игра – форма организации жизни и деятельности детей. Игра – средство воспитания, коррекции и развития личности. Игра – средство реабилитации личности дошкольника. Игра – метод или прием обучения. Игра – способ изменения положения ребенка в обществе сверстников.

Классификация игр Л.С. Новоселовой

Классификация игр дошкольников

Творческие сюжетно-ролевые; режиссерские; строительные; театрализованные (разные виды театра и игры-драматизации).

С правилами дидактические; подвижные; подвижные дидактические; интеллектуальные (шашки, шахматы, головоломки, лабиринты); компьютерные игры; народные игры; игры-забавы.

Основные черты сюжетно-ролевой игры

собственная деятельность дошкольника; отражательность; социальность; автономность (свобода, импровизация); самостоятельность; самобытность; творчество; экспериментальность (исследовательская направленность); высокая эмоциональная насыщенность; связь с другими видами деятельности.

Специфика структуры сюжетно-ролевой игры

сюжет – цепь взаимосвязанных событий, раскрывающих общую сюжетную канву; роль – избирательная позиция ребенка; содержание – воспроизведение впечатлений, представлений; игровые действия – операционные, ролевые (отобразительные);

реальные (Коля + Света) и игровые отношения (больной + врач); игровые правила – регуляторы развития сюжета и взаимоотношений; результат – итог игры (радость, получение удовольствия, успех); мотив – причина, обуславливающая игру.

Уровни формирования взаимоотношений детей в сюжетно-ролевой игре (по А.П. Усовой)

Технология организации игр с правилами

Игра как форма (как часть организованной деятельности). Игра как форма жизнедеятельности детей (на прогулке, в утренние часы, во вторую половину дня). Позиция воспитателя: — если игра новая для детей – организатор (знакомит с правилами и содержанием игры, пробный ход, овладение детьми игрой, подведение результатов);

Позиция воспитателя: если дети играют повторно – участник (хвалит детей, актуализирует знания детей о правилах, подводит итоги); если дети хорошо освоили игру – наблюдатель, арбитр (диагностирует уровень поведения детей в игре: инициативность, самостоятельность, самоорганизация, субъектность).

Технология организации творческих игр

Основные принципы организации игровой деятельности: отсутствие авторитаризма; развития игровой динамики; педагогической поддержки; взаимосвязи игровой и неигровой деятельности; переход от простейших игр к сложным.

Основные направления педагогической поддержки: изучение успешности и трудностей детей в игре (диагностический этап); собственно развивающий этап (обогащение игрового опыта содержанием и эффективными правилами взаимодействия со сверстниками);

создание условий для задействования культурно-игровой среды (образцы способов игровой деятельности, носителями которых являются взрослые и дети, умеющие играть; игровой предметный материал).

Особенности культурно-игрового пространства: три типа игровых материалов, которые обладают двумя параметрами степенью условности и сюжетообразующей функцией: Предметы оперирования. Игрушки-персонажи (или ролевые атрибуты). Маркеры игрового пространства (макеты-модели, макеты-карты).

тематические игровые комплекты; малые архитектурные постройки на участке; стационарные палатки, зонты, шатры; предметы-заменители (волшебные сундучки); предметы реального быта (телефон, шляпы и т.д.); сюжетно-тематические кубики.

Этапы развития игровой деятельности (по Н.Я.Михайленко и Н.А.Коротковой): — начальный этап, основанный на условных предметных действиях (2-3 года); — этап ролевого поведения, основанный на обозначении и реализации условной ролевой позиции (3-5 лет); — этап сюжетосложения, основанный на воображаемых ситуациях, выстраиваемых как целостное событие.

Особенности педагогической поддержки детей младшего дошкольного возраста в игре: педагог-организатор, который использует взаимодействие с детьми через основную и дополнительную роли ; приемы: показ игровых действий, наделение предметов признаками характера, организация игр по сюжету воспитателя, сюрпризное появление игрушек, разыгрывание воображаемых ситуаций с конкретными игрушками, внесение образных игрушек.

Особенности педагогической поддержки детей среднего дошкольного возраста в игре: — педагог-партнер; прием параллельной игры, взятие на себя второстепенной роли, использование ролевых диалогов, реплик, участие воспитателя в сговоре детей на игру («Во что будете играть?», «Кто кем будет?», «Что возьмете для игры?»); игры-импровизации с игрушками и предметами; игры-фантазирование; совет, напоминания, побуждение к сопереживанию, обогащение выразительности игрового образа, внесение игровой атрибутики, привлечение детей к оборудованию игрового уголка.

Особенности педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста в игре: педагог-наблюдатель, арбитр, диспетчер; приемы расшатывания сюжета (введение неспецифических действий, реальных персонажей); совместное обсуждение с детьми тематики игр; участие воспитателя в сговоре детей на игру («Где будете играть?», «Как будете играть?»);

Особенности педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста в игре: приемы обогащения игр (рассказ воспитателя о том, как играли дети другого детского сада, использование провоцирующих ситуаций «Добрый волк», «Некрасивая принцесса», эпизодическое участие воспитателя в совместных играх с детьми, организация оценочных действий участников, постановка детей в позицию взрослого (организаторы игры), обучение сложению сюжетов, использование игровых обучающих ситуаций (ИОС).

Классификация игр социоигровой направленности (Е.Е. Шулешко, Е.П Ершовой, В.М. Букатова)

Игры для рабочего настроя. Игры-разминки (разрядки). Игры социоигрового приобщения к делу. Игры творческого самоутверждения. Игры вольные.

Игра как средство воспитание первоклассников

Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества. В игре, этой социальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни.

Читать еще:  Лекарства нервной системы детей

Каждый период жизни и развития ребёнка характеризуется определённым ведущим видом деятельности. Под ведущим видом деятельности понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются психические новообразования, характерные для данного конкретного возраста.

Для детей шести-семи лет такой деятельностью является игровая, самая для них известная и хорошо освоенная. Сущность игры как ведущего вида деятельности первоклассников заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои представления об окружающей действительности. В. А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал: «… без игры нет, не может быть полноценного развития и воспитания. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Первоклассники, придя в школу и осваивая новую для себя роль ученика, испытывают большую потребность в игре. На вопрос «Какое твоё любимое занятие?» половина первоклассников называет игру. Но с приходом ребёнка в школу, содержание и направленность игры меняется. Большое место начинают занимать игры с правилами и дидактические игры. В них ребёнок учится подчинять своё поведение правилам, т. е. управлять собой, развивает способности, которые важны для успешного обучения.

Игра – эффективное средство воспитания младших школьников. Она стимулирует возникновение у ребёнка желания стать лучше, формирует первоначальное представление о том, что хорошо и что плохо, она обладает прекрасной диагностической функцией – показывает ребёнку, что он умеет, что знает, чего боится, что ему нравится, а что – нет. Играя, младшие школьники стремятся брать на себя роли, которые привлекают их в реальной жизни: как правило, связанные с проявлением положительных качеств.

Очень важно правильно организовать и провести игру. Однако, хорошо подобрав игру, не всегда можно добиться положительного воспитательного эффекта. Многое зависит от того, как поставлен процесс обучения игре.

Процесс обучения игре должен иметь воспитывающий характер. Первым делом учитель должен довести до сознания детей содержание игры, её задачи и правила поведения. Сознательное поведение играющих позволяет совершенствовать игру, творчески обогащать её. Очень важно позаботиться, чтобы в игре максимально проявлялась самостоятельность, активность и инициатива играющих. Но для того, чтобы первоклассники играли активно и сознательно, необходимо создать у них правильное представление об игре. Учитель должен чётко и образно объяснить игру, чтобы в сознание детей возникли нужные образы и роли. Игры должны соответствовать уровню развития и силам играющих. Каждая игра должна быть трудной в такой степени, чтобы ребёнок, приложив достаточно усилий, мог преодолевать препятствия на пути к достижению цели. Доступность игры имеет большое значение для воспитания уверенности в своих силах. Непосильные игры снижают интерес детей к ней и подрывают их силы.

Выбирая игру, необходимо учитывать: возрастные особенности детей, количество участников, форму и место проведения игры.

По окончании игры учитель должен подвести итоги. Большое воспитательное значение имеет коллективный анализ игры. При этом важно оценивать не только быстроту, но и качество выполнения того или иного задания. Анализ и оценка должны касаться таких проявлений личности, как выдержка, настойчивость в достижении цели, справедливость, взаимная выручка. Тактично отмечая достижения и недостатки в игровой деятельности школьников, учитель побуждает в них стремление к совершенствованию своих физических и психических качеств, к развитию творческих способностей, красоты движений и поступков. Умелое педагогическое руководство игрой вызывает встречную активность ребёнка в самовоспитании. Самовоспитание – это сложная, целенаправленная систематическая работа над собой. Чтобы подняться до такого уровня внутренней активности, необходимо уже начиная с первого класса формировать у детей навыки саморегуляции, относительно высокое развитие волевой сферы. Именно игра позволяет каждому ребёнку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Характеризуя деятельность младшего школьника, В. А. Сухомлинский писал: «В игре нет людей серьёзнее, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают». Подражание в игре связано с воображением. Ребёнок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. Но взрослая жизнь, какой бы она ни была, отражается и в самом ребёнке, и в его игре, накладывая незаметный штрих на формирующийся характер. Элементы самовоспитания развиваются по мере установления связей между поступками и качествами человека в процессе осознания своей личности. Оценка товарищей, самооценка помогают в познании того, что хорошо, что плохо. Усвоить всё хорошее помогают ребёнку правила честной игры, которые надо соблюдать в любой игре. Правила эти таковы:

  • Играй честно.
  • Обидно, когда проигрываешь, но не злись.
  • Будь стойким, не унывай при неудачах.
  • Не злорадствуй, когда другие проигрывают.
  • Если выиграл, радуйся, но не зазнавайся.
  • Научи других тому, что умеешь сам.
  • Учись у других.

Эти правила дают возможность каждому ребёнку сравнить своё поведение с поведением товарищей и с существующей нормой. В процессе обучения и воспитания первоклассников можно использовать самые разнообразные виды игр: сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные.

Сюжетно-ролевые игры занимают значительное место в жизни младших школьников. В них дети отражают всё то, что видят и слышат вокруг себя в повседневной жизни. При этом происходит творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребёнка. Из сюжетно-ролевых игр младшим школьникам больше всего нравятся игры на производственные темы. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт и т. д.). При подготовке к таким играм учитель сообщает детям сведения о деятельности людей той или иной профессии, их производственных отношениях. Выполняя в играх роли взрослых, первоклассники стараются быть внимательными, добрыми, заботливыми. Совместная сюжетно-ролевая игра невозможна без согласования действий её участников, и здесь дети учатся договариваться, обсуждать, вносить предложения, прислушиваться к советам.

Пользуются успехом у первоклассников и игры-драматизации. В таких играх дети учатся действовать по плану, используя сюжеты сказок. В эти игры разрешается вносить и своё творчество.

Значительная роль в обучении, развитии и воспитании первоклассников отводится дидактической игре. Дидактическая игра помогает сделать плавным переход детей от игровой деятельности – к учебной. Особенно большое значение она приобретает в адаптационный период первоклассников, помогая освоить им роль ученика, установить взаимоотношения со сверстниками и учителем.

При проведении дидактической игры учитель, прежде всего, должен осознать и сформулировать цель игры, а также ответить на вопросы: какие умения и навыки освоят дети в процессе игры, какие воспитательные цели преследуются при проведении игры?

Особой популярностью у младших школьников пользуется такой вид дидактических игр, как игры-путешествия. Первоклассники с большим удовольствием отправляются путешествовать в мир любимых занятий, в город Мастеров, в Книжкину страну, в космическое путешествие и т. д. Неотъемлемую часть жизни младших школьников составляют подвижные игры. Подвижные игры являются общедоступным средством как физического, так и нравственного воспитания. Даже самые простые подвижные игры воспитывают у ребёнка чувство коллективизма, вырабатывают волю, характер, творческую инициативу, находчивость. Подвижные игры, вынуждая мыслить наиболее рационально, мгновенно реагировать на действия соперника, способствуют и умственному развитию ребёнка. В коллективных подвижных играх у младших школьников развиваются организационные навыки и настойчивость в достижении цели, ответственность перед товарищами за свои действия. Подвижные игры можно использовать на уроках физической культуры, на переменах, в группах продлённого дня.

Таким образом, значение игры в обучении, развитии и воспитании первоклассников огромно. Без игры невозможно увлечь ребёнка в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами школьной жизни.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector