Деятельность детей анализ детских работ

Деятельность детей анализ детских работ

Автор: Минина Ирина Викторовна

Организация: МДОУ ЦРР детский сад №45 «Мечта»

Населенный пункт: Московская область, г.о. Серпухов

Анализ детских является одним из важнейших компонентов занятия поизобразительной деятельности. Просмотр созданных детьми изображений имеет большое воспитательное и учебное значе­ние.

Анализ должен строиться на основе выполнения программного содержания занятия, реализации его основных идей. В ходе занятия воспитатель ставит перед детьми задачу не только точному выполнению изображения но, главным образом, проявлять самостоятельность в ходе работы.

Воспитатель использует для анализа разнообразные формы, выбор которых зависит от возраста детей, вида и типа занятия.

В соответствии с образовательной программой нашего дошкольного учреждения в младших группах проводится рисование предметное и по замыслу, начиная со средней группы, прибавляется декоративное рисование, в старшей и подготовительной к школе группах в предметное рисование вводится рисование по памяти и с натуры и дополняется сюжетное рисование. В соответствии с этим анализ детских работ в каждой возрастной группе имеет свою специфику.

В младших группах дается общая положительная оценка,которая направлена не столько на результат, сколько на усилия детей. Анализ проводит воспитатель в игровой форме, используя персонаж, который пришел на занятие. Например: кукла просит помочь ей выбирать ленточки к красному платью (желтому и т.п.), Мишка выбирает самую ровную дорожку к домику. Важно, чтобы каждый ребенок порадовался, проявил положительные эмоции и не утратил интерес к рисованию, как виду деятельности.

Дети среднего возраста проявляют все больший интерес к работам сверстников. Важно поддерживать интерес к успехам товарищей и умение видеть эстетические достоинства работ, умение рассказывать о своей работе. Вначале воспитатель дает образец оценки, а затем привлекает детей. Например, «Мне понравился домик Саши: крепкая крыша-дождик в домик не прольется, ровные стены очень красиво закрашены. Такой домик, как новый! Кто из вас увидел еще один новый домик? (анализ в том же порядке). А почему этот домик нельзя назвать новым? Что посоветуем (имя)?» Анализ закончить положительной оценкой.

Рассматривание детских работ также можно провести в игровой форме: Снегурочке предлагается найти подружку и найти сходство с ней ( кто-то из детей увидит сходство в цвете шубке, кто-то в строении фигуры и т.д.).

При оценке работ сюжетного характера (занятие по замыслу), например, по сказке «Колобок», прочитать отрывок из сказки и предложить найти его изображение среди детских работ, уточнить, чем изображение похоже на персонаж (лису, зайца, медведя), акцент делается на образность, характерность персонажа (самый смешной, веселый,) и выразительность действий (лиса подкрадывается, медведь навалился на палку).

В декоративных работах анализ проводится с использованием аналогичных приемов с небольшими вариантами:

-Предложить найти работу, похожую на образец, мотивировать выбор.

-Использовать игровое упражнение «Подбери узор к юбке» ( прикладывание к трафарету узора: в юбке каким узором можно пойти в гости? на день рождения? Убираться дома? Почему этот узор никто не выбрал? Что пожелаем автору этой работы?).

Начиная со старших групп, дети оценивают свои работы и работы товарищей в зависимости от поставленных задач, и стараются видеть положительные стороны рисунка и указывать на ошибки, формулировать добрые пожелания.

Используются различные формы анализа.

В предметном рисовании при оценке рисунков воспитатель обращает внимание детей на правильность изображения предмета: форму, цвет, величину предмета, его строение и относительную величину частей предмета, образность, расположение на листе:

— сравнительный анализ рисунков:

1-ый вариант — контрастных или одинаковых по уровню выполнения работы,

2-ой вариант — сравнение детской работы с натурой;

3-ий вариант — найди работу с ошибкой;

4-ый вариант — найти незаконченную работу;

5-ый вариант- найди самую необычную работу: что в ней необычного? чем она отличается от других; что бы ты изменил(или дорисовал) к этой работе?

1-ый вариант — к синему флажку помещают работы те дети, которые считают, что работа выполнена верно, к желтому — кто считает, что в работе что-то не удалось(если ребенок с заниженной или завышенной самооценкой неверно расположил свою работу — обосновать неверность самоанализа);

2-ой вариант- ребенок отмечает, что нравится в своей работе, что удалось изобразить, а что вызвало трудности;

— взаимоанализ (соседи по столу анализируют работы друг друга: что красивое увидели в работе товарища, что удалось изобразить, что изобразить не удалось, что пожелаешь соседу);

-выборочный анализ- ребенок проходит по своему ряду и выбирает понравившуюся работу;

— отобрать работы на выставку Деда Мороза и Снегурочки (Буратино или другое название);

— «Загадки и отгадки»- игровое упражнение: детям загадывают загадки, а отгадки они находят в своих рисунках, обосновывая выбор( темах «Любимые сказочные герои», «Что нам осень принесла», о деревьях и т.п.).

В сюжетном рисовании педагог учит обращать внимание детей на композицию, на реальную передачу относительной величины предметов, выразительность образов, умение передавать разнообразные позы, движения (динамику), отмечает проявленный художественный вкус, чувство цвета, умение действовать самостоятельно:

-составить книгу из детских иллюстраций в книжный уголок(детям предлагается выставить иллюстрации вначале к одному эпизоду сказки, выбрать лучшую по заданным критериям, затем следующий эпизод и т.д. ,работы расставляются в определенной последовательности (может быть составлено дополнительно 2-3 книги в подарок); аналогично иллюстрируются стихи, песни, рассказы;

— использование музыкальных произведений при анализе пейзажных работ: «Послушайте музыку и постарайтесь найти работу, в которой эта музыка звучит. Какой цвет использовал(имя), чтобы передать радостное (грустное, спокойное) настроение?»;

— найти работу с самым выразительным образом (плачущий заяц, хитрая лиса).

Можно использовать формы анализа, предложенные в предметном рисовании.

В декоративном рисовании педагог учит обращать внимание детей на использование элементов и их сочетание в узоре, цветовое и композиционное решение, эффективное использование фона, аккуратность в выполнении работы, схожесть с узором по мотивам народной росписи:

-« Мастерская народных умельцев»- выбрать узоры, схожие по колориту и элементам с данной росписью, рассказать,как удалось изобразить тонкие завитки, линии, колечки, точки, широкие линии, мазки, передать яркий цвет красок;

-«Магазин «Подарки» — выбрать в подарок понравившуюся работу( чем она может понравиться маме, папе, бабушке, другу), сформулировать слова благодарности автору работы.

Можно использовать формы анализа, предложенные в предметном и сюжетном рисовании.

Анализ работ по замыслу рекомендуется начинать с вопроса: « Какая работа вам понравилась?», «Что изображено?», «Что красивое ты увидел в этой работе?», а затем уже обращать внимание технику выполнения, оформление и т. д. При этом обязательно подчеркнуть разнообразие замыслов.

Анализ коллективных работ нужно начинать с общей оценки: отметить, как дети справились с работой, подчеркнуть старание отдельных ребят действовать согласованно, помогать друг другу, умение самостоятельно распределить работу и договариваться. Затем уже рассматривать отдельные интересные работы.

Во всех случаях следует обращать внимание детей на эстетические качества работы – красоту цветосочетания, приятное для глаза расположение на листе бумаги, в отдельных случаях на чистоту и аккуратность выполнения.

После высказывания детей, воспитатель подводит итог:дает общую оценку занятию, выделяя в отдельных работах то, что он считает в данный момент важным, благодарит детей за активность и творческое отношение к выполнению задания.

Читать еще:  Инспирон таблетки инструкция по применению для детей

1. И.А.Лыкова – «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.» 2011г.
2. И.А.Лыкова – «Детский сад и семья. Изобразительное творчество от колыбели до порога школы.» 2010г.
3. И.А.Лыкова – «Дидактические игры и занятия(интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников.» 2010г.
4. Г.Н.Давыдова – «Нетрадиционные техники рисования в детском саду.» Москва 2007г.
5. А.А.Фатеева – «Рисуем без кисточки.» 2004г.
6. Т.Н.Доронова – «Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре.» 1992г.
7. Г.С.Швайко – «Занятия по ИЗО в детском саду.» 2008г.
8. Казакова Т.Г. «Развивайте у дошкольников творчество» 1985г.
9. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» 1982г.

Методы руководства творческой работой детей предшкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

Дата публикации: 17.05.2016 2016-05-17

Статья просмотрена: 151 раз

Библиографическое описание:

Вишня А. С. Методы руководства творческой работой детей предшкольного возраста в процессе изобразительной деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1188-1191. — URL https://moluch.ru/archive/114/30080/ (дата обращения: 10.02.2020).

Осознание мотивов и цели, что побуждают человека к овладению изобразительной деятельностью, определению основных психических процессов и образованиям, которые в своей совокупности обеспечивают ее готовность к овладению отмеченной, деятельностью обусловливают выбор методов и приемов учебно-воспитательного процесса.

Если образовательную деятельность понимать как целеустремленный процесс, целью которого является формирование готовности дошкольника к овладению изобразительной деятельностью, то методы следует определять как систему средств организации деятельности педагога и дошкольника, направленных на формирование тех процессов и образований, которые обеспечивают эту готовность, то есть — способностей, знаний, умений и навыков.

В современной практике дошкольных заведений наиболее эффективными методами учебы детей изобразительной деятельности определялись: исследовательский метод; метод усвоения слов-понятий, которые означают эталонные свойства предметов и явлений; метод демонстрирования рациональных способов и средств выполнения предложенного задания; вправление; устная инструкция; беседа; рассказ.

Исследовательский метод направлен на формирование способностей ребенка к изобразительной деятельности, поскольку для нее создается ситуация, в которой формируются новые представления о внешних признаках предметов и явлений, или закрепляются усвоенные ранее представления в новых для нее условиях. Кроме того, ребенок овладевает логической последовательностью и средствами восприятия объектов или явлений. Суть целеустремленного поэтапного обследования объекта заключается в таком:

– восприятие общего внешнего вида объекта;

– выделение основных элементов объекта и определение их признаков (форма, цвет);

– определение пространственного положения этих элементов (сверху, снизу, слева, дело, посередине) и их пропорциональных соотнесений (больше, меньше, одинаковые);

– выделение второстепенных (деталей, которые входят в состав главных) элементов, если в этом есть необходимость, и определение их признаков (положение в пространстве, пропорционального соотношения);

– повторное общее восприятие объекта.

Овладение системами сенсорных эталонов связано с усвоением слов, которые фиксируют признаки предметов и явлений, их связки и отношение. Для того, чтобы слово усваивалось как полноценное отображение общественного опыта, средство выделения и систематизации, чувственно воспринимаемых признаков и приобретало функцию орудий для индивидуальной исследовательской деятельности ребенка, — оно должно органично включаться в формирование восприятия [2, c. 166].

Ввиду этого, перед воспитателем стоит задание определить в процессе организации обследование объекта или явления наиболее рациональное условие введения слов, которые фиксируют эталонные признаки. Метод наблюдения, как и предыдущий метод, направленный на развитие способностей ребенка к изобразительной деятельности. Он заключается в целеустремленном, систематическом восприятии внешних признаков поведения людей, зверел, птиц, характерных признаков, тех или других явлений природы и тому подобное.

Но в отличие от исследовательского метода, который, по большей части, используется для определения и фиксации внешних признаков конкретного объекта в определенном состоянии и положении в пространстве, — наблюдение направлено на определение типичных признаков определенного вида предметов или явлений с целью их обобщения.

Наблюдение должно отвечать ряду требований. Оно должно быть выборочным, то есть выходить из четко поставленной цели, определять определенные признаки предметов или явлений. Наблюдение должно быть плановым и систематизированным, то есть проводиться последовательно и на протяжении определенного времени [5,c.208].

Метод демонстрирования рациональных способов и средств выполнения предложенного задания направлен на овладение детьми специальных знаний, то есть основ изобразительного языка (рисунок, линия, цвет, композиция); многообразие красящих материалов, их изображает — выразительных возможностей; приемов работы в разных видах изображающей техники; подходов к последовательности осуществления изображающего процесса.

Поэтому он предусматривает: ознакомление детей с последовательностью выполнения предложенного задания; материалом и техническими приемами работы; выразительными средствами, Которые должны предоставить конечному результату содержательную завершенность.

В основе использование этого метода положено наследование, которое рассматривается как особенный психический процесс, который содержит в себе усвоение новых форм поведения или выполнения старых ее форм в новых, необычных условиях путем приведения собственных действий соответственно с действиями имитируемого лица.

Вместе с тем, как считает А. В. Запорожец, в наследовании оказывается кардинальное противоречие. С одной стороны, интенсивное руководство, которое дает ребенку готовое средство решения задания, лишает его от ошибок и прямо ведет к необходимому результату, чрезвычайно облегчает усвоения новых знаний и умений. Но из другого — лишь известная самостоятельность выполнения задания может обеспечить определенным образом полноценность и глубину этого усвоения [3, c.320].

Следовательно, воспитатель, ориентируясь на предыдущий опыт детей в исполнении заданий аналогичной сложности, принимает решение, в каком объеме необходимо осуществлять демонстрирование способов и средств выполнения того или другого задания [1, c.272].

Поскольку этот метод направлен на овладение детьми специальных знаний, его использования, нуждается от воспитателя в необходимой полноценной информации и высоком мастерстве выполнения способов и средств решения будущего задания.

Развитие языковой регуляции проворных функций имеет большое значение в формировании произвольных движений человека, лишь благодаря слову эти движения могут приобрести тот произвольный и сознательный характер, который качественно отличает их от так называемых произвольных движений животных. Словесная система действует как в виде указаний и требований окружающих людей, так и в виде намерений самого ребенка, сформулированных с помощью внешнего или внутреннего языка.

Ввиду этого, метод устной инструкции используется вместе с обследованием объекта и демонстрированием средств его изображения. Но в некоторых случаях, когда, сформировалось другое действие уже или воспроизводится в относительно постоянных условий, устная инструкция используется в качестве самостоятельный метод. Каждое задание, которое предлагается детям на том или другом этапе учебы, включает элементы вправления. Их направленность обусловлена необходимостью формирования и закрепления не только способностей, знаний, но и умений, навыков — координирования действий глазастая руки, развитой руки, владения средствами работы, предложенных или избранных случаях техники.

Анализ детских работ как метод в практике дошкольного заведения имеет разное значение. И в совокупности с другими методами исследования он может быть использован действие изучения особенностей психического развития ребенка. Кроме того, сравнительная характеристика детской продукции в определенной последовательности дает возможность определить качество осуществляемого образовательно-воспитательного процесса и внесения при необходимости соответствующих корректив. В образовательно-воспитательном процессе анализ детских работ используется как средство поощрения детей к изобразительной деятельности и стимулированию последующего усовершенствования достигнутых результатов.

Читать еще:  Нейролептики список препаратов для детей

Наконец, этот метод дает возможность познакомить ребенка с критериями оценивания удачно выполненного задания, необходимыми для характеристики, как собственных работ, так и работ своих одногодков.

Особенное значение имеют приемы, связанные с предоставлением ребенку помощь в исправлении допущенных ею ошибок — указание воспитателя на наличие и характер ошибок; условные обозначения, которые ориентируют ребенка на последующее их исправление: точка, штрих, отпечаток, оставленный обратной стороной карандаша или кисти, пунктирная линия и т. п., которые направлены на координирование действий ребенка относительно уточнения формы объекта. Специфика этих приемов заключается в том, что их использование нуждается от воспитателя в необходимости учета индивидуальных особенностей развития психики ребенка и приобретенного им опыта овладения изобразительной деятельностью.

Сущностная характеристика творческой работы детей предшкольного возраста в процессе изобразительной деятельности с точки зрения педагогического подхода предусматривает понимание ее как особенного вида учебной деятельности, которая содержит в себе широкие возможности приобщения детей к миру прекрасному в действительности и искусстве, развитии творческих сил и способностей, связанных с восприятием, осмыслением и творением, прекрасного в повседневной жизни и искусстве, предоставление детям педагогической помощи на основе взаимопонимания и сотрудничества в эстетическом освоении окружающего мира.

Цель организации творческой работы детей предшкольного возраста в процессе изобразительной деятельности заключается в эффективном использовании ее возможностей в актуализации, выявлении и отображении эстетического отношения дошкольников, к окружающей действительности и искусству.

Заданиями организации творческой работы в процессе изобразительной деятельности является: стимулирование эстетического отношения дошкольников к действительности и искусству, которое выражается в пробуждении интереса к прекрасному, художественно-эстетической ориентации дошкольников, формировании потребности дошкольников, в общении с прекрасным; обогащение эстетического опыта дошкольников через восприятие прекрасного, эстетическую оценку и осмысление художественно-эстетических явлений; овладение дошкольниками необходимыми умениями творческой работы в процессе изобразительной деятельности, которое характеризуется передачей художественно-эстетических чувств, воплощением художественно-эстетического воображения и созданием художественно-эстетического образа.

Выделение закономерностей детского творчества позволило подчеркнуть важность участия таких психических процессов как воображение, представление, фантазия, восприятие, мышление, в становлении творческой личности, развития, эмоционально чувственной сферы в получении знаний детьми предшкольного возраста.

Теоретический анализ предоставил возможность прийти к выводам, что эффективность организации творческой работы детей предшкольного возраста в процессе изобразительного деятельности зависит от создания определенных дидактических условий. Ими является:

– готовность педагогов к организации творческой работы дошкольников в процессе изобразительной деятельности, которое характеризуется пониманием сущности творческой работы, осознанием цели и основных заданий, определением средств ее организации;

– обеспечение содержания творческой работы дошкольников;

– поэтапное привлечение младших школьников к творческой работе на уроках изобразительного искусства, которое содержит в себе эмоционально ценностный, информационно-аналитический, интегративно-образный, исполнительско-действенный и итогово-оценочный этап;

– системное использование средств эстетического влияния естественного материала, предметной среды и разных видов искусства, на творческую работу дошкольников [4, c.344].

  1. Горская Г. И. Организация учебно-воспитательного процесса в школе. — М.: Просвещение, 1977. — 272с.
  2. Ермолаева-Томина Л. Б. Проблема развития творческих способностей детей // Вопросы психологии.—1975.- № 5.— С.166–175.
  3. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т. — М.: Педагогика, 1986. — Т.1. — 320с.
  4. Козырева А. Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. — Пенза, 1994.—344с.
  5. Лабунская Г. В. Изобразительное творчество детей. — М.: Просвещение, 1965.—208с.

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через продуктивную деятельность посредством игровых ситуаций с использованием ИКТ». Из опыта работы воспитателя ДОУ

Цель опыта работы – развитие способности детей к планомерной организации деятельности и ее целевой регуляции с использованием разных техник, посредством игровых ситуаций и совершенствования развивающей предметно- пространственной среды.

Новизна — использование новых тем и различных техник выполнения детских работ с учетом современных условий и субкультуры детей, в совместной продуктивной деятельности взрослого с детьми с использованием игровых ситуаций и ИКТ.

Для решения поставленной цели мной были определены следующие задачи:

1. Проанализировать методическую литературу.

2. Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду группы.

3. Поддерживать у детей творческие проявления, самостоятельность, побуждать использовать разнообразные техники и их сочетания, поощрять экспериментирование с разнообразными материалами.

4. Вовлечь родителей в совместную творческую деятельность, чтобы создать благоприятные условия для этой деятельности в кругу семьи.

2. Теоретическое обоснование.

Изучением процесса развития и содержания продуктивной деятельности дошкольников занимались известные психологи и педагоги. Их исследования показали, что творческие способности детей раскрываются уже в дошкольном детстве.

Л.С. Выготский утверждал, что воображение детей беднее, чем у взрослого человека, что связано с недостаточным личным опытом, который необходимо расширять. О.М. Дьяченко в своих исследованиях к основным критериям проявления творческого воображения у дошкольников относит:

1. Оригинальность выполнения детьми творческих задач.

2. Использование такого реструктурирования образов, при котором образы одних объектов применяются в качестве деталей для построения других.

Важно отметить, что в процессе продуктивной деятельности формируется познавательная активность и социальная мотивация.

3. Практическая часть

Тема опыта работы выбрана не случайно.

Наблюдая за процессом игры детей младшего возраста с различным материалом, педагог обратила внимание на особый интерес детей к продуктивным видам деятельности. Но, у детей не хватало личного опыта и знаний. Кроме этого постоянно обновляется изобразительный, конструктивный, пластический материал, преобразуются техники использования инструментов. Это дало возможность и стимул выбрать направление работы по развитию творческих способностей детей через продуктивные виды деятельности.

  • На первоначальном этапе работы была изучена методическая литература о влиянии продуктивной деятельности на развитие творческих способностей детей.
  • подобраны пособия и методические рекомендации.
  • Для выявления уровня развития детского творчества была проведена диагностика детей среднего возраста.
  • Проведено анкетирование родителей , оно показало, что не всегда в современных семьях уделяется должное внимание развитию творческого потенциала детей. Исходя из полученных данных, были подготовлены консультации и продуманы формы работы с родителями в данном направлении.
  • было разработано примерное перспективное планирование совместной продуктивной деятельности педагога с детьми с использованием игровых ситуаций и ИКТ
  • обогащена развивающая предметно пространственная среда группы. Центр творчества «Веселый тюбик» наполнен разнообразными традиционными и нетрадиционными материалами и инструментами.
  • Вместе с родителями изготовлены альбомы: «Волшебная мастерилка», дидактические игры, создана электронная копилка презентаций.
  • В ходе следующего этапа работы поддерживала у детей интерес к продуктивной деятельности Способствовала развитию художественно-творческих способностей.

3.1. Формы и модели взаимодействия с детьми

Работа с детьми проводится 2 раза в месяц во второй половине дня в совместной деятельности педагога с детьми. Чтобы привлечь внимание детей, настроить их на предстоящую работу, в центре творчества «Веселый тюбик» появляется готовая поделка, а на столах материал, необходимый для творчества.

К совместной работе привлекается не более 6-10 детей, однако, творческий процесс заразителен и непредсказуем, поэтому я предусматриваю количество мест для всех желающих. Во время работы дети свободно перемещаются по групповой комнате.

Длительность выполнения работы соответствует возрасту, но предполагает «открытый» временной конец (т.к. каждый ребенок работает в собственном темпе).

Свою деятельность осуществляю через создание игровых образовательных ситуаций: на одних — дети погружаются в мир красоты, открывают для себя красоту окружающего мира, на других – осваивают новые способы действий с материалами, экспериментируют.

Читать еще:  Артрит коленного сустава у детей лечение

Работа с детьми осуществляется в следующих формах:

  • продуктивная совместная деятельность педагога с детьми
  • самостоятельная деятельность детей
  • творческие выставки детских работ;

Модели взаимодействия с детьми:

  • объект-субъектная – создаю развивающую предметно-пространственную среду, в которой дети действуют свободно и самостоятельно;
  • субъект-субъектная – позиция равных партнеров, включенных в общую совместную деятельность.

3.2. Методы и приемы

Содержание продуктивной деятельности я строю на основе интеграции.

Для мотивации творческой деятельности использую методы и приемы

  • наглядный;
  • словесный;
  • практический;
  • репродуктивный;
  • эвристический;
  • исследовательский

включаю разнообразные игры, игровые приемы и ситуации, использую ИКТ

3.3. Структура системно-деятельностного подхода

Продуктивная совместная деятельность с детьми строится на основе системно-деятельностного подхода и имеет определенную структуру:

1. Введение в образовательную ситуацию (организация детей). Например, к детям приходит в гости девушка ненка Пуйне.

2. Создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности. Даю детям возможность действовать в хорошо знакомой ситуации, а затем создаю проблемную ситуацию (затруднение). Например, украсить одежду ненке Пуйне.

3. Проектирование решение проблемной ситуации. С помощью подводящего диалога помогаю воспитанникам самостоятельно выйти из проблемной ситуации, найти пути её решения. Например, «Где мы можем узнать какие деревья считаются редкими? Вы можете спросить у взрослых. Спросите у меня.

4. Выполнение действий — составляется новый алгоритм деятельности на основе старого и происходит возвращение в проблемную ситуацию. Например, я организую обсуждение с детьми проблемы: «Что нового мы можем сделать…? Что чем можно заменить…? Где нам это может пригодится?».

5. Проведение итогов и анализа деятельности. Что мы делали? Чему научились?

3.4. Техники продуктивной деятельности

Для активизации творческого воображения и мышления используются разнообразные техники, такие как рисование разными материалами, работа с природным и бросовым материалом, использование пищевых продуктов и т. д.

Обязательно в конце каждого мероприятия проводится с детьми анализ детских работ.

Вовлекаем родителей в активную творческую деятельность, результатами этой деятельности становятся выставки творчества детей и родителей.

Совместными усилиями созданы «Портфолио юного художника».

4. Заключение

Данный опыт работы показал, что он помогает многогранному, всестороннему творческому развитию детей, развивает их способность к планомерной организации деятельности и достижению поставленной цели. А используемые разнообразные техники и игровые ситуации позволяют постоянно аккумулировать интерес детей, раскрывают их творческий потенциал.

4.1. Результат опыта работы

1. Составлено примерное перспективное планирование совместной продуктивной деятельности педагога с детьми среднего и старшего возраста. Данное планирование отправлено на всероссийский конкурс.

2. Создана и постоянно совершенствуется РППС группы, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами, способствующая творческому развитию дошкольников.

3. Повысился уровень развития творческих способностей воспитанников. Работы детей приобрели яркость, разнообразие и оригинальность. Дети стали участниками и призерами конкурсов.

4. Родители стали активными участниками творческого процесса,. познакомились с разнообразными техниками, получили новую информацию. Стали использовать предлагаемый материал дома с детьми и представляют свои работы на творческих выставках детского сада и города.

4.2. Перспективы дальнейшей работы

В перспективе педагогической деятельности — составление и реализация перспективного планирования совместной продуктивной деятельности с детьми подготовительного к школе возраста. Используя разнообразные техники, игровые ситуации и ИКТ. А также планирую дальнейшее распространение моего опыта на педсоветах, метод. объединениях и конкурсах.

Автор: Чисник Елена Викторовна, воспитатель филиала Управление дошкольных подразделений ООО «Газпром добыча Уренгой» детский сад «Золотая рыбка» г. Новый Уренгой, ЯНАО, Россия.

Статья размещена в авторской редакции

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014

СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

Анализ календарных планов воспитательно-образовательной работы и предметно-развивающей среды по развитию продуктивной деятельности у детей средней группы в частности рисование позволил выявить следующее: данные группы работают по основной общеобразовательной программе «Радуга» Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, С.Г. Якобсон. Содержание программы соответствует Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Нами была изучена документация воспитателей ЛГ МА ДОУ «ДСОВ № 5 «Дюймовочка» (календарные планы, тетради по индивидуальным занятиям с детьми), проведены беседы с педагогами, наблюдение за непосредственно образовательной деятельностью по развитию продуктивной деятельности детей средних групп.

Анализ планов воспитательно-образовательной работы показал, что в средней группе работа по развитию продуктивной деятельности планируется в непосредственно образовательной деятельности, в ходе режимных моментов и самостоятельной деятельности детей. Учитывается интеграция с такими областями как: «Познание», «Коммуникация», «Художественная литература», «Безопасность», «Труд».

Непосредственно образовательная деятельность по продуктивным видам деятельности планируется регулярно, носит системных характер – выбор тем осуществляется строго по программному материалу. В программном содержании указаны только задачи развития технической стороны, например в рисовании: знать и называть материалы, которыми можно рисовать; изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты; правильно пользоваться карандашом, кистью и красками.

В планах отражена предварительная работа с детьми – чтение художественного произведения, ознакомления с окружающими явлениями, рассматривание рисунков и картин.

Наблюдение и анализ непосредственно образовательной деятельности по рисованию в данных группах показали следующее: использующиеся хорошо знакомые детям традиционные способы не вызывают яркого интереса, дети уже через некоторое время начинают отвлекаться и педагог обращает свои усилия на привлечение внимание детей к деятельности, которую старательно выполняют лишь некоторые из них. Таким образом, неэффективность занятия объясняется неправильным выбором форм, средств на данном возрастном этапе, поэтому и не соответствует интересам дошкольников. Весь процесс рисования, от создания замысла, до оценки результата проходит под руководством педагога.

Анализ предметной среды показал, что для развития продуктивных видов деятельности оборудован угол групповой комнаты, где располагается стол, полки с изобразительным материалом. Изобразительный материал стандартный: альбомы для рисования, кисти, краски. Использование более широкого ассортимента материалов (гуашь, акварель, мелки, карандаши, фломастеры) обогащает изобразительную деятельность. В «зоне» изобразительной деятельности находятся коробки с природным материалом и наглядные пособия, которые дети самостоятельно используют в своих работах.

Приходиться констатировать, что вопросы развития продуктивной деятельности детей не находят достаточного отражения в широкой практике в данных группах: соответствующее содержание работы обеднено, однообразно, недостаточно использованы художественные материалы.

Проведенное нами исследование предметной среды показало отсутствие в уголке по изобразительной деятельности результатов совместной детской и взрослой деятельности: готовых инструкций, альбомов для рассматривания, которые бы помогали детям в самостоятельной работе. Это приводит к тому, что дошкольники средних групп не могут самостоятельно, в свободной деятельности воспроизвести даже знакомую работу спустя некоторое время после занятия.

Таким образом, условия в ДОУ для развития продуктивной деятельности созданы, но не на достаточном уровне.

Для выявления исходного уровня развития продуктивной деятельности детей 4-5 лет была использована методика Т.С. Комаровой [1 с.115] направленная на изучение уровней развития продуктивной деятельности детей: анализ продуктов деятельности, анализ процесса деятельности.

Анализ результатов по выполнению 1 серии заданий на выявление уровня качества продукта деятельности детей 4-5 лет дает возможность сказать, что умения детей создавать продукты деятельности (рисунки детей) развиты недостаточно, суммарная оценка результатов представлена в таблице 1.

Результаты первой серии заданий (констатирующий эксперимент)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector