Головной мозг ребенка до года

УЗИ головного мозга у новорожденных и грудничков

Еще несколько лет назад УЗИ головного мозга грудничкам и новорожденным проводили строго по показаниям при наличии жалоб и неврологических нарушений. Сейчас этот метод обследования внесен в перечень обязательных скрининговых исследований для всех грудничков, но вопросов меньше у родителей не становится. Что это за обследование, что оно помогает обнаружить, какими должны быть нормы и нужно ли делать такую диагностику ребенку, не навредит ли она? На все эти вопросы мы ответим в этой статье.

Что это такое?

Ультразвуковое исследование головного мозга карапуза – хороший и информативный способ оценить, как развит мозг, его оболочки, некоторые внутренние структуры и прилегающие к ним ткани, оценить скорость и особенности кровотока. Это исследование называется нейросонографическим. Нейросонография помогает установить определенные аномалии в строении мозга, патологии как врожденные, так и приобретенные в первые дни и месяцы жизни.

Процедуру стараются проводить по показаниям в роддоме, без показания – всем детям в 1 месяц во время комплексного ультразвукового обследования в рамках первого медицинского осмотра грудничка. Если по каким-то причинам ребенок не проходит осмотра в месяц, ему рекомендуется сделать нейросонографию в 2-3 месяца.

Пройти обследование можно до года, максимум полутора лет. После этого возраста подвижные и мягкие «роднички» на головке малыша закрываются и отвердевают, а именно они дают врачу возможность заглянуть в содержимое черепной коробки. Когда роднички закрываются, назначаются другие методы исследования мозга, если это требуется – ЭЭГ, КТ, МРТ и т. д.

Суть метода заключается в проникновении высокочастотных ультразвуковых волн через ткани и жидкостные среды и их способность отражаться и поступать обратно на датчик. От различных тканей волны отражаются с разной интенсивностью, в результате и формируется изображение на мониторе УЗ-сканирующего оборудования. По методу исследование ничем не отличается от обычного УЗИ.

Безопасно ли?

УЗ-исследование мозга малыша считается совершенно безопасным видом диагностики. Она безболезненна, проходит быстро, дает довольно полную информацию о мозговых структурах. Утверждения противников нейросонографии основаны на недостаточной изученности воздействия ультразвуковых волн на новорожденного. Медицина действительно не располагает достаточной статистикой о возможных последствиях УЗИ для детей и взрослых в далеком будущем, ведь метод начали применять всего чуть более двух десятилетий тому назад. Но и данных о негативном воздействии тоже нет.

Судите сами – беременная в процессе вынашивания малыша делает УЗИ как минимум 2-3 раза. В момент пренатального ультразвукового исследования врач тоже оценивает мозговые структуры плода, насколько визуализация позволяет это сделать. Нужно ли говорить, что возможности обнаружить патологию шире не в пренатальном периоде, когда от датчика-сканера мозг плода отделяют воды, брюшная стенка матери, а после рождения, когда мозг малыша от датчика отделяет только кожный покров.

Нейросонографию решением Минздрава неслучайно включили в комплексное скрининговое исследование всем малышам. Дело в том, что количество выявленных патологий мозга растет, а довольно часто выявить их удается только в более позднем возрасте. Чем раньше обнаруживается аномалия, тем больше шансов оказать ребенку необходимую помощь, лечение, коррекцию.

МРТ и КТ, которые проводятся с применением наркоза для малышей, поскольку требуют долгого нахождения в неподвижности, вредны в большей степени, чем УЗИ, а их придется делать, если патологию обнаружат уже после того, как родничок на голове малыша закроется.

Нейросонографическое исследование, как уже говорилось, сегодня рекомендуется всем. Родители могут отказаться от диагностики, ведь приказ Минздрава носит рекомендательный характер. Но прежде чем отказываться, стоит хорошо подумать, а не относится ли именно ваш малыш к группе риска по развитию мозговых патологий.

НСГ особенно показано недоношенным детям. Если ребенок родился раньше срока, ему требуется не только однократное обследование, но и УЗИ головного мозга в динамике – очень важно знать, как развивается главный орган центральной нервной системы крохи. Также проведение ультразвукового сканирования головы рекомендовано детям, появившимся на свет благодаря слаженной работе хирургической бригады, сделавшей маме кесарево сечение.

Помимо этого, рекомендуется обследование детям, которые появились на свет после тяжелой беременности, сопровождавшейся гипоксией плода, угрозой прерывания, проблемами с маточно-плацентарным кровотоком. Другие показания для нейросонографии таковы:

  • малый вес при рождении (если кроха появился с весом менее 2,7 килограмма);
  • если ребенок при рождении получил 7/7 по Апгар, а также ниже этих значений;
  • необычное поведение новорожденного и грудничка (малыш вяло сосет, часто и обильно срыгивает, много и долго плачет, беспокойно спит, часто пробуждается, выражено дрожание конечностей, подбородка, косоглазие);
  • нарушения слуховой и зрительной функции;
  • наличие внешних пороков развития – дополнительные пальчики на руках или ногах, несимметричные ушки, отсутствие частей тела;
  • низкий уровень кровяного артериального давления у ребенка, случаи потери сознания;
  • судороги у ребенка;
  • падения, травмы, при которых происходили удары головой или резкие запрокидывания головки;
  • родовая травма.

Нейросонографию назначают перед операцией на сердце и сосудах, перед хирургическим вмешательством на головном мозге. После перенесенной тяжелой вирусной инфекции грудному ребенку также рекомендуется сделать НСГ, чтобы исключить воспалительные процессы в оболочках и структурах головного мозга, таких как менингит, энцефалит, менингоэнцефалит.

НСГ показывает опухоли, кисты, признаки перенесенной гипоксии, если ребенок испытывал ее в период внутриутробного развития или в процессе родов.

Малыш, которые вовремя не закричал в родзале, который появился на свет в результате затяжных или быстрых родов, с наличием резус-конфликта, обязательно должен быть обследован методов НСГ.

УЗИ головного мозга ребенку до года может потребоваться и для того, чтобы подтвердить или исключить гидроцефалию, целый ряд неврологических нарушений, а также убедиться в эффективности или отсутствии эффекта от назначенного лечения.

Несмотря на все преимущества и достоинства метода обследования, стопроцентным его считать нельзя, как и любое ультразвуковое исследование. Диагноз не устанавливается только на основании нейросонографического заключения. Если заподозрена определенная патология, то ребенку назначается дополнительное исследование другими методами, например, МРТ или КТ.

Как проводится?

Нейросонография у новорожденных и грудных детей проводится вполне традиционным методом УЗИ. Ребенка располагают на кушетке либо на руках у мамы, если он не спит и проявляет признаки беспокойства. Датчиком исследуются структуры головного мозга, результат обследования оформляется в виде протокола УЗИ (протокола нейросонографического обследования).

Исследование длится не более 7-10 минут. Оптимально, если малыш будет в это время спать, но если даже карапуз будет бодрствовать, обследование ему все равно проведут – активность крохи на результатах диагностики не сказывается.

Дополнительно может быть проведено исследование кровотока, в этом случае врачу понадобится осмотреть головку малыша и шею при помощи датчика с допплером. Для грудничка НСГ с допплером также является безвредным и безболезненным методом диагностики.

Подготовка

Какой-либо отдельной подготовки не требуется. Не нужно ограничивать малыша в приеме пищи, наоборот, лучше покормить его перед обследованием, чтобы он был спокойнее.

Если ребенку назначены какие-то препараты, об этом обязательно нужно сообщить врачу. Если есть возможность, малышу отменяют препараты- спазмолитики до прохождения исследования за пару дней, чтобы исключить воздействие этих лекарств на сосуды. Если возможности отменить назначенное лекарство нет, врач просто учитывает, какой препарат и в какой дозировке принимает ребенок. Обязательно сообщите об этом специалисту.

Результаты и нормы

Все, что показывает нейросонографическое исследование, подробным образом изложено в заключении. Расшифровка этого заключения – задача специалистов. Норма значений представлена в таблице, которой пользуются все детские неврологи.

Если говорить о норме в общих чертах, то у здорового ребенка все отделы головного мозга хорошо визуализируются, борозды и извилины просматриваются, оба полушария симметричны. Но если у ребенка обнаружили жидкость в межполушарном пространстве или говорят о наличии кисты, это еще вовсе не означает, что у малыша есть серьезные отклонения. Некоторые «находки» нейросонографии являются вполне естественными, например, для недоношенных детей или малышей, которые испытали в процессе родов острую гипоксию.

На числовые значения, указанные в заключении, особого внимания можно не обращать, если в нем указывается, что ребенок здоров. В ходе диагностики смотрят и измеряют каждый из участков мозга, но отдельное превышение или уменьшение размера от нормы еще не говорит ни о чем. Только совокупность факторов, которую оценивает специалист, может говорить о признаках гипоксии, ангиопатии, гидроцефалии или других патологиях.

Мнение доктора Комаровского

Известный педиатр Евгений Комаровский полностью поддерживает решение Минздрава сделать нейросонографию повсеместной и всеобщей. Ее несомненный плюс, по мнению Евгения Олеговича, заключается в возможности как можно раньше выявлять врожденные патологии головного мозга детей. Но не менее существенный минус широкой распространенности НСГ, говорит Комаровский, заключается в том, что УЗИ делает один доктор, а лечение проводит совсем другой. Таким образом, зачастую диагноз ребенку ставится только на основании УЗИ, без сопоставления с реальными симптомами.

Читать еще:  Опухоли головного мозга у детей

Опять же, имеет место гипердиагностика. Мозг новорожденного отличается от мозга взрослого, а потому определенные расширения, эхогенность и другие страшные слова и признаки обнаруживаются у 100% детей, что дает врачам возможность назначить длинный список препаратов, не имеющих никаких особых действий, но имеющих высокую цену. О том, что псевдокисты и ряд других «находок» благополучно проходят к году и сами, родителям, естественно, не сообщают.

Нужно ли делать это обследование? Евгений Комаровский уверен, что обязательно нужно. Исключить истинную аномалию нужно как можно раньше.

По отзывам мам, врачи редко объясняют необходимость такого вида УЗИ для ребенка, а потому получение направления на нейросонографию у родителей казалось бы совершенно здорового малыша вызывает массу вопросов и домыслов. На форумах они могут прочитать другие отзывы, о том, что такое УЗИ чрезвычайно вредно, опасно и бесполезно.

Делать или нет – решают только сами родители. Если есть желание отказаться, обязательно прочтите о последствиях запущенных мозговых патологий. Они могут быть довольно малоприятными и губительными.

О том, нужно ли проводить УЗИ головного мозга детям первого года жизни, смотрите в следующем видео.

УЗИ головного мозга у новорожденных и грудничков

УЗИ головного мозга у грудничка является самым распространенным способом обследования отделов ЦНС, их кровеносных сосудов и окружающих тканей. Благодаря быстроте, высокой точности и безболезненности процедуры проведения этот метод позволяет в кратчайшие сроки диагностировать серьезные патологии органа еще на ранней стадии развития, что крайне важно в этом возрасте, так как от того на сколько быстро будет поставлен окончательный диагноз часто зависит жизнь маленького пациента.

Показания для проведения исследования новорожденным

Диагностическая процедура обследования структур ЦНС у грудничка при помощи УЗИ аппаратуры называется нейросонографией. Она выполняется через открытый большой родничок и показывает физиологическое состояние нервной ткани новорожденного на текущий момент.

Прохождение планового УЗИ мозга назначается всем детям в возрасте 1 месяца, для выявления скрытых аномалий развития этого органа.

Однако существует ряд случаев, когда УЗИ головного мозга делается новорожденному для оценки состояния мозговых структур в первые часы жизни. К ним относятся следующие ситуации:

  • тяжелое течение беременности;
  • стремительные или затяжные роды;
  • множественные патологии развития внутренних органов у новорожденного;
  • длительный безводный период;
  • если проводилась экстракция плода при помощи вакуума;
  • если новорожденный родился раньше или позже установленных сроков;
  • малый вес при рождении (менее 2800 г);
  • низкие показатели общего состояния, то есть ниже 7/7 по шкале Апгар;
  • внешние аномалии развития;
  • выпуклый родничок;
  • отсутствие крика в первые минуты жизни после рождения;
  • получение родовых травм различной сложности;
  • наличие судорожного синдрома у матери;
  • несовместимость по резус-фактору крови матери и новорожденного;
  • внутриутробное инфицирование плода.

Повторное УЗИ мозгового вещества проводится обязательно в 1 месяц, если у новорожденного имеются следующие патологии:

  • неровная черепная коробка;
  • расстройство тонуса мышц, которое выражается в кривошее, параличе и косоглазии;
  • обильные и неоднократные срыгивания после приема пищи;
  • если новорожденный был рожден при помощи кесарева сечения.

Также при помощи УЗИ структур головного мозга у грудничка отслеживается эффективность назначенного лечения после травм головы, инфекций и неврологических болезней.

Вредно ли УЗИ головного мозга детям до года

Нередко родителей волнует вопрос о том, насколько вредно проходить УЗИ головного мозга маленьким детям. Однако, им не нужно переживать — нейросонография представляет собой абсолютно безболезненную процедуру, во время которой оценивается состояние нервной ткани посредством воздействия на обследуемый участок ультразвуковыми волнами определенной частоты. Она проводится не инвазивно, в режиме реального времени и без применения наркоза. Кроме этого УЗИ не требует специальной подготовки и может осуществляться многократно за короткий период времени.

Преимущество применения УЗИ мозга перед другими способами обследования очевидно даже для человека, несведущего в медицине: во-первых, оно не требует больших денежных затрат для обследования внутреннего состояния этого органа новорожденного и доступно бесплатно при наличии направления от специалиста по полису ОМС. Во-вторых, оно не требует особой подготовки и введения лекарственных препаратов накануне.

Одним из достоинств УЗИ головного мозга у детей до года является моментальное получение результатов обследования, при этом расшифрованные данные содержат всю информацию необходимую для постановки точного диагноза и назначения соответствующего лечения.

Однако, несмотря на все преимущества, современная УЗИ аппаратура не позволяет в полной мере оценить внутренне состояние мозговых тканей, поэтому при обнаружении серьезного заболевания грудничка могут направить на дополнительное обследование.

Как делают УЗИ мозга новорожденным

Сразу после рождения кости черепа новорожденного соединены подвижно, а швы между ними отсутствуют. При этом на участках соединения основных костей можно выделить 6 родничков или не окостеневших участков свода черепа заполненных плотной и достаточно гибкой соединительной ткани.

Все они зарастают в течение первого года жизни, при этом самым последним закрывается большой родничок, представляющий интерес с исследовательской точки зрения. В силу этого исследование мозга с помощью УЗИ аппаратуры проводят до тех пор, пока он не окостенел.

Во время проведения УЗИ новорожденный может дремать или бодрствовать, так как любое из этих состояний не препятствует получению достоверных показателей. Однако, если перед специалистом стоит задача исследовать сосуды, то новорожденного не рекомендуется кормить за 1-1,5 часа до мероприятия.

Процедура УЗИ мозга ничем не отличается от проведения УЗИ любого другого органа: специалист наносит гель высокой вязкости на обследуемый участок головы ребенка, в роли которого обычно выступает большой или передний родничок. Затем прислоняет к нему датчик — на экран оборудования выводится черно-белое изображение, по которому определяется состояние отделов мозга. Далее делаются замеры внутренних структур: полушарий, желудочков, подпаутинного пространства и т.д. При необходимости, если не заросли другие роднички, то манипуляции повторяются.

Полученные таким образом данные тщательно записываются на специальном бланке, для дальнейшей расшифровки. При наличии патологий, специалист также может выделить один кадр и распечатать его на специальной бумаге. Это делается для того, чтобы лечащий врач в дальнейшем смог лично изучить выявленную патологию.

Как уже говорилось ранее, процедура УЗИ не имеет ограничений, поэтому, если есть необходимость, его делают всем детям без исключения, в том числе недоношенным, что значительно облегчает диагностику заболевания мозга.

Нормы и параметры

Расшифровкой данных занимается врач-диагност, поэтому родителям нет смысла пытаться понять, что написано в выданном диагностическом листе.

Состояние структур оценивается специалистом исходя из физиологического состояния новорожденного на момент обследования: срока рождения, веса, возраста и условий при которых родился малыш (кесарево сечение или естественные роды). Из этого следует, что для каждой категории младенцев существуют определенные нормы развития мозга, по которым определяется его неврологическое здоровье.

Во время проведения УЗИ оцениваются следующие показатели:

  1. состояние основных отделов;
  2. симметричность ствола;
  3. рельефность коры;
  4. однородность тканей желудочков;
  5. эхогенность базальных ядер;
  6. гиперэхогенность хороидного сплетения.

Результаты УЗИ головного мозга новорожденного норма: отделы симметричны и гомогенны по своему составу, борозды и извилины коры имеют четкий рисунок, межполушарная щель не больше 3 мм, нет уплотнений, кист и новообразований, оболочки не трансформированы.

Для удобства интерпретации все нормы сведены в специальную таблицу показателей УЗИ головного мозга от 0 до 3 месяцев:

Развитие мозга ребенка: умнеем и развиваемся не по дням, а по часам

Мозг человека переживает самые крупные трансформации в первые годы жизни. Именно в младенчестве закладывается интеллект и способности, «ум и чувства». Родителям нужно постараться, чтобы мозг малыша развивался интенсивно и гармонично. Что нужно предпринять, какие есть методики? Знаете ли вы, что развитие мозга ребенка начинается еще в утробе и в первый год жизни приобретает просто лавинообразный характер? Попробуем проследить весь процесс с рождения и узнать, какие коррективы в него могут внести родители при помощи новейших методик.

Ум и тело должны развиваться в гармонии

Нередко случается так, что мамы малышей в возрасте более года-двух замечают явные отклонения в поведении и спешат к неврологу за помощью. Явные признаки нарушения работы ЦНС поддаются коррекции в большинстве случаев, но стоило бы обратить на проблемы гораздо раньше. Многие мамы остаются в плену стереотипов: считается, что младенец до года – просто несмышленыш, гораздо большее внимание уделяется родителями борьбе с неполадками в пищеварении, аллергией, простудами и прочим проблемам с физическим здоровьем, оставляя за рамками отклонения в психоэмоциональном развитии. Не отрицая важности развития телесного, нельзя упускать драгоценные дни интенсивного формирования интеллекта!

Читать еще:  Артрит коленного сустава у детей лечение

Процессы развития мозга, о которых можно судить только по результату

Вот несколько очень убедительных фактов о развитии мозга в первые дни и месяцы жизни человека:

  • К концу первого года мозг младенца увеличивается в два раза в размере и достигает веса 1 кг – почти половины от веса мозга взрослого человека.
  • За одну секунду в мозгу младенца формируется около 700 синапсов. Это нейронная связь, формирующаяся в процессе знакомства маленького человека с окружающим миром, получение любого опыта. Миллиарды нейронов мозга грудничка исключительно активны в первый год жизни, особенно в секторах мозга, ответственных за физическое развитие, восприятие цвета, за эмоции, речевые функции, обоняние.
  • Груднички очень эмоциональны, с помощью эмоций они высказывают свое отношение к окружающим событиям. За проявление эмоций отвечает миндалевидная железа, а вот лобные доли, отвечающие за интеллект, развиваются неторопливо, по мере того как дитя «умнеет».

Как научиться контролировать развитие мозга у детей, обеспечить раскрытие способностей с возрастом, рост IQ до рекордных величин?

Рост и развитие головного мозга ребенка

Если взять весь период формирования мозга ребенка, то его основная часть (до 70%) приходится на период внутриутробного развития. На первый год – 15%, еще 15% — на период от года до 6-7 лет. К 6-7 годам структура мозга почти полностью сформирована и мало отличается от таковой у взрослого человека. Именно это послужило причиной установления оптимального возрастного порога для начала обучения в школе: мозг уже готов усваивать усложняющуюся с каждым годом информацию, формировать логические связи.

От зачатия до родов

С точки зрения анатомии и морфологии головной мозг ребенка закладывается буквально в первые недели развития плода, а к третьей неделе беременности уже можно рассмотреть деление мозга на три части.

От рождения до года

С появлением томографии ученые выяснили, что микроструктура мозга ребенка начинает формироваться сразу после рождения. У младенца после рождения уже имеются сотни миллиардов нейронов – нервных клеток, но связи между ними первичны и не структурированы. Именно в процессе взаимодействия с внешней средой между нейронами создаются устойчивые связи, формируется своего рода «сеть» или «паутина», создается древовидная структура нейронов, идет развитие полушарий мозга у детей.

Стоит погреметь младенцу погремушкой, как у него тут же образуются устойчивые связи, характеризующие образ, форму, цвет и звуки, издающиеся этим предметом, характеризующие его движение и взаимосвязь с рукой матери и с самой матерью. Пример прост, но именно так это и работает, от простого к сложному. Недаром вполне конкретный младенец может выучить любой язык на планете!

Структура сети нейронов ежеминутно и ежедневно усложняется, кора головного мозга грудничка утолщается (толщина ее является критерием интеллекта человека). Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка тесно взаимосвязаны: идет формирование структуры мозжечка и вестибулярного аппарата, устанавливаются связи между мозжечком и лобным участком коры головного мозга, отвечающей за мышление.

Происходит развитие обоих полушарий головного мозга, но не всегда равномерно. Ученые считают, что определенная асимметрия – скорее норма, чем исключение. У девочек левое развивается более интенсивно, у мальчиков – наоборот, а гениальные люди в большинстве случаев отличаются более развитым правым полушарием.

От года до трёх лет и далее

К трехлетнему возрасту объем головного мозга достигает 80% от мозга взрослого. Растет интеллект, развивается способность к мышлению, речевые функции, формируются устойчивые социальные связи. После трёх лет темпы развития мозга начинаются постепенно снижаться, к 10 годам уже поздно что-либо исправлять.

Джон Медина о правилах развития мозга вашего ребенка

Популярную книжку американского автора можно купить или скачать в интернете. В своей работе исследователь утверждает, что «все дети разные и все родители разные, поэтому советов на все случаи жизни не существует». Беря за основу индивидуальность как младенцев, так и их родителей, Медина призывает проводить вместе как можно больше времени и превратить это время в увлекательный процесс познания младенца, его потребностей, его уже формирующегося характера.

В своей книге ученый уделяет огромное внимание методам и приемам формирования мозга и мышления у детей раннего возраста, предостерегает от типичных ошибок неопытных родителей.

Ранее развитие: насколько это хорошо и что нужно делать?

Идеи раннего развития отнюдь не новы, им уже не одна сотня лет. Считается, что еще во время беременности не только будущая мать, но и ребенок во чреве получает несомненную пользу от походов на концерты классической или просто приятной, позитивной музыки, мама должна получать как можно больше положительных эмоций. После рождения адепты идей раннего развития стараются говорить с младенцем так же много и на серьезные темы, как со взрослыми, иногда на нескольких языках, включают ему Моцарта и все то, что сами любят слушать. Считается, что это стимулирует развитие мозга ребенка «с пеленок».

Кстати, Джон Медина весьма скептически относится к «музыке для живота», лекций по квантовой физике и демонстрации младенцу продвинутых развивающих видео на экране размером с полстены. Он настаивает на тезисе «всему свое время» и апеллирует к здравому смыслу и чувству меры. Медина говорит, что коробка с цветными мелками, увлеченный веселый родитель и пара часов сделают для развития мозга младенца гораздо больше, причем эффект будет намного прочней закреплен. Как на этом видео:

Сегодня продвинутыми маркетологами создана и успешно культивируется настоящая мода на ранее развитие: в любом магазине для детей предлагаются хитроумные игрушки и приспособления, коврики, даже гаджеты. Очень популярны всевозможные развивающие курсы и тренинги для мам с младенцами. Грудничка буквально перегружают информацией, которая ему в этом возрасте особо и не нужна. Специалисты утверждают, что вполне достаточно давно проверенных карточек и простых мячиков да кубиков, динамической гимнастики. Старайтесь общаться много и часто, чтобы стимулировать развитие речевых функций.

Лучший совет мамам и папам: читайте грудничку сказки: десятки поколений наших предков не могли ошибаться!

Интересная методика Макото Шичида

Профессор из Японии убежден, что усилия нужно направить на развитие правого полушария младенца, ведь известно, что правое полушарие отвечает за творчество и креативность, образность мышления. Ребенок с хорошо развитым правым полушарием учиться запоминать большое количество информации, у него усиливаются способности к изучению иностранных языков.

Метод японского ученого базируется на следующих утверждениях (иногда – спорных):

  • Все дети изначально гениальны, то есть наделены неограниченным потенциалом для умственного развития.
  • Только постоянные и системные занятия с младенцем принесут желаемый результат.
  • Многократное повторение с целью запоминания – не очень хороший метод, так как способствует развитию левого полушария, а не правого.
  • Для правильного развития мозга необходимо одновременное стимулирование всех пяти чувств.

Говорят дети!
—Дочка, в кого ты такая злопамятная?
— Не знаю, мама, но папа у нас добрый!

Для занятий используют специальные карточки, побуждают ребенка воображать и фантазировать, есть специальные игры. Найти методику просто: в интернете есть довольно много информации. Возможно, формирование визуальной памяти первостепенно важно для детишек Японии или Китая: ведь эта способность критически важна для освоения иероглифической письменности. В других же языках, как и в русском, больше внутренней логики и грамматики, чем визуальных образов. Тем не менее, методика интересная!

5 социальных факторов, плохо влияющих на развитие мозга у детей

Насколько велико влияние среды на развитие мозга ребенка? Хотя подобное исследование выполнено учеными их Гарварда, оно достаточно универсально и вполне применимо к нашим российским реалиям. Вот 5 факторов, тормозящих развитие мозга:

  1. Бедность семьи, невозможность обеспечить себя вещами первой необходимости, некачественное питание.
  2. Родители малообразованы, их интересы и социальные потребности примитивны. В основном касается матери, которая проводит с младенцем намного больше времени, чем отец.
  3. Неполная семья.
  4. Родитель или даже оба страдают психическими расстройствами.
  5. К ребенку взрослые члены семьи относятся равнодушно, коммуникация сведена к «чтобы не мешал», с детьми мало играют и мало разговаривают. В неблагополучных семьях эмоциональная обстановка зачастую очень стрессовая.
Читать еще:  Лезут клыки у ребенка понос

Любой из этих факторов плох сам по себе, а сочетание нескольких создает кумулятивный эффект. Результат – задержка развития мозга ребенка с необратимыми последствиями, бедный словарный запас, эмпатичность, неумение выражать свои мысли, общее отставание в психическом развитии.

6 простых полезных советов будущим родителям

  1. Планируйте беременность: ребенок должен быть желанным и любимым, ему должны быть созданы благоприятные условия для полноценной жизни.
  2. Учитесь и узнавайте новое о возрастных особенностях развития вашего младенца, старайтесь настойчиво применять познания на практике.
  3. Маме в период беременности и вскармливания грудью требуется полноценное и сбалансированное питание, богатое витаминами для развития и полиненасыщенными жирными кислотами, макро- и микроэлементами. Зависимость между качеством материнского молока и процессом формирования мозга у грудничка давно установлена.
  4. Стресс, страх и неуверенность – злейшие враги, которые мешают грудничку анализировать окружающую обстановку и распознавать правильный ответ на свои действия.
  5. Постарайтесь принимать все детские чувства и эмоции, даже если они вам не нравятся, уделять коммуникациям, играм с ребенком максимум времени.
  6. Движение – мощный стимулятор развития межполушарных связей: как ни странно, физическая активность очень способствует обучению и развитию мыслительных способностей в ранний период жизни. Разработана даже «мозговая гимнастика», но она более подходит для малышей после 2-3 лет.

Задержка развития головного мозга у грудничка зачастую лежит на совести нерадивых родителей, готовых списать результат своей лени на «плохую наследственность» и утверждающих, что «в школе научат». Не нужно ставить своей целью вырастить вундеркинда и гения, нужно просто добросовестно выполнять свой родительский долг, создавать для младенца оптимальную развивающую и стимулирующую среду, и у вас всё обязательно получиться.

Полезное видео для мамочек, из которого вы узнаете поразительные вещи!

Рост и развитие головного мозга ребенка

Развитие мозга ребенка подтверждают сопутствующие его росту физиологические изменения. Когда ребенку исполняется 5 лет, его головной мозг по размерам уже максимально приближается к параметрам головного мозга взрослого человека. По ходу его развития ребенок осваивает новые навыки, совершенствует речь и моторную деятельность.

Развитие мозга на физиологическом уровне

Нейроны — сотни миллиардов клеток, лежащие в основе нервной системы – начинают развиваться еще на этапе формирования эмбриона, и к моменту появления на свет малыша процесс доходит до определенной степени зрелости. Рост глиальных клеток, ответственных за качество передачи нервных импульсов и изолирующих нейроны, продолжается до конца второго года жизни ребенка.

Наиболее интенсивными рост и развитие головного мозга считаются в период от рождения и до двух лет. Именно в это время глиальные клетки увеличиваются в количестве, нейроны — в размерах, а синапсы (межнейронные зоны контакта) становятся более сложными. Эти изменения протекают, пусть уже и не с такой скоростью, в течение всего дошкольного возраста ребенка.

В период активного развития мозг отличается особой пластичностью и гибкостью, поэтому в случае получения травмы дети быстро восстанавливаются без особых последствий для организма. Чем старше ребенок, тем сложнее ему будет восстановиться после серьезной травмы головного мозга.

Что говорят ученые?

По результатам исследований в области развития мозга детей ученые пришли к выводу о том, что работа мозга имеет прямую связь с движением тела – то есть движение стимулирует процесс развития мозга. Именно поэтому маленькие дети в первые же дни после рождения совершают ряд специфических движений.

Специалисты уверены, что совершаемые ребенком движения можно привести к единой системе, способствующей стимуляции детского головного мозга, а впоследствии и взрослого – вплоть до 80 лет! Целенаправленные действия являются отличным подспорьем для мозга и нервной системы в отношении оптимальной производительности в разных областях:

  • межличностной;
  • интеллектуальной;
  • спортивной;
  • креативной и пр.

Ниже рассмотрим несколько методик, активно используемых сегодня для развития головного мозга в детском возрасте.

Система Brain Gym: как работает?

Brain Gym — это одна из методик, разработанных для тренировки мозга путем целенаправленной физической деятельности. Тренировки активируют ряд когнитивных функций, позволяют улучшить память, способствуют развитию речи и концентрации внимания, повышают способности в области чтения, письма и пр.

Методика может быть использована в нескольких направлениях и областях:

  1. В учебном процессе для стимуляции процесса развития детского внимания и слуха.
  2. В раннем дошкольном возрасте для ускорения развития ключевых функций, таких как моторика, которая ляжет в основу обучения в дальнейшем.

Именно развитие моторики движений будет способствовать улучшению внимания, речи, повышению самооценки ребенка.

Методика была признана в десятках стран мира, включена в список программ «Успешные инновации обучения». Применение ее на практике помогает развивать детей независимо от того, сколько им лет. Малыши учатся концентрировать внимание, поэтому становятся более внимательными, лучше и быстрее усваивают информацию.

Методика Макото Шихида: принципы

Еще один вариант программы — это методика профессора Макото Шихида о целенаправленном развитии в детском возрасте правого полушария мозга. Ученый активно работает над исследованием программ обучения и развития дошкольников уже более 60 лет. Он утверждает, что каждый ребенок, появившийся на свет, гениален. Профессор уверен, что методика по стимуляции раннего развития правого полушария головного мозга с утробы матери и до зрелости будет иметь стопроцентный результат.

Методика строится на следующих принципах.

  1. Левое полушарие мозга по функциональным возможностям существенно отличается от правого. Оно справится с фиксацией целостного образа предмета в памяти с первого взгляда.
  2. За творчество и вдохновение также отвечает исключительно правое полушарие.
  3. Правое полушарие отвечает за процесс визуализации изображений с физической их реализацией. Пример — успешные и состоявшиеся люди, ярко демонстрирующие именно эту способность мозга.

Чем активнее развивается левое полушарие мозга, тем сложнее будет работать над развитием функционала правого полушария. Если ребенок с детства получает огромный объем информации и его мозг просто забит знаниями, то работать над развитием правого полушария в дальнейшем будет практически невозможно. Профессор убежден, что главное — это не знания и не полученное образование, а развитие способностей детей к усвоению информации. Именно это он считает главной целью методики.

Возможности правого полушария.

  1. Правое полушарие имеет пять чувств, как и левое, у которого это вкус, зрение, запах, осязание и слух. У правого полушария 5 чувств — это его возможности. Если дать им волю, то ребенок сможет видеть образы в виде кинофильмов.
  2. Память фотографического типа.
  3. Умение делать психические расчеты сложного типа.
  4. Способность преобразовывать изображения в символы, цифры или слова и наоборот.
  5. Склонность к обучению иностранным языкам.
  6. Вдохновение и творческая деятельность.
  7. Фотографическое скорочтение.
  8. Получение информации на уровне интуиции и ее использование по назначению.

Детский головной мозг, подобно губке, может впитывать множество информации. Несколько дней может понадобиться ребенку для того, чтобы освоить новые навыки, на которые у взрослого ушли бы месяцы. Эту способность мозга можно использовать и взрослым, стимулируя его развитие.

Простые упражнения для стимуляции развития мозга

Существует множество упражнений, способных активировать головной мозг ребенка и стимулировать его развитие. Многие из них можно делать дома, с самого раннего возраста. Ниже некоторые из эффективных и простых упражнений.

  1. «Лягушка». Ребенок кладет руки на колени или на стол. Одна рука у него должна быть сжата в кулак, другая — повернута ладонью вниз. Цель упражнения —развитие обоих полушарий мозга путем попеременной смены положения рук.
  2. «Нос-ухо». Опять же, ребенку дают задание левой рукой касаться кончика носа, а правой левого уха, и наоборот. После хлопка в ладоши нужно будет снова вернуть руки в исходное положение.
  3. «Зеркальное отражение». Ребенок получает в каждую из рук по карандашу, после чего начинает рисовать на бумаге одновременно симметричные друг другу рисунки (для старших дошкольников и школьников).

Все эти упражнения объединяет одно: выполняются они двумя руками, чтобы головной мозг детей развивался в обоих полушариях равномерно.

Из этого можно сделать вывод о том, что, развивая головной мозг детей в раннем возрасте, можно и нужно брать за основу несколько методик, соединяя их в свой собственный комплексный подход, который даст результат. Не стоит в раннем возрасте перегружать детей информацией о числах, буквах, звуках, таким образом стимулируя развитие левого полушария. Правильным будет сконцентрироваться на двигательной активности, направляя ее в нужное русло.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector