Мозг ребенка

Рост и развитие головного мозга ребенка

Развитие мозга ребенка подтверждают сопутствующие его росту физиологические изменения. Когда ребенку исполняется 5 лет, его головной мозг по размерам уже максимально приближается к параметрам головного мозга взрослого человека. По ходу его развития ребенок осваивает новые навыки, совершенствует речь и моторную деятельность.

Развитие мозга на физиологическом уровне

Нейроны — сотни миллиардов клеток, лежащие в основе нервной системы – начинают развиваться еще на этапе формирования эмбриона, и к моменту появления на свет малыша процесс доходит до определенной степени зрелости. Рост глиальных клеток, ответственных за качество передачи нервных импульсов и изолирующих нейроны, продолжается до конца второго года жизни ребенка.

Наиболее интенсивными рост и развитие головного мозга считаются в период от рождения и до двух лет. Именно в это время глиальные клетки увеличиваются в количестве, нейроны — в размерах, а синапсы (межнейронные зоны контакта) становятся более сложными. Эти изменения протекают, пусть уже и не с такой скоростью, в течение всего дошкольного возраста ребенка.

В период активного развития мозг отличается особой пластичностью и гибкостью, поэтому в случае получения травмы дети быстро восстанавливаются без особых последствий для организма. Чем старше ребенок, тем сложнее ему будет восстановиться после серьезной травмы головного мозга.

Что говорят ученые?

По результатам исследований в области развития мозга детей ученые пришли к выводу о том, что работа мозга имеет прямую связь с движением тела – то есть движение стимулирует процесс развития мозга. Именно поэтому маленькие дети в первые же дни после рождения совершают ряд специфических движений.

Специалисты уверены, что совершаемые ребенком движения можно привести к единой системе, способствующей стимуляции детского головного мозга, а впоследствии и взрослого – вплоть до 80 лет! Целенаправленные действия являются отличным подспорьем для мозга и нервной системы в отношении оптимальной производительности в разных областях:

  • межличностной;
  • интеллектуальной;
  • спортивной;
  • креативной и пр.

Ниже рассмотрим несколько методик, активно используемых сегодня для развития головного мозга в детском возрасте.

Система Brain Gym: как работает?

Brain Gym — это одна из методик, разработанных для тренировки мозга путем целенаправленной физической деятельности. Тренировки активируют ряд когнитивных функций, позволяют улучшить память, способствуют развитию речи и концентрации внимания, повышают способности в области чтения, письма и пр.

Методика может быть использована в нескольких направлениях и областях:

  1. В учебном процессе для стимуляции процесса развития детского внимания и слуха.
  2. В раннем дошкольном возрасте для ускорения развития ключевых функций, таких как моторика, которая ляжет в основу обучения в дальнейшем.

Именно развитие моторики движений будет способствовать улучшению внимания, речи, повышению самооценки ребенка.

Методика была признана в десятках стран мира, включена в список программ «Успешные инновации обучения». Применение ее на практике помогает развивать детей независимо от того, сколько им лет. Малыши учатся концентрировать внимание, поэтому становятся более внимательными, лучше и быстрее усваивают информацию.

Методика Макото Шихида: принципы

Еще один вариант программы — это методика профессора Макото Шихида о целенаправленном развитии в детском возрасте правого полушария мозга. Ученый активно работает над исследованием программ обучения и развития дошкольников уже более 60 лет. Он утверждает, что каждый ребенок, появившийся на свет, гениален. Профессор уверен, что методика по стимуляции раннего развития правого полушария головного мозга с утробы матери и до зрелости будет иметь стопроцентный результат.

Методика строится на следующих принципах.

  1. Левое полушарие мозга по функциональным возможностям существенно отличается от правого. Оно справится с фиксацией целостного образа предмета в памяти с первого взгляда.
  2. За творчество и вдохновение также отвечает исключительно правое полушарие.
  3. Правое полушарие отвечает за процесс визуализации изображений с физической их реализацией. Пример — успешные и состоявшиеся люди, ярко демонстрирующие именно эту способность мозга.

Чем активнее развивается левое полушарие мозга, тем сложнее будет работать над развитием функционала правого полушария. Если ребенок с детства получает огромный объем информации и его мозг просто забит знаниями, то работать над развитием правого полушария в дальнейшем будет практически невозможно. Профессор убежден, что главное — это не знания и не полученное образование, а развитие способностей детей к усвоению информации. Именно это он считает главной целью методики.

Возможности правого полушария.

  1. Правое полушарие имеет пять чувств, как и левое, у которого это вкус, зрение, запах, осязание и слух. У правого полушария 5 чувств — это его возможности. Если дать им волю, то ребенок сможет видеть образы в виде кинофильмов.
  2. Память фотографического типа.
  3. Умение делать психические расчеты сложного типа.
  4. Способность преобразовывать изображения в символы, цифры или слова и наоборот.
  5. Склонность к обучению иностранным языкам.
  6. Вдохновение и творческая деятельность.
  7. Фотографическое скорочтение.
  8. Получение информации на уровне интуиции и ее использование по назначению.

Детский головной мозг, подобно губке, может впитывать множество информации. Несколько дней может понадобиться ребенку для того, чтобы освоить новые навыки, на которые у взрослого ушли бы месяцы. Эту способность мозга можно использовать и взрослым, стимулируя его развитие.

Простые упражнения для стимуляции развития мозга

Существует множество упражнений, способных активировать головной мозг ребенка и стимулировать его развитие. Многие из них можно делать дома, с самого раннего возраста. Ниже некоторые из эффективных и простых упражнений.

  1. «Лягушка». Ребенок кладет руки на колени или на стол. Одна рука у него должна быть сжата в кулак, другая — повернута ладонью вниз. Цель упражнения —развитие обоих полушарий мозга путем попеременной смены положения рук.
  2. «Нос-ухо». Опять же, ребенку дают задание левой рукой касаться кончика носа, а правой левого уха, и наоборот. После хлопка в ладоши нужно будет снова вернуть руки в исходное положение.
  3. «Зеркальное отражение». Ребенок получает в каждую из рук по карандашу, после чего начинает рисовать на бумаге одновременно симметричные друг другу рисунки (для старших дошкольников и школьников).

Все эти упражнения объединяет одно: выполняются они двумя руками, чтобы головной мозг детей развивался в обоих полушариях равномерно.

Из этого можно сделать вывод о том, что, развивая головной мозг детей в раннем возрасте, можно и нужно брать за основу несколько методик, соединяя их в свой собственный комплексный подход, который даст результат. Не стоит в раннем возрасте перегружать детей информацией о числах, буквах, звуках, таким образом стимулируя развитие левого полушария. Правильным будет сконцентрироваться на двигательной активности, направляя ее в нужное русло.

Чем мозг ребенка отличается от взрослого?

Мир ребенком воспринимается несколько иначе, чем взрослым. Чтобы разобраться, почему так, интернет-ресурс Early Childhood собрал наиболее свежую информацию по исследованиям ученых на тему «мозг малыша и мозг 25-летнего человека – сходства и различия». Вместе с этой информацией будут изложены данные исследования, которые были проведены в Гарвардском университете и Массачусетском технологическом институте.

Если у вас есть ребенок, вы должны были заметить, что он мыслит по-иному. Дети по-другому себя ведут и воспринимают окружающий мир. Когнитивная психология и нейропсихология занимаются изучением возрастных категорий и функционирования головного мозга.

Ученые разделили людей на несколько возрастных групп:

  • До 4 лет – ранее детство;
  • С 4 до 10 лет – период детства;
  • С 11 до 18 лет – подростковый период;
  • С 18 до 25 лет – взрослый возрастной период.

Исследование, которое проводилось учеными десятилетиями, доказало, что именно раннее детство служит основой для формирования социальной, эмоциональной и познавательной базы для человека.

Структура головного мозга

В нем существует большое количество нейронов, которые связываются между собой при помощи специального состава – синапсов. Из таких связей состоят крупные части мозга:

  • Таламус;
  • Мозжечок (малый мозг);
  • Стебель мозга, который находится в передней части головы;
  • Кора полушария;
  • Базальные ганглии.

И всего остального, что в народе именуется «серым веществом». Но чтобы соединить всю эту структуру, в головном мозге присутствует, так называемое, белое вещество. Такой цвет она приобретает благодаря миелину. Это вещество в виде соединения покрывает перечисленные части головного мозга.

Подведя итог, можно сказать о том, существует три компонента, без которых развитие головного мозга невозможно:

Нейроны – это материал, из которого строятся составные части мозга. Внутри головного мозга передается информация, которая связана между собой.

Синапсы – это определенная оболочка, которая связывает два нейрона между собой крепким соединением. Таким образом, один нейрон имеет вокруг себя несколько синапсов, которые в дальнейшем взаимодействуют друг с другом, обмениваясь импульсами информации. Одним из веществ, который способствует быстрой передачи электрических импульсов, является миелин. Он способен повысить эффективность связей между собой в несколько тысяч раз.

Активность мозга в разных возрастных группах

Исследование ученых Гарвардского университета продемонстрировало, что мозг зрелого человека и ребенка отличается своим функционированием. У людей разных возрастов работают разные зоны головного мозга. У детей наблюдается активность мозга в центральной части и мозгового ствола. Последний контролирует пульс, температуру и кровяное давление внутренних органов. Средний мозг функционирует в момент пробуждения, принимает сигнал желудка, позволяет чувствовать голод и сытость.

Читать еще:  Микрополяризация головного мозга детям в москве адреса

Активность мозга у зрелого человека несколько другая. У него доминируют такие зоны, как кора головного мозга и группа структур головного мозга, которая именуется лимбической системой. Она отвечает за сексуальное поведение человека, активность и реакцию (физическую и эмоциональную).

Как создаются связи головного мозга?

С самого рождения малыша структура человеческого мозга претерпевает изменения. В первые дни и годы жизни изменяется состав связей между нейронами. Формируется крепкая, либо простая связь между нейронами, которая влияет на дальнейшую обучаемость маленького человечка. Вместе с обучаемостью затрагивается социальное поведение и психическое здоровье. За первые годы жизни ежесекундно формируются до 700 нейронных связей.

Первые зоны, которые претерпевают изменения, – сенсорные. Они бывают зрительными и слуховыми. После них развиваются языковые навыки и познавательные функции. В дальнейшем благодаря процессу созревания количество нейронных связей, создаваемых за одну секунду, уменьшаются. Между синапсами создаются неиспользуемые связи для более эффективной передачи сигнала между нейронами.

Синаптические соединения разума по возрастам

В зависимости от возраста ребенка, синаптические связи развивают в человеке определенные функции.

Только что появившиеся на свет:

  • Формируются моторные навыки, 5 чувств;
  • Объем головного мозга составляет 25 % в сравнении с ребенком более старшего возраста;
  • Формируется память, благодаря которой новорожденный узнает близких членов семьи, родственников, родителей;

Категория детей в возрасте от 1 до 3 лет:

  • За этот промежуток времени ежесекундно формируются до 2 миллионов синапсов в голове;
  • На протяжении этих двух лет формируется базовая структура мозга. За счет динамического развития его активность в два раза выше, чем активность мозга взрослого человека.

Малыши в трехлетнем возрасте:

  • Объем мозга в этом случае составляет уже около 90 % от головного мозга взрослого человека;
  • Формируется память на сознательном уровне;
  • К этому моменту закладываются способности к самостоятельному обучению и формированию характера в социальном обществе.

Ребенок в возрасте от 4 до 10 лет

Чтобы разум у взрослого человека правильно работал, требуется примерно 20 % потребляемого кислорода, а у ребенка в этом возрасте – до 50 % кислорода.

С восьми лет у ребенка формируются логические навыки.

Десятилетний возраст

С этого возраста у ребенка начинается процесс созревания нервных связей. Связи, которые используются в недостаточном количестве, из состояния активности переходят в состояние пассивности. Лобная часть ускоренно взаимодействует с иными зонами разума.

В этот период активно формируется миелиновый слой. Он позволяет лучше обучаться, так как по этому слою импульсы в волокнах передаются в несколько раз быстрее (в среднем, 5-10 раз). Все дело в том, что эта зона человека способна решать задачи, планировать и провоцировать активное мышление. В этом возрасте человек начинает выстраивать приоритеты во время планирования, оценивать свои затраты и выстраивать правильно другие важные задачи.

К 23 годам завершается процесс созревания и удаляется примерно половина синапсов, которые были сформированы в детстве. Другие изменения в головном мозге, которые возникают в 20-летнем и более старшем возрасте, пока хорошо не изучены.

Старше 25 лет

В двадцатипятилетнем возрасте процесс миелинизации подходит к концу. Мозг полностью созрел. Это не в шестнадцать лет, когда в определенных американских штатах разрешается водить автомобиль, не в совершеннолетнем возрасте, когда личность полностью ответственна за собственную судьбу, не в 21 год, когда разрешается покупать алкоголь, а ближе к двадцатипятилетнему возрасту, когда молодые люди приобретают возможность самостоятельно арендовать транспортное средство (в Соединенных Штатах).

В дальнейшем

Во время процесса обучения мозг может создавать новые нейронные связи. То есть человек по-прежнему обучаем. В раннем возрасте мозг человека более пластичен. Например, после рождения ребенка слуховые нейронные связи настраиваются на определенную звуковую волну. То есть на языковое общение. За этот же период мозг человека теряет способность изучать новые звуки иных языков. Несмотря на то, что за время всей жизни человек может выучить другие языки или овладеть иными навыками, подобные связи настолько легко уже не смогут перестроиться.

Плохое поведение ребенка: все дело в недостроенном мозге!

Мозг ребенка: где живет гнев и страх

Все мы время от времени испытываем сильные эмоции, но взрослые справляются с ними лучше, нежели дети. Почему? Все дело в устройстве мозга: его отделы, отвечающие за самоконтроль, созревают лишь к 25 годам. Так что же, родители обречены наблюдать детские ссоры, истерики и другое плохое поведение все это время? Разбираемся в устройстве детского мозга.

История одной ссоры

Однажды днем Джилл услышала крики и шум из спальни своего шестилетнего сына Гранта. Четырехлетняя Грэйси нашла сокровищницу своего брата и взяла его «самый редкий кристалл», который она потом потеряла. Джилл пришла как раз в тот момент, когда Грэйси сказала своим самым ехидным голосом: «Это просто дурацкий камень, и я рада, что потеряла его!»

Джилл посмотрела на своего сына: сжатые кулаки, красное лицо. Вы, вероятно, сталкивались с подобными моментами, когда ваш ребенок находится на грани и ситуация грозит перерасти в некрасивую сцену. Однако все еще можно остановить и повернуть в сторону разумного и мирного решения. Ситуация полностью зависит от того, сможет ли ваш дорогой малыш держать под контролем свои импульсы. Успокоить свои сильные эмоции. Принять правильное решение.

В этом случае Джилл немедленно увидела признаки надвигающейся грозы: Грант терял контроль и не собирался принимать разумное решение. Она видела ярость в его глазах и слышала, как рев варвара начинает клокотать у него в горле. К счастью, Джилл перехватила Гранта прежде, чем он достиг Грэйси. Она схватила его и удерживала, пока его кулачные удары и пинки бешено сотрясали воздух. Все это время Грант вопил. Когда он, наконец, перестал бороться, Джилл отпустила его. Сквозь слезы он посмотрел на свою сестру, которая в действительности обожала и боготворила его, и холодно произнес: «Ты самая худшая сестра в мире».

Эта последняя вербальная торпеда поразила свою цель и вызвала отчаянные слезы Грэйси, как и надеялся Грант. Тем не менее, Джилл была рада, что оказалась рядом, иначе бы ее сын причинил сестре еще и физическую, а не только эмоциональную боль. Вопрос, который Джилл задала своему мужу Дэну, мы часто слышим и от других родителей: я не могу быть рядом со своими детьми каждую секунду. Как мне научить их поступать правильно и контролировать себя, если меня нет рядом?

Один из важнейших навыков, которым мы должны обучить своих детей, — принимать разумные решения в ситуациях накала страстей, подобных описанной выше. Необходимо, чтобы они остановились, перед тем как действовать, оценили возможные последствия, подумали о чувствах других, вынесли моральные и этические суждения.

Почему некоторые ситуации заставляют нас одобрительно похлопывать ребенка по спине, а другие — всплескивать руками? Для всего этого существуют достаточно основательные причины, базирующиеся на том, что происходит в верхней и нижней частях их мозга.

Верхний и нижний этажи мозга

Представьте, что ваш мозг — это дом, где есть верхний и нижний этажи. На первом этаже находятся ствол мозга и лимбическая область — отделы мозга, располагающиеся в нижней его части, то есть в зоне, простирающейся от основания черепа (в конце вашей шеи) приблизительно до уровня переносицы.

Ученые говорят об этих нижних отделах как о более примитивных, поскольку они отвечают преимущественно за базовые функции (например, дыхание и моргание), за встроенные реакции и импульсы (например, бей или беги) и сильные эмоции (например, гнев или страх). Всякий раз, когда вы инстинктивно отклоняетесь, поскольку неудачно отбитый игроком Малой Лиги мяч летит в трибуны, — это работа нижнего мозга. Ваш гнев — наряду с другими сильными эмоциями, телесными функциями и инстинктами — вырастает из нижнего этажа мозга. Это как первый этаж дома, где практически всегда находятся кухня, столовая, ванная и так далее.

Ваш верхний мозг совершенно другой. Он состоит из коры больших полушарий, имеющей много различных зон, в частности ту, которая находится непосредственно за вашим лбом под названием срединная лобная кора.

В отличие от базового нижнего мозга, верхний мозг более развит и может представить вам более полную картину мира. Вы можете представить себе его как наполненный светом кабинет или библиотеку на втором этаже, со множеством окон и стеклянной крышей, позволяющими вам ясно видеть все вокруг.

Именно здесь происходят самые затейливые психические процессы, такие как мышление, воображение и планирование. Если мозг нижнего этажа примитивен, то мозг верхнего этажа — высокосложный, контролирующий мышление высшего порядка и аналитические процессы. Он отвечает за многие качества, которые мы надеемся увидеть в наших детях:

  • Здравое принятие решений и планирование
  • Контроль над эмоциями и телом
  • Самопонимание
  • Сопереживание
  • Мораль
Читать еще:  Киста головного мозга недоношенных детей

Ребенок с правильно функционирующим верхним мозгом будет обладать качествами зрелого и здорового человека. Когда высшие отделы мозга ребенка работают хорошо, он может управлять собственными эмоциями, учитывать последствия, думать, прежде чем делать, и принимать во внимание чувства других людей — все, что помогает личному процветанию в различных сферах жизни, а также выживанию семьи в сложных ситуациях повседневности.

Нетрудно догадаться, что мозг человека лучше всего функционирует, когда его верхний и нижний этажи интегрированы друг с другом. Поэтому цель родителей должна состоять в том, чтобы построить и укрепить метафорическую лестницу, связывающую верхний и нижний мозг ребенка таким образом, чтобы они могли работать как единая команда. Если существует полностью функционирующая «лестница», верхний мозг может отслеживать действия нижнего и помогать охладить чрезмерно сильные реакции, импульсы и эмоции, которыми тот ведает.

Но вертикальная интеграция работает и в обратном направлении тоже, поскольку нижний мозг и весь организм (фундамент дома) вносят свой важный вклад «снизу вверх». Мы бы не хотели, чтобы важные решения на верхнем этаже принимались в своего рода вакууме, лишенные влияния наших эмоций, инстинктов и нашего тела. На самом деле следует принимать во внимание наши чувства и физические ощущения прежде, чем использовать верхний мозг для принятия решений о дальнейших действиях.

Мозг ребенка: недостроенный верхний этаж

Хотя нам очень захочется поспособствовать строительству этой метафорической лестницы в мозге своего ребенка, необходимо придерживаться реалистических ожиданий, когда речь идет об интеграции. Это, во-первых, связано с процессом развития. В то время как нижний мозг хорошо развит уже при рождении, верхний полностью созревает приблизительно к 25-летнему возрасту.

Фактически он последним достигает своего полного развития. Верхний мозг находится в стадии активного строительства в течение нескольких первых лет жизни, затем в течение десяти лет подвергается обширной реформации, результат которой сохраняется на взрослую жизнь.

Просто представьте себе дом, где нижний этаж закончен и полностью обставлен, но когда вы поднимаете голову, чтобы взглянуть на второй этаж, вы видите, что он не достроен и завален строительным оборудованием. Вы можете даже видеть клочки неба там, где еще не закончена крыша. Это верхний мозг вашего ребенка — работы продолжаются.

Это означает, что все вышеперечисленные способности — особенности поведения и навыки, которые мы хотим и ожидаем увидеть у своего ребенка, такие как принятие здравых решений, контроль над собственными эмоциями и телом, сопереживание и нравственность, — отчасти зависят от стадии развития его мозга, который пока еще не достиг зрелости. Поскольку верхний мозг по-прежнему находится на стадии строительства, он не способен полноценно функционировать и не может быть полностью интегрирован с нижним мозгом и последовательно работать в полную силу. В результате дети склонны «застревать внизу», не используя свой верхний мозг, что приводит к частой потере контроля над собой, принятию неразумных решений, общему недостатку сопереживания и самопонимания.

Гнев, страх и миндалина

Другая значимая причина имеет отношение к конкретной структуре нижнего мозга — миндалевидному телу (или миндалине). По форме и размеру она напоминает миндальный орех и является частью лимбической системы, располагающейся в нижнем мозге.

Работа миндалевидного тела состоит в том, чтобы обрабатывать и выражать эмоции, особенно гнев и страх. Этот небольшой кусочек серого вещества является сторожевым псом мозга, который всегда находится в настороженном состоянии, если нам что-то угрожает. Если он почувствовал опасность, он может абсолютно подавить или взять в заложники верхний мозг. Именно такая ситуация заставляет нас действовать прежде, чем мы подумаем. Именно эта структура мозга дает приказ вашей правой руке вытянуться, чтобы защитить вашего пассажира, когда вы ведете машину и вынуждены резко тормозить.

Очевидно, действовать не думая очень полезно, когда мы сталкиваемся с какой-либо опасностью. Однако действовать или реагировать не думая в нормальных, повседневных ситуациях обычно не так полезно. Например, когда вы выскакиваете из своей машины и начинаете орать на другого родителя за нарушение правила «не останавливаться» в очереди на высадку детей у школы.

Такое поведение, которое мы называем «выйти из себя», означает, что миндалевидное тело взяло управление в свои руки и освободило верхний мозг от выполнения его обязанностей.

Проблема состоит в том, что миндалевидное тело — особенно у детей — часто активизируется и перегораживает лестницу, связывающую верхний и нижний мозг. Это напоминает ворота, поставленные у нижних ступеней лестницы и не позволяющие ребенку подниматься наверх. Итак, верхний мозг не только находится в процессе строительства, но даже та его часть, которая способна функционировать нормально, становится недоступной в моменты сильных эмоций или стресса.

Когда ваш трехлетний малыш взрывается гневом оттого, что в морозилке не осталось апельсинового мороженого, его нижний мозг, включая ствол мозга и миндалевидное тело, пришел в действие и установил детский барьер. Примитивная часть его мозга получила большой заряд энергии, сделав ребенка, в буквальном смысле, неспособным действовать спокойно и благоразумно. В результате, сколько бы вы ни говорили ему, что у вас полно черничного мороженого (которое в последний раз понравилось ему даже больше), ребенок, вероятно, в этот момент не готов прислушиваться к вашим доводам. Он, скорее всего, готов швырнуть что-нибудь или накричать на любого, кто окажется рядом.

Если вы оказались в такой ситуации, то лучший способ помочь ребенку преодолеть этот кризис — это утешить его и помочь переключить внимание. Вы можете взять малыша на руки и показать ему что-то другое, что привлечет его интерес в другой комнате, или вы можете по-доброму пошутить или сделать нечто совершенно неожиданное, чтобы изменить ход развития ситуации. Когда вы выполняете подобные вещи, вы помогаете ребенку открыть ворота, чтобы лестница интеграции снова стала доступной и он мог бы задействовать свой верхний мозг и начать успокаиваться.

То же самое происходит, когда проблемой является не гнев, а страх.

Итак, мы растим детей, не имеющих постоянного доступа к верхнему мозгу. Было бы нереалистично ожидать от них, что они будут всегда действовать рационально, управлять своими эмоциями, принимать здравые решения, думать, перед тем как делать, и проявлять сопереживание — все эти вещи им помогает осуществлять верхний мозг.

Мозг ребенка

В нашем центре раннего развития работают педагоги с высшим
специальным образованием и огромным опытом работы с детьми.

Как развивать мозг ребенка

Мы не видим, что происходит в мозгу новорожденного. Мы не видим, как в тот миг, когда его глаза встречаются с нашими, нейрон его сетчатки соединяется с нейроном, находящимся на участке коры головного мозга, отвечающем за зрение. Момент этого соединения подобен проскакиванию электрической искры — и вот ваше лицо запечатлено в памяти ребенка навсегда. Такая же искра проскакивает и когда нейрон, несущий, например, закодированную информацию о звукосочетании «ма», соединяется с нейроном коры головного мозга, отвечающим за слух. «Ма» захватывает ячейку в мозгу ребенка, и теперь до конца жизни эта ячейка не будет воспринимать никакой иной информации. Все эти процессы скрыты от наших глаз. Однако доктор Гарри Чугани, нейробиолог из Детройта, сумел их увидеть.
С помощью позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ) он получил возможность наблюдать за тем, как участки мозга включаются один за другим, словно окна в домах после того как восстановлено энергоснабжение. Другими словами, доктор Чугани может замерять уровень активности процессов, происходящих в стволе и в сенсорных участках коры мозга ребенка с момента развития, и затем видеть, как ко второму-третьему месяцу жизни освещаются зрительные участки, а к шестому-восьмому – лобные доли.


Здоровый мозг:
Томограмма мозга нормального ребенка показывает зоны высокой (помечены красным цветом) и низкой (синий и черный цвет) активности. При рождении ребенка вполне функциональны лишь самые «простые» области мозга – ствол, например. «Включение» височных долей происходит под воздействием впечатлений, получаемых в раннем детстве.

Пораженный мозг:
Позитронно-эмиссионная томограмма показывает, что этот ребенок, оставшийся сиротой и вскоре после рождения помещенный в интернат, в детстве был практически лишен ухода. Височные доли его мозга, регулирующие эмоции и принимающие сигналы от органов чувств, недоразвиты. Такие дети отличаются эмоциональной и познавательной заторможенностью.

Все это значит, что формирование мозга продолжается еще долгое время после того, как ребенок появился на свет. Мозг не просто растет, увеличиваясь в размерах, подобно пальцам или печени, но образует новые и новые микроскопические узлы связи, ответственные за способность человека чувствовать, обучаться и запоминать, — одним словом, за все то, для чего мозг изначально и предназначался, но чего делать не умел.
Ученые лишь сейчас стали понимать, что истинную и полноценную работу мозга определяют не его врожденные свойства, а впечатления и опыт, обретаемые после рождения. Еще 25 лет назад нейробиологи полагали, что к моменту рождения структура мозга уже генетически предопределена. Но недавно выяснилось, что это не так. Решающее воздействие на мозг оказывают впечатления, получаемые в самом раннем детстве. Это они определяют, куда и каким образом будут подключены сложные схемы мозга. Сейчас ученые изучают то, как образуются эти схемы под воздействием различных впечатлений.
При рождении человека 100 млрд. нейронов, существующие в его мозгу, образуют более 50 трлн. узлов связи – синапсов. Генами, заложенными в человеке, определяются самые основные функции его мозга, в стволе которого образуются синапсы, заставляющие сердце биться, а легкие — дышать. Но не более того. Из 80 ООО различных генов половина занята формированием центральной нервной системы и управлением ею, но и этого далеко не достаточно для потребностей мозга. В первые месяцы жизни количество синапсов возрастает двадцатикратно и составляет более 1000 трлн. В человеческом организме попросту не хватает генов, чтобы изначально при рождении образовать столько синапсов.
Остальное приходится на долю различных впечатлений — сигналов, принимаемых ребенком из окружающего мира. Эти сигналы способствуют укреплению синапсов. Подобно тому, как стираются воспоминания, если их время от времени не освежать, слабеют и неиспользуемые синапсы. Их надо стимулировать. Скажем, ребенок раскладывает по цветам свои носочки или вслушивается в успокаивающие интонации голоса, рассказывающего сказку. Крэг Рэми из Алабамского университета пришел к выводу, что такие простые и старомодные методы стимуляции, как раскладывание кубиков, игра в «ладушки» и тому подобное, ускоряют развитие двигательных, речевых, познавательных навыков и (если, конечно, не будет травм) навсегда закрепляют их в памяти ребенка.
Возникновение нужных и избавление от ненужных синапсов происходит в разное время и в разных частях мозга. Очередность этих процессов зависит судя по всему от того, в каком навыке в данную минуту острее всего нуждается ребенок. Синапсы начинают возникать в возрасте двух месяцев в областях коры, заведующих моторикой. Вскоре ребенок утрачивает первоначальные рефлексы и начинает осваивать целенаправленные движения. К трем месяцам в долях мозга, отвечающих за зрение, формирование синапсов завершается — мозг настраивает их, позволяя сфокусировать глаза на предмете. Между восьмым и девятым месяцами начинает полностью функционировать гиппокамп — выпячивание в боковом желудочке мозга, регистрирующее и хранящее воспоминания. Только с этого момента у младенца появляется ясное и точное воспоминание о том, к примеру, как сделать, чтобы погремушка загремела. Как установил Чугани, после шести месяцев образование в лобных долях коры синапсов, отвечающих за логическое мышление и предвидение, происходит с такой скоростью, что мозг ребенка потребляет вдвое больше энергии, чем мозг взрослого. И этот бешеный темп сохраняется все первое десятилетие жизни, особенно первые три года.
Внешние впечатления, полученные в младенчестве, важны для создания и расширения словарного запаса. Объем его напрямую зависит оттого, много ли мать разговаривает со своим ребенком, сообщает Джейнлин Хат-тенлочер из Чикагского университета. Если ребенку досталась «болтливая» мать, то к году и восьми месяцам он знает в среднем на 131 слово больше, чем ребенок молчаливой матери. К двум годам разрыв увеличивается до 295 слов. «Важнейшее условие – это частота употребления (повторение) различных слов», — считает Хаттенлочер. Не меньшее значение имеет и синтаксическое строение фраз: если в материнской речи сложноподчиненные предложения с придаточными, начинающимися со слов «потому что» или «когда», занимают 40 процентов, то в речи ребенка они составляют 35. Если же мать употребляет такие конструкции в 10 процентах случаев, то ребенок -лишь в 5 процентах.
Бурный рост словарного запаса и синтаксически правильное построение предложений обеспечивается лишь живым языком. Хаттенлочер считает, что неумолчное болтание телевизора не стимулирует речевое развитие ребенка, потому что «речь должна быть связана с происходящими вокруг событиями, иначе это просто шум». Это справедливо и по отношению к другим аспектам развития познавательных навыков: информация, воспринимаемая в эмоциональном контексте, воздействует сильнее, чем голые факты. Ребенок куда быстрее постигнет значение слов «еще», когда дело коснется лакомства, и «потом», когда будет ждать новой встречи с любимой игрушкой. Но вам будет трудно втолковать ему смысл слов «еще» и «потом» в отрыве от конкретных ситуаций. Ничего удивительного: взрослые тоже лучше запоминают вещи, связанные с различным проявлением эмоций (вспомните, о взрывах домов в Москве), а сведения, никоим образом человека не затрагивающие, в памяти не остаются (чем отличается синус от косинуса?).
Причинно-следственная связь, ключевой компонент логики, также лучше постигается через эмоцию: если я улыбнусь, мама улыбнется мне в ответ. Ощущение, что одно вызывает другое, включает в сеть синапсы, которые могут поддержать и более сложные модели причинно-следственной связи. Чувства, понятия и речь начинают связываться воедино в 7-12 месяцев.
Другой путь к подключению синапсов мозга лежит через его врожденную способность улавливать гармонию. Опубликованные в прошлом году исследования показали, какое сильное воздействие оказывает музыка на понимание пространственно-временных соотношений, как она помогает, к примеру, собрать воедино разъятую на части фигурку зайца, изображенную на картинке. Это понимание лежит в основе математики, архитектуры, игры в шахматы. В журнале Neurological Research («Неврологические исследования») приведены данные о том, какое влияние оказали еженедельные занятия музыкой на формирование пространственно-временных связей у трех-четырехлетних детей. Спустя полгода выяснилось, что будущие Горовицы при тестировании на пространственное ориентирование показали результаты, на 34 процента превышающие средневозрастные. Их сверстники, которых обучали основам работы на компьютере, пению или вообще ничему не обучали, остались на прежнем уровне. Физик Гордон Шоу из Калифорнийского университета объясняет подобный эффект тем, что, играя на рояле, «вы наглядно ощущаете взаимодействие пространства и времени». Когда последовательность «палец-клавиша» порождает мелодию, нейросвязи между пульсацией (клавишами) и звуками в пространстве и во времени (мелодия) укрепляются. Пока остается невыясненным, сколь продолжителен этот эффект – обнаружатся ли у дошкольников, занимавшихся музыкой, блестящие математические способности в старших классах.
Оборотная сторона пластичности мозга – его уязвимость для травм. «Сильное впечатление способно изменить поведение взрослого человека, – говорит Брюс Перри из Бэйлоровского медицинского колледжа, – но на мозг ребенка сильное впечатление или потрясение может произвести в буквальном смысле разрушительное воздействие». Если структура мозга отражает пережитое им испытание, а травмированный ребенок испытал страх или стресс, то нейрохимические реакции на страх или стресс станут главными строителями мозга. «Если однажды вы пережили потрясение, а потом испытали его снова, – утверждает Линда Мэйес из Йельского центра по изучению ребенка, – то оно изменит структуру вашего мозга». Вот как это происходит:

  • травма повышает уровень таких гормонов стресса, как кортизол, и тот обжигает чувствительный мозг подобно кислоте. В результате этого у детей, подвергавшихся жестокому или грубому обращению, в коре головного мозга зон, которые отвечают за эмоции (включая привязанность), на 20–30 процентов меньше, чем у нормальных детей;
  • у взрослых, испытавших в детстве насилие, гиппокамп, контролирующий память, меньше. Это следует отнести за счет токсического воздействия кортизола;
  • повышенное содержание кортизола у особо впечатлительных детей до трех лет усиливает деятельность тех долей мозга, которые контролируют чувство настороженности и агрессию. В результате мозг находится в постоянной тревоге и готовности к отпору, и достаточно мысли или малейшего воспоминания о первоначальной травме (или присутствия ее виновника), чтобы некогда пораженные зоны мозга реактивировались. Ничтожный стресс или слабый страх способны спровоцировать новый выброс кортизола. Это приводит к тревоге, гиперактивности, повышенной импульсивности. «У детей с высоким содержанием кортизола часто наблюдаются расстройство внимания и неспособность к самоконтролю», – говорит невропатолог из Миннесотского университета Миган Гуннер.
Читать еще:  Отек мозга у ребенка

Травма также вносит путаницу в систему нейросигналов, усиливая одни и глуша другие, а поскольку именно нейросигналы играют важнейшую роль в формировании синапсов, детям, живущим в условиях длительных и непредсказуемых стрессов (в одном доме с другом матери, легко впадающим в ярость, или с алкоголиком дядей, который сегодня ласков, а завтра жесток), в дальнейшем будет трудно учиться. «Потеря хотя бы нескольких процентов умственных способностей, – говорит Перри, – означает, что какая-то часть ребенка погублена навсегда».
Потеря всегда трагична – особенно если утрачено то, что могло бы возникнуть, но никогда уже не возникнет. Дети появляются на свет с мозгом, готовым воспринимать и учиться. Но без нашей помощи ему это не под силу.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector