Можно ли воспитать ребенка

20 советов как правильно воспитывать ребенка: школа молодых родителей

Александр Сергеевич Пушкин сказал: «Научить человека быть счастливым нельзя, но его можно воспитать так, чтобы он был счастливым». Хорошие родители стараются вырастить успешных, счастливых детей, но далеко не все знают, как это правильно делать. Некоторые полагаются на собственные знания и умения, другие ориентируются на пример своего воспитания. И те, и другие часто допускают ошибки. Чтобы этих ошибок было как можно меньше, предлагаем узнать полезные советы о том, как воспитать детей, от Coral Travel.

5 заповедей для родителей

  1. Запрет, значит, запрет. Типичная ситуация: ребенок просит конфету, мама отвечает «Нет», но, как только слышит крик и плач, твердое «Нет» превращается в «Хорошо, только не реви». Это распространенная грубая ошибка многих родителей. В подобной ситуации дитя понимает, что слово мамы или папы не «закон», желаемого легко достичь. Это подрывает авторитет родителей в глазах малыша и провоцирует последующие капризы и непослушание. Советуем изменить формулировку: «Не сейчас», «Позже, потому что…».
  2. Единое мнение взрослых в семье. Папа запрещает, но мама разрешает. Еще одна частая ошибка родителей. Дети быстро адаптируют свое поведение по отношению к взрослым и этим пользуются. Между родителями должно быть полное согласие в моделях и правилах воспитания.
  3. Табу на выяснение отношений при детях. Разногласия бывают у всех, но важно научиться не спорить в присутствии детей. И уж тем более если это касается их воспитания. Решать, как воспитывать ребенка, родители должны наедине.
  4. Гармония в семье. Ребенок, как лакмусовая бумажка, отражает внутреннюю ситуацию в семье. Раздоры между родителями, напряженная обстановка отражаются на психическом состоянии детей.
  5. Отказ от сравнения с другими, особенно в период взросления. «Вот посмотри, какой Петя молодец», — ошибка, которая влечет недоверие, провоцирует комплексы и чувство неполноценности. Принимайте и любите детей такими, какими они есть.

Как правильно воспитать ребенка по типу темперамента ?

Многие родители даже не догадываются, что модели воспитания должны зависеть от типа темперамента у детей. Не стоит путать понятие темперамент и характер. Темперамент — это врожденное качество, а характер формируется при взаимодействии с внешним миром. Дети с разным темпераментом на одну и ту же ситуацию или модель поведения реагируют по-разному. Это особенно явно замечают семьи, где несколько деток: один на замечание мамы обижается и плачет, другой продолжает спокойно играть.

Как распознать тип темперамента?

Чистые типы нервной системы практически не встречаются. Чтобы распознать ведущий тип, необходимо присмотреться к чаду и его поведению в разных ситуациях.

  • Сангвиник — не бывает перепадов настроения, высокая активность, быстро засыпает и просыпается.
  • Меланхолик — быстрая утомляемость, чрезмерная чувствительность, трудная адаптация к новым условиям.
  • Холерик — высокая эмоциональность, быстрая реакция и громкая речь, тревожный сон, рассеянное внимание.
  • Флегматик — настойчивость, длительный сон (более 10 часов), медлительность, терпеливость, низкая эмоциональность.

Ошибки воспитания ребенка

К каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Наиболее частые ошибки и методы их решения по каждому типу темперамента:

ОШИБКА РОДИТЕЛЕЙ

  • Верить обещаниям «потом» и «после» — сангвиникам свойственно откладывать требование родителей на потом.
  • Чрезмерная похвала.

ПРАВИЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ

  • Требовать выполнение задания «здесь» и «сейчас».
  • Всегда оставлять зону роста – хвалить, но всегда говорит, что ребенок может сделать лучше.

ОШИБКА РОДИТЕЛЕЙ

  • Объяснять на словах.
  • Поощрять пассивность.

ПРАВИЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ

  • Показывать действие на примере.
  • Повышать и поощрять активность в социуме.

Меланхолик

ОШИБКА РОДИТЕЛЕЙ

  • Наказывать за плохую успеваемость в школе.
  • Стыдить при посторонних.

ПРАВИЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ

  • Ставить простые задачи и хвалить за их выполнение.
  • Выделять сильные стороны и способности при посторонних.

ОШИБКА РОДИТЕЛЕЙ

  • Проявлять агрессию и раздражительность в присутствии ребенка.
  • Чрезмерная опека.

ПРАВИЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ

  • Разговаривать с ребенком тихо и спокойно, даже иногда шепотом для повышения его внимания.
  • Развивать самостоятельность.

Более подробно узнать, как нужно воспитывать ребенка в раннем возрасте, расскажет психолог Дмитрий Карпачев.

Наказывать нельзя простить: нелегкая задача для родителей.

Наказание — неотъемлемая часть воспитания детей. С этим согласны и родители, и психологи. Важно не путать «наказание» с понятием «жестокое обращение». Последнее подразумевает унижение и оскорбление личности, будь это словесно или посредством физического действия.
Цель наказания — заставить увидеть вину и последствия непослушания. Если вы грубо отчитаете или ударите малыша, вместо понимания причинно-следственного действия получите в ответ обиду и злость. Наказание должно основываться исключительно на ограничении.

20 полезных советов как воспитать детей

Современная педагогика дает наставления родителям: ребенок — это полноценный член социума, между детьми и взрослыми должна быть полная демократия, обоснованная на доверии и договоренности. Но, как только дело доходит до практики, все эти учения превращаются в бесполезный набор слов. Coral Family собрал 20 советов, которые помогут воспитать счастливых детей.

  1. Формулируйте правила и требования правильно. Зачастую родители говорят детям слова «нельзя», «не лезь», «не трогай». Малыш, движимый потребностью познавать мир, не понимает, что такое «нельзя» и почему «не трогай собачку». Дети нуждаются в конкретных указаниях и требованиях: «Убери руку от розетки и подойди к маме».
  2. Поясняйте свои требования с точки зрения заботы. Не говорите «надо закапать глаза», а скажите «я хочу, чтобы твои глазки были здоровы».
  3. Оставляйте неудачи и проблемы за пределами детской комнаты. Часто взрослые раздражаются и срываются на детях из-за бытовых проблем. Ребенок считывает и как датчик реагирует на эмоциональное состояние родителей.
  4. Объясняйте, что все требования взрослых обусловлены интересами детей и выдвигаются ради их блага. Не пытайтесь послушания малыша добиться авторитарным способом. Ваши слова закон, но поясните, почему требование важное для исполнения.
  5. Говорите «правильные» слова критики. Воспитать ребенка как полноценную личность не получится, если все время его унижать. Следите за тем, что говорите в момент своего раздражения. Указывайте конкретные действия, которые вызывают вашу ярость: не «я злюсь, потому что ты болван», а «я злюсь, потому что ты ослушался».
  6. Всегда поддерживайте тесный контакт с детьми. Не ищите поводов для объятий и поцелуев. Дети в любом возрасте должны чувствовать любовь.
  7. Верьте в благие намерения детей. Если ребенок что-то сделал неправильно, не спешите его винить. Дети совершают ошибки лишь по своей неопытности, а не из вредности. Задача родителей — научить понимать, что хорошо и что плохо.
  8. Не учите тому, что сами не умеете. Родители — примеры для подражания, поэтому в ответственности за свои действия и поведение перед детьми. Хотите, чтобы малыш говорил правду, никогда не врите сами.
  9. Анализируйте свое поведение. Действия ребенка зачастую вызваны поведением родителей. В конфликтной ситуации проанализируйте свое поведение и сделайте выводы.
  10. Принимайте решения в спокойном состоянии. Если вы злитесь и раздражены, стоит отложить принятие любых решений. Помните, слова и тем более действия, принятые сгоряча, могут быть разрушительными.
  11. Спокойствие, только спокойствие! Агрессия — худшее, что могут дать родители детям. Учитесь сдерживать эмоции, контролировать себя.
  12. Не учите детей жертвовать своими интересами ради других. Всегда показывайте ребенку, что его мнение важно, учитывайте его слова и желания.
  13. Верьте в успех и способности детей. То, как человек будет видеть себя в социуме, полностью зависит от родителей. Если есть неудачи, никогда не говорите, что ребенок неспособный. Подбадривайте и оказывайте поддержку его начинаниям.
  14. Во время конфликта старайтесь не критиковать, не указывать на недостатки. Если что-то не получается, скажите: «Я знаю, что ты можешь лучше». Это гораздо полезнее слов «Я так и знал, что ты ни на что не способен».
  15. Проявляйте твердость и стабильность решений. Если сказали, что ребенок не получит игрушку, пока не выполнит задание, не стоит менять свое решение. Ваши слова должны быть действенными.
  16. Стройте доверительные отношения с детьми, не отталкивайте их от себя. Взаимное доверие — главное правило в достижении гармонии в семье.
  17. Развивайте мышление ребенка, давайте ему возможность думать и рассуждать самостоятельно. «Почему я тебя наказал?», «Что ты сделал неправильно?». Самоанализ — мощнейшее оружие на пути к пониманию своего действия. Это касается и родителей.
  18. Прививайте ребенку самостоятельность. Не спешите говорить: «Ты еще маленький», «Ты не сможешь», «У тебя не получится». Пусть малыш все пробует делать самостоятельно, сначала понемногу и под контролем взрослых. И радуйтесь его успехам.
  19. Поощряйте детей больше, чем наказывайте. За все, что малыш делает хорошо, хвалите его и поощряйте. Похвала — мотивация желаемого поведения.
  20. Любите детей такими, какими они есть. Позволяйте чаду быть самим собой: капризным, плаксивым, обидчивым и прочее. Показывайте, что любите его в любой ситуации.

Ребенок, как ненаписанная книга, какой зададите сюжет, таким будет его развитие. Помните, что дети — это счастье и радость в жизни каждого взрослого. Так есть ли смысл срываться по мелочам?

Александр Сергеевич Пушкин сказал: «Научить человека быть счастливым нельзя, но его можно воспитать так, чтобы он был счастливым». Хорошие родители стараются вырастить успешных, счастливых детей, но далеко не вс.

МОЖНО ЛИ ВОСПИТАТЬ ИДЕАЛЬНОГО РЕБЁНКА?

Начиная разговор об идеальном ребенке, сразу хочу отметить: нет страшнее зверя, разве что родитель, который тоже решил стать идеальным и поэтому изматывает всех вокруг, пытаясь достичь недостижимого. Почему же идеал недостижим? Во-первых, то, что кажется идеальным нам, на самом деле не обязательно является таковым, поскольку наши представления об идеале искажены призмой нашего собственного восприятия мира. А во‑вторых, даже если приложить все возможные усилия для воспитания идеального ребенка, в итоге можно получить нечто совершенно неожиданное, другое. Поэтому очень важно понимать, что твой ребенок на самом деле не совсем твой, а дан тебе на время: он дан тебе свыше, а дальше у него будет своя собственная жизнь. Твой ребенок — это не твой проект, который состоится или не состоится в зависимости от того, сколько ты в него вложишь. Но это и не снимает с нас ответственности за воспитание. Просто не нужно рассчитывать на то, что можно воспитать идеального ребенка, — это очень опасно и вредно. Ваш ребенок пришел в мир таким, каким создал его Бог, а не таким, каким его придумали себе мы. А вот каким его Бог создал — это нам с вами и предстоит понять. Поэтому достаточно хороший родитель будет не столько проектировать, кем будет его ребенок, сколько присматриваться и наблюдать, кто же ему достался.

Читать еще:  Можно ли парить детей

• Наблюдай и властвуй!

От того, насколько точно и беспристрастно родитель сможет наблюдать за своим ребенком, зависит и то, какую он выберет стратегию его развития. Если вы математик, у вас в семье все потомственные математики и вы видите в математике будущее мира — это совсем не значит, что ваш ребенок — прирожденный математик. Вы можете развивать его математические способности и, возможно, разовьете их процентов на десять по отношению к базовому уровню, и ваш ребенок станет посредственным математиком, в то время как мог быть, к примеру, гениальным танцором, если бы вы вовремя разглядели бы в нем искру этого таланта. Как же ее разглядеть, на что родитель в первую очередь должен обратить внимание? Во-первых, на темперамент ребенка, который является генетически заложенной данностью; на степень его общительности: насколько легко он сходится с другими людьми, насколько для него трудно находиться в обществе, насколько высока его степень нервной возбудимости при общении со сверстниками, насколько он подвержен влиянию со стороны других, насколько он может чувствовать чужие эмоции. Также нужно учитывать и физическое развитие ребенка, которое напрямую влияет на развитие интеллектуальное. Например, такие факторы, как усидчивость, умение концентрироваться на каком‑то деле, произвольное и непроизвольное внимание. Все это проявляется уже в раннем возрасте, поэтому уже достаточно рано здесь можно предположить, что является талантом ребенка, а что — нет. Здесь нет плюсов и минусов, правильных и неправильных ответов, это все грани того бриллианта, который вам достался, и вам нужно понять, какую для него подобрать оправу.

• Личный пример — самый лучший

Есть такая английская пословица: «Перестаньте воспитывать своего ребенка — он все равно вырастет похожим на вас». Это о том, что если вы хотите развить в ребенке определенные качества, полезные привычки и т.д., вам надо самому ими обладать и демонстрировать их ребенку. Если вы не читаете книг, все методики обучения чтению для вашего ребенка будут бесполезны: он не будет любить читать, потому что не видит, чтобы в доме кто‑то держал в руках книжку. В Америке проводилось довольно масштабное исследование о том, какая система обучения чтению лучше, и ученые пришли к выводу, что лучшей системы нет: в любой методике есть свои плюсы и минусы. Но походя обнаружили совершенно другую закономерность: качество обученности ребенка чтению напрямую зависело от наличия в доме книг. Если есть в доме книги, если родитель разговаривает дома на развитом литературном языке — одно это уже значительно увеличивает шансы, что ваш ребенок будет читать. Если же чтение книг не входит в ваш образ жизни — это уже совсем другая история.

Вообще слова «образ жизни» исключительно важны для воспитания ребенка. Когда вы растите ребенка, вы не сдаете экзамен на воспитание, вам не нужно к определенному времени достичь определенных показателей роста, интеллекта и т.д. Этот экзамен будет сдавать он сам, но вы должны его к этому подготовить. И в этом смысле приучение ребенка к определенному образу жизни значительно важнее каких‑то конкретных знаний. Например, приучение ребенка к двигательной активности в течение дня (зарядка, прогулка, пробежка) значительно важнее, нежели конкретные спортивные достижения! Спортивные достижения определяются талантом, а образ жизни целиком зависит от навыков, привитых родителями в детстве.

• Есть контакт? Нет контакта…

Взрослые нередко жалуются на то, что их ребенок вообще ни к чему не стремится. Такое впечатление у родителя складывается либо потому, что он невнимателен, либо потому, что он не хочет замечать подлинные интересы своего сына или дочери или придавать им значение.

Нередко родитель не замечает способностей ребенка из‑за того, что они не соответствуют его ожиданиям. Например, он ждет от ребенка успехов в учебе, а ребенок хорош как социальный лидер: стоит ему выйти во двор, как все строятся по струнке. В то же время от родителей он слышит только: учись, учись! Конечно, учеба для ребенка важна, но нельзя не обращать внимания на то, что школа в принципе ориентирована на людей с академическими способностями. Она тренирует умения логически мыслить, воспроизводить аналогии, копаться в книгах — а ведь эти способности нужны достаточно узкому кругу людей, в основном тем, кто хотел бы заниматься наукой. Для многих родителей же почему‑то успешность ребенка определяется исключительно результатами его обучения. Таким образом, ребенок оказывается в ситуации неудачника: все, что ему нравится, пресекается, и наоборот, возвеличивается то, что ему безразлично. В результате, когда родитель спрашивает его: что ты хочешь? — то в ответ слышит: спасибо, уже ничего.

Родителю кажется, что он всегда будет авторитетом для ребенка, что ребенок всегда будет ему доверять, но это не так. В определенный момент, достаточно рано, лет в 5-6, ребенок уже понимает, что его могут предать, обмануть, и тогда он перестает доверять родителю. Это может произойти и из‑за пустяковой истории. Родитель говорит ребенку в магазине: выбирай любую игрушку. Ребенок выбирает очевидную глупость. Родитель, уже забыв про свои слова, возмущается: но не эту же ерунду! А ребенок чувствует себя обманутым, замыкается, старается в следующий раз сделать то, что от него хотят, понимая, что правду говорить бесполезно.

Чтобы понять, почему ваш ребенок ничего не хочет, нужно в первую очередь установить с ним контакт. Сделать это возможно только на том уровне, на котором ребенок находится. То есть бесполезно стоять на своем двенадцатом этаже и тянуть к ребенку руку на первый этаж: надо сначала спуститься к нему. Если ваш ребенок любит компьютерные игры и только их, то начните разговор с этого. Я знаю один хороший детский лагерь, где вся структура лагеря построена на подражании известной компьютерной игре: с этого все начинается, но дальше ребенок уже, забыв о компьютере, строит свой реальный мир и действует в нем.

Бывает и так, что контакт с ребенком утрачивается, когда ребенок подрастает. Поскольку у ребенка меняются интересы, то родителю кажется, что он уже исчерпал все свои развивающие ресурсы. На самом деле родитель — это бесконечный развивающий ресурс, и нет такой ситуации, когда он не мог бы ничего дать своему ребенку. Другое дело, что, бывает, родитель сам устает быть родителем, не хочет развиваться, узнавать что‑то новое. Такое случается, когда мама или папа всецело посвящают себя ребенку с младенчества и практически не живут собственной жизнью. Тогда неудивительно, что подросшему ребенку они становятся неинтересны. Но на этом не стоит ставить точку: надо исправлять ошибки, налаживать свою жизнь, чем‑то интересоваться, куда‑то двигаться. Вы до тех пор не станете интересны ребенку, пока не станете интересны себе.

Конечно, развитие и воспитание ребенка происходят не только в семье. По большому счету, любая новая среда — детский сад, спортивная секция, кружок — будет для ребенка развивающей. Ребенок из всего может извлечь для себя урок. Другое дело — какой? Я бы сказал, что ребенку полезна любая среда, кроме травмирующей. Но в то же время травму не следует путать со стрессом. Стресс — синяк, травма — рана. Травма сделает вас слабее, останется с вами на всю жизнь. Стресс же для развития бывает необходим. Когда надо войти в новое помещение, познакомиться с новыми людьми, освоить новый вид деятельности, нам приходится переживать. Преодолев стресс, мы становимся сильнее, увереннее в себе. Важная задача родителя — вовремя заметить, чтобы стресс не обернулся для ребенка травмой.

Что же касается того, какую секцию выбирать, мне кажется, что нужно исходить из того, что самому ребенку нравится. И даже если вы видите, что у ребенка удивительные способности к спорту, а ребенку хочется рисовать, то пусть занимается рисованием. У педагогов нет однозначного мнения о том, какие качества ребенка лучше развивать: те, которых у ребенка в избытке, или которых ему недостает. Здесь каждый родитель может действовать по своему усмотрению, лишь бы было меньше травм, как моральных, так и физических.

Очень часто у хороших родителей возникает ощущение, что чем больше ты жертвуешь своему ребенку, тем полезнее твоя жертвенность. Чем решительнее они отказываются от похода в театр с друзьями, тем более эффективным для воспитания ребенка будет этот вечер. Если во имя ребенка я откажусь от работы своей мечты, то он вырастет более образованным и уж точно более благодарным. На деле все бывает иначе. Ваши собственные переживания могут быть совершенно безразличны ребенку, он не понимает, от чего вы отказываетесь, что это для вас значит. Возможно, ему было бы здорово сегодня остаться одному, а вы ради него не пошли в театр и только расстроили его планы. Внутренний счет: я вложила в тебя столько‑то, поэтому столько‑то хочу получить, — редко бывает оплачен. Бывает, что одно слово, сказанное ребенку в нужное время и в нужном месте, значит для него гораздо больше, чем миллион ежедневных пустых слов. То есть нет точной зависимости между тем, работает ли мама пять дней или сидит с ребенком семь дней в неделю и изводит его своим постоянным присутствием. И в том и в другом случае у вас может вырасти любящий и благодарный сын. Чтобы не совершать бессмысленных жертв, нужно уметь оценивать, насколько ваши действия востребованы ребенком именно сейчас. Если вы не идете в театр, потому что он ждал этого вечера, вы видите это и остаетесь с ним. Тогда это не жертвенность, а выбор, и самое дорогое вам существо будет за это благодарно. Если же вы не ходите в театр, потому что вы — хорошая мать, ваш ребенок тоже не будет ходить в театр, потому что никогда не видел, чтобы вы это делали. Такая же жертвенность порой встречается и у педагогов: «Сердце отдаю детям». А детям не сердце нужно, а всего лишь нормальный урок биологии.

Читать еще:  Можно ли давать ребенку ибуклин

• «Кнут и пряник» и прочие приемы воспитания

Мне нравится формулировка: если растить детей с помощью кнута и пряника, они вырастают толстыми и забитыми. Существует миллион вариантов, как заставить ребенка выполнить то или иное действие: мотивация, провокация («Я думаю, ты этого не сможешь»). Этот «миллион вариантов» родителю очень желательно иметь в своем арсенале — пригодится все, поскольку универсального решения на все случаи жизни не существует. Также у эффективных решений очень короткий срок действия. То, что работает сегодня, в следующем месяце, а может, уже и завтра даст сбой.

Один мой знакомый папа стал платить за оценки своему сыну-подростку. Ребенок, получив мотивацию, стал учиться лучше, стараться. Папа понял, что он состоялся как педагог-новатор, и успокоился. Прошел месяц, сын понял, что какие‑то предметы ему даются лучше, и стал хватать пятерки там, где легко. А по предметам, сложным для него, он вообще перестал учиться — за двойки‑то деньги не отнимали. Потом он посчитал и понял, что грузчик зарабатывает больше. Тогда он убежал из школы и стал подрабатывать в автосервисе. Узнав об этом, испуганный папа примчался на сервис. Но сын посмотрел на него с недоумением: «А чего ты так беспокоишься, я же твои деньги экономлю». На этом примере мы видим, что может произойти, если один и тот же воспитательный прием использовать по многу раз: ситуацию легко можно довести до абсурда. Каждый прием имеет свои достоинства и недостатки, их надо комбинировать, чередовать. Когда и как — в этом вам снова поможет ваша наблюдательность. Наблюдайте за ребенком, смотрите, что для него важно, значимо, на что он поддается, а к чему безразличен. Не стоит думать, что все пройдет гладко и таким образом вы избавите себя от ненужных разочарований.

По моим наблюдениям, большинство родительских разочарований в детях связано с их разочарованиями в собственной жизни, когда у родителей существуют свои нереализованные амбиции, которые им не удалось реализовать и в жизни своего ребенка. Конечно, бывают и крайности: есть истории прекрасных семей, заботливых, благонравных, из которых вырастали страшные люди. В этом плане стопроцентно уверенным быть ни в чем нельзя. Все, что мы можем — это стараться.

Для больших успехов в будущем: как правильно воспитывать ребенка с самого рождения?

Чтобы малыш вырос послушным, добрым, чистоплотным и аккуратным человеком, его нужно воспитывать.

И начинать это делать рекомендуется с момента его появления на свет. Родители должны понимать, как правильно воспитывать ребенка с рождения.

Возрастные особенности и воспитание до года

Многие новоиспеченные родители задаются вопросом, как правильно воспитывать ребенка с рождения. Делать это необходимо с учетом его возраста, физиологических и психоэмоциональных особенностей.

Воспитание крохи до года можно условно поделить на 4 этапа:

  1. первый – длится с момента рождения и до трех месяцев;
  2. второй – это возраст от 3 месяцев до полугода;
  3. третий – период 6-9 месяцев;
  4. четвертый – 9-12 месяцев.

Первый период: от 0 до 3-х месяцев

Этот период считается одним из важных и ответственных. Родителям необходимо выработать у крохи хорошие привычки, предупредить появление вредных. Также на этой стадии происходит закладка основ общения. Нужно заниматься развитием сенсорного восприятия.

В этот период матери важно правильно организовать для младенца режим питания. Это необходимо для нормальной прибавки в весе, приучения малыша жить по графику.

Физиологические и психологические навыки трехмесячного ребенка:

  • держать головку;
  • подавать признаки недовольства в случае появления дискомфортных ощущений – голод, необходимость замены мокрого подгузника;
  • ориентироваться в пространстве;
  • реагировать на свет, звуки.

В первые три месяца после появления крохи на свет требуется выработать у него такие привычки:

  • засыпать без пустышки на улице во время прогулки;
  • некоторое время развлекать себя самостоятельно, лежа в кроватке;
  • засыпать без укачивания.

Также надо приучать малыша к соблюдению гигиены. Каждое утро ребенка должно начинаться с умывания лица и рук, смены подгузника и подмывания. Так получится привить крохе любовь к чистоте. Важна гигиена и для поддержания хорошего состояния здоровья. Остатки испражнений, урины могут вызывать раздражение кожи.

Менять памперс рекомендуется каждые 3-4 часа, а также по мере загрязнения. Эпидермальные покровы маленьких детей очень нежные и чувствительные. Во избежание появления опрелостей, воспаления стоит обрабатывать кожу специальной присыпкой либо кремом.

Чтобы научить грудничка держать головку, следует ежедневно выкладывать его на живот. Делать это надо, даже если крохе не нравится такая поза.

Со временем он привыкнет и выкладывание на живот будет воспринимать спокойно, с интересом изучая окружающий мир под другим углом зрения. Нахождение в такой позе благотворно влияет на состояние мышц спины и шеи.

Также в этот период нужно активно общаться с ребенком. Чтобы грудничок начал агукать, с ним требуется играть, разговаривать. Полезно петь ему песни, читать стихи и сказки. Каждое действие, связанное с малышом, необходимо комментировать. Во время беседы с крохой родителям надо улыбаться. Так они будут закладывать культуру общения.

Второй период: от 3-х до 6-ти месяцев

Это этап активного совершенствования слуха, зрения, сенсорного восприятия. Родителям надо в этот период подготавливать ребенка к становлению речи. Рекомендуется включать мелодичную и легкую музыку.

Подойдут разные жанры и стили: детские песенки, классика, народные мотивы, аудиосказки. Чтобы кроха лепетал, гулил, следует обращать его внимание на разные звуки: например, на шелест листьев, шум струящейся воды, пение птиц, лай собак.

Игры для ребенка следует выбирать те, которые улучшают тактильное, зрительное и слуховое восприятие. Заниматься с крохой лучше в первой половине дня, во время его активного бодрствования. Малыш должен получать удовольствие от игры. Поэтому не стоит его беспокоить, если он плохо себя чувствует, капризничает, болен. Важно проявлять в отношении ребенка любовь и заботу. Так родители закладывают основы эстетического и нравственного воспитания.

Третий период: от 6-ти до 9-ти месяцев

Родителям нужно уделить в этот период большое внимание физической подготовке. Стоит организовать для ребенка достаточное пространство для свободного перемещения по квартире.

Необходимо максимально обезопасить малыша: убрать бытовую технику, бьющиеся предметы, провода и другие вещи, которые могут навредить ребенку. Дети 6-9 месяцев стремятся открывать двери, ящики шкафов и тумбочек, изучать их содержимое. Родителям не стоит в этом им препятствовать, но только все должно быть безопасно и в пределах разумного.

Для поддержания хорошей физической формы и любви к спорту надо продолжать заниматься с крохой зарядкой. Полугодовалых детей не стоит усаживать в ходунки либо прыгунки. Их неокрепшему позвоночнику данные приспособления лишь навредят. Не пойдет на пользу и стульчик для кормления.

С 7 месяцев можно начинать приучать кроху мыть руки перед едой и после прогулки. Со временем ребенок привыкнет к такой процедуре и будет сам подставлять руки под струю воды.

Так у родителей получится воспитать в малыше чистоплотность. Перед каждым кормлением крохе надо надевать нагрудничек. Испачканную одежду следует сразу менять на чистую.

Каждое действие мама должна проговаривать, объяснять. Тогда ребенок вырастит аккуратным. Когда у малыша появятся зубы, нужно будет купить для него зубную щетку и начинать приучать его ею пользоваться.

Грудничка на этом этапе развития необходимо познакомить со словами «нельзя» и «нет». Это нужно для того, чтобы сразу пресекать плохие поступки. Например, если малыш во время игры начал драться или кусаться, стоит взять его на руки и сказать, что так делать нельзя, потому что это вызывает боль.

Чтение и рассматривание картинок благоприятно влияет на развитие речи

Следует продолжать развивать речевые навыки путем чтения стихов, сказок, потешек. Полезно рассматривать с малышом картинки. Стоит разыгрывать небольшие представления с игрушками. Общаться с крохой требуется спокойно, ласково, доброжелательно.

Четвертый период: от 9-ти до 12-ти месяцев

В это время ребенок активно общается, пробует самостоятельно ходить. Важно поощрять попытки ребенка встать на ноги. Для этого нужно водить его, поддерживая сначала за две, а потом за одну руку.

Нельзя запрещать малышу подниматься там, где неудобно: он может подумать, что вставать на ноги запрещено и перестанет развивать данный навык.

Следует совершенствовать интеллектуальные способности крохи. Для этого ему надо показать, с какими предметами какие действия можно совершать: например, дудеть в свистелку, бить в барабан, есть яблоко, катить машинку. Полезны на данном этапе пальчиковые игрушки. Они развивают память, воображение и речь.

Читать еще:  Можно ли давать аскорил детям

Ближе к годовалому возрасту необходимо познакомить кроху с разными формами предметов, размерами материалов. Для этого стоит приобрести для него мячики, кубики, пластмассовые и деревянные игрушки.

Сюсюкать и повторять неправильно произнесенные малышом слова нельзя. Это может спровоцировать появление у ребенка дефекта речи. Разговаривать с грудничком надо много, правильно. Требуется ему объяснять, что к людям, животным, окружающему миру необходимо относиться с добром.

Советы психологов

Также специалисты настаивают на максимальной автономности детей от мамы с папой. У каждого ребенка должна быть своя кроватка. Совместный сон может привести к тому, что кроха станет несамостоятельным, его будет сложно отлучить от груди.

Специалисты рекомендуют уделять малышу достаточное количество внимания, показывать ему свою любовь и заботу. В противном случае у крохи могут возникнуть серьезные психологические проблемы.

Видео по теме

Доктор Комаровский о том, как нужно воспитывать детей:

Таким образом, воспитание грудничка – это сложный, но интересный процесс. Родителям важно с самого рождения вырабатывать у ребенка хорошие привычки и пресекать плохое поведение. Образцом должна стать семья.

Воспитание детей

Дети растут, и не всегда их решения бывают удачными: тогда их нужно воспитывать.
скачать видео

Ваши дети ложатся спать, когда им велят? Они встают, когда им велят? Говорят спасибо и пожалуйста?
скачать видео

Родители и дети: мы воспитываем детей своим фактом жизни вместе с ними

Среди родителей осознанных воспитателей — немного, осознанно воспитывают детей — единицы. К сожалению, бóльшая часть родителей, если бы вдруг решила написать книгу о своём воспитании детей, эпиграфом могли бы взять классическое «Так вышло», а озаглавить — «Что выросло, то выросло». Меньшая часть родителей знает, что они делают и для чего. Здравствуйте, такие родители! Однако дети воспитываются нами и тогда, когда мы это и не планируем: самим фактом того, что мы живем с ними вместе, своим образом и укладом жизни, своими привычками и разговорами. Целенаправленное воспитание редко и поэтому вторично, по жизни первично — это родители и дети: какие это дети, какие родители, и какие отношения между ними. От этого уже будут зависеть и цели воспитания, и его возможности, и используемые при этом подходы и методы.

Воспитание — это вмешательство в жизнь ребенка. Имеем ли мы на это право?

Нужно ли воспитывать своих детей? С точки зрения законодательства РФ, это наша прямая обязанность. Однако в каждой семье свои законы, и. как ни странно, многие родители сегодня на этот вопрос отвечают отрицательно, выбирая другое: «С детьми нужно просто жить!». Как к этому относиться? Иногда это мудро, иногда — глупость. Если за дело воспитания берется папа, у которого в голове алкоголь, а в руке ремень, то ответ однозначный — такому папе лучше бы делом воспитания не заниматься. Любому воспитателю начинать нужно с себя, первая задача — воспитать в себе воспитателя! С другой стороны, если детей не воспитывать, они так или иначе воспитаются сами, но с каждым поколением уровень будет немного ниже. Чтобы дети оставались на уровне или уровень их рос, детей нужно воспитывать. Природа дает ребенку задатки, воспитание делает ребенка человеком. Воспитание приобщает ребенка к культуре, дает возможность ребенку войти в круг людей, правильное воспитание может развить у ребенка уважение к себе и к людям, смелость и творчество, создать предпосылки для его здоровья и счастья. С другой стороны, неправильное воспитание может убить в ребенке смелость и интерес к жизни, привить дурные привычки, развить эгоизм и разрешить воровство.

Развитие ребенка, воспитание ребенка, перевоспитание ребенка и управление ребенком — это совсем разные задачи и существенно различные методы. Поймите, что вам нужно, и не путайте пожалуйста!

Какими мы хотим видеть наших детей?

Но есть факт: вы уже читаете эту статью, а это значит, вы думаете о том, что: «Ребенка нужно воспитывать!» — Верно, только во имя чего, что мы хотим получить в результате? Чтобы был удобным и нам не мешался? В принципе, неплохо и это, но кажется, что миссия быть родителем в чем-то другом. «Чтобы был здоровеньким и не хуже других» — а это не мало? «Чтобы не повторил моих ошибок. » — а может быть, у ребенка должна быть своя жизнь? Мамы не согласны с папиными взглядами на воспитание, они в целом не согласны с позицией бабушки; религиозная семья воспитывает детей в других ценностях, чем семья светская, местная культура и обычаи также вносят свой вклад, ставя свои рамки и определяя — нередко очень жестко — свои ценности. Но дети — наши, и нам эти вопросы нужно решать. Подробнее об этом в статье Какими мы хотим видеть наших детей?

Ну, и как их воспитывать?

А вот и не скажем. Точнее, скажем только тогда, когда вы определитесь с задачами воспитания и выберете свой подход. Оказывается, единой науки воспитания нет: есть достаточно конкурирующие и нередко взаимоисключающие друг друга подходы, между которыми вам придется выбирать. Как минимум, мужской подход в воспитании серьёзнейшим образом отличается от женского подхода, сторонники свободного воспитания защищают свою правду, гештальт-подход вербует своих сторонников. Как определитесь со своими целями и выберете свой подход, вам будет уже несложно подобрать и авторов, близких вам, и свой язык, и свои правила и принципы. Хотим предупредить, что Психологос развивает в первую очередь синтон-подход как в психологии, так и в педагогике.

Мы убеждены, что методы воспитания нужно подбирать «под рост» родителей. Пока родители дикие, их попытки воспитывать детей обычно приводят только к негативным последствиям, и таким родителям, если они действительно хотят добра детям (да и себе), лучше заняться воспитанием себя и поменьше приставать к детям. Традиционные рекомендации «старайтесь понимать детей», «разговаривайте с детьми», «учитесь слушать детей», «просто дружите с детьми» — вполне разумны, поскольку отвлекают таких неумелых родителей от воспитательного процесса, к которому они по факту неспособны, и ориентируют на вполне полезные дела, которые помогают и им самим, и их детям.

Итак, если вы не большой специалист в воспитании детей, то для начала займитесь самовоспитанием и по возможности не трогайте детей, не мешайте им жить. По мере успехов и жизненных нужд постепенно переходите ко все более активному управлению детьми. А когда дети у вас станут послушными, вы уже можете их воспитывать. И даже как-то отвечать за результаты собственного воспитания.

Лучшими методами воспитания вы сможете воспользоваться только тогда, когда воспитаете себя должны образом. Знакомиться с приемами и удачными решениями родителей в общем для всех нас на деле воспитания детей — конечно, очень полезно, но все рекомендации имеют свои ограничения. То, что подойдет одному ребенку, будет противопоказано другому ребенку в другой семье. А некоторые эффективные формулировки у вас не сработают просто потому, что вы их не выговорите (смешно, но это часто именно так), или у вас не будет нужного голоса и нужной интонации. Фразы на детей действуют не сами по себе — их говорят родители, у которых с детьми свои отношения и своя история. Кроме того, все эти воспитательные тактики и подборка арсенала методов — это преимущественно мужской подход. Женщины не склонны мыслить в этом ключе, они воспитывают ребенка в первую очередь своим отношением к нему.

Говоря о типах воспитания, в первую очередь пишут о таких типах, как потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, безнадзорность, жестокое обращение.

Это наиболее распространенные 6 типов воспитания. Более широкий список из 10 типов, это: гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, потворствующая гипопротекция, воспитание в культе болезни, эмоциональное отвержение, жестокое отношение, повышенная моральная ответственность, противоречивое воспитание и воспитание вне семьи. См.→

Достаточно очевидно, что это все типы проблемного воспитания. Это не то, что родители выбирают, это то. что у проблемных родителей получается. Нередко пишут, что этим типам проблемного воспитания противостоит авторитетное воспитание: комбинация теплоты и относительно строгого контроля за ребенком, однако такого контроля, который понятен ребенку и осуществляется четко и последовательно, так что дети знают, чего им ждать, если они нарушили установленные родителями правила. То есть проблемных типов воспитания много, а правильное воспитание — одно: «авторитетное воспитание». Так ли это? К сожалению, это не так. Даже для лучших родителей идеальной системы воспитания — нет. Те (редкие) родители, которые к воспитанию подходят осознанно, которые думают о воспитании детей, которые выбирают, подбирают под себя и под ребенка свой стиль и способ воспитания — тоже не в простой ситуации, они также стоят перед выбором.

Осознанное воспитание — это не одна, а разные модели воспитания, каждая из которых имеет свои особенности, свои плюсы и минусы. Не очевидно, что жесткое воспитание не может быть осознанным и когда-то адекватным выбором, многих родителей привлекает модель естественного воспитания с практически отсутствием социальных запретов, но даже относительно свободное воспитание с разумными ограничениями может быть в разной степени директивным. А как — правильно? Мы можем предложить свое описание основных моделей воспитания​ и свои комментарии. Надеемся. что наши лучшие в мире читатели сделают свой. самый правильный выбор!

Да, хорошие книги вам в помощь. Литературы по воспитанию детей — море, потеряться легко. Тут — подборка полезной литературы по воспитанию детей. Тут — онлайн курс по воспитанию детей «Ступеньки», рекомендуем. Ну, и приходите на тренинги в Синтон!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector