Можно ли брать ребенка на похороны

Стоит ли брать ребенка на похороны?

Можно ли присутствовать на похоронах ребенку? Целесообразно брать его на кладбище для прощания с умершим близким или родственником? Как траурная церемония способна повлиять на неокрепшую детскую психику? Эти и множество других вопросов вызывают замешательство у взрослых, в семье которых произошло горе.

Как же правильно объяснить ребенку грань между материальным и духовным миром? Можно ли довериться традициям и, последовав опыту предыдущих поколений, дать ему право попрощаться с усопшим?

Решая этот сложный вопрос родителям в первую очередь необходимо определить эмоциональное, психическое, ментальное и физическое состояние ребенка. Проанализировать его восприимчивость, стрессоустойчивость и физическую выносливость. Так как траурная церемония длится продолжительное время, справиться с капризами подвижного и активного малыша будет сложно. В такой ситуации стоит заранее заручиться поддержкой еще одного взрослого человека, который поможет своевременно успокоить ребенка и присмотреть за ним.

Следует учитывать, что дети по-своему воспринимают смерть родного или близкого человека. Преимущественно они считают ее долгой разлукой, произошедшей по вине умершего. Мгновенный разрыв физических и психоэмоциональных связей является для ребенка сильным потрясением, которое может спровоцировать зарождение глубочайшей обиды на покойного.

Если же умерший человек постоянно общался, жил вместе или являлся членом семьи, то его отсутствие станет для ребенка эмоциональным бедствием. Дети нередко испытывают панический страх в таких ситуациях, а иногда даже слышат голос или видят тень покойного. Со временем это может развиться, превратившись в серьезную фобию, вылечить которую будет непросто.

Чтобы уберечь психику малыша от сильнейшего стресса и избежать непредвиденных ситуаций, прежде чем решить, стоит ли брать его на кладбище, нужно доверительно пообщаться. Сначала следует выяснить, что конкретно он уже знает о смерти, что его пугает и беспокоит больше всего. Если причина страха спровоцирована неверным пониманием самого принципа смерти, то постарайтесь понятно и деликатно объяснить, как обстоит дело в реальности. Уточните, что покойный умер не по своему желанию или вине и расскажите, что его тело останется в могиле до момента всеобщего воскрешения, а душа продолжит жить. Если же маленький ребенок категорически отказывается посетить похороны, то ни в коем случае нельзя настаивать и принуждать его присутствовать на траурной церемонии или кладбище.

Как понять, что ребенка можно взять на кладбище?

Актуальные советы и рекомендации о том, как правильно говорить с детьми о смерти, можно получить у местного батюшки или профессионального психолога. Разумеется, брать или не брать ребенка на кладбище вправе решить только его родители. Принимая положительное решение, они руководствуются преимущественно этическими, традиционными, психологическими, а также религиозными убеждениями и аргументами. И поскольку проводы покойного в последний путь — это сакральный ритуал, то присутствие на траурной церемонии детей полностью оправдано. Кроме того, похороны позволяют ребенку научиться принимать неизбежное, осознать реалии бытия и выработать в себе способность и желание по-настоящему дорожить жизнью.

Еще один мощный социальный фактор, вынуждающий людей приводить детей на похороны родственника, — это боязнь сплетен, толков и всевозможных пересудов. Однако такие доводы субъективны. Все дети переносят момент утраты близкого по-разному, руководствуясь индивидуальными понятиями. Одни ведут себя естественно и даже принимают в ритуальных обрядах посильное участие, другие же паникуют и пытаются покинуть место погребения любым способом.

Как подготовить ребенка к посещению похорон

В первую очередь следует рассказать, кто из родственников и знакомых будет присутствовать на траурной церемонии, а также объяснить, какие конкретно обряды и с какой целью будут проводиться. При необходимости подробно опишите, для чего участники похоронного процесса выполняют те или иные действия.

Перед посещением кладбища ребенок должен понять следующее:

  • ему следует не подражать взрослым, а вести себя естественно и выражать свои чувства честно и без стеснения;
  • плачь, причитания, эмоциональные истерики, крики и слезы скорбящих в процессе траурной церемонии прощания — это нормально;
  • непредусмотренные вмешательства в обряд, а также забавы и веселые игры во время погребения неуместны.

Защитить психику ребенка от неприятных и порой опасных неожиданностей поможет доверительная беседа. А поскольку для маленьких детей эталоном поведения являются действия родителей, то они тоже должны вести себя надлежащим образом, не нарушая традиций и общепринятых правил похоронного процесса. В этом случае дети непременно последуют их примеру.

Если же за малышом присматривает родственник или близкий человек, свободный от ритуальных обязанностей, то сообщите ребенку, что он может полностью рассчитывать и на вашу помощь. Объясните, что если потребуется, то вы сможете отлучиться на некоторое время, а он в любой момент траурной церемонии может отправиться домой в сопровождении взрослого.

Решая, присутствовать или нет ребенку на похоронах, обязательно учитывайте его мнение. Не принуждайте к посещению церкви или кладбища, а объясните подробно, в чем заключается важность и суть этого события для вашей семьи в целом. Проконсультируйтесь с компетентным психологом при необходимости. Опытный специалист непременно поймет и развеет тайные страхи вашего малыша. В большинстве же случаев ходить на похороны детям можно и даже нужно, но только если их возраст больше 2,5 лет.

Брать ребенка на похороны: надо или нет

Можно ли брать ребенка на похороны? Рано или поздно этот вопрос встает перед родителями. И вызывает противоречия. Ведь можно навредить и ранить детскую, еще не окрепшую психику столь серьезными для нее переживаниями. Или это как раз возможность для ребенка вынести правильный урок сочувствия и сострадания к другому человеку?

Родители обсуждают на форумах эту тему и задаются такими вопросами:

  • Как узнать оптимальный возраст, когда можно брать ребенка на похороны?
  • Как определить готовность ребенка к адекватному восприятию столь печального события? Например, смерть родственника, когда нужно попрощаться с ним должным образом.
  • Надо ли брать ребенка на похороны, когда умирают его самые близкие люди? Подходящий ли это случай объяснить ребенку, что такое смерть?

Какого ребенка брать на похороны нельзя однозначно

Каждый ребенок уникален набором своих врожденных свойств, наличием своих желаний и стремлений. Уникальный метод распознавания детей по их внутренним состояниям, их способностям, реакциям на то или иное событие дает Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Читать еще:  Поездка годовалым ребенком машине

Понимание уникальных особенностей детей, их врожденных желаний дает преимущество в создании правильной среды для их развития, помогает им день ото дня справляться с любыми обстоятельствами и чувствовать себя при этом комфортно.

Очень впечатлительный ребенок нуждается в особом подходе к воспитанию. Необходимо создать условия для его комфортного самоощущения. Кладбище, похороны — не то место, которое нужно ему для нормального и гармоничного развития. Родителям следует хорошо подумать, прежде чем брать такого ребенка на похороны.

Самая яркая эмоция у чувствительного, эмоционального ребенка — это страх смерти. Он бессознательно боится умереть. Присутствие на похоронах несет массу негативных переживаний. Это пугает его и вгоняет в сильнейший стресс. Даже если умерла его самая любимая бабушка, ему могут сниться жуткие кошмары. Богатое воображение такого ребенка сыграет с ним злую шутку. Он будет постоянно представлять сцены с кладбища.

Отличительная особенность ребенка со зрительным вектором — это наблюдательность, способность различать множество оттенков, подмечать детали, которые не видит другой человек. Так же идеально он различает и запахи.

Приятные и не очень. Именно такому ребенку легко западает в подсознание запах смерти, который он чует на кладбище от мертвого тела.

Каким бы странным это ни казалось другим, у зрительного ребенка может остаться негативный след в душе от церемонии похорон.

Например, когда проводят ритуал прощания. Просят постоять рядом с гробом и поцеловать эту самую дорогую и любящую его когда-то бабушку. Но он-то чует, что она уже не живая. Запах смерти его пугает. Страшное для него событие встречи со смертью в лице родной бабушки может зафиксировать страх на долгие годы.

А это значит — можно затормозить развитие такого ребенка. Помешать подняться до наивысшего уровня в его развитии — любви к человеку. И достичь этого можно лишь одним способом — научиться выносить этот страх наружу. Перестать бояться за себя, а испытывать страх за другого человека. То есть научиться сопереживанию.

Эмоциональная амплитуда зрительного вектора колеблется между двумя пиковыми состояниями: страхом и любовью. Про уровни развития читайте тут.

Брать ли ребенка на похороны — советы системно-векторного психолога:

  • Не надо брать ребенка на кладбище, особенно зрительного.
  • Можно брать, если он достаточно развит для такого события: испытывает сострадание к другим, что позволяет ему пережить горе без травмы для его психики.

Статьи на тему:

Самое дорогое, что у нас есть, — наши дети

Детская душа готова к новым открытиям и знаниям. С самого рождения, из года в год ребенок с интересом и любопытством погружается в изучение чего-то нового и неизведанного. Его природное стремление — познать, постичь, научиться. Чтобы развиваться, набираться опыта, оттачивать навык своего мастерства.

Пока он еще ребенок, он способен впитывать в себя все знания как губка — и хорошие, и плохие. Однажды он станет взрослым. Этот полный багаж знаний, опыта, впечатлений и переживаний из детства определит его жизненный сценарий, его судьбу. И тут важно родителям сориентироваться, что может навредить или пойти на пользу для гармоничного развития их ребенка, сохранения его психического здоровья. Важно знать и понимать, а стоит ли брать ребенка на похороны.

Правильно развивать ребенка — в соответствии с его врожденными особенностями. В этом помогает онлайн-тренинг Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

А также целых два тематических занятия по теме: Воспитание детей в свете ликвидации психологической безграмотности.

Преодолела страх похорон

«Похороны. У всех зрительников «особое» отношение к ним. Атмосфера, запахи, люди, кричащие и плачущие, эти крышки от гробов, венки… Я находила кучу рационализаций, лишь бы не попасть в этот ад»
Ирина Шповтун, Мариуполь, Украина 27 января 2018

Вы можете оставить комментарий авторизировавшись через любую из представленных социальных сетей либо просто указав имя и эл. почту

Брать ли детей на похороны

У гроба собираются близкие родственники и друзья почившему. Традиции велят, чтобы прощание было со всеми домочадцами. Но что делать, если некоторые из них ещё не достигли возраста совершеннолетия? Брать ли их на похороны или лучше оставить дома? Стоит ли травмировать детскую психику фактом смерти или, наоборот, осознание неизбежного приучит ребёнка стойко выносить дальнейшие жизненные трудности?

Сколько лет ребёнку?

Для начала давайте определимся с возрастом. Малыши до 3-х лет чаще всего не могут ещё контролировать свои эмоции, потому рекомендуем их не приводить на печальную церемонию. И совсем не важно, что ребёнок по натуре флегматичный и спокойный. Вид мёртвого человека на смертном одре действительно может оказать шокирующее действие. К тому же маленькие дети особо впечатлительны, могут впасть в истерику и торжественное мероприятие превратится в имитацию детского сада.

Бывает так, что сына или дочь попросту не с кем оставить. Тогда имейте ввиду два момента:

  1. Ребёнок должен быть всегда под вашим наблюдением. Это означает, что отойти от вас он может не далее, чем на полметра.
  2. Приготовьтесь, что именно для вас с ребёнком мероприятие окончится намного раньше. Психика малыша попросту не сможет выдержать длительного присутствия на людях.

До похорон

Постарайтесь провести небольшой инструктаж с ребёнком до похорон. Присутствие на первом погребении может стать настоящей трагедией для тонкой душевной натуры. Подробно расскажите обо всех этапах, включая отпевание в церкви и само захоронение (кремацию). Ребёнок должен быть подготовлен ко всем нюансам погребальной сферы.

Расскажите своему дитю о естественных проявлениях скорби – плаче, рыданиях, истериках. В то же время объясните, что от него подобных эмоций не ожидается. Наиболее приемлемой линией поведения считается спокойствие, отсутствие шума, криков, жестикуляции. Бегать по дорожкам кладбища или могилам недопустимо. При необходимости выйти или что-то спросить ребёнок должен действовать незаметно для остальных.

Читать еще:  Как ухаживать за пупком новорожденного видео

Уделите время на ответы малышу. Скорее всего ребёнку не совсем будет понятно, почему гроб с бабушкой закапывают в землю, а искать её потом следует на Небесах. Не смейтесь с его наивных вопросов. Ведь для него это своего рода испытание, первое непосредственное соприкосновение со смертью близкого.

В процессе похорон

Непосредственность детей уж вошла в поговорку. Что ожидать от самый маленьких участников печального мероприятия не знает никто. Кроме родителей. Предсказать поведение своего ребёнка вы можете как никто другой. Ответьте честно себе на вопрос, сможет ли ваш «живчик» справиться с бурлящей в нём энергией всю церемонию? Даже если ответом на этот вопрос будет «Да», всё же стоит занять места поближе к выходу. Тогда вы сможете покинуть траурный зал или Храм не привлекая особого внимания.

Иногда в сценарий гражданской панихиды вставляют выступление маленького ребёнка. Похвально желание взрослых отметить церемонию таким образом, в особенности если умершим является родитель(ница), бабушка или дедушка малыша. Но по мнению психолога этого делать не стоит. Из-за скопления людей, смущения, физиологии или других причин ребёнок может отказаться от произнесения речи в самый ответственный момент. В этом случае лучше сгладить заминку и успокоить дитя. Подбодрите его, но ни в коем случае не заставляйте говорить перед всеми. Возможно, через минут 5-10, когда маленький человечек сможет сам справиться с душевным волнением.

После похорон

Первые похороны так или иначе оставляют след в жизни ребёнка. Родители могут заметить различные странности после такого события. Например, их сын с особой тщательностью подготовит похороны умершего хомячка или дочь будет периодически хоронить «понарошку» своих кукол. Детские психологи считают это обычным явлением. Малыши всё познают через игру, потому не следует паниковать. Отнеситесь к такой ролевой игре, если она не носит характера садизма, как к игре в магазин или школу.

Отказ от присутствия на похоронах

Негативное отношение к погребению может быть выражено отказом в посещении церемонии погребения. С уважением отнеситесь к мнению ребёнка. Возможно, его внутренний голос говорит, что ему ещё рано посещать подобные мероприятия. Не настаивая на своём, аккуратно расспросите малыша, почему он не хочет быть на похоронах родственника. Со всей серьёзностью отнеситесь к его ответам. Бывает, что насмотревшись мультиков или наслушавшись сверстников, кладбище кажется ему полным призраков и зомби. Тогда отложите первый свой визит на погост до поминовения. Тогда не будет большой толпы людей, и вы сможете вместе с сыном или дочерью пройтись по тихим аллеям, рассмотреть надгробия, проверить реальное наличие потусторонних сил на территории некрополя.

Дополнительная информация, связанная с данным материалом:

Брать ли детей на похороны?

Святой преподобный Паисий Святогорец.
Слова. Семейная жизнь. Том IV.

Дети-сироты

— Геронда, если умирает глава семьи, должны ли маленькие дети видеть тело своего мёртвого отца?
— Лучше не надо. Тут вон даже если умирает кто-то из близких взрослого человека, то ищешь способ, как бы помягче, щадяще сообщить ему об этом. Что уж тут говорить о детях!
— До какого возраста детям не на пользу видеть своих умерших близких?
— Это зависит от [характера, склонностей, настроения] ребёнка.
— А можно ли водить детей на могилу отца?
— Да, на могилу детей водить можно. Надо им сказать: «Отец переселился отсюда на Небо. Если вы будете добрыми детьми, то он будет приходить с Неба к вам в гости». Помню, когда умерла моя бабушка, меня отвели в дом наших знакомых, чтобы я не видел похорон и не знал, что она умерла. Там со мной играли, развлекали меня. Я смеялся, а они плакали. Когда меня привели обратно домой, я стал спрашивать: «А где бабушка?» — «Придёт, придёт», — говорили мне. Я ждал возвращения бабушки, а спустя время узнал, что она умерла. Детям не на пользу видеть любимых людей мертвыми.
— Геронда, если у малых детей умирает мать, то они переживают её смерть с огромной болью.
— Дети больше сиротеют, теряя мать, а не отца. Поэтому, теряя мать, они испытывают и большую боль. Редко бывает так, что для детей, потерявших мать, потом становится матерью их отец. Однако в Раю такие дети будут утешены. Они получат [недостающее] там. Сирота «пройдет» в Рай с меньшим «проходным баллом», подобно тому как греки из заграницы поступают в наши университеты без экзаменов, поскольку это предусматривает соответствующий закон. То есть на сирот распространяется действие закона Божия, и для того чтобы пройти в Рай, им требуется меньше труда, тогда как другим людям для этого нужно предпринять немалый подвиг. Я считаю детей, лишившихся большой нежности своих родителей, счастливыми и блаженными. Ведь они сумели в этой жизни сделать своим Отцом Бога и одновременно отложили в «сберегательную кассу» Бога и нежность своих родителей, которой они были лишены и которая сейчас приносит им [духовные] проценты.
Но и в этой жизни Благий Бог будет помогать таким детям, потому что с того мгновения, как Бог забирает к Себе родителей, Он — если можно так выразиться — обязан позаботиться об их детях. Помните, что говорит пророк Давид? «Сира и вдову́ прии́мет» (Пс. 145:9). Бог естественным образом любит таких детей больше и заботится о них больше. Таким детям Он в этой жизни даёт больше [духовных] прав, чем детям другим. Если сирота повернёт ручку настройки на доброту, то он очень преуспеет. Но если он говорит: «Раз я сам мучался, то теперь буду мучить других», он себя разрушает.
— Геронда, отрицательные последствия сиротства остаются человеку на всю его жизнь?
— Что ты несёшь? Дети-сироты могут быть немного скованны, иметь некоторую стеснённость, робость — у них нет той радости, живости, как у детей, сытых нежностью. Однако эта скованность является для таких детей тормозом, который помогает им в жизни. И одновременно они откладывают себе сбережения в жизни другой. Что ты думаешь: Бог не видит этой скованности? Неужели Он не поможет им после? Поэтому сироту — особенно по матери — мы должны с болью и горячей любовью стиснуть в своих объятьях, для того чтобы сначала он согрелся, и у него бы исчезла робость, и он бы открыл своё сердце. И если у него есть любочестие, то мы должны сильно притормаживать его большое воодушевление, чтобы он не надорвал сил, стараясь выразить свою великую благодарность. Святой Арсений Каппадокийский вырос сиротой — и по матери и по отцу. Если бы он не отнёсся к своему сиротству духовно, с отвагой, то был бы человеком измученным, у него были бы проблемы с психикой. Однако погляди, каким он был молодцом! Какие он нёс подвиги! На меня произвело впечатление то, что его косточки были мягкие, как вата, как губка. Когда во время обретения его мощей я доставал из могилы его ребра и позвонки, то они рассыпались в прах, как только я до них дотрагивался. Более-менее крепкими были только два позвонка, тазобедренная и большая берцовая кости. Удивительное дело: как, будучи столь болезненным, он мог ходить пешком на такие огромные расстояния? Он ходил, всё равно что летал по воздуху! Здесь видна сверхъестественная сила, которую давал ему Бог. Так неужели Христу окажется не под силу вырастить сироту?

Читать еще:  Круг купания новорожденных какой лучше

Митрополит Антоний Сурожский.

Из книги «Жизнь. Болезнь. Смерть.»

Встречу с собственной смертью мы переживаем очень различно, в зависимости от возраста и обстоятельств. Подумайте о детях, которые слышат слово “смерть”. Одни из них имеют, может быть, смутное представление о ней; другие потеряли, возможно, одного или обоих родителей и горевали от сиротства. Они ощутили потерю, но не самую смерть. Большинство детей, во всяком случае мальчиков, в какой-то период жизни играют в войну. “Я тебя застрелил. Ты убит. Падай!” И ребенок падает, и знает в своих чувствах, хотя и изнутри защищенности игры, что он мертв; для него это означает, что он не имеет права участвовать в игре, бегать, не вправе шевельнуться. Он так и должен лежать. Вокруг него продолжается жизнь, а он не принадлежит ей; пока в какой-то момент он больше не может выдержать и вскакивает с возгласом: “Мне надоело быть мертвым, теперь твоя очередь!” Это очень важный опыт, потому что через него ребенок обнаруживает, что может оказаться вне жизни; а вместе с тем это происходит в игре, он защищен игровой ситуацией. В любой момент переживанию смерти может быть положен конец по взаимной договоренности, но чему-то он научился. Я помню, много лет тому назад в одном из наших детских лагерей был чрезвычайно впечатлительный мальчик, который воспринимал эту ситуацию настолько остро, что не мог вынести ее напряжения; и я провел с ним целую игру, жил, прятался, вступал в бой, был “убит” вместе с ним, чтобы он смог войти в этот опыт, который для него был не игрой, был слишком реален. Это один пример.

Ребенок может познакомиться со смертью уродливым образом, и это искалечит его, — или напротив, здраво, спокойно, как покажет следующий пример (он взят из жизни, это не притча). Глубоко любимая бабушка умерла после долгой и тяжелой болезни. Меня позвали, и когда я приехал, то обнаружил, что детей увели. На мой вопрос родители ответили: “Мы же не могли допустить, чтобы дети остались в одном доме с покойницей”. — “Но почему?” — “Они знают, что такое смерть”. — “И что же они знают о смерти?” — спросил я. — “На днях они нашли в саду крольчонка, которого задрали кошки, так что они видели, что такое смерть”. Я сказал, что если у детей сложилась такая картина смерти, они обречены через всю жизнь пронести чувство ужаса. При всяком упоминании о смерти, на каждых похоронах, у любого гроба — в этом деревянном ящике для них будет скрыт невыразимый ужас… После долгого спора, после того, как родители сказали мне, что дети неизбежно получат психическое расстройство, если им позволить увидеть бабушку, и что это будет на моей ответственности, я привел детей. Первый их вопрос был: “Так что же случилось с бабушкой?” Я сказал им: “Вы много раз слышали, как ей хотелось уйти в Царство Божие к дедушке, куда он ушел прежде нее. Вот это и произошло”. — “Так она счастлива?” — спросил один из детей. Я сказал: “Да”. И потом мы вошли в комнату, где лежала бабушка. Стояла изумительная тишина. Пожилая женщина, лицо которой много лет было искажено страданием, лежала в совершенном покое и мире. Один из детей сказал: “Так вот что такое смерть!” И другой прибавил: “Как прекрасно!” Вот два выражения того же опыта. Дадим ли мы детям воспринимать смерть в образе крольчонка, разодранного кошками в саду, или покажем им покой и красоту смерти?

В Православной Церкви покойника привозят в храм заранее; мы молимся у открытого гроба, рядом с ним стоят и взрослые и дети. Смерть вовсе не следует скрывать; она проста, она — часть жизни. Дети могут посмотреть в лицо умершего и увидеть покой. На прощание мы целуем умершего. И надо не забыть предупредить ребенка, что лоб человека, который обычно был теплый, теперь, когда он его поцелует, окажется холодным; тут можно сказать: “Это печать смерти”. Жизни сопутствует тепло; смерть холодна. И тогда ребенок не пугается, потому что у него есть опыт тепла и холода; и то и другое имеет свою природу и свое значение.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector