2 2 Анализ результатов исследования эмоциональной сферы детей

Педразвитие

Автор: Савельева Лада Анатольевна
Должность: студент, психолог
Учебное заведение: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, КЦСОН №1
Населённый пункт: Город Тула
Наименование материала: статья
Тема: ОПИСАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАРУШЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПОЛУЧЕННОЕ НА КОНСТАТИРУЮЩЕМ ЭТАПЕ
Дата публикации: 05.02.2018
Раздел: среднее профессиональное

ОПИСАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАРУШЕНИЙ

ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С

ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПОЛУЧЕННОЕ НА

изучения эмоциональной сферы у младших школьников с задержкой

Всё, что в жизни происходит с человеком, вызывает эмоции. Известно,

что для детей с задержкой психического развития характерно недоразвитие

всех познавательных процессов. Для изучения эмоциональных особенностей

необходимость в разработке диагностической программы.

школьников с задержкой психического развития.

1.Определение методологического аппарата исследования.

нарушений эмоциональной сферы с задержкой психического развития.

3.Проведение диагностической программы с детьми.

4.Описание результатов диагностической программы.

о собен н о стями

эмоциональной сферы детей данного

возраста с диагнозом ЗПР, а также

особенности эмоционального развития,

исследование эмоциональной сферы,

отражение эмоционального состояния.

В разработке диагностической программы для изучения эмоциональной

сферы нами были отобраны методики следующих авторов: Е.И. Изотовой,

Исследование проводилось на базе «Киреевской школы – интерната

детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В исследовании

принимали участие 8 детей в возрасте 7-8 лет, имеющие диагноз «задержкой

программы с подбором соответствующих методик приведена в таблице 2.

Н и к и ф о р о в а

«Эмоциональная сфера ребёнка».)

опознания эмоций — восприятия и

э м о ц и о н а л ь н ы х

Н и к и ф о р о в а

«Эмоциональная сфера ребёнка».)

В ы я в л е н и е

о с о б е н н о с т е й

э м о ц и о н а л ь н о г о

р а з в и т и я

О п р е д е л е н и е

о с о б е н н о с т и

моторики» Г. А. Волковой

э м о ц и о н а л ь н ы х

(РТС) и тест «Нарисуй историю».

(И.А. Копытин «Арт-терапия для

детей и подростков»)

эм о цио на льно го

с о с т о я н и я

рисунка и оценки образа «я».

Подробное описание методик из составленной диагностической

программы, представлено в «Приложении «А».

2.2 Описание результатов, полученных на констатирующем этапе

исследования нарушений эмоциональной сферы у младших школьников

с задержкой психического развития.

Эмпирическое исследование проводилось на базе исследования: ГОУ

ТО «Киреевской школы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей». В качестве испытуемых были привлечены дети от 7 до 8 лет.

Сводные данные экспериментальной группы представлены в таблице

Сводные данные экспериментальной группы

п с и х о г е н н о г о

с о м а т о г е н н о г о

п с и х о г е н н о г о

с о м а т о г е н н о г о

п с и х о г е н н о г о

с о м а т о г е н н о г о

с о м а т о г е н н о г о

с о м а т о г е н н о г о

Полученные результаты на констатирующем этапе исследования при

отражены в таблицах и диаграмма.

идентификация» Е.И. Изотовой

Результаты исследования уровня развития восприятия и понимания

представлены в таблице 4.

Показатели восприятия и понимания эмоциональных состояний для детей

младшего школьного возраста с ЗПР

Восприятие экспрессивных признаков

П о н и м а н и е

э м о ц и о н а л ь н о г о

«Эмоциональная идентификация» анализируется по трём уровням: высокий

(ву), средний (су), низкий (ну), данные показаны в таблице 5

Поуровневая дифференциация результатов эмоциональной

Примечание: Распределение баллов в/у 4-6, с/у 2-3, н/у 0-1.

Данные таблиц 4 и 5 показали, что у детей наблюдается нарушение

мимической имитации по образцу всех модальностей нижнего и верхнего

паттерна. Дети со средним уровнем выраженности эмоций не обходятся без

ориентационной психологической помощи, которая состоит из дублирования

инструкции, вспомогающих и наводящих вопросов. Ориентационная помощь

является критерием детской диагностики, а, следовательно, её результаты не

психологом по выполнению задач. Также им необходима содержательная

рассматривается как способность ребенка к обучению.

понимания эмоциональных состояний в прцентном соотношении. Результаты

представим в таблице 6.

Результаты исследования уровня развития восприятия и понимания

эмоциональных состояний, по методике № 1 «Эмоциональная

идентификация» для детей младшего школьного возраста с ЗПР, полученные

на констатирующем этапе, выраженные в процентном соотношении

Уровни выраженности эмоций

Более наглядно данные результаты отображены в диаграмме на

Уровни выраженности эмоций

Количество человек в процентах, %

эмоциональной сферы, полученные при помощи методики «Эмоциональная

следующие показатели: у 25% детей нарушено восприятие и понимание

ситуаций в сочетании со схематизацией картинки.

идентификации. Путают признаки 4-6 модальностей, пользуются вербальным

комплексы экспрессивных признаков. Соотносят эмоциональный эталон с

наблюдается адекватность произвольной мимической имитации по образцу.

Из результатов исследования можно сделать выводы, что большинство

детей имеют нарушения понимания и восприятия, и не могут обходиться без

2.2.2. Анализ результатов исследования по методике № 2

«Эмоциональная пиктограмма» Е.И. Изотовй

компонентов, проведенного на

констатирующем этапе эксперимента по

младшего школьного возраста №2 представлены в таблице 7

Показатели когнитивно-аффективных компонентов для детей

Уровни адекватности кодирования

удивление – страх — гнев, что соответствует низкому уровню адекватности

кодирования с показателями 3-6 баллов.

3 испытуемых, экспериментальной группы, Вася А., Настя К. и Таня

соответствует 6-8 баллам или средему уровню адекватного кодирования и

И у 3 школьников, младшей категории: Максима А., Тимофея П. и

адекватного кодирования и вербализации, так как они набрали 9 – 10 баллов

Выразим данные, полученные на констатирующем этапе по методике

испытуемыми. Данные занесем в таблицу 8.

Данные об уровне развития когнитивно-аффективных компонентов у детей

младего школьного возраста с задержкой психического развития, полученные

на констатирующем этапе, представленные в процентном соотношении

Уровни адекватности кодирования

Более наглядно отобразим данные показатели в диаграмме на рисунке

Уровни адекватности кодирования

Количество человек в процентах, %

Рис.2. Данные, полученные в результате исследования эмоциональной сферы

у детей с ЗПР по диагностической методике «Эмоциональная

кодирования. Все это мы можем рассмотреть наглядн по диарамме на рисунке

2.2.3. Анализ результатов по методике № 3 «Кактус» М.А.

Результаты диагностического эксперимента по методике № 3 «Кактус»,

полученные на констатирующем этапе представлены в сводной таблице 8

Сводная таблица показателей по методике «Кактус»№ 2 представлены в

9Сводная таблица показателей по методике «Кактус»№ 2

Изображение других кактусов

кактуса (в цветочном горшке)

Поуровневая характеристика групповых признаков представлена в таблице

Поуровневая характеристика групповых признаков

Уровни характерных признаков

Количество человек в процентах

Читать еще:  Мелкие прыщики на плечах ребенка

Уровни исследования эмоционально-личностной сферы

Уровни исследования эмоционально-личностной сферы

Количество человек в процентах, %

Рис3. Данные исследования эмоционально-личностной сферы, по

диагностической методике «Кактус».

Все рисунки детей были сгруппированы по характерным признакам:

женственности, экстраверсии, стремления к домашней защите;

• во вторую группу-(37%), вошли рисунки Максима А., Матвея Л., Тани Б..

демонстрирующие агрессивность на фоне неуверенности в себе, скрытность

количество иголок сильно торчащих и близко расположенных друг к другу,

преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии;

• в третью группу-(37%), вошли рисунки Сережы А., Алена Т., Вася А.

тревожность,импульсивность: в них прослеживаются следующие признаки:

крупный рисунок, расположенный в центре листа, наличие иголок, особенно

их большое количество, сильно торчащие, длинные, близко расположенные

друг к другу, сильный нажим карандаша, отрывистые линии, преобладание

По результатам методик можно сделать вывод, что в экспериментальной

группе 74% большинство детей имеют нарушения, такие как агрессивность,

неуверенность в себе, тревожность, скрытность и осторожность.

Результаты констатирующего эксперимента по диагностической

«Методика изучения мимической моторики»№4 Г. А.

экспериментальной группы указаны в таблице 11.

Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 20:23, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Сообразительный, смышленый ребёнок, но замкнут и неразговорчив. Другой ребёнок – не по годам интеллектуально развит, но капризен, плачет по любому поводу, быстро утомляется. Этот дошкольник уже освоил и чтение, и счет, а общение со сверстниками ему всё никак не даётся, к тому же он обидчив, задирист, агрессивен.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3.
Глава 1. Развитие эмоциональной сферы в дошкольном возрасте как
психолого-педагогическая проблема.
1.1. Особенности развития эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста…………………………………………………………………………. 7.
1.2. Влияние особенностей семейного воспитания на развития эмоциональной сферы ребёнка………………………………………………..14.
Выводы по первой главе……………………………………………………….27.
Глава 2 Экспериментальное изучение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
2.1. Организация психологического исследования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, характеристика выборки……..31.
2.2. Методы исследования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста……………………………………………………………………33.
2.3. Анализ результатов исследования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста…………………………………………………….40.
Выводы по второй главе……………………………………………………….50.
Заключение……………………………………………………………………. 51.
Библиографический список………………

Работа содержит 1 файл

дети эмоц разв квалифик.doc

Эксперимент проводился в течение года.

На первом этапе: с детьми была проведена проективная игра «Буратино», для выявления степени адекватности эмоционального реагирования;

Второй этап: определение эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада с помощью методики «Паровозик».

Третий этап: выявление особенностей внутри семейных отношений на основе проективной методики «Моя семья».

Методы исследования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Для реализации поставленных задач были использованы следующие методики:

1. Проективная игра «Буратино».

Цель: выявить степень адекватности эмоционального реагирования и сенсомоторной компетентности дошкольника.

Показателями адекватности эмоционального реагирования и сенсомоторной компетентности детей служат: активность ориентировочно – исследовательских действий при воздействии сенсорных стимулов; выразительность и разнообразие мимики, жестикуляции, пантомимики; эмоционально – оценочные суждения о качествах сенсорных стимулов и субъективных ощущениях; и в целом, взаимное соответствие субъективного ощущения, знака и качества испытываемой ребенком эмоции, её выразительного внешнего моторного оформления.

Диагностирование в этом случае проводится индивидуально.

Предлагая ребенку принять участие в игре «Буратино», диагностируемый ребенок –«Буратино» , сталкивается с необычными явлениями, требующими объяснения.

В заданиях, провоцирующее свойственное детям любопытство, предполагается, что ребенок эмоционально откликнется (эмоционально от реагирует) на ощущения, возникающие при воздействии на анализаторы различных сенсорных стимулов раздражителей.

Стимулами — раздражителями является:

свет и величина – для зрительного анализатора;

Звук – для слухового;

Запах – для обонятельного;

Материал с поверхностью разного качества – для осязательного;

Ориентация в пространстве с закрытыми глазами – для вестибулярного.

В соответствии с этим ребенку — «Буратино» предлагается;

  • в первом задании этой игры – рассмотреть абсурдную картинку, на которой цвет и величина персонажей, предметов и явлений заведомо искажены, и указать замеченные несоответствия;
  • во втором задании – послушать звуки сказочного леса, определить их и выбрать понравившиеся;
  • в третьем задании — распознать и оценить запахи в трёх бутылочках, обнаруженных в каморке Папы Карло;
  • в четвертом задании – распознать и оценить на ощупь с закрытыми глазами поверхности материалов найденных в сундучке Папы Карло (мохнатый, шершавый,
  • в пятом задании – сориентироваться в пространстве с закрытыми глазами (будто в каморке Папы Карло погас свет).

Эмоциональные реакции детей фиксируются в индивидуальных картах –характеристиках и уточняется и дополняется словесным описанием особенностей эмоционального реагирования и сенсомоторной компетентности.

По результатам начального констатирующего среза каждый ребенок может быть отнесен к одной из четырех типологических групп (где первым уровнем оценивается наивысший результат сенсомоторной компетентности и эмоциональной выразительности, четвертый – самый низкий).

В первую типологическую группу входят дети, продемонстрировавшие самый высокий уровень сенсорной компетентности и адекватности эмоционального реагирования. Точное дифференцированное восприятие сенсорной информации они сопровождали яркими эмоциями, вбиравшими в себя нюансы субъективного эмоционального тона ощущений. Эмоциональная экспрессия, кроме сбалансированности всех её компонентов, отличалась разнообразием и самобытностью.

Вторую типологическую группу составляют сенсорно восприимчивые дети. От остальных они отличаются выраженной положительной эмоциональной направленностью на восприятие сенсорной информации. Однако источником эмоциональных откликов этих детей являются сенсорные стимулы с достаточно высоким коэффициентом новизны или интенсивности, а моторной выразительности эпизодически присуща стереотипность.

В третью типологическую группу входят сенсорно менее восприимчивые дети. Для большинства из них характерна отрицательная установка на сенсорные стимулы, неадекватность эмоционального реагирования на некоторые сенсорные воздействия вследствие дефицита сенсорного опыта. Эти дети не ожидают и не испытывают удовольствия от воздействия положительных сенсорных стимулов. Репертуар эмоциональной экспрессии у них чрезвычайно ограничен.

Четвертую типологическую группу составляют дети с индифферентным отношением к разномодальным ощущениям. Не проявляя активности и инициативы, тенденции сближения ил удаления при воздействии сенсорных стимулов, они не выражают ни радости, ни неприязни. Эмоциональная внешняя выразительность у этих детей отсутствует.

отсутствуют. Мышечный тонус повышен. От игры удовольствия не получил.

2. Методика «Паровозик».

Методика направлена на определения степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния.

В качестве стимульного материала используются: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.

Дается инструкция: «Рассмотри все вагончики. Надо построить необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т. д.»

Необходимо, чтобы ребенок удерживал все цветовые вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводятся рукой оставшиеся вагончики.

Фиксируются: позиция цвета вагончиков; высказывания ребенка.

Обработка данных, полученных с помощью методики при индивидуальном обследовании, проводится следующим образом.

1 балл, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на вторую позицию;

Черный, серый, коричневый – на третью; красный, желтый, зеленый – на шестую.

  1. балла, если вагончик фиолетового цвета на первую позицию, черный, серый, коричневый –на вторую позицию; красный, желтый, зеленый – на седьмую, синий на восьмую.
  2. Балла присваивается, если черный, серый и коричневый вагончик поставлен на первую позицию; синий — на седьмую, Красный, желтый, зеленый, — на восьмую позицию.

Если в результате суммирования баллов оказывается менее трех, то психическое состояние оценивается как позитивное.

При 4 -6 баллах – как негативное психическое состояние низкой степени (НПС нс);

Читать еще:  Красные прыщи в горле у ребенка

При 7 -9 баллах – как НПС средней степени;

Больше 9 баллов – НПС высокой степени.

Наряду с получением индивидуальных результатов можно определить и общий психологический климат в группе детского сада. Для этого определяется сумма всех ППС (а) и НПС (б), разница между ними делится на количество детей и умножается на 100%

70% и выше – высокая степень благоприятности психологического климата ( сБПК);

42-69% — средняя сБПК;

26- 41,9% — незначительная сБПК;

0 до 25% — начальная степень неблагоприятного психологического климата ( сНПК);

-1до -25% — средняя сНПК;

-26% и ниже _сильная сНПК.

  1. Проективная методика рисунок: «Моя семья»

Цель: выявления особенностей внутрисемейных отношений. На основе выполнения изображения, оценить особенности восприятия, переживаний ребенком отношений в семье. Тест представляет субъективную информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого ребенка. Он помогает выявить отношения ребенка к членам своей семьи, семейные отношения, которые вызывают тревогу или конфликты для рисующего, показывает, как ребенок воспринимает взаимоотношения с другими членами семьи и свое место в ней.

Материал для работы: лист белой бумаги А-4, карандаши, ластик.

Инструкция: «Нарисуй свою семью».

При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово «семья» а если возникают вопросы «Что нарисовать?», следует лишь ещё раз повторить инструкцию.

Для выполнения задания даётся около 30 минут.

Во время рисования следует записывать все спонтанные высказывания ребенка, отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать последовательность рисования.

Кроме этого следует отмечать в протоколе:

а) последовательность рисования деталей;

б) паузы более 15 сек.;

в) стирание деталей;

г) эмоциональные реакции и их связь с содержанием рисунка;

д) спонтанные комментарии обследуемого.

После того как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме:

  1. Скажи, кто тут нарисован?
  2. Где они находятся?
  3. Что они делают?
  4. Кто это придумал?
  5. Весело им или скучно? Почему?
  6. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?
  7. Кто из них самый несчастливый? Почему?

Обработка данных: анализ основывается на системе интерпретации, разработанной Р.Бенсом, С. Кауфманом (1972г.) и П.Хоментаускасом (1983г.).

Состав его семьи, возраст братьев и сестер.

  1. общий размер рисунка.
  2. количество членов семьи.
  3. соотношение размеров членов семьи.
  4. наличие предметов между ними.
  5. наличие животных.

Интерпретация результатов см. приложение.

2.3. Анализ результатов исследования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

После реализации методик были получены следующие результаты:

Карта характеристика сенсомоторной компетентности и

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ ВОСПИТАННИКОВ МБДОУ №17 Г.НЕРЮНГРИ РС(Я)

студент 3 курса, кафедра педагогики и методики начального обучения ТИ (ф) СВФУ,

канд. псих. наук, доцент ТИ (ф) СВФУ, РС(Я), РФ, г. Нерюнгри

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, распознавать эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Целью нашего экспериментального исследования было изучение уровня развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Исследование проводилось на базе МБДОУ №17 города Нерюнгри Нерюнгринского района. Всего в эксперименте участвовало 18 детей в возрасте 5-6 лет.

На первом этапе исследования была проведена психологическая диагностика. На втором этапе разработка и апробация программы «Царство эмоций». На третьем этапе будет проведена итоговая диагностика, которая покажет эффективность программы.

Остановимся подробнее на результатах первого этапа исследования.

1. Методика «Изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции» (В. М. Минаева) [1, с.54].

Анализируя использование детьми выразительных средств при показе каждого эмоционального состояния, и сравнивая результаты первой и второй серии исследования, можно сказать, что в основном дети использовали мимику как средство для показа эмоционального состояния. При демонстрации веселого состояния 100% (18 человек) показали мимикой в первой и второй серии задания, и смогли назвать персонажа. 50% (9 человек) детей изобразили пантомимикой, так как наблюдение показывает, что им сложно было изображать эмоции движением тела и они стеснялись. Печаль смогли показать 80% (14 человек) мимикой и 30% (5 человек) пантомимикой. Испуг изобразили 100% (18 человек) детей мимикой и 40% (7 человек) пантомимикой. Сердитого персонажа 90% (16 человек) мимикой и 30% (5 человек) пантомимикой. Удивление 40% (8 человек) мимикой и 17% (3 человека) пантомимикой. В основном дети ориентировались в выборе персонажа из современных мультиков: «Человек-паук», «Головоломка», «Лунтик» (рис.1,2).

Рисунок 1 Результаты изучения использования детьми выразительных средств при показе каждого эмоционального состояния (В. М. Минаева), (февраль, 2016 г.),(1серия заданий)

Рисунок 2 Использование детьми выразительных средств при показе каждого эмоционального состояния (февраль, 2016 г.),(2 серия)

На основе полученных данных об особенностях использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации эмоциональных состояний радости, грусти, страха, гнева, удивления было выявлено, что: наиболее сложным для мимического выражения оказалась эмоция «удивление» для 45 % (8 человек), «печальный» 80% (14 человек), и не вызвали трудности эмоции «сердитый» 90% (15 человек), «веселый» 100% (18 человек), «испуганный» 100% (18 человек); наиболее сложным для пантомимического изображения оказалась эмоция «удивление» 17% (3 человека) (детям тяжело было справиться с данным заданием). Наименьшие трудности вызвали эмоции – «испуганный», «веселый» 40% (7 человек) и 50% (9 человек) соответственно; при назывании и изображении веселого, печального, испуганного, сердитого, удивленного персонажей для детей наиболее сложным для предъявления оказался «удивленный» и «сердитый» персонажи 50% (8 человек) и 50% (8 человек) соответственно, а наиболее легким – был «веселый» персонаж 100 % (18 человек), «печальный» 80% (14 человек) и «испуганный» 100% (18 человек).

Результаты исследования особенностей понимания детьми эмоциональных состояний людей свидетельствуют о том, что самым сложным для понимания оказалось состояние удивления для 50% (9 человек), а менее сложным – состояние радости 100% (18 человек).

2. Методика «Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей» (Минаева В. М.) [1, с. 22].

Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей и своего эмоционального состояния показало, что дети в основном адекватно подбирали ситуацию, соответствующую заданному эмоциональному состоянию, за исключением таких эмоций как удивление 20% (4 человека, горе 20% (4 человека), удовольствие 25% (5 человек). При выражении эмоций словами многие испытывали затруднения таких эмоциях, как удовольствие 10% (2 человека); удивление 10% (2 человека); горе 10% (2 человека); наибольшее количество правильных ответов отмечено при обозначении таких эмоций как страх 70% (11 человек) и интерес 75% (12 человек); радость 80% (14 человек) и стыд 80% (14 человек) (рис 3.)

Рисунок 3 Результаты изучения понимания детьми эмоциональных состояний людей (В. М. Минаева), (февраль, 2016 г.)

3. Методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» (Г. А. Урунтаева) [2, с. 43].

Изучалась степень понимания и осознания своего эмоционального состояния, других людей, и способы выражение эмоций.

Как видно из рисунка 4, восприятие графических изображений эмоциональных состояний: «Радость», «Печаль», «Страх», «Гнев» не вызывают затруднений. Наиболее трудными для восприятия оказались графические изображения эмоционального состояния: «Удивление». При описании эмоций дети опирались на такие признаки, как глаза, губы, брови. Во второй серии заданий детям было сложно отвечать на вопросы по сюжетным картинкам (путали радость и грусть).

Читать еще:  Красные прыщики горле ребенка

Рисунок 4 Показатели уровня выраженности восприятия графического изображения эмоций у дошкольников (В. М. Минаева), (февраль, 2016 г.)

Таким образом, можно сделать вывод, что восприятие графического изображения эмоций, осознание собственных эмоций, понимание эмоционального состояния взрослых и сверстников у испытуемых определяется их опытом.

Нами был выявлен средний уровень развития эмоциональной сферы. Дошкольникам сложно правильно воспринимать эмоциональное состояние человека и дифференцировать эмоции. При этом дети достаточно легко отличают радость, грусти, восхищение, веселье и затрудняются в распознавании горя, испуга, удивления. Дети, прежде всего, обращают внимание на выражение лица, не придавая значения пантомимике – позе и жестам.

Итак, вышеуказанное подтверждает то, что необходимо разработать систему мероприятий, направленную на формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста, целью которой: научить понимать собственные эмоциональные состояния, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения и интонацию.

В процессе коррекционно-развивающей работы будут решаться задачи:

1. Познакомить детей с основными эмоциями: интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом, отвращением, презрением.

2. Развивать умение понимать собственные эмоциональные состояния и адекватно их выражать.

3. Учить распознавать чувства других людей и передавать свои, используя мимику, жесты, выразительные движения и интонацию.

4. Обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения.

5. Дать детям понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные.

1. Развитие эмоциональной чувствительности к окружающим.

2. Овладение языком эмоций.

3. Умение графически изображать заданную эмоцию.

4. Сформировать у детей умения использовать мимику и пантомимику для передачи своей эмоции

5. Понимания эмоционального состояния других людей.

Список литературы:

  1. Осипова А. А. Общая психокоррекция. учебное пособие. – М.: Сфера, 2007. – 512 с.
  2. Урунтаева Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. – М.: Академия, 1996 . – 96 с.

Анализ результатов исследования

Констатирующий эксперимент

Констатирующий этап исследования с использованием вышеуказанных методик позволил выявить следующие особенности развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.

Результаты исследования особенностей волевых проявлений, полученных по методике «Изучение волевых проявлений» представлены в таблице 1.

Таблица 1 — Результаты исследования особенностей волевых проявлений у детей старшего дошкольного возраста

Удержание и достижение цели

Умение сдерживать эмоции и желания

Сформированность волевых качеств:

— поддержание чистоты тела

— к напряженной деятельности

Результаты распределились следующим образом:

— 30% детей способны удержать и достигать поставленную педагогом цель, некоторые самостоятельно способны ставить цели. Это хорошо проявлялось в игровой деятельности, в планировании своих действий.

Дети, которые не проявили способность в достижении цели, отличались высокой активностью, расторможенностью, агрессивностью, неумением собраться. При неуспехе в деятельности они бросали работу, говоря, что у них и так всегда ничего не получается, что они такие «неспособные».

В ходе исследования выяснилось, что 30% детей умеют сдерживать свои эмоции и непосредственные желания, а остальные дети не проявили такой способности. Данные дети при выполнении трудных заданий могли бросить работу, порвать рисунок, кинуть мяч, уйти и т.д. При выполнении совместных игр в группе данные дети не всегда делали то, что требуется по правилам игры, говоря, что они не хотят этого.

Было выявлено, что 20% дошкольников обладают дисциплинированностью. Дошкольники, не обладающие ею, проявили следующее: они не подчинялись правилам поведения, не выполняли требований воспитателей, родителей, реагируя на них криком, плачем и т.д.

Самостоятельность в деятельности была выявлена у 30% дошкольников. Данные дети вполне самостоятельно выполняют ряд требований взрослых, без напоминаний, доводят действия до конца сами. Дошкольники, которые не проявили признаков самостоятельности, напротив, нуждаются в напоминании, в руководстве взрослых (одень что-то из одежды, вымой руки, собери игрушки и т.д.).

Настойчивость проявили 30% детей. Данные дети в ситуации неуспеха смогли мобилизоваться, проявить упорство. Для достижения успеха они могли еще раз спросить у воспитателя, посидеть, самостоятельно подумать. При возникновении препятствий в деятельности

(в игре, например) они могли найти выход из ситуации, используя дополнительные резервы (взять еще один стул, лист бумаги, игрушку и т.д.).

Организованность проявили 20% детей. Данные дошкольники смогли рационально организовать свою деятельность. Например, при подготовке к занятиям данные дети самостоятельно подготовили столы, необходимые инструменты, разложили все на своем рабочем месте. Некоторые из них даже устно проговорили, что будут делать и в какой последовательности. Инициативность была прослежена у 30% детей. Чаще всего инициативность была при проведении свободных игр. Дети предлагали свои игры, методы игры и т.д. Была отмечена инициативность у некоторых детей на развивающих занятиях.

Анализируя сформированность привычек детей, видим, что наиболее сформированы такие привычки, как: поддержание чистоты тела. Почти все дети почти без напоминаний моют руки перед приемом пищи, после прогулок. Дети привыкли, что они участвуют в подготовке к сервировке стола перед приемом пищи, и делают это без каких-либо затруднений.

В целом, подводя итог результатам, оценивающим особенности волевых проявлений у детей, видим, что отмечаются некоторые трудности в сформированности регуляции своей деятельности, в проявлении излишних эмоций у некоторых детей, в организации работы, в доведении дела до конца, в сдерживании своих эмоций и т.д. Данные особенности примерно одинаково проявились у детей каждой из исследуемых групп.

Следующим шагом исследования стало проведение методики «Изучение произвольного поведения». После проведения данной методики нами были сформированы три группы детей. В первую группу (высокий уровень развития произвольного поведения) вошли дети, которые смогли ожидать в течение 3 и более минут, подглядывали один раз, не проявляли самостоятельных действий.

Во вторую группу (средний уровень развития произвольного поведения) вошли дети, которые смогли ожидать в течении 1,6- 3 минут, при этом подглядывали 2-4 раза, проявили только одно самостоятельное действие.

В третью группу (низкий уровень развития произвольного поведения) вошли дети, которые смогли ожидать менее 1,6 минут, при этом подглядывали более 4 раз, проявили более одного самостоятельного действия. На рисунке 1 отражены результаты исследования.

Рис. 1. Результаты исследования по методике «Изучение произвольного поведения»

Итак, результаты распределились следующим образом. Оказалось 60% детей с низким уровнем развития произвольного поведения. Данные дети при проведении исследования не смогли проявить волю и ожидать длительное время с закрытыми глазами. Они часто подсматривали, проявляли нетерпение, говорили, что тоже хотят поиграть, злились, делали много произвольных движений руками.

Средний уровень развития произвольного поведения показали 30% детей. Данные дети при проведении исследования смогли проявить некоторую волю и ожидали своей очереди в течение 1,6-3 минут, при этом они немного подглядывали и иногда могли сделать непроизвольное движение за конструктором.

Высокий уровень развития произвольного поведения показали 10% детей . Данные дети при проведении исследования смогли проявить волю и ожидали своей очереди в течении 3 минут и более, при этом они не подглядывали и не делали произвольных самостоятельных движений.

Итак, данная методика позволила выявить следующие особенности эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста: старшие дошкольники испытывают трудности в произвольности поведения, не всегда могут сдерживать свои эмоциональные проявления, что может быть причиной при последующем обучении в школе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector