Логику анализа произведения беседе с детьми

Методика предварительных и заключительных бесед с детьми по содержанию художественного произведения

Беседа по произведению. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов — словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая разъяснительная (заключительная) беседа после чтения. Не следует, однако, делать эти приемы обязательными. Работа над художественным произведением может протекать и следующим образом. [1, C. 302]

После первого чтения рассказа (стихотворения и др.) дети обычно находятся под сильным впечатлением от услышанного, обмениваются репликами, просят почитать еще. Воспитатель поддерживает непринужденный разговор, напоминает ряд ярких эпизодов, затем читает произведение вторично и рассматривает с детьми иллюстрации. В младших и средних группах такой работы по новому произведению часто бывает достаточно.

Цели разъяснительной беседы более разнообразны. Иногда важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков.

В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок: почему неправильно поступили ребята, забросав шапками утят? Чем тебе понравился дядя Степа? Хотел бы ты иметь такого друга и почему? [3, C. 309]

В старших группах нужно привлекать внимание детей к языку произведения, включать в вопросы слова и словосочетания из текста, использовать выборочное чтение поэтических описаний, сравнений.

Как правило, не бывает необходимым выявлять в процессе беседы сюжет, последовательность действий персонажей, так как в произведениях для дошкольников они довольно просты. Излишне простые, однообразные вопросы не вызывают работы мысли и чувства.

Использовать прием беседы нужно особенно тонко и тактично, не разрушая эстетического воздействия литературного образца. Художественный образ говорит всегда лучше, убедительнее, чем все его толкования и объяснения. Это должно предостеречь педагога от увлечения беседой, от излишних объяснений и в особенности от морализирующих выводов.

На занятиях по художественной литературе применяются и технические средства обучения. В качестве приема может быть использовано прослушивание в грамзаписи исполнения артистом знакомого детям произведения (или фрагмента), записей на магнитной пленке детского чтения. Повышает качество учебного процесса показ диапозитивов, слайдов или коротких диафильмов на сюжеты произведений. [3, C. 311]

Особенности методики ознакомления с художественной литературой в разных возрастных группах

Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.

Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста — перевертыши, небылицы. Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого.

Исследователями установлено, что дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать основные различия между прозой и поэзией. [4, C. 97]

Дети старшего дошкольного возраста под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны увидеть единство содержания произведения и его художественной формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами.

Задачи детского сада по ознакомлению детей с художественной литературой строятся с учетом рассмотренных выше возрастных особенностей эстетического восприятия.

В настоящее время в педагогике для определения речевой деятельности, имеющей ярко выраженную эстетическую направленность, принят термин «художественно-речевая деятельность детей». По своему содержанию это деятельность, связанная с восприятием литературных произведений и их исполнением, включающая развитие начальных форм словесного творчества (придумывание рассказов и сказок, загадок, рифмованных строк), а также образности и выразительности речи.

Воспитатель формирует у детей умение воспринимать литературное произведение. Слушая рассказ (стихотворение и др.), ребенок должен не только усвоить его содержание, но и пережить те чувства, настроения, которые хотел передать автор. Важно также учить детей сопоставлять прочитанное (услышанное) с фактами жизни. [4, C.99]

Учим ребёнка работать с текстом: понимать, анализировать и пересказывать прочитанное

Ребёнок уже читает, но не всегда понимает смысл прочитанного? Идеи и упражнения, которые мы предлагаем ниже, будут полезны родителям и педагогам. Используйте ЛогикЛайк-подход для занятий дома или открытых уроков в школе.

Как научить ребёнка понимать смысл текста?

Технически большинство детей умеют читать вслух уже при поступлении в первый класс. Но далеко не все способны размышлять над содержанием, запоминать и правильно пересказывать суть. ЛогикЛайк подскажет, как заниматься с ребёнком, чтобы он научился читать осознанно.

«Прочитай еще раз, но внимательнее», — стандартная фраза, которую говорят взрослые, когда ребёнок не может понять смысл текста. Услышав замечание, он начинает нервничать и перечитывает текст еще более сбивчиво, по-прежнему не вникая в его суть.

Большинство детей (стихийно) концентрируются на правильном и быстром чтении, поэтому не улавливает смысл предложений. Отсюда сложности при попытке связать прочитанное воедино и пересказать содержание. Чтобы научиться понимать текст, нужно переключиться с автоматического чтения на осмысленное.

Наверняка вы уже начинали работать с текстом вместе с ребёнком, и скорее всего, вам знакомы основные виды чтения. Просмотровое даёт общее представление о тексте, перед ознакомительным чтением ребёнок получает установку на понимание текста, а изучающее чтение включает в себя детальный анализ прочитанного. На втором и третьем этапе знакомства с текстом необходимо использовать различные приёмы, которые научат не просто читать, а вникать в суть текста.

Учимся работать с текстом: 2 способа начать

Вы уже выбрали книгу, которую будете читать, но не знаете, как подойти к чтению по-новому? Какие приёмы использовать, чтобы ребёнок наверняка улавливал суть прочитанного, а родитель или педагог смог бы это отслеживать? Попробуйте два подхода.

Классический способ работы с текстом включает стандартные приёмы, которые по традиции используются в школе. Сначала внимательно прочитать текст. Ответить на вопросы по содержанию, выделить основную мысль и тему текста, придумать заголовок, найти и объяснить непонятные слова — ничего сложного.

Прогрессивный способ проникает в суть проблемы и учит ребёнка мыслить логически, обращать внимание на детали в тексте, видеть структуру текста, находить в нем существенную и несущественную информацию, соотносить прочитанное со своим опытом и др. Приведем примеры конкретных приёмов, которые тренируют все эти навыки.

На платформе ЛогикЛайк более 3500 развивающих упражнений, которые помогут не только в работе с текстом, но и облегчат учебу в целом.

Приёмы работы с текстом, которые научат ребёнка понимать смысл прочитанного

  • Попробуйте изменить какую-то деталь в тексте. Попросите ребёнка порассуждать, как это может повлиять на развитие сюжета.
  • Работа с деформированным текстом. Распечатайте текст и разрежьте его на несколько частей. Задание — соединить кусочки по смыслу.
  • Предложите сократить текст так, чтобы его смысл сохранился. Ненужные слова и предложения можно вычеркнуть карандашом прямо в тексте.
  • Вместе составьте цепочку ключевых слов, которые связывают текст воедино. На более поздних этапах работы с текстом их можно будет использовать для пересказа.
  • Составьте вместе с ребёнком новые предложения или целый рассказ по ключевым словам из текста.
  • Распечатайте текст, в котором будут пропущены слоги или целые слова. Предложите его прочитать, восстанавливая смысл текста.
  • Подчеркните самые короткие предложения в тексте. Поставьте задачу развить их, дополнить второстепенными членами предложения.
Читать еще:  Дифлюкан сироп инструкция по применению для детей

Научились читать тексты осмысленно? Можно перейти к следующему этапу работы над текстом — его анализу.

Как научить ребёнка анализировать текст?

Хотите воспитать внимательного читателя, который сможет видеть не только поверхностный, но и глубокий смысл, заложенный автором в рассказ, статью или книгу?

Помогите ребёнку освоить приёмы анализа текста. Тем самым вы поможете ему научиться:
– быстро понимать тему материала, улавливать основную мысль и выделять в тексте главное;
– дробить текст на смысловые части и лучше запоминать прочитанное;
– рассуждать над содержанием текста и сопоставлять прочитанное со своим опытом.

Приёмы работы с текстом, которые научат ребёнка анализировать текст

Начать можно с простых заданий.

  • Определить тему, основную идею текста.
  • Составить план текста, на основе плана сделайте вместе небольшую раскадровку или нарисуйте комикс.
  • Составить цепочку тезисов, самых важных фактов, событий.
  • Задайте заковыристые вопросы по содержанию текста, на которые нельзя ответить однозначно. Порассуждайте с ним вместе над событиями, описанными в тексте, характером и поступками героев.
  • Предложите ребёнку поставить себя на место одного из персонажей. Пусть он пофантазирует, как бы он вел себя и какие поступки совершил бы на месте героя.

Решение текстовых задач: развивает, нравится детям и взрослым

Это простой и увлекательный способ тренировать навыки анализа прочитанного.

Когда дети учатся решать текстовые задачи, они проходят те же этапы, что и при анализе текста. Знакомятся с условием, изучают содержание и рассуждают, ищут правильный ответ на вопрос, анализируют его и отрабатывают алгоритм решения.

Попробуйте решить несколько задач прямо сейчас!

Задача 1. Имена и отчества

Моего родного брата зовут Игорь Петрович.
А отца моего папы — Иван Николаевич.

Примерные вопросы при анализе художественного произведения

О теме и проблемах

· О чем это произведение?

· Почему оно так называется?

· Какие вопросы (мысли) возникли у вас при повторном чтении (слушании)?

· Где и когда происходят события?

· С чего все началось?

· Как развивались действия?

· Какое событие главное?

· Какой эпизод при повторном чтении вас больше всего взволновал?

Об образах героев.

· Кто действует в произведении?

· Опишите героя. Какой он? Каким вы его представили (опора на текст).

· Какие поступки совершал?

· Почему он так поступал? Что из этого вышло? Оцените поступки героя.

· Что о нем говорят другие персонажи?

· Что думает о нем автор? Как автор дает нам понять свое отношение к герою?

· Кто вам понравился и не понравился?

· Почему? Докажите текстом произведения.

· Опишите картину (предмет, обстановку и т.д.).

О композиции ( с учетом жанра)

· Из скольких частей состоит произведение?

· Что главное в каждой части?

· Как ее озаглавим?

· О ком и о чем рассказывается подробно?

· О ком и о чем кратко?

· Найдите части текста в соответствии с жанром художественного произведения:

· в рассказе — завязка, развитие действия, кульминация, развязка;

· в сказке – зачин, повторы, концовка,

· в басне – мораль.

О языке (изобразительные средства языка автора).

· Какое настроение вызвало у нас прочитанное? Какими словами автор создает это настроение?

· Веселое или грустное произведение читаем?

· Какие слова и предложения говорят об этом?

· Какие слова вас затруднили? (Объяснение.)

· Какие выражения автора особенно помогли представить обстановку, героев?

· Каких слов больше всего в тексте: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения?

О жанре (обращаем внимание на форму литературного произведения).

· Что вы читали: рассказ? сказку? стихотворение? или другое?

· На какие части и слова обратили особое внимание?

· Что вам больше всего запомнилось в произведении?

· Какой совет дает автор, сочинив басню, сказку, рассказ…?

· Какое чувство остается у вас после выразительного чтения произведения?

· Какое настроение вам передалось?

· Какое желание возникло?

· В каком предложении заключается смысл (идея произведения)? Докажите.

Перед повторным чтением текста детьми учитель ставит УЧЕБНУЮ ЗАДАЧУ АНАЛИЗА – вопрос, на который дети не смогут ответить, не обратившись к тексту, проблемный вопрос (может быть 2 и более вариантов ответа), задание, которое учащиеся не смогут выполнить без повторного (углубленного) чтения произведения.

В конспекте урока учебная задача обычно формулируется так: «Давайте еще раз прочитаем произведение (назвать его) и в процессе обсуждения попробуем ответить на вопрос… ИЛИ поймем, кто был прав… ИЛИ подготовимся к выполнению задания…».

1.С чем связано название произведения: с темой или идеей?

2.На протяжении рассказа герой меняется. Давайте проследим, как это описывает автор, и составим его характеристику.

3.При ответе на вопрос наши мнения разделились. Давайте докажем текстом свою точку зрения.

4.Будем читать текст и выделять те слова и знаки препинания, которые помогут нам подготовиться к выразительному чтению (или чтению в лицах, или к инсценировке…).

5.Давайте сравним данное произведение с прочитанным ранее: чем они похожи, чем отличаются (можно сравнивать произведения разных авторов по одной теме или проблеме или два произведения одного автора).

6.Почему народ сложил об этом герое сказку (былину)?

7.Прочитаем статью, разделим ее на части, составим план и будем учиться пересказывать текст по плану.

8.Анализируя произведение, будем готовиться к творческому пересказу :от лица разных героев; составим сценарий фильма; разработаем костюмы для героев; нарисуем декорации к театральной постановке…

Виды анализа:

1. Стилистический (языковой) анализ — как в подборе слов-образов выявляются авторский чувства. «Толковать образы, а не слова!».

2. Проблемный анализ — анализ проблемных вопросов и ситуаций (имеют несколько ответов и решений). Есть ситуации, герои, которые можно понять по-разному. Вопросы должны быть увлекательными и содержать противоречия.

3. Анализ развития действия – работа над сюжетом , главой, эпизодом, композицией (экспозиция-завязка-развитие действия- кульминация- развязка)

4. Анализ художественных образов – характеристика образов (характер героя, почему так поступает и что из этого получается). Роль природы и других действующих лиц в жизни героя.

Принципы анализа художественного произведения

(Общие положения, помогающие методически грамотно построить анализ конкретного текста):

1. Принцип целенаправленности – связан с освоением художественной идеи изучаемого произведения. Каждый из вопросов по тексту преследует определенную цель, является шагом на пути освоения идеи. Учитель должен понимать, на какие знания опирается ребенок, обдумывая ответ, какие читательские и речевые умения формируются при выполнении задания, каково место данного задания в общей логической цепи анализа.

Читать еще:  Бронхит у детей комаровский видео

2. Принцип опоры на целостное восприятие, непосредственное эмоциональное восприятие прочитанного – термин «целостное восприятие» в данном случае обозначает, что текст произведения должен быть воспринят учеником ЦЕЛИКОМ, без адаптации. Анализ какой-либо части текста, не прочитанного до конца, не может привести к понимаю идеи. Поэтому анализ является ВТОРЫМ этапом работы над художественным произведением и проводится после первичного синтеза.

3. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей восприятия – учащиеся начальных классов видят в книге (произведении) прежде всего объект изображения (сюжет, героев), а не само изображение (те слова, которые выбирает автор описывая действие или героев). Поэтому учителю важно направить внимание учащихся на авторское слово, учить понимать, почему автор выбирает именно такие слова для передачи своих мыслей и чувств.

4. Принцип учета потребностей ребенка разобраться в прочитанном – у младших школьников нет потребности перечитывать текст, поэтому перед повторным чтением необходимо поставить УЧЕБНУЮ ЗАДАЧУ АНАЛИЗА . Цель данного этапа урока – пробудить потребность в перечитывании и обдумывании текста (создание мотивации).

5. Принцип внимательного отношения к тексту произведения – в процессе повторного чтения текста непосредственно детьми создаются условия для более внимательного отношения к отдельным деталям художественного произведения (сюжету, композиции, героям, изобразительным средствам). Учитель должен увлечь учащихся аналитической работой.

6. Принцип единства формы и содержания – анализу подлежит не жизненная ситуация, а ее изображение автором. Учет данного принципа требует от учителя тщательного обдумывания вопросов и заданий : что или кого описывает автор? Какими словами?

7. Принцип избирательности – на уроке обсуждаются не все элементы произведения, а только те, которые в изучаемом произведении наиболее ярко выражают идею. Следовательно, выбор вида анализа и приемов работы с текстом зависит от особенностей текста (жанра, проблематики, героев).

8. Анализ должен быть целостным – это означает, что художественный текст рассматривается как единое целое, как система, все элементы которой взаимосвязаны, и только в результате постижения этих связей можно освоить художественную идею (анализ пейзажа, поступков персонажей и т.п. рассматривается в его отношении к идее).

9. Принцип направленности анализа на литературное развитие ребенка – в процессе анализа учащиеся наблюдают за спецификой литературного произведения. Это способствует формированию начальных литературоведческих представлений о жанре, композиции, эпитетах, метафорах, олицетворениях и т.п. и читательских умений: делить текст на части, составлять план, отвечать на вопросы учителя словами текста, пересказывать текст, давать характеристику литературному герою и т.п.

В процессе анализа происходит совершенствование навыка чтения благодаря многократному возвращению к тексту. Важно, чтобы перечитывание носило аналитический, а не воспроизводящий характер, чтобы на вопросы учителя нельзя было ответить, не обращаясь к тексту.

В этом случае изменяется мотивация деятельности ребенка: он читает уже не ради самого процесса чтения, как это было в период обучения грамоте, а для того, чтобы разобраться в прочитанном, пережить эстетическое удовольствие от процесса чтения (восприятия искусства слова).

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 2591 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Развитие понимания текста художественного произведения детьми дошкольного возраста. Метод беседы

Дата публикации: 09.07.2016 2016-07-09

Статья просмотрена: 1580 раз

Библиографическое описание:

Федотова Л. С. Развитие понимания текста художественного произведения детьми дошкольного возраста. Метод беседы // Молодой ученый. — 2016. — №13.3. — С. 114-116. — URL https://moluch.ru/archive/117/32703/ (дата обращения: 10.02.2020).

Развитие понимания текста художественного произведения детьми дошкольного возраста. Метод беседы

Федотова Любовь Сергеевна, воспитатель.

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 399» г.о. Самара

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в современном обществе. Люди стали меньше читать художественную литературу, что создает прямую угрозу развитию языковой культуры. Отсюда огромная ответственность и значимость работы педагогов, которые занимающихся обучением языку, формированием грамотной речи подрастающего поколения. Современными нормативно-правовыми документами дошкольной ступени образования предусматривается задача обеспечения непрерывности литературного образования, формирования грамотного читателя, умеющего полноценно воспринимать и понимать текст, аргументированно его интерпретировать, комментировать, уметь выражать к нему свое отношение [8, с. 70]. Задача дошкольного образования, отмечает Л.М. Гурович, – подготовить основу литературного образования ребенка, которое активно будет продолжено в начальной школе [3, с. 24]. Разнообразие литературных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица и др.), с которыми знакомится ребенок в дошкольной образовательно организации (далее – ДОО), позволяет с уверенностью утверждать о результативности воспитатели и педагогов в указанном направлении.

В дошкольной педагогике в разработку методики ознакомления детей с художественной литературой большой вклад внесли Е.И. Тихеева, В.А. Флерина, О.И. Соловьева, Л.А. Пеньевская, Н.С. Карпинская и др. [11, с. 12]. Исследователи подчеркивали сензитивность дошкольного детства для овладения родным языком как средством и способом общения и познания. Ребенок в этот возрастной период учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и строить фразы, активно пополняет словарный запас. Более того, как утверждают логопеды и психологи, если определенный уровень овладения родным языком не будет достигнут к 5–6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

Основным «инструментом» педагога и воспитателя в литературном образовании ребенка дошкольного возраста становится детская книга. Ей всегда отводилась роль основного средства умственного, нравственного и эстетического воспитания, средства создания целостной картины мира у детей, развития словесного творчества [7, с. 68-70]. Художественное слово, воплощенное в произведении, предоставляет ребенку возможность знакомиться с готовыми языковыми формами, вербальные характеристики образа героев.

В исследованиях отечественных педагогов и психологов Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, А.В. Запорожца, О.И. Никифоровой, Е.А. Флериной, Н.С. Карпинской, Л.М. Гурович и др. отражены особенности восприятия ребенком дошкольного возраста художественного произведения. Н.С. Карпинская характеризует этот процесс как активный, как деятельность сопереживания героям с «эффектом личного участия» в происходящих событиях [4, с. 57]. М.Б. Кудайбергенова отмечает, что в психологии выделяются два типа отношения ребенка к художественному произведению: эмоционально-образный, когда ребенок реагирует на героев непосредственно, и интеллектуально-оценочный, когда ребенок при опоре на свой жизненный опыт и опыт читателя пытается анализировать содержание текста [5, с. 48]. В дошкольном детстве происходят серьезные изменения в литературном развитии ребенка. Если прежде восприятие художественных текстов ребенком не отделялось от других видов его деятельности, от игры, то в период от 3-х лет ребенок уже переходит к стадии собственного отношения к искусству. В 4-5 лет он вполне может представить целостный образ смыслового содержания воспринятого текста. К 6-7 годам у него формируется механизм понимания содержательной стороны связного текста [9, с. 38]. Восприятие текста проходит путь от сопереживания конкретному герою к пониманию авторской позиции и к обобщенному восприятию художественного мира и осознанию своего отношения к нему, к осмыслению его воздействия.

М.М. Алексеева, Б.И. Яшина уточняют особенности восприятия текста детьми для каждого из возрастных этапов [10, с. 353-354]. Младший дошкольник демонстрирует зависимость восприятия текста от личного опыта; осознание связи событий, когда они идут друг за другом; свободно следят за приключениями главного героя, но не понимают его переживаний и мотивов поступков; демонстрируют яркое эмоциональное отношение; предпочитают ритмически организованный склад речи. Дети среднего дошкольного возраста уже вполне могут устанавливать простые причинные связи в сюжете, в целом оценивать поступки героев; к пяти годам дети демонстрируют интерес к слову, стремление к поиску внутреннего смысла произведения. Старший дошкольный возраст характеризуется способностью детей к осознанию событий, которые выходят за пределы их личного опыта, интересом к мотивам поступков героев, умением воспринимать текст в единстве формы и содержания, формируется целостный образ смыслового содержания текста. М.М. Алексеева, Б.И. Яшина определяют группу умений воспитанника ДОО подготовительной группы: «определять основных героев; на основе анализа поступков персонажей высказывать свое эмоциональное отношение к ним (кто нравится и почему); определять жанр (стихотворение, рассказ, сказка); улавливать наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения)» [1, с. 355].

Читать еще:  Пневмония симптомы у детей 1

Для углубления понимания художественного текста дошкольниками применяются различные методы и формы. Беседа – один из эффективных словесных методов, это, по словам Н.В. Васильевой, «целенаправленное обсуждение» прослушанного текста (прочитанного, если ребенок умеет читать) [2]. Н.В. Васильева отмечает, что в детских садах этот метод применяется редко, эпизодически, формально в силу определенного ряда причин и указывает их: воспитатели затрудняются в выборе программного материала для беседы; в способах удержания внимания детей до конца беседы, поддержания интереса к обсуждаемым вопросам; в активизации их участия.

Анализ публикаций по проблеме позволяет определить роль беседы в понимании содержания литературных произведений детьми дошкольного возраста. Беседа, прежде всего, служит, по мнению Е.И. Тихеевой, средством уточнения и систематизации полученной в процессе чтения (слушания) художественного произведения [10]. Ценность беседы как метода развития связной речи детей состоит в том, что при ответе на вопросы педагога ребенок обучается логически мыслить, организовывать мыслительный процесс, думать, переходит от конкретного способа мышления на уровень простейшего абстрагирования. Беседа активизирует память, помогает освоению метода сравнения, учит анализу и синтезу, ребенок пробует формулировать суждения и делать умозаключения, выводы. Развиваются диалогические и монологические формы связной речи [12, с. 87]. Результативность беседы обеспечивается умением воспитателя (педагога) формулировать вопросы, соединяя две задачи – углубить понимание содержания художественного текста и сохранить доступность понимания самого вопроса согласно возрастным особенностям. При этом вопросы должны быть стимулом для мыслительной деятельности воспитанников, и не должны быть односложными, они строятся с учетом «опережающего» развития ребенка: их содержание и структура чуть сложнее, чем требуется согласно возрастным особенностям ребенка. Список вопросов продумывается педагогом заранее, с учетом постепенного «вхождения» в текст. Ответы детей необходимо регулировать и в комментариях к ним и при формулировании следующего вопроса оставаться в русле задуманного алгоритма, чтобы достичь запланированного результата (Р. Жуковская, Н. Карпинская, Э. Короткова, Е. Радина). Отличным и эффективным «помощником» воспитателя при работе с текстом во время беседы становятся иллюстрации к детским книгам, репродукции, изображения, связанные с текстом. Они требуют внимательного рассмотрения детьми, комментариев педагога [6; 7; 10, с. 12].

Исследователи отмечают повышенную эмоциональную реакцию ребенка-дошкольника при знакомстве с героями и событиями литературного произведения. Следует давать время дошкольнику пережить бурные эмоции, иначе дальнейшее восприятие может быть нарушено. Эффективно короткое замечание, поясняющее суть происходящего, яркое слово, ассоциирующиеся с событием (объектом) или четко и кратко характеризующее его. Положительный результат дает обращение к личному опыту ребенка, когда он может провести определенные параллели с событийным и эмоциональным рядами. Процесс чтения исключает комментарии и вопросы к детям, какие-либо пояснения – текст слушается детьми целиком. Возможно повторное прочтение текса, или его наиболее ярких фрагментов. Возможно осмысление текста через продуктивные виды деятельности (нарисовать или вылепить главного героя), выучить песенку одного из героев и т.д.

Исследования и личный опыт, опыт педагогов и воспитателей позволяет заключить, что использование беседы при знакомстве детской литературой – успешный путь к развитию личности ребенка через глубокое понимание текста, сопереживание героям произведения, дети обучаются видеть настроение окружающих их людей, понимать собственное эмоциональное состояние. Чтение и понимание художественной литературы пробуждает гуманные чувства дошкольников, они становятся способны осознанно проявлять участие, доброту, принципиальность, честность и др.

Таким образом, влияние художественного литературного наследия на умственное и эстетическое развитие ребенка, в том числе речевое развитие ребенка дошкольного возраста огромно. Талантливое художественное произведение дает ребенку образцы русского литературного языка, обогащает его эмоциональную сферу, и грамотно организованная беседа, помогающая раскрыть содержание и осознать значение произведения, оказывает ощутимую помощь в этом процессе .

1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.

2. Васильева Н.В. Значение беседы в работе с дошкольниками // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/586942/.

3. Гурович Л.М. Ребенок и книга: Пособие для воспитателя детского сада. – 3-е изд. / Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова; под ред. В. И. Логиновой. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 64 с.

4. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст) / Н.С. Карпинская. — М.: Педагогика, 2012. – 143 с.

5. Кудайбергенова М.Б. особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста художественной литературы // Психология XXI века: Психология и современные проблемы образования: Сборник материалов IX Междун. науч.-практ. конф. молодых ученых. 27-28 февраля 2014 г. – СПб.: ЛГУ им.А.С. Пушкина, 2014. – С. 47-53.

6. Мечик И. А. Вопросы профессиональной подготовки бакалавров педагогики на практических занятиях курса «Детская литература» [Текст] / И. А. Мечик // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 16 окт. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 286–288.

7. Мечик И. А. Курс «Искусство художественной иллюстрации для детей» в профессиональной подготовке бакалавров педагогики [Текст] / И. А. Мечик, Т. А. Чичканова // Образование и воспитание. – 2015. – №5. – С. 68-70.

8. Мечик И.А., Пудовкина Н.В. Технологии продуктивного чтения в профессиональной подготовке бакалавра педагогики // Молодой ученый. – 2016. – №5.6. – С. 70–73.

9. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубова. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 256 с.

10. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). /Е.И. Тихеева // Дошкольное воспитание. – 1991. – № 5. – С. 12-18.

11. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду – М.: Сфера, 2001. –56 с.

12. Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2007. – 239 с.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector