Игра средство подготовки ребенка школе

Развивающие игры как средство подготовки детей к обучению в школе

Дошкольный возраст представляет собой начало всестороннего развития и формирования личности, это стартовая площадка для последующих достижений. Игра является одним из лучших средств для удовлетворения всех потребностей дошкольника, для его становления и развития ин¬тересов, для реализации же¬ланий, стремлений и замыслов.

Ведущие зарубежные и отечественные ученые рассматривают игру как одно из наиболее эффектив¬ных и результативных средств организации жизни и совмест¬ной деятельности детей. Многие ученые и практики убеждены, что игра для ребенка является основной и важной деятельностью, они считают, что ребенок должен играть, даже тогда, когда он делает самое серьезное дело.

Роль игры, прежде всего, заключается в том, что она отражает потреб¬ность детей в активной деятельности как возможности познания окружающей действительности. С помощью игры дети интенсивно обогащают свой жизненный и чувственный опыт, а также вступают в оп-ределенные отношения с окружающими их взрослыми и сверстниками. В.А. Сухомлинский считал, что игра напоминает огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток самых разных представлений и понятий об окружающем мире.

Согласно исследованиям швейцарского психолога Ж. Пиаже игра представляет собой мостик между существующим в данный конкретный момент жизненным опытом ребенка и его понятийным мышлением. В связи с этим, по его мнению, важной функцией игры является ее символический характер, а потому роль игры наиболее существенна в развитии мышления.

Существует много различных видов игр, каждое направление решает свои конкретные задачи, имеет присущие только данному виду особенности. Развивающие игры являются играми нового типа и при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно: основная их цель – развитие ребенка, то есть целенаправленное его изменение к лучшему.

Для развивающих игр характерны следующие особенности:

  1. каждая игра представляет собой определенный набор задач, которые даются ребенку в разных формах и знакомят его с различными способами передачи информации;
  2. задачи расположены в порядке возрастания, от более простых к сложным, и имеют очень широкий диапазон трудностей, которые ребенок должен преодолевать;
  3. постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и развиваться, прежде всего, развивать свои творческие способности.

За последние десятилетия развивающие игры приобрели небывалую популярность, хотя в том или ином виде они существовали всегда. Всплеск интереса к развитию дошкольников по определенным системам средствами игры, был отмечен с приходом в педагогику замечательных специалистов в области детской психологии, которыми разработаны целостные комплексы развивающих игр, таких как: разнообразные пазлы, «Рамки и вкладыши Монтессори», пособия по методике Зайцева и пр.

В настоящее время широко известны игры В. Воскобовича, которые появились в начале 90-х – это «Игровой квадрат», «Цветовые часы», «Прозрачная цифра», серия «Чудо-головоломки» и многие др.

Мы предлагаем родителям некоторые развивающие игры, которые они могут использовать в общении со своими детьми.

Игра на воображение «Придумай небылицу»

Цель игры: учить детей придумывать самостоятельно небылицы, включая их в свой рассказ, развивать фантазию детей.

Вступлением к игре служит такое пояснение взрослого: «Писатели, поэты создали много интересных смешных стихов, сказок, рассказов. Мы с тобой немало их прочитали. А ведь мы можем и сами попробовать придумать смешной рассказ. Вот послушай, какой рассказ-небылицу придумала я. ».

Примерный рассказ: «Жила в лесу девочка. Была у нее волшебная палочка. Прискакал к ней зайчик без усиков с короткими ушками. Она хотела до него дотронуться, а зайца как не бывало. Посмотрела она туда, сюда – нет зайца. Подняла она глаза вверх, а заяц сидит на верхушке сосны и смеется».

Игра на развитие мышления «Да – нет»

Цель игры: учить детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения.

Взрослый объясняет название: «Почему эта игра так называется? Потому что ты или я можем отвечать на вопросы только словами «да» или «нет». Мы по очереди будем водящими, один выйдет за дверь, а другой загадает какой-нибудь предмет в нашей комнате. Первый придет и будет у спрашивать, где находится предмет, какой он, для чего нужен. Второй ему будет отвечать только двумя словами.

Например, «Этот предмет на полу?» – «Нет». «На стене?» – «Нет». «На потолке?» – «Да». «Стеклянный? Похож на грушу?» – «Да». «Лампочка?» – «Да».

Игра на развитие речи «Страна, город, животное, растение, имя»

Цель игры: назвать слова, определяющие страну, город, животное, растение, имя и начинающиеся на одну и ту же букву.

Например: Россия – Ростов – рысь – рис – Роман.

Игра на развитие памяти «Рисуем стихи»

Цель игры: развить слуховую память.

Взрослый обьясняет задание: «Прослушай стихотворение и по памяти нарисуй те предметы, о которых в нем говорится».

Матрешек будем рисовать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Всех больше первая матрешка:
Зеленый сарафан, кокошник.
За ней сестра – вторая,
В желтом платье выступает.
Третья меньше второй:
Сарафанчик голубой.
У четвертой матрешки
Рост поменьше немножко,
Сарафанчик синий,
Яркий и красивый.
Пятая матрешка –
В красненькой одежке.
Всех запомнить постарайся,
За рисунок принимайся!

По просьбе ребенка можно прочитать стихотворение еще раз.

Игра на развитие внимания «Хитрые числа»

Для игры потребуется 20 карточек, на которых нужно написать числа от 1 до 20. Карточки перемешиваются, половина выдается ребенку, который раскладывает их перед собой в произвольном порядке. Взрослый выкладывает перед ребенком одну из своих карточек. Увидев на ней число, ребенок должен выбрать из своих карточек карточку с ближайшим числом в порядке возрастания или в порядке убывания (об этом надо договориться заранее) и положить сверху. Если у него есть и следующее по порядку число, то он положит еще одну карточку и т. д. Затем взрослый выкладывает вторую карточку. Ребенок выполняет то же задание. Игра продолжается, пока у кого-нибудь из участников не закончатся карточки.

«Роль игры при подготовке детей к школе».

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении.»
Ж.-Ж.Руссо
(Перед родительским собранием в помещении группы оформляется выставка методической литературы по игровой деятельности дошкольника, подборку детской литературы по организации сюжетно-ролевых игр).

Воспитатель:
Уважаемые родители, сегодня мы собрались, чтобы поговорить о детской игре и наших детях.
Вся наша жизнь игра… Игра начинается с началом жизни человека. Как только малыш рождается, он сразу начинает играть. Игра детей – это и развлечение, и обучение, и средство самоисследования, и построение своего «Я», и самооздоровление себя через игру, и коррекция детско-родительских отношений.
А что означает слово – «играть»?
(Воспитатель предлагает высказаться присутствующих на собрании родителей – не менее 4-5)
Воспитатель:
(Подводит итоги обсуждения, приводит определение слова «игра»)
«Играть, игровать – шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить время потехой, заниматься чем-либо для забавы, от скуки, безделья.»
«Толковый словарь русского языка», В.Даль
Пожалуйста, придумайте слова, которыми можно назвать играющего ребенка?
(Игрун, игруша, игрунок, игрунчик, игрунишка)

Кто такая «игрица»?
(Молодица, девка, которая поет на игрище, вечеринке)

Кто такой «игрец»?
(Актер, лицедей, шут, потешник, скоморох)
Воспитатель:
Играли всегда и везде. А для чего и почему люди играют?
(Высказывания 2-3 родителей)
Через игру ребенок познает окружающий мир, в игре удовлетворяются его основные потребности:
— стремление к самостоятельности;
— участие в жизни взрослых;
— потребность в познании окружающего мира;
— активное движение, общение со сверстниками.
Ребенок хочет действовать как взрослый, и он начинает действовать, как будто бы он взрослый. Выполняя определенную роль, ребенок осознает свое «Я»…
Игра – это максимально свободная от всякого принуждения деятельность, находящаяся во власти эмоций, в которой ребенок раньше всего учится управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами и нормами. Свобода в игре существует только в пределах взятой на себя роли. Эти ограничения ребенок берет на себя добровольно, по собственному желанию, и это доставляет ему удовольствие.
Игра упорядочивает не только поведение ребенка, но и его внутреннюю жизнь, делая ее более осмысленной и осознанной.
Игра – самая привлекательная деятельность для дошкольника и является ведущей в дошкольном детстве.
Однако, в последние годы сложилась тенденция постепенного ухода игры из детского сада, семьи. Она вытесняется учебной деятельностью.

Читать еще:  Народные средства от кашля для детей 4

Вопрос родителям:
Как вы думаете, почему?
(Главной заботой родителей и, следовательно воспитателей детского сада, является готовность детей к школе, которая выражается в умении детей читать, писать, считать…)

Вместе с тем, ранняя загруженность детей в детском саду и в семье учебной деятельностью ведет к тому, что они все раньше становятся маленькими школьниками. Раннее обучение нарушает специфику дошкольного этапа развития ребенка, превращая детей в уменьшенную копию взрослых. Такая готовность не только не способствует, но и препятствует нормальному школьному обучению. Дошкольник, так и не научившийся играть, останется личностью незрелой.
По данным психологов, успешностью в обучении отличаются те дети, которые исчерпали возможности развития в рамках дошкольного возраста с его ведущей деятельностью – ролевой игрой. А «ненаигравшиеся» дети характеризуются худшей успеваемостью, несформированностью мотивов учебы и в целом познания, быстро утрачивают интерес к школе.
Те дети, у которых игровая деятельность не сформирована, обычно не испытывают потребности в переходе к новой ведущей деятельности – учебной.

Вопрос родителям:
Как вы думаете, какими качествами должен обладать младший школьник, чтобы учение происходило успешно?
(Высказывания 3-5 родителей)

Воспитатель:
(Подводя итоги обсуждения)
Необходимые качества ребенка, ориентированного на обучение:
— в первую очередь у него должна быть сформирована учебная мотивация, учебный мотив — он должен хотеть учиться;
— для успешного обучения в школе у ребенка должны быть сформированы навыки построения внутреннего плана действий в рамках предстоящих задач, игры, поведения, т.е. способность действовать в уме;
— важно, чтобы ребенок обладал достаточным запасом общих и практических знаний;
— необходимым качеством является произвольность деятельности, т.е. умение (опыт) подчинять свои действия правилам, которые устанавливает воспитатель (учитель), взрослый;
— творческая активность и инициативность.
Эти качества являются стержневыми для формирования личности, они формируются не на занятиях, им нельзя «научить» ребенка. Тем не менее многие родители предпочитают отдавать ребенка на занятия, которые проводятся по школьному типу и на учебном материале.
Подготовка к школе ни в коем случае не должна сводиться к обучению ребенку чтению, письму и т.д. Все эти умения и навыки легко могут быть сформированы при наличии вышеперечисленных базовых характеристик. Однако при недостаточном развитии этих характеристик ребенок активно натаскивается в отношении каких-то конкретных умений, что может весьма пагубно отразиться на его дальнейшем развитии.
Учебная деятельность – преимущественно деятельность индивидуальная. Тем не менее учителя обращают внимание на то, чтобы класс формировался как коллектив. Формирование детского коллектива начинается в дошкольном детстве, в совместной деятельности детей. И игра при этом имеет первостепенное значение. В игре ребенок не только учится прислушиваться к партнеру, ориентироваться на его интересы и особенности, но и учится смотреть на себя глазами «другого», корректируя собственное поведение, подчиняя свое желание общим интересам.

Вопрос родителям:
Как вы думаете, будут ли в школе отличаться дети, пришедшие из дошкольного учреждения и семьи?
(Высказывания 3-5 родителей)

В школе заметны «домашние» дети, не получившие в достаточном объеме совместного игрового опыта. В результате такой ребенок, «дорвавшись» до сверстников, либо полностью отдается игре и общению, либо с трудом устанавливает отношения с одноклассниками, требуя признания своей исключительности или же полностью перекладывает всю инициативу на других (как это было в семье). То есть задачи, не решенные в дошкольном детстве, переносятся на школьный возраст. При этом начинает страдать учебная деятельность – ведущая в этом возрасте.
Вопрос родителям:
Стоит ли, на ваш взгляд, считаться со здоровьем ребенка при определении его в школу?
(Высказывания 3-5 родителей)

Проблема здоровья – актуальнейшая на сегодняшний день проблемам. Организация современного учебного процесса ориентирована на ребенка с хорошим здоровьем – нагрузки в начальной школе велики. Гиподинамия, характерная для учебного процесса, еще более усугубляет эту ситуацию. Особенно плачевно состояние детей, мало игравших в подвижные и спортивные игры, которые способствуют общему физическому развитию, формированию мелкой моторики, общей сенсомоторной координации. В младшем школьном возрасте на это остается реально мало времени.
Результат – сколиозы и прочие нарушения в физическом развитии детей.

Вопрос родителям:
Кто из вас обучает ребенка письму дома?
(Высказывания 2-3 родителей)

Прежде чем обучать ребенка письму, помните, что подлинная подготовка к письму происходит не в процессе тренингов по книжкам «готовим руку к письму», где дети механически копируют палочки и крючочки, а в результате формирования у ребенка мотивации к письменному выражению своих мыслей, которую он получает в специфических видах детской деятельности – играх и рисовании, в результате которых появляется потребность а передаче письменного сообщения.
К родителям у нас есть пожелание – научить ребенка писать свое имя, чтобы они могли подписывать свои работы по изобразительной деятельности, поделками.
Развитие ребенка происходит по присущим ему закономерностям психического развития, а попытка ускорить развитие путем более раннего начала обучения по школьному типу приводит к искаженному развитию детей, ухудшению их психического здоровья, что проявляется в массовой неготовности детей к школьному обучению. Поэтому нецелесообразно укорачивать дошкольный период детства за счет целенаправленной подготовки детей к обучению в школе в виде проведения с ними занятий, на которых их обучают школьным азам.
Задача детского сада – воспитание и развитие ребенка (развитие его мотивационной сферы, мышления, памяти, внимания и др.), а не обучение его простейшим школьным навыкам. Это задача начальной школы.
Так давайте же больше и чаще играть с детьми в самые разнообразные игры. Позволяйте себе игровой опыт общения с ребенком.
Игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного, телесного и эмоционального самочувствия ребенка. Давайте играть!

Решение родительского собрания:

1.Продумать в семье организацию игрового пространства для детской игры;
2.Уделять больше внимание игры. Включаться в игры ребенка;
3.Поощрять сюжетно-ролевые игры ребенка;
4. Включаться в работу детского сада по игровой деятельности.

Результаты анкетирования
детей и родителей по теме «Игра»
(к родительскому собранию на тему:
«Роль игры при подготовке детей к школе»)

1.На вопрос «Что такое игра?» в основном получены следующие ответы родителей: «развлечение», «интересное времяпровождение», «общение», «получение новых знаний», «ознакомление с окружающим миром», «активный вид деятельности».
Наши дети как один ответили, что они любят играть.
2. Ответы детей и родителей про любимую игрушку ребенка не во всех семьях совпали. Некоторые родители просто перечислили игрушки, в которые играет ребенок. Настораживает, что любимой игрушкой детей является компьютер, что дети отдают предпочтение: «Черепашкам-ниндзя»; «Звездные войны»; другие «стрелялки». Любимой игрушкой называют ружье.

Читать еще:  Лечить крапивницу детей в домашних

Вопрос родителям:
Давайте подумаем, а что воспитывают эти игрушки, что они дают для развития личности ребенка?
(Обсуждение с родителями, 3-4 чел.)
3. Где играет ваш ребенок?
Большинство родителей отмечают, что у ребенка есть игровое пространство в семье.
По опросам детей видно, что дети в основном играют на диване, на полу, на своей кровати. Лишь двое сказали, что играют в своей комнате.
При этом следует обратить ваше внимание на то, что у ребенка должно быть обязательно свое игровое пространство, которое оказывает влияние на развитие личности ребенка. Пространство должно быть достаточным для деятельности ребенка. Из-за стесненных жилищных условий порой это порой трудно сделать, но надо находить выход их этой ситуации.
4. Играете ли вы с ребенком?
Почти все родители ответили положительно – да, играем, кроме одной семьи.
Вместе с тем, многие дети ответили, что играют: одни; с киской (я ее мучаю); на ПЭВМ (игровой приставке); с братиком, сестрой, бабушкой (дедушкой). Лишь двое ребят ответили, что играют с мамой.
Дети играют в прятки, прыгают на диване, играют в аркадные и другие игры на ПЭВМ. Два мальчика сказали о том, что играют в настольные игры. Но практически никто из детей не сказал о том, что дома они играют в сюжетно-ролевые игры, а ведь сюжетно-ролевые игры хорошо готовят к обучению в школе.
5. Учитываете ли вы нагрузку во время игр?
Результаты опроса показали, что взрослым необходимо помнить, что перегрузки вредны дошкольнику, это может впоследствии отразиться на его здоровье и учебе в школе.
6. Мнения о том, что важнее для дошкольника – игра или подготовка к школе, разделились практически поровну.
Однако следует помнить, что игра является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве, поэтому наши дети должны как можно больше играть.
7. Копируют ли дети взрослых?
Дети копируют нас. У нас они учатся, с нас берут пример, как и мы, будут строить свой досуг, свою жизнь. Поэтому неудивительно, что дети, посещающие дополнительные занятия, так же отправят своих детей на занятия, когда станут взрослыми.

Дорогие друзья, если Вам понравилась статья, поддержите Нас, поделитесь с Друзьями!

Развивающие игры для подготовки ребенка к школе

Начало школьной жизни знаменует собой важный поворотный момент для большинства детей и родителей.

Примерно тогда на флаг выходит смена основного вида деятельности, от игровой к учебной.

Каждый ребенок должен сделать переход от «живу играя», к этапу жизни «читать, чтобы узнать» Это гигантский скачок!

И для детей это может быть трудное время. Благодаря нижепредставленной подборке полезных и развивающих игр, вы поможете ребенку с легкостью в игровую деятельность интегрировать учебные навыки, и тем самым помочь ребенку адаптироваться к школьному этапу.

Развивающие игры, в которые можно играть на прогулке

Игра «Иголка и нитка»

Дети становятся друг за другом, первый из них иголочка — бегает, меняя направление движения. Остальные бегут за ним, стараясь не отставать.

Цель этой игры важна для детей, имеющих трудности в общении, замкнутых, стеснительных. Лучше их ставить первыми.

Игра «Обезьянка в магазине зеркал»

Взрослый, а затем ребенок, показывает движения, которые за ним в точности должны повторять игроки.

На этапе освоения игры роль обезьянки выполняет взрослый. Затем дети получают роль обезьянки. При этом необходимо следить, чтобы со временем каждый ребенок мог исполнить эту роль.

Прекращать игру необходимо на пике интереса детей, не допуская пресыщения, перехода в баловство. Из игры могут выбывать те «зеркала», которые часто ошибаются (это повышает мотивацию к игре)

Цель игры — развитие внимания и управление своим состоянием

Игра: «Угадай, какой предмет я рисую по воздуху».

Дети представляют, что у ведущего кусочек мела, который как бы по воздуху рисует, например, апельсин. Задача детей повторить это движение и придумать что-нибудь свое.

Цель игры — развитие внимания и главного навыка учебной деятельности — следить и повторять

Игра «Бумажный футбол»

Цель игры «Бумажный футбол» — развитие настойчивости, доведения до результата, развитие целеустремленности

Муха – это ребенок. Далее приказывать мухе, на сколько шагов и в каком направлении нужно перемещаться.

Цель игры — развитие координации, оринтации право-лево (необходимо для того, чтобы ребенок ориентировался на листе бумаги)

Развивающие игры, в которые можно играть дома

Игра «Игровой стрейчинг».

Игра, в которой используется в качестве материала лист с напечатанным текстом.

Задача ребенка игры найти букву «А» и обвести ее карандашом или букву «О» и подчеркнуть ее. Кто больше найдет, тот победил (взрослый тоже может соревноваться)

Цель игры — развитие внимания, навыка концентрации внимания, умения слышать, слушать и точно выполнять поставленную задачу

Игра «Велотренажер»

Цель игры — развитие логических навыков, увеличение активного словарного запаса

Игра на развитие памяти «Коробочка»

Для игры нужна коробка с разными игрушками, ребенку показывают по одной игрушке, а потом прячут обратно в коробку, задача ребенка запомнить и воспроизвести в устной форме те игрушки, которые находятся в коробке.

Цель игры — развитие зрительной и слуховой памяти ребенка

Игра «Ищем ошибки».

Ребенку читается рассказ. Дети внимательно должны следить за речью. Если услышат путаницу или то, чего не может быть, — потопать ногами, а затем объяснить, почему они прервали рассказ и исправить ошибку.

Например: Рассказ с нелепостями

Собралась я как-то в лес. Взяла с собой собаку, рюкзак и лыжи. Прихожу в лес, надеваю КОНЬКИ и начинаю двигаться по лыжне. Вдруг моя Кошка что-то увидела. Под елкой сидел Рыжий заяц.

Собака ЗАМЯУКАЛА, заяц бросился бежать, прыгнул на ДЕРЕВО, а собака за ним ПОЛЕЗЛА. Заяц от собаки убежал, ведь он бегает МЕДЛЕННО. Тогда моя собачка стала копать ЗЕМЛЮ и раскопала – что бы вы думали? ГРИБ! Нет, конечно, не гриб, а норку, а в той норке жила ВОРОНА.

Собака обнюхала норку и ПОЕХАЛА дальше. Я отправилась вслед за ней. Захотелось мне есть. Достала я из ПОРТФЕЛЯ два бутерброда и термос с кофе. Один из ПИРОЖКОВ я дала собаке. Мы поели, и вдруг я услышала стук колес и гудок ПАРОХОДА, значит, близко железная дорога.

Пошли мы на звук поезда и вскоре добрались до станции. На станции, я сняла КОНЬКИ, достала из ЧЕМОДАНА деньги и купила билет на электричку. Через несколько минут мы сели в вагон АВТОБУСА и отправились в обратный путь.

Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец!

Цель игры — развитие навыка фокусировки на поставленной задаче

Игра «Рисовалка»

Цель игры — ориентация на листе бумаги, умение удерживать в голове поставленную задачу, навык общения

Игра «Что с чем делают?»

Песок сыплют, а воду…
Пироги пекут, а суп…
Цветы водой поливают, а огонь…
Сок можно разлить, а горох…
Траву косят, а волосы…
Книги читают, а песни…
Стол накрывают, а постель…

Цель игры — развитие связной речи

Игра «Настроение»

Создается цветопись настроения.

Например, на общем листе ватмана с помощью красок каждый член семьи рисует свое настроение в виде полоски, пятна, облачка, в итоге получается настоящее произведение искусства!

Цель игры — научить ребенка выражать свои эмоции и чувства, не замыкаться в себе, эмпатия

Читать еще:  Отит у годовалого ребенка

Развивающие игры, в которые можно играть в транспорте (в дороге, в поезде, в машине)

Игра «Школа улыбок»

— Когда люди улыбаются?
— Какие бывают улыбки?
— Попробуйте их показать.
— Нарисуйте улыбающегося человека.
— Улыбающийся человек – какой он?

Цель игры — развитие связной речи, умение ребенка рассуждать на поставленную тему. Не бояться выносить предположения и высказывать свое мнение

Игра «К сожалению — к счастью»

Цель игры — развитие связной речи, умение найти в любой сложной ситуации выход, развитие позитивного мышления

Игра «Как ты думаешь?»

Почему раньше, чем придет поезд, вдоль пути опускается шлагбаум?
Почему у всех автомобилей есть тормоза?
Чем отличается старый человек от молодого?
Какого человека называют добрым?
Какого человека называют другом?
Что значит помогать кому-то?
Что значит заботиться о ком-то?
Что значит жалеть кого-то?

Цель игры — развитие связной речи

Игра «Продолжи фразы»

Если в комнату принесли кусочек льда, то…
Мальчик весело смеялся, потому что…
Если зимой будет сильный мороз, то…
Если взлететь высоко, как птица, то…
Девочка стояла и плакала, потому что…
Когда наступает день рождения, то…
Если весь снег растает, то…
В комнате погас свет, потому что…

Цель игры — развитие навыка установления причинно-следственных связей, необходимый для обучения в школе

Развивающая игра «Кружочки»

Цель игры — развитие воображения ребенка, творческих способностей, креативности

Подготовить ребенка к школе всего за 20 дней можно в программе «К школе готов»

Программа курса «К школе готов» включает в себя полную подготовку детей к школе. Вы узнаете:

  • Как легко и просто научить детей читать, считать
  • Как правильно психологически подготовить ребенка к школе
  • Как выработать внутреннюю мотивацию и дисциплину
  • Что делать, если у ребенка логопедические проблемы
  • Как выбрать учителя?

Рената Кирилина, эксперт по развитию памяти и эффективному обучени, педагог, учитель высшей категории

Любовь Стрекаловская, автор программы по подготовке к школе «К школе готов», учитель высшей категории, учитель года

Как обычно на старте программы действуют минимальные цены, которые повышаются по мере приближения даты старта

Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять

Использование компьютерных игр при подготовке детей к школе

В настоящее время информационные технологии широко используются в системе дошкольного образования с целью совершенствования управления дошкольной образовательной организацией , а также обновления форм и методов работы с детьми .

В начальной школе компьютер и компьютерные игры становятся неотъемлемой частью образовательного процесса . Значит , важно , чтобы , придя в школу , ребенок был готов к встрече с ними .

Как показывают исследования , посвященные вопросам информатизации дошкольного образования , компьютерные игры способны оказывать влияние на формирование следующих психических познавательных процессов , личностных качеств и навыков :

  • более раннее формирование важнейших операций мышления , таких как обобщение и классификация ;
  • раннее развитие знаковой функции сознания ;
  • облегчение процесса перехода психического действия из внешнего плана во внутренний ;
  • развитие памяти и внимания детей ;
  • формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов ;
  • развитие мелкой мускулатуры и моторики руки ;
  • более легкое усвоение некоторых математических понятий , например формы , цвета , величины , числа и множества ;
  • развитие сенсорных способностей ;
  • более быстрое развитие умения ориентироваться на плоскости и в пространстве , что обычно представляет определенные трудности для детей дошкольного возраста ;
  • воспитание усидчивости , целеустремленности и сосредоточенности ;
  • активное развитие воображения и творческих способностей ;
  • более активное пополнение словарного запаса .

Таким образом , со значительной долей уверенности можно утверждать , что компьютерная игра – одно из эффективных средств подготовки ребенка к обучению в школе . По утверждения специалистов по сравнению с традиционными средствами она обладает определенными преимуществами .

Так, информация в компьютерной игре преподносится в игровой форме , что стимулирует интерес ребенка . В процессе обучения важно удерживать внимание детей . В данном случае внимание ребенка привлекают анимация , движение и звук .

Кроме того, компьютерная игра предоставляет ребенку возможность самостоятельно регулировать темп и количество решаемых задач.

Не секрет, что дети часто обижаются, когда им делают замечания за неправильно выполненное задание. В компьютерной игре все по-другому: отрицательная оценка ошибочных действий ребенка отсутствует. Компьютер предоставляет индивидуальное количество повторов, которые необходимы конкретному ребенку, чтобы достигнуть успеха.

Также к преимуществам компьютерной игры можно отнести поощрение за правильное решение поставленной задачи, которое стимулирует познавательную активность ребенка, автоматизированный контроль при выполнении заданий и пошаговое подтверждение действий дошкольника.

Поскольку компьютерная игра является одним из средств образования и развития детей старшего дошкольного возраста, в ней заложены потенциальные возможности для подготовки детей к школе. Таким образом, сегодня педагоги и родители вполне могут применять компьютерные игры в качестве дополнительного средства подготовки детей к обучению в школе. Однако их бездумное применение способно оказать негативное влияние на физическое и психическое развитие ребенка.

Сирадж-Блэтчфорд и Сирадж-Блэтчфорд (Siraj-Blatchford and Siraj-Blatchford, 2006) выявляют в дошкольном образовании четыре главные области обучения, в которых роль ИКТ может оказаться критической, и высказывают свои соображения о том, как эту роль оптимально реализовать:

  • Коммуникация и сотрудничество. Они возникают естественным образом при решении задач, рисовании, видеозаписи или конструировании, обсуждении того, что дети видят на экране, в экспериментах с программируемыми игрушками. Но для достижения оптимальной пользы от применения ИКТ требуется участие взрослых.
  • Творчество. Для того чтобы проявить творческие способности, детям необходимо освоить набор схем и настроиться на игру, в которой можно применить эти схемы в новых контекстах. Экранные микромиры могут предоставлять ребенку возможности для их исследования и открытий, в них можно использовать различные средства и инструменты для достижения цели, при этом нет жесткого понятия ошибки, а есть исследование свойств микромира при участии педагога при выполнении заданий, решения задач, которые поставил сам ученик. Педагог может постоянно «подбрасывать» вопросы: «Что если…?» Для поддержания креативности детей следует их побуждать:

— в процессе игры находить альтернативные варианты действий;
— всегда видеть возможность выбора;
— устанавливать связи между вещами;
— проводить сравнения;
— смотреть на вещи с точки зрения других.

  • Социально-драматические игры. Существуют огромные возможности для интеграции ИКТ в ролевые игры дошкольников. Известны успешные эксперименты по играм детей с виртуальными моделями магазинов, туристического агентства и др., в которых взаимодействие осуществляется через сенсорный экран.
  • Обучение обучению. Инструменты ИКТ, поддерживающие развитие предпосылок универсальных учебных действий, это в основном те же средства, которые наиболее эффективным образом поддерживают коммуникацию, сотрудничество и социально-драматические игры.
  • Как указывают Хейес и Уайтбред, для того чтобы ИКТ внесли позитивный вклад, дошкольники должны их применять в соответствии со свойственными им наиболее эффективными методами обучения. Это применение должно поддерживать их творческую активность и уверенность в своих силах (Hayes and Whitebread, 2006).

В МОУ Городской центр развития образования в декабре 2013 г. готовятся к выпуску следующие CD-диски:

  • Интерактивные дидактические материалы и современные образовательные ресурсы для работы с детьми дошкольного возраста (раздел Фестиваля педагогических идей «Открой себя» — 2013). Здесь будут представлены материалы педагогов ДОУ с авторскими разработками компьютерных игр, пособий, конспектов совместной деятельности педагогов с детьми.
  • Авторские компьютерные игры Шевченко И.А., учителя-логопеда МДОУ № 237, победителя регионального конкурса профессионального мастерства «Лучший воспитатель года-2011», участницы Всероссийского конкурса «Воспитатель года России». Данные игры можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста при проведении звукового анализа слова, автоматизации звуков и др.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector