Повреждение коры головного мозга ребенка

Наиболее частое нарушение развития ЦНС ребенка

А.В.Борцов, врач-невролог, г. Москва

Наиболее частое нарушение развития ЦНС ребенка

Другие статьи по теме:

Как понять родителям, здоров ли ребёнок и у него только возрастные и личностные особенности поведения? Или у ребёнка ММД (СДВГ, СДВ), и стоит обратиться за советом по воспитанию такого ребёнка и возможно лечению к специалистам: неврологам, психологам, дефектологам, психиатрам? Ведь своевременная помощь специалистов может помочь родителям в правильном воспитании ребёнка и быстрейшем преодолении проблем в его поведении и обучаемости.

Одно из современных определений Минимальной мозговой дисфункции (СДВГ, СДВ) — это состояние, проявляющееся расстройством поведения и обучения, в отсутствии интеллектуальных нарушений, и возникает вследствие нарушения созревания основных регулирующих систем мозга (прежде всего префронтальных отделов лобных долей, отделов головного мозга, контролирующих эмоции и двигательную активность).

Минимальна мозговая дисфункция (ММД) — по-другому: синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) или без неё (СДВ) — это болезненное состояние ЦНС с определённым набором признаков (симптомов), но разных по выраженности проявленя. Поэтому при постановке диагноза пишут о синдроме.

Почему так разнообразно и индивидуально проявление СДВ (СДВГ)? Нет двух похожих детей с синдромом ММД (СДВГ, СДВ); причина связана с происхождением (этиопатогенезом) этого состояния.

МРТ-исследования, выявили изменения в головном мозге при ММД:

  • уменьшение объёма вещества мозга в левой фронтопариетальной, левой цингулярной, двусторонней париетальной и темпоральной коре головного мозга;
  • а также сокращение объема мозжечка у детей с СДВГ;
  • фокальные повреждения медиальной и орбитальной ПФК (префронтальных отделов коры головного мозга) также были связаны с признаками СДВГ.

Позитронно-эмиссионная томография головного мозга выявила функциональную недостаточность работы нейронов (нервных клеток) префронтальных отделов лобных долей и нарушение их связей с мезенцефальными отделами (участки мозга, расположенные под корой головного мозга) и верхними отделами ствола головного мозга. Это проявляется в снижении выработки клетками этих отделов мозга веществ-нейромедиатров: дофамина и норадреналина. Дефицит в работе этих нейромедиатрных систем приводит к проявлениям ММД (СДВГ или СДВ).

Таким образом, современные методы исследования (методы нейровизуализации) выявляют участки повреждений головного мозга при синдроме ММД у всех обследуемых детей с момента рождения и в последующие годы жизни.

ЦНС продолжает развиваться у ребёнка с момента рождения и до 12-14 лет, поэтому участки повреждения головного мозга, возникшие в период рождения ребёнка, могут нарушать нормальное развитие головного мозга ребёнка не только сразу после рождения, но и в последующие года жизни, пока идёт развитие центральной нервной системы (ЦНС).

Основная причина повреждения участков головного мозга ребёнка — это гипоксия в родах, то есть снижение поступления достаточного количества кислорода в головной мозг. Причём опасна гипоксия, наступающая быстро в течение нескольких минут (острая гипоксия или дистресс плода), с которой защитные механизмы плода не справляются. Острая гипоксия может вызвать страдание и гибель участков белого вещества головного мозга. Такая гипоксия может возникнуть, прежде всего, в период родов.

Хроническая гипоксия плода, которая развивается во время беременности из-за причин обычно связанных со здоровьем матери и плацентарной недостаточностью, не ведёт к повреждению головного мозга, так как защитные механизмы плода успевают приспособиться. Нарушается питание всего организма плода, но повреждений головного мозга плода не происходит. Развивается гипотрофия плода – низкий вес при рождении (не соответствующий росту ребёнка и сроку беременности, на котором он родился). Если роды пройдут без острой гипоксии, то родившийся с гипотрофией ребёнок, при достаточном питании быстро наберёт нормальный вес, и не будет иметь проблем с развитием ЦНС.

При гипоксии головного мозга в родах меньше всего страдают клетки коры головного мозга (нейроны коры мозга), так как они начинают работать только после рождения ребёнка, во время родов им нужен минимум кислорода.

При гипоксии в родах кровь перераспределяется и прежде всего поступает к клеткам ствола головного мозга, где находятся важнейшие для жизни центры — центр регуляции кровообращения и центр регуляции дыхания. (Из него, после рождения ребёнка, поступит сигнал сделать вдох.) Таким образом, наиболее чувствительными к гипоксии у плода являются клетки нейроглии (олигодендроциты), находящиеся в большом количестве между корой и стволом головного мозга, в подкорковой зоне — области Белого вещества головного мозга (БВМ).

Клетки нейроглии после рождения ребёнка должны обеспечить процесс миелинизации. Каждая клетка коры головного мозга — нейрон — имеет отростки, соединяющие его с другими нейронами, и самый длинный отросток (аксон) идёт к нейронам ствола головного мозга. Как только происходит миелинизация — покрытие этих отростков специальной оболочкой, нейроны коры головного мозга могут посылать сигналы в подкорку и ствол головного мозга и получать ответные сигналы.

Чем больше клеток нейроглии пострадает от гипоксии в родах, тем больше трудностей для нейронов коры головного мозга в налаживании связей с подкоркой и стволом мозга, так как нарушается процесс миелинизации. То есть нейроны коры головного мозга не могут выполнять полноценно и во время (по программе, записанной в их генах) регуляцию и управление нижележащими отделами мозга. Часть нейронов коры просто гибнет при невозможности выполнять свои функции.

Нарушается регуляция мышечным тонусом и рефлексами. К 1-1,5 годам нейроны коры налаживают обычно достаточно связей, чтобы мышечный тонус и рефлексы нормализовались и ребёнок пошёл своими ногами (как записано в генной программе развития организма). В развитии движений участвует не только лобные, но и другие отделы головного мозга, что обеспечивает большие компенсаторные возможности по нормализации двигательных нарушений.

С 1,5 — 2 лет начинается социальное развитие ребёнка. У ребёнка генетически заложен страх перед взрослыми (родителями), стремление повторять за взрослыми действия и слова, подчиняться замечаниям взрослых, понимать слово «нельзя» (пусть и не всегда повиноваться), бояться наказания и радоваться похвале со стороны взрослых (родителей). То есть возможность воспитания ребёнка обеспечивается на генетическом уровне в программе развития ЦНС ребёнка. Причём эта генетическая программа развития социального созревания (социальной адаптации и поведения) – эволюционно отточена и отобрана, иначе ребёнку было бы не выжить среди окружающего мира, полного реальных опасностей для сохранения здоровья и самой жизни.

При недостаточности связей у нейронов коры, отвечающих (по генной программе) за это социальное развитие, появляются несоответствующие возрастной норме нарушения поведения — нарушения социальной адаптации. Расстройства поведения могут быть в некоторых случаях просто присущи данному ребёнку, в связи с его индивидуальными особенностями или быть отражением определённых периодов развития ребёнка.

Расстройства поведения включают: проблемы с воспитанием, с общением, с дисциплиной поведения, с едой, со сном, трудности с приобретением навыков опрятности, гиперактивность. Высокая степень активности и склонность к шумным играм характерна для детей с 2 до 4 лет, и как бы считается возрастной нормой. Но гиперактивность в сочетании с невнимательностью и импульсивностью, сохраняющихся у ребёнка после 4 лет, указывает на наличие синдрома ММД (СДВГ, СДВ).

Нарушается, прежде всего, регуляция своими эмоциями и ощущениями. Дети эмоционально лабильны (неустойчивы), раздражительны, вспыльчивы. Но, с другой стороны, для них свойственна повышенная ранимость и низкая самооценка.

Интеллект развивается обычно успешно, но его реализацию затрудняет плохая концентрация внимания: дети не могут до конца выслушать условия задачи, импульсивно принимают необдуманные решения. Им быстро надоедает монотонная работа, механическое запоминание большого объёма материала, они часто не доводят до конца начатые дела.

Главные признаки ММД (СДВГ, СДВ)

К главным признакам ММД (СДВГ, СДВ) прежде всего относятся:

  1. Невнимательность — лёгкая отвлекаемость, трудности концентрации на задачах, требующих длительного напряжения внимания.
  2. Импульсивность — склонность к необдуманным действиям, трудности переключения, сложности в организации работы. постоянные переходы от одного вида деятельности к другому.
  3. Гиперактивность, под которой понимают чрезмерную подвижность, невозможность оставаться на месте, спокойно сидеть. В целом гиперактивные дети — это дети, «постоянно находящиеся в движении».
Читать еще:  Понизить температуру ребенка народными средствами

Ассоциация психиатров США выделила 14 признаков синдрома дефицита внимания, наличие любых 8 из которых позволяет диагностировать данное расстройство. Итак, ребёнок:

  1. совершает постоянные движения руками и ногами, ёрзает на стуле;
  2. не может долго сидеть спокойно, когда это необходимо;
  3. легко отвлекается на внешние раздражители;
  4. с трудом переносит ситуацию ожидания перемен в играх или групповых занятиях;
  5. часто начинает отвечать, не дослушав вопрос до конца;
  6. при выполнении заданий испытывает трудности, не связанные с негативизмом или недостаточным пониманием сути просьбы;
  7. не способен длительно концентрировать внимание как в играх, так и при выполнении заданий;
  8. часто переходит от одного незавершённого дела к другому;
  9. не способен играть спокойно и тихо;
  10. чрезмерно разговорчив;
  11. часто перебивает других, бывает назойливым;
  12. производит впечатление не слышащего обращённой к нему речи;
  13. часто теряет нужные (для занятий) вещи, как в школе, так и дома;
  14. часто вовлекается (и совершает самостоятельно) рискованные, угрожающие физическому благополучию действия, не сознавая их возможных последствий.

Другие симптомы (признаки) ММД (СДВГ, СДВ):

повышенная умственная утомляемость, отвлекаемость внимания, затруднения в запоминании нового материала, плохая переносимость шума, яркого света, жары и духоты, укачивание в транспорте с появлением головокружения, тошноты и рвоты. Возможны головные боли, перевозбуждение ребенка к концу дня пребывания в детском саду при наличии холерического темперамента и заторможенность при наличии флегматического темперамента. Сангвиники возбуждаются и затормаживаются почти одновременно.

Существуют значительные колебания в связи с ухудшением или улучшением соматического состояния, временем года, возрастом.

В максимальной мере признаки ММД проявляются в начальных классах школы.

СДВГ А.И.Захаров описывает как следующий комплекс нарушенного поведения: «повышенная возбудимость, непоседливость, разбросанность, расторможенность влечений, отсутствие сдерживающих начал, чувства вины и переживаний, а также доступной возрасту критичности. Нередко эти дети, что называется, «без тормозов», ни секунды не могут посидеть на месте, вскакивают, бегут, «не разбирая дороги», постоянно отвлекаются, мешают другим. Они легко переключаются с одного занятия на другое, не доводя начатое дело до конца. Утомление наступает гораздо позже, и оно менее выражено, чем у детей с СДВ. Легко даются и тут же забываются обещания, характерны шутливость, беспечность, озорство, невысокое интеллектуальное развитие(?!)»

Ослабленный инстинкт самосохранения выражается в частых падениях, травмах, ушибах ребенка.

Что делать при поражении головного мозга?

Поражения головного мозга влекут за собой неврологические нарушения, требующие дальнейшей реабилитации с целью восстановления утраченных функций.

После поражения головного мозга вероятен риск утраты или ухудшения повседневных способностей.

Стоимость курса реабилитации во многом зависит от видов, объема и форм восстановительных мероприятий.

Пройти реабилитацию после черепно-мозговых травм возможно в кредит.

Для полного восстановления после черепно-мозговых травм крайне важно обеспечить профессиональный медицинский уход и поддержку.

Вне зависимости от того, чем были вызваны поражения головного мозга, все они влекут за собой проявление неврологических дисфункций в отношении слуха, речи, зрения или движений. Устранение этих нарушений требует комплекса восстановительных мероприятий, который, увы, в домашних условиях или в неспециализированной клинической больнице пройти практически невозможно, либо он не даст положительного эффекта. Почему это так, мы попробуем объяснить в данной статье.

Различные поражения головного мозга, вследствие инсульта, черепно-мозговой травмы или других заболеваний приводят чаще всего к неврологическим нарушениям: двигательным, речевым, когнитивным и другим.

В зависимости от тяжести заболевания и локализации повреждений в головном мозге интенсивность и обратимость этих неврологических расстройств может быть различной. В любом случае, после получения экстренной медицинской помощи и проведения лечения основного заболевания наступает период реабилитации, призванный восстановить утраченные функции или, если это оказывается невозможным по медицинским показаниям, научить человека полноценно жить после перенесенных заболеваний.

В научной медицинской среде большинство врачей-неврологов и других специалистов сходятся во мнении, что период активной реабилитации пострадавших от поражений головного мозга необходимо начинать в первые две-три недели после прохождения острой фазы заболевания. А наибольшая эффективность восстановительного лечения приходится на первые три-шесть месяцев, в последующие полгода происходит закрепление полученных успехов. На самом деле, в зависимости от характера и тяжести последствий, реабилитация может длиться до двух лет – часто именно столько времени требуется для восстановления речи.

Восстановление двигательных нарушений

Здесь мы остановимся на предостережениях от типичных ошибок, которые допускают люди, решившие пройти реабилитацию на дому после травм и других заболеваний головного мозга, повлекших нарушения двигательных функций.

  • Как уже было сказано, ранняя реабилитация после повреждений головного мозга показана, однако многие пациенты и их родственники понимают это слишком буквально. Действительно, обычно, к примеру, после ишемических инсультов двигательную реабилитацию начинают через неделю (если нет противопоказаний), после геморрагических – через две-три недели. Поэтому нельзя ее начинать, пока нет уверенности в ее своевременности у лечащего врача, с которым согласуете объем и время начала реабилитационных мероприятий.
  • Внимательно выбирайте лечащего врача, поскольку в России очень многие из них склонны назначать лечение по стандартной прописанной схеме, выполняя некий «ритуал», без всякого учета индивидуальных особенностей организма. Так, многие начинали лечение после слов: «Массаж еще никому не навредил», а потом обнаруживали у себя спастику и дальнейшее ухудшение двигательных функций.
  • Продолжая тему лечения «по схеме», скажем о профилактике контрактур, предписывающей один-два раза в день заниматься лечением положением продолжительностью до полутора-двух часов. Однако если остальные двадцать два часа руки и ноги будут располагаться в неправильных положениях, то прок от этой двухчасовой процедуры будет нулевой.
  • Насыщенная и длительная пассивная разработка конечностей может оказаться не только бесполезной, но и опасной процедурой. Помимо того, что при ней тренируется не столько пострадавший, сколько человек, делающий ему массаж, усиленные активные массирующие движения создают риск вывихов и разболтанности суставов – при парезе, и риск микротравм и параартикулярной оссификации – при спастических параличах. Крайне опасен ротационный массаж суставов ног, который осуществляется неспециалистом.
  • Идеомоторная гимнастика, или представление своего движения без самого движения, может оказаться не только бесполезным занятием, но и нанести вред: ведь если пациент лишь «мечтает» о движении, не прилагая для этого никаких внутренних усилий, волевая мышечная реконструкция воображаемого движения не происходит, формируя так называемый центральный спрутинг.
  • В виду того, что в случаях со спастическими параличами наличие мышечных атрофий не наблюдается, активная или силовая нагрузка на неповрежденные руки или ноги приведет к «обкрадыванию» больной стороны, а в спастических мышцах – к усилению спастики. Так, после инсультов тренировка четырехглавых мышц бедра и бицепсов строго противопоказана.
  • При назначении массажа недостаточно указывать область массирования, но также необходимо рекомендовать и его характер, тип воздействия и, конечно, поставить задачу. Так, к типам массажа относятся: точечный, структурирующий, рассасывающий, успокаивающий, гидродинамический и другие. А задачи могут стоять, например, такие: мобилизация мышц и сухожилий, устранение триггерных зон, либо мягкого отека и прочие.
  • Тренировки на тренажерах предполагают не просто проведение определенных упражнений, но и правильное их выполнение. Реабилитируемый человек может приспособиться выполнять те или иные упражнения, используя здоровую сторону или крепкие мышцы. Например, при занятиях на велотренажерах упражнения могут выполняться пациентом только одной ногой, или, задействовав только мышцы-разгибатели, или мышцы-сгибатели, при этом со стороны может казаться, что упражнение выполняется правильно, в то время как оно оказывает вред.
  • Недооценка психического и психологического состояния, в котором пребывает пациент, — еще одна типичная ошибка людей, стремящихся восстановить двигательные функции. А ведь подавляющее большинство пациентов после травм головного мозга и тяжелых заболеваний погружено в депрессию, в которой и находится по нескольку лет, если им не оказывается должная психологическая помощь. Депрессия отнимает у пострадавших людей моральные силы для занятий лечебной гимнастикой, для мотивированного и волевого участия пациентов в их восстановительном лечении.
  • Незнание или недооценка значения комплексного подхода в двигательной реабилитации, которая предполагает рациональное комбинирование различных методик восстановительной медицины: где медикаментозное лечение является лишь фоном для физиопроцедур, после которых следует профилактика котрактур, массаж, психотренинг и так далее.
  • И наконец, головной мозг находится в тесном «контакте» со всеми частями и органами человека, и любые действия в головном мозге посылают им определенные «команды», и наоборот, любые процессы в организме отражаются на активности соответствующих зон головного мозга. Вот почему двигательные упражнения тренируют не только мышцы и сухожилия, и являются профилактикой сопутствующих заболеваний, но и способствуют скорейшей регенерации нервных связей.
Читать еще:  Доктор комаровский о бронхите у детей

Вышеуказанная информация предоставлена в этом разделе с целью осознания важности профессионализма в оказании помощи при восстановлении людей, перенесших травмы головного мозга, инсульты или другие тяжелые заболевания, повлекшие за собой двигательные дисфункции. Во главе угла любого врачебного назначения должна стоять задача или комплекс взаимоувязанных задач, на решение которых и направляются различные методики восстановительного лечения, а бесцельное или «хаотическое» лечение на дому не только не приведет к желаемым результатам, но и сместит вектор восстановления в другую сторону.

Восстановление речевых дисфункций

Органические поражения речевых зон коры головного мозга могут являться результатом опухоли, инсульта, травмы или воспалительного процесса. Они приводят к системному нарушению речи, называемому афазией.

Всего бывает порядка восьми видов афазии, которые условно можно разбить на две группы: сенсорную афазию и моторную афазию. Первая группа характеризуется тем, что человек перестает понимать речь, но способен произносить слова и фразы. Моторная афазия проявляется в том, что человек слышит и понимает речь, но не может выговаривать слова и фразы. Проблемы с речью встречаются у четверти людей, перенесших инсульт.

Речевые дисфункции влекут за собой целый комплекс отрицательных психических состояний у людей, перенесших органические поражения коры головного мозга, таких как плаксивость, раздражительность, агрессия, неадекватная оценка действительности и депрессия.

Поэтому при восстановлении речевых функций задействуются несколько специалистов, это могут быть логопеды, нейропсихологи, педагоги, психиатры и психологи. Восстановление речи занимает много времени, гораздо больше, чем его требуется на двигательную реабилитацию, – два года, а в некоторых случаях пять-шесть лет.

Важно помнить, что часто люди с органическими поражениями головного мозга не понимают, что счет, письмо или речь у них нарушены, а если понимают, то полагают, что со временем все наладится само собой. В таких случаях важно им объяснить ситуацию, поставить перед ними задачу и убедить в достижимости поставленной цели. Так же следует показать связь между приложенными усилиями и успешным результатом, рассказать, что желание добиться цели и оптимизм сделают на пути восстановления больше, чем любая лекарственная терапия.

Типичная ошибка реабилитации речи с неспециалистами – это неправильный подбор упражнений и режима занятий. Это не нанесет прямого вреда пострадавшему, но лишит его веры в успех после многих безуспешных занятий. Вот почему так важно обращаться к помощи профессионалов.

Для работы по восстановлению речи больного требуется фантастическое терпение, очень важно ни в коем случае не раздражаться при занятиях с ним и постоянно поддерживать у реабилитируемого интерес к ним. Как правило, рекомендованы ежедневные неспешные спокойные беседы, а так же пение мелодичных песен, декламация незамысловатых детских стихотворений, чтение букваря.

Если же вы все же решили самостоятельно заниматься с пострадавшим, обязательно купите литературу, разузнайте у логопеда и других специалистов о существующих методиках, применяйте их комплексно и согласно существующим инструкциям специалистов.

Коррекция когнитивных расстройств

Чаще всего когнитивные расстройства вызываются ишемическими инсультами, возникшими на фоне диабета, артериальной гипертензии и фибрилляции предсердий.

В последнее десятилетие появились результаты множества исследований, которые убедительно доказывают, что когнитивные расстройства отрицательно влияют на весь процесс реабилитации, на восстановление всех нарушенных функций: двигательных, зрительных, речевых и других. Несомненно, на процесс реабилитации влияют и другие факторы:

  • Возраст,
  • Размер очага органического поражения мозга,
  • Локализация повреждений,
  • Тяжесть заболевания
  • Время начала лечения и реабилитации,
  • Наличие сопутствующих заболеваний.

Но ранее когнитивные расстройства не относились к факторам, отягчающим реабилитацию.

На темпы восстановительного лечения оказывают значительное влияние такие аффективные состояния, как эмоциональная лабильность, апатия, мания, тревога и депрессия. Причем раньше считалось, что депрессия является лишь реакцией на перенесенное заболевание, хотя теперь известно, что, во-первых, по частоте она превышает все другие психические расстройства, во-вторых, она формируется так же благодаря личностным, социальным и другим факторам.

По этой причине в восстановительном лечении больных, получивших органические поражения головного мозга, важно задействовать различных специалистов из области медицины, педагогики, психологии и других сфер знаний. Очевидным становится комплексный подход к реабилитации, рациональное сочетание и ротация в применении множества различных методик. Поскольку сегодня факт взаимосвязи всех возможных неврологических нарушений после полученных поражений головного мозга можно считать доказанным, мы неизбежно приходим к выводу, насколько малоуспешной может оказаться реабилитация на дому и даже в обычной клинической больнице. Ведь комплексная реабилитация – это не просто набор различных восстановительных методик – это индивидуальных подход, согласование и утверждение сообществом врачей целого комплекса реабилитационных мероприятий и дальнейшее многоэтапное целенаправленное восстановительное лечение.

Реабилитационный центр «Три сестры» занимается стационарным восстановительным лечением больных с поражениями головного мозга различной тяжести. Центр руководствуется исключительно соображениями комплексного подхода в реабилитации, и для этого располагает всеми необходимыми ресурсами:

  • Слаженной командой высококвалифицированных врачей, реанимационных медсестер, психологов, педагогов, диетологов, поваров и обслуживающего персонала – про это гордость реабилитационного центра под руководством с главного врача, имеющего 20-летний опыт работы в центрах восстановительной медицины США.
  • Сбалансированным комплексом традиционных, новейших и авторских методик от наших ученых-медиков, подбираемых индивидуально согласно показаниям гостей центра.
  • Новейшим диагностическим, ортопедическим, тренажерным и лечебным оборудованием.
  • Персонализированным подходом и круглосуточным уходом за гостями центра.
  • Исключительным сервисом – реабилитационный центр «Три сестры» соответствует уровню 4* отеля, имеет 35 одноместных номеров с индивидуальным дизайном, ресторан с аппетитным меню от собственного шеф-повара и диетолога, сосновый лес за окном.

Опыт, высокая компетентность всего персонала, комплексный подход к реабилитации, разнообразие высокоэффективных восстановительных методик, правильное питание и режимы сна, бодрствования, занятий и досуга, а так же чистейший хвойный воздух помогут восстановить утраченные функции в кратчайшие сроки.

Лицензия Министерства здравоохранения Московской области № ЛО-50-01-009095 от 12 октября 2017 г.

Органическое поражение мозга у детей: симптомы и лечение

Под органическим поражением головного мозга у детей подразумеваются прогрессирующие заболевания разной этиологии, которые провоцируют нервные и психосоматические расстройства. Такие патология встречаются крайне редко, но могут вызывать серьезные последствия, включая задержку речи, снижение интеллекта.

Органическое поражение: что это такое?

У органического поражения мозга (ОПГМ) у детей нет точного определения. По сути это комплекс заболеваний вследствие расстройства процессов обмена в нейронах, что вызывает их гибель, нарушения деятельности ЦНС.

ОПГМ делятся на врожденные и приобретенные. У доношенных детей они чаще всего проявляются уже в первую неделю после рождения, у недоношенных – в течение 4 недель. Приобретенные заболевания более характерны для взрослых.

Международная классификация болезней не содержит ОПГМ. Поэтому диагноз формулируется как «неуточненное повреждение мозга», «неуточненная энцефалопатия». Все же существует классификация патологий, объединяемых термином «органическое поражение»:

  • гидроцефалия;
  • врожденные аномалии развития;
  • ДЦП;
  • нарушения вследствие внутриутробных инфекций (сифилиса, цитомегалии);
  • заболевания, поражающие ЦНС.

Еще ОПГМ делятся на диффузные – например, вследствие энцефалопатии, и локализованные – на фоне опухоли, мозговой травмы.

Причины заболевания

Причины органических патологии головного мозга бывают разными. Среди них:

  1. Патологии у матери в перинатальный период, когда формируется мозг ребенка. Например, она страдала пороком сердца, гипертонией, диабетом, анемией, сильным токсикозом, выпивала, испытывала сильный стресс.
  2. Сложные роды. Если они сопровождались гипоксией, младенец был обвит пуповиной или получил родовую травму, у него может развиться ОПГМ.
  3. Гемолитическая болезнь новорожденных (несовместимость мамы с ребенком) при одновременной ядерной желтухе. В крови младенца слишком много токсичного непрямого билирубина, который нарушает работу мозга.
  4. Черепно-мозговая травма.
  5. Инфекционные болезни – энцефалит, менингит.
  6. Внутриутробные инфекции, поражающие ЦНС – краснуха, герпес, ВИЧ, энтеровирусы.
  7. Сосудистые патологии мозга – энцефалопатия, геморрагический инсульт.
  8. Рассеянный склероз, болезни Паркинсона, Альцгеймера.
  9. Эпилепсия.
  10. Доброкачественный новообразования.
Читать еще:  3 Летнего ребенка болит ухо

Органическое поражение мозга может еще стать осложнением после прививки, когда нарушается формирование органа. Однако медицина это замалчивает.

Симптомы органического поражения мозга у детей

Главный признак органического повреждения мозга – психоорганический синдром, который выражается:

  1. Проблемами с памятью. Трудно запоминать информацию. Развивается частичная амнезия, когда забывается часть усвоенного. Также симптоматика включает появление нереальных, выдуманных воспоминаний.
  2. Сниженным интеллектом. Детям сложно концентрироваться. У них нарушено мышление и затруднена пространственная ориентация.
  3. Аффективными расстройствами и сниженной нейродинамикой. Возникает слабость, головные боли, головокружение. Также малыши растут нервными, страдают депрессиями, у них бывают неадекватные эмоции и поведение.
  4. Задержкой речи, умственного развития. ОПГМ вызывает расстройство познавательной деятельности. В отличие от умственной отсталости, это приобретенная проблема. Из-за повреждения мозга его функции распадаются. Задержка развития бывает такой сильной, что не позволяет обучиться навыкам самообслуживания.

Еще есть очаговые симптомы. Они зависят от локализации нарушения:

  1. Лобная доля. Симптоматика – паралич мимических и глазных мышц, нарушение обоняния, неадекватное поведение, граничащее с эйфорией. Еще сложно выговаривать слова, с трудом выполняются осмысленные действия.
  2. Теменная. Нарушена чувствительность, возникают судорожные припадки. Ребенок неспособен обучаться чтению, счету, не может выполнять осмысленные действия.
  3. Височная. Симптомы – нарушения обоняния, слуха, вкуса, галлюцинации, эмоциональная нестабильность, непонимание речи.
  4. Затылочная. Нарушается координация, сложно удерживать равновесие, возникают судорожные припадки. Появляются проблемы со зрением, возможна слепота.

Диагностика

Диагностику ОПГМ проводит врач-невропатолог. После осмотра пациента он назначает следующие исследования головного мозга:

  • КТ – изучается функциональное состояние органа, выявляются структурные изменения;
  • нейросонографию – обследуются ликворные пространства, выявляются новообразования;
  • РЭГ – обследуются сосуды;
  • УЗДГ – это УЗИ полостей мозга;
  • МРТ – выявляются структурные изменения мозговых тканей, сосудов, нервных волокон, степень повреждения.

Методы лечения и реабилитации

После обследования и уточнения диагноза врач будет определяться с терапевтической методикой. Сначала лечится патология, ставшая первопричиной.

Комплексное лечение обязательно включает прием медикаментов. Их цель – улучшить кровообращение всех отделов мозга, обеспечить кровь питательными веществами и кислородом.

Назначаются следующие препараты:

  • на начальной стадии – средства для восстановления и поддержания функций клеток, при тяжелой степени повреждения – для сохранения и защиты здоровых мозговых клеток от повреждения;
  • медикаменты, улучшающие кровоток в мозговых тканях и сосудах;
  • витаминно-минеральные комплексы для укрепления местного иммунитета, насыщения организма полезными веществами для поддержания мозговой активности;
  • успокоительные, которые нормализуют сон, предотвращают эмоционально нестабильные состояния (страх, тревожность, апатию, агрессию).

Еще больным показана диета, которая подбирается индивидуально, комплекс физиопроцедур, направленных на восстановления функционального состояния мозговых клеток. Назначаются:

  • транскраниальная микрополяризация для улучшения двигательной активности и против судорог;
  • трансвертебральная микрополяризация, снижающая степень повреждения мозга, улучшающая речь, мышление, психическую деятельность;
  • массажи, ЛФК, понижающие тонус, стимулирующие кровоснабжение, улучшающие двигательную активность;
  • электрофорез – воздействие током, помогающее купировать симптомы;
  • терапия красным/зеленым спектром цвета, нормализующая тонус мышц;
  • тепловые процедуры, улучшающие кровообращение, метаболизм;
  • водные процедуры, повышающие двигательную активность, устраняющие гипертонус мышц;
  • комплекс процедур, помогающих разработать моторику.

ОПГМ неплохо поддается лечению, если оно начинается в раннем возрасте. Осложнения возникают редко. Если же болезнь не выявляется вовремя или проводится неграмотное лечение, возможные последствия этого – гидроцефальный синдром, регулярные мигрени, головокружение, обмороки, парезы, параличи, астения, нарушения слуха, зрения, эпилепсия. У детей бывает затруднена социальная адаптация, они демонстрируют девиантное поведение, страдают неврозами, истерией.

Тяжелое поражение мозга часто провоцирует летальный исход. Если ребенок выживает, у него развиваются психические расстройства, идиотизм, слабоумие, ДЦП.

Как классифицировать повреждения коры головы

Повреждение головы – это комплекс органических поражений внешних и внутренних структур головы. К внешним относятся мягкие ткани лица, кости черепа. Внутренние – это головной мозг и оболочки. Нарушение органического строения приводит к общемозговыми и специфическим неврологическим и психическим расстройствам.

Классификация повреждений головы

Нет единой классификации повреждения головы, однако из всех существующих можно выделить несколько «костяков».

Первая классификация базируется на разновидностях черепно-мозговой травмы :

  1. Перелом черепных костей.
  2. Сотрясение мозга. Нарушаются неврологические функции. Сопровождается полной или частичной утратой сознания, нарушением памяти, головной болью, рвотой и тошнотой.
  3. Ушиб мозга. Образуется рана в нервной ткани. Механизм ушиба заключается в ударе мозга о противоположную стенку черепа. Симптоматика определяется локализацией ушиба. Обычно травма сопровождается нарушением сознания, сонливостью и вялостью, тревогой.
  4. Поражение аксонов. Повреждаются длинные отростки нервных клеток в белом веществе.
  5. Сдавливание мозга. Проявляется головной болью, рвотой, возбуждением, параличом отдельных конечностей или половины тела, эпилептическими приступами и повышением артериального давления.

Поражение коры головного мозга по второй классификации базируется на остром нарушении кровообращения :

  • Ишемический инсульт. Развивается вследствие недостатка поступления крови в результате закупорки артерии бляшкой или тромбом. Ишемический инсульт проявляется нарушением сознания, рвотой, острой головной болью и выпадением неврологических функций, например, паралич правой половины лица или утрата речи.
  • Геморрагический инсульт. Кора повреждается вследствие массивного кровоизлияния в мозговую ткань. Клиническая картина похожа.

Воспалительные

Воспалительные заболевания коры головного мозга:

  1. Клещевой энцефалит. Характеризуется ригидностью затылочных мышц, высокой температурой, сонливостью. На поздних стадиях у больного развиваются галлюцинации и бредовое расстройство. Клещевой энцефалит также сопровождается психическим возбуждением, судорогами и ослаблением мышечной силы в руках и ногах.
  2. Летаргический энцефалит, или сонная болезнь. Внезапно повышается температура, болит горло. Появляется вялость, сонливость, апатия. Больные становятся отстраненными, безучастными. Двоится в глазах, расстраивается речь. Пациенты спят днем, а ночью бодрствуют. В тяжелых случаях развивается кататония – воскообразный ступор: больные застывают на одном месте на длительное время (от часа до нескольких дней). Для кататонического ступора характерны неестественные позы.
  3. Коревой энцефалит. Температура повышается до 39-40С. Спутывается сознания, теряется ориентировка в пространстве. Повреждение коры головного мозга сопровождается психическим возбуждением, галлюцинациями и комой. Нередко возникают судороги во всех скелетных мышцах. Коревой энцефалит также сопровождается парезом и полной потерей мышечной силы.

Приобретенные

Приобретенные заболевания, сопровождающиеся поражением коры:

  • Болезнь Альцгеймера – прогрессирующее нейродегенеративное заболевание. Характеризуется уменьшением объема кратковременной памяти, трудностью с воспоминаниями недавних событий, утратой долговременной памяти, нарушением речи, скудностью когнитивных способностей и утратой навыков самообслуживания.
  • Болезнь Пика. Также нейродегенеративное заболевание. Сопровождается разрушением и атрофией коры больших полушарий. Заболевание характеризуется развитием тотального слабоумия, нарушением внимания, расстройством речи. Теряется возможность логически мыслить, строить причинно-следственные связи. Расстраивается восприятие. Обычно больные не осознают своего состояния, что называется анозогнозией.
  • Кортикобазальная дегенерация. Заболевания характеризуется поражением и атрофией лобно-теменной коры и базальных ганглиев. Основной клинический синдром – нарушение мышления и памяти: понижается способность к абстрактно-логическому мышлению и уменьшается объем памяти.

Резидуально-органическое поражение ЦНС – группа врожденных синдромов и заболеваний у детей, появляющихся на фоне поражения коры головного мозга. Они характеризуются церебральной недостаточностью, замедлением интеллектуального развития и нарушением неврологических функций.

Врожденная

Врожденная патология коры подразделяется на ведущие синдромы:

  1. Церебрастенический. Такие дети быстро устают, они всегда вялы и апатичны. Спустя несколько минут после притока новой информации отвлекаются. Внимание рассеяно, поэтому запоминают плохо. Из-за пониженного аппетита они медленно набирают вес.
  2. Неврозоподобный. Характеристика: нарушение сна, эмоциональная лабильность, раздражительность. Соматические симптомы: нарушение аппетита и стула, чрезмерное потоотделение, склонность к тошноте и рвоте.
  3. Психоорганический синдром. Повреждение коры при психоорганическом синдроме сопровождается снижением интеллектуальных способностей ребенка, слабой памятью и трудностью в удержании сильных эмоций. Снижена стойкость внимания: в новой информации дети улавливают мало деталей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector