Воспитание детей средствами художественной литературы

Примеры художественной литературы в рамках нравственного воспитания дошкольников

Примеры художественной литературы в рамках нравственного воспитания дошкольников.

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Поэтому проблема нравственного воспитания постоянно находится в центре внимания общества.

Нравственное воспитание — очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. За последние несколько лет в нашей стране произошли большие перемены: изменился общественный строй, подверглись резкой критике процессы, которыми мы когда – то гордились. К сожалению, все реже встречаются в жизни проявления любви и добра, сочувствия и сострадания. Материальные ценности преобладают над духовными и мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Дети все чаще не могут построить дружеских отношений, договориться о совместных действиях в игре и быту. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Но как бы не изменялось общество, воспитание у детей чувства любви к родной стране, развитие добрых чувств по отношению к своим близким должны оставаться неизменными.

В ФГОС ДО социально – коммуникативное воспитание направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки других и собственное поведение. Именно в дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам., вещам, природе, усваивает моральные нормы. У детей формируются такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им.

Действенным средством воспитания моральных качеств личности дошкольников является художественное слово. Художественная литература позволяет восполнить недостаточность общения детей, расширить кругозор, обогатить их жизненный и нравственный опыт. Действительно, слушая художественные произведения, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами, знакомится с нормами поведения.

Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что – то хорошее, помогает осознать человеческие отношения. Литературные произведения вовлекают детей в раздумья над поступками и поведением героев, происходящими событиями, побуждают их к оценке и обогащают эмоциональную сферу.

Читать еще:  Вес ребенка на 3 узи норма

Приобщая детей к художественной литературе, я стараюсь подобрать такие произведения, героями которых можно восхищаться, подражать, которые помогают в формировании нравственных чувств у детей: товарищества, доброты, честности, правдивости, уважения к труду взрослых, ответственности за свои поступки, справедливости, смелости, сочувствию, состраданию, уважению к труду взрослых, ответственности за свои поступки, умению видеть добро и зло, способствуют развитию у детей любви к родному краю, к родной природе.

Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели. Поэтому очень важен правильный подбор литературы и умение взрослого донести до них замысел произведения, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам, их чувствам, поступкам, передать свое отношение к героям и действующим лицам. А для этого необходимо самому воспитателю, прежде чем знакомить детей с произведением, понять и почувствовать его, проанализировать его со стороны содержания и художественной формы. И, конечно, педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания: четкой дикцией, средствами интонационной выразительности (правильно расставлять логические ударения, паузы, владеть темпом, умея замедлять или ускорять его в нужных местах, повышать или понижать голос). Читая детям, стараюсь не отступать от этих правил. Круг чтения дошкольников быстро меняется, каждому году жизни ребенка соответствуют свои произведения, поэтому подбираю литературные произведения, соответствующие возрастным особенностям детей. Так же не забываю о тематическом многообразии произведений. Включаю произведения по разнообразным темам: это — тема детской игры, , природы, животного мира, ; тема взаимоотношений детей и взрослых, взаимоотношений в детском коллективе; тема семьи, долга перед родителями, родственниками; тема детства; тема чести и долга; тема войны ; историческая тема и многие другие.

Знакомство детей с художественной литературой я начинаю с миниатюр народного творчества: потешек, песенок, прибауток. Содержание небольших произведений народного поэтического творчества многопланово. В потешках и песенках оживают явления природы. («Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко – ведрышко», «Обогрело телят, ягнят и еще маленьких ребят», на небе появилась « радуга – дуга высока и туга», действуют животные (кисонька – мурысонька, курочка – рябушечка, сорока – белобока и многие другие персонажи. Описание их не только поэтично, но и образно; курочка – рябушечка идет на реку за водичкой – цыпляток поить, кисонька – мурысонька едет на мельницу, чтобы испечь пряничков, сорока – белобока кашку варит – деток кормить, котик идет на торжок и покупает пирожок, заинька горенку метет и т. д. Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы; собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца и т. д.

Читать еще:  Норма свертываемости крови у детей

Большое место в своей работе отвожу сказкам. Значение сказок трудно переоценить: они знакомят детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учат жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку, в детях развивается чувство прекрасного. Сказка является одним из самых доступных средств духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Слушая их, ребенок узнает о добре и зле, происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций.

Высоко оценивая воспитательную роль сказок, называл их «первыми блестящими попытками русской народной педагогики», а народ, создавший их, — великим педагогом.

Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки показывают, как дружба помогает победить зло («Зимовье»), как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»), что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»). Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «слушайся родителей, «уважай старших», «не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который дети постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми, сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить, можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; наказ – слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси – лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Терешечка»; страх, трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка – сестричка и серый волк» и т. д.; мудрость восхваляется в сказках «Мужик и медведь», «Лиса и козел».

Естественно, использую в работе и сказки народов мира, а также авторские сказки: «Гадкий утенок» , «Как муравьишка домой спешил» В. Бианки, «Цветик – семицветик» В. Катаева, «Мороз Иванович» В. Одоевского и многие другие.

Писатели прошлого и настоящего создали много прекрасных литературных произведений для детей о проявлении всех нравственных качеств. Дошкольники, например. Хотят быть похожими на Вовку (из цикла стихов А. Барто «Вовка – добрая душа»), добродушно смеются над трусливыми мальчишками из рассказа Н. Носова «Живая шляпа» и, конечно же, осуждают Котьку, засыпавшего горку песком (На горке» Н. Носова) и не хотят быть похожими на ленивую Федору из «Федориного горя» К. Чуковского.

Читать еще:  Заключение по уходу за новорожденным

ухомлинского « Камень», «Красногрудые снегири», способствуют воспитанию чувства любви и гордости к родной стране. Воспитать бережное отношение к природе, к животным, заботиться о них и защищать от уничтожения помогут такие художественные произведения, как «Не смей» Э. Шима, «Ребята и утята» М. Пришвина, « Кот – ворюга» К. Паустовского, «Птичка» Л. Толстого, «Разноцветная земля» Н. Сладкова, «Лесные хоромы» М. Пришвина.

В формировании умений заботиться о близких, проявлять чуткость, сочувствие, тактичность, оказывать им практическую помощь помогут рассказы «Старый дед и внучек», «Девочка и грибы», Л. Воронковой «Ссора с бабушкой», В. Сухомлинского «Если бы у меня был ковер – самолет».

сеевой « Просто старушка», « Хорошее», Е. Пермяка «Чужая калитка», В Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», А. Барто «Любочка» способствуют формированию элементарного уважения к окружающим, умению спокойно принимать обоснованные требования взрослых, проявлять тактичность, вежливость, оказывать практическую помощь тем, кто в ней нуждается.

Формировать чувство гордости, дать представление о своих недостатках, испытать чувство стыда помогут рассказы Н. Носова «Огурцы», В. Осеевой «Почему», К. Ушинского «Играющие собаки», Я Тайца « По ягоды», «Косточка».

Детские рассказы Л. Толстого «Котенок» и «Лгун», Ищенко « Максимка – пограничник», Б. Житкова «На льдине» помогают понять свою зависимость от окружающих людей и обстановки, сформировать чувство долга и ответственности перед другими и самим собой.

Ребенок не всегда может увидеть главное в содержании произведения, поэтому после прочтения обязательно провожу беседу. Задаю вопросы разнообразные по своей направленности. Одни вопросы помогают детям точнее охарактеризовать героев сказки, другие – помочь детям почувствовать главную идею произведения. Цель такой беседы – научить оценивать поступок литературного героя и те переживания, которые он испытывал при совершении поступка. В старшем возрасте предлагаю детям проблемные ситуации. Например, как поступили бы они, как можно было помочь тому или иному герою литературного произведения, рассматриваем ситуации из жизни самих детей.

Большое внимание уделяю знакомству детей с народными пословицами. Все они содержат мораль, выношенную поколениями, метко определяют жизненные события, всегда дают им эмоциональную оценку, приобщают ребенка к человеческой мудрости.

Для обеспечения единства в нравственном воспитании детей провожу консультации для родителей на тему: «Роль книги в нравственном воспитании детей», «Чтобы дети росли добрыми», даю советы, рекомендации, индивидуальные консультации по данной теме.

Если художественное произведение будет затрагивать душу ребенка так, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою, то система работы по приобщению детей к художественной литературе будет способствовать социально – нравственному воспитанию детей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector