Повышенная привязанность ребенка ко взрослому называется

Аффективная привязанность ребенка – что это

Отношения между матерью и ребёнком, как правило, не поддаются описанию. Гармоничное взаимодействие, понимание с полуслова, забота — основные составляющие крепких семейных отношений.

Терминология

Любой малыш с детства ставит мать превыше всего, привязываясь как физически, так и эмоционально — не может долго без внимания, любит обниматься или даже просто держаться за руку.

Это спокойный процесс, не вызывающий никакой тревожности. Куда опаснее, когда развивается тревожный, сопротивляющийся тип привязанности — ребёнок практически не отходит от матери.

Аффективная привязанность — малоэффективная привязанность ребёнка к матери, когда он не может обходиться без внимания родительницы долгое время. Процесс взросления и взаимодействия с окружающим миром не должен быть сосредоточен только на матери.

Мама, безусловно, является символом безопасности и поддержки для любого малыша. Однако проявление эмоциональной привязанности стоит контролировать, иначе процесс будет необратим.

Типы привязанности

Существует две разных точки зрения относительно феномена. Они не разделяются на положительную и негативную, а скорее классифицируют это явление:

  • как чрезмерную привязанность;
  • как вид искаженной привязанности.

Последний тип предполагает нестабильные реакции вроде одновременного проявления злости и радость. Самый подходящий пример: ребёнок рад возвращению матери, но кричит на неё из-за того, что она ушла. Подобное поведение развивается вследствие отношения самих родителей, а в особенности мамы.

Собственный ребёнок для каждого взрослого — особенный, потому мамы порой могут относиться совсем неоднозначно. Хвалить за собранные вещи и немедленно ругать, что мягкие игрушки перемешаны с кубиками. Пример исключительно субъективный, но такое поведение влияет на формирование реакции ребёнка на окружающий мир.

Непоследовательное материнское поведение заставляет малыша переживать. Он не в силах понять, что такое правильно, а что неправильно — зачастую в силу возраста. А родительница не разъясняет, потому что часто действует на эмоциях, испытываемых в тот момент.

Подобная ситуация, которую ребёнок может расценить неправильно и взять за образец поведения, когда мамочка ведет себя по-разному.

Например, в присутствии бабушки родительница ласковая, хвалит, ерошит волосы. Но, когда бабули рядом нет, проявляет холодность, не обращает внимание. Малыш выделяет для себя двойственный стандарт поведения, и сильная привязанность начинает выражаться в его неуверенности: а захочет ли мама того же?

Например, попросившись на руки, чадо тут же захочет обратно. Потому что боится, что мамочка его отругает, при этом сильно желает исполнить своё желание.

Последствие аффективной привязанности

Такое воспитание вырабатывает привязанность как форму манипуляции. Ребёнок понимает: если он устроит истерику, то тут же получит желаемый результат.

Таким образом, искаженность эмоции по отношению совсем не предел. Точно такое же поведение будет наблюдаться по мере взросления, и приведет к расстройству психики.

На сегодня выделяется два расстройства вследствие аффективной привязанности:

  1. Расторможенное — малыш не видит границ между своими взрослыми и чужими, липнет ко всем подряд. Это не только невежливое поведение, но и опасное: доверие ко всем может сыграть злую шутку.
  2. Реактивное: мать центр целой вселенной. Дите отказывается от любых внешних контактов.

Характерно, что проявляются также другие психологические проблемы: стресс, эмоциональные потрясения и множество фобий.

Родителям нужно осознавать, что в детстве заложенные программы поведения останутся на всю жизнь. Модель отношений будет проигрываться раз за разом на окружающих, что приведет к проблемам в юношестве, а после и взрослой жизни.

Формирование стабильной привязанности

Не болезненные отношения можно выработать, если вовремя заметить изменения в ребёнке. В этом случае помогут три ключевых момента: постоянство, контакт и чуткость со стороны матери.

Постоянное повторение одинакового поведения матери позволит малышу усвоить именно эту модель. Правильно отреагировать на плач — успокоить, разговорить, при контакте следует улыбнуться и спросить о том, чего он желает. Сформируется здоровая привязанность, показывающая, что мама именно тот человек, что всегда поможет и поговорит.

Контактировать следует не только на физическом уровне, но и на эмоциональном — например, улыбаться, когда брать на руки, или хвалить, если малыш подал руку для рукопожатия. Но не стоит сюсюкать, главное тут показать хорошее отношение.

Последний параметр — чуткость. Мама всегда должна реагировать, принимать своё чадо и понимать его желания. Всё что потребуется — доверять и верить в него.

Привязанность у ребенка: как отношения с «главными взрослыми» влияют на его жизнь

Вплоть до середины 20-го века общество не придавало большого значения роли матери в жизни новорожденного ребенка. Считалось, что сильные эмоции малыша по отношению к маме и плач в ее отсутствие – лишь проявление природного страха лишиться источника питания. Поэтому вполне нормальным считалось, например, с младенчества отдавать детей в ясли.

В 60-х годах прошлого века слово «привязанность» наполнилось новым смыслом благодаря английскому психиатру Джону Боулби. Его исследования показали, что между ребенком и матерью – или другим человеком, который осуществляет постоянную заботу о малыше, – с момента рождения формируются особые, очень важные, отношения. Это отношения привязанности – глубокой эмоциональной связи между родителем и ребенком. Они закладывают фундамент для будущей уверенности ребенка в себе, здоровой самооценки, а главное – способности доверять, открываться и быть близким с другими людьми.

То, насколько здоровая привязанность сформируется у ребенка к его «главным взрослым», во многом определяет качество его будущих отношений на протяжении всей жизни.

В этой статье Я – Родитель расскажет о том, какие основные этапы развития проходят отношения привязанности, и что может сделать родитель, чтобы помочь ребенку благополучно повзрослеть.

От рождения до года: этап соединения с родителем

Формирование привязанности к родителям начинается с момента появления малыша на свет. Лучшим временем для установления связи с ребенком считаются первые сутки его жизни. Важно, чтобы родители провели с ним как можно больше времени в этот первый день, держали на руках, прикасались, смотрели в глаза. Завершается этап соединения с родителем в возрасте 9-12 месяцев, когда ребенок отделяется от мамы и начинает активно передвигаться самостоятельно.

В своей книге «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка» Людмила Петрановская обращает внимание новоиспеченных родителей на следующие моменты:

1. Донашивание ребенка

На протяжении всего первого года жизни для ребенка крайне важен контакт с мамой «кожа к коже». В первые три месяца после рождения рекомендуется, чтобы ребенок максимум времени проводил у мамы на руках: Петрановская называет этот этап в жизни ребенка «донашиванием».

2. Умиление

Не сдерживайте в себе и других близких желание «сюсюкать» и нежничать с малышом, прикасаться к нему, приговаривать, какой он прелестный и милый. Эти ласковые слова и умиление формируют в ребенке ощущение, что мир ему рад, что он хорош и любим сам по себе – просто за то, что он есть. Именно в этот время у ребенка закладывается базис для будущей уверенности в себе. Наполнившись ощущением своей безусловной ценности, во взрослой жизни он сможет принимать критику, не травмируясь, а также будет меньше зависеть от похвалы и одобрения других людей.

Читать еще:  Повышенные лейкоциты соя ребенка

3. «Оперативная реакция»

Еще одна задача этого этапа – формирование у ребенка доверия к его «главным взрослым». Важно реагировать на плач малыша, отвечать на его потребность в помощи или контакте, брать на руки. Плач – единственный доступный младенцу способ подать сигнал о дискомфорте, о потребности в чем-либо. Откликаясь на него, приходя на помощь, вы снова и снова даете ребенку понять, что он в безопасности. Если оставлять детский плач без внимания, у ребенка возникает ощущение беззащитности. Во взрослой жизни это перерастает в недоверие к близким, привычку полагаться только на себя – формируется так называемая «избегающая» модель привязанности.

От года до трех лет: этап отделения от родителя

К одному году ребенок уже способен довольно активно передвигаться самостоятельно. На этом этапе его главной задачей становится осваивать мир за пределами маминых рук. А задача родителей – создать ребенку безопасные условия для его исследований.

В этот период родителям важно соблюдать следующие моменты:

1. Мама – «безопасная база»

Поскольку ребенок только-только начинает делать первые шаги от мамы – для него все еще важно ощущать ту безопасную связь, которая была создана в первый год жизни. Теперь мама – или другой «главный взрослый» – становится для него «базой», на которую он возвращается после каждой исследовательской экспедиции. На случай непредвиденных обстоятельств важно, чтобы «база» была всегда в зоне доступности, то есть мама должна быть рядом. Вот почему, пока не будет пройден этот этап, желательно не отдавать ребенка в детский сад. Иначе у него может сформироваться так называемая «тревожная» модель привязанности: в будущем он будет бояться, что близкого человека не окажется рядом в трудную минуту, а в партнерских отношениях будет испытывать сильный страх расставания.

2. Воспитатель как родитель

Если все-таки обстоятельства складываются так, что приходится отдать ребенка в дошкольное учреждение до достижения трех лет. Постарайтесь выбрать такое, где воспитатель сможет стать для вашего малыша его новой «безопасной базой». Это должен быть постоянный человек, который сможет уделять внимание вашему ребенку, чтобы сформировать привязанность с ним. Людмила Петрановская рекомендует выбирать место с низкой текучкой персонала, где люди не сменяются каждые пару месяцев, а также место, где минимальное количество детей в группах.

3. «Мама-жилетка»

В процессе покорения мира вашему малышу предстоит набить немало шишек, неоднократно испугаться, испытать обиду, боль, бессилие. Чтобы научиться справляться с этими чувствами и продолжать свои «вылазки» с маминых рук, ему нужны ваши объятия. Создайте ребенку условия, где он может погоревать над неудачей, после чего двигаться дальше. Не бойтесь испортить его. Не запрещайте мальчикам плакать. Запрет плакать не идет им на пользу – он лишь помогает вырасти взрослым, который будет держать свои чувства замороженными, что ведет во взрослой жизни к ранним инфарктам мужчин. Зато как раз из малышей, которым давали отплакать свое горе в раннем возрасте, вырастают взрослые со стрессоустойчивой, гибкой психикой, способные при необходимости обратиться за помощью.

От трех до шести лет: этап отношений с миром

К трем годам ребенок уже более-менее ориентируется в окружающем мире и начинает осваивать новый – взаимоотношений с людьми. Часто этот этап также именуют «этапом независимости».

У малыша появляются первые друзья, происходят первые конфликты. Ребенок создает свои первые отношения вне семьи, но при этом все еще сильно связан со своими «главными взрослыми» и опирается на них.

Задача родителей на этом этапе – поддерживать малыша и обеспечить ему максимально благополучную эмоциональную среду.

На что важно обратить внимание?

1. Личные границы ребенка

Приблизительно в три года ребенок впервые осознает свою отдельность от мамы, узнает, что его желания и потребности могут не совпадать с мамиными. Поэтому часто именно в этом возрасте дети становятся конфликтными. Говоря вам бесконечные «нет», они учатся отстаивать свои личные границы. Задача родителей – оставаться в этих ссорах взрослым, сильным, по возможности не слишком раздражаться. Не пытаться прервать спор угрозами типа «будешь себя плохо вести – отдам в детский дом» или «отдам соседке». А вместо этого дать ребенку опыт разных способов выхода из конфликта: где-то с помощью компромисса, где-то с помощью жесткой установки правил. Но самое главное – ребенок должен понять, что ваша привязанность сильнее любых конфликтов и остается неизменной даже после ссоры.

2. «Погода в доме»

На этапе независимости, войдя в мир отношений, дети становятся особенно уязвимы и чувствительны к эмоциональному климату в семье. В этом возрасте тяжелее всего переносятся скандалы и разводы родителей, потеря одного из них. Подобная травма также может привести к развитию «тревожной» модели привязанности. Поэтому лучшее, что вы можете сделать для ребенка в эти годы, – это поддерживать в доме настолько хорошую «погоду», насколько позволяют вам условия. Переживаний ему хватает и за родными стенами.

С шести до двенадцати лет: этап сближения и отдаления

На этом этапе ребенок учиться управлять отношениями и дистанцией в них: сближаться с родными, когда ему нужна поддержка, и отдаляться, когда наступает время заняться своими делами во внешнем мире. Этот навык крайне важен для построения его будущих взрослых отношений.

Для того, чтобы этот завершающий этап формирования привязанности был благополучно пройден, родителям нужно создать ребенку возможности для присоединения и отделения. И для этого нужно уметь сочетать, казалось бы, взаимоисключающие вещи:

1. Избегать гиперопеки

Важно избегать гиперопеки. Позвольте ребенку самому решать какие-то свои проблемы в школе, в отношениях с друзьями, самому делать свои домашние задания.

2. Учить обращаться за помощью

Первое правило вовсе не означает, что вы должны своего ребенка «бросить на произвол судьбы». Если он приходит к вам за помощью, помогайте ему, а затем отпускайте снова. Если видите, что происходит что-то, с чем он сам не справится – вмешивайтесь. Но если вы будете делать это постоянно и все контролировать – ребенок не научится сам за себя отвечать, а также при необходимости обращаться за помощью.

Если что-то пошло не так в моем детстве?

По разным оценкам, среди современных взрослых лишь у 50-70% во времена их детства сформировалась здоровая форма привязанности – психологи называют ее «безопасной привязанностью». Потому, что, пройдя все стадии формирования привязанности «по плану», человек в дальнейшем строит близкие отношения без страха и неуверенности, и чувствует себя в них комфортно.

В случае, если в программе формирования привязанности между ребенком и его «главным взрослым» произошел серьезный сбой, привязанность либо не формируется вовсе, либо формируется в искаженном виде.

Читать еще:  Какой вес годовалого ребенка

Если вы узнали себя в детстве в одном из описанных выше нарушений привязанности – возможно, вам стоит почитать об этом больше в научно-популярной литературе, или проконсультироваться с психологом.

Лучшее, что вы можете сделать для своего ребенка в таком случае, – сначала помочь самому себе.

Развитие эмоциональной привязанности у ребенка

В жизни ребёнка, как социального существа, главное значение – связь с родителями, родственниками, понравившимся человеком. Даже гора привлекательных игрушек не заменит живых взаимоотношений и не прогонит страх одиночества. Детская природа – привязанность к тому, кто рядом. Малыш, страшась потерять близких людей, боится разлучиться даже с пьющими, порой жестокими, родителями.

Определение и характеристика

Привязанность – эмоциональная тесная близость двух людей, основа которой любовь, доверие, преданность и симпатия к объекту. Привязанность основана на эмоциях и привычках.

Формируется не сразу, а со временем, при участии двоих: один привязывается ко второму, тому, кто необходим. Мама, или другой близкий человек, решает за ребёнка сложные вопросы, защищает. Ребёнок, в этом случае слабая, беспомощная и зависимая сторона.

  1. Привыкание к любимым вещам и игрушкам.
  2. Привязывание и прикипание к родителям, родственникам, знакомым людям.
  3. Привычные жильё и бытовые удобства.
  4. Эмоциональная привязка к человеку.

Развитие привязанности

0-12 месяцев

Базовая привязанность с помощью чувств: физический, слуховой и зрительный контакт с тем, кто заботится. При разлуке такая привязанность сохраняется на долгие годы.

Копирование поведения, интонаций, увлечений близких людей, похожестью усиливая привязанность к папе и маме.

Проявляются принадлежность и верность, сопровождаются сильными эмоциями, обладанием, ревностью. Слова «моя мама» обозначают эмоциональную привязанность именно к маме. Не найдя подтверждения этому в семье, пытаются найти объект привязанности в другом месте.

Малыш понимает собственную значимость и важность для любимых людей. Ощущая, что родители любят дорогих им людей, старается быть послушным, покладистым, нужным.

Появляется эмоциональная близость и любовь, которая выражается в преподнесении подарков, таких как рисунки, исполнение песен и чтение стихотворений и даже любимая игрушка. Малыш способен ощущать контакт с родителями на протяжении одного или нескольких дней.

Уровень уязвимой и сильной психологической привязанности. Желая быть ближе к избранному объекту, ребёнок рассказывает собственные секреты. Делится мечтами и впечатлениями, раскрываясь изнутри.

Переход в любовь

Нельзя путать привязанность с любовью. Место первой занимает вторая с взрослением ребёнка, тогда же изменяется значение «близкий человек». Простой пример:

  • «Я не могу жить без тебя» – привязанность.
  • «Я люблю тебя, но справлюсь со всеми трудностями» – любовь.

В привязанности присутствуют постоянные страдания.

До трёх лет малыш ощущает привязанность к родителям и тем, кто постоянно рядом и заботится. Затем говорит первый раз «Я сам!», проявляя характер.

В этот период, 3-4 года, для формирования правильного определения себя и адекватной самооценки, родителям стоит уважать потребности, границы и личность ребёнка.

Такое поведение обозначает переход привязанности в любовь и ослабление родительской зависимости. Дети в 3-летнем возрасте воспринимают отношения, как «я – ты». Ребёнок уже понимает, что взрослые живут другой жизнью, делами и интересами.

Правильное формирование личностных границ, ощущение себя и отношения к другим людям невозможно при грубых вторжениях в личное пространство маленького человека.

Также нельзя давить, командовать, указывать и вмешиваться в его дела. Как пройдёт этап перехода, такими и будут отношение и любовь во взрослой жизни.

Определение нарушений привязанности у детей

Часто случается так, когда малыш боится отпустить маму даже на минутку, не говоря о длительной разлуке. При этом чувства любви не проявляются. Это проявление поверхностной привязанности. Причина: эмоциональная боль, связанная с разлукой, стыдом или незащищённостью.

При деперсонализации привязанности ребёнок боится потерять человека, к которому привязан, и выбирает вещь, животного или ритуал. Замещает привязанность к маме общим вниманием, желанием понравиться, контактом и близостью с другими людьми. Со временем желания становятся стремлением, навязчивой идеей, одержимостью.

Бывает так, что дети переносят привязанность к родным людям на одноклассников или друзей. Дарят новые вещи, тратят на них сбережения, стараясь выделиться. Такой ребёнок боится уязвимости в близких отношениях.

Провоцирование злости и раздражения у близких людей, если не получается заполучить их внимание. Проявляется у сверх опекаемых детей или выросших в пренебрежении.

Волнообразная привязанность – тип эмоций, вызывающий резкие настроенческие и поведенческие перепады. Обожание сменяется отторжением и избеганием – без компромисса. Причина: нестабильные отношения родителей к ребёнку.

Если человек страдает без того, к кому привязался, значит, речь идёт о болезненной привязанности. Такой ребёнок станет зависимым от других людей и вредных привычек: алкоголизма, наркомании, переедания.

Дети не отказываются от родительского внимания, но обходится без заботы и близости. Также им не нужен контакт с учителем или воспитателем. При избегающей привязанности малышам несвойственно оказывать предпочтение родителю перед незнакомыми людьми.

Это такой маленький взрослый, независимый человек. Родители, приучившие его не показывать своих чувств и скрывать эмоции, становятся виновниками хронических заболеваний.

Став взрослыми, такие дети ощущают трудность в интимных и близких отношениях, происходящих без эмоций. Не огорчаются при расставании, держатся на дистанции, отстранённо. Не делится собственными переживаниями и не разделяет чувства других людей.

Что делать

Как правильно установить надежную здоровую привязанность ребёнок – взрослый:

  1. До года постоянный уход имеющего значение взрослого.
  2. Внимательное отношение к поведению и плачу новорождённого.
  3. Обеспечение познания и чувственного восприятия мира не только с помощью игр и игрушек, но и с помощью похвалы и поддержки.
  4. Зрительный и телесный контакт, общение.
  5. Успокоить, пожалеть, прижав к себе или побаюкать.
  6. Любить ребёнка таким, какой он есть.
  7. Не пугать малыша расставанием, не стыдить за то, что боится отпустить маму.
  8. Больше обнимать и ласкать, чаще говорить о своей любви.
  9. Чаще просить помощи, показывая свою зависимость от маленького помощника.
  10. Научиться получать приглашение в личный мир ребёнка.
  11. При расставании говорить не о разлуке, а о делах после встречи.

Нарушенная привязанность в детском возрасте вполне поддаётся лечению. Для детей раннего возраста достаточно восстановления любви и заботы в семье. Дошкольников и школьников лечит психотерапевт совместно с родителями.

Только семья создаёт психологический комфорт, защищённость и помогает доверию. Основа привязанности закладывается отношением ласковых и внимательных родителей. Сформированная в детском возрасте модель переносится на общение во взрослой жизни.

Повышенная привязанность ребенка ко взрослому называется

Помните ослика Иа-Иа, который очень любил свой хвост и «был к нему привязан»? Тема привязанности необъятна. Любой разговор на эту тему рискует стать банальной пародией великолепных текстов классиков психологии: Боулби, Виникотта, Эйнсворт. Поэтому в данной статье хочу обозначить лишь несколько ключевых моментов, касающихся типов привязанности, которые важно понимать, чтобы эффективно выстраивать отношения с окружающими.

Авторы понятия

Прежде всего стоит назвать имена ученых, которые внесли самый заметный вклад в теорию привязанности.

Читать еще:  Витамины для новорожденных детей

Конрад Лоуренс на основе изучения инстинктивного поведения животных описал явление импринтинга: «Кого детеныш первым увидел с момента рождения, тот ему и мама!» Неотступное следование утенка за уткой — это инстинктивная программа выживания вида. У взрослых животных также есть инстинктивная программа: «Увидел маленького — покорми и согрей!» Известны случаи, когда эта программа заботы распространяется и на детенышей другого вида. По легенде, капитолийская волчица выкормила Ромула и Рема.

Дональд Виникотт изобрел понятие «достаточно хорошей матери». Такая мать физически и психологически доступна, эмоционально доброжелательна и стабильна, обеспечивает младенцу необходимые для выживания ресурсы (уход, кормление, общение, заботу и очень многое другое).

Джон Боулби считал привязанность — эмоциональную связь ребенка с важным взрослым — ключевым фактором для выживания, обеспечения безопасности, комфорта и развития ребенка. Ребенку важно, чтобы мама или другой взрослый были рядом и были готовы о нем не только позаботиться, но и эмоционально поддержать. Привязанность — это своеобразное знание ребенка о том, что взрослый надежен и дает опору для последующего познания мира.

Виникотт, Боулби, Эйнсворт на основании многочисленных наблюдений и исследований описали разные стили привязанности ребенка к матери.

Надежный тип привязанности

Надежная привязанность формируется, если дети в случае реальной или мнимой угрозы могут с уверенностью полагаться на помощь и поддержку взрослых. Такой ребенок реагирует адекватно сложившейся ситуации. Когда родитель уходит, ребенок расстраивается. Когда родитель возвращается, ребенок ощущает себя спокойно и уверенно. Когда надо, дети с надежным стилем привязанности обращаются за утешением к родителям и своевременно получают заботу и поддержку.

Тревожно-амбивалентный тип привязанности

Дети с таким стилем привязанности сильно плачут и злятся, когда остаются одни, и не идут на контакт, когда взрослый возвращается. Им страшно, они не чувствуют гарантий, что родители будут рядом, когда от них потребуются помощь и поддержка.

Избегающий тип привязанности

Такой стиль привязанности формируется вследствие многократного разочарования ребенка, в результате крушения его надежд на поддержку со стороны взрослого. Ребенок после множества бесплодных попыток прекращает звать взрослого на помощь, замыкается в себе. Он не плачет, когда взрослый уходит, и не радуется, когда взрослый возвращается. Для многих родителей и учителей это очень удобные дети, они сами умеют себя развлекать.

Дезорганизованный тип привязанности

Дети с таким стилем привязанности кажутся растерянными и смущенными. Чаще всего это является следствием противоречивого поведения родителей: «То любит, то не любит, то к сердцу прижмет, то отругает без всякой причины!»

Но обо всем по порядку.

Динамика развития привязанности

Со времен психоанализа развитие человека рассматривается как движение от состояния пассивного объекта чужих желаний до состояния активного субъекта, способного воплощать в жизнь свои собственные желания. От беспомощности и тотальной зависимости к состоянию творца собственной жизни.

Одним из критериев зрелости и психического здоровья личности многие считают завершенную сепарацию от родителей и опекунов, самостоятельность и независимость. А такое явление, как привязанность, относят скорее к периоду детства. Ребенок без эмоциональной привязанности к родителям развиваться не может, она ему необходима как воздух. А вот взрослый может без привязанности обойтись, он же не ребенок, он должен быть самостоятельным и независимым.

На самом деле потребность в привязанности развивается вместе с человеком. Новорожденному малышу для выживания нужна одна форма привязанности (регулярный уход, кормление, тепло, безопасность и многое другое), а взрослому привязанность необходима совершенно другая.

Комфортный контакт со своим ближайшим окружением взрослому тоже жизненно необходим. Только это уже не одностороннее потребление заботы родителей, как у ребенка, а взаимовыгодное сотрудничество и обмен самыми разными видами взаимной поддержки равных по статусу людей.

Вспомните себя в детстве. Год от года вы становились все более и более самостоятельным, но ваша потребность в контакте со взрослым сохранялась.

Ситуация со временем очень сильно меняется. Была мама молодая и большая, а стала старая и слабенькая. Был ребенок маленький и слабый, а стал большой и независимый. А привязанность остается. Только привязанность эта наполнена совсем другим содержанием.

Если удается родителям и ребенку подстроиться друг под друга, сохранить уважение и гибкость вместо обособленности и разобщенности («Меня не интересует, что с тобой происходит!»), вырастет новое качество привязанности.

Согласитесь, с возрастом потребности ребенка существенно изменяются: сначала ему нужны были материнское молоко, тепло и уход, а потом ему приходится освоить важные навыки: от умения завязывать шнурки до умения поддерживать комфортные отношения с окружающими.

В конце концов важный взрослый обеспечивает нравственные ориентиры для ребенка, показывает, что правильно, что неправильно. «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха, что такое хорошо и что такое плохо!» Ресурсы взрослого, которые могут быть переданы ребенку, неисчерпаемы. Привязанность ребенка ко взрослому не исчезает, она может существенно видоизменяться.

Другими словами, сепарация вообще не обязательно должна завершаться. У людей, ставших взрослыми, отношения с родителями могут перерастать в отношения сотрудничества, дружбы и взаимопомощи. Как только ребенок вырос, достиг уровня взрослого, который способен сам зарабатывать, сам принимать важные решения, сам быть экспертом и творцом своей собственной жизни, ему по-прежнему нужна поддержка родителей. Но совершенно другая. Ему важно получать от родителей признание и уважение, получать подтверждение, что он является полноценным уважаемым человеком.

Привязанность — результат общих усилий

Привязанность задается не только состоянием ребенка, но и чувствительностью взрослого. В контакте взрослого и ребенка постоянно происходят обмен и подстройка друг к другу. Если один о чем-то сигналит, другой должен этот сигнал воспринимать.

Сформированная привязанность, как и в процессе импринтинга, делает важного взрослого, а иногда нескольких взрослых яркой и привлекательной фигурой для ребенка. Точно такой же механизм потом, в более зрелом возрасте, переносится на отношения с возлюбленным. Вспомните, когда вы были влюблены и очарованы, предмет вашей влюбленности выступал в качестве очень яркой фигуры, а все остальные почти не отличались друг от друга на его фоне. Это тот же самый механизм.

Нормальное развитие привязанности ребенка происходит тогда, когда взрослый, находящийся рядом и обеспечивающий уход, заботу и эмоциональный контакт, например мама, находится в ресурсе. Когда он может реагировать на сигналы ребенка и удовлетворять его потребности своевременно и доброжелательно.

Когда мама по самым разным причинам не находится в ресурсе (послеродовая депрессия, нелюбимый ребенок от нелюбимого мужчины, необходимость незамедлительно выйти на работу и др.), ребенок может получить недостающую эмоциональную поддержку от других членов семьи или адаптироваться к ее недостатку. А это, в свою очередь, становится динамическим стереотипом, иначе говоря, привычкой. Так и формируются различные стили привязанности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector