Повышенная тревожность у ребенка что делать

Повышенная тревожность детей и подростков

Повышенная тревожность детей и подростков – психологическая особенность, характеризующаяся склонностью к беспокойству в большинстве жизненных ситуаций. Может проявляться чрезмерной привязанностью к матери, возбудимостью, гиперактивностью, подавленностью, замкнутостью, застенчивостью, страхами, нарушениями сна, аппетита. Диагностируется с помощью клинических (опрос, осмотр) и психологических (тесты, опросники) методик. Основой лечения является психологическая помощь, которая при необходимости дополняется применением лекарственных препаратов – антидепрессантов, транквилизаторов.

Общие сведения

Тревога – комплекс эмоциональных, когнитивных, поведенческих реакций, возникающих при воздействии стрессоров: определенных ситуаций, межличностных контактов, внутренних сигналов организма, прошлого опыта. Периодическое или постоянное чувство тревоги называется тревожностью. При слабой выраженности рассматривается как качество личности, индивидуальная особенность, при усилении – как психическое расстройство. Распространенность патологической тревожности в составе аффективных расстройств среди детей и подростков составляет 2%. Менее выраженные устойчивые симптомы определяются примерно у 40-60% дошкольников и школьников. До 12 лет патология чаще диагностируется у мальчиков, в последующем – у девочек.

Причины повышенной тревожности

Тревожность развивается как результат воздействия внутренних и внешних факторов. Преобладание тех или иных причин определяется возрастом. Выделяют четыре большие группы обстоятельств, способствующих возникновению данной патологии:

  • Эмоциональный опыт. Актуальная повышенная тревожность поддерживается эмоциями, которые вызываются воспоминаниями о пережитом событии. Боязнь повтора требует постоянного контроля ситуации, самоконтроля. Неспособность управлять обстоятельствами провоцирует тревогу, порождает новый негативный опыт, который становится дополнительным источником беспокойства.
  • Личностные особенности. Источниками постоянной тревоги являются внутриличностные конфликты. Актуализация происходит при формировании противоречия между идеальным и реальным образом Я. Тревожности подвержены ранимые, обидчивые, предрасположенные к запоминанию негативного опыта дети, подростки.
  • Семейное воспитание. Диапазон искаженных стилей воспитания, способных сформировать повышенную тревожность, очень широк. Напряжение, беспокойство развиваются на базе противоречивых, завышенных родительских требований, их несоответствия требованиям педагогов, негативного отношения, положения зависимости, подчинения. Причиной может стать тревожность родителей, компенсируемая гиперопекой, ограничением свободы ребенка.
  • Влияние школы. Учебная тревожность начинает формироваться у детей дошкольного возраста. Развитию эмоциональной напряженности способствует стиль работы воспитателя, завышенные требования, сравнение детей между собой. Начало школьного обучения является стрессом для ребенка. Новая среда, правила, нормы, отношения становятся источником неопределенности, тревоги. Эмоциональное расстройство закрепляется при больших учебных нагрузках, сложностях освоения учебной программы, наказаниях родителей за плохие оценки, негативном отношении одноклассников.

Группу риска повышенной тревожности составляют дети, подростки, проживающие в неблагоприятных бытовых условиях, имеющие родителей с невротическими, депрессивными расстройствами, алкоголизмом, наркоманией. Провоцирующим фактором является состояние здоровья ребенка – болезни, недомогания увеличивают вероятность развития тревожности.

Основу патогенеза повышенной тревожности образует взаимодействие биологических, психологических факторов. На уровне физиологии тревога является реакцией нервной системы на потенциально опасные стимулы. Происходит увеличение продукции нейромедиаторов, электрическая стимуляция стволовой части головного мозга формирует страх, тревогу. Тревожные расстройства относятся к неврозам, характеризуются парциальностью, многообразием клинических проявлений, сохранностью критического отношения пациента.

Представители психоанализа полагают, что в основе тревожности лежит внутренний конфликт между существующей потребностью, желанием ее реализации и непринятием со стороны общества. Сторонники поведенческих теорий рассматривают тревогу как условно-рефлекторную реакцию на болезненный, устрашающий стимул. Последователи когнитивного направления определяют патогенез тревожности как формирование ошибочных, искаженных мыслительных образов (преувеличение проблемы).

Классификация

Распространенной классификацией повышенной тревожности детей и подростков является хронологическая. Для каждого варианта расстройства характерен определенный возраст начала, симптомы сохраняются длительное время, наслаиваются друг на друга. Существует четыре типа тревожности:

  • Примитивная реактивность. Сензитивный период – младенчество. Тревога возникает при неожиданной сенсорной стимуляции: воздействии звука, света, удара.
  • Тревожность разлуки. Возраст – раннее детство. Нарушение происходит из страха сепарации от матери, отца, близких людей, знакомой обстановки.
  • Страх чужих. Период возникновения – дошкольное детство. Усложняются социальные взаимоотношения, ребенок общается с воспитателями, сверстниками. Многообразие контактов, их эмоциональная окрашенность порождают тревогу.
  • Боязнь событий, объектов. Развивается у старших дошкольников, младших школьников. Представлена страхом темноты, нереального (привидения, чудища), смерти, болезни, социальных контактов.

Симптомы повышенной тревожности

Клиническая картина изменяется по мере взросления, со временем симптомы становятся более сложными, разнообразными. У новорожденных повышенная тревожность проявляется повышенным двигательным беспокойством, плаксивостью, частыми пробуждениями ночью, сниженным аппетитом. Ребенок 2-4 лет чрезмерно привязан к маме как к источнику спокойствия. Тревога сопровождается возбудимостью, гиперактивностью либо подавленностью, апатией. Формируются страхи – оформленные источники тревожности. На фоне стресса развивается вторичная иммунная недостаточность, ребенок часто болеет.

У дошкольников определяется заниженный уровень самооценки. В детсадовской группе они предпочитают играть одни, замкнуты, скромны. Нередко повышенная тревожность переходит в невроз, сопровождающийся фобиями, навязчивыми действиями, мыслями. Внешне это проявляется страхом закрытых/открытых пространств, темноты, откусыванием ногтей, выдергиванием волос, частым мытьем рук, онанизмом. Речь тихая, робкая. Характерны психосоматические симптомы: головокружения, абдоминальные боли, учащение сердцебиения.

При взрослении ребенка повышенная тревожность становится более осознанной, закрепляется, трансформируясь в тревожно-невротический вариант развития личности. При отсутствии стрессов, конфликтных ситуаций заостренные черты компенсируются различными поведенческими, когнитивными способами: избеганием публичных выступлений, предпочтением одиночества компании, обесцениванием ситуаций, провоцирующих тревогу. Декомпенсация провоцируется внешними и внутренними (гормональной перестройкой) причинами, требует помощи врачей, психологов.

Осложнения

Без лечения повышенная тревожность детей и подростков приводит к развитию ипохондрического, обсессивно-компульсивного невроза, фобического тревожного расстройства. При длительном сглаженном течении развивается тревожно-мнительная, психастеническая акцентуация характера. Она определяет стиль поведения подростка, его жизненные выборы: доминирует мотив избегания неудач, повышен самоконтроль, отсутствует умение реализовывать себя. Кризисные, конфликтные ситуации приводят к состоянию декомпенсации, часто принимающему форму соматического заболевания, депрессии.

Диагностика

Диагностика повышенной тревожности производится детским психиатром, медицинским психологом. Используются следующие методы:

  • Клиническая беседа, наблюдение. Специалист выясняет у родителей симптомы, их продолжительность, выраженность, время начала. Обсуждает с ребенком сферы жизни, сопровождающиеся тревогой: процесс засыпания, отношения со сверстниками, учебные сложности. Подростки способны рассуждать о возможных причинах эмоционального напряжения. При наблюдении за поведением пациента отмечаются характерные признаки: робость, скованность, неуверенность, застенчивость, боязливость.
  • Психодиагностические методики. Детям до 10-11 лет предлагается выполнить рисуночные тесты, тесты интерпретации образного материала (чаще всего – социальных ситуаций). Подростки, родители заполняют опросники: патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), опросник Спилберга-Ханина, шкалу Филлипса, опросник Лаврентьевой, Титаренко.

Повышенная тревожность детей и подростков дифференцируется от тревожно-депрессивных состояний, замкнутости как симптома реакции дезадаптации, шизофрении. При затруднениях в различении расстройств клиническими методами используются дополнительные психологические методики: опросники депрессии, личностные опросники, пробы для исследования мышления.

Лечение повышенной тревожности

Основу лечения составляет помощь психолога, психотерапевта. Она имеет ряд направлений:

  • Повышение самооценки. Адекватная самооценка – фундамент уверенности, гармоничной личности. Тревожные дети посещают групповые встречи, им предоставляется возможность в «щадящих» условиях проявить себя. Выполняются упражнения на похвалу, поддержку, благодарность. Для наглядности достижений заводится дневник самоотчета, стенд. Проводятся консультации родителей, обсуждаются способы внутрисемейного взаимодействия.
  • Устранение напряжения. С подростками отрабатываются навыки релаксации, дыхательные техники, выполняется коррекция ошибочных суждений, вызывающих напряжение. У детей младшего возраста снятие напряжения осуществляется через телесный контакт – объятия, поглаживания, массаж. Второй способ – творческие занятия (детская арт-терапия): рисование, лепка, создание, обыгрывание сказок.
  • Самоконтроль. Скованность, стеснительность тревожных детей – проявления сверхконтроля. Через сказкотерапию, организованную ролевую игру ребенок научается выражать свои эмоции (страх, беспокойство), осознавать, принимать их.

Наряду с психологической помощью может использоваться медикаментозное лечение – антидепрессанты, противотревожные препараты (транквилизаторы). Необходимость приема лекарств, схема терапии определяется психиатром индивидуально.

Прогноз и профилактика

Повышенная тревожность детей и подростков хорошо поддается коррекции психологическими методами. Для скорейшего выздоровления важно чтобы эти методы применялись в повседневной жизни – родителями, родственниками, учителями. Профилактика заключается в развитии, поддержании чувства уверенности, защищенности. Родителям необходимо сопоставить свои требования с возможностями ребенка, чаще хвалить его за успехи, поддерживать при неудачах. Стоит обсуждать все сложные жизненные ситуации, совместно находить оптимальный выход, закреплять способ поведения – вырабатывать эффективные поведенческие паттерны (что сказать обидчику, как отвечать у доски). Повышению уверенности, снятию соматических симптомов способствует регулярная физическая активность. Рекомендуется подбирать спортивные занятия, приносящие удовольствие ребенку.

Что делать, если ребенок очень тревожный и беспокойный?

Число тревожных и беспокойных детей неуклонно растет. Как растет и число тревожных взрослых, годами накапливающих свое недовольство всем и вся — работой, материальным положением, жильем, автомобилем или его отсутствием. Дети, которых воспитывают такие взрослые, и попадают в группу риска. Они тревожны. Им трудно и страшно жить в этом мире. Им нужна срочная помощь.

Что это такое?

Тревожность – это устойчивое состояние длительного эмоционального дискомфорта. Человеку тревожному свойственны частые или постоянные плохие предчувствия, ощущение неопределенности. Тревожными чаще всего становятся дети — астеники, склонные к пессимизму. Такой взгляд на мир, как правило, копируется ими у родителей.

Тревожность подстерегает и грудных детей. Замечали, что один младенец спокоен, а другой часто плачет, тревожно ведет себя во время кормления, отличается беспокойным сном? Грудные дети, как правило, тревожатся по физиологическим причинам – они голодны, у них промокли пеленки, что-то болит. Если во время кормления ребенок сосет грудь нервно, часто теряет ее, скорее всего, его беспокоят колики. К 3 месяцам жизни они отступают.

Психологические причины для тревожности у ребенка могут появиться только к 7 месяцам жизни, когда психика будет развита должным образом и готова к этому.

Первые психологические беспокойства ребенка обычно связаны с отсутствием мамы. Если она даже ненадолго отлучается, кроха демонстрирует эмоциональное возбуждение. К 8 месяцам малыш «осваивает» другую тревогу — он начинает бояться посторонних людей. Именно в возрасте от 7 до 9 месяцев и решается, будет ли ребенок склонен к повышенной тревожности. В это время он очень восприимчив к музыкальным звукам, и способен отличать все интонации в голосе мамы. Одно неосторожное слово – и кроха может быть напуган, а эмоциональная связь с матерью окажется под угрозой.

Говорить о возможной стабильной тревожности можно только тогда, когда малышу исполнится 1 год.

Виды тревожности

Тревожность бывает разная. Она вызвана различными причинами, а, значит, нуждается в разных способах коррекции.

  • Врожденная тревожность обусловлена генетически. Для детей — меланхоликов это наследственная врожденная черта. Такие ребята с самого младенчества медленно адаптируются к любым изменениям во внешнем мире, почти всегда испытывают дискомфорт психологического рода, их легко «выбить из колеи». Их психика крайне неустойчива.
  • Ситуативная тревожность – связана с конкретной ситуацией, в которой ребенок пережил сильный эмоциональный всплеск. После громкого лая соседской собаки, к примеру, он начинает бояться всех без исключения собак. После прививки — боится всех врачей. Уровень тревожности при этом повышается задолго до наступления «страшной» ситуации, если ребенок проинформирован о ней заранее.
Читать еще:  Диета при повышенном ацетоне у детей

Такая тревожность подлежит коррекции, но до конца от нее избавиться нельзя. У каждого из нас есть такие знакомые взрослые, которые в свои 30-40 лет боятся летать на самолете или посещать стоматолога. В первом случае мы имеем дело с «подросшими» детскими страхами высоты и смерти, во втором – с детской боязнью боли и врачей.

Очень часто тревожность «по ситуации» бывает учебной. Это состояние сложное и длительное. Ребенок испытывает дискомфорт в преддверии событий, связанных со школой: он боится отвечать у доски, сдавать экзамены, писать контрольные работы. Причем наиболее страшен не сам экзамен, а его ожидание. Эта тревожность тоже «взрослеет» вместе с ребенком, и сохраняется (пусть даже в минимальных проявлениях) у всех взрослых. Вспомните, как вы нервничаете в преддверии ответственных событий! Больше других от учебной тревожности страдают ученики начальной школы. Потом, по мере приобретения опыта, взрослея, они чувствуют себя более компетентными, и страх уменьшается.

Тревожные дети делятся на несколько типов:

  • Невротики. Это дети с ярко выраженной «соматикой» — у них бывает нервный тик, они заикаются, страдают энурезом. Детки с невротическими нарушениями нуждаются в квалифицированной помощи невропатологов и психиатров.

В общении с такими ребятами важно их выслушать, чего бы это ни стоило. Нельзя заострять внимание на их соматических нарушениях. Требуется ощущение комфорта, они должны чувствовать себя в полной безопасности, и знать, что их принимают такими, какие они есть.

В следующем видеоролике можно узнать больше о детях с неврозами. Автор ролика расскажет о причинах детских неврозах и о том, как вести себя с таким ребенком.

Из корректирующих игр невротикам показаны рисование, ролевые игры, в которых они каждый раз будут побеждать свои страхи. Пример: ребенок боится идти к врачу, начинает плакать и заикаться. Попросите его нарисовать доктора, разыграйте сценку «В кабинете у врача». Делайте это вместе, побуждайте кроху как можно подробнее «проговаривать» свои страхи.

Автор следующего видеоролика расскажет, что делать, если у ребенка проявляются нервные тики.

  • Расторможенные дети. Это активные, очень чувствительные ребята, но у них масса страхов, которые запрятаны в глубине души. Они искренне стараются быть хорошими, вести себя примерно, получать хорошие оценки. Но если это по каким-то причинам у них не получается, резко меняют тактику и начинают откровенно хулиганить. Их не смущают даже ситуации, в которых они становятся посмешищем перед группой в садике или классом в школе. Им даже нравятся такие ситуации, потому что в этот момент все внимание приковано к их персоне. Внешне расторможенные дети абсолютно равнодушны к критике и замечаниям.

С точки зрения медицины, могут иметь органические нарушения легкого характера: проблемы с памятью, вниманием, мелкой моторикой. Таким ребятам нужно создавать атмосферу успеха, чаще их хвалить и доброжелательно поддерживать в их начинаниях. Если они смогут поверить в себя, то перестанут бояться, и их поведение выровняется. Им пойдут на пользу занятия спортом, так как повышенная активность, за которой они прячут свои страхи, нуждается в выходе.

  • Закрытые дети. Малыши, которых можно отнести к категории замкнутых. Они вообще не реагируют на критику, избегают участия в жизни коллектива. Не хотят участвовать в общих играх и развлечениях. Предпочитают роль наблюдателя. Трудно идут на контакт как со сверстниками, так и со взрослыми. Могут вообще отказываться от общения. Имеют проблемы в обучении, потому что мотивации учиться у них практически нет.

С такими детьми важно найти точки соприкосновения — интересующую их тему. Это может быть что угодно – от динозавров до самолетов времен Первой Мировой, и через нее потом строить общение.

  • Застенчивые дети. Милые тихони, которые, как пресловутый медный пятак, нравятся всем без исключения. Они теряются, когда нужно публично прочитать стихи или ответить на вопросы учителя при всем классе, не проявляют инициативу, при это очень исполнительны, старательны и обязательны. Имеют определенные коммуникативные проблемы. Боятся общения с незнакомыми и малознакомыми людьми, испытывают сильные (вплоть до панических) приступы страха, когда слышат, как кто-то повышает голос, даже если ругательства звучат не в их адрес. Плаксивы. Любая мелочь может довести их до слез.

Застенчивым малышам будет легко и комфортно в компании сверстников со схожими хобби и интересами. Со стороны взрослых нуждаются в похвале, поощрении их достижений и постоянных подсказках — как найти выход из той или иной ситуации. Самостоятельно им трудно разобраться, как поступить.

Специалисты в детской психологии давно обратили внимание на интересную особенность: в дошкольном возрасте и вплоть до 11-12 лет наиболее тревожными бывают мальчики, а после 12 лет – повышенной тревожностью страдают девочки. Причем девочек-подростков больше волнуют отношения с людьми, а мальчиков беспокоят перспективы быть наказанными. Совершив нехороший поступок, вторые боятся, что родители, учителя или подруги подумают о них плохо и откажутся общаться. Совершив точно такой же некрасивый поступок, мальчики боятся физического наказания как со стороны родителей, так и со стороны ровесников.

Признаки тревожности

Вашего ребенка можно признать тревожным, если у него есть хотя бы три из перечисленных ниже особенности:

  • Нежелание идти в школу или детский сад, особенно после болезни или каникул.
  • Боязнь всего неизвестного. Ребенок снова и снова смотрит один и тот же мультик, читает одну и ту же книгу. Он редко соглашается посмотреть или прочесть что-то другое. Он не любит новое. Ему комфортно только с тем, кто хорошо известно.
  • Чрезмерная любовь к порядку. По нескольку раз в день ребенок маниакально перекладывает ручки и карандаши в пенале, переставляет книги на своем рабочем столе. Он не терпит, когда кто-то берет его школьные принадлежности или игрушки и уже тем более ставить потом их не на свое место.
  • Хроническое волнение. Ребенок сильно нервничает в преддверии экзаменов, конкурсов, важных событий в жизни семьи. По многу раз переспрашивает новую для себя информацию, требует подробных разъяснений каждой детали.
  • Повышенная утомляемость.
  • Отсутствие настойчивости и целеустремленности. Если что-то не получилось с первого-второго раза, ребенок вообще забрасывает это дело.
  • «Комплекс вины». Малыш считает, что всех бедах и проблемах близких виноват именно он.

У тревожности есть и физические признаки. Присмотритесь к малышу более внимательно:

  • У тревожных детей есть мышечные зажимы в области шеи и лица.
  • У них влажные и холодные ручки.
  • Часто тревожные дети жалуются на страшные сны и плохой аппетит.
  • Частые «гости» беспокойного чада — диарея, расстройство желудка.
  • Тревожные дети сильно потеют, когда появляется минимальный повод для волнения (им поручили какое-то дело, предстоит разговор с учителем и т.д.).
  • У тревожных мальчиков и девочек, как правило, тихий голос и напряженный взгляд.
  • Тревожные ребята чрезвычайно плаксивы.

В следующем видеоролике, автор более широко раскрывает тему детской тревожности и расскажет подробнее о ее признаках и симптомах.

Причины детской тревожности

  • Противоречивые требования (родители говорят одно, учитель — другое. В школе выдвигают одни требования, дома- другие).
  • Врожденная особенность характера.
  • Завышенные неадекватные ожидания родителей, которые дети не могут удовлетворить.
  • Тревожные родители.
  • Неблагополучная обстановка в семье – развод, ссоры, смерть кого-то из близких, сложное материальное положение.

Советы психолога

Бороться с повышенной тревогой ребенка силовым путем ни в коем случае нельзя. Это еще больше испугает его, усилит дискомфорт, и подорвет ваши доверительные отношения. Аккуратно, ненавязчиво расспрашивайте его о страхах, пусть научится облекать свои «кошмары» в слова. Тревожного ребенка нужно научить искать положительное даже в отрицательном: «Случилась неприятность? Да, это печально. Но подумай, чему хорошему она нас научила? Какой опыт ты получил? Какие знания на будущее?».

Нельзя высмеивать (даже в шутку) его страхи и сомнения. Ваш беспокойный карапуз должен быть уверен, что вы серьезно воспринимаете его проблемы, понимаете всю их значимость, и всегда готовы дать дельный совет.

Обо всех значимых и кардинальных событиях и переменах в жизни тревожному беспокойному малышу лучше сообщать заранее. Он нуждается в том, чтобы вы подготовили его, настроили на правильное восприятие.

Самое сложное для взрослых, воспитывающих тревожных деток, — научиться маскировать собственные тревоги. Это непременное условие успешной коррекции поведения ребенка. Не показывайте чаду, что вас что-то волнует, сохраняйте тибетское спокойствие. Но о своей тревоге вы должны рассказывать, причем исключительно в прошедшем времени: «Я боялась, что у меня не получится, но все удалось как нельзя лучше!».

Беспокойного ребенка нужно научить ставить цели и идти к ним. В том числе и личным примером. Обязательно хвалите их за сделанное в присутствии других. Это поможет повысить самооценку.

В следующем видеоролике детский психолог расскажет, почему некоторые дети тревожные.

ad «>

Рекомендации родителям

Если речь идет о беспокойном ребенке в возрасте до 1 года, важно помнить несколько родительских «хитростей», которые помогут крохе успокоиться:

  • Нельзя оставлять плач тревожного малыша без внимания. Он не всегда связан с физиологическими причинами. Возможно, крохе одиноко или страшно.
  • Тревожные карапузы часто нуждаются в совместном сне с родителями. Причем, в относительной безопасности они чувствуют себя только с мамой.
  • Не нужно торопиться отправлять ребенка в большое плавание — пусть купается в маленькой ванночке как можно дольше. Обливания, уроки плавания оставьте на потом.

В коррекции поведения тревожных детей от 1 до 15 лет тоже есть некоторые нюансы:

  • Режим дня и его неукоснительное соблюдение, чтобы события в жизни ребенка были хотя бы приблизительно предсказуемы.
  • Беспокойные ребята, независимо от возраста, не любят переодеваться, поэтому их одежда должна быть максимально простой. Что легко и удобно, а главное – быстро, можно было снимать и надевать ее.
  • Постарайтесь не готовить тревожным отпрыскам сложные блюда, состоящие из множества ингредиентов. Им сложно понять, что именно в составе вашего кулинарного шедевра, и есть такую пищу, скорее всего, откажутся.
  • Тревожным детям будет полезно освоить технику лечебного глубокого дыхания, легкой медитации. Да и родителям это не помешает.
  • Тревожным детям нужен массаж, он позволяет снимать мышечные зажимы. После массажа можно проводить водные процедуры и сеансы ароматерапии. На пользу пойдет игровая терапия.
Читать еще:  Витамины для детей элькар инструкция

При детских неврозах стоит использовать различные техники, описанные в видео клинического психолога Вероники Степановой.

Всё будет хорошо: как помочь ребёнку справиться с тревогой

«У меня очень тревожный ребёнок. Сейчас сыну восемь лет, он учится во втором классе, но до сих пор очень пугливый, боится чужих людей. Если вдруг в школе учительница сделает замечание, очень расстраивается, плачет весь вечер, не хочет идти на занятия. Приходится провожать его буквально до двери класса, успокаивать. При знакомстве с другими людьми, даже сверстниками, буквально прячется за меня, краснеет, может даже начать плакать — настолько боится. Иногда жалуется на кошмары посреди ночи, а потом не может уснуть до утра. Учится неплохо, но каждое задание выполняет долго, боится сделать ошибку, боится выходить отвечать к доске, даже если знает урок. Он здорово читает стихи, хорошо запоминает, но на конкурсы и чтения отправлять его бесполезно: один раз попытались — дело дошло до истерики. Не знаю, как бороться с такой сильной тревогой у ребёнка. Стараюсь его оградить от сильных эмоциональных воздействий, не ходить в незнакомые места часто, но я же не смогу его всю жизнь так оберегать».

— Анастасия, мама 8-летнего Вани

В обществе распространён стереотип, что тревога — это прерогатива исключительно взрослых людей. Мол, детям не о чем тревожиться, ведь родители балуют их, обеспечивают, делают всё для их безопасности. Но увы, повышенная тревожность не обуславливается лишь внешними факторами. Многое зависит от внутреннего состояния человека, и здесь между взрослым и ребёнком нет особой разницы: тревога может мучить человека в любом возрасте — и малышей, и подростков. Ребёнку в этом случае даже тяжелее, ведь он ещё не знает, как справляться со стрессовыми факторами, своими страхами и тревогами, он ищет помощи и защиты у родителей. В этой статье мы расскажем о том, что вызывает тревожность, и дадим рекомендации родителям тревожных детей: как научить ребенка спокойнее относиться к сложным ситуациям и помочь ему развить стрессоустойчивость, которая станет опорой на всю жизнь.

Что такое повышенная тревожность

Тревожность — это повышенная склонность к беспокойству и опасениям. Человек, страдающий от этой проблемы, часто переживает по относительно незначительным поводам, ощущает постоянную угрозу, страх по неопределённому поводу. Любые события воспринимаются как опасные, неблагоприятные и вызывают у него стресс.

Как и страх, тревога может быть оправдана и даже полезна, ведь это защитный механизм человеческой психики. Ситуативная тревожность помогает мобилизоваться, избежать опасности, решить проблему. Но, если тревога сопровождает человека во всех жизненных обстоятельствах, даже объективно благополучных, можно говорить о том, что она стала устойчивой чертой личности, моделью поведения.

Это справедливо как для взрослых, так и для детей. Но проявления тревожности у детей специфические. Тревожному ребёнку трудно устанавливать контакты с окружающими, он постоянно подавлен, находится настороже, воспринимает мир как пугающий и враждебный. У ребёнка закрепляется заниженная самооценка и мрачный взгляд на свое будущее. Одним из следствий повышенной тревожности у ребёнка становится низкая устойчивость к стрессам, в том числе неспособность справляться с жизнью, успешно учиться и познавать окружающий мир.

Тест: уровень тревожности вашего ребёнка

Иногда родителям бывает трудно определить, не перешло ли тревожное состояние ребёнка допустимые нормы. Чтобы ответить на этот вопрос, мы предлагаем опросник «Уровень тревожности ребёнка», основанный на наблюдениях. [1] Прочитайте предложенные утверждения и отметьте те, с которыми вы согласны:

  1. Ребенок не может долго работать, не уставая.
  2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
  3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
  4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
  5. Смущается чаще других.
  6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
  7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
  8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
  9. Руки у него обычно холодные и влажные.
  10. У него нередко бывает расстройство стула.
  11. Сильно потеет, когда волнуется.
  12. Не обладает хорошим аппетитом.
  13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
  14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
  15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
  16. Часто не может сдержать слезы.
  17. Плохо переносит ожидание.
  18. Не любит браться за новое дело.
  19. Не уверен в себе, в своих силах.
  20. Боится сталкиваться с трудностями.

Если количество плюсов превысило 15, скорее всего, у вашего ребёнка тревожное расстройство. Если вы положительно ответили на 7 и более утверждений — ваш ребёнок в зоне риска. Мы советуем обратить внимание на проблему и принять меры по профилактике и лечению повышенной тревожности.

Симптомы повышенной тревожности

«Мне иногда кажется, что нет такой ситуации, из-за которой бы она не переживала. Ее тревожит буквально все подряд: темнота, гроза, лифты, громкие звуки… До сих пор боится засыпать одна — а ведь ей уже девять лет! Для меня это нонсенс. Я в её возрасте была смелая, уже вовсю лазала по гаражам с мальчишками и говорила, что я уже взрослая. А она совсем нежный цветочек. Я уже молчу про незнакомых людей, да и про знакомых тоже. Учителя жалуются, что девочка способная, но так стесняется, что на уроках не может отвечать, молчит, может даже расплакаться. Дома снова плачет и говорит, что у неё никогда ничего не получится, что она глупая, что хуже всех. Заниматься ничем не хочет — ни спортом, ни музыкой, ни рисованием. Боится, что не получится. Хотя читать очень любит, по дому помогает, так что дело вовсе не в лени. Мне очень её жалко, постоянно разговариваю, пытаюсь успокоить, никогда не ругаю, но ничего не меняется».

Виктория, мама 9-летней Саши

Говорить о повышенной тревожности можно, если у ребёнка регулярно проявляются следующие признаки:

  • неуверенность в себе, заниженная самооценка;
  • страх перед новыми делами или людьми;
  • отказ выполнять работу, которая связана с трудностями;
  • страхи, не соответствующие возрасту: если ребёнок старше семи лет боится идти в школу, выходить на улицу, оставаться дома один, засыпать один;
  • нарушения сна, ночные кошмары;
  • пониженный аппетит;
  • «вредные привычки»: ребёнок грызёт ногти, постоянно накручивает волосы на палец, выдёргивает волосы и т. д.;
  • плаксивость, ранимость;
  • скованность в новой обстановке;
  • приступы злости, раздражительности;
  • множество фобий.

Приступы тревоги сопровождаются также физиологическими проявлениями: учащённым сердцебиением и дыханием, сухостью во рту, дрожью, нарушениями пищеварения и другими признаками — у каждого ребёнка симптомы индивидуальны. [2]

Причины повышенной тревожности у детей

Значительный «вклад» в развитие тревожности вносят родители. Бывают дети, особенно сильно предрасположенные к повышенной тревожности — дети творческого склада ума, высокочувствительные, меланхолического темперамента. Но обычно, если родители нашли подходящий подход к воспитанию ребёнка, тревожность может проявляться лишь эпизодически, не перерастая в тяжёлую форму. Рассмотрим самые распространённые причины детской тревожности.

Тревожная атмосфера дома

Дети всегда перенимают модель поведения близких взрослых. Если родители сами постоянно о чем-то беспокоятся, их тревожность передаётся ребёнку. Он усваивает, что мир опасен, что на самые разные события в жизни нужно беспокойно реагировать. В этом случае ребенок становится мнительным, его страхи распространяются на все сферы жизни. Даже если родители не высказывают открыто свои страхи, дети всегда чувствуют напряженную атмосферу. В такой обстановке стресс у детей может стать хроническим.

2. Психологическая травма

Причиной повышения тревожности может стать любая ситуация, которая вызвала сильный стресс у ребёнка. Развод родителей, потеря близкого человека, серьёзные конфликты с учителями или сверстниками, болезнь — любое из этих событий наносит ребёнку тяжёлую травму. Если родители и психологи не помогли справиться с ней, страхи и тревоги будут сопровождать ребёнка и дальше. Такой травмой может стать даже публичное порицание или провал ребенка на важном мероприятии, особенно если он растёт чувствительным и эмоциональным.

3. Авторитарный стиль воспитания

Когда детям предъявляют слишком высокие требования, ругают за любые ошибки, не позволяют выражать свои эмоции и часто наказывают, тревога становится их постоянным спутником. В такой ситуации дети постоянно вынуждены бороться за любовь и принятие, страдают от частой критики, стремятся угодить родителям любой ценой и отчаянно боятся потерять их расположение. Особенно тяжело им приходится, если требования и реакции взрослых непредсказуемы и непоследовательны. Ещё тяжелее, если родители применяют жестокие наказания или запугивания. Как следствие — низкая самооценка, неуверенность в себе, недоверие к окружающему миру, постоянные страхи и высокий уровень тревоги. [3]

Повышенная тревожность у ребёнка: что делать

Если ваш ребёнок страдает от повышенной тревожности, лечение нужно начинать как можно скорее. Иначе это свойство личности, скорее всего, останется с ним на всю жизнь. Во взрослом возрасте справиться с ним будет сложнее. Мы предлагаем несколько способов, которые помогут ребёнку победить тревожность и повысить его стрессоустойчивость. Эти же советы можно использовать и для профилактики тревожного расстройства, если ваш ребёнок склонен к нему.

Научитесь контролировать свою тревожность

Повторим ещё раз: больше всего на детей влияет поведение их родителей. Поэтому работу с тревожными детьми нужно начать с победы над собственными тревогами. Если дети увидят, что взрослые спокойны, доверяют миру и не боятся идти ему навстречу, они естественным образом сами станут смелее и спокойнее.

Пересмотрите свой стиль воспитания

Прежде чем лечить своего ребёнка от тревожности, подумайте, не требуете ли вы от него слишком многого в жизни? Может быть, стоит снизить ему нагрузку. Например, разрешить не ходить в кружок, который ему не нравится. И, конечно, нельзя ругать детей за ошибки и неудачи, иначе страх будет сковывать их перед любым новым начинанием. Помогите вашему ребёнку справиться с непростой для него ситуацией, покажите, что вам можно доверять. Помните: если ребёнок воспринимает вас как источник опасности и наказаний, он будет постоянно чувствовать страх и одиночество.

Научите ребёнка самостоятельно справляться с трудностями

Не бросайтесь помогать ребёнку, пока он сам об этом не попросит, не стремитесь оградить его от всех трудностей. Дайте ему понять, что вы рядом и всегда поможете, если потребуется, но верите, что он справится самостоятельно. Так ребёнок обязательно поверит в себя и не станет пасовать перед малейшими сложностями. И, конечно, не критикуйте за неудачи: лучше похвалите за смелость и самостоятельность и предложите вместе подумать, как можно исправить ошибку. Это воспитает в ребёнке ответственность и стрессоустойчивость.

Читать еще:  Лимфоциты повышены ребенка норма

Также полезно завести домашнего питомца — например, рыбок, черепашку или аквариумных улиток — и поручить ребёнку некоторые обязанности по уходу за ним. Ребёнок будет чувствовать себя большим и сильным по сравнению со своим питомцем, это укрепит его веру в себя и ощущение собственной значимости.

Любите ребёнка таким, какой он есть

Это значит, что нужно принимать не только достоинства вашего ребёнка, но и то, что вы считаете недостатками — скорее всего, это вовсе не недостатки, а особенности личности, которые делают его непохожим на других. Никогда не сравнивайте ребёнка с другими детьми, чаще хвалите его и говорите, что любите его в любой ситуации. Безопасная и комфортная обстановка дома, хорошие отношения с родителями снижают тревожность и повышают стрессоустойчивость детей.

Упражнения на снижение тревоги у детей

Также тревожному ребёнку могут помочь рекомендации французского педагога М. Борба. Она предлагает несколько простых упражнений, которые направлены на снятие стресса у детей. Их можно использовать в комплексе или по отдельности. Они превращают борьбу с тревогой в игру, а это улучшает эффективность. [2]

  1. Внутренний диалог. Найдите вместе с ребёнком фразу, которая повысит его уверенность в себе, и научите произносить её в стрессовой ситуации. Например: «У меня всё получится», «Я с этим справлюсь», «Нет причин для волнения».
  2. Лифтовое дыхание. Предложите ребёнку закрыть глаза, выдохнуть три раза, а потом представить, что он спускается в лифте с последнего этажа на первый. Как только лифт достигнет цели, волнение исчезнет. Также для борьбы с тревогой можно использовать любые другие дыхательные упражнения.
  3. Таяние стресса. Попросите ребёнка найти место, где скапливается напряжение. Обычно это шея, плечи, челюсти. Нужно сильно напрячь это место, а потом резко расслабить и почувствовать, как зажим уходит из тела.
  4. Визуализация спокойного места. Когда ребёнка одолевает тревога, он может представить место, где ему спокойно и хорошо. Это помогает, потому что, во-первых, ребёнок мысленно переносится в безопасную обстановку, а во-вторых, в принципе отвлекается от беспокойных мыслей.

Решение проблемы — технология модификации поведения 7Spsy

Итак, вы заметили у вашего ребёнка повышенную тревожность и наверняка задумались, как избавиться от неё навсегда. В этом случае необходимо поработать над его стрессоустойчивостью. При этом недостаточно просто убрать симптомы — необходимо глубинное изменение устоявшейся модели поведения. В этом поможет технология модификации поведения 7Spsy. Запатентованный метод поведенческой психологии помогает выявить установки, которые привели к повышенной тревожности, и изменить их на позитивные.

Работа по курсу проходит дистанционно и занимает от 2 до 6 недель. На протяжении всей программы вашего ребёнка будет сопровождать профессиональный психолог. Он поддержит при возникновении трудностей на пути к развитию стрессоустойчивости. Благодаря работе по методу 7Spsy ваш ребёнок перестанет переживать по мелочам и научится справляться со стрессом самостоятельно.

Повышенная тревожность у детей: причины и помощь

Когда дети имеют высокий уровень тревожности — переживают том, что с ними или близкими людьми случится что-то плохое, не могут свободно и расслабленно общаться со сверстниками, страдают от страхов — это оказывает влияние на здоровье их психики и поведение. В данной статье собраны полезные ответы на вопросы родителей: почему у ребенка повышается уровень внутренней тревоги? Почему одни дети растут тревожными, а другие беспечными? Какими способами можно снизить детскую тревожность?

Роль эмоций в жизни детей

Тревожные состояния — область эмоциональной сфера ребенка. С помощью чувств дети в любом возрасте воспринимают окружающую действительность, формируют способы ответных реакций. Когда они проявляют свои чувства в поведении, мать и отец, наблюдая за этим, понимают, что испытывает ребенок — злится или сердится, чувствует радость или задумчивость.

Большую роль в жизни ребенка эмоции играют в тот период, когда вербальный способ общения для него еще недоступен — это происходит в младенческом возрасте. По мере взросления детей их эмоциональный мир становится более глубоким и разнообразным, эмоции приобретают оттенки, а в поведении появляются новые способы выражения чувств. Чем младше дети, тем труднее им сдерживать свои эмоции. В дошкольном возрасте ребенок начинает усваивать этот навык — он может прятать слезы, «проглатывать» обиду. Однако, чувства, которые он переживает, «читаются» на его лице, в жестах, позе.

Как выглядят тревожные дети?

Маленький ребенок не скажет о том, что он тревожится. Ему, учитывая возраст, доступно лишь внешнее проявление эмоционального состояния. Повышенная тревожность характеризуется следующими признаками:

  • дети часто подавлены;
  • преобладает плохое настроение;
  • ребенок чувствует и ведет себя растерянно;
  • грустное выражение лица;
  • поднятые плечи, опущенная голова;
  • частая плаксивость;
  • обидчивость;
  • отсутствие интереса к занятиям, которые вызывают любопытство и радость у сверстников.

Так выглядят дети, степень тревожности которых является повышенной. Что происходит с ребенком в это время на эмоциональном уровне? Он живет, постоянно думая о том, что с ним или близкими людьми может случиться что-то плохое — например, кто-то заболеет или умрет, мать или отец бросят его, один из родителей уйдет из семьи, исчезнет из жизни. Подобные мысли вызывают изменения в детской личности. Дети становятся неуверенными в себе, их самооценка снижается. Все чаще, когда берутся за деятельность, они останавливаются — тревожные мысли не дают им быть активными. «Вдруг у меня ничего не получится?» — думает ребенок и бросает начатое дело. Причиной такого поведения выступает повышенная тревожность.

Тревожные дети не умеют проявлять инициативу, быть лидером — это не для них. Они искренне верят в то, что успеха и признания со стороны могут добиться другие ребята, но только не они. Чувство страха занимает большое место в их жизни. Они боятся собственной активности, возможных ошибок, осуждения и оценки со стороны.

Почему дети растут тревожными?

Одна из причин — повышенная, врожденная чувствительность у ребенка. Это индивидуальные особенности, которые могут быть присущи любым детям, независимо от условий их проживания и воспитания. «Он с детства очень впечатлительный, все принимает близко к сердцу» — говорят родители про таких детей, понимая, при этом, что у них, тоже, иногда повышается уровень тревожности.

Такие врожденные особенности могут быть нормой развития и не мешают формированию психических процессов у ребенка, если мать и отец умеют вовремя поддержать его и снизить уровень тревоги. Как они могут сделать это? С помощью успокаивающих слов, умения подсказать решение проблемы, развеселить, помочь отличить фантазию от реальности.

Ребенку труднее справляться с собственной тревогой, если она появилась вследствие неправильного воспитания. В каких случаях это бывает?

  • Чрезмерная опека родителей. Когда взрослые все время говорят «Нельзя», «Отойди», «Не трогай», «Это опасно», «Тебе будет больно», «Дай, я лучше сделаю это сам» — ребенок начинает понимать, что окружающий мир и все, что с ним связано, представляет реальную угрозу для его здоровья и даже жизни. Чтобы не воспитать тревожных детей, им нужно позволять удовлетворять свое любопытство, находясь при этом рядом, чтобы предупредить возникновение возможной опасности.
  • Авторитарная позиция со стороны матери и отца в семье. Проявляется в виде запретов, строгих ограничений, отсутствия эмпатии по отношению к ребенку. Дети в таких случаях не могут выражать свои чувства, потому что взрослые не позволяют им это делать. Родители хотят, чтобы ребенок всегда был послушным, покладистым и во всем соглашался со старшими. Если он ведет себя противоположным образом, они его наказывают, критикуют, осуждают. Тогда, чтобы добиться принятия и похвалы, дети стараются угодить матери и отцу — так, подавляя собственные эмоции, они становятся тревожными.
  • Злость и раздражение со стороны родителей. Если часто «сливать» негативные чувства на детях, в скором времени, это создаст благоприятную почву для развития внутренней тревоги. Дети, сталкиваясь с такими чувствами взрослых, начинают думать о себе плохо — что они недостойные, хуже других, глупые, неспособные. Все эти внутренние ощущения, также, формируют в них повышенную тревожность.

Как мать и отец могут помочь ребенку?

Дети как губка впитывают все, что чувствуют и делают их родители. Поэтому, если взрослые понимают, что уровень их тревожности является высоким, то, прежде чем лечить ребенка, нужно разобраться со своими чувствами. Дети словно зеркало способны отражать внутренний мир матери и отца. Если взрослые работают над собой, развивают внутреннюю гармонию, решают проблемы в межличностных отношениях, налаживают общение друг с другом, то, они становятся более веселыми и счастливыми. Дети это видят и чувствуют, и тогда, постепенно, уровень тревоги снижается — им больше незачем переживать о том, что мама и папа не будут вместе, или перестанут любить его.

Мать и отец должны дать понять ребенку, что он может и имеет право ошибаться. Тревожные дети склонны к перфекционизму и, часто, не позволяют себе быть активными из-за страха сделать что-то не так, как нужно. Полезно донести до них, что быть несовершенным — это нормально. Ребенок должен знать — если у него что-то не получится с первого раза, это не характеризует его как личность. Он может предпринимать попытки делать что-то столько раз, сколько необходимо, пока не достигнет желаемого результата.

Уровень тревоги у детей снижается, если они воспитываются в условиях легкого отношения к жизни, их внутренние страхи проработаны и не имеют почвы, им не приходится жить в таких условиях, когда они не знают, что будет завтра.

Создать такие условия для детей — в сила родителей. Если они понимают, что у них не хватает ресурсов сделать это, следует обратиться за помощью к детскому или семейному психологу — он проведет необходимые диагностические исследования и коррекционные занятия с ребенком, которые помогут ему избавиться от повышенной тревожности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector