Дуэль отцы и дети анализ

Урок литературы по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» на тему: «Дуэль». Анализ эпизода (гл. 24)

Разделы: Литература

Цели:

  • провести анализ эпизода “Дуэль Базарова и Павла Петровича” (гл. 24) и выявить композиционную и идейную его роль в романе, определив дуэль как завершение идеологических споров героев; совершенствовать навыки анализа текста художественного произведения;
  • развивать устную речь учащихся;
  • формировать нравственные основы, пробуждать интерес к классической литературе.

Оборудование: ТСО, г/запись, рисунки учащихся, плакаты.

Оформление доски:

Анализ эпизода “Дуэль”

Уроки интерактивного типа заставляют в привычном, знакомом материале находить новые грани. Обращение к эпизоду романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” “Дуэль” (гл. 24) позволяло обратить внимание учащихся на мельчайшие детали описания, на композиционную роль данного эпизода, его место в раскрытии идейного содержания произведения.

Предварительно в качестве домашнего задания десятиклассникам было предложено перечитать главу. Перед уроком на боковой доске разместили 3 плаката, к которым ученики прикрепили свои записки в соответствии с записью на каждом плакате (“Деталь, на которую я обратил внимание”, “В данной теме меня больше всего волнует…”, “В этом эпизоде я не понял…”).

Оформление доски соответствовало замыслу. Кроме скрещенных шпаг, изображенных на листе ватмана, была сделана запись плана предстоящей беседы. Подобный план заставляет остановиться на различных аспектах рассмотрения предложенной темы. В самом начале урока было указано на особенности записи эпиграфов. Слова одного из них не были даны, но ниже содержалась “подсказка”, что найти их можно в анализируемой главе. Эти слова наиболее точно раскрывают авторскую позицию по отношению к дуэли Базарова и Павла Петровича. Заинтересованность в теме разговора и желание услышать ответы на свои собственные вопросы активизировали деятельность учащихся. Выводы, сделанные старшеклассниками, свидетельствовали не только о хорошем знании текста произведения, но и о глубоком и вдумчивом его прочтении, о том, что ребята понимают основную мысль романа.

Дуэль – это поединок, борьба, состязание двух сторон.

Дуэли как способ решения конфликтов, возникающих между людьми одного круга, были приняты у дворян. Поединок вошел в литературу, с одной стороны, как часть дворянского быта той эпохи, с другой – как прием, помогающий писателю обострить конфликт, довести его до кульминации или до развязки. Нам предстоит выяснить, какова же роль данного эпизода в композиции и в идейном содержании романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Запишите в тетрадь тему урока и эпиграф. Обратите внимание на знак вопроса: я попрошу вас в конце урока вписать второй эпиграф – строчки из главы, которые, как вам станет ясно, и заключают в себе идейный смысл данного эпизода.

Итак, дуэль. Помните, у Пушкина:

…злобно,
Врагам наследственным подобно,
Как в страшном, непонятном сне,
Они друг другу в тишине
Готовят гибель хладнокровно…

Вот пистолеты уж блеснули,
Гремит о шомпол молоток.
В граненый ствол уходят пули,
И щелкнул первый раз курок.
Вот порох струйкой сероватой
На полку сыплется. Зубчатый,
Надежно ввинченный кремень
Взведен еще…

– Почему Павел Петрович не объяснил Базарову истинную причину вызова на дуэль?

– Что же тогда послужило внешним предлогом для дуэли?

Ожидаемый вывод: Дуэль – закономерный финал, закономерный итог конфликта между Павлом Петровичем и Базаровым. Согласившись на дуэль, Базаров отдает дань тем принципам, которые он презирал. Павел Петрович также изменил своим идеалам, потому что согласился на дуэль с человеком ниже его по происхождению.

– Согласился бы Базаров принять вызов на дуэль в свой 1-й приезд в Марьино?

– Мог бы участвовать в этой аристократической комедии?

В систему “принсипов” Павла Петровича входит защита средневековых привилегий, отстаивание старых, дворянских понятий чести.

– Почему история с дуэлью изображена комически?

– Как этого комизма добивается автор романа?

Ожидаемый ответ: “Преувеличенный комизм” достигается в основном реакцией Базарова на вызов Павла Петровича, поэтому нужно быть особенно внимательным к репликам героев. Одни и те же слова, произнесенные персонажами, звучат по-разному: серьезно и напыщенно у Павла Петровича и с шутливой издевкой у Базарова.

И все-таки это дуэль!

И шаги будут отсчитаны, и пистолетные выстрелы прозвучат, и кровь прольется. И никакая ирония не заставит нас забыть об этом.

О том, что все могло повернуться иначе, говорит один небольшой эпизод – сон Базарова.

(Мы наблюдаем и здесь отступление от принятого в русской литературе изображения дуэли. Участники дуэли накануне традиционно подводили итоги своей жизни (Онегин, Печорин). Для Базарова же временем осмысления прожитой жизни станет предсмертная болезнь, а не дуэль).

То, что Базаров видит сон, уже не увязывается с “антиромантизмом”.

Во сне все персонажи предстают участниками абсурдного и мучительного хоровода (= абсолютного и мучительного жизненного круговорота).

И все-таки это дуэль!

Дело-то вовсе не шуточное.

Повод к дуэли только кажется пустяковым: подумаешь, Базаров поцеловал Фенечку – экое преступление!

А если представить, к чему могли привести эти пустяки?

И разве Павел Петрович счел необходимым стреляться только из собственного тайного чувства к Фенечке? Счастье и благополучие Николая Петровича, Фенечки, их сына оказалось под угрозой.

– Есть люди, готовые из-за своей прихоти играть чужими жизнями. Таков ли Базаров?

– Каково отношение автора к своему герою? Согласны ли вы с ним?

– Попробуем определить функцию пейзажа в данном эпизоде.

– Найдите отрывок, описывающий утро дуэли. Прочитайте его выразительно.

Ожидаемый вывод: Нелепость, вздорность, ненужность этого поединка подчеркивается описанием “свежего” утра.

Природа не зависит от событий, происходящих вокруг, а остается неизменно красивой. Этой картиной писатель еще раз подчеркивает мысль о том, что все острополитическое, сиюминутное уходит на 2-й план перед вечным. Об этом напомнит нам позднее финал романа.

Сцена расположена строго посередине между основными сюжетными эпизодами произведения. Она соединяет два круга странствий Базарова, и именно этой сцене роман обязан композиционно-смысловым единством.

Но это и конфликтный узел произведения.

Вторая часть романа строится на разрушении прежних связей Базарова с другими героями.

Ожидаемый вывод: Очень важно, что человеческие, личностные отношения Базарова и Павла Петровича начинаются именно в тот момент, когда исчерпаны отношения разночинца-нигилиста и либерала-аристократа.

Их нелепая дуэль за убеждения оканчивается вполне реальной кровью.

И внезапно перед Базаровым оказывается не заносчивый аристократ, не “идиот-дядюшка”, но страдающий морально и физически пожилой человек, в которого он, Базаров, стрелял.

Для возникновения диалога необходимы не только убеждения, которые хочется высказать. Необходимо желание выслушать противника. Помните, мы говорили о споре? что? – оба заведомо были уверены каждый в своей правоте.

Разглядев в идейном противнике человека, человеческие достоинства и недостатки, они обнаружили, что не так уж непреодолима пропасть, их разделяющая. Острое чувство неловкости, охватившее обоих дуэлянтов, порождено не только нелепостью поединка, но и нелепостью, абсурдностью всего их былого противостояния.

– А теперь обратимся ко второму эпиграфу. Постарайтесь найти его в тексте.

“Каждый из них сознавал, что другой его понимает”.

Какой высокий нравственный урок дает нам Тургенев!

Конспект урока «Что представляет собой дуэль в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Предварительный просмотр:

Урок литературы Каримовой Натальи Леонидовны

учителя высшей квалификационной категории

РТ МАОУ «Гимназия№37» г. Казани

Тема: Что представляет собой дуэль в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»?

Урок-диалог с элементами учебного исследования.

Формирование у школьников умений и навыков исследовательской деятельности и ощущение себя в новом качестве – аналитика, исследователя.

Читать еще:  Запоры у детей на искусственном вскармливании

Мотивирование учащихся к развитию познавательного интереса

Актуализация знаний через выборочное чтение, фрагментарный анализ «Отцов и детей», учебное исследование и рефлексию.

Использование современных педагогических технологий (элементы коммуникативно-развивающей технологии, ИКТ).

— вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность и обучение необходимым умениям и навыкам учебного исследования;

-развитие самодостаточности учащихся (ориентация на ученика с любым уровнем обученности);

-формирование в учащихся мотивации в диалоге и исследовании

-обогащение духовной культуры;

-развитие творческих задатков личности.

1.Портфолио ученика с рабочим материалом к каждому этапу урока.

2.Портфолио учителя (методические разработки к уроку, конспект урока).

3.Презентация по теме урока.

4. Портрет И.С. Тургенева

  1. «Дуэль открывает столько возможностей…» или «Позвольте узнать, какое ваше мнение об этом предмете?»
  2. «- Мне кажется, вы шутите, милостивый государь!».
  3. «Утро было славное, свежее…» Готовимся к ЕГЭ.
  4. «Побеждает не тот, кто прав, а кто лучше владеет пистолетом?» или каков замысел автора.

1. Слово учителя: Здравствуйте, ребята и гости! (Слайд 1)

Врагам наследственным подобно,
Как в страшном, непонятном сне,
Они друг другу в тишине
Готовят гибель хладнокровно…

Вот пистолеты уж блеснули…
А.С. Пушкин

— «Мне случалось слышать ваши суждения о многих предметах; но, сколько мне помнится, ни между нами, ни в моём присутствии речь никогда не заходила о дуэли. Позвольте узнать, каково ваше мнение об этом предмете?» (Неправда, в русской литературе мы уже встречали эпизоды дуэли в произведениях А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (Гринёв-Швабрин), «Евгений Онегин» (Онегин- Ленский), М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» (Печорин-Грушницкий)

— НАЧАЛО составления кластера (на партах у детей лежат листочки для составления кластера

(слайд 2 с выписками из словаря в кластер).

. А чем мы можем пополнить нашу запись?

Дуэль – это испытание, стрессовая ситуация, в которой каждый человек демонстрирует определённую модель поведения)

Подготовка к первичному восприятию

-А если говорить о взаимоотношениях Б-ва и П.П.?(продолжение или завершение спора?)

Одно из самых популярных средств массовой информации и одновременно общения – интернет. Я поинтересовалась, каково мнение современной молодёжи по нашему вопросу, и вот какие результаты я получила…(слайд 4)

— Я бы умерла заранее, от страха.

— Дуэль открывает столько возможностей для отстаивания своего права…приятно чувствовать на боку тяжесть пистолета и осознавать своё право защищать то, что я считаю правильным.

— Сомнительный способ восстановления справедливости.

— Что?! Ты не веришь, что 2х2=10? Ты хочешь сказать, что я неуч? Ты меня оскорбить норовишь? СТРЕЛЯТЬСЯ. — Разве вопросы порядочности / непорядочности решаются умением стрелять/ фехтовать?

— Что является главным в дуэли?

— Для существования понятия дуэль необходимо, как минимум, распространение понятия честь.

— Дуэль – это предумышленное убийство

(Добавить записи в кластер)

3. — И вот настал день дуэли.

Подготовка к ЕГЭ (слайд 5)

Утро было славное, свежее; маленькие пёстрые тучки стояли барашками на бледно-ясной лазури; мелкая роса высыпала на листьях и травах, блистала серебром на паутинках; влажная тёмная земля, казалось, ещё хранила румяный след зари; со всего неба сыпались песни жаворонков. Базаров дошёл до рощи, присел в тени на опушку и только тогда открыл Петру, какой он ждал от него услуги. Образованный лакей перепугался насмерть; но Базаров успокоил его уверением, что ему другого нечего будет делать, как только стоять в отдалении, да глядеть, и что ответственности он не подвергается никакой. «А между тем, — прибавил он, — подумай, какая предстоит тебе важная роль!» Пётр развёл руками, потупился и, весь зелёный, прислонился к берёзе.

Запишите в рабочую таблицу все вопросы, которые у вас возникли при чтении фрагментов (задание 1в портфолио ученика.) (слайд 3 ) Итак, какие вопросы вы записали?

Ученик: Зачитываются вопросы:

Почему П.П решил драться с Базаровым?

Почему Базаров принимает вызов на дуэль?

Какова причина дуэли? Зачем понадобилась в романе дуэль Тургеневу?

— Как на вопрос, что такое дуэль, отвечает Базаров? (С теоретической точки зрения – дуэль нелепость, а с практической – другое дело. Фу ты, чёрт! Как красиво и как глупо! Экую комедию мы отломали.)

(Добавить записи в кластер)

2. Учитель : Дуэль – это серьёзный шаг, серьёзное испытание. Ощущаем мы эту серьёзность, читая эпизод дуэли? (нет) почему? (сцена пронизана иронией и комизмом) Какими художественными средствами добивается этого Тургенев?

(задание 2 в портфолио ученика.)

Ученик: Зачитываются ответы

( диалог героев наполнен иронией, одни и те же слова, произнесенные персонажами, звучат по-разному: серьезно и напыщенно у Павла Петровича и с шутливой издевкой у Базарова: «Десять шагов! – Это так; на это расстояние мы ненавидим друг друга?», «Я стану шаги отмеривать, ноги у меня длиннее», «Соблаговолите выбрать! – Соблаговоляю!»; описание поведения усовершенствованного слуги «потупился, позеленел, перепугался насмерть, глупая физиономия»; психологизм детали «трость с набалдашником из слоновой кости»- деталь, которая указывает на серьёзность намерений и в то же время на неуверенность в себе)

(Добавить записи в кластер)

Учитель : И все-таки это дуэль! И шаги будут отсчитаны, и пистолетные выстрелы прозвучат, и кровь прольется. И никакая ирония не заставит нас забыть об этом.

4. «Побеждает не тот, кто прав, а кто лучше владеет пистолетом?» или каков замысел автора….

— Что же на ваш взгляд важно было показать автору в этом эпизоде, что мы ещё не отметили в кластере? Ключевые слова, как правило, представляют собой замысел автора в компактном виде.

По этому поводу несколько учащихся проводили мини-исследоавания

1. смерть (12)– кончина, смерть, убийство, задушить, как котёнка, умру, не умру, перепугался насмерть, истреблять, пока околею, как голова мертвеца, да он и был мертвец

2. холодность (11) – хладнокровие Б., леденящая вежливость П.П., утренний холодок, Б. вздрогнул, белые как, снег панталоны П.П., скверно(4), холоден как лёд Б., не охладил вопросом

3. смешно (10) — иронически, вы шутите, продолжаете шутить, комедию отломали, с усмешкой, необычен до смешного, вам всё же желательно шутить, почему не посмеяться, смеялся, шутил

4. драться (9) – поединок(2),столкновение, драться(3), дирывались, побоище, не воин

5. нелепость (6)– нелепость, глупо, экая глупость, странность, глупая физиономия Петра, глупец Пётр

6. лес (зелёный цвет) (3)– лесок, позеленел (Пётр), зелёное сукно

Формулировка вывода по записям в кластере

Поединок не разрешил конфликт «отцов» и «детей», а лишь формально примирил их.

Совершенно очевидно: Кирсанов-младший признал своё поражение и “спустил флаг перед радикалом”. Однако повествование не закончено – в финале звучит и авторский голос: “Павел Петрович помочил себе лоб одеколоном и закрыл глаза. Освещённая ярким дневным светом, его красивая, исхудалая голова лежала на белой подушке, как голова мертвеца. Да он и был мертвец”. Последнее предложение – последняя точка в споре героев, и поставил её автор, открыто заявивший о своей позиции, словно вдруг отказавшийся от объективной манеры повествования и открыто “вторгнувшийся” в текст.

Домашнее задание: 1. Прочитать эпилог . По желанию выполнить задание 3 в рабочем портфолио

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ТЕМА: Что представляет собой дуэль в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»? Врагам наследственным подобно, Как в страшном, непонятном сне , Они друг другу в тишине Готовят гибель хладнокровно … Вот пистолеты уж блеснули… А.С. Пушкин

Словарь Дуэль- 1)Поединок, бой (с применением оружия) между двумя лицами по вызову одного из них. Условия дуэли заранее устанавливались противниками или их представителями (секундантами) с соблюдением обычаев. Наиболее распространена в средние века, хотя формально запрещалась и была наказуема. 2) В дворянском обществе: способ защиты личной чести — вооруженная борьба двух противников по вызову одного из них, в присутствии секундантов. 3) Поединок, происходящий по определенным правилам, парный бой, имеющий целью восстановления чести, снятия с обиженного позорного пятна, нанесенного оскорблением.

Читать еще:  Диета при бронхите у детей

План урока: «Дуэль открывает столько возможностей…» или «Позвольте узнать, какое ваше мнение об этом предмете?» « — Мне кажется, вы шутите, милостивый государь!». «Утро было славное, свежее…» Готовимся к ЕГЭ. «Побеждает не тот, кто прав, а кто лучше владеет пистолетом?»

— Даёшь дуэли. — Я бы умерла заранее, от страха. — Дуэль открывает столько возможностей для отстаивания своего права… приятно чувствовать на боку тяжесть пистолета и осознавать своё право защищать то, что я считаю правильным. — Сомнительный способ восстановления справедливости. — Что?! Ты не веришь, что 2х2=10? Ты хочешь сказать, что я неуч? Ты меня оскорбить норовишь? СТРЕЛЯТЬСЯ. — Разве вопросы порядочности / непорядочности решаются умением стрелять/ фехтовать? — Что является главным в дуэли? — Для существования понятия дуэль необходимо, как минимум, распространение понятия честь. — Дуэль – это предумышленное убийство. Мнения

Утро было славное, свежее; маленькие пёстрые тучки стояли барашками на бледно-ясной лазури; мелкая роса высыпала на листьях и травах, блистала серебром на паутинках; влажная тёмная земля, казалось, ещё хранила румяный след зари; со всего неба сыпались песни жаворонков. Базаров дошёл до рощи, присел в тени на опушку и только тогда открыл Петру, какой он ждал от него услуги. Образованный лакей перепугался насмерть; но Базаров успокоил его уверением, что ему другого нечего будет делать, как только стоять в отдалении, да глядеть, и что ответственности он не подвергается никакой. «А между тем, — прибавил он, — подумай, какая предстоит тебе важная роль!» Пётр развёл руками, потупился и, весь зелёный, прислонился к берёзе. Дорога из Марьина огибала лесок; лёгкая пыль лежала на ней. Базаров невольно посматривал вдоль той дороги, рвал и кусал траву, а сам всё твердил про себя: «Экая глупость!». Утренний холодок заставил его раза два вздрогнуть… В1. Как называется описание природы, имеющее в произведении важное художественное значение? В2 . Какой приём использует автор в описании: «маленькие пёстрые тучки стояли барашками на бледно-ясной лазури» В3. Этот приём, по мнению Тургенева, нужен для того, что художник не должен передавать подробно движения души своих героев, а передавать по средствам диалога, портрета, пейзажа, реалистических деталей в описании обстановки и поведения героев. О каком приёме идёт речь? В4 . Выпишите из последнего абзаца слово(-а) или словосочетание(-я), представляющее(-ие) собой пример описанного в задании В3 приёма. В5. О ком так подумал Базаров: «Вот этот тоже рано встал, да, по крайней мере за делом, а мы?» В6 . Какой приём использует автор в речи героя: «…подумай, какая предстоит тебе важная роль !» В7. Какой принцип соотношения данного пейзажа и предстоящей дуэли использует И.С. Тургенев? Готовимся к ЕГЭ

Ключевые слова эпизода 1. смерть – кончина, смерть, убийство, задушить, как котёнка, умру, не умру, перепугался насмерть, истреблять, пока околею, как голова мертвеца, да он и был мертвец 2. холодность – хладнокровие Б., леденящая вежливость П.П., утренний холодок, Б. вздрогнул, белые как, снег панталоны П.П., скверно(4), холоден как лёд Б., не охладил вопросом 3. смешно — иронически, вы шутите, продолжаете шутить, комедию отломали, с усмешкой, необычен до смешного, вам всё же желательно шутить, почему не посмеяться, смеялся, шутил 4. драться – поединок(2),столкновение, драться(3), дирывались, побоище, не воин 5. глупость – нелепость, глупо, экая глупость, странность, глупая физиономия Петра, глупец Пётр 6. лес (зелёный цвет) – лесок, позеленел (Пётр), зелёное сукно 7. мужик

“… дуэль с Павлом Петровичем именно введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного почти преувеличенно комически .” И.С. Тургенев. По поводу «Отцов и детей». “ Личные мои наклонности тут ничего не значат; но, вероятно, многие из моих читателей удивятся, если я скажу им, что, за исключением воззрений Базарова на художества, — я разделяю почти все его убеждения. А меня уверяют, что я на стороне «отцов»….” И.С. Тургенев. По поводу «Отцов и детей» От автора

Подготовка к ЕГЭ ответы В1 пейзаж В2 сравнение В3 тайный психологизм В4 раза два вздрогнуть, рвал и кусал траву В5 о мужике с лошадьми В6 инверсия В7 контраста

Автор презентации Учитель высшей квалификационной категории Каримова Наталья Леонидовна г. Казань МАОУ «Гимназия№37»

Роль эпизода дуэли в романе И.С. Тургенева

«Отцы и дети»

Дуэли как способ решения конфликтов, возникающих между людьми одного круга, были приняты у дворян. Поединок вошел в литературу, с одной стороны, как часть дворянского быта той эпохи, с другой — как приём, помогающий писателю обострить конфликт, довести его до кульминации или до развязки. В романе «Отцы и Дети» к моменту дуэли кульминация во взаимоотношениях героев Базарова и Павла Петровича, уже позади (10 глава, спор за чаем). Роль эпизода дуэли в этом произведении – показать дворянский обычай как пережиток. Дуэль, как и всё произведение, направлена «против дворянства как передового класса».

Эпизод пропитан авторской иронией от начала и до конца. Курьезна уже сама причина дуэли, ведь общепринятым было или драться из-за «прекрасной дамы», или смывать кровью нанесённое оскорбление. Здесь же Павел Петрович вызывает Базарова из-за того, что подсмотрел невинный поцелуй своего врага и Фенечки, к которой, кстати, Павел Петрович был неравнодушен. Она непонятно по какой причине напоминала ему любимую прежде женщину. Это, несомненно, снижает образ Павла Петровича, придает ему комический оттенок, ведь простолюдинка Фенечка не ровня загадочной княгине Р.

Почему Базаров принимает вызов? Он считает, что «с теоретической точки зрения дуэль – нелепость, ну а с практической точки зрения – другое дело». Согласившись следовать устаревшему аристократическому обычаю, он тем самым разрушает нигилистическую идею. На протяжении всего романа автор заставляет Базарова нарушать заповеди нигилизма.

В завязке эпизода Базаров – в безвыходном положении, ведь противник сделал вызов с тяжёлой тростью в руках. При мысли о возможном оскорблении «вся его гордость так и поднялась на дыбы». Нелепость и комичность этой сцены подчеркивают слова Базарова: «Как красиво и как глупо! Экою комедию отломали! Умные собаки так на задних лапах танцуют».

Приняв вызов, Базаров, возможно, чувствует близость смерти. Вечером перед поединком он даже начинает письмо к отцу, но бросает его с мыслью: «Я ещё долго на этом свете маячить буду». Слово «маячить» отражает душевное состояние героя, который переживает кризис после разрыва с Одинцовой.

Тургенев опять отступает от принятого в русской литературе изображения дуэли. Участники дуэли традиционно подводили итоги своей жизни (Онегин, Печорин). Для Базарова же временем осмысления прожитой жизни станет предсмертная болезнь, а не дуэль.

Итак, наступило «славное, свежее утро». Тургенев с большим мастерством рисует природу перед поединком. Она не зависит от событий, происходящих вокруг, а остается неизменно красивой. Этой картиной писатель ещё раз подчеркивает мысль о том, что все остро политическое, сиюминутное уходит на второй план перед вечным. «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы … говорят о вечном примирении и о жизни бесконечной», — будет написано в финале романа.

Читать еще:  Запор у грудничка при введении смеси

И в это прекрасное утро Базаров вместе с Петром отправляется к назначенному месту. По пути они встречают мужика, появление которого ещё раз оттеняет бессмысленность дуэли: «Вот этот тоже рано поднялся, да, по крайней мере, за делом, а мы?»

Павел Петрович пытается выполнить все правила и формальности поединка. Напротив, в каждом действии Базарова. просматривается ирония по поводу этих формальностей («Я буду отмерять шаги», потому что «ноги у меня длиннее»). Он с издевкой относится ко всем действиям и словам Павла Петровича. Когда тот предлагает «соблаговолить выбрать» пистолеты, он отвечает: «Соблаговоляю!» Даже назначение Петра секундантом — ещё один способ поиронизировать над Павлом Петровичем.

Кульминацией этого эпизода является ранение Павла Петровича. Даже в эту «трагическую» минуту автор не оставляет иронического тона, которым сообщает о появлении струйки крови на белых щегольских панталонах – как «красиво»! Хотя ранение не серьёзно, Павел Петрович теряет сознание. Этим писатель подчёркивает его слабость. Комичным выглядит побег секунданта: «Пётр! поди сюда; Петр! Куда ты спрятался?»

После ранения Базаров проявляет свои лучшие качества, оказывая помощь своему бывшему врагу. «Теперь я уже не дуэлист, а доктор», — произносит Базаров, и в его словах чувствуется облегчение от того, что он наконец избавился от навязанной ему роли «дуэлиста».

Сцену дуэли обрамляет появление мужика с лошадью, важное не только в композиционном, но и в идейном смысле, подчеркивающее контраст между народом и обоими героями.

Эпизод дуэли завершается отъездом главного героя. Становится понятно, что поединок так и не разрешил конфликта между Павлом Петровичем и Базаровым, между «отцами и детьми», а лишь формально примирил их. «Павел Петрович пожал ему руку», «но Базаров остался холоден, как лёд. Он понимал, что Павел Петрович хотелось «повеликодушничать».

Центральные персонажи романа «Отцы и дети» Базаров и Павел Петрович Кирсанов – герои-антиподы, хотя между ними есть и нечто общее: оба самолюбивы, категоричны, при этом они порядочны, искренны и по-своему привлекательны. Все это, как, впрочем, и пропасть, которая их разделяет, мы видим как в эпизоде дуэли, так и в других эпизодах.

Дуэль отцы и дети анализ

Напишите или позвоните нам. Мы тут же подберём Вам репетитора. Это бесплатно.

Из-за блокировщика рекламы некоторые функции на сайте могут работать некорректно! Пожалуйста, отключите блокировщик рекламы на этом сайте.

СОДЕРЖАНИЕ:

Но Аркадий приехал не один, а с Евгением Базаровым, «добрым приятелем», студентом медицинской академии. Ему и предстоит стать главным действующим лицом; в деревенском доме Кирсановых представлять и говорить от имени своего поколения.

Неоспоримое в романе главенство Базарова нам дано осознать поначалу как меру влияния на своего друга. Следующая глава, описывающая обратный путь, это покажет. Дорога домой, в имение, которую предстоит проделать гостю – в тарантасе, отцу и сыну Кирсановым – в коляске, впереди.

Содержание третьей главы этим не исчерпывается. Два мотива начинают здесь звучать, как в музыкальном произведении, определяя тональность повествования. Вновь припомним дату встречи. Остается ровно год и девять месяцев до того, как был опубликован манифест об освобождении крестьян (так называемое «положение 19 февраля 1861 года»). За ним последовали радикальные изменения армии, суда… Реформы ознаменовали начало царствования Александра II. В глазах современников шестидесятые годы девятнадцатого века явились «эпохой великих реформ», давно ожидаемых. Эти реформы давно чаял писатель, написавший «Записки охотника», давший предшествовавшему роману название «Накануне».

В начале «Отцов и детей» перед нами знакомое по «Рудину» зрелище крестьянской нищеты: «…Деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами (видно, в голодную зиму пришлось солому с крыш скотине кормить – О.Т.), и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен. Мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках. » В описании крестьянской бедности автор заставляет звучать новую ноту. Картину весеннего дня (который, как известно, год кормит) дополняют мужицкие телеги. Мужики «шибко катились» – «полагать надо, что в город. В кабак». Крепостные не могут изменить заведенный порядок. Они и не хотят трудиться при существующем положении, не верят своим хозяевам.

«Отцы и дети» показывают, что к концу пятидесятых годов перемены, собственно говоря, уже начались – «дело подвинулось вперед». Новое все активнее пробивает себе дорогу. Веяние времени изменяет отношения как личные, так и общие. Аркадий, любящий сын, чувствует к отцу «снисходительную нежность», «смешанную с ощущением какого-то тайного превосходства». Со своей стороны, Николай Петрович охвачен неподобающим главе семьи смущением. Почтенный вдовец, он просит сына не осудить свою новую привязанность, Фенечку. За краткий путь домой Аркадию предстоит выслушать еще множество новостей. Управитель сменился, дворня новая. Старые преданные слуги незаметно уходят (Николай Петрович сообщает про смерть нянюшки Егоровны). Их место занимают такие, как камердинер Петр – «человек новейшего, усовершенствованного поколения». Мы уже видели его щегольской наряд, были свидетелями свободного общения с барином. А Николай Петрович считает нужным пояснить, что камердинер уже отпущен на волю и служит по желанию. Да что люди! И дом, и усадьба, куда они сейчас въедут, тоже лишь недавно построены. Окрестным жителям они настолько непривычны, что поместье носит сразу три названия: «Марьино, Новая слободка тож, или, по крестьянскому наименованию, Бобылий хутор». Время требует еще более масштабных перемен. «Нет , не богатый край этот ; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы , но как их исполнить, как приступить?» – задумался с первых минут на родине Аркадий.

Параллельно начинает звучать другая тема. «Так размышлял Аркадий а пока он размышлял, весна брала свое», – замечает всезнающий автор. Пока люди усиленно изменяют свою жизнь, в мире творится вечное чудо – возрождение природы. Оно воздействует на человека вне душного города, и с особой силой – на родной стороне. «Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием теплого ветерка, все – деревья, кусты и травы…» После долгой разлуки Аркадий полон восторга: «Какой здесь воздух! Право, мне кажется, нигде в мире так не пахнет, как в здешних краях! Да и небо здесь…» Николай Петрович от души готов подтвердить мистическую власть родины: «Конечно , ты здесь родился, тебе все должно казаться здесь чем-то особенным…» Но Аркадий вдруг фамильярно обрывает отца, словно и не сам затеял разговор: «Ну, папаша, это все равно, где бы человек ни родился». Прежде, чем так круто изменить тон и тему беседы, Аркадий, – гласит авторская ремарка, – «бросил косвенный взгляд назад». За ними же, мы помним, едет Базаров. Очевидно, его негативной реакции опасается младший Кирсанов. И опасается, мы увидим, недаром.

К категории вечного принадлежит искусство. С природой оно связано неразрывно. Спустя несколько минут Аркадий, наконец побежденный красотою весеннего дня, восклицает: «Но что за чудный день сегодня!» Отец его подхватывает, вспоминая строки Пушкина. Они приходятся особенно кстати: «Как грустно мне твое явленье…» Вдохновенно цитирующего Николая Петровича, Аркадия, который слушает «не без сочувствия», обрывает на этот раз Базаров. Он обращается к другу с прозаической просьбой: «…Пришли мне спичку, нечем трубку раскурить». Оба приятеля закуривают и пускают в волшебный весенний воздух клубы «заматерелого табаку».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector